13 ассирийских отцов

Совсем недалеко от Тбилиси, по прекрасным автодорогам Грузии, всего езды, минут тридцать, находится деревня, Патара Канда. Так, обычная , ни чем не примечательная деревня, не будь она ассирийской и не расположенный в ней монастырь Имени Тринадцати Святых Ассирийских Отцов.

Православные ассирийцы начали селиться в Картлийсом Царстве, в веке семнадцатом, во время гонений персидского Шаха Аббаса. Они и по сей день, живут в Грузии, приняв грузинский образ жизни и обычаи, но сумев сохранить свой язык и традиции.

Служба в монастыре ведется на двух языках, грузинском и арамейском. Мы приехали в Патара Канда ранним утром. Дорога к Храму еще была пуста и на аллее крошечного монастырского сада, сидел погруженный в свои мысли монах.

Позже, стали собираться люди, много людей, и местных и из окрестных сел и тбилисцев на дорогих машинах. Все ждали что службу будет вести на языке Христа, на арамейском схимархимандрит Серафим Бит-Хариби — духовный наставник проживающих в Грузии ассирийцев.

Целью нашей поездки было увидеть службу и услышать песнопения на древнем арамейском языке. Так звучит 50-й псалом на языке Христа в исполнении отца Серафима и хора Кафедрального собора Светицховели. Запись сделана во время визита главы Римской Католической Церкви Франциска:

Но, Отец Серафим, был занят общением с братьями, а служба прошла на грузинском языке, очень величественно и красиво. Мне на память остались фотографии дороги к Храму, крошечного монастырского сада и монастырского кота. Кота, который видимо прожил бурную и полную страстей жизнь, пока не обрел покой под сенью монастырских стен… Лег кот рядом с Лукой и лежал ни на кого не обращая внимания, ведь все есть Суета Сует и Томление Духа…

Автор заметки и фотографий: Андрей Левин

Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы сделаем ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно позвонив по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.

Село Канда в Грузии – место, куда каждое воскресенье стекаются сотни людей, чтобы посетить церковную службу на языке Христа. В этом небольшом поселке, расположенном неподалеку от Тбилиси, проживают ассирийцы – носители арамейского языка. Необыкновенная манера исполнения церковных песнопений сделала настоятеля местного православного храма известным далеко за пределами родины. Верующие едут к отцу Серафиму не только за советом, но и чтобы просто насладиться его пением. Одну из воскресных служб посетила съемочная группа «Настоящего времени».

***

Язык, на котором, предположительно, говорил Иисус Христос, проникновенная мелодия и необычная для православной церкви манера пения. Небольшая церковь 13 ассирийских отцов в поселке Канда уже давно не вмещает всех прихожан, которые каждое воскресенье приезжают сюда со всей Грузии на молитву, проводимую отцом Серафимом.

Молва о его уникальном пении давно покинула пределы родины: в поселок Канда едут гости из ближнего и даже дальнего зарубежья.

Каждое утро для вас – наша рассылка.

«Мы ассироязычная грузинская православная церковь. Ассирийцы являются носителями арамейского языка. Потому мы единственные во всем мире, кто славит Бога на арамейском языке в православной традиции. Так как, у нас не осталось никакой черточки исторической, православного ассирийского пения, поэтому нам приходится зарождать все самим. Мы сами пишем мелодии на те же ектении , на «Отче наш»», – рассказывает настоятель церкви 13 ассирийских отцов Отец Серафим (Бит-Хариби).

Прихожан привлекает не только голос священника. После завершения службы отец Серафим не спешит скрыться за алтарем, а идет, что называется, «в народ». Такое общение с верующими порой может затянуться, так как люди подолгу не расходятся. Церковь в Канда часто посещают первые лица страны, а в грузинских СМИ любят говорить о «феномене» отца Серафима.

«Это очень громкие слова. Просто я люблю всех и слава Богу за все», – говорит настоятель церкви.

Село Канда было основано в IXX веке. Здесь селились ассирийские христиане, которые были вынуждены покинуть мусульманский Ближний Восток, спасаясь от гонений по религиозным мотивам. Сегодня, как рассказывают жители Канда, в селе проживают более 2 тысяч человек.
«Мы бы очень хотели, чтобы в сельской школе преподавался ассирийский язык. Здесь 99% населения – ассирийцы. Мы уже обратились в Министерство образования и вроде уже есть какие-то подвижки», – сообщила местная жительница Ия Атанезова.

В селе мало кто умеет читать и писать на родном языке. Ассирийский, он же новоарамейский, почти как и все семитские языки, имеет свою древнюю письменность. Но тем не менее, родную речь здесь не забывают. Ее популяризации способствует и решение синода Грузинской православной церкви о проведении богослужений в сельском храме на ассирийском языке. Таким образом, несколько лет назад село Канда превратилось в единственное место в мире, где церковная служба ведется, предположительно, на «языке Христа», говорят местные жители.

7 (20) мая Грузинская Православная Церковь отмечает день поминовения 13 Ассирийских Отцов.

Ассирийские отцы — группа монахов-проповедников, появившаяся в Грузии в средине VI века. Они фактически основали и распространили монашество в Грузии, основали несколько монастырей и в каком-то смысле разделили историю грузинского христианства на «до» и «после».

В русской литературе этих отцов называют то «ассирийскими», то «сирийскими». В Грузии устоялся первый вариант — «асурули». В англоязычной литературе используется то «Syrian Fathers», то «Assyrian Fathers». Скорее всего, эти люди были именно сирийцами, хотя существует версия, что они были грузинами, которые изучали богословие в Сирии.

Идея проповеднической миссии в Грузии пришла в голову сперва Иоанну, известному впоследствии как Иоанн Задазенийский. Считается, что Иоанна вдохновил на это Симеон Столпник. Однако, даты жизни Иоанна и Симеона Столпника не пересекаются, поэтому предполагается, что это был Симеон Столпник-Младший.

Итак, монах Иоанн собирает 12 учеников, получает благословение Симеона Столпника (Младшего) и отправляется с ними в Грузию. Есть мнение, что учеников было несколько больше, а цифра 12 утвердилась как более красивая. Так или иначе, но в историю вошли только 12. Они пришли в Мцхета, где их встретил царь Фарсман (-557) и католикос Евлавий (-560). Католикос благословляет их поселиться на горе Задазени, где раньшенаходилось языческое капище. Монахи построили на горе шалаши и поселились там все вместе, питаясь корешками и травой. таким образом, современный Задазенский монастырь интересен тем, что одно время здесь жили все 13 ассирийских отцов.

1. Иоанн Задазенский (იოანე ზედაზნელი)

2. Давид Гареджийский (დავით გარეჯელი)

3. Абибос Некресский (აბიბოს ნეკრესელი)

4. Шио Мгвимский (შიო მღვიმელი)

5. Иосеб Алавердийский (იოსებ ალავერდელი)

6. Антон Марткопский (ანტონ მარტყოფელი)

7. Тадеоз Степанцминдский (თადეოზ სტეფანწმინდელი)

8. Пирос Бретийский (პიროს ბრეთელი)

9. Исе (Иессей) Цилканский (ისე წილკნელი)

10. Стефан Хирсовский (სტეფანე ხირსელი)

11. Исидор Самтависский (ისიდორე სამთავნელი)

12. Микаэль Улумбоэльский (მიქაელ ულუმბოელი)

13. Зенон Икалтойский (ზენონ იყალთოელი)

Чуть позже монахи Авив и Исе были рукоположены в епископы и с Иоанном осталось только 10. В какой-то момент Иоанну явилась Богоматерь и велела отправить учеников в разные концы страны для проповеди христианства. Отпуская учеников, Иоанн сказал: «Господь наш Иисус Христос прислал нас, дабы принести пользу этой стране и её жителям, ибо они есть новосаждения. Поэтому, подобно апостолам, нам следует разойтись в разные края и проповедовать Слово Божие.»

Дальнейшая судьба ассирийских отцов выглядела так:

Давид Гареджийский долгое время жил в пещере на горе Мтацминда, где сейчас находится храм Отца Давида и тбилисский Пантеон. Позже он переселился в Гареджийскую пустыню и основал там монастырь Давид-Гареджи. (память 12 июня)

Або Некресский отправился в Эрети, в крупный тогда город Некреси и основал на горе над городом монастырь, существующий до настоящего времени и известный как монастырь Некреси. Территория в то время контролировалась персами-зороастрийцами. Они пробовали обратить Абибоса в зороастризм, а после неудачи забили его камнями. Тело Святого было захоронено в Самтависи, потом перезахоронено в Мцхете. (память 12 декабря)

Шио Мгвимский основал большую монастырскую общину, существующую по сей день в виде Шио-Мгвимского монастыря. Мощи Святого Шио были сожжены в советское время.

Иосеб Алавердийский отправился в Кахетию и построил храм святого Георгия в Алавердской степи. Вокруг храма начал собираться народ и так появился монастырь Алаверди. Иосеб умер в 570 году и был похоронен в храме, на месте которого позже был построен современный Алавердийский собор. Могила Иосеба находится левее алтаря, у северной стены. (память 15 сентября)

Антон Марткопский известен тем, что принес с собой отпечаток эдесского Спаса Нерукотворного. Он поселился на марткопской горе около Тбилиси, где сейчас село Норио и Марткопский монастырь. Он основал храм Спаса Нерукотворного и 15 лет прожил на столпе по примеру Симеона Столпника. В этом же храме он и похоронен. (память 19 января) До настоящего времени частично сохранился столп (башня), на котором он жил.

Тадеос (Фаддей) Степанцминдский долгое время жил около Мцхета и основал монастырь у подножия горы Задазени. Потом он переселился в Урбниси и построил там храм Первомученика Стефана, существующий по сей день. Потом он основал еще один храм имени Стефана на горе Цлеви у города Каспи, где и был похоронен.

Пирос Бретийский основал монастырь (с храмом Св. Георгия) севернее современного города Гори, у села Брети, где и похоронен. (память 15 мая) В этом храме есть икона с изображением самого Пироса, а так же икона с изображением всех ассирийских отцов.

Исе Цилканский был одним из тех двух, кого избрали епископами. Его назначили на кафедру города Цилкани в Мухранской долине. Считается, что именно он чудесным образом создал канал, ведущий от реки Ксани к селу Цилкани. Позже он проповедовал христианство осетинам и горцам. Похоронен в храме в Цилкани, где и находится сейчас его могила. (память 2 декабря)

Стефан Хирсовский отправился в Кахети (или Эрети) где в селении Хирса основал монастырь имени первомученика Стефана. В нем же и похоронен.

Исидор Самтависский известен тем, что основал Самтависскую епархию, кафедральным храмом которой стал собор Самтависи. Там же Исидор был похоронен.

Микаэль Улумбоэльским был основан монастырь Улумбо, который сейчас находится недалеко от трассы Гоми-Сачхере в Хашурском районе.

Зенон Икалтойский отправился проповедовать в кахетинские горы, затем основал монастырь Икалто, где и был похоронен. Могила находится в центральном храме монастыря, правее алтаря.

Сам Иоанн Задазенийский оставался на горе Задазени, где по его молитвам открылся источник. Получив откровение о близости смерти, он позвал Тадеоса Степанцминдского и велел похоронить себя тут же на горе. Его смерть произошла между 557 и 560 годами. Итого хронологические рамки деятельности Иоанна — между 542 и 560 годами.

7 (20) мая грузинская церковь отмечает общий день памяти всех ассирийских отцов.

ТБИЛИСИ, 20 мая – Новости-Грузия. Президент Грузии Георгий Маргвелашвили вместе с супругой Макой Чичуа и сыном Темо посетил праздничную службу по случаю Дня памяти 13 ассирийских отцов в храме села Канда в регионе Мцхета-Мтианети.

Монастырь 13 ассирийских отцов в Канда — единственный в Грузии, где богослужение проводятся на арамейском языке.

«Я поздравляю вас с праздником. Тринадцать ассирийских отцов внесли важный вклад в развитие грузинской духовности, что позволило нашему народу укрепить христианство на более высоком, духовном уровне. В укрепление той веры, которая привела грузинский народ к сегодняшнему дню», —сказал Маргвелашвили, обращаясь к прихожанам храма и духовным лицам.

Президент отдельно поздравил с праздником ассирийскую общину Грузии.

Монастырь 13 ассирийских отцов является культурным центром села Канда, где проживает более двух тысяч ассирийцев. Местные жители говорят на грузинском и арамейском языках.

В этом храме служит схиархимандрит Серафим, о церковном песнопении которого знают далеко за пределами Грузии. Его пение на арамейском языке потрясло Папу Римского Франциска во время его визита в Грузию в 2016 году.

Отец Серафим подарил президенту икону с изображением преподобного Исаака Сирина, написанную с древней фрески. Исаак Сирин — христианский писатель-аскет, епископ Ниневии в несторианской Церкви Востока, живший в Ассирии и Сирии в пятом веке.

Тринадцать ассирийских отцов пришли в Грузию в средине VI века. Они основали и распространили монашество в Грузии, а также создали несколько монастырей, в том числе монастыри Давид-Гареджи, Шио Мгвиме и Зедазени.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *