40 севастийских мучеников

Религиозный смысл праздника

В самом начале IV века христианство уже уверенной поступью покоряло языческие народы. Однако далеко не все местности радостно склонялись под его знамёна. В их числе находился и город Севастия в провинции Армения, находившейся на территории Римской Империи. Там во главе гарнизона легионеров стоял закоренелый идолопоклонник по имени Агриколай.

Однажды этот ревностный язычник потребовал от своих подчинённых принять участие в жертвоприношении многочисленным идолам. Но сорок воинов-христиан категорически отказались от варварского ритуала, заявив, что они поклоняются лишь истинному Богу.

Возмущённый их сопротивлением, Агриколай попытался склонить легионеров на свою сторону сначала щедрыми посулами денег и званий, а затем и угрозами. Когда слова не помогли, безжалостный командир перешёл к пыткам и издевательствам. Однако бесстрашные христиане, заключённые в темницу и усердно молившиеся, вдруг услышали Божественный голос, утешавший страдальцев. Он обещал им защиту и вечное спасение в награду за стойкость и истинную веру.

Мучители держали воинов в тюрьме, пытались побить камнями и, наконец, решили погубить, загнав в ледяную воду зимнего озера. Для большего искушения на берегу жарко топили баню, но соблазну поддался лишь один из многих, а его место тотчас занял христианин из числа стражников. Но камни летели мимо, а вода в водоёме вдруг сама по себе потеплела, и тогда тюремщики сделали страдания мучеников совсем невыносимыми, перебив им ноги тяжёлыми кувалдами.

После гибели легионеров знатный сановник Лисий приказал стереть с лица земли даже тела людей, отказавшихся отречься от Христа. Их сожгли в пламени костра, а останки утопили в озере. Однако спустя трое суток епископу Севастии Петру довелось наблюдать видение, в котором сорок мучеников просили похоронить их по христианскому обряду. Ночной порой верующие в истинного Бога отправились к озеру и увидели чудесное явление: кости погибших ярко сияли во мраке глубин, так что собрать их и предать земле оказалось совсем просто. С тех пор Севастийский полк смог обрести покой, а имена легионеров-христиан прославляются верующими и в наши дни.

Традиции и обычаи на Сорок Сороков

Все ритуалы, связанные с Днём Сорока мучеников Севастийских, направлены в основном к одной цели: как можно быстрее привлечь весну, приблизить наступление тепла и прогнать зимний холод.

  • В День 40 святых верующие непременно посещают праздничную литургию в храме. Ведь именно этот праздник лучше всего подходит, чтобы просить у Севастийских мучеников помощи в преодолении жизненных сложностей, об укреплении в истинной вере, о силах для того, чтобы справиться с отчаянием и обрести стойкость, о сплочённости родных и упрочении семейных уз.
  • Праздник Жаворонки невозможно представить без целой стайки птичек (40 штук) из постного теста, которые в христианской традиции символизируют души воинов-мучеников. Их пекут, обязательно дополняя тельце раскрытыми крыльями. Ведь с языческих времён считалось, что эти птахи должны быстрее лететь навстречу погожим денькам и принести тепло на своих спинках. Нельзя забывать о глазках и клювике, иначе ваши посланцы не смогут разглядеть весну и позвать её своими звонкими голосками. Часть жаворонков следует устроить на подоконнике в качестве угощения для настоящих пернатых соседей, а остальных – раздать детям, чтобы те бежали с выпечкой на улицу и громко выкликали весну. И тогда ласковые деньки обязательно наступят раньше обычного, а домашняя птица будет хорошо нестись и не заболеет.
  • Для того чтобы прогнать злые силы, сковавшие землю морозом и накрывшие мир темнотой, незамужние девушки 22 марта должны разорвать сорок верёвочек и переломить сорок прутиков. Тогда зима непременно отступит, а светлые духи помогут пробудиться природе. Для тех же целей каждой из них следует приготовить по сорок вареников и угощать ими юношей. К тому же с помощью кулинарных талантов можно и суженого подыскать.
  • Наши предки любили на Сороки раскачиваться на качелях. Считалось, что чем выше взлетают к небу парни и девушки, тем богаче будет будущий урожай, а в семьи придёт больше счастья и благополучия.
  • На День 40 святых молодое деревце обязательно наряжали яркими лентами и бумажными цветами. Ведь такую красоту весна просто не может не заметить, а значит, быстрее появится и настоящая зелень. Чтобы привлечь ещё больше внимания к чудесному дереву, вокруг него устраивают игры и танцы, поют песни и водят хороводы.
  • Кроме жаворонков из теста пекли и так называемые «орехи» в количестве 40 штук. Овсяные или ржаные шарики по одному выбрасывали за порог каждое утро последующие сорок дней после Жаворонков. Так хозяйки окончательно прогоняли зимние холода, которые в марте-апреле ещё нет-нет да и напомнят о себе морозными утренниками. Их же укладывали в самодельные гнёздышки из соломы, чтобы куры лучше неслись.

«Сороковые» приметы

В конце марта наши предки уже начинали думать о будущем урожае, и потому обращали особое внимание на приметы, предсказывающие погоду. Практически каждый праздник изобилует такими наблюдениями, и Сорок Сороков – не исключение.

  • Если 22 марта на земле ещё лежит снег, то и на Пасхальной неделе не стоило ожидать тепла. Зато тёплый ветер и многочисленные ручейки символизировали окончательную победу весны.
  • На Сороки следует понаблюдать за птицами. Когда в небе к концу марта появляются скворцы, то можно ожидать раннюю весну, жаркое лето и богатый урожай. А вот птахи, вьющие гнёзда на солнечной стороне домов и деревьев, предвещают неблагоприятный сельскохозяйственный сезон с холодами и обильными дождями.
  • Стоит 22 марта обратить внимание на погоду. Если денёк выдался тёплый и солнечный, то и остаток весны будет таким же. А вот хмурое небо и ненастье предупреждают, что зима не торопиться сдавать свои позиции и ещё не раз огорчит заморозками и снегопадами.
  • Зато «праздничный» мороз обещает отличный урожай зерновых. А вот гроза, прогремевшая в этот день над голым лесом, станет предвестником голодного года.
  • В праздник наши предки обращали внимание даже на ветер. Его тёплое южное дуновение обещало затяжные дожди летом, а холодные северные порывы предрекали засушливый сезон. Сухое лето обещало и отсутствие осадков в период от Сретенья до Сорок.

Православная икона трех святых

Вселенские учителя и святители, изображенные на иконе трех святых – это Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст. Эти святители жили в переломный период христианской истории (IV – V вв.), когда шла яростная борьба между языческими культами и христианским учением. Трое святых активно распространяли Слово Божье, проповедуя идею о Святой Троице и Богоматери.

Это было о время, когда изданные указы о запрете жертвоприношений, или запрете посещения языческих храмов под страхом смерти, имели свое действия лишь до церковной ограды. В обычной повседневной жизни люди продолжали придерживаться все тех же закостенелых языческих привычек. Они по-прежнему обращались за советом к языческим учителям, которые продолжали учить своих последователей. То было время духовного беспорядка среди людей: указами закрывались капища и языческие храмы, появлялись различные религиозные течения, некоторые обратили свое внимание на восточные учения и уже в них искали свои идеалы. В любом случае, общество должно было пройти тот период и, как бы, заново переродиться, вынеся единое цельно представление о своем дальнейшем пути.

Икона трех святых — Иоанн, Василий и Григорий

Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Василий Великий, изображенные на иконе трех святых, имели блестящее образование, которое позволило им получить достойные знания не только о духовной составляющей жизни, но также и о светской. К примеру. Василий Великий предлагал обязательно изучать светскую жизнь, беря из нее лишь все самое хорошее и не противоречащее Святому Учению. При этом он приводил в пример трудолюбивых пчел, которые садятся на каждый цветок, однако берут всегда разное количество нужной им пыльцы.

Василий Великий после окончания своего обучения, пустился в путешествие, посетив почитаемых христианских старцев в Сирии. Египте и Палистине. Приехав обратно, он укрепился в желании совершения иноческих подвигов, решив отправиться в пустыню. Тут он списывается со своим давним другом Григорием Богословым, который изображен на православной иконе трех святых по центру. Под руководством древнейших монахов-толкователей, в строгих аскетических условиях, оба они изучали Священное Писание.

Иоанн Златоуст также прошел совершал иноческие подвиги – два года он провел в полном молчании в уединенной пещере, четыре года – в пустыне.

Молитва 40 мученикам Севастийским, о значении которой пойдет речь в нашей статье, способна помочь сохранить или даже восстановить утраченную веру, обрести силы и противостоять различным жизненным трудностям и невзгодам.

История и сила молитвы

В минуты смуты и отчаяния верующие христиане обращаются ко Всевышнему, вопрошая о Его благодати, почитают святых угодников, просят защиты и покровительства. Среди множества иконографических изводов особой силой, со слов церковных служителей, обладает икона «Сорок мучеников Севастийских».

Столкнувшись с неприятностями и различными трудностями на жизненном пути, православные христиане читают молитву 40 мученикам Севастийским. Перед данной святыней можно просить:

  • вернуть утраченную веру во Всевышнего;
  • восстановить душевное равновесие, покой и умиротворение;
  • излечить душу и тело от различных недугов;
  • прогнать смуту, смятение, отчаяние и чувство безысходности;
  • даровать умение и силы достойно преодолевать все трудности и беды, возникающие на жизненном пути;
  • научить отстаивать свою точку зрения и обрести умение справляться с нехваткой душевной стойкости.

День памяти в честь сорока страдальцев припадает на 22 марта (согласно старому календарю – 9 марта). В православной религии данный праздник относится к не переходящим. В день памяти облегчается строгость Великого поста и проводятся песнопения Литургии Преждеосвещенных Даров.

Читать молитву 40 мученикам Севастийским можно как в храме во время проведения службы, так и в домашних условиях. Как утверждают священнослужители и уверовавшие в высшие силы христиане, молитва будет услышана только тогда, когда она будет идти от самого сердца. Обращаться с различными просьбами и мольбами к Богу, Пресвятой Богородице и святым великомученикам можно во время утренней или вечерней молитвы, уединившись и отстранившись от дел мирских, изгнав из сердца злобу, ненависть и отчаяние, выбросив из головы греховные мысли и желания.

Сорок Севастийских мучеников представляют собой образец мужественности, стойкости духа и крепости веры.

В 320 году во время правления римского императора Лициния тридцать девять воинов-христиан и страж Аглай приняли мученическую смерть, не желая отрекаться от веры в Иисуса Христа.

Воины из Каппадокии (территория современной Турции), состоящие в составе римского войска, несли службу в городе Севастии. Военачальник Агрикола потребовал, чтобы военнослужащие отреклись от христианской веры и принесли жертвы языческим богам. Воины-христиане отказались выполнять данный приказ. За неповиновение их отправили в покрытое льдом озеро. Рядом с озером военачальник римского войска велел установить теплую баню, чтобы желающие отречься Иисуса Христа и христианской веры могли там отогреться.

Воины простояли всю ночь в ледяной воде. Ранним утром один из военнослужащих не выдержал и побежал в баню. Едва переступив порог бани, он сразу же умер. Больше никто из воинов христианской веры не возжелал отречься от Иисуса Христа.

Видя стойкость духа и мужество православных военнослужащих, один из римских воинов по имени Аглай ступил в ледяное озеро и присоединился к ним. Согласно преданию, служащие римского войска, действуя по приказу военачальника, перебили мужественным христианам голени и сожгли их на костре. Обугленные кости мучеников были выброшены в воду.

Однажды ночью епископу Севастийскому, блаженному Петру во сне явилось сорок мучеников и велели предать их останки земле. Епископ и несколько клириков собрали останки усопших и с честью их похоронили.

Молитва 40 Севастийским мученикам

О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих.

Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем.

Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *