5 хлебов и 2 рыбки

Однажды Иисус пошел с учениками на другую сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. «За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: «»Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?»» Говорил же это, испытывая его, ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: «»Им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу»». Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: «»Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?»» Иисус сказал: «»Велите им возлечь»». Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда все насытились, то сказал ученикам Своим: «»Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало»». И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: «»Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир»»».

Читайте более подробно: Евангелие от Иоанна 6:3-14.

Транскрипт

2 Москва 2015 Вступительное испытание по русскому языку Вариант 1 При выполнении заданий в бланке ответов рядом с номером выполняемого вами задания (1 25) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. 1. Значение какого слова меняется в зависимости от места ударения? 1) атлас 2) низина 3) оптовый 2. Какое слово имеет значение «исполненный трудностей, страданий, тяжелых переживаний»? 1) тернистый 2) вакантный 3) скорбный 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) несколько килограмм яблок 2) нашествие варваров 3) две пары резиновых сапог 4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Благословляя своего избавителя, 1) изменения к лучшему произошли в Галиче, из которого бежали венгры и поляки. 2) жителями города было сделано много для его защиты. 3) жители Галича называли Мстислава Храброго Красным Солнышком. 5. Укажите предложение с синтаксической ошибкой. 1) Старинный ритуал надеть кольцо в день бракосочетания означает желание и обязанность жить в мире и согласии со своим избранником. 2) Многие дети говорят, что новый учитель более понятнее объясняет. 3) Согласно инструкции решено направить бракованный аппарат в отдел контроля. 6. В каком слове пишется «нн»? 1) балова..ый ребенок 2) моще..ая дорога 3)конче..ый человек

4 1) 1,2,3,4 2)1,3,4 3)1, В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Дождь прошел (1) однако (2) грибов не было. Саня (3) однако (4) и не думал уходить так скоро. 1) 1,2,3,4 2)1, 3 3)1, 3, На месте каких цифр должны быть знаки препинания? Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость(1) и страдания людские(2) смех(3) и слезы(4) любовь(5) и гнев. 1) 1,2,3,4,5 2)1,3,5 3)2, Как объяснить постановку тире в данном предложении? Ввысь взлетел сокол жмется уж к земле. 1)Вторая часть бессоюзного сложного, предложения дополняет, раскрывает содержание первой части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит резкое противопоставление содержанию первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 18. На месте каких цифр должны быть знаки препинания? Я подумал(1) что(2) если в сию решительную минуту не переспорю старика(3) то уже впоследствии трудно будет мне освобождаться от его опеки. 1) 1 2)1, 3 3)1,2,3 19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Поздней осенью очень быстро темнело(1) и(2) когда сумерки уже зарождались под неприветливым небом(3)то треск ветвей и шорох капель стали особенно отчетливо слышны(4) потому что все остальное замерло и заснуло. 1) 1, 3, 4 2)1,2,3,4 3)2,3, В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

5 1) Вступая в лес, который тянется на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство некоторой робости. 2) В эту ночь, как нарочно, загорелись пустые сараи, которые принадлежали откупщикам. 3) Дорога, по которой мы шли, напоминала старую лесную тропу. Прочитайте текст и выполните задания 21 А25. (1)… (2) Он называется лазерный оптико-акустический томограф, а применять его будут для обследования новообразований в молочных железах. (3) Прибор излучением одной длины волны помогает найти в груди пациентки неоднородность размером со спичечную головку, а другой определить, доброкачественное это новообразование или нет. (4) При поразительной точности метода процедура совершенно безболезненна и занимает всего несколько минут, (5)… лазер заставляет опухоль петь, а акустический микроскоп по звуку находит и определяет по тембру звучания ее природу. 21. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1) В основе прибора сразу два метода. 2) Работу авторам удалось осуществить благодаря поддержке РФФИ. 3) Уникальный прибор сконструировали физики из Международного научноучебного лазерного центра МГУ им. М. В. Ломоносова. 22. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении? 1) Прежде всего 2) Образно говоря 3) Кроме того 23. Какие слова являются грамматической основой в четвертом (4) предложении текста? 1) процедура совершенно безболезненна 2) процедура занимает несколько минут 3) процедура занимает 24. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

6 1) сложное, с бессоюзной и союзной сочинительной связью 2) сложносочиненное 3) сложное бессоюзное 25. Укажите правильную морфологическую характеристику слова «это» из третьего (3) предложения текста. 1) личное местоимение 2) указательное местоимение 3) определительное местоимение

7 Вступительное испытание по русскому языку Вариант 2 1. В каком слове ударение падает на первый слог? 1) диспансер 2) браковщик 3) туфля 2. Укажите предложение, в котором произошло смешение паронимов «желанный» и «желательный». 1) Это был желанный ребенок, любимый всеми и оберегаемый от всяческих проблем. 2) Я свято верил в удачу, но почему-то желанное будущее все не наступало. 3) В ходе исследования ученые добились желанных для научной группы результатов, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. 3. Укажите предложение, в котором нарушена морфологическая норма. 1) Образ святых в золоченых рамках, полумрак, ни с чем не сравнимый запах, атмосфера умиротворения вот, что манило ее в храм. 2) В детстве в пионерском лагере мы менялись с польскими ровесниками: мы им дарили матрешек, они нам брелоки. 3) На совещание приглашены ректора московских вузов. 4. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен? Немного отдохнув, 1) мы двинулись в обратный путь. 2) следует вернуться к упражнениям. 3) мысли лучше идут на ум. 5. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1) Попробуйте сами сформулировать тему сочинения. 2) Приехав с Москвы, он долго рассказывал об особенностях столичной жизни. 3) Солдат не скоро перестал тосковать по семье, помогли успокоиться только частые письма родителей.

9 13. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Кататься на коньках вот мое хобби. 2) Хорошее образование есть первое условие профессионализма. 3)Учение о подготовке и произнесении публичной речи риторика. 14. На месте каких цифр должны быть запятые? Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом(1) и красным сердцем на груди(2) пронзенным мечами(3)выглядывала из ветвей. 1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3)2, На месте каких цифр должны быть запятые? Это место(1) казалось ему(2) лучше всего подходит для прогулок. Ему казалось (3) невозможным принять это приглашение. 1) 3 2) 1 3)1, Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) После каждой поездки в командировку у писателя появлялись то новые рассказы то повести то просто короткие записи в дневнике. 2) Результаты эксперимента интересуют как российских так и зарубежных исследователей. 3) Прямая и широкая улица простиралась от нового и светлого района к морю. 17. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Все: деревья, мельница, крестьянские избы было после осенних дождей мокрым и грязным. 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. 18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Ученик (1) настроение (2) которого(3) в большинстве случаев создается обстановкой(4) должен видеть перед собой в учебном заведении только прекрасное, высокое и изящное. 1) 1,3,4 2)2,3, 4 3)1, В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

10 Вдруг режущим светом сверкнула яркая молния(1)и(2) когда резким грохотом рассыпался первый удар(3)то с неба точно обрушилась огромная гора(4)что тотчас придавила все живое к земле. 1) 1, 2, 3, 4 2)2, 3, 4 3)1, 3, В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными валами. 2) На собрание прибыли все делегаты, за исключением двух, которые отсутствовали по болезни. 3) Дорога, по которой мы часто гуляли в детстве, вся заросла высокой травой. Прочитайте текст и выполните задания 21 А25. (1)… (2)… в атомной промышленности, но и в повседневной жизни, с непрофессионалами. (3) Врачам, к которым поступают пациенты с признаками лучевого поражения, бывают нужны ответы на конкретные вопросы: какую дозу получил данный человек, как она распределяется по телу? (4)От этого зависят и прогноз, и стратегия лечения. (5) Ответы ищет ретроспективная дозиметрия область радиационной физики, которая определяет дозу «от противного»: по тем изменениям, которые ионизирующее излучение производит в живом и неживом веществе. 21. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1) Для реконструкции доз применяют различные методы: расчетный, активационный, биодозиметрический. 2) Плохо, если человек получает опасную дозу ионизирующего излучения, да еще не имея при себе дозиметра, и, тем не менее, такие случаи происходят. 3) Один из наиболее мощных методов ЭПР-дозиметрия основан на анализе спектров электронного парамагнитного резонанса (ЭПР) облученных материалов.

11 22. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? 1) Не только 2) Кроме того 3) Так как 23. Какие слова являются грамматической основой в четвертом (4) предложении текста? 1) зависят и прогноз, и стратегия 2) зависят стратегия лечения 3) зависят от этого 24. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста. 1) сложное, с бессоюзной и союзной сочинительной связью 2) сложносочиненное 3) сложное, с союзной подчинительной связью 25. Укажите правильную морфологическую характеристику слова «этого» из четвертого (4) предложения текста. 1) указательное местоимение 2) определительное местоимение 3) вопросительное местоимение

12 Ответы на тест Вариант Вариант

Проповедь настоятеля Свято-Преображенского храма г. Харькова прот. Виктора (Бурбелы) в воскресный день 30 июля 2017 г.

Сегодняшнее евангельское чтение, которое мы слышали за богослужением, повествует о чудесном насыщении 5 тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

Евангелие говорит нам о том, что в то время Иисус много учил народ, много людей шли к Нему из городов пешком. И Он милосердствовал над ними, исцеляя больных.

«Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей”. (Мф. 14:13-21)

И вот пятью хлебами и двумя рыбами, благословенными Иисусом и разломанными на куски, насытились все 5 тысяч человек, не считая женщин и детей, а мы знаем, что всегда женщин и детей больше чем мужчин. Итак, все они насытились, и осталось еще 12 полных корзин.

Все присутствовавшие при этом прославляли Иисуса и хотели сделать Его своим царем, потому что он творил чудеса, великие и удивительные для них, но самое главное, как они считали, — Он накормил их хлебом. Эти люди, которые слушали Иисуса как Мессию и верили в Него как в пришедшего в мир Бога, были особенно поражены чудом приумножения пищи. И это действо стало настоящим тупиком для человеческой логики, потому что человеку свойственно быть пристрастным к миру внешнему, привычному, то, что видим ежедневно, и это свидетельство удаленности от мира духовного.

Если взять, к примеру, какую-то область науки, не зная о ней ничего, и почитать заключение ученого о о каком-то важном открытии, то у неподготовленного человека это вызовет массу сомнений, как такое возможно? Особенно если ученый не приводит подробных доказательств своей теории, то для ума человека, далекого от науки, — это тупик, потому что он не прошел тот путь, который прошел ученый, изучая данную проблематику. А те люди, которые глубоко в этой теме, им не надо подробных разъяснений, для них это понятно.

Вот нечто похожее происходит и когда человек, слушая слова Христа, не следует им, и при этом пытается их понять и растолковать. Он похож на того неподготовленного человека, который прочитав доклад ученого, сделал вывод: такого не может быть, я так думаю, потому что мне непонятно.

Но перед нами не просто ученый, перед нами Тот, Кто создал все законы бытия: и физические законы, которые мы познаем и в познании которых состоит смысл всей нашей науки, и духовные законы, которые мы можем наблюдать, ощущать в своей жизни, хотим мы этого или не хотим, но которые действуют. И чаще всего к концу своей жизни накопленный опыт подсказывает человеку, что мы изучили некоторые из этих духовных законов. Перед нами Тот, Кто является движущей силой этих законов, залогом того, что все это действует, гармонирует, движется, живет. Перед нами Тот, Кто является источником всего процесса действия законов бытия, Тот, Кто сотворил все это не вне Себя, но в Себе. И все, что происходит, и внутреннее, и внешнее, не может быть без Него, и жизни нет. Невозможно жить без Него, без Бога, и мы должны понимать, что для Бога ничего невозможного нет.

Чудо насыщения 5 тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами описано у евангелистов, на которых оно тоже произвело впечатление. Они, будучи людьми простыми, не все чудеса Христовы понимали, но через свою веру они понимали, что перед ним не просто чудотворец, а Мессия.

Христос не часто творил чудеса такого свойства, подобные тому, о котором мы сегодня говорим. Он нечасто исполнял прошения, когда Его просили, чтобы Он знамение сделал. Какое знамение можно сделать, чтобы народ уверовал, что Он — Мессия? Он не делал никаких знамений, потому что это было бесполезно. Для верующего человека знамений не нужно, а для неверующего знамение превращалось бы в обычное зрелище, не ведущее к перемене жизни.

Однажды, когда Иисус был на свадьбе в Канне Галилейской, и закончилось вино, Христос сотворил из воды вино для того чтобы утешить жениха, который переживал, что нечем угощать гостей, и чтобы ответить на просьбу Своей Матери. И Он тогда сотворил это чудо для того чтобы показать, что Бог заботится не только о духовном, но и о телесном. И Он делает в жизни человека все, что ему нужно для жизни телесно.

в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Матф.7:11).

Сегодняшнее евангельское чтение выявляет для нас попечителя о роде человеческом, который заботится о нас всецело. Очень часто в нашей жизни происходит так, что мы думаем, что Бог нам не помогает. К таким выводам чаще всего приходят из-за маловерия и от лености в познании Бога. Такие мысли возникают у человека, который не знает, кто такой Бог. Потому что сказать, что Бог мне не помогает, это то же самое, что своим родителям, которые вырастили, дали воспитание, образование, оставили квартиру, помогали тебе всю жизнь, сказать: вы обо мне не заботитесь.

Как Бог должен помочь? Он должен прийти на кухню и сварить за вас борщ? Или вскопать огород? Или должен на работу вместо тебя ходить, чтобы ты в Него, наконец, поверил? Но и в это случае не поверил бы человек в Бога все равно, если у него нет стремления увидеть Бога истинным любящим Отцом, который может дать больше, чем дано тебе самому по силам твоим сделать.

Бог наградил каждого человека талантами. В меру своего разума, возраста, понимания, восприятия этой жизни, Бог дал каждому все необходимое для жизни. И всех одинаково, и верующих, и неверующих поставил в системе законов бытия, которые сами воспроизводят все потребное для жизни, делаешь ты что-то или не делаешь. Он производит все необходимое. Он положил закон, гласящий: в поте лица твоего будешь добывать пропитание твое. И это премудрый закон, ибо если бы не было его, человеку ничего не надо было бы делать, то он от своего безумия и лености погиб раньше, чем перешел бы в совершенный возраст.

И это закон действует в нашей жизни: и наше окружение, наша релаьность требует, чтобы мы трудились, и тогда мы получим пропитание и одежду, услуги какие-то, и все необходимое для жизни. Но даже есть люди, которые не трудятся, но они все равно не умирают от голода. Насколько забота Бога проявляется к этим людям. Возможно, им помогают другие люди. Но кто научил этих людей добродетели быть милосердными к ближнему неимущему, кто вложил в их сердца такой порыв? А кто говорил, рука дающего не оскудеет. Конечно, Бог учит. И не забота ли это Бога обо всех нас? Но многие не хотят согласиться с этим из-за своей гордости, из-за того, что их научили, что это не Бог, а сами люди, что «человек — это звучит гордо”, а Бога нет, и не хотят знать о Нем ничего, даже не рассказывайте мне.

И вот здесь очень важный момент. Чтобы понять чудеса Христовы, надо следовать Его советам, Его словам и знать, что Он есть главное в нашей жизни. Христос говорит о себе как о хлебе жизни. И когда во время последней встречи с учениками Своими Он преломляет хлеб, Он помолившись сказал слова, которые мы до сих пор за каждой Литургией повторяем, то есть Он установил Таинство жизни.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:26-28)

И вот вспоминая сегодняшнее евангельское чтение, мы можем понять, что Христос сотворил это чудо не только для того, чтобы народ насытился телесно. Он сотворил это чудо для того чтобы напомнить внешне человеку что есть главное в его жизни. Не хлеб, который испек кто-то, благодаря своему труду из муки, а напомнить о том хлебе познания смысла жизни, которым есть Бог. Хлеб для каждого народа, и в те времена, когда жил Христос, и сегодня, является источником жизненных сил. То же самое можно сказать и о вине. Во времена Христа вино принимали внутрь как лекарство, им промывали раны для заживления, это было оно из самых ценных угощений. И исходя из этого символ должен быть понятнее человеку. Говоря о хлебе и вине как о Теле и Крови Своей, Христос указывал, что главным источником истинной жизни для человека является искание и познание своего Творца. Если человек не ищет общения с Богом, не ищет Бога как начало жизни, как смысл жизни, или вообще не задумывается об этих вопросах, то жизни у него по сути нет. И это имеет характер проявления и в его бытовом устройстве. Тот, кто не ищет Бога, не знает, зачем он живет. Он руководствуется только мотивами своего разума и того познания, которое он мог приобрести своим разумом благодаря воспитанию, обществу, благодаря тому, что он читал, видел, познал. И все это является главным критерием его поступков. И из этих выводов и определений он строит свою жизнь, ставя земные цели во главу угла.

А человек, который ищет Бога, тот уже не просто ставит себе цели, благодаря которым он приобретает земные блага, а ставит цели, по достижении которых приобретает мудрость духовную, познание Бога и любовь к ближнему. И жизнь его от этого меняется. Человек четко видит и понимает, почему так или иначе происходит. Он видит ход своей жизни на годы вперед, он знает, к чему стремится, знает, что для этого нужно. Он не мчится к ложной цели сломя голову. Тот, кто ставит перед собой ложные цели, чтобы ухватить хоть что-то в этой жизни, достигая их, видит пустоту, и тогда приходит к нему отчаяние, одиночество, равнодушие и он оказывается в подвешенном состоянии из-за непонимания, зачем он живет. И это свидетельство несовершенства этого человека. Его несовершенство — не в том, что у него кто-то что-то забрал, а в том, что он не использовал главного своего дара — чувств и органов познания души, он ограничил себя только использованием органов внешних чувств — если хочется есть, он идет и ест, живет по чувственным инстинктам, удовлетворяя свою плоть, и этим пытается объяснить правильность своей жизни. А человек, который умеет употреблять духовные чувства, такие как веру, умеет ощущать голос совести и воспринимать его как некий призыв, как указатель пути, тот умеет осмыслить свою жизнь всесторонне, намного глубже.

И вот толкование сегодняшнего евангельского чтения о предложении хлебов должно натолкнуть нас на такую мысль: а что если ты пришел послушать Бога, и пошел за Ним искать правды Его, как те люди, которых накормил Христос, то ты получишь пропитание, а если ты не пошел, то ты тоже получишь свое пропитание. А в чем же разница? А в том, что в первом случае человек тратит силы и время своей жизни только для того чтобы получить пропитание, блага земные, а во втором случае помимо земных благ человек получит еще и мудрость жизни, откровение Бога и главные смыслы.

«Я есть хлеб жизни, приходящий ко Мне, не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать никогда, — говорит Господь. Для человека плотского эти слова непонятны. Ну как мы можем поесть и попить, и потом больше никогда не хотеть. Вкусивший познание Бога, вкусивший божественной истины, уже научен вечности, ему не нужно искать другой пищи, ибо та пища, которую он вкусил, отвечает абсолютно на все жизненные вопросы — и этой жизни, и жизни вечной. Эта пища божественных откровений для рода человеческого дает ему познания не просто для бытия земного, а для существования вечного, это глаголы жизни, слова жизни.

Многие из учеников Христа оставили Его после Его слов «ядущий Тело Мое и пиющий Кровь Мою будет иметь жизнь вечную, а не ядущий не будет иметь жизнь вечную”. Они соблазнились, потому что эти слова были непонятны для них. И Христос обратился к тем, которые остались с Ним и сказал: может быть и вы хотите уйти? Но Петр ответил: куда мы пойдем от Тебя, Ты имеешь слова жизни, кто еще нас научит словам жизни вечной? Все нас учат и мы сами часто тратим время своей земной жизни на то, что учимся словам жизни временной, но никто нас не научил жить временно как вечно, начать свою вечность прямо здесь. И начать не от безысходности, а начать ее с Богом, ибо Бог вечен, и кто пребывает в Нем, тот будет таким же вечным.

Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (И. 6:51) И вот эту плоть, которую Христос отдал за жизнь мира, который является внешним подтверждением и напоминанием Его слов за каждой Литургией, и совершается в Таинстве Евхаристии. Каждый, приходящий к Таинству Евхаристии, поступает по слову Христову как ученик Христов, говоря, не хочу я уходить от Тебя и слушать этот безумный мир, отводящий меня от тебя, потому что этот мир не дает слов вечной жизни, поэтому каждый христианин, идущий на исповедь, кающийся в грехах, меняющий свою жизнь, с дерзновением приступает, чтобы соединиться, по слову Христову, с Ним через хлеб и вино, через Тело и Кровь Его, чтобы подтвердить: я ищу глаголы вечной жизни, и ищу ни где-нибудь, а в Тебе, Господи, в своем Творце, в Том, Кто пребывает во мне и во всем, по слову Твоему.

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. (И. 6:53-59).

Что еще можно добавить к этим словам? Каким надо быть ученым, чтобы осмыслить это? Надо быть не ученым, надо быть человеком, умеющим слушать Своего Творца и веровать в Него, и эти слова жизни станут в самом тебе жизнью, которая по сути наполнена скорбью и болезнями, жизнью, которая умеет радоваться вместе с радующимися, которая умеет жить счастливо в мире, в согласии с Богом в заповедях Его, жизнью, которая перетечет из тленного твоего тела в нетленное, обновленное, воскрешенное в последний день Аминь

В Евангелии от Матфея поучение из лодки завершается притчей о закваске в тесте. Эта короткая притча следует сразу же за притчей о горчичном зерне:

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё (Мф. 13:33).

В Евангелии от Луки две притчи — о горчичном зерне и о закваске — даны в той же последовательности. У Луки притча предваряется вопросом Иисуса: Чему уподоблю Царствие Божие? (Лк. 13:20–21).

По той причине, что две притчи у обоих евангелистов следуют одна за другой, а также по причине их кажущегося тематического сходства их обычно толкуют одновременно. Иоанн Златоуст, говоря об образе горчичного зерна, пишет:

Этим Господь хотел показать образ распространения проповеди. Точно то же самое, говорит Он, будет и с проповедью. Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех уничиженнее, но так как сила, в них сокровенная, была велика, то она распростерлась по всей вселенной. Далее к этому образу Господь присовокупил еще подобие закваски… Как закваска над большим количеством муки производит то, что муке усваивается сила закваски, так и вы преобразуете целый мир… Как закваска тогда только заквашивает тесто, когда бывает в соприкосновении с мукой, и не только прикасается, но даже смешивается с ней (потому и не сказано «положила», но «скрыла»), так и вы, когда вступите в неразрывную связь и единение с врагами своими, тогда их и преодолеете. И как закваска, будучи засыпана мукой, в ней не теряется, но в скором времени всему смешению сообщает собственное свойство, так точно произойдет и с проповедью… Не дивись также и тому, что, беседуя о царстве, Он упоминает о зерне и закваске. Он беседовал с людьми неискусными и малоучеными, которых к высокому надлежало возводить посредством низких предметов и которые были так просты, что при всем том имели еще нужду во многих пояснениях… Велика сила проповеди; однажды вскиснувшее само делается закваской для прочего. Как искра, когда коснется дров, зажженное ею делает новым источником огня и таким образом простирается дальше и дальше, — так и проповедь. Но Господь сказал не об огне, а о закваске. Почему же? Потому что там не все зависит от огня, но многое и от зажженных дров; здесь же закваска все производит сама собою. Если же двенадцать человек заквасили целую вселенную, то подумай, как мы плохи, когда, несмотря на всю свою многочисленность, не можем исправить оставшихся, мы, которых по-настоящему было бы достаточно, чтобы стать закваской для тысячи миров!1Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 46, 2 (PG 58, 478–489). Рус. пер.: С. 484–485.

В современных научных трудах притчи о горчичном зерне и о закваске тоже чаще всего разбираются вместе2См., в частности: Бломберг К. Интерпретация притчей. С. 304– 308. как несущие одну и ту же смысловую нагрузку. Между тем сходство усматривается только в том случае, если, как это делает Златоуст, притчу толковать применительно к росту последователей христианства. Насколько содержание притчи можно свести только к этой теме? И насколько вообще образы горчичного зерна и закваски можно трактовать как выражающие одну и ту же идею?

Закваска является микробиологическим элементом, добавляемым в пищу в определенных целях. В хлеб закваска (дрожжи) добавляется для придания ему пышности и вкуса. Благодаря закваске тесто вскисает и при выпечке поднимается.

В Ветхом Завете хлебной закваске придавался особый, религиозный смысл. Он был связан прежде всего с запретом на употребление квасного в течение одной недели — когда израильский народ праздновал Пасху. Нарушение этого запрета, согласно закону Моисееву, должно было караться смертной казнью:

Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля… Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное. С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества Израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб (Исх. 12:15, 17–20).

Изначальное происхождение запрета на употребление квасного в еврейской традиции является предметом спора между учеными, равно как и богословское объяснение причин, по которым закваска должна была удаляться из домов на целую неделю. Согласно одному объяснению, закваска была символом греха. По другому толкованию, уничтожение всей старой закваски было символом обновления, которое должно было происходить ежегодно. Это толкование отражено в словах апостола Павла:

Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5:6–8).

Слова Павла о закваске порока и лукавства перекликаются со словами Иисуса о закваске фарисейской, которая есть лицемерие (Лк. 12:1). У Матфея и Марка приведен целый диалог между Иисусом и учениками, посвященный этой закваске:

Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского (Мф. 16:5–12; Мк. 8:13–21).

В данном случае под закваской понимается тот фермент, который, пропитывая собой все учение фарисеев и саддукеев, делает его непригодным к тому, чтобы открывать путь в Царство Небесное. Этот фермент Иисус и называл лицемерием.

В рассматриваемой притче образ закваски используется в положительном ключе. Перед нами пример того, как один и тот же образ может иметь разные значения в зависимости от того, какую реальность он призван выражать. Образ женщины, готовящей хлеб, у слушателей Иисуса мог вызвать только положительные ассоциации. Большинство из них были мужчинами: когда они приходили домой, жена встречала их теплым, только что испеченным хлебом. Те женщины, которые оказывались среди слушателей Иисуса, узнавали в этом образе себя. И мужчины и женщины прекрасно понимали буквальное значение Его слов. Что же касается их переносного значения, то оно каждому должно было открываться по-разному.

Возвращаясь к сравнению между притчами о горчичном зерне и о закваске, мы должны указать на различия, касающиеся их внешнего образного ряда. Образ зерна заимствован из сельскохозяйственной деятельности, которой занимались преимущественно мужчины (у Матфея и Луки человек, то есть мужчина, сажает зерно в землю); образ закваски — из домашнего быта, где хозяйничали женщины. Зерно начинает расти внутри земли, потом пробивается наружу и превращается в растение; при этом состав земли не меняется. Закваска, напротив, остается внутри теста, не выходит наружу, однако благодаря ее присутствию в тесте сам состав теста, его вкус и запах меняются.

Простое сличение внешних аспектов обоих образов заставляет задуматься о том, насколько они призваны отображать одну и ту же реальность. Как представляется, образ закваски в тексте выполняет другие функции, нежели образ зерна. Он указывает на ту же реальность Царства Небесного, но раскрывает ее по-иному.

Образ закваски стоит в одном тематическому ряду не с горчичным зерном, а с теми образами, которые мы встречаем в Нагорной проповеди: Вы — соль земли… Вы — свет мира (Мф. 5:13–14). Не случайно в поучении из лодки, как оно изложено у Марка, присутствуют слова, аналогичные тем, что включены у Матфея в Нагорную проповедь: Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не длятого ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? (Мк. 4:21). Очевидно, одну и ту же мысль Иисус выразил и в Нагорной проповеди, и в поучении из лодки. И мысль эта отлична от той, которую выражает притча о горчичном зерне.

Образы соли, света и свечи, как кажется, несут одинаковую семантическую нагрузку. Они призваны обозначить качество присутствия последователей Иисуса в мире. Соль, находясь внутри пищи, придает ей вкус. Свеча, находясь внутри комнаты, наполняет ее светом. Закваска, находясь внутри теста, заставляет его вскиснуть и взойти. Христиане призваны, пребывая внутри мира, выполнять в нем ту же функцию, что соль в пище, свеча в комнате, закваска в тесте.

Продолжая эту аналогию, можно отметить, что свеча по отношению к комнате, соль по отношению к пище и закваска по отношению к тесту являются инородными элементами. Они не принадлежат изначально тому пространству или предмету, внутри которых оказываются, но привносятся в них, добавляются к ним. Подобным образом и последователи Иисуса, живущие в мире, иноприродны миру. Они в мире, но не от мира (Ин. 17:14–18).

Если рассматривать притчу о закваске применительно к духовной жизни или внутреннему миру отдельного человека, то и здесь мы обнаруживаем отличия от притчи о горчичном зерне. Там основной акцент делался на разнице в размере между горчичным зерном, которое меньше всех семян, и происходящим от него растением, которое больше всех злаков. Здесь акцент делается не столько на соотношении «меньше — больше», сколько, опять же, на качестве: присутствие Царства Божия в душе человека качественно меняет всю его жизнь, придает ей тот вкус и полноту, которых до этого в ней не было. «Действию закваски подобно действие Христова учения, — пишет преподобный Иустин (Попович). — Как закваска постепенно проникает в тесто, пока не охватит его и оно не вскиснет, так и богочеловеческое учение Спасителя мало-помалу пронизывает и душу человека, и тело, и сердце, пока не завладеет даже малейшей частицей его существа»3Иустин (Попович), прп. Толкование на Евангелие от Матфея. С. 305–306..

Следует обратить внимание на то, что в притче указано точное количество муки, использованной женщиной для подготовки теста: три меры. Термин σάτον (мера) в греческом языке обозначает меру сыпучих тел, равную приблизительно 1,5 римской модии, или около тринадцати литров. То есть мера — это отнюдь не горсть муки; скорее, это полный и тяжелый мешок. Три меры муки соответствует сорока литрам — количеству хлеба, которого хватило бы более чем на сто едоков4См.: Ньюман Б., Стайн Ф. Комментарии к Евангелию от Матфея. М., 1998. С. 402; Бломберг К. Интерпретация притчей. С. 306–307.. Иными словами, речь идет не об обычном хлебе для ужина, а о большом количестве хлеба для большого пира с участием многих гостей. Здесь уместно вспомнить образ брачного пира, символизирующего щедрость Бога (Мф. 22:1–14). Можно также вспомнить слова Иисуса: Мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше (Лк. 6:38).

Три меры муки иногда толкуются аллегорически — как указание на три части человеческого естества (дух, душу и тело)5Иероним. Комментарий на Евангелие от Матфея. 2, 13, 33 (CCSL 77, 109). Рус. пер.: С. 122. или три категории людей (например, эллинов, иудеев и самарян)6Феодор Мопсуестийский. Фрагменты. 74, 1–11 (TU 61, 121).. Однако такая чрезмерная аллегоризация скорее уводит от смысла притчи, чем приближает к его пониманию. Вряд ли также можно извлечь какой-нибудь урок из сопоставления трех мер муки в Евангелии от Матфея с тремя сатами муки, из которой Сарра испекла пресные хлебы для трех путников (Быт. 18:6). Скорее всего, указание на три меры призвано подчеркнуть контраст между большим количеством хлеба, который намеревается испечь женщина, и небольшим количеством требуемой для этого закваски.

Как Иисус Христос накормил 5000 человек 5 хлебами и 2 рыбами: сотворил всю эту еду из ничего или как-то ещё?

иеромонах Иов (Гумеров)

Среди множества чудес, которые совершил Господь во время Своей земной жизни, чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами имеет особое духовное значение. О нем повествуют все четыре евангелиста. Событие это находится в преемственной связи с некоторыми ветхозаветными чудесами (Исх.16:3; 3Цар.17:8-16; 4Цар.4:42–44). Люди Израиля, жившие ожиданием Избавителя, верили, что Мессия даст новую манну. Сугубая значимость этого чуда была в том, что оно символически указывало на будущее таинство святой Евхаристии, которое Господь установил на Тайной вечере. Св. евангелист Иоанн Богослов сообщает важную хронологическую подробность: Приближалась же Пасха, праздник Иудейский (Ин.6:4).

Когда люди по тогдашнему восточному обычаю возлегли для вкушения пищи, Спаситель воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы (Мф.14:19). Формула благословения, основывалась на Лев.19:24 и Втор.8:10. Ее произносили с древности: «Благословен Ты, Господи Бог наш, Царь вселенной, Который выводишь хлеб из земли». Однако еврейские и греческие слова (бэрах и эвлогиа), обозначающие «благословение», могут также употребляться в значении «благодарить», а также «восхвалять», «прославлять». При насыщении четырех тысяч семью хлебами и рыбами Иисус Христос, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим (Мф.15:36). Хлеб в Палестине пекли в виде тонких и хрупких лепешек. Его легко было разламывать, что и сделал Спаситель.

«Каким образом Иисус Христос накормил 5000 народу»? Сотворил из ничего. Этим указал народу на Свое Божественное достоинство. «Но почему не творит хлебов вновь? Чтобы <…> самыми делами научить, что все видимое произведено и сотворено Им, и чтобы доказать, что Он есть дающий плоды и изрекший вначале: да произрастит земля былие травное; также: да изведут воды гады душ живых (Быт. I, 11, 20). И настоящее чудо не маловажнее творения былия или гадов. В самом деле, пресмыкающиеся, хотя и сотворены вновь, одна�

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *