136 псалом толкование

>Статьи

«На реках Вавилонских…» из истории 136 Псалма

«На реках Вавилонских…» из истории 136 Псалма

Иеромонах Фома (Демчук), эконом Донского монастыря

О состоянии человека, потерявшего Родину, лишившегося всего самого дорогого – собственного дома, традиций, а самое главное – религии и своих корней, поется в Псалме «На реках Вавилонских».

Великий пост начинается с подготовительных к нему недель, когда, Святая Церковь, Своими богослужениями подготавливает и побуждает человека к особому времени поста и покаяния.

Первая неделя – О Мытаре и Фарисее, в которой, по словам святителя Феофана Затворника, говорится каждому из нас: «Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному».

Вторая неделя – О Блудном сыне, где на протяжении всей седмицы Церковь специальными песнопениями призывает человека к покаянию ибо «Велика сила покаяния, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – оно делает нас чистыми как снег, открывает путь к Небу», побеждает зло и возносит в рай.

Третья неделя – о Страшном суде (Мясопустная). Церковь напоминает каждому из нас, что все мы предстанем перед Судом Божиим и никто его не избежит, и все наши грехи откроются. Тогда нам не на кого будет надеяться и каждый получит по делам своим, потому что, по слову преподобного Ефрема Сирина: » Не искали спасения в покаянии и милосердии к ближним».

Последняя из подготовительных недель – Сыропустная. Воспоминание изгнания Адама из рая. Седмица же называется сырная или – Масленица. Церковь называет масленичную неделю – «светлым предпутием воздержания» и «началом умиления и покаяния», а последний день Сырной седмицы называется Прощенным Воскресением. В этот день принято просить друг у друга прощения, чтобы с мирным сердцем вступить в Великие и спасительные дни святой Четыредесятницы.

В этом номере хотелось бы уделить внимание особому песнопению, – 136 Псалму, или «На реках Вавилонских», которое Церковь вносить в употребление со второго подготовительного воскресного дня, а именно с недели о Блудном сыне и которое поется до недели Сыропустной.

«На реках Вавилонских» – это краткая история заката Иудейского царства, которое пало в 588 году до Р.Х.

Ради благочестия, присутствовавшего у некоторых царей и жителей Иудейского царства, Господь продлевал его существование. Но это благочестие не всегда сохранялось. Люди забывали Истинного Бога, среди народа господствовало язычество, царила безнравственность, он все реже и реже прибегал к покаянию, не прислушивался к пророкам, посланным от Бога, предсказывавшим разорение Иудейского царства, плен и покорение иудеев. Господь же, по Своему великому человеколюбию, посылая людям скорби за грехи, тотчас миловал раскаявшуюся душу.

В 609 году до Р.Х. Египетский фараон Нехао II, предпринял военный поход против Вавилона, желая помочь гибнущему ассирийскому царству. Но путь египетскому войску преградил Иудейский царь Иосия. «И послал к нему Нехао послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя иду я, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, Который со мною, чтоб Он не погубил тебя» (2 Пар. 35:21). Но не послушал Иосия фараона » и выступил на сражение на равнину Мегиддо» (2 Пар. 35:22), где и погиб от смертельного ранения.

Со смертью Царя Иосии начинается история падения Иудейского царства. Сыновья Иосии – цари Иоахаз и Елиаким (Иоаким) притесняли народ, поклонялись языческим богам, поддавались плотским утехам и страстям. Именно при Иоакиме Вавилонский Царь Навуходоносор разорил Иудейскую столицу, а сам Иоаким погибает во время осады.

Во время правлении Иехонии, сына Иоакима, был разорен Иерусалимский Храм, царские сокровища разграблены, а сам Иехония, вместе со своими подданными уведен в плен. На место Иехонии был поставлен царем его дадя Матфаний (Седекий). » Ни он, ни слуги его, ни народ страны не слушали слов Господа, которые Он говорил через Иеремию пророка» (Иер.37:2). Седекий некоторое время покорно подчинялся Навуходоносору, выплачивая дань и подати. Но вступив на сторону противников Вавилона, перешел в поддержку Египта, когда как пророк Иеремия призывал проявить покорность и терпение. Призывы и обличения пророка Иеремии воспринимались иудеями как предательство, – и заключил Седекий его в темницу сказав, – » Зачем ты пророчествуешь и говоришь: так говорит Господь: вот, Я отдам город сей в руки царя Вавилонского, и он возьмет его;» (Иер. 32:3) .

Своими действия царь Седекий ускорил процесс разрушения царства Иудейского. Навуходоносор начинает ожесточенные бои против всех городов Иудейских. » В одиннадцатый же год Седекии, в четвертый месяц в девятый день месяца Город (Иересулим) был взят» (Иер. 39:2). Седекия пытался бежать, но был схвачен войском Навуходоносора. «И заколол царь Вавилонский сыновей Седекии в Ривле перед его глазами, и всех вельмож Иудейских,… а Седекии выколол глаза и заковал его в оковы, чтобы отвести его в Вавилон» (Иер. 39:6-7). Стены Иерусалима были разрушены, разрушен был и храм – единственное место где покланялись Истиному Богу. Дома жителей города сожжены, а «остаток народа, оставшийся в городе… переселил в Вавилон» (Иер. 39:9).

О состоянии человека, потерявшего Родину, лишившегося всего самого дорогого – собственного дома, традиций, а самое главное – религии и своих корней, поется в Псалме «На реках Вавилонских».

Что же стало причиной всех бедствий?

Ответ один – грех. Народ иудейский погряз во грехах, обратился к идолопоклонству. Безнравственность стала нормой жизни. Сердца людей очерствели на столько, что не слышали многочисленных призывов к покаянию, изрекаемых пророками Божьими. Но Господь, по Своему великому Человеколюбию, посылает им скорби, болезни и страдания, чтобы покаялись и обратились к Истинному Богу. И мы видим процессы восстановления народа, через покаяние:

«При реках Вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе».

Берега рек Вавилонских Тигра и Евфрата стали местом пребывания плененных иудеев, где в зарослях прибрежных растений сидели они и плакали, и единственным утешением была игра на музыкальных инструментах и песнопения, которые они исполняли, с сокрушенным сердцем вспоминая о Родине, о Сионе – горе вокруг которой раскинулся Иерусалим – Священный город, где некогда находился Иерусалимский Храм.

«На вербах посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленивши нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселия: пропойте нам из песней Сионских. Как нам петь песню Господню на земле чужой? Если забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя, прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: разрушайте, разрушайте до основания его».

Сыны Едомовы – это потомки Исава, который продал своему брату Иакову, первородство за чечевичную похлебку. Сынов Едомовых называли Едомитянами. Они постоянно враждовали с иудеями, а когда Навуходоносор разрушал Иерусалим, они приняли активное участие в его уничтожении.

«Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!»

Об умерщвлении младенцев часто говорят античные предания. Язычники прибегали к такому варварскому действу, чтобы сократить рождаемость покоренной нации. По толкованию же Святых Отцов, умерщвление младенцев рассматривается как умерщвление своих страстей и искоренение дурных привычек, злых помыслов, которые рождаются и произрастают в человеческом сердце. Камень, о которые разбиваются эти «дети» – Христос. Под образом дочери Вавилона подразумевается враждебность, которая появляется в душе нераскаянного человека, затмевая доброе начало, заложенное в душу Богом.

Вот краткая история печальной поэзии. Она показывает нам состояние плененного народа, обреченного на жизнь вне своего дома. Этот во всех смыслах замечательный, исполненный высокой поэзии псалом побуждает человека к покаянию. Призывает «разбить» свои грехи, страсти, дурные помыслы и всякое зло, сокрытое в сердце, о камень веры, который есть Христос.

Тяжела была жизнь иудеев на чужбине в Вавилонском плену. Но Господь не оставлял Своего избранного народа. Для его утешения посылались Пророки, которые призывали к покаянию сынов «с огрубелым лицем и жестоким сердцем» (Иез. 2:4).

Для нас Православных Христиан этот псалом имеет особое значение. Он напоминает нам о временности нашего пребывания на земле, поэтому мы должны жить в страхе Божием, любви и милосердии. Память же о смерти должна восприниматься нами, как постоянное желание быть с Богом.

Цель человеческой жизни — восстановить сыновне-отеческие отношения с Богом и вернуться в благословенное состояние обожения. Мы все призваны стать богами, не по сущности, но по благодати. А это – нескончаемый труд всей жизни, и Церковь, как любящая мать, заботясь о своих детях, предлагает нам для здоровья телесного и духовного время поста. Постом и молитвой, с помощью Божией, верим, что с очищенными сердцами мы удостоимся жизни в обителях Господних, где мы сможем вернуться к своему естественному состоянию.

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

В еврейской Библии псалом не имеет надписания имени автора, в латинской же и греческой стоит имя Давида. Последнее указание нельзя считать правильным: содержание псалма (Пс.136_1–3) – представляет воспоминание о плене вавилонском уже по его окончании и возвращении евреев на родину, свидетелем каковых событий Давид не мог быть. Самый характер изложения есть живой и трогательный рассказ автора о пережитом им, что тоже не могло быть испытано Давидом. Более точное определение времени написания псалма можно найти в указании Пс.136_8 и Пс.136_9 ст., где Вавилон представляется грозным и еще не опустошенным. Из сопоставления содержания первых трех стихов псалма и последних двух можно заключить, что псалом написан вскоре по возвращении евреев из плена при Кире Персидском до опустошения Вавилона в 517 г. в 6 год Дария Гистаспа, значит прежде окончания и освящения второго храма.

В плену вавилонском замолкли наши песни и арфы висели на деревьях (1–2). Притеснители наши просили нас пропеть из Сионских песней. Да иссохнет мой язык и рука, если буду петь и играть в чужой стране и если я забуду тебя, Иерусалим (3–6)! Господи, отмсти Едому за его злобу к Иерусалиму. Блажен тот, кто разобьет о камень и твоих детей, дочь Вавилона, опустошительница (7–9).

Пс.136:1. При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;

«При реках Вавилона» – разумеются реки Тигр и Евфрат, с их притоками и искусственными каналами, проведенными вавилонянами для орошения своих полей.

Пс.136:2. на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.

«На вербах». По берегам многочисленных рек и притоков вавилонской низменности росло множество ив, или верб. Берега рек были любимым местом посещения пленников.

Пс.136:3. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: «пропойте нам из песней Сионских».

Еврейский народ был одним из самых музыкальных народов древнего Востока. Евреи славились как обилием поэтических произведений, так и развитием инструментальной музыки. Но музыка и поэзия еврейского народа носила религиозный характер: она касалась воспевания Бога и Сиона и имела молитвенное содержание. Она тесно была привязана к Палестине, храму и разнообразным проявлениям водительства Богом еврейского народа. Пение этих песней имело, поэтому, священное значение и национальное. Просьба вавилонян, чтобы евреи пропели им из священных Сионских песен, была лишь простым любопытством, развлечением, и исполнение этой просьбы плененными евреями являлось в глазах последних профанацией, оскорблением святости содержания своей поэзии и своего религиозного чувства, почему она с негодованием отвергалась.

Пс.136:5. Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя;

Пс.136:6. прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.

«Забудь меня десница» – перестань действовать, т. е. высохни. – «Прилипни язык» – тоже высохни. «Поставить Иерусалим… во главе веселия» – радоваться только тому, что является радостью для всего Иерусалима. Во время же плена евреев Иерусалим был опустошен и находился в развалинах. Его заселение и восстановление прежнего значения для еврейского народа и было для пленников единственной мечтой и заглавной радостью.

Пс.136:7. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».

Едом или идумеяне, родственный народ евреям, всегда был враждебно настроен к своему собрату, и во всех печальных событиях его жизни принимал деятельное и злое участие. Так было и при разрушении Иерусалима вавилонянами, когда идумеи радовались этому национальному бедствию (Ам. 1:11; Авд. 1:10–15).

Пс.136:8. Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!

Пс.136:9. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

У пророка Исаии (Ис. 13:16–18) предсказана тяжелая судьба Вавилона именно теми чертами, которые указаны в этом псалме. Тяжесть этого приговора – непреложная воля Господа, которая непреложно же осуществится и найдет своего исполнителя. Последний называется писателем псалма блаженным, так как им осуществляется одно из предначертаний Божественных, а потому справедливых и благодетельных, хотя бы они казались в глазах человека жестокими и тяжкими.

Весь псалом прекрасно передает то грустно-покаянное настроение, каким жили евреи в плену, их тоску по родине и мечту о своем национальном возрождении.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *