120 китайских мучеников

Китайские новомученики

Китайские новомученики


Собор святых мучеников китайских (икона)

Умер

1900
Пекин

Почитается

в Русской православной церкви

Канонизирован

1902 год (местное), 2016 год (общецерковное)

В лике

мучеников

День памяти

11 (24) июня

Медиафайлы на Викискладе

Кита́йские новому́ченики — православные, погибшие во время мятежа ихэтуаней («боксёров») в Пекине. Почитаются как православные святые, память совершается 11 (24) июня.

Ещё по приказу Петра Первого в Пекин отправилась Русская духовная миссия. В начале XX века в Пекине было несколько сот православных христиан. Почти все они приняли мученическую смерть в ходе восстания ихэтуаней против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая.

Летом 1900 года участники «боксерского восстания» в Китае провозгласили своей целью борьбу с иностранным влиянием в стране, в качестве одного из лозунгов выдвинув войну с Христианской церковью и обращёнными в христианство китайцами.

Как утверждается, члены тайного «общества гармонии и справедливости» (по-китайски «ихэтуань», 義和團) верили, что как только они истребят всех христиан, Китай станет самой могущественной империей в Азии. По другим мнениям, борьба с христианством была фактически бунтом против колониализма, совмещаясь с погромами телеграфных линий, железных дорог и антиманьчжурскими выступлениями..

В ходе уличных столкновений, названных впоследствии «Варфоломеевской ночью в Пекине», несмотря на пытки и издевательства ихэтуаней, православные не отреклись от веры. Среди новомучеников оказались не только русские, но и китайцы. Выжившие свидетели так описывают события:

Многие христиане, укрываясь от опасности, собрались в доме священника Митрофана. Среди собравшихся были и прежние недоброжелатели Митрофана, но он не гнал их. Видя, что некоторые малодушествуют, он укреплял их, говоря, что наступило время бедствий, и трудно избежать их. Сам он по нескольку раз в день ходил смотреть на сожжённую церковь. 10 июня, вечером, часу в десятом, солдаты и боксёры окружили жилище Митрофана. В это время там было человек до семидесяти христиан; более сильные из них убежали, а Митрофан и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались и были замучены. Митрофан сидел на дворе перед домом; боксеры искололи ему грудь, как соты, и он упал под финиковым деревом.

Всего в ходе восстания погибло 30 000 христиан разных конфессий.

222 человека из погибших были опознаны, их мощи собраны.

11 октября 1901 года начальник 18-й Русской духовной миссии архимандрит Иннокентий (Фигуровский) представил Святейшему синоду поимённый список 222 православных китайцев и ходатайствовал о разрешении в их память устроить на месте разрушенной миссийской церкви в Пекине храм в честь всех святых мучеников православной церкви. Указ Российского императора из Синода за номером 2874 от 22 апреля 1902 года разрешил устроить в Пекине храм в «честь Всех Святых Мучеников Православной Церкви со склепом для погребения в нём костей избиенных православных китайцев и установлением для православной общины в Китае ежегодного празднования 10 и 11 июня» (по новому стилю 23—24 июня) с крестным ходом к местам избиения православных христиан. По возведении этого храма останки мучеников были погребены в его крипте. Китайским новомученикам ещё до 1917 года была составлена особая служба и написана икона.

В годы «культурной революции» этот храм был разрушен, а его крипта затоплена.

Определением Архиерейского собора Русской православной церкви от 3 февраля 2016 года установлено общецерковное почитание «священномученика Митрофана пресвитера и иже с ним пострадавших мучеников многих, принявших мученические венцы в 1900 году в Пекине».

> См. также

  • 222 православных китайских мучеников
  • 120 китайских мучеников — группа святых Римско-Католической Церкви

Примечания

  1. 1 2 Зачем и за что мы почитаем святых? Телепрограмма, 30.10.2004, комментарий в свете веры.
  2. 1 2 В Москве отслужили молебен китайским новомученикам.
  3. Котов П. Яшмовый император против Запада // Вокруг Света : журнал. — 05.08.2008.
  4. 1 2 Маркиш М. Звёзды Востока.
  5. Храм Всех Святых Мучеников в Бэй-гуане (Пекин).
  6. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых.

Ссылки

  • Николай (Велимирович). Китайские мученики
  • Собор святых мучеников китайских

222 китайских мученика. «За Христа страдать не больно»

Никто не ждал гонений, тем более таких беспощадных. Но в самом начале цивилизованного 20 века в Китае были зверски убиты тысячи христиан разных конфессий, и среди них — 222 православных. Это спровоцировало западные мировые державы и Японию на военное вторжение в Китай. В 1900 году, в очередной раз в истории, по сути схлестнулись христиане и язычники. Как все это могло случиться?!

Почему терпение лопнуло?

Когда читаешь список китайских мучеников, комок подступает к горлу. Убивали целыми семьями, женщин, детей, стариков, всех без разбору. Рядом имена родителей и всех детей, от мала до велика, братьев, сестер, дедушек, бабушек. Самому младшему около года от роду — это Агафия Хай, дочь помощника пономаря. Самой старшей – 81 год, и она из той же семьи: Надежда Чан, прабабушка Агафии.

Нельзя сказать, что Китай никогда не отличался веротерпимостью. В его истории хватало и терпимости, и гонений. Например, первых вестников Воскресения Христова на этой земле – а ими стали в 7 веке несториане — просили перевести книги с их вероучением для дворцовой библиотеки, указом о веротерпимости предоставили полную свободу и возможность строить монастыри. А вот в 9 веке, напротив, был принят указ, направленный против буддистов, но негативно сказавшийся и на христианах.

Православие пришло в Китай вместе с невольниками в конце 17 века: 40-50 казаков и их семей привели из захваченной китайцами пограничной крепости Албазин на реке Амур. Среди пленников был и один священник. Император выделил им кусок земли в северной части Пекина, обязал их служить в гвардии (т.н. отряд «Знамени с желтой каймой») и отдал русским под православные богослужения храм.

Однако в конце 19 века на христиан смотрели уже гораздо менее благосклонно …

К этому времени некогда великая империя династии Цин была отстающим в развитии, проигравшим две подряд войны («Опиумные войны» с Англией и Францией 1840-60гг.) государством, в котором фактически свободно хозяйничали европейцы и американцы. Империя в это время оказалась беспомощна. Традиционные жизненный уклад рушился, а вместе с ним рушилась привычная жизнь китайской провинции. Например, строительство железной дороги означало, что без средств к существованию останутся сотни возниц, погонщиков, лодочников и т.д. Да еще и невероятная засуха, которая уничтожала урожаи уже не первый год подряд, усугубляла ситуацию, порождая голод…

Вместе с военными и торговцами в страну хлынул мощный поток миссионеров, в основном, протестантов. Христианские общины разрастались, ведущие роли в них играли, естественно, «белые люди». При этом, в отличие от несториан, проповедники 19 века не старались адаптировать христианство под местную культуру, часто совсем не считаясь с ней.

Недовольство росло. Христианство стало восприниматься местными жителями как неотъемлемый атрибут агрессивного и повинного во всех бедах Китая Запада.

Ясно, что терпение рано или поздно должно было лопнуть…

Ихэтуани

Убивать христиан – велит устав

Терпение лопнуло в 1898 году: в северных провинциях спонтанно возникают отряды ихэтуаней, дословно — «отряды справедливости и мира». Их символ – сжатый кулак. С легкой руки западных журналистов их прозвали «боксерами», еще и потому, что они практиковали один из видов единоборств. Эти люди – «священные воины», как они сами себя называли — встали на защиту своей страны и ее традиций. Мишенью для удара стали иностранцы.

Иностранцы – значит, преимущественно христиане. Справедливости ради надо сказать, что под горячую руку попались и японцы: так, в Пекине в разгар восстания был убит член японской дипломатической миссии.

Однако уничтожать именно христиан ихэтуани были обязаны по уставу. Другие пункты этого устава обязывали их подчинять начальству, помогать своим товарищам, никогда не нападать на других ихэтуаней, не мародерствовать, не совершать преступлений (убийство христиан таковым не считалось), все захваченное имущество сдавать в казну местных властей, всегда участвовать в бою, придерживаться буддизма. Не все эти пункты исполняли. Но буддизма придерживались, наверное, все. Дело в том, что вокруг ихэтуаней возник некий мистический ореол. Даже в уставе было прописано, что духи могут вселяться в тела этих воинов, делая их сверхлюдьми.

«По народному поверию, — вспоминает свидетель «Боксерского восстания» о. Сергий Чан, — которое разделяют в Китае все, от государя и великих князей до простолюдинов, эти «боксеры» трех высших степеней совершенно неуязвимы для меча и оружия. Они не имеют нужды пользоваться огнем, чтобы поджигать здания: достаточно только кому-либо из них указать на здание, и оно уже загорается само. Они призывали всех кричать «ша» – убивай (то есть христиан), и в то время не было, кажется, ни одного человека, который не кричал бы «ша».

Получалось, война – священная! Христиане, по версии восставших, — бесы и слуги дьявола. Поэтому их можно убивать без суда и следствия. Исключение делалось для китайцев, перешедших в христианство, — им предлагали выбор: смерть или отречение от Христа.

К 1899 году движение ихэтуаней приняло угрожающие масштабы – их было уже 100 тысяч. «Священные воины» победоносно двигались к столице. Нередко местные власти поддерживали ихэтуаней, и убийства иностранцев приобретали легальный характер.

Так, например, 9 июля 1900 года в Тайюане казнь последователей Христа происходила прямо перед губернаторским дворцом в присутствии самого губернатора и при большом стечении народа. По одному выводили протестантов, потом католиков; сначала мужчин, за ними женщин и детей. С помощью тесака им рубили головы. Матери держали детей за руки, пока их самих казнили. Один престарелый католический епископ, когда его выводили на казнь, обратился к губернатору: «Почему вы совершаете такое злодейство?». А тот вытащил саблю и ударил старика по лицу. Потом епископу отрубили голову. Та же участь ждала и детей. По свидетельству очевидцев, все европейцы вели себя очень спокойно и выдержано, никто не паниковал, не просил о пощаде, разве что несколько малышей плакали. Расправы в тот день не избежали и китайцы, принявшие христианство…

Запад вторгается в Китай

…Весной 1900 года в Пекин стали приходить тревожные известия. 26 мая ихэтуани двинулись на столицу. При этом императрица Цэси выразили им поддержку. Одновременно с этим американские и русские войска двигались к Пекину, чтобы защитить некитайское население. Но они опоздали: 11 июня ихэтуане ворвались в город, и начались погромы… В ответ на это военные корабли Японии, России, США, Франции, Австро-Венгрии и Великобритании отправились к берегам Китая. Но иностранных жителей Пекина это не спасло.

Вспоминает отец Сергей: «В эти дни, с 13 по 27 мая, слухи о приближении «боксеров» становились все ближе и ближе. На улицах стало заметно большое оживление, появилось много нищих и незнакомых, пришлых людей. «Боксеры» с красными повязками на руках и ногах стали смело появляться на улицах, проходили толпами и военным строем… Вечером 31 мая начались поджоги здания Миссии (Русская Православная Миссия в Китае, организованная в начале 18 века – авт.). Начиная с южного города и по всему Пекину и за городом мятежники предали сожжению не только жилища европейцев, но кварталы, где жили китайцы-христиане. Вся местность в долине, где расположен город Пекин, осветилась заревом пожаров. Всюду царил ужас, слышались крики и стоны».

Императрица Цэси

Все иностранцы к этому времени переселились в Посольский квартал, и 20 июня ихэтуани начали его осаду. На следующий день императрица Цэси официально объявила войну коалиции европейских государств: «Иностранцы ведут себя агрессивно по отношению к нам… К тому же угнетают наш народ и богохульствуют над нашими богами. Простой народ терпит небывалые притеснения, и каждый из них весьма мстителен. Поэтому отважные последователи-ихэтуани сжигают церкви и убивают христиан». 22 июня в России, на границе с Китаем, в Приморском округе началась мобилизация. К мобилизованным присоединилось Уссурийское казачье войско… А следующая ночь – с 23 на 24 июня — для христиан в Пекине стала «Варфоломеевской» …

«За Христа страдать не больно»

Еще накануне на улицах появились плакаты, призывающие убивать христиан и угрожающие смертью тем, кто будет их укрывать. А ночью по улицам Пекина уже шагали «боксеры» с горящими факелами. Начались убийства… Христианам отрубали головы, вспарывали животы, сжигали в их собственных жилищах, сжигали на кострах за городом, в кумирнях «боксеров». Несколько десятков человек под страхом мучений отреклось от веры. Но 222 православных выстояли.

Среди них был один иерей – отец Митрофан Цзи, первый православный священник-китаец. Его рукоположил сам святой равноапостольный Николай, просветитель Японии.

Перед мучениями отец Митрофан укреплял и ободрял свою паству. Вечером 23 июня ихэтуани окружили его дом, где собралось несколько десятков христиан. Некоторым удалось бежать. Остались преимущественно женщины и дети. Отец Митрофан сидел перед домом, и его закололи копьями. Его жена Татиана спаслась с помощью своей невестки, но на другой день была казнена через отсечение головы вместе с еще 18 единоверцами.

23-летнего сына отца Митрофана, Исайю, казнили за несколько дней до этого на большой улице около ворот Пин-дзэмень. Молодой человек служил в артиллерии, и всем было известно, что он христианин. Его 19-летняя невеста, Мария, после смерти Исайи пришла в дом своего жениха, желая тоже умереть за веру: «Я родилась около церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру» — отвечала она на уговоры спасаться бегством. Ее казнили в «Варфоломеевскую ночь».

Ихэтуани не щадили никого и никого не оставляли в живых. Учительницу школы Миссии Ию Вэнь изрубили и забросали землей. На ее стоны пришел сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Спустя какое-то время «боксеры» снова схватили ее и на этот раз мучили до смерти. Она не отреклась, а снова исповедала Христа.

Не пощадили ветхих стариков. Не пощадили калеку – Афанасия А – он и схваченный истязателями обличал их безумие и жестокость, и категорически заявил им, что хочет быть убитым только во дворе Миссии, где он духовно родился. Не щадили детей: из 222 замученных чуть ли ни четверть составляли младенцы и дети до 18 лет!

Ошеломляющей была смерть 8-летнего сына священника, Иоанна. Мальчику разрубили плечи, отрубили пальцы ног, отрезали уши и нос. Он остался жив – его спрятала в отхожем месте Мария — и не чувствовал боли. На удивление изуверов, он вел себя спокойно и бесстрашно, когда через какое-то время снова попал в руки «боксерам», и его, искалеченного, вели на казнь. Иоанн отвечал на все вопросы: «За Христа страдать не больно»…

Конец восстания

Надо сказать, что были китайцы, мирные жители и солдаты, которые жалели христиан. Кто-то даже укрывал их, как тот сторож. Не все китайские военные поддерживали повстанцев: иногда в бою, когда ихэтуани вырывались вперед, опережая императорские войска, те стреляли им в спины.

И коалиционные войска отнюдь не были «белыми и пушистыми». Сохранились свидетельства необоснованных убийств европейцами местных жителей, а в Благовещенске в ответ на обстрел с китайской стороны русские массово расправлялись с жителями-китайцами. Еще когда восстание не было полностью подавлено, участники коалиции стали «делить шкуру неубитого медведя»: не согласуясь друг с другом, предъявляли Китаю один ультиматум за другим…

Святым китайским мученикам составлены службы на русском и английском языках, им молятся православные христиане в разных странах мира.

Как бы то ни было, Пекин был взят войсками коалиции на Успение, 28 августа, когда штурм императорского дворца увенчался успехом. Но последние ихэтуани были ликвидированы только к концу 1902 года.

После «Боксерского восстания» Китай оказался в еще худшем положении, чем до него! Но на крови китайских мучеников (кстати, многие тела которых остались нетленными) в Поднебесной Империи возросла Православная Церковь. Ей еще предстоял расцвет, когда по всей стране насчитывалось больше 100 православных храмов. И страшная китайская «Культурная революция», объявившая кровавую войну всем религиям. И возрождение в 80-е годы.

Сегодня в Китае все религии разрешены, но – с определенными, довольно жесткими условиями. Потомки албазинцев до сих пор живут в стране, и, может быть, уже не помнят русский язык, но свою веру не забыли. И своих мучеников тоже помнят. Их имена часто принимают при крещении новообращенные китайцы.

Валерия Посашко

Священномученик Митрофа́н Китайский, пресвитер

Кондак 1

Избранныя от великаго народа восточнаго, прехвальныя страстотерпцы, богоносный отче Митрофане с паствою верною, от рук единоплеменников ваших, подобно древним мучеником пострадавшия, с ними же купно Творца всех восславляющие, милостивно примите моление наше, да с любовию величаем вас, кровию вашею землю Китайскую осветивших, верность же Христу до конца сохраньших, зовуще вам сице:

Радуйтеся, всеславные мученицы Китайстии, подобно звездам лучезарным, на Востоце возсиявшия.

Икос 1

Ангелов и человеков Творец, в деснице Своей судьбы народов и царств содержаяй и в каждом колене верных чад Своих имеяй, произрасти вас, богоблаженнии страстотерпцы от потомков пленников российских, в державе Китайстей новую отчизну снискавших и среди народа ея единоверцев своих обретших. Вы бо, мученицы благоверныя, славу земную ни во что же вменившее, сокровища нетленныя на Небесех стяжали есте, яко посрамили есте кровию вашею безчеловечную ярость людскую и демонское коварство. Мы же ныне, вся сия воспоминающе, похвалы таковыя с надеждою и любовию вам возносим:

Радуйтеся, Отца Небеснаго чада верныя и возлюбленныя;

Радуйтеся, Христовы страстотерпцы и мученицы добропобедныя;

Радуйтеся, лучезарныя лампады Духа Святаго;

Радуйтеся, пламень бесовский водами крещения угасившия;

Радуйтеся, торжество Пасхи Новыя в стране языческой явившия;

Радуйтеся, народу востока путь к истинней вере указующия;

Радуйтеся, и нас во уповании на Спасителя утверждающия;

Радуйтеся, пречудное милосердие Божие к нам приклоняющия;

Радуйтеся, всеславнии мученицы Китайстии, подобно звездам лучезарным на Востоце возсиявшия.

Кондак 2

Видением в веках грядущих от Господа одаренный, всехвальный Исайя – пророк возвести, яко придут верныя чада Божия издалече от земли Синиим; ныне мы же сего проречения сбытия зрим, яко в земли на востоце дальнем, Синиим рекомей, вы, страстотерпцы богоносныя, пришли есте к Агнцу Божию, богопросвещенным Исайей проповеданному, людие добрыя, путем Крестным за Христом Распятым последовали есте, воспевая Ему: Аллилуйя.

Икос 2

Разумом Божественным просвещенныя и одаренныя, святою любовию ко Христу пламенеющия, мученицы святыя и велехвальныя, кумиром и их служителем бесоводимым не поклонистеся, яко древле в пленение Пекинское приведенныя, правнуцы и сонаследницы казаков Абалазинских, веру Православную соблюдоста, и за Христа Распятаго, живот свой положиша, обрели есте свободу чад Божиих, и ныне Святую Троицу умоляете о всех, восхваляющих вас сице:

Радуйтеся, младенцы Церкви Христовой, от новаго Ирода заклание приявшия;

Радуйтеся, землю Отчизны вашея кровию мученическою, аки водами крещения омывшия;

Радуйтеся, чрез златыя врата во Иерусалим Небесный во гласе радования вшедшия;

Радуйтеся, чада Израиля Новаго, на лоне Авраамовом упокоение вечное обретшия;

Радуйтеся, аки адаманты многоценныя в сокровищнице Небесней сияющия;

Радуйтеся, со всеми мученики и праведники хвалу Творцу воспевающие;

Радуйтеся, путь истинный, к житию вечному ведущий, в стране дорог шелковых, озаряющия;

Радуйтеся, Предвечнаго Бога более империи земной любити научающия;

Радуйтеся, всеславныя мученицы Китайстии, подобно звездам лучезарным, на Востоце возсиявшия.

Кондак 3

Силою благодати Божественныя укрепленныя, мученицы всеславныя, подвиг высоких и славных во смирении сердечнем не искали есте, николиже древним мучеником великим уподобитися, но токмо веры Христовы течение соблюсти возжелали есте, и верою же движимыя, самих себе в жертву благоугодную Спасителю принесли есте. Мы же, сия поминающе, усердно просим вы: укрепите нас в уповании на Христа, да сподобимся купно с вами воспевати Ему: Аллилуйя.

Икос 3

Имуще надежду непостыдную на всеблагое предстательство ваше, велехвальныя мученицы Китайстии, пред престолом Царя Царствующих и Господа Господствующих, величаем и прославляем вас, богосиянныя звезды Солнца Правды, небо восточное светом предвечной Истины Христовой озарившия, и во вся концы земли лучи подвиг ваших богоприятных испустившия, страстотерпцы богоблаженныя двести двадесят и два, молитеся Господеви, да оживотворит теплохладную веру нашу и приимите славословия сия:

Радуйтеся, лилии благоуханныя, благодатию Божиею взращенныя;

Радуйтеся, слово Божие, на новом наречии проповедавшия;

Радуйтеся, пламень адский водою жизни вечней угасившия;

Радуйтеся, пагоды языческия потоками крови вашея освятившия;

Радуйтеся, прехвальныя наследницы Соломоновы, нерукотворныя храмы Христу сотворившия;

Радуйтеся, через истинное покаяние грехи наши в прах обращающия;

Радуйтеся, со светильники горящими Спасителя сретати нас научающия;

Радуйтеся, подлинною премудростию души наша окрыляющия;

Радуйтеся, всеславныя мученицы Китайстии, подобно звездам лучезарным на Востоце возсиявшия.

Кондак 4

Бурю сомнений и страхований силою благодати победили есте, всехвальныя мученицы Пекинския, егда видя чад и мужей пред очима своима от исчадий сатанинских убиваемых, и иних многих от ран и мучений во смерти их предварявших, отчаяния же богомудро удалишеся, упование всяческое на Христа Распятаго за ны возложиша, обезсиленнии и безгласнии в духе мученичестем всех укреплявшему Творцу и Подвигоположнику воспевая: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша окрест воин и оружий шум, уповаша людие христианстии на Бога паче, неже на нечестивых властителей империи Поднебесней. Мы же, ныне просим вас, богоносныя страстотерпцы, в стране восточней за Христа от единоплеменников пострадавшия, ризы своя в крови Агнчей убелившия, и жало смерти вечной млатом мук ваших притупившия, сице молим вас: испросите нам животворную благодать Божию, яко да воспрянем духом и с надеждою вопием вам сице:

Радуйтеся, вами же безумие боксеров злочестивых посрамися;

Радуйтеся, вами же Христос Спаситель прославися;

Радуйтеся, мудрых превосходящие разумом;

Радуйтеся, верных вдохновляющие мысли и сердца;

Радуйтеся, и сердца неверующих умягчающие;

Радуйтеся, злых ко добру приводящие;

Радуйтеся, страданиями вашими слезы и у неверующих исторгающия;

Радуйтеся, и житием и смертию вашею Бога прославившие;

Радуйтеся, всеславныя мученицы Китайския, подобно звездам лучезарным, на Востоце возсиявшия.

Кондак 5

Боготечныя звезды Китайския земли, прехвальныя страстотерпцы, хитоны ваши истечением кровей мученических обагрившия, столпи истины Христовей бысте и тесным прискорбным путем востекли есте на Горний Сион. Плоть свою распясте со страстьми и похотьми, обрели есте благодать Святаго Духа. Сице молим вас: путь спасения нам укажите нам, да единым сердцем и едиными усты Богу, спасшему вас, вопием: Аллилуиа.

Икос 5

Видевши вас, мученицы Распятаго Христа, бесоподобнии воины китайстии, яко смело и дерзновенно Бога Истиннаго пред единоплеменниками и властителями империи поднебесней исповедуете. Вы же не крепостию ратною и оружием изощренным гордилися есте, но токмо слабостию и немощею вашею, и, Христом укрепляемы, похвалялися есте. Сия убо поминающее, просим вы, укрепите надежду нашу, в вере и любви утвердите ны, да поем вам сице:

Радуйтеся, сквозь огнь и воду мучений в покой вечный вшедшия;

Радуйтеся, в терпении твердее адаманта явившияся;

Радуйтеся, в страданиях, яко злато в горниле, очистившияся;

Радуйтеся, по успении вашем чудесы преславныя сотворившия;

Радуйтеся, огнем молитвы вашея стрелы вражия попаляющия;

Радуйтеся, светильницы Христовы, внутренний мрак душ наших озаряющия;

Радуйтеся, от уныния, тяготы сердечней и малодушия избавляющия;

Радуйтеся, от неверия и сомнений благодатно всех нс исцеляющия;

Радуйтеся, всехвальныя мученицы Китайстии, подобно звездам лучезарным на Востоце возсиявшия.

Кондак 6

Проповедует вся Церковь Божия вашу славу, блазии страстотерпцы. Веру несумненную, надежду крепкую в Иисуса Христа вы сподобистеся имети в душе, жизни своя положисте за слово Владыки Христа, исповедници бысте. Егда Предвечный Бог, к вечной жизни воззовет весь род человеческий, тогда убо помяните и нас, недостойных, стояще одесную Престола Господня, тамо Ему вопиюще: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси богодарованною мудростию и ревностию пастырскою во граде Пекине, всехвальный отче наш Митрофане, от равноапостольнаго и богоноснаго святителя Николая Японскаго, утверждение в вере и сан пресвитерский приявый; в годину же гонений явился еси истинным служителем Истиннаго Господа, Коего злочестивыя ихетуани врагом наименоваша. Мы же, вспоминая, яко углие пылающия ненависти их дождием добродетелей, молитв и терпения угасили есте, величаем вас, богоносныя страстотерпцы, и глаголем вам сице:

Радуйтеся, всеблагия свидетелие и мученицы Логоса Предвечнаго, от единоплеменных пострадавшия;

Радуйтеся, рубиновыя диадимы от Подвигоположника Христа принявшия;

Радуйтеся, ученицы святаго Николая, им в Истине Божественней во веки утвержденныя;

Радуйтеся, путем крестным за Иисусом Сладчайшим шествовавшия;

Радуйтеся, аки ветвие плодоносныя на древе Жизни процветшия;

Радуйтеся, лед грубости и неприязни в сердцах наших растопляющия;

Радуйтеся, духом благости и миролюбия нас обогащающия;

Радуйтеся, всехвальныя мученицы Китайстии, подобно звездам лучезарным на Востоце возсиявшия.

Кондак 7

Хотящее выну и во всем Спасителю нашему последовати, во след апостолу помышляли есте, яко аще живете Господеви живете, умираете с Господем сочетаетеся, всехвальные сродницы и ближние сподвижницы богоноснаго Митрофана, прехвальная матушко Татиана, иже чад своих в благочестии воспитала еси и к мученическому подвигу предуготовила еси, Павле Ван Вэньхэн с материю Екатериною, супружницею Сарою и чадами Иоанном и Александрою, Иоакиме, розго юная вертограда Христова, Иннокентие и иных верных чад Христовых, иже мученически востекоша в чертози Отчии и за нас ныне молитеся, воспевая Царю Царствующих: Аллилуйя.

Икос 7

Новый Рим языческий бе для вас, верныя чада Бога Истиннаго, град Пекин, новый Колизей явися подворие Бейгуань, яко вы, древлим мучеником Христовым, кумиром не поклонистеся и от рук служителей империи язычестей за веру святую, терпеливо поношения, оклеветания, мучения и смерть лютую прияша. Вы бо всем житием вашим явистеся свидетелями Христа, и носителями света Его, иже возсия пред соплеменники вашими, и нас озарет радостию надежды и упования на Христа, милующего и спасающего ны. Сего ради мы в похвалу вам зовем сице:

Радуйтеся, светом Христовым мрак язычества и безбожия озаряющия;

Радуйтеся, немолчным гласом в пустынех восточных к Богу Истинному присно взывающия;

Радуйтеся, молитвами вашими пути проповедником Евангелия предуготовляющия;

Радуйтеся, идолослужебныя жертвенники и кадильницы всепобедно попирающия;

Радуйтеся, аки многоценный ладан в кадильнице Небесней благоухающия;

Радуйтеся, злобу мира сего верою в высшее милосердие побеждати научающия;

Радуйтеся, во всяцем человеце зрети образ Божий присно наставляющия;

Радуйтеся, Христа-Спасителя паче всего земнаго почитити всех нас подвизающия;

Радуйтеся, всеславныя мученицы Китайстии, подобно звездам лучезарным, на Востоце возсиявшия.

Кондак 8

Странное и непостижимое разумению человеков чудо днесь являете нам, доброгласнии новомученицы китайстии. Удивляемся вам зело, како в гонениих и теснотах сохранити возмогли есте благодать Святаго Духа. Вы житием своим святи есте, Отца всеблаженнаго блаженная чада есте, Сына Божия вернии друзи есте, Духа Святаго покорнии слуги, есте. Днесь велегласно вас прославляем, всепобедныя ученицы Христовы, Богу Предвечному о вас поюще: Аллилуиа.

Икос 8

Вся радости мира сего презревшии, святии новомученицы, жертву спасительную, своя телеса, во всесожжение тучное отдати изволили есте, вас же мукам и казням и лютой смерти предаша, вы же, благовестницы Божии, исходяще оттуда не телом, но душею, не прах, прилепший вам от града, оттрясосте им от ног ваших, но телеса ваша, за благовестие Христа умученная, остависте во свидетельство на ня в день судный, темже благоговейно взываем вам:

Радуйтеся, всемощнии помощницы наша во всяком доброделании.

Радуйтеся, крепции защитницы наша пред престолом Божиим от всякаго обстояния.

Радуйтеся, прешедшии от земли на небо в обители райския;

Радуйтеся, Святую Троицу тамо выну созерцающии.

Радуйтеся, Пресвятыя Богородицы вернии слуги;

Радуйтеся, благодати Святаго Духа преисполненнии.

Радуйтеся, небеснии граждане и жителие вечнаго града Иерусалима;

Радуйтеся, всего рода христианскаго украшение.

Радуйтеся, всеславныя мученицы Китайския, подобно звездам лучезарным, на Востоце возсиявшия.

Кондак 9

Всякое слово человече немотствует, помышляя о днех страданий ваших, мученицы достославнии, егда слезами и воплем исполнися земля китайская, вы бо чрез смерть временную востекли есте в чертози Царствия Нетленнаго, идеже к древу жизни вечной, аки новые ветви, привишася и расцветоша тамо лепотою велиею, нам же присно источаете аромат благоухания духовнаго и радости, сего ради на предстательство ваше уповая, Богу вопием: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не возмогут изрещи вам достойныя хвалы, мученицы Христовы, богомудре отче Митрофание, матушко Татиано со чады Исаией, Иоанном, и сродники Мариею купно со служители церковныма Виттом Хай, Климентом Куй Лином, Матфеем Хай Цюанем под меч бо преклонисте выи Христа ради, преклонышаго небеса и сошедшаго, и излиясте кровь вашу, общницы Его страстей бывше. Мы же, недостойнии, сия песненныя дары приносим вам, глаголюще:

Радуйтеся, златыя мироварницы, дарми исцелений наполненнии;

Радуйтеся, Царствия Божия жемчужныя бисеры многоценнии;

Радуйтеся, благозвучныя цевницы, Ангельских ликов сожителие;

Радуйтеся, немолчная уста, херувимскую песнь у Престола Владычня поющая;

Радуйтеся, златыя кадильницы, фимиам молитвы о нас Богу приносящии;

Радуйтеся, и нас сущих в скорбех лучами надежды осиявающие;

Радуйтеся, малодушие и безсилие в сердцах наших прогоняющие;

Радуйтеся, демонскаго омрачения и страстей тлетворных нас изымающие;

Радуйтеся, всеславныя мученицы Китайския, подобно звездам лучезарным, на Востоце возсиявшия.

Кондак 10

Спасти пришедшаго мир, любовию Сына Божия разжигаемыя, прехвальныя страстотерпцы Евгение воине, Акилино Гуан, Агафия Жуй, Анно Бай, Даниил Дэ, Николай Фу, Лев Хай Ли и иных множество в мучениех тяжких и страшных адамантов несожигаемых сильнее и крече явилися есте; от любве же Христовы никакоже разлучилися, Тому пели есте умиленно и ныне взываете Спасителю: Аллилуиа.

Икос 10

Стена есте молитвенная необоримая, мученицы доблии, иже некогда за стеною, ныне слезами ближних ваших омоченною, от воинов злочестивых муки претерпевая, плакасте молитвенно, ко Стене и Пристанищу христиан, Богородице Деве, прибегая. Мы же, со слезами во гресех наших каяся, к вам со умилением взываем тако:

Радуйтеся, светильницы трисолнечного света, умы и сердца верных озаряющия.

Радуйтеся, потемненныя грехми очеса душ наших светом евангельским просвещающия.

Радуйтеся, грехов оставление и в добродетельном житии укрепление нам подающия;

Радуйтеся, плодами духовными, веселящими нас, души наша оплодотворяющии;

Радуйтеся, трудолюбивых земледельцев плодами земными награждающии;

Радуйтеся, трудящихся во спасение дарами небесными исполняющии.

Радуйтеся, в поте лица хлеб свой добывающим благами земныма увеселяющии;

Радуйтеся, слезы ближних ваших молитвами на небесех утешающие.

Радуйтеся, всеславныя мученицы Китайския, подобно звездам лучезарным, на Востоце возсиявшия.

Кондак 11

Пение похвальное приносим вам, всеславныя страстотерпцы, за пределами града Пекина, в селении Дундинань от ихетуаней звероподобных, избиения тяжкия и смерть лютую приявшия, вы бо, святи мученицы Алексее Чжан, Ефимие Чжан со чады Евдокиею, Никитою, Михаилом и младенцем Мариею, Стефане Ван Юйгуан и Ирино Юйсян, аки агнцы на заклание приведостеся и самих себе принесоша Господеви в жертву всесожжения, воспевая венчавшему вас венцы нетленными Подвигоположнику Христу: Аллилуйя.

Икос 11

Светозарному небеси уготовали души ваша, святии новомученицы Китайския, всякия муки приявшии, огня и меча и иных ведомых и неведомых тяжких обстоятельствах страдальческую кончину приявшии и замученныя, непоколебими в вере Христовой пребывшии, небесной славы достигшии и венцами мученическими увенчанныя, приимите и от нас похвалы сия:

Радуйтеся, яко вы Царствие Небесное земному предпочли есте.

Радуйтеся, яко славу земную ни во что вменили есте.

Радуйтеся, Христа Господа всею душею возлюбившия.

Радуйтеся, Ему Единому усердно послужившия.

Радуйтеся, орли небопарнии, от земнаго долу смело горе возлетевшии.

Радуйтеся, ластовицы сладкогласнии, всю вселенную исполнившии велелепотою молитв ваших.

Радуйтеся, яко вас Господь, еще на земли, прослави благодатию чудотворений и дарами исцелений.

Радуйтеся, яко души ваша, солнцу подобящеся, светом сияют незаходимым.

Радуйтеся, всеславныя мученицы Китайския, подобно звездам лучезарным, на Востоце возсиявшия.

Кондак 12

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святаго Духа испросите нам, вси святии в земли Китайстей просиявшии, поименованнии зде и не поименованнии, да будите нам, яко звезды многосветлии, путевожди в сем житии нашем земнем, да и нас приведете ко Господу Христу, дабы купно с вами воспевали Жизнедавцу во веки: Аллилуия.

Икос 12

Поюще великий и пресветлый полк ваш, все святии мученицы Китайския, от соплеменник ваших, иже яростию безчеловечною на вы разгорешася, яко огненному запалению в храме и в домах ваших вас предаша, побиению каменному, усечению мечному, в блата смрадныя и кладезеподобныя рви ввергоша, телес иссечению и иным страданиям нестерпимым вас умучаша. Мы же благодарне величаем прославльшаго вас Господа, Егоже милость и прощение нам грешным испросите и приимите похвалы сия:

Радуйтеся, присно благоухающие хризантемы Новаго Едема;

Радуйтеся, прекрасныя стеблие лотоса, в долине вечной радости расцветшия;

Радуйтеся, Искупившего ны Богочеловека в век безбожия исповедавшия;

Радуйтеся, юноши и девы, в чистоте непорочней ко Богу яко мученицы отшедшия;

Радуйтеся, и плотию и сердцем за Христа страдавшие и мзду нетленую обретшия;

Радуйтеся, паче древних мудрецов державы вашея мудрость вечную стяжавшия;

Радуйтеся, в подвизех и страданиих ваших начаток столетия мученическаго явившия;

Радуйтеся, от камней соблазнов духовныя дороги наши очищающия;

Радуйтеся, к истинному богопознанию соплеменников ваших приводящия;

Радуйтеся, всеславныя мученицы Китайстии, подобно звездам лучезарным на Востоце возсиявшия.

Кондак 13

О, пречуднии и кротции страстотерпцы Христовы, преславныя Мученицы Китайския, всем с верою и любовию вас призывающим скорые и теплыя помощницы, приимите от нас недостойных малое сие со усердием приносимое вам благодарение и заступите ны от всех врагов видимых и невидимых, да с вами в невечернем дни Царствия Божия воспоем Господеви: Аллилуия.

Сей кондак глаголем трижды, по сем икос 1 и кондак 1

Молитва ко Святым Мученикам и Страстотерпцам Китайским

О святии новомученицы Китайския, от единоплеменников пострадавшие и безбожными властями, яко агнцы, на заколение преданные. К Богу Предвечному чрез предстательство ваше моляся, чтим подвиги ваши сточисленнии, лобызаем духовно язвы ваша, хвалим долготерпение ваше и любовь, ихже во страданиих ваших миру в научение явисте. Младенцы ангелоподобнии, отроцы и отроковицы чистии, девы и юноши в славней земле христианстей воспитаннии, мужие и жены вернейшие, старцы и старицы веру православную чрез лета гонений добле сохранившие: вси есте мученицы Христовы, поелику от христоненавистников яко православнии христианы безвинно пострадасте и в заточении страшнем подвиг любви и милосердия друг ко другу сотвористе. Ныне же, на небесех Бога славяще, умолите всех Владыку, да дарует Церкви Своей неложное всех просвещение, от лукавнующих супостат и разбойной власти избавление, народу нашему мир, благоденствие и во благочадородии умножение, от глада и бедствий, от лихоимцев иудейских и слуг их чинимых, свобождение, скорбей и браней утишение, недуг духовных и телесных исцеление; Да низпослет нам Господь велию милость свою, яко да укрепимся верою, надеждою и любовию, выну подвиг ваших благоговейно святую память имуще, и да достигнем, путь земной прейдя, Царствия Небеснаго Христа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О предивнии и пресветлии мученицы, у Христа Владыки великую благодать стяжавшии; убо преклонша колена, всесмиренно молим вас: умолите Христа Бога и да излиет на нас благодатную милость Свою, и благословит, дабы во всей вселеннней утвердился дух Правой веры и благочестия, дух любви и мира, и радости о Дусе Святе; да се мы духовно и телесно очищеннии, поклонимся Богу духом и истиной, и потщимся во век потрудитися во исполнение заповедей Божиих и во спасение душ наших. Архипастырям и пастырям Церкви испросите у Господа святую ревность и тщание о спасении вверенной им паствы. Силою любви вашея поддержите и укрепите их в делании святом: да верных утверждают в вере, неверных да просвещают, несмысленных да поучают и увещевают, усомнившихся да убеждают и в вере утверждают, грешных да сподвигают на покаяние, кающихся утешают, на путь спасения сподвигают и в праведной жизни утверждают. Да словом и делом руководят паству свою путем Евангелскаго следования Христу к вечному Царству святых: сие бо есть награда за жизнь праведную. Молитеся еще и за мир всего мира. Да се приидет конец всем войнам и всякому кровопролитию на земли; да се нигде и никогда не пролиется кровь людская, аки вода; да се не прейдет в людех праведность и чистота; да се не разорятся храмы Божии на земли и не истребится святое Богослужение. Паки молимся, да воцарится мир Божий во всем мире: да меж всех людей и народов пребудут любовь и согласие и всякое понимание; да вси люди возмогут быти сынове миру, дабы отныне пожили в любви и согласии, и купно с вами и всеми святыми славили Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и нераздельную, всегда: ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Благословлено для келейного чтения. Автор сего акафиста Евгений Владимирович Храповицкий. При создании использовалась английская версия акафиста.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *