264 папа римский

В 1938 году, после окончания средней школы, поступил на философский факультет Ягеллонского университета в Кракове. Увлекался литературным творчеством, писал стихи и драмы, был членом театрального кружка «Студия 38».

Во время Второй мировой войны в 1940-1944 годах, чтобы избежать заключения и депортации, работал на каменоломне, позднее — на химическом заводе Solvay.

В 1942 году поступил на курсы подпольной Краковской духовной семинарии. Был режиссером и актером в театре-студии «Рапсодия».

После окончания войны продолжил учебу в Высшей духовной семинарии и на факультете теологии Ягеллонского университета.

1 ноября 1946 года Кароль Войтыла был рукоположен в священники.

В 1946-1948 годах учился в Папском университете святого Фомы Аквинского (Ангеликум) в Риме.

В 1948 году в университете защитил диссертацию, посвященную доктрине веры в трудах Иоанна Крестителя, но формально не получил звания доктора теологии. Получить степень он мог только при условии, что опубликует свою работу в печати, но этого польский ксендз не мог себе позволить.

В этом же году Кароль Войтыла вернулся в Польшу, где его назначили помощником настоятеля прихода в Неговице (на юге страны в гмине Гдув). Академический сенат Ягеллонского университета в Кракове признал действительным полученный Каролем Войтылой в Риме диплом и удостоил его докторского звания.

В 1949 году был назначен помощником священника в приходе святого Флориана в Кракове.

В 1951 году Кароль Войтыла вернулся к исследованиям в области философии и теологии.

В 1953 году защитил на богословском факультете Ягеллонского университета в Кракове диссертацию, посвященную этической системе

немецкого философа Макса Шелера.
Позднее Кароль Войтыла стал профессором этики и нравственного богословия в Краковской духовной семинарии и на богословском факультете Люблинского католического университета. Возглавлял кафедру этики в Люблинском университете.

В эти годы Кароль Войтыла писал стихи, которые публиковал в католической газете Tygodnik Powszechny и журнале Znak под псевдонимами Анджей Явень и Станислав Анджей Груда.

В июле 1958 года Кароль Войтыла стал викарным епископом Краковского архиепископства и в сентябре 1958 года был рукоположен в сан епископа.

В 1962-1965 годах участвовал в работе всех четырёх сессий II Ватиканского собора, сыграл важную роль в подготовке пастырской конституции Gaudium et spes и декларации о религиозной свободе Dignitatis humanum.

13 января 1964 года был назначен архиепископом Кракова.

В июне 1967 года получил титул кардинала.

16 октября 1978 года Кароль Войтыла был избран на конклаве кардиналов главой римско-католической церкви и принял имя Иоанна Павла II.
Иоанн Павел II стал вторым папой-иностранцем с 1523 года, одним из самых молодых понтификов в истории и первым папой славянского происхождения.

Он отказался от церемонии коронации, проведя вместо нее простую инаугурацию, которая состоялась 22 октября 1978 года.

Понтификат Иоанна Павла II был одним из самых длинных в истории церкви и длился почти 27 лет. По длительности он уступает только понтификату папы Пия IX (1846-1878).

Понтифик 104 раза побывал с пастырскими визитами за пределами Италии. Он совершил 38 официальных визитов, провел 738 встреч с главами государств. Более 17,6 тысячи паломников приняли участие в его публичных аудиенциях.

Был активным сторонником беатификаций: провозгласил более 1300 блаженных и 482 святых, был инициатором беатификации матери Терезы Калькуттской.

Иоанн Павел II значительно расширил Коллегию кардиналов, назначив на девяти консисториях 231 кардинала. Созвал шесть полных заседаний Коллегии кардиналов.

Его наиболее важные документы включают 14 энциклик, 15 апостольских обращений и 11 апостольских постановлений. Также Иоанн Павел II был автором ряда книг, в том числе «Пересекая порог надежды» (Crossing the Threshold of Hope, 1994), сборника поэтических медитаций «Римский триптих» (Roman Triptych, meditations in Poetry, 2003) и «Память и идентичность» (Memory and Identity, 2005).

Он стал первым папой, который пошел на контакты с другими конфессиями. В 1982 году, впервые с момента отделения англиканской церкви, встретился с архиепископом Кентерберийским и совершил совместное богослужение. В августе 1985 года по приглашению короля Хассана II выступил в Марокко перед 50-тысячной аудиторией молодых мусульман. В апреле 1986 года впервые в истории католической церкви посетил главную синагогу Рима. В мае 2001 года впервые после раскола христианской церкви на католическую и православную приехал в Грецию. 6 мая 2001 года совершил молитву о мире в Дамаске (Сирия) и вошел в мечеть Омейядов.

Понтифик активно выступал против любых войн. В 1982 году во время кризиса вокруг Фолклендских островов посетил Великобританию и Аргентину, призвав страны к миру. В 1991 году осудил войну в Персидском заливе. Выступал за бескровное преодоление Балканского кризиса.

Был категорическим противником абортов, искусственного оплодотворения, разводов, применения противозачаточных средств. Выступал против гомосексуальных браков и эвтаназии, рукоположения женщин в священнический сан, поддерживал целибат.

Благодаря позиции, занятой Иоанном Павлом II, католическая церковь приняла такие эпохальные решения, как реабилитация Галилео Галилея, покаяние за многовековое преследование еврейского народа и преступления времен крестовых походов и инквизиции. В августе 1997 года Иоанн Павел II признал также вину католической церкви в массовом уничтожении протестантов во Франции во время Варфоломеевской ночи 24 августа 1572 года.

Папа признавал достижения научно-технического прогресса и даже назначил святого покровителя сети Интернет (святого Исидора Севильского).

13 мая 1981 года на Иоанна Павла II было совершено покушение. На площади Святого Петра в Ватикане турок Мехмет Али Агджа выстрелил в него из пистолета, тяжело ранив в живот.

2 апреля 2005 года Иоанн Павел II скончался в Ватикане в возрасте 84 лет после продолжительной болезни. Был погребен в гроте базилики Святого Петра.

В июне 2005 года по инициативе Папы Римского Бенедикта XVI был начат процесс беатификации Иоанна Павла II. 1 мая 2011 года Кароль Войтыла был провозглашен блаженным.

27 апреля 2014 года Иоанн Павел II был канонизирован (причислен к лику святых).

Для причисления его к лику святых было найдено несколько совершенных им чудес.

Первое чудо Иоанна Павла II было признано в январе 2011 года. Специальная медицинская комиссия изучила случай французской монахини, которая молила папу о заступничестве после его смерти и исцелилась от болезни Паркинсона без явных медицинских причин.

Вторым чудом было официально признано необъяснимое исцеление в мае 2011 года смертельно больной женщины из Коста-Рики. Она получила серьезное повреждение головного мозга, однако после молитв Иоанну Павлу II смогла выздороветь.

В нескольких городах мира установлены памятники Иоанну Павлу II. Самая высокая в мире статуя понтифику высотой 14 метров появилась в польском городе Ченстохова в апреле 2013 года. До этого крупнейшим памятником ему считалась 12-метровая статуя в Чили.

В октябре 2014 года памятник папе Римскому Иоанну Павлу II работы российского скульптора Зураба Церетели был открыт у собора Парижской Богоматери в Париже (Франция).

В октябре 2011 года ему был установлен памятник во дворике Российской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино в Москве.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Кирилл Кобрин: Сейчас в прямом эфире из Рима журналист Алексей Букалов. Алексей, что происходит сейчас? Алексей Букалов: Несколько минут тому назад началась торжественная литургия, все участники этой литургии, а это 160 кардиналов, которые к этому времени собрались в апостольскую столицу, они соучаствуют, а основную службу проводит кардинал Йозеф Ратцингер. Это декан священной кардинальской коллегии. Кирилл Кобрин: Делегации каких церквей видны? Алексей Букалов: В основном нам видны делегации христианских церквей. Это восточные церкви, это представители армянской церкви, представители болгарской и румынской церквей. Я вижу патриарха православного Константинопольского, я вижу митрополита Кирилла из Московского патриархата, большая группа священников здесь присутствует. Ну а также, конечно, много мусульман. У них нет иерархии церковной, поэтому мы видим просто одежды мусульманских священников и видим представителей мусульманских стран, в том числе на очень высоком уровне — король Абдалла, президент Сирии и другие. Сейчас самый такой важный момент: произносит свое обращение кардинал Йозеф Ратцингер. Только что он рассказал о жизненном пути Иоанна Павла II. При этом он несколько раз говорил о тех особых связях, которые сближали покойного понтифика с молодежью. И каждый раз, когда он говорил об этом, площадь вспыхивала аплодисментами. Очень внимательно следят за его выступлением. Кроме официальных делегаций, 2,5 тысячи официальных представителей, из них 200 глав государств и правительств, на площади еще 300 тысяч паломников. Кирилл Кобрин: Наш корреспондент Джованни Бенси сказал, что церемония рассчитана примерно на 3 часа. Как, по-вашему, сколько по времени это продлится, нет ли задержек и так далее? Алексей Буквало: Джованни — человек очень информированный, он совершенно точно сказал, это было объявлено по всем радиостанциям, по всем телевизионным каналам. Три часа сама церемония, потом гроб уносят внутрь собора, спускают в катакомбы и там уже предают его земле, эта церемония продлится еще примерно 35 минут. Я не знаю, будут ли ее показывать в прямой трансляции. Кирилл Кобрин: Похороны Иоанна Павла II, как и любого другого понтифика, — церемония сложная и тщательно выверенная. Их подготовкой занимались кардиналы и другие высшие иерархи церкви, постоянно справляясь со старыми традициями и установлениями Католической церкви. Джованни Бенси: Траурная церемония будет проходить на основе распоряжений, которые в 1996 году дал сам Иоанн Павел II в апостольской конституции «Вся паства Господня». Заупокойную литургию будет служить кардинал Ватиканской священной коллегии Йозеф Ратцингер вместе с сонмом других кардиналов и патриархов восточных церквей, соединенных с Римом. Все они будут носить красные облачения, так как красный цвет означает траур в церемониях, относящихся к Папе. Служба будет совершаться на латинском и на 6 других литургических языках, принятых Католической церковью, в том числе по-старославянски. Порядок действий, которые предшествуют похоронам, был разработан церемонимейстером Ватикана, архиепископом Марини. В четверг поздно вечером был прекращен доступ паломников в собор Святого Петра и тело Иоанна Павла II поместили в кипарисовый гроб, первый из трех гробов, два других — цинковый и сосновый. Перед закрытием гроба личный секретарь покойного Папы архиепископ Станислав Дживич и церемонимейстер Марини накроют лицо Иоанна Павла II вуалью из белого шелка. По традиции в гроб положат свиток, содержащий жизнеописание Иоанна Павла II. Затем кардинал-камерленго, временный администратор папского двора Эдуардо Мартинес-Сомало прочтет второй стих из псалма 41 «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к тебе, Боже». После этого гроб перенесут на паперть перед собором Святого Петра, где в пятницу заупокойной мессой начинается траурная церемония. Во время богослужения будет оглашена глава 10-я Деяний апостолов, где говорится, что Христос есть определенный от Бога судья живых и мертвых. Ватиканский хор будет петь 40-й стих из главы 10-й Евангелия от Иоанна «Воля пославшего меня есть та, чтобы всякий видящий сына и верующий в него имел жизнь вечную. Я воскрешу его в последний день». После евангельского чтения, опять из Иоанна, все кардиналы хором будут петь по-латыни прощальную молитву «Возлюбленные братья и сестры, доверяем сладчайшему милосердию Божьему душу нашего папы Иоанна Павла II». Литургия завершится молением римской церкви, которое прочтет викарий Папы по римской епархии кардинал Камилло Руини. Никаких цветов и венков не будет. Члены итальянского правительства и главы иностранных делегаций будут располагаться по обе стороны от катафалка на паперти, остальные почетные гости займут места на площади Святого Петра. В центре ее будет выстроен почетный караул из швейцарских гвардейцев. Траурная церемония продлится предположительно 3 часа. Затем тело Иоанна Павла II будет перенесено в грот, то есть в подземелье в базилике Святого Петра. Иоанн Павел II будет похоронен рядом с тем местом, где, согласно традиции, покоятся мощи апостола Петра. Гроб с телом Папы будет лежать в прежней могиле Папы Иоанна XXIII, прах которого в связи с его канонизацией в 2000 году перенесен в сам собор Святого Петра. За церемонией похорон будет следить огромное множество паломников, кажется, около 4 миллионов человек, почти в два раза больше, чем предполагали накануне. Рим не может вместить большее число людей, поэтому городские власти прекратили доступ приезжих в город. Поскольку не все поместятся на площади Святого Петра, на многих площадях Рима установлены большие экраны, на которых люди смогут следить за похоронами Папы в прямой трансляции. Кирилл Кобрин: Пока мы слушали репортаж нашего корреспондента Джованни Бенси, гроб с телом Папы как раз вынесли на паперть собора Святого Петра. Кирилл Кобрин: Сейчас в прямом эфире Марк Смирнов, историк религии, ответственный редактор приложения к «Независимой газете» «НГ-Религии». Марк, давайте поговорим о том, можно ли по пышности и размаху похорон сделать вывод о значении того или иного понтификата? Марк Смирнов: Сравнивая похороны Павла VI, который умер, как мы знаем, в 1978 году, сравнивая другие описания похорон, я считаю, что в принципе все то же самое, и даже обряд похорон такой же. Другое дело, что, может быть, сейчас, когда средства массовой информации лучше работают, больше приехало паломников, может быть, больше ажиотажа, больше такого польского элемента среди паломников присутствует, я это замечаю. Кирилл Кобрин: Давайте несколько слов скажем о том, что же такое был понтификат Иоанна Павла II. Марк Смирнов: Прежде всего Папа сделал очень много для объединения Европы, и, конечно, для того, чтобы «железный занавес», который разделял эту Европу на две части, рухнул. В этом его гигантская заслуга. Что касается его заслуг перед церковью, это, конечно, отдельный вопрос, он еще требует очень внимательного и серьезного, достаточно критического анализа. Кирилл Кобрин: Марк, а что бы вы сказали об отношении самого Иоанна Павла II к Русской Православной церкви? Марк Смирнов: Я думаю, что, конечно, покойный понтифик горячо любил вообще Россию и русскую церковь в силу того, что это был первый и единственный пока славянский Папа. Ему были доступны и произведения художественной литературы, русской классики, такой, как Достоевский, Толстой, он знал духовную литературу и русскую религиозную мысль, включая, например, Владимира Соловьева, его труды. Все это как-то делало особенно близкой Россию и, в частности, Русскую Православную Церковь. Но мне кажется, что у него были несколько книжные знания, это часто бывает, особенно у тех народов, которые рядом живут и почти язык один и тот же, но стопроцентного ведь понимания двух языков нет, нужна какая-то еще подготовка и усилие. Вот мне кажется, что у него этого реального знания и, вообще, русского языка, и, в частности, русского образа жизни, стиля жизни явно не хватало. Отсюда Папа несколько переоценивал Русскую Православную Церковь, как и вообще Запад. Им казалось, что Русская Православная Церковь достаточно динамична, что она идет по пути своего развития очень интенсивно, как бы в ногу со временем, в ногу с Римско-Католической церковью, в частности, проблемы экуменизма, казалось бы, были уже решены еще при советской власти. Но оказалось, что внешняя политика Русской Православной Церкви резко изменилась уже именно в понтификат Иоанна Павла II, потому что, с одной стороны, изменился курс советского правительства в отношении Ватикана. При Павле VI это были совсем другие отношения. Еще они ведь начались при Иоанне XXIII, который обменивался посланиями с Хрущевым, который принимал зятя Хрущева, тогдашнего редактора «Известий» Аджубея, вплоть до того, что внуку Никите Хрущеву передавались подарки. Все это было каким-то совершенно другим. Папу Иоанна XXIII поэтому не зря называли «Папой любви», а его энциклика «пацем ин террис», то есть «мир на земле», активно обсуждалась и даже фрагментами перепечатывалась в советских изданиях. Ничего этого уже не было при польском Папе. И Московский патриархат также изменил, конечно, свою политику, в частности, тогдашний внешний блюститель патриаршего престола митрополит Филарет Денисенко, который потом был низвергнут, лишен сана, а сейчас он является патриархом Украинской церкви, Киевского патриархата. Вот он очень боролся против этих экуменических контактов, против признания униатской церкви на Западной Украине, в частности. Все это очень подорвало тот диалог между церквами, который существовал еще в советское время и в начале 90-х, то есть в период перестройки. Ну, а сейчас мы, естественно, пожинаем определенные плоды. Русская церковь, оказавшись без опеки государства, которое не вырабатывает какую-то политическую линию в отношении церкви, не дает указаний, оказалась достаточно ретроградной. В ней восторжествовали консервативные силы, очень сильна тенденция к идеям уваровской Руси: православие, самодержавие, народность. Очень также сейчас будет сильно влияние Русской зарубежной церкви, которая еще более ретроградна, вообще не участвует ни в каком экуменическом движении. Так что все это, конечно, влияет на отношения двух церквей. Мне кажется, наверное, Папа при жизни своей был глубоко разочарован этими обстоятельствами. Кирилл Кобрин: Марк, давайте поговорим на тему личности Иоанна Павла II. Как бы вы оценили личность этого Римского Папы? Марк Смирнов: В нескольких словах это очень трудно сделать, потому что, действительно, один из очень по времени больших понтификатов, то есть по времени пребывания на папском престоле, другое — деятельность самого Иоанна Павла II, который очень много сделал для того, чтобы как-то лицо Римско-Католической церкви стало современным. Для этого нужны были очень большие усилия, которые, правда, начал делать не сам Папа, а его предшественники, они пошли на слом всей старой системы после Папы Римского Пия XII. Иоанн XXIII просто совершенно, не боюсь этого слова, совершил революцию в католической церкви. Ведь до этого, скажем, еще Иоанн XXIII даже, когда появлялся на площади Святого Петра, его выносили на носилках, на голове у него была трехъярусная тиара, он носил перчатки с изображением креста, у него были специальные туфли. То есть мы себе не представляем весь тот совершенно уже анахроничный для сегодняшней католической церкви наряд римского понтифика, когда он совершал общественное богослужение. Ото всего от этого Римская церковь стала отказываться еще при Иоанне XXIII. И уже Павел VI, совершенно разрушив все эти стереотипы, появился просто в белом облачении, тиару он перестал надевать, ее, кажется, продали, а очень дорогие бриллианты, которые ее украшали, пошли на помощь детям Африки. Упростилось все. Конечно, Павла VI не зря даже сравнивали с апостолом Павлом, имя которого он и носил, потому что апостол Павел совершал бесконечные путешествия. Деяния апостолов, которые читались во время погребального обряда, как раз рассказывают об этих путешествиях апостола Павла. Так вот и Павел VI тоже начал совершать эти свои далекие небывалые путешествия. Сегодня много говорилось о взаимоотношениях православной церкви, я имею в виду церкви в различных странах, то есть все восточные православные церкви, включая Русскую Православную Церковь, отношения этих церквей, прежде всего Константинополя к Риму, к Римской церкви. В 1965 году Папа Римский отправился в Константинополь, и при тогдашнем патриархе Афиногоре они сняли взаимные анафематствования, клятвы, которые были еще с 1054 года, с XI века они разделяли западную и восточную церковь, и вот эти клятвы были сняты. То есть это очень большой шаг, который сделала Римская церковь в лице предшественников нынешнего папы Иоанна Павла II. Поэтому ему было вполне логично и естественно продолжать этот путь. Не случайно он взял себе двойное имя. Кстати говоря, это достаточно необычно. До этого на римском престоле мы знаем Пап Пиев, Бенедиктов или, допустим, Иоаннов, но двойное имя Иоанн Павел — такая традиция появилась чуть-чуть до появления покойного понтифика. Почему я сказал «чуть-чуть»? Потому что Иоанн Павел I правил всего 40 дней. Это поразительная история. После Павла VI был избран венецианский патриарх, кардинал Альбино Лючано. Когда он был избран Папой Римским, взял себе вот это имя — Иоанн Павел I. К сожалению, его здоровье было, видимо, очень плохое, он испытывал сердечное недомогание, и 40 дней только был его понтификат. И тогда уже понтифик вполне логично назвал себя Иоанном Павлом II. Это говорит о том, что он действительно преемник предыдущих римских епископов. Кирилл Кобрин: Кароль Войтыла, напомню, так Иоанна Павла II звали до понтификата, является автором целого ряда пьес и поэм. Алексей Дзиковицкий: «Слово, перед тем как его произнесут на сцене, живет в человеческой истории, является базовым измерением его духовной жизни. Открывая Слово через изучение литературы и языка, я не мог не приблизиться к таинству Слова — того Слова, о котором мы ежедневно говорим в нашей молитве», — писал Иоанн Павел Второй в одной из своих наиболее известных книг «Дар и таинство». Вообще, как написал один из критиков, творчество Иоанна Павла Второго «это дополнение к той миссии, которую он выполнял в современном мире, а также объяснение трудных мест Библии». Литература всегда интересовала Кароля Войтылу — именно поэтому он поступил на факультет польской филологии краковского Ягеллонского университета. Когда будущему папе едва исполнилось 20 лет, он вместе с приятелями открыл подпольный «Театр Рапсодии» и написал одно из своих первых произведений — поэму «Камень и безмерность». Затем были пьесы — всего пять. Кароль Войтыла много играл в театре. Даже через 60 лет, во время визита в Польшу, он свободно цитировал отрывки из своих ролей. Наиболее известные из пьес Кароля Войтылы — «Возле ювелирного магазина» и «Брат нашего Бога». Писатель и литературовед — директор национальной библиотеки Польши Михал Ягелло, отмечает, что в предисловии к пьесе «Возле ювелирного магазина» будущий Папа сам описал стиль собственных произведений. Михал Ягелло: Медитация о таинстве супружества, временами переходящая в драму — так написал Кароль Войтыла о своей самой известной пьесе. Для понимания его произведений это очень важно. Алексей Дзиковицкий: По его мнению, наибольшее влияние на Кароля Войтылу оказали польские писатели эпохи романтизма Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий и прежде всего Циприан Норвид. Однако его пьесы достаточно трудны и для постановки и для восприятия. Михал Ягелло: Драматические произведения Кароля Войтылы очень тяжело поставить в театре, поскольку в них, если смотреть с нашей современной точки зрения, практически ничего не происходит. Они статичны и напоминают театр в древней Греции. Эти произведения без сомнения являются произведениями пастыря, который занимается теологией, но хочет заинтересовать человека не через теологические тексты, а через художественную литературу». Алексей Дзиковицкий: Известный театральный критик Януш Ковальчик написал о Кароле Войтыле-литераторе: «драматург трудных вопросов». Примечательно, что по одной из пьес Войтылы «Брат нашего Бога», о польском художнике и герое национально-освободительного восстания 1831 года Альберте Хмелевском, который стал затем монахом, известный режиссер Кшыштоф Занусси снял фильм на английском языке. Нельзя назвать лёгкими и поэтические произведения Кароля Войтылы. Отрывок из стихотворения «Бездна», написанного Войтылой в 24 года. Для тебя бездна — пространство,
пронизанное каскадами воздуха,
блеском стеклянных осколков,
рассеянных, словно зёрна, в далеких скалах.
Но прошу тебя, заметь, наконец, другую пропасть,
полную отблесков глаз.
Она есть в каждом человеке;
собравшись вместе, люди несут её,
как лодку на плечах.
И в этом великом движении нет ничего,
что мог бы ты миновать,
когда ты лучом распахнутых глаз,
как пером, пишешь свой знак.
Если разум не видит бездны,
не думай, что её вовсе нет.
Пусть блеск не достигает глаз,
но лодка-то — уже на плечах: Михал Ягелло: Сила поэзии Кароля Войтылы в слове, в философском послании. Однако для меня лично эти тексты тяжелы тем, что их трудно перенести на образы. Читая поэзию, я хотел бы видеть то, о чем читаю. Хотя такие же претензии я могу предъявить, например, и к поэзии Чеслава Милоша — некоторые его стихи можно было бы назвать философскими диспутами. На мой взгляд, наиболее интересны последние тексты Иоанна Павла Второго, изданные под заголовком «Римский триптих». В них, по сравнению с предыдущими произведениями, относительно много образов, метафор. Кирилл Кобрин: В Испании, которую покойный понтифик считал одним из оплотов католической церкви, анализируют итоги правления Иоанна Павла Второго и строят прогнозы на будущее. Виктор Черецкий: О значении деятельности Папы мы беседовали с главным редактором католического журнала «Альфа и Омега» священником Хосе Франсиско Серрано. На вопрос, что он считает самым примечательным в годы папства Иоанна Павла II, отец Хосе Франсиско ответил… Хосе Франсиско Серрано: Чтобы понять значение деятельности Папы, надо учесть следующее. Папа начал свою деятельность в Ватикане со слов: «Откройте двери Христу. Не бойтесь!» Эти слова были весьма своевременны. Что они означали? Во-первых, речь шла о том, чтобы противостоять бытующему даже в католических странах мнению, что прогресс не совместим с верой и что он связан в основном с марксизмом. Причем с марксизмом в самых разных его проявлениях, к примеру, представленном в виде демократического социализма. Папа смог убедить миллионы людей в том, что вера в Христа не противоречит прогрессу. Одним словом, его правление было поистине великим. Виктор Черецкий: Известно, что с именем Папы связывают крушение «Берлинской стены» и падение коммунистической системы. Что вы думаете по этому вопросу? Хосе Франсиско Серрано: Надо иметь в виду то, что Папу часто называют антикоммунистом. Я бы воздержался от такого определения. Ведь Папа высказывался против любых тоталитарных режимов, независимо от их идеологии. Вспомним хотя бы его осуждение режимов в Чили и Парагвае. При этом Папа шел на диалог со всеми политиками, которые хотели этого диалога. Папа защищал справедливость, свободу и права человека в любой части света. Он всегда выступал за мир, против любых войн. Поэтому он снискал столь огромный международный авторитет. Виктор Черецкий: Тем не менее, многие считают покойного понтифика сторонником ультра-консервативного крыла католической церкви. Еще совсем недавно он резко критиковал, к примеру, позицию испанского правительства в отношении абортов, однополых браков, опытов с эмбрионами и так далее. Хосе Франсиско Серрано: Иоанн Павел II всего-навсего защищал веру, защищал учение Христа. Церковь выступает против абортов и эвтаназии, потому что считает, что речь идет об убийстве. Учение Христа защищает жизнь. Глава католической церкви просто обязан был придерживаться этой позиции. Что же касается браков, то церковь всегда признавала только брак между мужчиной и женщиной. Повторяю, Папа защищал лишь принципы католицизма. Виктор Черецкий: Мы знаем, что Папа много ездил. Он, в частности, хотел добиться единства христианского мира. Как можно оценить эту его деятельность понтифика? Хосе Франсиско Серрано: Известно, что Папа совершил 104 зарубежные поездки. Действительно, он стремился добиться единства христиан. Речь, разумеется, не идет о каком-то подчинении других церквей римскому престолу. Речь идет о взаимодействии во имя веры, во имя общих принципов, во имя мира. Папе, в частности, удалось установить хорошие отношения с протестантами, наладить диалог с Патриархом Греческой Православной Церкви. Однако следует признать, что больших успехов в деле единения христиан Папе достичь не удалось. Эта великая задача остается нерешенной. Виктор Черецкий: Что можно сказать о возможных изменениях в политике Ватикана после избрания нового Папы? Хосе Франсиско Серрано: Сейчас на этот вопрос трудно ответить. Все будет зависеть от нового понтифика. К примеру, если будет избран представитель Латинской Америки или Африки, то церковь, вероятно, будет в какой-то степени ориентирована на решение проблем бедных стран. Однако кто бы ни был избран, он будет действовать с оглядкой на правление Иоанна Павла II.

В закладки!

16 октября 1978 в католическом мире случилось беспрецедентное событие – впервые в истории новым папой был избран славянин, представитель коммунистической Польши, Кароль Войтыла. Как поговаривали в то время, кандидатура польского кардинала совершенно случайно была выдвинута на конклаве – кардиналы все никак не могли избрать папу, попросту не хватало нужных голосов. Могли ли они представить, что неприметный и скромный кандидат наберет большинство голосов и будет воздвигнут наместником Бога на земле? Поляк был загадкой для многих, ведь еще никогда на должности папы римского не было столь разностороннего человека: писателя, поэта, философа, драматурга, актера и спортсмена – жизнь Яна Павла II была необычной и увлекательной.

Несчастливое детство будущего понтифика

264-ый папа римский Кароль Войтыла родился 18 мая 1920 в верующей польской семье из города Вадовице. Его отец был военным, а мать учительницей – от родителей Кароль унаследовал любовь к Богу и высокоморальное воспитание. Детство будущего понтифика нельзя назвать счастливым – он рано узнал что такое смерть близких ему людей. Когда Каролю исполнилось 8 лет умерла его мать, а через несколько лет его брат Эдмунд, который работая врачом, заразился от больных скарлатиной и скончался в 1932 году.

Несмотря на такие потрясения Кароль тянулся к знаниям и находил в них отраду. От чувства одиночества, которое заполнило молодого парня после смерти близких, он спасался занимаясь в театральной секции. Игра на сцене, аплодисменты публики и взаимодействие актеров поселили в душе молодого Войтылы мечту стать актером. Воодушевленный классическими произведениями драматургии Кароль пишет пьесу «Король-дух”. Наряду с этим, он не забывает об учебе: прилежно учится и проявляет большие способности к изучению языков.

Путь к Богу

Накануне Второй мировой войны Кароль Войтыла, получив среднее образование, вместе с отцом переехал жить в Краков. Здесь жизнь бурлила совершено по-другому и творческому, смышленому парню было где применить свои таланты. Он поступает в Ягеллонский университет, где обучается на факультете полонистики и одновременно активно занимается в актерском кружке «Студия 38”. Во время одного из выступлений Кароля заметил архиепископ Кракова Стефан Сапега. После представления он подошел к юноше и сказал слова, которые на всю жизнь отложатся в памяти Войтылы и окажут большое воздействие на его дальнейшую жизнь: «Такой талант должен служить Богу”.

С приходом фашистских оккупантов жизнь будущего папы римского резко изменилась. Его отцу прекращают выплачивать пенсию и для того, чтобы обеспечить себя и отца Кароль устраиваться работать в каменоломню, а позже идет работать на химический завод, параллельно проходя обучение на богословском факультете подпольного университета. В это время он не только усердно трудится, но и, как настоящий патриот, призывает рабочих не поддаваться власти фашистов.

В 1940 году Войтылу касается большое потрясение, которое сильно изменило его жизнь – отец 20-летнего Кароля умирает от сердечного приступа. В этот момент будущий понтифик невероятно остро почувствовал свое одиночество. ” К двадцати годам я потерял всех кого любил”, – скажет он позже в одной из своих книг. Именно смерть отца стала главным толчком, который сподвиг его не только принять Бога, а и понять, что его смысл жизни – служба Всевышнему.

Карьера священнослужителя

В 1942 году Кароль Войтыла пришел к архиепископу Кракова и сказал, что хотел бы стать священником. Говорят, что Стефан Сапега, по какой-то причине, трижды отказывал в этом Каролю, считая его неготовым и лишь на третий одобрил желание молодого поляка служить церкви. Войтыла записался на курсы подпольной духовной семинарии, а закончив ее и, будучи рукоположенным в священники, в 1946 году был отправлен в Рим для обучения богословию. Умный, отверженный и рассудительный, он показал себя в лучшем свете, а благодаря кропотливой работе над сочинениями мистика Иоанна Креста польский священник был удостоен звания доктора богословия.

С 1948 года начинается стремительна карьера Кароля Войтылы. Он начинает службу богу с небольшого пасторского прихода в маленьком селе Негович, вскоре переведен в Краков, где занимается преподаванием в Ягеллонском университете, позже – вспомогательным епископом Краковского архиепископства, а в 1958 году становится епископом.

Кароль Войтыла был удостоен звания кардинала в 1967 году и сразу же включился в важную для католической церкви работу. Будучи одним из самых молодых участников Второго Ватиканского собора, польский кардинал принимает активное участие в разработке и принятии важных церковных документов. Венцом его деятельности было избрание в 1978 году папой римским. Это было неожиданное и непредсказуемое событие, последствием которого стало появление одной из наиболее могущественных персон ХХ века.

Папа римский без тиары и коронации

Приняв имя своего предшественника, Кароль Войтыла становится Яном Павлом II. На этом сходство нового папы с предыдущим заканчиваются, как и схожесть с другими понтификами. Новый глава Ватикана видит свое правление в активной реформаторской деятельности и эти перемены в первую очередь коснулись порядков и традиций святого престола. Так, Ян Павел II отказался от традиционной коронации на пост – была проведена обычная инаугурация, понтифик отказался носить тиару, а говоря о своей персоне, всегда употреблял «я”, а не царственное «мы”. Всеми своими действиями польский папа хотел подчеркнуть девиз всей своей жизни, который заключался в фразе «Я раб рабов Божьих”.

Политика Ян Павла II была направлена на поднятие престижа католической церкви, прекращение разрозненности и вражды представителей различных религий и истребление коммунизма, как антигуманного явления, ущемляющего права человека. Понтифик продолжал вести активный образ жизни: он занимался лыжным и водным спортом, путешествовал по миру, встречался с могущественными политиками и общественными деятелями.

В первый же год своего папства Ян Павел II посетил Польшу. Земляки приняли понтифика с большим воодушевлением и гордостью за свою землю, на которой родился такой выдающийся человек. Этот приезд сплотил расслоенное общество, напомнил об аутентичности и величии польского народа, дал силы бороться за демократическую страну, в которой будут учитываться интересы каждого. Папа поддерживал деятельность организации «Солидарность”, которая подняла народ на бунт против коммунизма. Многие историки и политические деятели говорят о том, что заслуга в провале режима Яна Павла II огромная – именно его приезд поспособствовал тому, что поляки действовали сплоченно и организовано.

Сплочение человечества и борьба за мир

Деятельность папы польского происхождения была поистине беспрецедентной: он первый из понтификов вошел в синагогу, провел мессу в мусульманской стране и в знак примирения между религиями сказал, что мусульмане «старшие братья христиан”. Кроме этого, Ян Павел II провел встречу и установил взаимопонимание с африканскими племенами, приверженцами культа вуду, Далай Ламой, английской королевой Елизаветой II, лидерами СССР, в частности, с Михаилом Горбачевым, представителями лютеранской церкви.

Впервые в истории человечества понтифик извинился за злодеяния католической церкви, действия инквизиции, бесчинства рыцарей Крестовых походов и Тевтонского ордена. Кароль Войтыла, будучи папой римским, реабилитировал своего земляка Николая Коперника и Галилео Галилея, частично признал учение Дарвина и поцеловал Коран. Но вместе с тем он был ярым противником абортов и гомосексуализма, однополых браков и женщин-священнослужителей.

С 58 до 85 лет длилось правление Яна Павла II, изменившего мир, показавшего, что все нации и религии могут мирно существовать на одной планете и взаимодействовать, получая общее благо. Папа не раз навещал страны, в которых шли войны и пытался всячески помочь решению конфликта: и словом и делом. Он всегда придерживался единой линии поведения и не шел на поводу у политиков – Кароль Войтыла никогда не искал личной выгоды и не совершал корыстных поступков, он лишь служил Богу и человечеству, чем заслужил огромную популярность верующих всего мира. Подобное положение дел было костью в горле многих политиков, что привело к покушению на понтифика в 1981 году.

Покушение на главу Ватикана

13 мая в 5 часов вечера автомобиль папы римского двигался через восторженную толпу верующих, простых зевак и туристов к собору Св. Петра. Все ждали речи великого понтифика, но по традиции автомобиль должен был сделать три почетных круга, во время которых Войтыла приветствовал толпу. В долю секунды раздался громкий выстрел и тело папы упало на руки личного секретаря, сидящего рядом в авто. На животе Яна Павла II кровоточила рана и его было немедленно отправлено в клинику «Джамелли», а человека, выстрелившего в папу из толпы паломников, задержали в мгновение ока.

Мехмет Али Агджа, а именно так звали стрелка, оказался представителем турецкой ультраправой группировки, которая была известна в Европе под названием «Серые волки”. Будучи беглецом турецкой тюрьмы и спасаясь от правосудия, Мехмет случайно оказался в Италии, где и осуществил преступление, целью которого было убить папу. Кто был заказчиком так достоверно и неизвестно: была создана специальная комиссия, которая расследовала детали покушения. Выдвигались различные версии кто же желал смерти понтифика от итальянских политиков и кардиналов до советских спецслужб, действующих по указаниям руководства СССР.

К счастью, цель Мехмета Али Агджи не была достигнута и после длительной операции и всех возможных и невозможных усилий итальянских медиков, понтифик выжил. Пуля не повредила жизненно важных органов, став лишь причиной сильного кровотечения, которое было вовремя остановлено. Позже папа римский скажет, что сама Матерь Божья отвела от него пулю и спасла жизнь, а постоянная молитва, которую Войтыла читал пока был в сознании, помогли быстро восстановиться.

Что же касаемо убийцы, то Папа ни на секунду не обозлился и даже не держал обиды на Агджу. Более того, в 1983 году он навестил заключенного, которого приговорили к пожизненному заключению. Войтыла долго разговаривал с Мехметом наедине, а когда вышел то сказал лишь: «Мы разговаривали как братья, которые полностью доверяю и не держат обиды друг на друга”. Суть разговора понтифика и преступника так и осталась тайной, которая осталась между ними. Известно только одно – после рокового разговора по настоянию папы мера пресечения для Агджи была изменена и он был передан турецким властям. Жизнь преступника круто изменилась – он стал глубоко верующим человеком.

Завершение великой эпохи правления

В 90-е здоровье Кароля Войтылы значительно ухудшается. У него обнаруживают опухоль кишечника, которую успешно удаляют, но вскоре глава Ватикана оступился в душе и сломал шейку бедра. В это же время начинают говорить о том, что понтифик страдает болезнью Паркинсона, но Ватикан всячески отрицал эту информацию. Несмотря на многочисленные недомогания Ян Павел II не покидает своих дел и ведет активную международную деятельность. Когда же ему исполнилось 75 лет, то он собрал совет кардиналов, для того чтобы выяснить не должен ли он в этом возрасте уходить в отставку. Проведя целое расследование и изучение жизни предшественников, Войтыла принял решение, что уходить папа римский должен, когда его заберет Господь Бог.

30 марта 2005 года Ян Павел II в последний раз вышел на балкон для того, чтобы поприветствовать верующих, но это ему не удалось. Папа римский скончался 2 апреля, а возле его резиденции собралось бесчисленное количество людей, которые молились об облегчении страданий понтифика. Прощание с главой Ватикана было одной из самых масштабных церемоний века: 300 тыс. человек присутствовало на литургии, более 4 млн. верующих проводили выдающегося папу в последний путь, весь мир наблюдал за церемонией с экранов телевизоров.

Возведение в лик святых

После смерти понтифика разгораются различные споры о его жизни, ведь становится известной многолетняя переписка Кароля Войтылы с полькой Анной-Терезой Тыменецкой. В общении папы римского и писателя-философа не было ничего крамольного, но вездесущие папарацци пытаются читать между строк, дабы уличить главу Ватикана в любви к женщине – никому не верилось, что 32-летняя переписка могла производиться в рамках дружбы. Раздуть скандал не удалось – добродетельный папа искренне дружил с полькой, они вместе писали книгу и обсуждали философские проблемы, а в молодости, будучи другом семьи Тыменецкой, Войтыла вместе супругами занимался лыжным спортом.

Несмотря на попытки уличить папу Яна Павла II, опорочить его благодетельность не удалось, и в 2014 году он был причислен к лику святых. Этому поспособствовали совершенные понтификом чудеса, которые были документально зафиксированы и произведены при свидетелях. Благодаря молитве Войтылы две женщины излечились от тяжелых болезней, которые не поддавались лечению.

Целая эпоха ушла с уходом в иной мир Яна Павла II: посвятив жизнь служению Богу он, прежде всего, служил человечеству, пытался на собственном примере показать, что все мы братья и сестры на этой планете и можем прощать ошибки друг друга, помогать и поддерживать, проявлять добро и милосердие. На протяжении всей жизни глава католиков не забывал о своей родине – он до последнего вдоха оставался поляком до мозга костей и проявлял свой патриотизм в делах.

Если ссылка нет или она не работает, обязательно прочитайте . Если это не помогло, пожалуйста, выделите название материала и нажмите Ctrl+Enter.

Сегодня весь мир вспоминает Кароля Войтылу. Ровно сто лет назад родился Иоанн Павел II – понтифик славянского происхождения, изменивший историю. И первый Папа, который обратился к белорусам на нашем родном языке.

Это 1998 год, слова паломникам из нашей страны. На мове обращался он и к белорусским детям, собравшимся на площади. Папа Иоанн Павел II всегда мечтал сам побывать в Беларуси. Хотя наша страна и не вошла в список зарубежных поездок, он – рекордный. 130 государств и практически все континенты. Приставка «первый» в его биографии вообще встречается часто. Впервые публично покаялся за ошибки древней церкви, за молчание во время Холокоста, реабилитировал Галилея.

Папа-славянин выступал «против» любых войн и «за» диалог с другими конфессиями, впервые посетил синагогу и мечеть. Главное достижение на постсоветском пространстве – восстановление религиозных структур. Это касается и Беларуси. Костел нашей страны посвятил весь этот год 100-летию со дня рождения Кароля Войтылы. В мае должно было состояться общебелорусское паломничество в Ватикан. Несмотря на перенос, память об Иоанне Павле Втором почитают сегодня в костелах, его наследию будут посвящены встречи и конференции.

Иоанн Павел II (Кароль Войтыла), столетие со дня рождения которого отмечают в понедельник, занимал папский трон с 1978 года до своей смерти в 2005 году и был первым папой неитальянского происхождения, избранным за последние 455 лет.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *