3 десятины

1) Десятина церковная — десятая часть дохода, взимавшаяся Церковью в Средневековье и Новое время в Западной Ев­ро­пе и на Ру­си.

В древ­но­сти су­ще­ст­во­ва­ла у не­ко­то­рых се­мит­ских на­ро­дов, в ча­ст­но­сти у ев­ре­ев, от ко­то­рых пе­ре­шла в западную хри­сти­ан­скую Цер­ковь. Впер­вые Цер­ковь по­тре­бо­ва­ла десятину в 585 году (Ма­кон­ский со­бор). Пи­пин Ко­рот­кий ввёл десятину в ка­че­ст­ве воз­ме­ще­ния Церк­ви при се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных вла­де­ний. При Кар­ле I Ве­ли­ком с 779 года (Ге­ри­сталь­ский ка­пи­ту­ля­рий) десятина ста­ла обя­за­тель­ной для все­го на­се­ле­ния Франк­ско­го ко­ро­лев­ст­ва. Во Фран­ции десятина от­ме­не­на в 1789-1790 годах, в древних западноевропейских стра­нах — в XIX веке. На Ру­си ус­та­нов­ле­на в 996 году ки­ев­ским князем Вла­ди­ми­ром Свя­то­сла­ви­чем и пер­во­на­чаль­но пред­на­зна­ча­лась для ки­ев­ской Де­ся­тин­ной церк­ви, вско­ре при­об­ре­ла ха­рак­тер по­все­ме­ст­но­го на­ло­га, взи­мав­ше­го­ся цер­ков­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми (за ис­клю­че­ни­ем мо­на­сты­рей).

2) Цер­ков­ный ок­руг, часть епар­хии в Рос­сии до начала XVIII века. Во гла­ве десятины сто­ял де­ся­тиль­ник, функ­ции ко­то­ро­го с 1551 года час­тич­но пе­ре­шли к по­пов­ским ста­рос­там и де­сят­ским свя­щен­ни­кам.

3) Русская ме­ра пло­ща­ди зе­мель­ных уго­дий. Из­вест­на с XIV века. Пер­во­на­чаль­но рав­ня­лась 1/100 квад­рат­ной вер­сты, или 50 × 50 = 2500 квад­рат­ных са­же­ней. В XVIII-XX веках су­ще­ст­во­ва­ли различные оп­ре­де­ле­ния десятины: ка­зён­ная десятина (2400 квад­рат­ных са­же­ней, 1,0925 га), хо­зяй­ст­вен­ная ко­сая десятина (80 × 40 = 3200 квад­рат­ных са­же­ней), хо­зяй­ст­вен­ная круг­лая десятина (60 × 60 = 3600 квад­рат­ных са­же­ней), со­тен­ная десятина (100 × 100 = 10000 квад­рат­ных са­же­ней), бах­че­вая десятина (80 × 10 = 800 квад­рат­ных са­же­ней) и др. В свя­зи с пе­ре­хо­дом в 1918 году к мет­рической сис­те­ме мер при­ме­не­ние десятины бы­ло ог­ра­ни­че­но, с 1927 года — за­пре­ще­но.

  • I. Учение ветхозаветного закона о десятине
    • 1. Что считалось десятиной?
    • 2. Каково было предназначение десятины?
    • 3. Почему с народа собиралась десятина для священников и левитов?
    • 4. Куда сдавались десятины?
    • 5. Год десятины
    • Дополнительные места Писания о десятине:
  • II. Десятина и Новый Завет
    • 1. Новый Завет о ветхозаветной десятине
    • 2. Новый Завет о материальной поддержке служителей
      • Каким образом проповедующий Евангелие может жить от благовествования?
    • 3. Новый Завет о пожертвованиях
  • III. Десятина вне Ветхого и Нового Заветов

Среди многих, как верующих, так и неверующих, бытует следующее мнение о десятине: «Десятина это часть Ветхозаветного Закона. Его сегодня не нужно соблюдать, а стало быть, и десятину – тоже». Давайте выясним, насколько это мнение верно.

Учение о десятине подробно описано в Ветхозаветном Законе:

I. УЧЕНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНОГО ЗАКОНА О ДЕСЯТИНЕ:

1. Что считалось десятиной?

Лев.27:30-32 «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу; не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено».

Данный отрывок свидетельствует о том, что десятина от земли включает в себя:

– десятую часть от плода земли,

– десятую часть от плода деревьев и

– десятую часть от плода скота.

2. Каково было предназначение десятины?

Чис.18:21-32 «…а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания; и сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела. И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, – и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого. И скажи им: когда вы принесете из сего лучшее, то это вменено будет левитам, как получаемое с гумна и получаемое от точила; вы можете есть это на всяком месте, вы и семейства ваши, ибо это вам плата за работы ваши в скинии собрания; и не понесете за это греха, когда принесете лучшее из сего; и посвящаемого сынами Израилевыми не оскверните, и не умрете».

Данный отрывок свидетельствует о предназначении десятины народа Израилева. Десятина должна была пойти на нужды Священников и Левитов – служителей в скинии собрания, а позже – Храма Божия. Об этом же свидетельствует Иез.44:29-30 «Они будут есть от хлебного приношения, от жертвы за грех и жертвы за преступление; и все заклятое у Израиля им же принадлежит. И начатки из всех плодов ваших и всякого рода приношения, из чего ни состояли бы приношения ваши, принадлежат священникам; и начатки молотого вами отдавайте священнику, чтобы над домом твоим почивало благословение».

Итак, десятина израильтян шла на поддержания существования и служение левитов. Левиты же в свою очередь были призваны отдавать Богу десятину с полученной десятины. Десятина левитов шла на дотацию священников: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, – и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого» (Чис.18:25-29).

3. Почему с народа собиралась десятина для священников и левитов?

Когда израильский народ пришёл в землю обетованную, Господь разделил всю землю между коленами Израиля. Каждому колену Он дал свой удел. Но не все 12 колен получили землю, а только 11. Левиты – то есть потомки Левия – не получили земельного удела в земле обетованной, поскольку Господь избрал их и отделил на служение Богу: Чис.18:22-24 «…сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела». Нав.18:7 «…а левитам нет части между вами, ибо священство Господне есть удел их».

4. Куда сдавались десятины?

Втор.12:5-7, 11-12, 17-18 «… но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой. …тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите всё, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу; и веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами. … Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных приношений твоих, и возношения рук твоих; но ешь сие пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, – ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, который в жилищах твоих, и веселись пред Господом, Богом твоим, о всем, что делалось руками твоими».

Данный отрывок свидетельствует о том, что Господь заповедал израильтянам приносить свои десятины в Иерусалимский храм – место обитания Господа Бога.

Пророк Малахия призывал неверных в десятине и приношении израильтян принести всё, что они задолжали Богу, в «дом хранилища» – в дом Божий: Мал.3:8-12 «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?” Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф».

5. Год десятины

Втор.26:12-15 «Когда ты отделишь все десятины произведений земли твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались, тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома моего святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл; я не ел от нее в печали моей, и не отделял её в нечистоте, и не давал из нее для мёртвого; я повиновался гласу Господа Бога моего, исполнил всё, что Ты заповедал мне; призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиля, и землю, которую Ты дал нам – так как Ты клялся отцам нашим дать нам землю, в которой течет молоко и мёд». Данный отрывок свидетельствует о том, что каждый третий год считался годом десятины. В этот год десятины собирались по месту жительства и складывались в поместный накопитель десятины для того, чтобы кормить местных левитов, пришельцев, сирот и вдов.

Дополнительные места Писания о десятине:

Неем.10:32-39 «И поставили мы себе в закон давать от себя по трети сикля в год на потребности для дома Бога нашего: на хлебы предложения, на всегдашнее хлебное приношение и на всегдашнее всесожжение, на субботы, на новомесячия, на праздники, на священные вещи и на жертвы за грех для очищения Израиля, и на все, совершаемое в доме Бога нашего. И бросили мы жребии о доставке дров, священники, левиты и народ, когда которому поколению нашему в назначенные времена, из года в год, привозить их к дому Бога нашего, чтоб они горели на жертвеннике Господа Бога нашего, по написанному в законе. И обязались мы каждый год приносить в дом Господень начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева; также приводить в дом Бога нашего к священникам, служащим в доме Бога нашего, первенцев из сыновей наших и из скота нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего. И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие. При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего в комнаты, отделенные для кладовой, потому что в эти комнаты как сыны Израилевы, так и левиты должны доставлять приносимое в дар: хлеб, вино и масло. Там священные сосуды, и служащие священники, и привратники, и певцы. И мы не оставим дома Бога нашего».

Неем.12:44-45 «В тот же день приставлены были люди к кладовым комнатам для приношений начатков и десятин, чтобы собирать с полей при городах части, положенные законом для священников и левитов, потому что Иудеям радостно было смотреть на стоящих священников и левитов, которые совершали службу Богу своему и дела очищения и были певцами и привратниками по установлению Давида и сына его Соломона».

Ветхозаветная десятина являлась способом выражения благодарности Богу за всё, что человек имел, а также признанием того, что Господь является владельцем всего.

Почитание Господа материальными благами в Ветхозаветные времена являлось неотъемлемой частью поклонения, которое не оставалось незамеченным и невознаграждённым Богом: Притч.3:9-10 «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином».

II. ДЕСЯТИНА И НОВЫЙ ЗАВЕТ

1. Новый Завет о ветхозаветной десятине

Мф.23:23 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». То же самое сказано в Лк.11:42.

Лк.18:11-12 «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».

Евр.7:5 «Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых».

Эти три отрывка из Нового Завета относятся к еврейской практике давать десятину, которая предназначалась для левитов и священников – служителей Ветхого Завета.

2. Новый Завет о материальной поддержке служителей

В Новом Завете нет ни одного стиха, который бы заповедовал христианам отдавать десятину – 10% от своего дохода. Однако Новый Завет не отрицает ветхозаветный принцип «спонсирования» служителей. Как и в Ветхозаветные времена Божьи служители имели право существовать от десятины, так же и служители Нового Завета имеют право жить от благовествования: 1Кор.9:7-14 «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования».

Сам Господь Иисус, когда посылал Своих учеников проповедовать, заповедал им следующее: Мф.10:9-10 «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания».

Каким образом проповедующий Евангелие может жить от благовествования?

Это возможно только в том случае, если он будет жить от пожертвований. И Слово Божье призывает нас делиться: Гал.6:6 «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим». 1Тим.5:17-18 «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей».

Обратите внимание на то, что апостолы, будучи служителями Нового Завета, касаясь финансовых вопросов служения, ссылались на Ветхий Завет и цитировали Ветхозаветный принцип: «не заграждай рта у вола молотящего» (1Тим.5:18, 1Кор.9:9). Вы никогда не задумывались, почему апостолы в этом вопросе руководствовались ветхозаветным принципом? Ответ прост: Закон никто не отменял. Об этом же сказал сам Господь Иисус в Мф.5:17 «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».

3. Новый Завет о пожертвованиях

Даяние в Новом Завете не ограничивается десятиной от доходов. Поскольку всё, что мы имеем, принадлежит Богу (а также и мы сами, согласно 1Кор.6:19), то мы должны быть верными и благоразумными управителями всего, что нам доверил Господь.

Новый Завет призывает христиан не только поддерживать служителей, но и быть щедрыми по отношению к нуждающимся, особенно к братьям и сестрам по вере. Согласно новозаветному учению, даяние должно быть добровольным и щедрым: 1Кор.16:1-3 «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим».

Подробно о пожертвованиях на нужды святых (то есть христиан и их церквей) говорится в 2Кор.8:1-9:15. Советуем вам внимательно ознакомиться с этими двумя главами. Мы же хотим привлечь ваше внимание к следующим стихам из этих глав: 2Кор.8:12-15 «Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка».

Пожертвования на нужды церквей, согласно Новозаветному учению, является доказательством христианской любви: 2Кор.8:24 «Итак перед лицом церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами».

Слово Божье призывает нас быть щедрыми и доброхотными в своих даяниях: 2Кор.9:6-11 «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу».

Сегодня некоторые утверждают, что поскольку в Новом Завете нигде нет повеления о десятине, то он отменяет Ветхозаветную десятину. Но сам факт, что заповеди о десятине в Новом Завете нет, должно заставить нас задуматься, а случайно ли это? Нет, не случайно. Господь просто не хочет ограничивать нашу щедрость.

Один христианин сказал в связи с этим: «Для Бога важна не сумма, жертвуемая нами, а состояние сердца, с которым мы это делаем. Возьмем в пример раннюю церковь, когда люди с радостью продавали всё что имели! А знаете почему? Потому что у них было нечто большее. Им не было жалко расставаться со своим имуществом. Это делалось не под страхом наказания, а от исполнения Божьим Царствием внутри. Мы же, когда отсчитываем 10% дохода, чтобы случайно не отдать лишнего, оскорбляем Бога».

Конечно, лично Богу десятины не нужны. Более того, Ему вообще ничего не нужно, ибо у Него все есть: Ему принадлежит вся вселенная. Десятины же, во-первых, нужны нам самим: для проверки и укрепления, для очистки наших сердец от сребролюбия и жадности («Ибо доброхотно дающего любит Бог» 2Кор.9:7).

Во-вторых, десятины нужны церкви для содержания служителей. Задумайтесь, разве во времена Ветхого Завета Бог не мог кормить левитов сверхъестественным образом, например, манной? Для Господа нет ничего невозможного. Однако Он сказал, что именно Израиль будет их уделом. Левиты жили на те десятины, которые приносили евреи в храм. Аналогичным образом от новозаветных десятин и пожертвований существуют сегодня служители и миссионеры.

III. ДЕСЯТИНА ВНЕ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ

Десятина – не является нововведением Ветхозаветного Закона, как думают и утверждают многие. Практика даяния десятой части дохода Богу существовала у многих народов древнего мира. Об этом свидетельствует факт, что Авраам (по национальности халдей) отдал десятую часть добычи Мелхиседеку – «царю Салимскому» и «священнику Бога Всевышнего». Об этом сказано в Быт.14:17-20″Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего».

Позже Иаков поклялся отдать Богу десятину из всего, что у него есть, если Бог прибудет с ним во все дни, дарует ему пропитание и в мире вернёт его в дом отца: Быт.28:20-22 «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». Заметьте, это произошло задолго до Закона, который Бог дал народу Израилеву через Моисея. Таким образом, мы видим, что учение о десятине не ограничивается повелением Ветхозаветного Закона. А стало быть, учение о десятине не может быть отменено Новым Заветом.

Один из первоочередных вопросов, которые пришлось решать князю Владимиру после крещения Руси касался материального обеспечения Церкви. В апостольские времена церковная иерархия существовала на добровольные приношения паствы. Но в Русской земле, по понятным причинам, подобное было невозможно: среди вчерашних язычников было совсем немного таких, которые были расположены содержать на свой счет христианских епископов и священников, а политические отношения, связывавшие князя с городом и с землей, не позволяли ему прибегнуть к принудительным мерам — дополнительному налогообложению в пользу Церкви и т. д. И поскольку христианство на Руси было введено государственной властью, то забота о содержании Церкви легла всецело на государственную власть.
Повесть временных лет и другие древнерусские памятники свидетельствуют, что Владимир предоставил духовенству привилегию на церковную десятину, которая и сделалась надолго основной статьей церковных доходов. Вопрос о происхождении института десятины на Руси до сих пор не утратил дискуссионной остроты, причем полемике изначально был задан неверный тон. Со времени научного спора двух известных канонистов А.С. Павлова и Н.С. Суворова (вторая половина 80-х гг. XIX в.) внимание исследователей было сосредоточено на том, из какой части христианского мира — восточно-православной или западно-католической — десятина пришла на Русь.
Правовым источником русской десятины Павлов считал юридические постановления о десятине, существовавшие в Византии, Болгарии и Сербии (Павлов А.С. «Книги законныя», содержащие в себе в древнерусском переводе византийские законы земледельческие, уголовные, брачные и судебные // Сборник Отделения русского языка и словесности Академии Наук. Т. 38. № 3. СПб., 1885). Возражения Суворова состояли в том, что десятину на Руси «нужно понимать не как учреждение, заимствованное из византийской системы права, и не как учреждение национально-русское или общеславянское, а как институт церковный, создавшийся на почве ветхозаветного закона у европейских варваров, принявших христианство» (Суворов Н.С. Следы западно-католического церковного права в памятниках древнего русского права. Ярославль, 1888. С. 192–194). Он считал возможным говорить о римско-католическом влиянии, оказанном на русское церковное право через франко-немецкое посредничество или через Скандинавию, настаивая, впрочем, твердо только на одном: «откуда бы мы ни производили русскую десятину, результат будет один и тот же: десятина эта есть западно-католическая церковная десятина» (Суворов Н.С. К вопросу о западном влиянии на древнерусское право. Ярославль, 1892. С. 351–354).
Однако тогда же обнаружились и слабые места такого подхода к изучению истоков русской десятины. Византийское влияние выглядит сомнительно уже по одним хронологическим соображениям. Если в Римской церкви институт десятины был учрежден Мейсенским собором (VI в.) и получил юридическое развитие в королевских капитуляриях 774–790 гг. Карла Великого, то в Византии государственная руга (отчисления из государственного бюджета) для Церкви, введенная при Константине I, была отменена уже Юстинианом I (VI в.), и с тех пор духовенство должно было существовать на свои собственные средства. Византийская десятина появилась только в XI в. (в Болгарии и Сербии она известна с XII в.), но то была государственная подать, взимаемая натурой с урожая, скота и т. д. Так что Византия в продолжение всей своей истории вообще не знала церковной десятины как юридически закрепленного учреждения; в византийской вероучительной литературе лишь высказывалась мысль, что десятина, согласно Ветхому Завету, есть идеальная норма добровольного церковного пожертвования для каждого верующего: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу… И всякую десятину из крупного и мелкого скота… должно посвящать Господу» (Левит, 27: 30,32).
Но, что важнее всего, русская десятина существенно отличалась от своих восточно- и западнохристианских аналогов, которые представляли собой род государственного налога, которым облагалось всякое частное лицо, владевшее земельной и иной собственностью, тогда как на Руси обязательную десятину Церкви платило не население, а князь — и лишь со своих доходов. Это дает право рассматривать русскую десятину как вполне самобытное явление, чьи корни уходят в местную, славянскую почву.
—————————————————————————————————————
Узнать больше о князе Владимире и его эпохе вы сможете, приобретя одну из моих книг:
«Викинг. Исторический путеводитель по эпохе князя Владимира»
или «Князь Владимир — создатель единой Руси» (краудпроект, срок окончания — 20 января).

У славян с незапамятных времен существовали хозяйственные, административные и военные системы, основанные на десятке. Подобная десятичная система, освященная давней традицией, применялась и в области обеспечения языческого культа. По сообщениям Гельмольда и Саксона Грамматика, многие племена славянского Поморья отдавали десятую часть военной добычи в Арконское святилище Святовита на острове Рюген; другой немецкий хронист, Герборд, оставил показание, что та же десятая доля взятого на войне имущества поступала в щетинский храм Триглава — верховного бога лютичей. И это было еще очень «по-божески». Литовские жрецы-вайделоты, к примеру, брали себе третью часть добычи.
Русская церковная десятина своим возникновением была обязана именно этой языческой традиции. Нельзя сказать, что в древнерусских памятниках связь эта оказалась так уж сильно затушевана, и тем не менее мало кто из историков заметил ее. Однако вот что говорит об учреждении десятины Житие блаженного Владимира (или так называемое Обычное Житие, в составе «Памяти и похвалы» Иакова Мниха): завершив строительство церкви Святой Богородицы, Владимир «поручил ее Анастасу Корсунянину, и попы корсунские приставил служити в ней, и вдасть все им, еже бе взял в Корсуни, и кресты, и отдал от всего имения десятую той церкви и от града». Ко времени составления Жития блаженного Владимира языческий подтекст княжего дара христианскому храму уже не прочитывался, и на первый план выступала библейская аллюзия. Для древнерусских книжников Владимир здесь уподоблялся патриарху Аврааму, который, победив эламского царя Кедорлаомера, пожертвовал Мелхиседеку, священнику Бога Всевышнего, десятую часть взятой добычи (Быт., 14: 17–20).
Итак, начало института церковной десятины на Руси было положено единовременным пожертвованием Успенскому собору десятой части корсунской «дани». Но для содержания всей Церкви требовались более обильные и, главное, более регулярные поступления в ее казну, чем отчисления из военной добычи. Проблема эта была решена путем пожертвования на церковные нужды десятины с ежегодных княжеских доходов — «от даний и от вир и продаж , что входит в княж двор всего», как значится в ст. 15 церковного устава князя Владимира. Являясь выделенной частью привычной княжеской подати, церковная десятина не отягощала народ новыми поборами и потому не вызывала к себе такой лютой ненависти, как на католическом Западе, где церковная десятина, рассматриваемая как юридически-обязательное вознаграждение за оказываемые Церковью духовные благодеяния, легла новым бременем на плечи податного населения, служа в сущности только обогащению высшего духовенства. (В Декрете Грациана (Verba Gratiani) от имени католического духовенства говорится: «Десятины учреждены были Богом чрез Моисея таким образом, что народ должен был вносить оные левитам за службу, которую они посвящали Ему в Святая Святых. Левиты же брали десятину лишь от тех, за которых они молились и совершали жертвоприношения. А так как и мы служим Господу в Святая Святых и молимся и жертвуем за других, то они и должны точно так же приносить нам десятины и первенцы».)
На Руси же «десятина предназначалась главным образом для осуществления самых широких задач благотворительности, так что в пользу клира если и отделялась какая-либо часть десятины, то лишь для удовлетворения крайних его нужд» (Барац Г. Библейско-агадические параллели к летописным сказаниям о Владимире Святом. Киев, 1908. С. 84). У древнерусских духовных писателей не раз встречается мысль, что церковная десятина должна идти не только на потребу духовенству, но и на материальное поддержание всего круга лиц, призреваемых Церковью. Иаков Мних пишет, что Владимир «…церковь создал камену во имя пресвятыя Богородица, прибежище и спасение душам верным, и десятину ей вдал, тем попы набдети и сироты и вдовича и нищая». А спустя два столетия владимирский епископ в послании одному из сыновей Александра Невского говорит о десятине так: «То дано клирошаном на потребу, и старости, и немощи, и в недуг впавших чад мног кормление, обидимым помоганье, страньным прилежание в гладе прокормление, пленьным искупление, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие… церквам и монастырем подъятие».
Хорошо слышимая перекличка с Иаковом Мнихом свидетельствует, что подобное представление о предпочтительном использовании доходов от церковной десятины в среде русского духовенства XI–XIII вв. было традиционным, являя еще один яркий пример национального своеобразия Русской Церкви.

Десятина – это испытание веры, приносящее вечные благословения1. В Ветхом Завете Авраам доказал свою веру, платя десятину великому первосвященнику Мелхиседеку2. Внук Авраама, Иаков, поклялся Господу: «Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть”3.

Десятина была установлена в эти последние дни как жизненно важный закон для членов восстановленной Церкви Господа. Это один из основных способов, которым мы доказываем свою веру в Него и наше повиновение Его законам и заповедям. Десятина – это одна из заповедей, которая подготавливает нас, по нашей вере, к возможности войти в храм – дом Господа.

Спустя всего три с небольшим месяца после мученической смерти Пророка Джозефа Смита, когда Святые возводили храм в Наву, Бригам Янг написал от имени Кворума Двенадцати Апостолов:

«Постоянно и регулярно приучайтесь к строгому соблюдению закона десятины… затем придите в дом Господа, и научитесь Его путям, и ходите по стезями Его”4.

Строгое соблюдение закона десятины не только предоставляет нам право принять высшие, спасительные храмовые таинства – оно позволяет нам принять их и от имени наших предков. Когда Президента Джона Тейлора, в ту пору служившего в Кворуме Двенадцати, спросили, могут ли члены Церкви креститься за умерших, если они не уплатили свою десятину, он ответил:

«Человек, не уплативший свою десятину, непригоден для того, чтобы креститься за своих умерших… Если у человека недостаточно веры для того, чтобы быть обязательным в малом, то у него не хватит веры для того, чтобы спасти себя и своих друзей”5.

Десятина развивает и проверяет нашу веру. Жертвуя Господу то, что нам кажется необходимым и желанным для самих себя, мы учимся полагаться на Него. Наша вера в Него делает возможным соблюдение храмовых заветов и получение вечных храмовых благословений. Одна из первых членов Церкви, Сара Рич, жена Чарльза К. Рича, написала в своем дневнике после ухода из Наву:

«Благословения, которые мы получили в доме Господа, были столь обильны, что приносили радость и утешение во всех наших скорбях, и благодаря им мы хранили веру в Бога, поскольку знали, что Он будет вести и поддерживать нас в том путешествии в неизвестность, которое нам предстояло”6.

Как было и с пионерами, смиренная уплата десятины укрепляет нашу веру, и эта вера поддерживает нас в испытаниях, скорбях и бедах нашего странствия по жизни.

Десятина также учит нас управлять своими желаниями и страстной увлеченностью вещами этого мира. Уплата десятины вырабатывает у нас честность в делах с ближними. Мы учимся верить: того, что нам дано благодаря благословениям Господа и нашим собственным неустанным усилиям, достаточно для наших нужд.

Десятина преследует и особую цель, будучи подготовительным законом. В начале этого устроения Господь заповедал некоторым членам Церкви жить согласно высшему закону посвящения – закону, принятому через завет. Когда этот завет был нарушен, на Святых обрушились великие несчастья7. Закон посвящения был тогда взят с Земли. Вместо него Господь открыл закон десятины для всей Церкви8. 8 июля 1838 года Он объявил:

«И это будет началом обложения десятиной народа Моего…

Те, кто таким образом были обложены десятиной, будут платить ежегодно одну десятую часть из всего своего дохода; и это будет действующим законом для них вовеки”9.

Закон десятины подготавливает нас к тому, чтобы жить по более высокому закону посвящения – чтобы посвятить все свое время, таланты и средства работе Господа. Пока не наступит день, когда мы получим повеление жить по этому более высокому закону, нам заповедано жить по закону десятины, который состоит в том, чтобы ежегодно добровольно10 жертвовать одну десятую часть своего дохода.

Тем, кто верно и честно живет по закону десятины, Господь обещает обильные благословения. Некоторые из этих благословений материальны, как материальна и сама десятина. Но, подобно внешней стороне таинств крещения и причастия, заповедь платить десятину требует материальной жертвы, которая в конечном счете приносит великие духовные благословения.

Я знаю супружескую пару, которая жила за тысячи миль от ближайшего храма. Хотя они зарабатывали немного, они искренне платили свою десятину и откладывали все, что могли, на поездку в дом Господа. Год спустя брат мужа, который не был членом Церкви, неожиданно проявил инициативу и предложил им два билета на самолет. Это материальное благословение сделало для них возможными такие духовные благословения, как храмовое облечение и запечатывание. Дополнительные духовные благословения пришли позднее, когда брат, тронутый смиренной верностью этой супружеской пары, сам присоединился к Церкви.

Материальные и духовные благословения десятины предназначаются непосредственно нам и нашим родным, согласно воле Господа. Но чтобы получить их, мы должны соблюдать закон, на котором они основаны11. По поводу десятины Господь сказал:

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?”12

Захочется ли кому-либо из нас преднамеренно отвергнуть изливающиеся благословения Господа? Печально, но ведь именно это мы и делаем, когда пренебрегаем уплатой своей десятины. Мы говорим «нет” как раз тем благословениям, к которым стремимся и о получении которых молимся. Если вы – один из тех, кто подвергает сомнению благословения десятины, то я призываю вас: примите приглашение Господа «и хотя в этом испытайте ”. Платите свою десятину. Откройте отверстия небесные. Вы будете обильно благословлены за свое повиновение и верность Господним законам и заповедям.

Будьте уверены, что эти благословения в равной степени изливаются как на богатого, так и на бедного. Как поется в гимне, благословения Небес приносит жертва, а вовсе не сумма наших взносов13. Прихожане, охотно отдающие полные десять процентов своего ежегодного дохода, получают все обещанные благословения десятины, будь то лепта вдовы или баснословно большие деньги.

Несколько лет назад я посетил молитвенный дом другой конфессии. На красивых витражах, привезенных из Европы, можно было прочитать имя их дарителя; на величественной кафедре проповедника, сделанной из ливанского кедра, были вырезаны инициалы богатого благодетеля; на скамьях, расположенных в лучших местах, были написаны фамилии тех известных семей, которые больше других пожертвовали в фонд строящейся часовни.

Напротив, в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней все, кто платят полную десятину, в равной степени признаются и благословляются Господом без особых общественных почестей и наград. Он «нелицеприятен”14. Установленный Им закон поступления доходов поистине справедлив.

В наши дни имеет большое значение способ распределения десятины. Видя примеры жадности и алчности некоторых безответственных представителей деловых кругов, мы можем быть благодарны за то, что Господь предусмотрел способ распоряжения десятиной под Его руководством.

Согласно откровению, епископы посвящены «управлять хранилищем Господним; получать денежные средства Церкви”15. Предполагается, что епископы и секретари прихода – это плательщики полной десятины, которые научились жить разумно, по средствам. В считанные часы после получения десятины от прихожан в своих приходах и небольших приходах эти местные руководители передают денежные средства непосредственно в Главное управление Церкви.

Затем, как было открыто Господом, использование десятины определяется советом, состоящим из Первого Президентства, Кворума Двенадцати Апостолов и Председательствующего Епископства. Господь особо подчеркивает, что работа совета должна направляться «голосом Моим, обращенным к ним”16. Этот совет так и называется – «Совет по распределению десятины”.

Это замечательно – наблюдать, как совет прислушивается к голосу Господа. Каждый из входящих в него обо всем осведомлен и участвует в принятии всех решений совета. Ни одно решение не принимается до тех пор, пока все члены совета не придут к единодушию. Все фонды десятины расходуются на церковные нужды, включая программу обеспечения благосостояния (заботу о бедных и нуждающихся), храмы, строительство и эксплуатацию молитвенных домов, образование, учебные планы, короче говоря, на работу Господа.

Однажды друг Президента Джорджа Альберта Смита спросил его, что тот думает о придуманном им плане: взять деньги, которые следовало бы заплатить как десятину, и пожертвовать их в благотворительных целях по собственному выбору. Президент Смит дал ему такой совет:

«Думаю, что ты очень щедро распоряжаешься собственностью, которая тебе не принадлежит… Ты рассказал мне, что сделал с деньгами Господа, но не упомянул, что дал хоть кому-нибудь свой собственный цент. Он лучший твой партнер в мире, Он дает тебе все, что ты имеешь, даже воздух, которым ты дышишь. Он сказал, что ты должен взять одну десятую своего дохода и отдать ее Церкви, как указано Господом. Ты не сделал этого; ты взял деньги своего лучшего партнера и раздал их”17.

Десятина членов Церкви принадлежит Господу. Через совет Своих слуг Он решает, как ее следует использовать.

Членам Церкви и всем людям во всем мире я приношу свое свидетельство о Совете по распределению десятины. Я заседал в этом совете семнадцать лет как Председательствующий Епископ Церкви и теперь как член Кворума Двенадцати Апостолов. Все без исключения фонды десятины этой Церкви использовались на Его цели.

Господь желает, чтобы все Его дети пользовались благословениями десятины. Слишком часто мы, родители, не учим и не призываем своих детей жить по этому закону из-за того, что их взнос составляет всего лишь несколько центов. Но без свидетельства о десятине они уязвимы. В подростковом возрасте их уже привлекает модная одежда, развлечения и дорогое имущество, и они рискуют лишиться той особой защиты, которую обеспечивает десятина.

Когда пройдут годы, возможно ли, чтобы молодой человек мог быть посвящен в старейшины, поехал служить на миссии и успешно учить других закону, по которому он сам не жил? Когда он вернется домой и столкнется с необходимостью получить образование, завести семью и сделать карьеру, то будет ли ему легче принять решение жить по закону десятины? Аналогично будет ли молодая женщина достойна служить Господу и заключить заветы целестиального брака, не получив для себя свидетельства о десятине? Будет ли она готова к тому, чтобы учить своих детей закону, который она не познала на своем собственном опыте? O, как же много верности требуется от отцов и матерей, которые будут вместе молить о защищающих благословениях десятины для своей семьи и о благословениях, принадлежащих им по праву! Президент Лорензо Сноу сказал: «Учите детей платить десятину, чтобы этот закон соблюдался беспрестанно. Если мы будем соблюдать этот закон, то, что бы ни делали наши враги, Господь защитит нас”18.

Через несколько недель каждому из нас представится возможность встретиться со своим епископом и урегулировать с Господом вопрос о своей десятине. Ваш епископ будет кроток и добр. Он поймет испытания, с которыми вы сталкиваетесь. Если вы не можете возместить то, что не уплатили в прошлом, идите вперед. Начните сегодня. Расскажите вашему епископу о своем обязательстве в будущем платить полную десятину и разработайте план, чтобы как можно скорее возвратиться в храм. Как только вы продемонстрируете свою веру, уплачивая десятину в течение определенного времени и соблюдая остальные необходимые заповеди, вы сможете наслаждаться вечными благословениями храма. Умоляю вас, не упустите такую возможность. Не медлите.

Отцы и матери, когда вы готовитесь к собеседованию об уплате десятины, я призываю вас собрать своих малышей и помочь им сосчитать свои центы. Помогите своим более взрослым сыновьям и дочерям разобраться с записями и подсчитать доходы за год. Какая изумительная возможность посадить семя веры в сердца своих детей! Вы наставите их на путь, который ведет в храм. Поколения ваших предков до вас и ваши потомки впоследствии воскреснут и назовут вас благословенными за то, что вы подготовили своих детей к тому, чтобы исполнить спасительные таинства от их имени. Это вовсе не случайно, мои дорогие братья и сестры, что под руководством живущего сегодня на Земле Божьего Пророка, Президента Гордона Б. Хинкли, храмы распространяются по всей планете. Соблюдение заповедей, включая уплату нашей десятины, делает нас достойными войти в эти храмы, запечататься с нашими семьями и получить вечные благословения.

Я молю о том, чтобы мы не откладывали это на потом, чтобы мы вняли данной Господом заповеди жить по закону десятины. Я знаю двух миссионеров, которые посетили очень бедную семью. Дом этой семьи был сделан из прессованного картона и досок, пол был земляной, не было ни электричества, ни даже кроватей. Каждый вечер отец, батрак на ферме, тратил весь свой дневной заработок на нехитрые продукты к ужину. Покидая их скромное жилище, старший напарник подумал про себя: «Определенно, для этой семьи закон десятины станет камнем преткновения. Возможно, некоторое время нам не стоит поднимать этот вопрос”. Спустя несколько мгновений младший напарник, выросший в похожих условиях у себя на родине, высказал вслух собственные мысли: «Я знаю, что закон десятины не излагается в ходе следующих четырех бесед, но, пожалуйста, давай научим их ему, когда придем в следующий раз? Им необходимо узнать о десятине сейчас, поскольку они очень нуждаются в помощи и благословениях от Господа”.

Этот миссионер понял, что «есть закон, непреложно установленный на Небе до основания этого мира, по которому определяются все благословения, – и когда мы получаем какое-либо благословение от Бога, оно зависит от повиновения тому закону, по которому оно определяется”19. Господь хочет благословить эту семью и очень ждет их повиновения, чтобы Он смог это сделать.

Мои возлюбленные братья и сестры, вечные благословения десятины действительно существуют. Я испытал их в своей жизни и в жизни своей семьи. Испытание нашей веры состоит в том, будем ли мы жить по закону десятины, проявляя повиновение и жертвенность. Ибо, как сказал Пророк Джозеф Смит, «религия, которая не требует пожертвовать всем, никогда не будет иметь силы, достаточной для того, чтобы породить веру, необходимую для жизни и спасения”20.

Я свидетельствую, что Господь Иисус Христос пожертвовал Своей жизнью, чтобы спасти каждого из нас. Как Его особый свидетель, я свидетельствую, что Он жив. И от Его имени я выражаю благодарность вам – детям, вдовам, молодежи, семьям, всем верным – за вашу священную десятину. «Твои дела запомнил Я, ты это делал для Меня”21. Во святое имя Иисуса Христа, аминь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *