17 октября 1888

Подхалимы довели императорский поезд до катастрофы

Крушение царского поезда спровоцировали лизоблюдство и подхалимство

120 лет назад – 17 октября 1888 года – произошло крушение поезда, в котором ехало семейство императора Александра III. Царская семья не пострадала, но это событие подтолкнуло к переменам, сыгравшим особую роль в развитии железнодорожного транспорта России.
Железнодорожная катастрофа произошла недалеко от украинской станции Борки, когда поезд с императором и его семейством направлялся из Ялты в столицу. С рельсов, проложенных по высокой насыпи над глубокой балкой, сошли паровоз и четыре вагона. Среди них оказался и вагон-столовая, где в момент происшествия неспешно трапезничала царская семья.
Последствия крушения были крайне тяжёлыми: погибли 19 человек, ещё 18 получили серьёзнейшие травмы. Император и его родные не пострадали.
Как гласит легенда, тяжёлых травм удалось избежать исключительно благодаря императору, который подхватил падающую крышу вагона и удерживал её до тех пор, пока все не покинули помещение. Хотя расследовавший обстоятельства катастрофы прокурорский работник и юрист Анатолий Фёдорович Кони отмечал, что государя и его семейство спасло то, что крыша удержалась на сдвинутых от удара стенах вагона.
Весть о чудесном спасении царской семьи, члены которой отделались лишь ссадинами и царапинами, быстро разнеслась по стране, что стало причиной религиозного всплеска в стране – на народные пожертвования были построены десятки церквей и часовен от Крыма до Восточной Сибири.
Происшествие у станции Борки имело серьёзные последствия для железных дорог. По некоторым свидетельствам, после катастрофы в вагоне-столовой раздался крик: «Покушение! Взрыв!» На что император резко отреагировал: «Красть надо меньше!»
В итоге своих должностей лишились министр путей сообщения адмирал Константин Посьет и главный инспектор железных дорог барон Шерваль. Газета «Русские ведомости» тогда печатала: «Сходы с рельсов представляют, к сожалению, довольно частое явление на дорогах: их совершается у нас около 300 в год. Причины сходов крайне многочисленны и разнообразны и могут заключаться как в несовершенствах пути, так и в недостатках подвижного состава и в неправильностях при управлении поездом. Размытый дождями путь, гнилые шпалы, внезапно лопнувший рельс, неправильная постановка стрелки, несвоевременное выставление сигнала, испортившееся колесо, неравномерное заторможение вагона – всё это может привести к сходу с рельсов и подвергнуть поезд большому или меньшему вреду».
Но причинами катастроф были не только инфраструктурные проблемы и определённый развал в системе управления. Свой вклад, по крайней мере в крушение царского поезда, внесли… лизоблюдство и подхалимство.
Чтобы угодить самодержцу, «литерному» дозволялось ездить в нарушение правил безопасности. Летом того же 1888 года Александр III трижды проследовал по Юго-Западным железным дорогам на слишком высоких для тогдашних магистралей скоростях.
Об этом нарушении в рапорте на имя министра путей сообщений докладывал управляющий Юго-Западных железных дорог Сергей Юльевич Витте. Магистраль была частной, а потому руководству всё-таки удалось добиться снижения скорости для царского поезда. Однако в адрес управляющего было высказано крайнее недовольство со стороны высшего руководства путей сообщения и лично Его Императорского Величества. На других железных дорогах вводить такие ограничения никто не решался.

Кстати сказать, после отставок высокопоставленных транспортников Сергея Витте пригласили работать в столицу, где он смог проявить свои таланты управленца, хозяйственника и финансиста. Его карьера началась с должности директора департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов.
После катастрофы были также сделаны определённые технические выводы, в том числе о необходимости создания нового, более мощного, надёжного и скоростного паровоза. МПС дало поручение Николаевской дороге разработать и изготовить на принадлежавшем ей Александровском заводе пассажирский паровоз, который мог бы водить поезда весом до 400 тонн со скоростью до 80 км/ч. Выпуск новых локомотивов был начат в 1892 году, а с 1914 года после проведения нескольких мероприятий по усовершенствованию им разрешили водить поезда со скоростью до 108 км/ч.
Современники поговаривают, что крушение имело и политические последствия. Лёгкая травма, полученная Александром III, спровоцировала развитие заболевания почек, император умер в возрасте всего 49 лет, так и не успев толком подготовить наследника Николая II, который не сумел справиться с управлением страной.
Наталья Борисова

17 октября 1888 года у железнодорожной станции Борки, находящейся в нескольких километрах южнее Харькова, произошло крушение императорского поезда, в котором царь Александр III с женой и детьми возвращались после отдыха в Крыму.

Хорошо известны точное время и место трагедии — авария Императорского поезда произошла в 14 часов 14 минут на 295-м километре линии Курск — Харьков — Азов. По рассказам очевидцев, сильный толчок сбросил с места всех ехавших в поезде. После первого толчка последовал страшный треск, затем произошёл второй толчок, ещё сильнее первого, а после третьего, тихого, толчка поезд остановился.

Несмотря на многочисленные человеческие жертвы (погибло 20 человек) и сильные повреждения подвижного состава, в том числе царского вагона, сам император Александра III и члены его семьи не пострадали.

В момент крушения поезда Александр III с женой и детьми находился в вагоне-столовой. Вагон, большой, тяжелый и длинный, был укреплен на колесных тележках, которые при крушении оторвались, покатились назад и нагромоздились друг на друга. Тем же ударом были выбиты поперечные стенки вагона, а боковые стены треснули, и крыша стала падать. Стоявшие в дверях камер-лакеи погибли, остальных бывших в вагоне спасло только то, что крыша при падении одним концом уперлась в пирамиду из тележек. Образовалось треугольное пространство, позволившее практически уже обреченным августейшим путешественникам выбраться из вагона — пораненными, перепачканными, но живыми. Говорили, что рослый и сильный император поддерживал крышу, пока из-под нее вылезали его близкие. Когда через шесть лет еще не старый и всегда казавшийся крепким царь занемог и скончался, молва увязывала причины его недуга с физическим и моральным потрясением, пережитым во время крушения.

Основной версией было крушение поезда в результате ряда технических факторов: плохого состояния пути и повышенной скорости поезда — поездам такого объема тогда не разрешалось ехать быстрее 20 верст в час, а царский поезд по расписанию должен был делать 37 верст в час. На деле перед крушением он шел со скоростью под семьдесят. Через несколько месяцев незавершённое расследование было прекращено по высочайшему повелению.

На месте происшествия по распоряжению Александра III был организован мемориальный храмовый комплекс. 20 августа 1889 года состоялась торжественная церемония освящения Храма Христа Спасителя. На территории комплекса, который входил в состав Святогорского монастыря на правах скита, также располагались часовня, братская могила пассажиров, погибших во время крушения и мужской монастырь.

В 1894 г. на месте крушения поезда в память о спасении императорской семьи по проекту академика архитектуры Роберта Марфельда были воздвигнут новый храм Христа Спасителя и часовня Нерукотворного Спаса. До этого в Российской империи существовало только два храма с таким названием — в Москве и Санкт-Петербурге, и новый, третий храм не уступал им в величии.

125 лет назад царский поезд сошел с рельсов под Харьковом около станции Борки…
Сам государь император Александр III возглавил спасательную операцию
17 (29) октября 1888 года царский поезд, насчитывавший 15 вагонов, ехал по Курско-Харьковско-Азовской железной дороге со скоростью почти 70 километров в час. На подъезде к Харькову, когда императорская семья собралась в столовой на завтрак, состав несколько раз здорово тряхнуло, потом что-то треснуло и поезд слетел в кювет. Уцелели лишь два паровоза и несколько задних вагонов, остальные превратились в груду металла.
В аварии 20 человек погибло, 37 были ранены. В тот день, 17 октября 1888 года, шел дождь, поэтому люди, инструменты, багаж, посуда, тела убитых — все смешалось в непролазной грязи…
Несмотря на то что вагон-столовая находился в центре состава, царской семье чудом удалось уцелеть, причем это чудо было официально признано Русской церковью. Просто на столовую должны были наехать следующие вагоны, но два ближних развернулись на рельсах поперек и образовали баррикаду. Получилось нечто наподобие укрытия, благодаря которому августейшие особы и спаслись.
Кстати, официант, который стоял за спиной у царя, погиб, а Александр III получил травму из-за сплюснутого в кармане серебряного портсигара. Больше всех из членов царской семьи пострадала старшая дочь Ксения, она на всю жизнь осталась горбатой.
Выбравшись из вагона с супругой и детьми — ранеными, перепачканными, но живыми — государь возглавил спасательные работы. Не отставала и царица — прикрывшись простой офицерской шинелью, она не отходила от раненых, рвала простыни на бинты.
Только вечером все семейство уехало обратно в Лозовую, и там был устроен парадный обед, — продолжает Иваницкий. — Отдельно были накрыты столы для семьи императора, дворян, железнодорожных служащих, крестьян. К тому же всех, кто помогал раненым, августейшие особы отблагодарили подарками.
Потом царь с царицей приехали в Харьков и обошли все больницы, где лежали раненые. Параллельно проводился ремонт железнодорожного полотна.
Царь Александр III с семьей. При аварии поезда больше всего пострадала старшая дочь Ксения (на фото стоит по левую руку отца).
По словам историка из Змиева Юрата Коловрата, на самом деле крушение произошло не близ станции Борки, как многие думают, а чуть дальше — на пустыре, где позже возник поселок Спасов Скит (его в XX веке переименовали в Первомайский). Местные жители до сих пор с придыханием пересказывают воспоминания дедов и прадедов о том, как именно произошла авария, а в народном музее при школе хранятся царские подарки — огромное блюдо с голубой каемочкой, «катеринка», мозаичные иконы…
На месте крушения царского поезда построили одну из красивейших церквей России — храм Христа Спасителя, а еще часовню Нерукотворного Спаса и основали монастырь. В память о чудесном спасении Романовых слобожанские промышленники и меценаты Рыжовы изготовили колокол из чистого серебра. На его лицевой стороне были изображены вензеля императорских величеств, а под ними — пять медальонов с надписями славянской вязью имен князей и княжон: Николай, Ксения, Георгий, Ольга и Михаил.
Тысячи харьковчан спешили внести свою лепту в создание необыкновенного колокола, несли в храмы фамильное серебро, украшения и трудовые серебряные копейки, — говорит историк Артем Левченко. — Пожертвования превзошли все ожидания — за один месяц собралась сумма, позволившая объявить о том, что вес колокола будет не 10, а 20 пудов.
В 20-е годы все ценности монастыря перевезли в Харьков, а затем они благополучно потерялись… Саму же церковь взорвали в сентябре 1943-го. О том, кто же это сделал — немцы или же советские войска — до сих пор ведутся споры.

Это место в наши дни.
Скит на месте крушения царского поезда. Тут оборудован остановочный пункт пригородных поездов, который так и называется — «Спасов скит».
Еще свежая информация:
Бюст императору установили под Харьковом, на месте, где 125 лет назад произошло крушение царского поезда.

Памятник Александру III – восстановление справедливости. Когда-то в Спасовом Ските уже был монумент царю, но его уничтожили большевики.

— Александр III оставил о себе память как миротворец и созидатель, — подчеркивает председатель правления общественной организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев. — При нем увеличилось финансирование и строительство церквей, а Харьковская железная дорога первой в Российской империи стала государственной, благодаря чему стоимость перевозок снизилась в несколько раз, и в город хлынули крупные инвестиции.

Создали памятник, высота которого около 3,5 метров, а вес – 2 тонны, в Подмосковье. А чтобы привезти его без проблем в Харьков, пришлось обращаться за помощью к президенту России.

— Мы написали письмо президенту России Владимиру Путину, он дал распоряжение РЖД, и нам помогли с транспортировкой и растаможкой груза, — говорит Моисеев. — Для нашей области установка монумента Александру III — знаковое событие.

Благодаря Путину памятник растаможили без проблем. Фото: общественная организация Русь Триединая

Tags: Российская империя

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *