6963 год

  • Реформа календаря и пасхалии: история и современность иерей Вл. Хулап
  • Церковный календарь протоиерей В. А. Цыпин
  • Старец Паисий Святогорец о календарной проблеме
  • Календарная проблема протоиерей Ливерий Воронов
  • Календарь для человека или человек для календаря? Юрий Рубан
  • В небесах торжественно и чудно Владимир Ковальджи
  • В поисках удобного времени иерей Сергий Лепин

Ка­лен­дарь цер­ков­ный – ли­тур­ги­че­ский ка­лен­дарь, си­сте­ма­ти­че­ский ука­за­тель дат пе­ре­хо­дя­щих и непе­ре­хо­дя­щих цер­ков­ных празд­ни­ков и по­стов, ис­чис­ля­е­мых на ос­но­ве су­точ­но­го кру­га, лун­ных ме­ся­цев, вре­мен го­да и сол­неч­но­го го­дич­но­го цик­ла.

В хри­сти­ан­ской Ру­си храм, бо­го­слу­же­ние сто­я­ли в цен­тре жиз­ни че­ло­ве­ка. Где бы ни се­ли­лись рус­ские, пер­вым де­лом они воз­во­ди­ли цер­ковь. По­это­му вся жизнь и быт на­ро­да бы­ли ори­ен­ти­ро­ва­ны на бо­го­слу­жеб­ный ка­лен­дарь. Дни, имев­шие боль­шое зна­че­ние для кре­стья­ни­на, свя­зы­ва­лись не с чис­лом и ме­ся­цем, а с па­мя­тью то­го или ино­го свя­то­го. Ско­ти­ну на паст­би­ще впер­вые вы­го­ня­ли на Ге­ор­гия, ульи на лет­ние па­се­ки вы­став­ля­ли на Зо­си­му. Че­ло­век мог не пом­нить чис­ла, ко­гда по­явил­ся на свет, но знал, что это слу­чи­лось, к при­ме­ру, на Ни­ко­лу зим­не­го. Цер­ков­ный Устав опре­де­лял не толь­ко по­ря­док и со­дер­жа­ние бо­го­слу­же­ний, но и ор­га­ни­зо­вы­вал весь строй бы­тия, и бла­го­да­ря это­му жизнь по­лу­ча­ла бла­го­дат­ное освя­ще­ние.

Еще од­ной точ­кой от­сче­та ка­лен­дар­ных со­бы­тий для ве­ру­ю­щих лю­дей яв­ля­ет­ся си­сте­ма по­стов. Это од­но­днев­ные и че­ты­ре мно­го­днев­ных по­ста – Ве­ли­кий, Пет­ров, Успен­ский и Рож­де­ствен­ский.

Хри­сти­ан­ские празд­ни­ки, по важ­но­сти вос­по­ми­на­е­мых Цер­ко­вью со­бы­тий, раз­де­ля­ют­ся на ве­ли­кие, сред­ние и ма­лые.

К ве­ли­ким празд­ни­кам от­но­сят­ся дву­на­де­ся­тые (в пе­ре­во­де с цер­ков­но­сла­вян­ско­го озна­ча­ет «две­на­дцать») и неко­то­рые недву­на­де­ся­тые, а так­же празд­ни­ки в честь свя­тых.

Празд­ник празд­ни­ков – Пас­ха и неко­то­рые дву­на­де­ся­тые празд­ни­ки (Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим, или Со­ше­ствие Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов, Воз­не­се­ние Гос­подне) от­но­сят­ся к по­движ­ным, или пе­ре­хо­дя­щим, празд­ни­кам. От­ме­ча­ют эти со­бы­тия в те дни, ко­то­рые ука­зы­ва­ют­ся в Пас­ха­лии.

Хра­мо­вые (пре­столь­ные) празд­ни­ки – это мест­ные празд­ни­ки, от­ме­ча­е­мые в дни освя­ще­ния хра­мов или в дни вос­по­ми­на­ний со­бы­тий и свя­тых, в честь ко­то­рых устро­е­ны хра­мы. А так­же празд­но­ва­ние в честь икон Бо­жи­ей Ма­те­ри Вла­ди­мир­ской, Тих­вин­ской, Ка­зан­ской, Смо­лен­ской.

Хо­тя в Пра­во­слав­ном цер­ков­ном ка­лен­да­ре на­ча­лом го­да счи­та­ет­ся 1 сен­тяб­ря, все пра­во­слав­ное ли­тур­ги­че­ское бла­го­че­стие свя­за­но с Пас­хой и вы­те­ка­ет из нее.

Годовые богослужебные круги (подвижный и неподвижный)

Непо­движ­ный го­до­вой бо­го­слу­жеб­ный круг за­ви­сит от сол­неч­но­го ка­лен­да­ря и со­сто­ит из 52 сед­миц (недель). Дан­ный цикл опре­де­ля­ет да­ты непе­ре­хо­дя­щих (с по­сто­ян­ной да­той) бо­го­слу­же­ний дву­на­де­ся­тых и ве­ли­ких празд­ни­ков, бо­го­слу­же­ний в честь свя­тых, а так­же икон Ма­те­ри Бо­жи­ей.

По­движ­ный круг за­ви­сит от лун­но­го ка­лен­да­ря, на­чи­на­ет­ся в день Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния (Пас­хи). Со­сто­ит этот круг из 50 сед­миц, ко­то­рые объ­еди­не­ны по сле­ду­ю­щим пе­ри­о­дам:

III. Три­одь пост­ная (10 сед­миц), по­ка­ян­ный пе­ри­од пред­ше­ству­ю­щий Па­схе, ко­то­рый со­сто­ит из:

1) трёх под­го­то­ви­тель­ных недель (сед­миц) к Ве­ли­ко­му по­сту;

2) 40 дней Ве­ли­ко­го По­ста (Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы), ко­то­рый за­вер­ша­ет­ся в пят­ни­цу, за 9 дней до Пас­хи;

3) Страст­но́й сед­ми­цы (Страст­ной неде­ли), ко­то­рая длит­ся 6 дней (с по­не­дель­ни­ка по суб­бо­ту), непо­сред­ствен­но пе­ред празд­ни­ком Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния.

По­сколь­ку празд­ник Пас­хи для каж­до­го го­да име­ет раз­ную да­ту, то и все празд­ни­ки с ним свя­зан­ные так­же име­ют по­движ­ную – пе­ре­хо­дя­щую да­ту.

Пас­ха празд­ну­ет­ся по­сле 14 чис­ла ни­са­на, пер­во­го ме­ся­ца лун­но­го ка­лен­да­ря, в пер­вое вос­кре­се­нье по­сле пер­во­го ве­сен­не­го пол­но­лу­ния. Вос­кре­се­нье это ли­бо сов­па­да­ет, ли­бо непо­сред­ствен­но сле­ду­ет за ве­сен­ним рав­но­ден­стви­ем (22 мар­та). Да­та Пас­хи бы­ва­ет в пре­де­лах 35 дней, име­ну­е­мых «пас­халь­ны­ми пре­де­ла­ми»: с 4 ап­ре­ля – по 8 мая.

В бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ке Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь в на­сто­я­щее вре­мя поль­зу­ет­ся юли­ан­ским ка­лен­да­рем, в про­сто­ре­чии – «ста­рым сти­лем». Для удоб­ства поль­зо­ва­ния ка­лен­да­рем да­ты «ста­ро­го сти­ля» пе­ре­счи­ты­ва­ют­ся на «но­вый стиль» при­ня­тый с 1918 го­да. Раз­ни­ца меж­ду «ста­рым» и «но­вым» сти­ля­ми – 13 дней.

Седмичный богослужебный круг

Пра­во­слав­ная Цер­ковь каж­дый день неде­ли по­свя­ща­ет ка­ко­му-ли­бо важ­но­му со­бы­тию или осо­бо по­чи­та­е­мо­му свя­то­му.

  • В вос­кре­се­нье (пер­вый день сед­ми­цы) Цер­ковь вос­по­ми­на­ет и про­слав­ля­ет Вос­кре­се­ние Хри­сто­во.
  • В по­не­дель­ник про­слав­ля­ют­ся бес­плот­ные си­лы – Ан­ге­лы, со­здан­ные преж­де че­ло­ве­ка, бли­жай­шие слу­ги Бо­жии.
  • Во втор­ник про­слав­ля­ет­ся свя­тый Иоанн Кре­сти­тель, как боль­ший из всех про­ро­ков и пра­вед­ных.
  • В сре­ду вос­по­ми­на­ет­ся пре­да­тель­ство Гос­по­да Иудою и, в свя­зи с этим, со­вер­ша­ет­ся служ­ба в па­мять Кре­ста Гос­под­ня (день пост­ный).
  • В чет­верг про­слав­ля­ют­ся свя­тые Апо­сто­лы и свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец.
  • В пят­ни­цу вос­по­ми­на­ют­ся Крест­ные Стра­да­ния и смерть Спа­си­те­ля и со­вер­ша­ет­ся служ­ба в честь Кре­ста Гос­под­ня (день пост­ный).
  • В суб­бо­ту – день по­коя – про­слав­ля­ют­ся Бо­жия Ма­терь, Ко­то­рая убла­жа­ет­ся и еже­днев­но, пра­от­цы, про­ро­ки, апо­сто­лы, му­че­ни­ки, пре­по­доб­ные, пра­вед­ные и все свя­тые, до­стиг­шие упо­ко­е­ния в Гос­по­де. Так­же по­ми­на­ют­ся все усоп­шие в ис­тин­ной ве­ре и на­деж­де на вос­кре­се­ние и жизнь веч­ную.

Материалы в календаре следуют в следующем порядке:

  • В верх­ней ча­сти ка­лен­да­ря рас­по­ло­же­ны ико­ны празд­ни­ков, свя­тых, а так­же ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Да­лее ука­зы­ва­ет­ся те­ку­щие да­ты по «ста­ро­му» и «но­во­му» сти­лям.
  • По­сле стро­ки с да­та­ми рас­по­ло­же­на лен­та, на ко­то­рой ука­зы­ва­ет­ся те­ку­щий пе­ри­од по­движ­но­го кру­га. Сра­зу за лен­той сле­ду­ет глас Ок­то­и­ха и ука­за­ние пост­но­го дня.
  • По­сле это­го сле­ду­ет несколь­ко аб­за­цев: один аб­зац празд­ни­ка, три аб­за­ца с име­на­ми свя­тых, и один аб­зац с на­зва­ни­я­ми икон Ма­те­ри Бо­жи­ей, па­мять ко­то­рых со­вер­ша­ет­ся в этот день.
  • Ве­ли­кие, а так­же неко­то­рые дру­гие празд­ни­ки ука­зы­ва­ют­ся (при на­ли­чии в этот день) в празд­нич­ном аб­за­це. Ве­ли­кие празд­ни­ки вы­де­ле­ны круп­ным по­лу­жир­ным шриф­том крас­но­го цве­та. Более мелким полужирным шрифтом красного цвета даны дни памяти великих святых, которым совершается всенощное бдение. Остальные памяти великих или особо чтимых святых даны черным полужирным шрифтом (если память их приходится на воскресный день, то – красным цветом).
  • В пер­вом аб­за­це да­ны име­на все­лен­ских и рус­ских свя­тых, в том чис­ле но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских, име­ю­щих Служ­бу в Ми­не­ях и Три­о­дях, а так­же неко­то­рых но­во­про­слав­лен­ных рус­ских свя­тых, неза­ви­си­мо от то­го, есть или по­ка еще нет им Служ­бы.
  • Во вто­ром аб­за­це при­во­дят­ся име­на всех осталь­ных свя­тых, па­мять ко­то­рых при­хо­дит­ся в дан­ный день, кро­ме но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских. Так­же, в пер­вом и вто­ром аб­за­цах ука­зы­ва­ют­ся неко­то­рые празд­ни­ки, на­при­мер: пред- и пост­праздн­ство, на­ве­че­рие, от­да­ние празд­ни­ка и др.
  • В тре­тьем аб­за­це при­во­дят­ся име­на но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских, ко­то­рым по­ка еще нет от­дель­ных служб.
  • Араб­ские циф­ры по­сле име­ни свя­то­го обо­зна­ча­ют год кон­чи­ны свя­то­го или об­ре­те­ния его мо­щей. Рим­ские циф­ры ука­зы­ва­ют век, в ко­то­ром жил свя­той.
  • В чет­вер­том аб­за­це ука­зы­ва­ют­ся празд­ни­ки в честь икон Бо­жи­ей Ма­те­ри. Неко­то­рые празд­ни­ки икон Ма­те­ри Бо­жи­ей при­во­дят­ся в празд­нич­ном и пер­вом аб­за­цах. Циф­ры по­сле на­име­но­ва­ния ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри обо­зна­ча­ют год или век про­слав­ле­ния этой ико­ны.
  • Для ве­ли­ких, сред­них и неко­то­рых ма­лых празд­ни­ков уста­нов­ле­ны зна­ки. По­яс­не­ния к зна­кам празд­ни­ков мож­но по­смот­реть на стра­ни­це «Зна­ки празд­ни­ков».
  • По­сле это­го сле­ду­ет раз­дел чте­ний Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ко­то­рые свя­тая Цер­ковь уста­но­ви­ла на этот день. Там же при­во­дят­ся бо­го­слу­жеб­ные ука­за­ния.
  • Пол­ный спи­сок со­кра­ще­ний, а так­же по­яс­не­ния к ним мож­но по­смот­реть на стра­ни­це «Ли­ки свя­то­сти».

Цвет лен­ты. Цвет лен­ты отоб­ра­жа­ет уста­нов­лен­ный на те­ку­щий день цвет для об­ла­че­ний пре­сто­ла и ду­хо­вен­ства. В за­ви­си­мо­сти от празд­но­ва­ний, ко­то­рые со­вер­ша­ют­ся во вре­мя бо­го­слу­же­ния, цве­та бы­ва­ют раз­но­го цве­та – бе­ло­го, крас­но­го, жел­то­го, зе­ле­но­го, си­не­го, фио­ле­то­во­го, чер­но­го. Все эти цве­та сим­во­ли­зи­ру­ют ду­хов­ное зна­че­ние празд­ни­ков в честь свя­тых и свя­щен­ных со­бы­тий.

Цвета облачений и пояснения к ним

Белый цвет Символ Божественного нетварного света. Объединяет в себе все цвета радуги. В белых облачениях служат в Господские праздники: Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Пятидесятницу, Преображения, Обрезания; в них служат в Лазареву и Великую Субботы, день памяти св. ап. и ев. Иоанна Богослова, Рождество св. Иоанна Предтечи, дни памяти бесплотных Ангельских сил, в них начинается Пасхальная утреня, в некоторых храмах также на Сретение, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), день памяти свв. первоверх. апп. Петра и Павла. Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан. Следует иметь в виду, что в РПЦЗ пасхальный цвет – также белый (как это исторически было в России до 1917).
Красный цвет Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников. Основной Пасхальный цвет – красный с золотом. Вслед за белым, продолжает Богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Красный (бордовый) цвет облачений принят также в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, дни памяти мучеников. Следует иметь в виду, что в РПЦЗ пасхальный цвет – белый (как это исторически было в России до 1917), а в красном (бордовом) служат в Великий пост.
Золотой цвет или желтый всех оттенков Являются цветами славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням (вне Великого поста) как дням Господа Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей; в большинство седмичных дней года.
Зеленый цвет Цвет вечной жизни. Слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков служат в день Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), Понедельник Святого Духа, а также в дни памяти юродивых.
Голубой или синий цвет Это – цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. Цвет на праздники Пресвятой Богородицы, а также зачастую на Сретение.
Фиолетовый цвет В нем соединены красный – цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо. Знаменует силу духа и крестный подвиг Спасителя. Принят в дни памяти Креста Господня – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Крестовоздвижение (до отдания включительно), в Крестопоклонную седмицу Великого поста (Средокрестную), в некоторых храмах – в подготовительные недели к Великому посту. В субботы и воскресенья Великого поста, Великий Четверг. На Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и в день Сорока мучеников Севастийских.
Черный или темно-коричневый цвет Символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния. Используется в обычные дни Великого поста. Черные облачения официально появились в России только в 1730 году, и то для погребальных служб (интересно, что впоследствии на панихидах «победили» белые облачения, а чёрные с конца XIX в. «ушли» в Великий пост). Богослужебный устав не знает чёрного цвета, а в пост и в Страстную седмицу положено служить не в траурных, а тёмных ризах багряного, фиолетового цвета.

Составление календаря

Что та­кое пра­во­слав­ный цер­ков­ный ка­лен­дарь? Го­во­ря ко­рот­ко, это си­сте­ма, ко­то­рая объ­еди­ня­ет го­до­вой цикл пе­ре­хо­дя­щих празд­ни­ков (все они «при­вя­за­ны» к са­мо­му глав­но­му – Па­схе) с цик­лом непе­ре­хо­дя­щих празд­ни­ков и буд­ня­ми.

Се­го­дня ве­ру­ю­щие обыч­но по­ку­па­ют пе­чат­ные ка­лен­да­ри или же поль­зу­ют­ся элек­трон­ны­ми. А ведь еще в кон­це XIX ве­ка мно­гие рус­ские ма­ло­гра­мот­ные кре­стьяне мог­ли в бук­валь­ном смыс­ле на паль­цах объ­яс­нить, как – не при­бе­гая к по­мо­щи книг – опре­де­лить да­ту Пас­хи (а зна­чит, и всех осталь­ных тор­жеств). Это важ­ное уме­ние пе­ре­да­ва­лось из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. По­дроб­ный ка­лен­дарь тра­ди­ци­он­но ни­кто не со­став­лял: в боль­шин­стве хра­мов устав­щи­ки об­хо­ди­лись Ти­пи­ко­ном (Бо­го­слу­жеб­ным уста­вом) и Ме­ся­це­сло­вом (пе­реч­нем дней па­мя­ти свя­тых), ко­то­рые из­да­ва­ла то­гда Ака­де­мия на­ук по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пра­ви­тель­ству­ю­ще­го Си­но­да. Це­лост­ная кар­ти­на скла­ды­ва­лась в го­ло­вах свя­щен­но­слу­жи­те­лей и при­хо­жан, а не на бу­ма­ге. Впро­чем, несмот­ря на от­сут­ствие острой необ­хо­ди­мо­сти, в том же XIX ве­ке в Рос­сии уви­де­ли свет пер­вые пе­чат­ные ка­лен­да­ри. Их под­го­тов­кой по­на­ча­лу за­ни­ма­лись част­ные из­да­те­ли. Од­ним из тех, кто пре­успел на но­вом по­при­ще, был пуб­ли­цист, ар­хео­лог, пи­са­тель Алек­сей Гат­цук. На про­тя­же­нии пят­на­дца­ти лет он вы­пус­кал зна­ме­ни­тый «Крест­ный ка­лен­дарь» (чи­та­те­ли за­гля­ды­ва­ли в него глав­ным об­ра­зом при на­ре­че­нии мла­ден­цев – подыс­ки­ва­ли под­хо­дя­щие име­на). Пе­ре­ме­ны про­изо­шли толь­ко в XX ве­ке, точ­нее, по­сле боль­ше­вист­ско­го пе­ре­во­ро­та и вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства. Ка­лен­да­ри, ко­то­рые до са­мой сво­ей кон­чи­ны пе­ча­тал свя­ти­тель Ти­хон, уже име­ли при­выч­ный для нас вид. В 1931 го­ду из­да­тель­скую де­я­тель­ность воз­об­но­вил (про­дол­жа­лась до 1935 го­да) мит­ро­по­лит Сер­гий (Стра­го­род­ский). «На­вер­ху» за­яви­ли: ли­бо «Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии», ли­бо ка­лен­дарь. Бу­ду­щий пат­ри­арх вы­брал пер­вое. При этом он в каж­дом но­ме­ре жур­на­ла по­ме­щал «сет­ку» буд­ней и празд­ни­ков на два ме­ся­ца впе­ред. За­тем был по­чти де­ся­ти­лет­ний пе­ре­рыв, за­вер­шив­ший­ся встре­чей Ста­ли­на с мит­ро­по­ли­та­ми. А с 1944 го­да до се­го­дняш­не­го дня цер­ков­ный ка­лен­дарь вы­пус­ка­ет­ся ре­гу­ляр­но.
Ин­те­рес­но, что со­став­лять ка­лен­дарь на оче­ред­ной год на­чи­на­ют за 17-18 ме­ся­цев до его на­ча­ла (ска­жем, на 2013 год – ран­ней осе­нью 2011 го­да). Это до­ста­точ­но тру­до­ем­кий про­цесс. О его осо­бен­но­стях и о том, по­че­му Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь жи­вет по ста­ро­му сти­лю, мы по­бе­се­до­ва­ли с за­ве­ду­ю­щим Ка­лен­дар­ным от­де­лом Из­да­тель­ства Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии Алек­сан­дром Шиш­ки­ным.

– Как про­хо­дит ра­бо­та? По­че­му она за­ни­ма­ет так мно­го вре­ме­ни?

– В первую оче­редь нуж­но опре­де­лить да­ту Пас­хи. Для это­го об­ра­тим­ся к Ти­пи­ко­ну. Там есть гла­ва, по­свя­щен­ная 532-лет­не­му пас­халь­но­му цик­лу (ин­дик­ти­о­ну). На­хо­дим год, на ко­то­рый в дан­ный мо­мент со­став­ля­ет­ся ка­лен­дарь. Каж­до­му го­ду со­от­вет­ству­ет так на­зы­ва­е­мый «ключ гра­ниц» – он ука­зан ря­дом. Это од­на из 35 букв цер­ков­но­сла­вян­ско­го ал­фа­ви­та (Вос­кре­се­ние Хри­сто­во мо­жет вы­пасть на лю­бой из 35 дней – с 22 мар­та по 25 ап­ре­ля: я имею в ви­ду юли­ан­ский ка­лен­дарь). За­тем бе­рем Зря­чую пас­ха­лию, от­ра­жа­ю­щую вза­и­мо­связь Пас­хи и дру­гих празд­ни­ков. Все ста­но­вит­ся на свои ме­ста: мы ви­дим, ко­гда бу­дет Пас­ха, ко­гда нач­нет­ся Ве­ли­кий пост… Что даль­ше? Вво­дим по­лу­чен­ные дан­ные в спе­ци­аль­ную ком­пью­тер­ную про­грам­му, ко­то­рая сра­зу же вы­да­ет при­бли­зи­тель­ную схе­му. Но на этом, есте­ствен­но, про­цесс не за­кан­чи­ва­ет­ся. На­обо­рот, он толь­ко на­чи­на­ет­ся. Над со­здан­ной ком­пью­те­ром схе­мой нуж­но дол­го ра­бо­тать вруч­ную. Без че­ло­ве­ка тут не обой­тись, по­то­му что Ти­пи­кон пред­став­ля­ет со­бой свод не од­но­знач­ных за­ко­нов, а, ес­ли угод­но, об­раз­цов, нуж­да­ю­щих­ся в тол­ко­ва­нии. Со­став­ле­ние ка­лен­да­ря – это в из­вест­ном смыс­ле твор­че­ство. При тол­ко­ва­нии мы опи­ра­ем­ся на опыт на­ших пред­ше­ствен­ни­ков: су­ще­ству­ет ряд тру­дов на эту те­му, на­пи­сан­ных в XIX и XX ве­ках.

– В чем за­клю­ча­ет­ся ос­нов­ная про­бле­ма­ти­ка со­став­ле­ния ка­лен­да­ря?

– Неко­то­рые слож­но­сти, как пра­ви­ло, воз­ни­ка­ют с ря­до­вы­ми (не празд­нич­ны­ми) еван­гель­ски­ми чте­ни­я­ми. В чем тут де­ло? Вре­мен­ной от­ре­зок меж­ду Пас­хой од­но­го го­да и Пас­хой сле­ду­ю­ще­го го­да мо­жет иметь раз­ную про­тя­жен­ность. А «рас­пи­са­ние», по­ме­щен­ное в кон­це бо­го­слу­жеб­но­го Еван­ге­лия, «не учи­ты­ва­ет» этот факт. Ес­ли ве­рить ему, пас­халь­ный год все­гда де­лит­ся на 50 сед­миц. Ря­до­вые чте­ния от­кры­ва­ют­ся пер­вы­ми сти­ха­ми Еван­ге­лия от Иоан­на (на пас­халь­ной Ли­тур­гии), да­лее идет Еван­ге­лие от Мат­фея. По­том (осе­нью) – один из ру­бе­жей. В за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­кая бу­дет Пас­ха (бо­лее ран­няя или бо­лее позд­няя), до пят­ни­цы по Воз­дви­же­нии Кре­ста Гос­под­ня мы успе­ем про­чи­тать все за­ча­ла еван­ге­ли­ста Мат­фея (17 вос­крес­ных дней, 17 сед­миц) или не успе­ем. Но – в лю­бом слу­чае – с по­не­дель­ни­ка, сле­ду­ю­ще­го за Неде­лей по Воз­дви­же­нии, необ­хо­ди­мо на­чать чте­ние Еван­ге­лия от Лу­ки. По­че­му? Здесь за­клю­чен бо­го­слов­ский смысл, свя­зан­ный с за­ча­ти­ем Иоан­на Пред­те­чи, ко­то­рое празд­ну­ет­ся 23 сен­тяб­ря по ста­ро­му сти­лю. Оно яв­ля­ет­ся пер­вым «зво­ноч­ком», пред­воз­ве­ща­ю­щим Рож­де­ство Хри­сто­во. О за­ча­тии Пред­те­чи по­вест­ву­ет как раз Еван­ге­лие от Лу­ки. Так вот… Ча­ще все­го ка­кая-то часть Мат­фе­е­ва ря­да оста­ет­ся непро­чи­тан­ной. Воз­ни­ка­ет воз­дви­жен­ская «пре­ступ­ка»: мы от­се­ка­ем оста­ток и как бы пе­ре­сту­па­ем через него. В го­до­вом цик­ле есть еще один по­доб­ный ру­беж – кре­щен­ская «от­ступ­ка». Неде­ля по Бо­го­яв­ле­нии и Неде­ля о мы­та­ре и фа­ри­сее ред­ко сов­па­да­ют, ча­ще меж­ду ни­ми оста­ет­ся про­ме­жу­ток. По­лу­ча­ет­ся, что мы уже про­чли весь ряд еван­ге­ли­ста Лу­ки, а Неде­ля о мы­та­ре и фа­ри­сее еще не на­сту­пи­ла. Что де­лать? Мы идем вспять и еще раз чи­та­ем уже про­чи­тан­ные за­ча­ла. Ес­ли «пре­ступ­ка» – это от­се­че­ние, то «от­ступ­ка» – это по­втор. Кто-то счи­та­ет, что воз­дви­жен­ская «пре­ступ­ка» не нуж­на, кто-то воз­ра­жа­ет (уже сло­ма­но мно­го ко­пий). В пол­ной ме­ре тра­ди­ция «пре­ступ­ки» и «от­ступ­ки» бы­ла вос­ста­нов­ле­на толь­ко в кон­це XIX ве­ка. Ее «сле­ды» мы ви­дим в ка­лен­да­рях мит­ро­по­ли­та Сер­гия. Кста­ти, свя­ти­тель Афа­на­сий (Са­ха­ров), воз­глав­ляв­ший в 1950-е го­ды Бо­го­слу­жеб­но-ка­лен­дар­ную ко­мис­сию при Свя­щен­ном Си­но­де, то­же при­дер­жи­вал­ся этой тра­ди­ции. Его при­мер це­нен для нас.

– Зна­чит, со­труд­ни­ку Ка­лен­дар­но­го от­де­ла до­ста­точ­но знать Устав?

– Необ­хо­ди­мо… Но это­го недо­ста­точ­но, чтобы со­ста­вить ка­лен­дарь. Неко­то­рые во­про­сы нель­зя раз­ре­шить на ос­но­ва­нии од­но­го Уста­ва. Они свя­за­ны с бла­го­сло­ве­ни­ем свя­щен­но­на­ча­лия. К при­ме­ру, опре­де­ле­ние крас­ных дней ка­лен­да­ря. Возь­мем 2012 год. Цер­ковь празд­но­ва­ла Воз­не­се­ние Гос­подне од­новре­мен­но с те­зо­име­нит­ством Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха. Устав го­во­рит, что со­вер­ше­ние служ­бы рав­ноап­о­столь­ным Ки­рил­лу и Ме­фо­дию в день Воз­не­се­ния воз­мож­но толь­ко в тех хра­мах, в ко­то­рых пре­стол освя­щен в честь Ки­рил­ла и Ме­фо­дия. Мы же (по пат­ри­ар­ше­му бла­го­сло­ве­нию) объ­еди­не­ние двух упо­мя­ну­тых тор­жеств ука­за­ли в ка­че­стве ос­нов­но­го ва­ри­ан­та для всех хра­мов Рус­ской Церк­ви. Впро­чем, ос­но­ва­ния для это­го бы­ли: в Уста­ве на­хо­дим пре­це­дент – день па­мя­ти апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. Мы все­гда ста­ра­ем­ся опи­рать­ся на пре­це­ден­ты. Или дру­гой при­мер. 2013 год. 9 мая при­хо­дит­ся на Свет­лую сед­ми­цу. Со­вер­шать по­ми­но­ве­ние усоп­ших во­и­нов нель­зя – оно пе­ре­не­се­но на Ра­до­ни­цу. В сам День По­бе­ды от­слу­жат лишь бла­годар­ствен­ный мо­ле­бен. Раз­ные бы­ва­ют слу­чаи. Дол­жен за­ме­тить, что в ка­лен­да­ре на­пи­са­но: «По бла­го­сло­ве­нию Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ки­рил­ла». Это не зна­чит, что Пер­во­свя­ти­тель нас од­на­жды бла­го­сло­вил – и все. Мы дей­стви­тель­но пред­ла­га­ем ему раз­ные ва­ри­ан­ты, он дей­стви­тель­но про­смат­ри­ва­ет их, вы­би­ра­ет, то есть непо­сред­ствен­но участ­ву­ет в под­го­тов­ке ка­лен­да­ря. Так же по­сту­пал и Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II.

– Кто тру­дит­ся в Ка­ле­дар­ном от­де­ле Из­да­тель­ства Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии?

– Наш кол­лек­тив со­сто­ит из ли­тур­ги­стов. Неко­то­рые из них пре­по­да­ют, неко­то­рые – пре­по­да­ва­те­ли в про­шлом. Так или ина­че, это их ос­нов­ная спе­ци­аль­ность. Ка­лен­дар­ным во­про­сом нуж­но от­дель­но за­ни­мать­ся, а в ны­неш­них учеб­ных про­грам­мах, к со­жа­ле­нию, на та­кие ве­щи не все­гда вы­де­ля­ют­ся ча­сы. К то­му же совре­мен­ные сту­ден­ты в ду­хов­ных шко­лах не очень-то жа­лу­ют ли­тур­ги­ку. Увы, ин­те­рес к Уста­ву утра­чен да­же в свя­щен­ни­че­ской сре­де. Взял ка­лен­дарь, взял ука­за­ния – и по­шел. Прав­да, есть лю­ди вни­ма­тель­ные, но их до­воль­но ма­ло. Глав­ный ныне здрав­ству­ю­щий «ка­лен­дар­ный» спе­ци­а­лист – это, без вся­ко­го со­мне­ния, Па­вел Ва­си­лье­вич Ур­жум­цев. Он ро­дил­ся в 1925 го­ду. В це­лом здо­ро­вье у него сла­бое, но го­ло­ва, сла­ва Бо­гу, по сей день свет­лая. Я ста­ра­юсь с ним ре­гу­ляр­но со­зва­ни­вать­ся, неред­ко об­ра­ща­юсь за со­ве­та­ми. Уди­ви­тель­но, но факт: Па­вел Ва­си­лье­вич при­шел ра­бо­тать в Из­да­тель­ский от­дел рань­ше мит­ро­по­ли­та Пи­ти­ри­ма. Он за­ни­мал­ся со­став­ле­ни­ем ка­лен­да­ря око­ло 50 лет. Та­кие лю­ди вы­зы­ва­ют ува­же­ние и вос­хи­ще­ние.

– Чем ка­лен­дарь, ко­то­рый пе­ча­та­е­те вы, от­ли­ча­ет­ся от ка­лен­да­рей дру­гих пра­во­слав­ных по­мест­ных Церк­вей?

– Глав­ное от­ли­чие – это, по­жа­луй, его пол­но­та. Ведь толь­ко у Рус­ской Церк­ви есть та­кой по­дроб­ный ка­лен­дарь. Мы по­ми­на­ем боль­шое ко­ли­че­ство свя­тых, в том чис­ле мно­гих по­движ­ни­ков, про­слав­лен­ных дру­ги­ми Церк­ва­ми. Не всех, ко­неч­но. Но, ес­ли ка­ко­го-то свя­то­го нет в спис­ках, это не зна­чит, что он не яв­ля­ет­ся свя­тым. Мо­жет быть, гре­ки, сер­бы, ру­мы­ны, бол­га­ры и не хра­нят за се­мью пе­ча­тя­ми тол­стую кни­гу, в ко­то­рой пе­ре­чис­ле­ны все по­движ­ни­ки. Но еже­год­но она не пуб­ли­ку­ет­ся. Есть еще од­но от­ли­чие. Из­на­чаль­но в Рос­сии ка­лен­дарь ис­поль­зо­вал­ся глав­ным об­ра­зом для на­ре­че­ния де­тей. Свя­щен­ни­ки не кре­сти­ли с име­нем, ко­то­ро­го нет в свят­цах. Это су­гу­бо на­ша тра­ди­ция.

Ис­точ­ник: Жур­нал «Пра­во­слав­ное книж­ное обо­зре­ние». Ав­тор: Рус­лан Под­дуб­цев

Система летоисчисления появилась в Древнем Риме в момент его основания, а именно в 750 г. до н.э. Поэтому все события отсчитываются с этой даты.
Но в первом веке до н.э., когда Римом правил Теренций Варон, система летоисчисления претерпела некоторый изменения, так как с этого момента датой основания Рима считали 753 г. до н.э. Древние римляне для обозначения текущего года использовали не число, а имя правителя. Например, если в писании говорилось: » о годе Теренция Варона», значит, подразумевается 216 г. до н.э. Поэтому для того, чтобы использовать подобную систему летоисчисления, нужно неплохо знать историю Рима.
Когда Рим возглавил Юлий Цезарь, он осознал неэффективность существовавшей тогда системы летоисчисления, поскольку в старом календаре римский год имел всего 10 месяцев, то есть год насчитывал 304 дня. Поэтому придумали два дополнительных зимних месяца – январь и февраль.
Дальнейшие изменения летоисчисления были в период третьего консульства Юлия Цезаря (44 год до н.э.) когда значительно изменили календарь – текущий год удлинили на 151 день. Это сделали с тем расчетом, чтобы новый год начался с 1 января и продолжался ровно 365 дней.
Следующие изменения в систему летоисчисления сделал император Август в четвертом году до нашей эры. Тогда месяцы июль и август были названы в честь легендарных римских правителей. Также раз в четыре года в феврале вводился дополнительный день.
Юлианский календарь, который 11 минутами отличался от продолжительности вращения Земли, использовался до 1582 года.

Сегодня в «Российской газете» была опубликована записка Общества любителей древней письменности, которую мы предлагаем вашему вниманию:

Более детальная аргументация изложена ниже:

Рождество Христово было в 5500 году, 25 декабря по юлианскому календарю, в пятницу. (Cм., например, византийскую Хронику Георгия Амартола IX в. и ее русский перевод XI в., Повесть временных лет нач. XII в., Полную и Краткую хронографические палеи, Еллинский летописец второй редакции, Русский хронограф 1516-1522 гг., Лицевой летописный свод XVI в. и др.).

В католических и других европейских странах, так или иначе зависевших от римско-католической церкви, постепенно стали считать, что Исус Христос родился не в 5500, а в 5508 году от сотворения мира.

Это умышленное искажение хронологии было основано на массоретской редакции Священного Писания во II в. после Рождества Христова. Первое упоминание в России об изменении даты Рождения Христа принадлежит митрополиту Исидору, который, уже в качестве кардинала, по пути с Флорентийской унии рассылал послания с католической датировкой Рождества Христова. Но тогда на Московской Руси это было отвергнуто, Исидор извержен, а ересь проклята. (Послание Исидора факсимиле)

Спустя два века в Москве на соборе 1666 года была принята «Известительная грамота о низвержении московского патриарха Никона». Она была датирована так: «В лето от создания мира 7175, от Воплощения же Бога Слова 1666, декабря во 12 день». Т. е. разница между датами – 5509 лет. Под тем документом стояли подписи иерархов восточных православных церквей (в т. ч. двух патриархов) и около двух десятков иерархов Русской церкви. Таким образом, собор архиереев фактически и юридически признал католическую датировку Воплощения Спасителя. После названного соборного деяния некоторые внешнеполитические акты России, а иногда и царские и патриаршии грамоты стали датироваться по «новой хронологии». (Документы собора)

20 декабря 7208 г. царь Петр I Алексеевич закрепил отступление от старой хронологии именным указом «О праздновании Нового года». В нём констатировалось: «ныне от Рождества Христова доходит 1699 год». Также говорилось: «будущего Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век». При этом государь распорядился с 1 января 1700 г. вести всё делопроизводство Рождества Христова. Т. е., согласно указу, во-первых, вводилось новое летосчисление: от Рождества Христова, а не от создания мира. Во-вторых, празднование Нового года назначалось на 1 января. В-третьих (и это главное), переносилась дата Рождества Господа: с 5500 на 5508 год от сотворения мира. Иначе говоря, шёл 1708 г. от Рождества, но с 1 января он декларативно был «объявлен» 1700-м. Так до сих пор и считают. (Указ Петра I факсимиле)

Таким образом, на самом деле, мы с Вами живем сейчас в 2018 году от Рождества Христова. Это не научное умствование, а истина Веры. Почему это важно?

Во-первых, по еретическому летоисчислению получается, что Христос родился в 5508 году, т.е не соответствует пророчествам о пришествии Мессии (например, семьдесят седмиц Данииловых). Если же мы считаем, что он родился в 5500 году, как считают и считали всегда православные, тогда полностью подтверждаются пророчества — мы исповедуем Исуса Мессией и Спасителем на основании пророчеств, и тогда сейчас 2018 год, а не 2010.

Во-вторых, если мы настаиваем, что сейчас идет 2010 год, то тогда получается, что слова «распятый за ны при Понтийском Пилате» из символа Веры ложные, так как Пилата в это время в Иерусалиме уже не было. Если же мы возвращаемся к традиционному православному летоисчислению, то есть утверждаем, что сейчас 2018 г. от Р.Х., то мы, тем самым, подтверждаем одну из истин Символа Веры — то, что Исус распят действительно во время правления Понтийского Пилата.

Важно понять, что любые изменения хронологии Священного Писания — это не что иное, как очередные попытки подвергнуть сомнению то, что Исус Христос истинный Мессия и попытки доказать, что пришествие «настоящего мессии» еще впереди.

Записка составлена и подписана: Г.Л. Стерлиговым — Председателем правления Общества любителей древней письменности. М.А. Бабкин — Исполнительным директором ОЛДП, доктором исторических наук. Т.В. Анисимовой — ст.н.сотр. Российской государственной библиотеки, кандидатом исторических наук. 03 февраля 2018 г. от Р.Х.

В связи с вышеизложенным, просим посетителей сайта «Эхо Москвы», среди которых множество государственных служащих, не дискриминировать нас по признакам веры и не ущемлять нас в праве датировать документы и письма, подписываемые нами, соотвественно нашим убеждениям и исторической правде.

Обратимся к родословной первого человека на земле, Адама. В Ветхом Завете черным по белому записано: «всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.»

Сын Адама Сиф прожил 912 лет. Внук Енос — 905. Правнук Каинан – 910. Праправнук Малалеил – 895. Прапраправнук Иаред – 962. Следующий потомок Енох – 365. Мафусаил и вовсе – 969! Рекордсмен-долгожитель планеты. Не зря есть выражение мафусаилов век. Ламех — 777 . Ной – 950.

Путем несложного сложения, деления выясняем: средняя продолжительность жизни патриархов девяти допотопных поколений составляла 912 лет. ( Десятый, Енох, не в счет, он в 365 лет был взят живым на небо. Зато успел породить самого Мафусаила!)

У каждого из этих почтенных отцов семейств были еще сыновья, дочери. Но в родословной упоминаются лишь первенцы по линии Адама. Надо полагать, что и остальные детки жили подолгу.

Странно, что в Ветхом Завете не сказано, сколько прожила прародительница человечества Ева и ее наследницы. Возможно, потому, что была создана из ребра Адама. Простите, феминистки, но из Библии слов не выкинешь. Железный патриархат правил бал до потопа, женщины знали свое место…

Мафусаил — Рекордсмен-долгожитель планеты

ВСЕ ВРУТ КАЛЕНДАРИ?

Но почему, почему так долго жили первые люди?

Помню, ведущий геронтолог страны (специалист по старению), академик РАМН на «Прямой линии» с читателями «Комсомолки» ответил на подобный вопрос емко и авторитетно: «Тогда в Библии месяц считался годом!» Я сидел рядом с академиком, позволил усомниться. «Научно доказанный факт!» — заявил заслуженный деятель науки РФ.

Да уж, против науки не попрешь.

На днях, взявшись за сей библейский детектив, я задал животрепещущий вопрос о мафусаиловом веке еще одному уважаемому геронтологу, генетику, доктору наук. «Библию на разных языках в разные века переписывали, — доходчиво объяснил ученый. — Ошибка перевода была. В оригинале «лунный месяц» стояло, а древний переводчик поставил слово «год». Потом так и пошло. А если пересчитать, то продолжительность жизни была в районе 80 лет, что реально».

Выходит, легендарный Мафусаил на самом деле прожил всего чуть более 80?! Остальные патриархи – и того меньше. Вот что значит всезнающая наука!

Не иначе, бес попутал древнего переводчика. Винца крепкого поднес ему, либо под локоток толкнул ненароком. Внес, лукавый, сумятицу в священную книгу. Ох, уж этот сатана! Сначала под видом змея соблазнил Еву вкусить запретный плод с древа познания добра и зла. За что Господь разгневался на Адама и его легкомысленную супругу, выгнал их из Эдема. Таким образом первые люди и все их потомство, включая нас с вами, лишились жизни вечной, бесконечной, нарушив первоначальный замысел Творца. А потом бес подменил месяц в Библии годом и народ в разных странах уже не одну тыщу лет ломает голову, почему до потопа люди жили по девять веков, а сейчас и до одного лишь единицы со скрипом дотягивают.

Можно спокойно закрывать журналистское расследование.

Ох, уж этот сатана! Сначала под видом змея соблазнил Еву вкусить запретный плод с древа познания добра и зла. За что Господь разгневался на Адама и его легкомысленную супругу, выгнал их из Эдема

ПЯТИЛЕТНИЕ ОТЦЫ!

Но обнаружилась одна закавыка. Судя по ветхозаветной летописи, Адам родил Сифа в 130 лет. Если же верить нашим ученым-геронтологам, на самом деле первому отцу планеты тогда одиннадцати годков не стунуло. А ведь до Сифа, на минуточку, он успел произвести на свет аж двух сыновей. Потерял их уже взрослыми. Помните историю, как Каин убил Авеля, сам отправился в изгнание. Только после этой потери Адам и зачал Сифа, между прочим. Чтобы продлить род. Тот подарил Адаму внука Еноса в 105 лет. Делим на 12 . Это что ж, 9 лет не исполнилось молодому родителю? Ну и дела! Еще большая загадка — праправнук Адама Маллелеил. Он стал папашей Иареда в 65. Если следовать научной версии, что допотопный год равнялся нашему месяцу, зачал первенца, когда самому и пяти лет не стукнуло. Самой-то науке не смешно? В допотопные 65, между прочим, и Енох породил самого Мафусаила.

Так что нестыковочка выходит, товарищи ученые, в вашей научной формуле — «год за месяц».

«ЗА РАЗВРАТ, ЗА ПЬЯНСТВО, ЗА ДЕБОШ!»

Потом наступил Вселенский Потоп. Ну, про него, полагаю, все слышали. Господь разгневался на людей за грехи их и порешил всех утопить.

Вопрос на засыпку: за какие конкретно грехи? Думаю, большинство не знает.

Когда потомство Адама стало умножаться на земле, «сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». И стали дочери человеческие рождать сынам Божиим исполинов. Не их ли гигантские скелеты до сих пор периодически находят археологи в разных уголках земли? А кто такие сами сыны Божии? Библия ответа не дает. Некоторые считают их атлантами, другие — пришельцами с иных планет, той же Нибиру. Впрочем, это тема отдельного библейского детектива, за рамками нашего сегодняшнего расследования.

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человеков до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю…»

Помиловал лишь благочестивого внука Мафусаила, шестисотлетнего Ноя с женой, да трех его сыновей с супругами. Приказал Ною построить огромный ковчег, взять в него в назначенный день свое большое семейство и каждой твари по паре. Для развода после потопа.

Судя по Библии, ковчег плавал до остановки над Араратом ровно 5 месяцев

А теперь, граждане, внимание!

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились. И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных; остался только Ной и все, что было с ним в ковчеге. И стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.»

Судя по Библии, ковчег плавал до остановки над Араратом ровно 5 месяцев — 150 дней. Так что месяц равнялся 30 дням. Примерно как сегодня.

А вдруг в ветхозаветном году было всего 7 месяцев, задастся вопросом дотошный читатель? Тогда мафусаилов век почти вдвое короче будет, и с молодыми 65-летними отцами все тип-топ!

Что ж, читаем и подсчитываем дальше.

«Вода постоянно убывала до десятого месяца. В первый день десятого месяца показались верхи гор. По прошествии сорока дней (почти середина одиннадцатого! – Авт.) Ной открыл сделанное им окно ковчега.» И выпустил голубя, чтоб узнать, есть ли где суша. Тот вернулся, не обнаружив ее. Помедлив семь дней, снова выпустил Ной птичку. Вечером та прилетела с масличным листом в клюве. Выждав еще семь дней, патриарх вновь выпустил голубя, и тот уже не вернулся. Видно, нашел где-то кусочек суши и остался. А Ной продолжал ждать. До конца двенадцатого месяца. И только «шестьсот первого года к первому дню первого месяца иссякла вода на земле и открыл Ной крышку ковчега.» Земля высохла лишь к двадцать седьмому дню второго месяца. Тогда-то и приказал Бог Ною покинуть ковчег вместе с семейством, всеми скотами, гадами и разойтись по земле, чтобы плодиться и размножаться.

ПРИГОВОР — 120 ЛЕТ ПОЖИЗНЕННО

С календарем, худо-бедно, разобрались. Получается, с ветхозаветным летоисчислением все было, как сегодня. Я специально не называю реально уважаемых мною академика и доктора наук, что ввели меня в заблуждение «научной» формулой — библейский год равен современному месяцу. Сами-то Библию явно не читали, хотя затронутая в ней тема долгожительства – дело их жизни. Просто повторили распространенную в научных кругах версию, ловко опровергающую необъяснимый для ученых мафусаилов век. Вот почему я так подробно цитировал Библию, приводил факты. Можете мне не верить. И не верьте, лучше сами проверьте. Сегодня не советские атеистические времена, любой интересующийся может спокойно найти и почитать Библию.

Есть еще версия, что тогдашние 10 лет шли за один год нынешний. Но как она объяснит, что Маллелеил и Енох родили своих первенцев в 6.5 годков?

Сам Ной, сойдя с семьей и скотами из ковчега, радость отцовства уже не испытал. Хотя прожил еще 350 лет после вселенского катаклизма

А дальше начинается сам детектив.

Еще до потопа, разозлившись на людей, грешивших с сынами Божиими, Господь сказал: » Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.» Вот откуда, дорогие читатели, все разговоры ученых, что человек должен жить 120 лет. Из Библии. (Если же брать «научные формулы библейского летоисчисления», то получится, что Бог отвел нам по 10-12 лет. Бред!!!)

А теперь внимательно посмотрим, как исполнялся строгий приговор Господа грешному человечеству о сокращении жизни с 969 мафусаиловских лет до 120.

Произошло исполнение не мгновенно, методом Божественного Чуда, как можно было подумать: стукнуло кому 120 – тут же отдавай Богу душу! А постепенно. Эволюционно. Уже после всемирного потопа.

Сам Ной, сойдя с семьей и скотами из ковчега, радость отцовства уже не испытал. Хотя прожил еще 350 лет после вселенского катаклизма. И почил в бозе в 950. Землю заселило многочисленное потомство его сыновей: Сима, Хама и Иафета. Но в Ветхом Завете, по традиции, подробно расписана родословная лишь первенца Ноя.

Сам Сим, рожденный до Потопа, прожил 600 лет, его сын Арфаксад , появившийся на свет спустя два года после вселенского наводнения – 438, внук Сала – 433, правнук Евер — 464, праправнук Фалек – 239, Рагав – 239, Серух – 230, Нахор – 148, Фарра – 205. Сын Фарры – легендарный «отец множества племён» Авраам – 175, его жена Сарра- 127. Сын Авраама Исаак — 180, внук Иаков — 147, правнук Иосиф – всего 110. Тот самый мудрый Иосиф, что предсказал египетскому фараону семь тучных лет и семь голодных. После смерти его тело забальзамировали и положили в ковчег в Египте.

А вскоре пророк Моисей выведет всех евреев из египетского плена в Землю обетованную. Сам Моисей прожил аккурат 120 лет, обозначенных Господом. Но вот его любопытный псалом:

«Дней лет наших — семьдесят лет,

а при большей крепости — восемьдесят лет;

и самая лучшая пора их — труд и болезнь,

ибо проходят быстро, и мы летим.»

Сказано еще до рождества Христова, но словно про нас, горемык 21 века.

Судя по родословной Сима, потребовалась смена всего полтора десятка поколений потомков 950-летнего патриарха Ноя, чтобы продолжительность жизни резко и неуклонно сократилась. Застыв на современном нам уровне. Что стряслось? Потоп вселенский? Но ведь вода ушла, земля обсохла. И грешить люди после Потопа не перестали. Сожжение Содома и Гоморры за гомосексуализм случилось при Аврааме.

Есть умозрительные околонаучные гипотезы, что до Потопа над атмосферой земли был громадный пароводяной купол. Толщиной 12 метров! Он, дескать, словно экран, надежно защищал планету и первых людей от вредных космических лучей, ультрафиолета, поглощая больше 70% радиоактивного фона. Заодно создавал парниковый эффект, плюс дополнительное атмосферное давление. Кислорода на земле было больше на 50 процентов. Люди жили словно в гигантской теплице, совмещенной с целебной гипербарической камерой. Круглый год, якобы, все цвело, благоухало. Дышалось легко. Поэтому человек мог бегать без устали сотни километров. Никаких, мол, тебе болезней. А если и случался какой недуг, люди быстро выздоравливали. Еда кругом натуральная, обогащенная всеми витаминами, прочими добавками.

А вскоре пророк Моисей выведет всех евреев из египетского плена в Землю обетованную. Сам Моисей прожил аккурат 120 лет, обозначенных Господом

Во время потопа небеса разверзлись, весь водный слой вылился на землю, затопил ее. Защитный экран исчез, не стало потомкам Ноя спасения от злой космической радиации, ультрафиолета, всяких гамма-бета лучей. Пошли мутации, дегенеративные изменения, болезни, эпидемии. А тут еще климат изменился, ось земная сдвинулась, стужа объявилась регулярная… Оттого и стала, мол, жизнь людская трудной, короткой.

Но, повторяю, это все любительские гипотезы, не подтвержденные Библией.

ЕШЬ АНАНАСЫ, ТРАВКУ ЖУЙ!

Зато вот что обозначено в самой Библии прямым текстом! Сотворив в первую неделю мужчину и женщину, Бог сказал: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу.»

Выходит, Творец создал первых людей вегетарианцами. Чистыми. Так называемыми веганами. Никаких тебе яиц, икры, молока, сыра и прочих гастрономических ухищрений с продуктами животноводства, птицеводства, как делают многие современные вегетарианцы. Только фрукты, овощи, злаки. От рождения до самой смерти. Без «разгрузочных дней». Вечный Пост!

Более того, Творец животных тоже сделал травоядными. «А всем зверям земным¸ и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.»

Представляете идиллию: спокойно гуляют вместе львы, тигры, коровы, волки, зайцы, люди. Никто никого не пожирает! И все живут веками.

Но люди не оценили такую благодать. Разнежились, предались разврату и прочим непотребствам. И возмущенный сей черной неблагодарностью Господь порешил утопить грешников. А будущим поколениям сократить жизнь до 120 лет. Чтоб много не баловали. И потому вышедшему из ковчега Ною с семейством дал иной завет, чем дальнему его предку Адаму. «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские; в ваши руки отданы они. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все.» Уже позже, через Моисея, Господь передал людям большой список чистых и нечистых животных, рыб, птиц и пресмыкающихся, конкретизировав, кого можно употреблять в пищу, кого нет.

Как видите, только питание кардинально изменилось после потопа. Человеку позволили соскочить с веганства, есть мясо, молоко, яйца и прочую животную пищу, дарующую, по науке, силу, нужные для организма жиры, белки. Сменилось всего лишь полтора десятка поколений прямых потомков допотопного патриарха, 950-летнего Ноя, как на животной пище продолжительность жизни резко и неумолимо сократилась. До присужденных Творцом 120 лет. И это в исключительном случае. Обычный же наш удел по-прежнему – 70-80 лет. О чем еще в стародавние времена скорбел Моисей в своем знаменитом псалме.

Надо думать, именно мясоедение и стало гуманным орудием Творца для исполнения его не подлежащего обжалованию приговора о кардинальном сокращении жизни грешных людей.

А в память о золотых веках вегетарианства в христианстве, полагаю, сохранились посты. 14 марта начинается самый строгий из них – Великий. Он продлится до 1 мая.

Наверняка спросите, а почему сегодня вегетарианцы не живут намного дольше мясоедов. Честно говорю, не знаю. Хотя медицина действительно находит небольшие преимущества растительного питания перед животным. Возможно, потому, что нет поколений чистых веганов, которые питались бы так несколько веков без единого нарушения. Тогда можно было бы посмотреть результаты, сравнить статистику, родословные, как в Библии до и после Потопа. Это дело ученых. Их ныне много среди вегетарианцев. Пусть они и разбираются. Мое дело журналиста – разгадать библейский детектив о долгожителях.

ИНОЕ МНЕНИЕ

НЕ МЯСО, НО ГРЕХИ СОКРАТИЛИ НАШУ ЖИЗНЬ

Сергей ЗУБОВ, преподаватель Московской духовной Академии:

Животные тоже не ели мяса.

Изначально человек был потенциально бессмертным, т. е. бессмертие ему давал Бог, причина его была в Боге. Задача человека была, уподобляясь Богу в заботе о творении, в послушании Богу восходить от силы в силу и достигать подобия Ему. Так как Бог есть источник жизни, то человек, всё более уподобляясь Богу, раскрывал бы в себе божеские свойства, — этот процесс бесконечен, т.к. бесконечен Сам Бог.

Вся проблема не в «диете», а в нарушении заповеди Бога. Произошло грехопадение и дорога к бессмертию для человека закрылась. После грехопадения человек не может не грешить. Соответственно, если ему дать вечную жизнь, то это означает возможность для бесконечного совершенствования в грехах.

Потому Бог изгоняет человека из Рая: И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно (Быт. 3, 22). — Бог ограничивает человеческий век, чтобы человек не мог грешить вечно.

Обратите внимание, что не после потопа Бог сокращает продолжительность жизни, а до того: И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт. 6, 3).

А разрешение употреблять в пищу мясо даётся после потопа, скорее, для подкрепления человека, потому что, вероятно, мир и условия существования изменились.

Таким образом, согласно православного богословия, продолжительность земной жизни человека сократилась не из-за употребления мясной пищи, а из-за совершения грехов:

1. грехопадение Адама и Евы в Раю — человек становится смертным;

2. грехи допотопного человечества — сокращается век человека.

В обоих случаях сокращение обусловлено уменьшением времени утверждения в совершении грехов.

Если внимательно почитать книгу Бытия, то именно этот контекст мы и увидим, но никак не «вегетарианство», как панацею бессмертия.

В книге Премудрости Соломона читаем:

Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших (Прем. 1, 12).

Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием (Прем. 1, 15-16).

О влиянии на продолжительность жизни Библия говорит так: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле (Исх. 20, 12). В самом начале человек не почтил Отца. И как результат — человек стал смертным.

Выходит, Творец создал первых людей вегетарианцами. Чистыми. Так называемыми веганами

ПЯТЕРКА СТАРЕЙШИХ ЖИТЕЛЕЙ ЗЕМЛИ

Все – женщины, возраст был подтвержден документально.

1. Жанна КАЛЬМАН, Франция. 122 года, 164 дня. (1875-1997 гг.)

2. Сара КНАУСС, США. 119 лет, 97 дней. (1880-1999 гг.)

3. Люси ХАННА, США. 117 лет, 248 дней (1875-1993 гг.)

4. Мария Луиза МЕЙЛЕР, Канада. 117 лет, 230 дней (1880-1998 гг.)

5. Мисао ОКАВА, Япония. 117 лет, 27 дней (1898 – 2015 гг.)

КСТАТИ

ВЕРИТЬ – НЕ ВЕРИТЬ?

Всемирный Потоп фигурирует не только в христианской Библии. Предания о нем сохранились в мифах и религиозных текстах многих народов Австралии, Северной и Южной Америк, Индии, Европы, Папуа Новой Гвинеи, Японии, Китая, Ближнего Востока… Британский антрополог, историк религий Дж. Дж.Фрезер собрал по миру около сотни таких версий. Легенды о первых древних долгожителях — богах, царях — также были широко распространены у разных народов. Вспомним хотя бы нашего Кащея Бессмертного.

Ученые-атеисты часто называют Библию сборником мифов, легенд о происхождении Земли, человека, не имеющих ничего общего с наукой. Но, согласимся, глубоко научная теория Большого Взрыва о происхождении Вселенной – тоже всего лишь гипотеза, пусть и самая пока распространенная. У нее есть немало критиков в научной среде. И альтернативных версий. Главное, до сих пор нет ответа, а что было до Взрыва? Ведь пустое место не взрывается. Есть критики и у научной теории о происхождении человека от обезьяны. Да что там происхождение! Современные ученые-геронтологи, биологи так и не могут внятно объяснить, почему человек стареет. Есть десятки глубоко научных, умных теорий на сей счет, подчас взаимоисключающих друг друга. Одни академики считают, что человек, аки боевая ракета, запрограммирован на самоуничтожение, другие винят свободные радикалы, вызывающие «ржавчину» организма, третьи — «шлаки», засоряющие тело…

Так что каждый вправе верить в то, во что хочет.

10 Января

Какой сейчас год? Казалось бы, что за вопрос. Всего 10 дней назад мы встретили 2020-ый. Но, оказывается, существует несколько летоисчислений. Мы изучили календари.

2020-ый от Рождества Христова по григорианскому календарю. Именно этот год наступил 1 января. Однако многие ученые считают это летоисчисление, принятое в 16 веке, субъективным. Многие великие цивилизации древности вели отсчет лет от различных событий.

Например, по исламскому календарю наступил 1442-ой год. Отправной точкой мусульманского летоисчисления является переселение первых мусульман из Мекки в Медину, которое произошло в 622 году по григорианскому календарю.

А вот по китайскому календарю сейчас 4717-ыйот прихода к власти императора Хуанди. Он считается первым правителем поднебесной. По легендам именно этот человек подчинил разрозненные племена, придумал первые законы. В этот период в Китае появился календарь, письменность, первый лук со стрелами.

Самым загадочным и малоизученным календарем считается календарь майя. Например, сейчас наступил 5134 год от начала эпохи четвертого Солнца. Свое летоисчисление индейцы вели с 3114 года до н.э. Закончилась эпоха в 2012-ом, с чем кстати, связывали конец света. На данный момент, мы переживаем пятую эпоху.

А вот по еврейскому календарю наступил 5781 год от сотворения мира. Высчитать это время удалось на основе еврейского трактата 2-го века нашей эры. В древнем труде даются точные даты жизни главных библейских героев и знаменательных событий. Наступление нового года евреи празднуют в день Сотворения первого человека Адама, на шестой день Мироздания.

Согласно византийской и славянской культуре сейчас 7528ой год. Христианские богословы решили, что сотворение Адама произошло раньше, чем по расчетам евреев, в 5509 году до нашей эры.

Ну и несколько молодых календарей, не по летоисчислению, а по времени создания. Например, в 1993 году итальянские и американские ученые создали голоценовый календарь. Согласно ему наступил 12 020ый год. За начало хронологии взяли строительство первого в истории человечества храмового комплекса Гебекли-Тепе 12 тыс. лет назад на территории современной Турции. Сооружение старше знаменитого Стоунхенджа на 7 тыс. лет!

Есть также планетарный и космический календари. Они ведут отсчет от возникновения Земли и Большого взрыва. Согласно им мы переживаем 4 миллиарда 540 миллионный и 14-ти миллиардный года соответственно.

Григорианский и Юлианский календари (2020 год от рождения Иисуса Христа)

Исламский календарь (1442 год от Хиджры)

Китайский календарь (4717 год от прихода к власти императора Хуанди)

Календарь майя (5134 год от начала эпохи Четвертого Солнца)

Еврейский календарь (5781 год от сотворения мира)

Византийский и славянский календари (7528 год от сотворения мира)

Голоценовый календарь (12020 год от наступления человеческой эры)

Планетарный календарь (4,54 миллиардов лет от образования Земли)

Космический календарь (13,799±0,021 миллиардов лет от Большого взрыва)

&nbsp&nbsp&nbsp 10.01.2020

Какой год наступил. Разные летоисчисления

Какой сейчас год? Казалось бы, что за вопрос. Всего 10 дней назад мы встретили 2020-ый. Но, оказывается, существует несколько летоисчислений. Мы изучили календари.

2020-ый от Рождества Христова по григорианскому календарю. Именно этот год наступил 1 января. Однако многие ученые считают это летоисчисление, принятое в 16 веке, субъективным. Многие великие цивилизации древности вели отсчет лет от различных событий.

Например, по исламскому календарю наступил 1442-ой год. Отправной точкой мусульманского летоисчисления является переселение первых мусульман из Мекки в Медину, которое произошло в 622 году по григорианскому календарю.

А вот по китайскому календарю сейчас 4717-ыйот прихода к власти императора Хуанди. Он считается первым правителем поднебесной. По легендам именно этот человек подчинил разрозненные племена, придумал первые законы. В этот период в Китае появился календарь, письменность, первый лук со стрелами.

Самым загадочным и малоизученным календарем считается календарь майя. Например, сейчас наступил 5134 год от начала эпохи четвертого Солнца. Свое летоисчисление индейцы вели с 3114 года до н.э. Закончилась эпоха в 2012-ом, с чем кстати, связывали конец света. На данный момент, мы переживаем пятую эпоху.

А вот по еврейскому календарю наступил 5781 год от сотворения мира. Высчитать это время удалось на основе еврейского трактата 2-го века нашей эры. В древнем труде даются точные даты жизни главных библейских героев и знаменательных событий. Наступление нового года евреи празднуют в день Сотворения первого человека Адама, на шестой день Мироздания.

Согласно византийской и славянской культуре сейчас 7528ой год. Христианские богословы решили, что сотворение Адама произошло раньше, чем по расчетам евреев, в 5509 году до нашей эры.

Ну и несколько молодых календарей, не по летоисчислению, а по времени создания. Например, в 1993 году итальянские и американские ученые создали голоценовый календарь. Согласно ему наступил 12 020ый год. За начало хронологии взяли строительство первого в истории человечества храмового комплекса Гебекли-Тепе 12 тыс. лет назад на территории современной Турции. Сооружение старше знаменитого Стоунхенджа на 7 тыс. лет!

Есть также планетарный и космический календари. Они ведут отсчет от возникновения Земли и Большого взрыва. Согласно им мы переживаем 4 миллиарда 540 миллионный и 14-ти миллиардный года соответственно.

Григорианский и Юлианский календари (2020 год от рождения Иисуса Христа)

Исламский календарь (1442 год от Хиджры)

Китайский календарь (4717 год от прихода к власти императора Хуанди)

Календарь майя (5134 год от начала эпохи Четвертого Солнца)

Еврейский календарь (5781 год от сотворения мира)

Византийский и славянский календари (7528 год от сотворения мира)

Голоценовый календарь (12020 год от наступления человеческой эры)

Планетарный календарь (4,54 миллиардов лет от образования Земли)

Космический календарь (13,799±0,021 миллиардов лет от Большого взрыва)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *