10 заповедей и заповеди блаженства

3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.(Св. Евангелие от Матфея 5:3)

Свою самую великую проповедь Иисус начал словами «блаженны нищие духом», ведь именно таковым принадлежит Царство Небесное. Чтобы понять смысл этой фразы, мы должны понимать, кого представляют нищие духом, и каким образом они наследуют Царство Небесное.

«Наследуют царство»

На заре становления народа Израиль, евреям было дано обещание

5. итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, 6. а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.(Книга Исход 19:5,6)

Также о царстве священников писал пророк Даниил

44. И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно…(Даниил 2:44)

Именно об этом царстве и учил Иисус Христос, придя на землю. И имел ввиду он не земное правительство, а небесную награду.

6. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.(Откровение Иоанна Богослова 20:6)

Нищие духом

Чтобы войти в Небескное Царство, нужно обладать нищетой духа. Что же это такое? И как нищета может быть положительным признаком. Ведь если мы хотим похвалить человека за его развитый внутренний мир, то скорее скажем, что он богат духовно. А вот плохого, как правило, называют скудоумным.

На самом деле, никакого противоречия здесь нет. Вспомните, что приход Иисуса сравнивали с сиянием великого света, имея ввиду истину и правду, которую тот принес. Соответственно, до этого люди были во тьме.

Эта мысль подтверждается аллегорическим пророчеством Исаии.

5. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся.(Исаия 35:5)

Конечно же, в первую очередь имелась ввиду слепота духовная. И в целом слепыми были абсолютно все люди. Но по разному. Фарисеи и Саддукеи наоборот считали себя очень знающими и понимающими Закон. Но на самом деле они были злы и искажали Божье слово, заменяя его традициями.

Но были и те, кто осознавал окружающую несправедливость и беспорядок, творившийся в Израиле. Не в силах что-либо сделать, кардинально изменить ситуацию, они все-равно всячески стремились к истине и правде. Они были внутренне бедны, но они были нищими, т.е. осознавали свою бедноту и это побуждало их искать духовные богаства. (Фарисеям, как вы поняли, ничего искать не нужно было, они были богаты в своих глазах).

Кто жаждет, приходи и пей

Источником силы, способной перестроить внутренний мир человека, является Святой Дух.

13. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину.(Св. Евангелие от Иоанна 16:13)

И поэтому Иисус, обращаясь ко всем ищущим, жаждущим, нищим духом, призывал их обрести эту силу, придя к нему.

37. В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.39. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен.(Св. Евангелие от Иоанна 7:37,39)

Этот призыв звучал для всех потомков Авраама. И логично предположить, что книжники и фарисеи, люди начитанные, должны были самыми первыми в Иисусе распознать мессию. Но они не были нищими духом. Для них религия была лишь способом утверждения себя в обществе, инструментом для повышения социального статуса и положения. Они на верую принимали ложные толкования Закона и ленились пошевелить перстом, чтобы самостоятельно его исследовать. А зачем, если тебя могут посчитать изгоем? Не лучше ли не выделяться и быть в почете и при должности?

А ведь Соломон предупреждал.

3. если будешь призывать знание и взывать к разуму;4. если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,5. то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.(Притчи 2:3-5)

А в другой притче говорится, что

12. Ухо слышащее и глаз видящий — и то и другое создал Господь.(Притчи 20:12)

Естественно, что удивительная слепота фарисеев также была и от Бога, который не открыл им умы для понимания. Не дал ушей и и глаз. Таким образом гордые духовные учителя сами себя прокляли, как и предсказывал Даниил.

10. и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют.(Даниил 12:10)

Мудрые уразумеют

Мудрые уразумеют — пророчески указывает на благословение Духом Святым, всех искренних и чистых сердцем. Когда в пятидесятницу первого века первое собрание получило рождение свыше, то в то же время они получили дар понимания, мудрость от Бога, и силу, способную научить других. Благодаря этой силе началась всемирная проповедь, которая обращала людей от грехов к Всевышнему.

Как мы уже говорили выше, наследовать Царство Небесное означает получить Небесную награду. Даниил сравнил ее с вечным сиянием звезд.

3. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда.(Даниил 12:3)

Важно знать!

Все записанное в евангелиях служит примером для последних дней, наглядной моделью, показывающей, что ждет нас в будущем.

Не смотря на огромное количество конфессий и учителей, можно уверенно сказать, что христианство в большинстве своем заблудилось, идя по следам ложных пастырей.

И вам решать, как поступать… Пытаться хорошо устроиться на теплом местечке. Усыпляя совесть, быть таким же как все — мнимо праведным и мнимо возрожденным. Или же быть честным до конца, и признаться самому себе в том, кто ты такой на самом деле.. Обнищать в своих глазах, чтобы потом, используя эти знания как мотив, обогатиться у Бога.

Перед нами простая в своей безыскусной поэтичности притча. Она завершает Нагорную проповедь в Евангелии от Матфея, равно как подобная ей притча завершает аналогичную проповедь Иисуса Христа в Евангелии от Луки (47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.Лк. 6:47-49).

Многие комментаторы видят в этой притче пророчество о грядущем Суде Божием, когда будет окончательно решена участь каждого человека. Разбушевавшиеся стихии, упомянутые в притче, напоминают нам о метафорах гнева Божия в Судный день: «ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод» (2 Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергает его на землю.Ис. 28:2); «бурный ветер, проливной дождь и камни града» (13 Посему так говорит Господь Бог: Я пущу бурный ветер во гневе Моем, и пойдет проливной дождь в ярости Моей, и камни града в негодовании Моем, для истребления.Иез. 13:13). Однако другие комментаторы и толкователи усматривают в этой притче указания на события не за пределами земной истории, а в самой истории.

Иисус Христос начинает свою публичную проповедь с настоятельного призыва к покаянию и к вере в Его спасительное Евангелие: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.Мк. 1:15). Настал срок, надо спешить, ибо наступают последние времена с их бедствиями. Таким было глубокое убеждение современников Христа. Именно с этим предощущением надвигающейся катастрофы люди устремлялись к Иоанну Крестителю, с тем же убеждением они шли толпами за Иисусом. Об угрожающих бедствиях мы постоянно слышим в эсхатологических речах Иисуса Христа, отмечает Иоахим Иеремиас: «»Всемирный потоп» вот‑вот начнется (37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого;Мф. 24:37-39), топор лежит у корня бесплодной смоковницы (6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, -9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.Лк. 13:6-9). Обратитесь! Есть еще последняя отсрочка , но уже не долгая. Еще немного, и будет поздно – настойчиво внушают притчи о десяти девах (1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.Мф. 25:1‑12) и о большом ужине (15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти.21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.Лк. 14:15-24; 1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:Мф. 22:1‑10). Потом двери праздничного зала окончательно закроются. Также звучат притчи о хождении к судье (25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.Мф. 5:25-26; 57 Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?58 Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.59 Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.Лк. 12:57-59), о неверном домоправителе () и многие другие. Действуйте немедленно!»1. Иначе говоря, упомянутые в притче дождь, ветры, разливы рек можно понимать и как метафоры катастрофических событий «последних времен». Но шли годы, столетия… Было немало и дождей, и ураганов, и наводнений, и землетрясений, и войн, и эпидемий… Время от времени людей вновь охватывало ощущение надвигающегося всеобщего конца, но потом оно уступало место более спокойному взгляду на события. Оставалось абсолютно ясным одно – конец рано или поздно все равно будет. А для каждого отдельного индивида он не так уж и отдален в исторической перспективе. И как тут не вспомнить знаменитое высказывание из романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!»2. Но ведь в принципе о той же внезапности и слова Самого Иисуса: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;Мф. 24:36). Об этом пишет и апостол Павел: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью» (1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.1 Фес. 5:1-2).

Ну а до той поры каждому надо строить дом своей жизни. Каков он будет? На каком основании будет выстроен? На каменном или на песчаном? В Первом послании к Коринфянам апостол Павел пишет:

Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, каждого дело обнаружится; ибо День покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть (11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, -13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.1 Кор. 3:11-13).

В нашей притче Иисус указывает на Свое учение о высшей праведности, изложенное в Нагорной проповеди, как на каменное основание: «Всякого, кто слушает слова Мои сиии исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне». В иудаизме того времени бытовало изречение: «кто слышит слова Торыи делает благие дела, тот строит на твердом основании»3; здесь же говорится: «кто слышит Мои слова»4. То есть Иисус ставит Свое учение на место Закона Моисея как его исполнение.

В центре всей Нагорной проповеди стояло учение о любви. Вот и в последней притче еще раз указывается на следование словам и делам Иисуса Христа. Только тот, кто приходит к Нему, слушает Его слова и действует в согласии с ними, строит дом своей жизни на твердом основании. Такое жилище не сможет сдвинуть с места никакой поток, никакая катастрофа последних времен. Но тот, кто только слушает, но не живет в согласии со словами Иисуса, рискует крушением всей своей жизни.

Входя «тесными вратами» Христовой заповеди любви, человек вступает на жизненный путь к Царствию Божию. Этот путь нелегок, ибо он «узок» (14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.Мф. 7:14), полон многих скорбей. Само слово, переведенное как «узкий», как мы обсуждали выше, подразумевает гонения и преследования. Святитель Иоанн Златоуст придерживался той точки зрения, что бури и ветры, о которых говорит притча, – события земной жизни, а не метафора Суда. Он пишет: «Здесь дождем, реками и ветрами Он иносказательно называет человеческие несчастия и злоключения, как‑то: клеветы, наветы, скорби, смерть, погибель ближних, оскорбления от других и всякое другое зло, какое только бывает в настоящей жизни. Но душа праведного, говорит Он, ничем не побеждается. Причина этого в том, что она основана на камне. Камнем здесь Христос называет твердость Своего учения»5. И далее: «Сказавши, что путь добродетели тесен и прискорбен, Спаситель тотчас, чтобы ободрить Своих слушателей к трудам, показывает на этом пути великую безопасность и великое услаждение, тогда как на противном пути – большую опасность и вред»6. Вот так, по своему обыкновению, находчиво и велеречиво – за что и получил прозвание Златоуста – святитель тоже подводит заключительную черту под своими толкованиями Нагорной проповеди.

Речи Иисуса Христа в этой проповеди, изложенной в Евангелии от Матфея, ставят перед человеком множество вопросов: идет ли он в своей праведности дальше, чем книжники и фарисеи (20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.Мф. 5:20)? отказывается ли он от всяческих клятв (34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;Мф. 5:34)? не оказывает ли он сопротивления злу (39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;Мф. 5:39)? простирает ли свою доброжелательность на грешников и даже на врагов (44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.Мф. 5:44-45)? Или же он, как книжники и фарисеи, следит только за тем, чтобы не клясться ложно и не воздавать злом за добро? Собирает ли он (наряду со своей благотворительной деятельностью) на всякий случай еще и сокровища (19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,Мф. 6:19-20)? Использует ли свою религиозную деятельность еще и для того, чтобы показать себя людям? Или он не демонстрирует перед всеми свои отношения с Богом, потому что речь для него идет о его Небесном Отце (1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.Мф. 6:1‑18)? Все эти вопросы, затронутые в Нагорной проповеди, не просто вопросы вечного спасения или гибели, но и практические вопросы, определяющие ежедневную жизнь человека. Иисус всякому, кто слушает Его слова, предлагает принять принципиальное решение: станет ли его конкретная жизнь уже здесь и сейчас причастной вечности – или его земное прошлое и настоящее однажды рухнет и исчезнет как бесполезное и безосновательное. Собственно, об этом и все Евангелие.

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

2016-03-19 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся Мф.5:6. Эта заповедь обращена не только к тем, кто ищет Бога и пока ещё не встретил; и не только к начинающим своё хождение с Богом. Слова Йешуа более актуальны для тех, кто давно идёт за Господом и живёт верою. Заповеди блаженства, данные Мессией Йешуа, сильно отличаются от закона Моисеева. Каждая из десяти Заповедей Моисея представляет собой запрет: «Не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради», «не произноси», «не желай» и т.д. Нарушение Заповеди является преступлением. Йешуа в Нагорной проповеди учит по-другому. Он говорит, что человеку важно не только осознавать запрет, но и выработать в себе побуждение познать Бога и осознание, что без Бога он ничего не сможет. Естественно, что еврейский народ не понимал Йешуа. В их сознание не укладывалось, что счастлив тот, кто нищ, а не богат; кто плачет, а не смеётся; что только кроткие наследуют землю. И что радость и счастье будет естественным состоянием человека, исполняющим Заповеди Йешуа. И не только в веке будущем, но и в настоящее время. Через заповеди Йешуа предложил народу блаженство и путь к достижению этого блаженства. Народ не был готов это слышать и принять, и был удивлён. Они думали примерно так: если человек, согласно первой заповеди «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», нищий духом, осознал свой грех, раскаялся, и Царствие Божье теперь внутри него есть, то зачем дальше Йешуа говорит об остальных Заповедях? Когда их исполнять? До вхождения в Царствие Божье или после? Ответ простой: всегда. Да, нищий духом входит в Царствие, но и там он будет осознавать свою духовную нищету. Вспомним, что есть Царствие Божие? Царство Божье – это полное владычество Бога в сердце человека, а также и руководство человеком. Царство Божье – это изменённый посредством силы Божьей внутренний мир человека. Римл.14:17 «17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». Находясь в Царствии, человек будет сожалеть о том, что совершал грехи, будет восхищаться величием Бога и ещё больше жаждать правды. Т.е. исполнять эти заповеди человек должен всю свою жизнь. Скажите, можно ли потерять и праведность, и мир, и радость, и общение Духа Святого? Да, можно, к сожалению. Поэтому бодрствуйте, ведь эти категории – есть жизнь вечная. Царство Божие – то же самое, что жизнь вечная. Жажда по Богу. Пути поиска. В своей жизни человек всегда к чему-то стремится, чего-то хочет, чего-то жаждет. И это правильно, это от Бога. Важно выбрать правильные цели, и разделять чего хотеть и чего жаждать, а чего не следует желать. Человек не спасённый жаждет богатства, славы, признания, счастья, удовольствий, и как говорит пророк Амос, гоняется за земной пылью. Амос 2:7 «7 Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое». Люди голодны духовно. В сердце каждого человека Творец вложил жажду по Богу. Неверующие пытаются утолить эту жажду всякими недуховными вещами, которые не являются «хлебом», чтобы насытиться. Бог говорит через пророка Исайю 55:2 «2 Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком». Бог предлагает правильный путь. Апостол Иоанн говорит нам, что мы не найдём удовлетворения в этом мире. Потому что, приобретя что-то одно, захочется ещё и ещё, и не будет насыщения. 1Иоанна 2:15-16 «15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. 16 Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». Ничто из описанного в этих стихах не пребывает вечно, это всё тленное. Йешуа понимает, что человеку нужна пища, нужда вода, без этого человек не проживёт. Это необходимое условия существования человека. Хороший аппетит – это признак нормального состояния человека. И, наоборот, отсутствие аппетита это признак заболевания. Но в Слове Божьем сказано: Мф.4:4 «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». «Ищущие правды» — слово «правда» переводится как «праведность» и имеет значение святость, подобность Богу. Праведность достигается не усилиями и не утомительным трудом. Она даётся Господом, но только тем, кто алчет и жаждет её. Исайя 41:17-18 «17 Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. 18 Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю — источниками воды». Йешуа говорит, что человек нуждается в праведности. Как тело человека нуждается в хлебе и воде, так его душа нуждается в праведности. Наш внутренний человек жаждет быть в правильных взаимоотношениях с Богом. Именно это имел в виду Йешуа в четвёртой Заповеди блаженства: «6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Может быть, потому мы интуитивно смотрим на небо, и небо так влечёт нас. Без пищи человек может находиться относительно долго, но без воды – нет. Может кто-нибудь из вас испытывал такое и знает, какие страдания приносит и голод и жажда. И человек будет делать всё, чтобы найти пищу и воду, ведь это вопрос жизни и смерти. Такого человека не интересуют ни деньги, ни удовольствия, пока он не удовлетворит свой голод и жажду. Но духовный голод и духовная жажда более мучительна. Йешуа знал это, поэтому предложил Себя в качестве «хлеба» и «воды». Люди не могут осмыслить это и ищут свои пути. Творец ХаШэм возмущён поведением людей. Через пророка Он говорит: Иеремия 2:13 «13 Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды». Иоанна 6:51 «51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Йешуа говорит. Иоанна 4:14 «14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Наше оправдание наступает тогда, когда мы начинаем испытывать жажду по Богу. Когда мы понимаем, что грешны и сознаём свою вину перед Богом, и жаждем Бога, — это есть работа Духа Святого в нас. Дух Святой через нашу совесть обличает нас, не давая покоя, говоря нам, что грех разделяет нас с Богом и что гнев Божий на нас. Душа такого человека испытывает ужасный страх, что Бог её не примет и, возможно, этот человек обречён на вечную погибель. Уж поверьте, такая душа возжаждет Бога! И найдёт, потому что Он близко! Велика же радость у такой души будет! Хочу несколько слов сказать в отношении гнева Божьего, который на нас. Мы смотрим на нашу жизнь и понимаем, что что-то в нашей жизни не в порядке, хотя мы и Слово читаем, и на собрания в общину приходим, но живём так, как полагалось бы жить грешнику. Одной из причин этому является нераскаянный грех, который и вызвал гнев Божий. Дух Святой тебе уже давно напоминал об этом, но ты проигнорировал этот тихий голос. Помолись и попроси Господа напомнить. И покайся. И Господь отзовёт Свой гнев. Эта заповедь «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» логически вытекает из первых трёх. Заповеди блаженства говорят о том, что блаженство – это духовная нищета, блаженство – это плачь; блаженство – это кротость. И четвёртая заповедь Йешуа говорит нам, что блаженство – это голод и жажда праведности. Соблюдающие эти заповеди, войдут в Царство Небесное, они утешатся, наследуют землю и насытятся. Я хочу иметь это! Исайя 55:1 «1 Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко». Если мы доверимся Господу, то мы всё это наследуем! Это подарок от Бога и покупать не надо. Мы имеем всё, что нам надо в Царствии Небесном, в олам hаба и заботиться нам не о чём. На земле мы странники и пришельцы, мы здесь временно. Поэтому Йешуа говорит нам в Мф.5:40-42 «40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Бог верен, если Он сказал, то так и будет. Но нам надо выполнить свою часть, чтобы стать блаженными. Йешуа говорит в Мф.6:31-33: «31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? 32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. 33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». В результате исполнения первых четырёх заповедей Йешуа, наступает насыщение, потому что мы принимаем Бога. Суть заповеди «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» Мф.5:6 В заповеди говорится о людях, которые стремятся к Богу, как голодный к пище и жаждущий к воде, для того, чтобы Бог научил их жить праведно, очистил от грехов. И желание таких людей Господь исполнит. Знаем ли мы с вами, что такое настоящий голод, испытывали ли мы настоящую жажду? Думаю, что нет. Но ведь есть и в наше время люди, которые даже умирают от голода и жажды. Представляю, как они алкали и жаждали. О, если бы люди вот также жаждали Бога и Его праведности, жаждали исполнить Божью волю! Мы были бы намного плодоноснее, чем сейчас. Суть заповеди: верующий человек будет блажен, если он будет жаждать праведности в Духе Святом. И этот голод и жажда всегда будут только возрастать. Как тело человека нуждается в хлебе и воде, так его душа нуждается в праведности. Наш внутренний человек жаждет быть с Богом в правильных взаимоотношениях. И только правильные взаимоотношения с Богом дают нам полноту, дают нам блаженство. Амэн. Лука 1:53 «53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» — так сказала Мирьям, Мать нашего Господа Йешуа Мессии. Пророк Исайя сравнивает праведность со спасением. Ис.46:12-13 «12 Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды: 13 Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою». Ис.51:5 «5 Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою». Чтобы стать блаженными, нам уже не надо своими делами заслуживать спасение, нам надо алкать и жаждать праведности в Мессии Йешуа. Все заповеди блаженства говорят нам о том, чтобы мы отбросили душевное служение и сосредоточились на духовном. Может быть кто-то сейчас думает примерно так: «А я уже имею праведность». Но Йешуа опроверг такие мысли. Если человек считает, что он уже праведен и не жаждет большего, то Бог его не будет и благословлять. Такой человек безнадёжен, он остановился в духовном росте. Заповедь нам говорит, что только алчущие и жаждущие праведности блаженны. И мы должны жаждать и алкать всё больше и больше, даже находясь в Царствии Божьем. Тогда Бог будет нас благословлять. Амэн. Посмотрим на жизнь Моше (Моисея). Бог воззвал к нему из горящего тернового куста. Моше видел руку Божью в египетских казнях. Видел, как расступились волны Красного моря, пропуская сынов Израиля и потопив египтян. Видел как Ангел Божий – сияние Божьей славы – вёл народ в столпе огненном ночью и облачном днём. Видел руку Божью, писавшую Заповеди на каменных скрижалях, иссекавшую воду из скалы, давшего манн кушать народу. Моше говорил с Богом уста в уста. Казалось бы, ну что ещё? А Моше нужно было больше и больше: покажи мне Славу Твою! (Шмот 33:18; Otrā Mozu gr., Исход 33:18). Вот такими и должны быть истинно жаждущие и алчущие Бога. Сыны Кореевы в псалме 41:2-3 говорят: «2 Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! 3 Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие». Давид. Мы знаем, что Давид – муж по сердцу Бога. Он всегда искал Бога и был в близком общении с Ним. В псалме 62:1-2 говорит: «2 Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,3 чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище». Таким должен быть наш образ жизни: искать Бога больше и больше. Апостол Павел. У него три раза было видение Йешуа Мессии. Деяния 9:3-9, по пути в Дамаск; в Коринфе (Деяния 18:9-10 «9 Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, 10 ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе») и он был восхищен до третьего неба (2Кор.12:1-4). Павел раскрыл нам глубокие истины Божьи, но, тем не менее, он жаждет «10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Фил.3:10). Что мы получаем в результате отчаянного голода и жажды? Мы насытимся и будем счастливы. Получим оправдание от Господа. Войдём в жизнь вечную и в Царство Небесное. Об этом говорится во многих местах Писаний, например: Пс.106:9; Пс.22:1 и 5; Иер 31:14; Иоанн 6:35 и др. Но полное насыщение наступит, когда мы увидим Йешуа. Амэн. Именно Он есть праведность и истина. По-настоящему правды ищет тот, кто сталкивается с ложью, несправедливостью. Человек хочет что-то поменять, добиться правды. В этот момент он совсем не похож на счастливого. Блажен, кто ищет правды. Правда выступает как залог счастья. Лживый человек не может быть счастлив. Ложь есть неправда, ложь – когда наши слова не соответствуют нашим мыслям или поступкам. Лживый человек входит в сферу зла, ведь за ложью стоит сам дьявол. Он же лжец и отец лжи. Что общего может быть у света и тени, как написано во 2 Кор.6:14 «14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою». Ложь (сфера зла) противоположна счастью, которое исходит от Господа. Друзья, ложь оказывает разрушительное действие на наши жизни. Один мудрый человек сравнил ложь с трещинами на здании. Такое здание долго не устоит, во время бури оно развалится. Так и человек лживый не будет способен выдержать удары судьбы. Не может быть счастья без правды (праведности), как не может быть счастья вместе с ложью. Остерегитесь говорить ложь! Лучше сказать не полную правду, но только не ложь! Прочитайте книгу Ездра главы 4 и 5. Да поможет нам Господь! 6). Давайте проверим, являемся ли мы алчущими и жаждущими. Зададим себе несколько вопросов, ответьте на них не мне, а сами себе. — Удовлетворены ли вы собою? Если вы имеете чувство удовлетворённости, то у вас нет жажды и нет голода по праведности Божьей. Если имеете хоть признаки удовлетворённости, то вы не ищете пути Господни. — Как на вас влияют внешние проявления праведности, удовлетворяют ли они вас? Если такие внешние проявления удовлетворяют вас и способны заглушить голод по Богу, то вы на опасном пути. Голод праведности не может быть утолён ничем. — Насколько вы любите Слово Божье? Вопрос очень серьёзный. Если у вас нет жажды читать Слово Божье, если нет жажды и голода к праведности, то может быть вы вообще не являетесь дитём Божьим. Или, являясь дитём Божьим, остаётесь в грехах. Во всех случаях о блаженстве здесь говорить не приходится. Его не будет. — Как вы относитесь к жизненным потерям, которые допускает Господь в вашей жизни? Являетесь ли вы таким, который от Господа принимает только всё хорошее? Или от Господа принимаете всё, как Иов, 2:10 ( Ījaba grāmata) «10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими». Ведь всё находится под Божьим контролем: и хорошее и плохое. Если принимаете только хорошее, то вы не алчущий и не жаждущий. Вы гоняетесь за счастьем. Благословения от Бога тогда не надо и ожидать. Ведь трудности способствуют пробуждению нашего сердца. — Ставите ли вы Богу условия: Бог, я пойду за Тобой, если Ты разрешишь мне быть с моим грехом (например, я не хочу расставаться с моим богатством, с любовницей, с гордостью, с ложью, и т.д.)? Жаждущий и голодный человек не будет одновременно желать удовольствий, красивой одежды или чего-то другого, кроме воды и питья. В духовном плане точно так же, нам нужны праведность, мир и радость в Господе. И никаких условий Богу. Теперь подытожьте всё и сделайте выводы. Давайте не будем спать, как Лаодикийская церковь, не будем тёплыми, полусонными! Станем как мудрые девы, у которых всегда есть масло в сосудах! Пора возжаждать по-настоящему Бога! Я думаю, что нам всем нужно помолиться. Молитва. Владыка Господи, мы молимся к Тебе во имя Йешуа, Мессии Израиля. Мы хотим быть в правильных отношениях с Тобою, вложи в наши сердца сильное желание быть праведными. Мы просим Тебя, Отец, пусть Дух Святой покажет каждому из нас, в каком мы состоянии сейчас находимся перед Твоей Святостью. Во имя Йешуа Мессии пусть Дух Святой не даст нам покоя, пока не наладятся наши взаимоотношения с Господом. Йешуа, я верю, что Ты простил мои грехи и оправдал меня, когда я впервые принял Тебя своим Господом и Спасителем. Но за время хождения с Тобою я согрешал, прости меня и очисти Своей святой Кровью, что текла с Голгофы. Дай мне мир. Очисти моё подсознание! Наполни меня радостью. Я жажду праведности, восстанови меня! Мы молились во имя Йешуа Мессии. Амэн.

Моисей получает Скрижали Завета, Синай, монастырь Св. Екатерины

Люди, далекие от Церкви, не имеющие опыта духовной жизни, часто видят в христианстве одни запреты и ограничения. Это весьма примитивный взгляд.

В Православии все гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нарушать нельзя, это приведет к большому ущербу и даже к катастрофе. И физические, и духовные законы даны Самим Богом. Мы постоянно сталкиваемся в нашей повседневной жизни с предупреждениями, ограничениями и запретами, и ни один нормальный человек не скажет, что все эти предписания излишни и неразумны. Законы физики содержат немало грозных предупреждений, также и химические законы. Известна школьная поговорка: «Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда!» Идем на работу — там свои правила техники безопасности, их надо знать и соблюдать. Выходим на улицу, садимся за руль — должны соблюдать правила дорожного движения, в которых очень много запретов. И так везде, в любой области жизни.

Свобода — не вседозволенность, а право выбора: человек может сделать неправильный выбор и очень сильно пострадать. Господь дает нам большую свободу, но в то же время предупреждает об опасностях на жизненном пути. Как говорит апостол Павел: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор 10, 23). Если человек игнорирует духовные законы, живет как хочет, не считаясь ни с нравственными нормами, ни с окружающими его людьми, он теряет свою свободу, повреждает свою душу и наносит большой вред себе и окружающим. Грех — нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, он наносит вред в первую очередь самому согрешившему.

Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам заповеди. В них выражены духовные законы, они учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления. Заповеди были даны людям еще в Ветхом Завете, об этом мы говорили в разделе о ветхозаветной библейской истории. Люди Нового Завета, христиане, обязаны соблюдать десять заповедей. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф 5, 17), — говорит Господь Иисус Христос.

Главный закон духовного мира — закон любви к Богу и людям.

Все десять заповедей говорят об этом. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит — скрижалей, на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви к Господу, а на второй — остальные шесть. Они говорят об отношении к ближним. Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили: Какая наибольшая заповедь в законе? — Он ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22, 36-40).

Что это значит? То, что, если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десяти заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. И к этой совершенной любви мы должны стремиться.

Рассмотрим десять заповедей закона Божиего:

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Первая заповедь

Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Господь —Творец Вселенной и духовного мира. Он — Первопричина всего существующего. Весь наш прекрасный, гармоничный и очень сложно устроенный мир никак не мог возникнуть сам собой. За всей этой красотой и гармонией стоит Творческий Разум. Верить в то, что все существующее возникло само по себе, без Бога, есть не что иное как безумие. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс 13, 1), — говорит пророк Давид. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он заботится, промышляет о людях и обо всем созданном Им, без Его попечения мир не мог бы существовать.

Сотворение Евы

Бог — Источник всех благ, и человек должен стремиться к Нему, ибо только в Боге он получает жизнь. Нам необходимо все наши поступки и действия сообразовывать с волей Божией: будут они угодны Богу или нет. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор 10, 31). Главными средствами богообщения являются молитва и Святые Таинства, в которых мы получаем благодать Божию, Божественную энергию.

Повторим: Бог хочет, чтобы люди прославляли Его правильно, то есть православно.

Для нас Бог может быть только один, в Троице прославляемый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас, православных христиан, быть иных богов.

Грехами против первой заповеди являются:

  • атеизм (отрицание Бога);
  • маловерие, сомнение, суеверие, когда люди смешивают веру с неверием или всевозможными приметами и прочими пережитками язычества; также грешат против первой заповеди те, кто говорит: «У меня Бог в душе», а в церковь при этом не ходят и к Таинствам не приступают или приступают редко;
  • язычество (многобожие), вера в ложных богов, сатанизм, оккультизм и эзотерика; к этому можно отнести магию, колдовство, целительство, экстрасенсорику, астрологию, гадание и обращение к людям, занимающимся всем этим, за помощью;
  • ложные мнения, противоречащие вере православной, и отпадение от Церкви в раскол, лжеучения и секты;
  • отречение от веры, надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога; этот грех также связан с маловерием.

Вторая заповедь

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Мы знаем, что такое язычество и идолопоклонство. Вот что пишет о язычниках апостол Павел: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… Они заменили истину Божию ложью… и служили твари вместо Творца (Рим 1, 22–23, 25). Ветхозаветный израильский народ, которому первоначально были даны эти заповеди, являлся хранителем веры в Истинного Бога. Он был со всех сторон окружен языческими народами и племенами, и, чтобы предупредить евреев о том, чтобы ни в коем случае не перенимали языческие обычаи и верования, Господь устанавливает эту заповедь. Сейчас язычников, идолопоклонников среди нас мало, хотя многобожие, поклонение истуканам и идолам есть, например, в Индии, Африке, Южной Америке, некоторых других странах. Даже у нас, в России, где христианству вот уже более тысячи лет, кое-кто пытается возродить язычество.

Статуя богини Афины в Ватикане

Иногда можно услышать обвинение в адрес православных: мол, иконопочитание — это идолопоклонство. Почитание святых икон никак не может быть названо идолопоклонством. Во-первых, мы возносим молитвы поклонения не самой иконе, а Лицу, Которое на иконе изображено, — Богу. Взирая на образ, мы восходим умом к Первообразу. Также мы через икону возносимся умом и сердцем к Богородице и святым.

Священные изображения делались еще в Ветхом Завете по повелению Самого Бога. Господь повелел Моисею поставить в первом передвижном ветхозаветном храме (скинии) золотые изображения Херувимов. Уже в первые века христианства в римских катакомбах (местах собраний первых христиан) были настенные изображения Христа в виде доброго Пастыря, Матери Божией с воздетыми руками и другие священные образы. Все эти фрески найдены при раскопках.

Хотя в современном мире осталось мало прямых идолопоклонников, многие люди творят себе кумиров, воздают им поклонение и приносят жертвы. Для многих такими идолами, требующими постоянных жертвоприношений, стали их страсти и пороки. Некоторые люди попали в их плен и уже не могут обходиться без них, служат им, как своим господам, ибо: кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет 2, 19). Напомним эти идолы-страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Апостол Павел сравнивает служение страстям с идолопоклонством: любостяжание… есть идолослужение (Кол 3, 5). Предаваясь страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему. Он забывает и о любви к ближним.

К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и поклонение какой-либо личности. Немало людей в современном обществе к популярным артистам, певцам, спортсменам относятся как к кумирам, идолам.

Третья заповедь

Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.

Преподобный Иоанн молчальник

Произносить имя Божие всуе значит — напрасно, то есть не в молитве, не в духовных беседах, а во время праздных разговоров или по привычке. Еще больший грех произносить имя Божие в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием похулить Бога. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призыванием имени Божия также являются нарушением этой заповеди.

Имя Божие — святыня. К нему нужно относиться благоговейно.

Святитель Николай Сербский. Притча

Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Ювелир в бешенстве набросился на паломника:

— Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!

Паломник миролюбиво ответил:

— Поистине у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?

Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Четвертая заповедь

Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.

Господь сотворил этот мир за шесть дней и, окончив творение, благословил седьмой день как день покоя: освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3).

В Ветхом Завете днем покоя была суббота. В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда воспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Именно этот день является для христиан седьмым и главным. Воскресный день также называют малой Пасхой. Обычай почитания воскресного дня идет от времен святых апостолов. В воскресный день христиане должны быть на Божественной литургии. В этот день очень хорошо причаститься Святых Христовых Таин. День воскресный мы посвящаем молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресенье, как день, свободный от обычных трудов, можно помочь ближним или навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым. Принято в этот день благодарить Бога за прошедшую неделю и молитвенно попросить благословения на труды грядущей седмицы.

Часто от людей, далеких от Церкви или малоцерковных, можно слышать о том, что у них нет времени для домашней молитвы и посещения храма. Да, современный человек подчас очень загружен, но даже у занятых людей остается немало свободного времени на то, чтобы часто и подолгу разговаривать по телефону с друзьями и родственниками, читать газеты, часами сидеть у телевизора и компьютера. Проводя так вечера, они не хотят даже очень небольшое время уделить вечернему молитвенному правилу и почитать Евангелие.

Люди, которые чтут воскресные дни и церковные праздники, молятся в храме, регулярно читают утренние и вечерние молитвы, как правило, успевают сделать гораздо больше тех, кто проводит это время в праздности. Господь благословляет их труды, умножает силы и подает им Свою помощь.

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Художник Л. Баранов

Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже благословение, благополучие и многолетие в земной жизни. Чтить родителей — значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, молиться об их здравии и спасении, а после их смерти — о упокоении их душ.

Нередко люди спрашивают: как можно любить и почитать родителей, которые не проявляют заботу о детях, пренебрегают своими обязанностями или впадают в тяжкие грехи? Родителей мы не выбираем, то, что они у нас такие, а не какие-то другие, — воля Божия. Для чего Бог дал нам таких родителей? Для того, чтобы нам проявить лучшие христианские качества: терпение, любовь, смирение, умение прощать.

Через родителей Бог дал нам жизнь. Таким образом, никакие заботы о родителях не могут сравниться с тем, что мы от них получили. Вот что пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «Как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним, не только по закону природы, но и преимущественно перед природой, по чувству страха Божия. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями». Почитая отца и мать, мы научаемся почитать Самого Бога, Отца нашего Небесного. Родителей можно назвать соработниками Господу. Они дали нам тело, а Бог вложил в нас бессмертную душу.

Если человек не почитает родителей, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-Церковь и постепенно доходит до отрицания Бога. Все это взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь — веру в Бога — и на семью. Семья, почитание старших, обычаи и традиции (переводится с латинского — передача) скрепляют общество, делают народ сильным.

Шестая заповедь

Не убивай.

Убийство, лишение другого человека жизни, и самоубийство относятся к числу самых тяжких грехов.

Самоубийство — страшное духовное преступление. Это — бунт против Бога, Который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.

Человек, лишивший другого жизни по неосторожности, также повинен в убийстве, но вина его меньше, чем у того, кто посягает на жизнь другого сознательно. Также повинен в убийстве тот, кто содействовал этому: например, муж, который не отговорил жену сделать аборт или даже сам способствовал этому.

Люди, вредными привычками, пороками и грехами сокращающие свою жизнь и наносящие вред своему здоровью, также грешат против шестой заповеди.

Любой вред, нанесенный ближнему, есть также нарушение этой заповеди. Ненависть, злоба, побои, издевательства, оскорбления, проклятия, гнев, злорадство, злопамятство, зложелательство, непрощение обид — все это грехи против заповеди «не убий», потому что всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3, 15), — говорит слово Божие.

Кроме убийства телесного, существует не менее страшное убийство — духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха и тем самым губит его душу.

Святитель Филарет Московский пишет, что «не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Не является беззаконным убийство, когда отнимается жизнь по должности, как-то: когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Отечество».

Седьмая заповедь

Не прелюбодействуй.

Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, плотские извращения, а также нечистые желания и мысли.

Господь установил брачный союз и благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а одна плоть (Быт 2, 24). Наличие брака — еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. У людей же существует брак, взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.

То, что благословляется в браке, вне брака является грехом, нарушением заповеди. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в одну плоть для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Всякая попытка похитить радости брака без взаимного доверия и той ответственности, которые предполагает брачный союз, — тяжелый грех, который, по свидетельству Священного Писания, лишает человека Царства Божия (см.: 1 Кор 6, 9).

Грехом еще более тяжким является нарушение супружеской верности или разрушение чужого брака. Измена разрушает не только брак, но и оскверняет душу того, кто изменяет. На чужом горе счастья не построишь. Существует закон духовного равновесия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вернется. Бесстыдные разговоры и нехранение своих чувств также являются нарушением седьмой заповеди.

Восьмая заповедь

Не кради.

Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности — как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как этим люди пытаются приобрести что-то (например, расположение ближнего) нечестно.

«Ворованным добром не выстроишь дом», — говорит русская пословица. И еще: «Сколь веревочка ни вейся, а конец будет». Наживаясь на присвоении чужой собственности, человек рано или поздно будет за это расплачиваться. Совершённый грех, каким бы незначительным он ни казался, обязательно возвращается. Один знакомый авторам этой книги человек во дворе случайно ударил и поцарапал крыло машины соседа. Но ничего не сказал ему и не возместил ущерб. Через некоторое время в совершенно другом месте, вдали от его дома, его собственную машину так же поцарапали и скрылись с места происшествия. Удар был нанесен в то же крыло, которое он испортил соседу.

К нарушению заповеди «Не кради» ведет страсть сребролюбия. Именно она привела Иуду к предательству. Евангелист Иоанн прямо называет его вором (см.: Ин 12, 6).

Побеждается страсть любостяжания воспитанием в себе нестяжания, милосердием к бедным, трудолюбием, честностью и возрастанием в духовной жизни, ибо привязанность к деньгам и другим материальным ценностям всегда происходит от бездуховности.

Девятая заповедь

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как-то: клевета, ложные доносы. Грех празднословия, столь обычный и повседневный для современного человека, также очень часто бывает связан с грехами против девятой заповеди. В праздных разговорах постоянно рождаются сплетни, пересуды, а порой наветы и клевета. Во время праздной беседы очень легко сказать лишнее, разгласить доверенные тебе чужие тайны и секреты, поставить в трудное положение ближнего. «Язык мой — враг мой», — говорят в народе, и действительно наш язык может принести большую пользу нам и ближним, а может очень сильно навредить. Апостол Иаков говорит, что языком мы порой благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию (Иак 3, 9). Грешим мы против девятой заповеди не только тогда, когда возводим клевету на ближнего, но и когда соглашаемся со сказанным другими, тем самым соучаствуя в грехе осуждения.

Не судите, да не судимы будете (Мф 7, 1), — предупреждает Спаситель. Осуждать — значит судить, дерзко восхищать право, которое принадлежит только Богу. Лишь Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить Свое создание.

Суд над священномучениками

Рассказ преподобного Иоанна Савваитского

Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: «Хорошо, по молитвам вашим». Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не переменился, отче!» Услышав это, я воскликнул: «Худо!» И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим Ангелам и сказал им: «Изриньте его вон, — это антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего Суда». И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, — сказал я тогда пришедшему брату, — зол сей день мне!» «Почему так?» — спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мною мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию.

Вот как страшно выносить суждение о человеке.

Десятая заповедь

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о чем-либо. Человек начинает завидовать имуществу и деньгам ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает греховные мечты в действие.

Зависть к богатству, талантам, здоровью ближних убивает в нас любовь к ним, зависть как кислота разъедает душу. Завистливому человеку трудно общаться с другими. Его радуют скорбь, горе, постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти: он — семя других грехов. Человек завистливый также грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что ему посылает Господь, он обвиняет во всех своих бедах ближних и Бога. Такой человек никогда не будет счастлив и доволен жизнью, ведь счастье зависит не от земных благ, а от состояния души человека. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17, 21). Оно начинается здесь, на земле, с правильного духовного устроения человека. Умение видеть дары Божии в каждом дне своей жизни, ценить их и благодарить за них Бога — залог человеческого счастья.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *