7 догматов ислама

ДОГМАТЫ ИСЛАМА

Догматика мусульманства вытекает из общей картины мира, описанной в Коране.

Ислам включает следующие основные догматы, признание которых истиной и беспрекословное выполнение считается обязательным для каждого мусульманина:

Вера в Аллаха. Каждая сура Корана (кроме 9-й) начинается с его восхваления: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного…» Бог сотворил все существующее. Он является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть покорность.

Вера в ангелов и демонов. В представлении мусульман это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся Джабраил, Микаил, Асфраил, Азраил. Мусульмане также верят в существование ангелов смерти – Накира и Мункара, стража рая Ридвана, стража ада Малика.

Вера в святость Корана. Он считался словом Божьим, божественным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение 22 лет, то есть до конца его жизни. Поэтому в мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности Корана.

Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране встречается множество библейских персонажей от Адама до Иисуса Христа. Приводятся имена пророков: Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус) и др. Но среди всех пророков предпочтение отдается «посланнику Аллаха», «печати пророков» Мухаммеду.

Вера в рай и ад. Мусульманам, неукоснительно выполняющим все религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное блаженство в раю, а неверным и отклонившимся от принципов вероучения – мучения в аду.

Вера в божественное предопределение. Это один из важнейших догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию Бога.

Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, в воскресение из мертвых в день Страшного суда.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Islam

ИСЛАМ

В свое время знаменитый российский востоковед-арабист, директор Эрмитажа Пиотровский написал вызвавшую сильную дискуссию статью под весьма характерным названием – «Искаженный образ ислама как характерная черта Западной цивилизации» (напомним, что Россию в мусульманском мире обычно тоже относят к Западу). Разбирая материал данной лекции, обратите внимание на то, насколько искаженными оказались Ваши представления об исламе до этого.

Несколько первоначальных вопросов. Что такое гарем? Что такое калым?

1. История возникновения ислама. Пророк Мухаммед.

2. Основы вероучения ислама. Основные течения в исламе.

3. Основные этапы истории исламского мира в середине VII-ХХI вв.

4. Ислам в России: история и современность

I. Ислам – от арабского «покорность», возник в VII в. в Аравии.

Основатель религии – пророк Мухаммед (570-632 гг.), из рода хашимитов племени курейшитов. Жил в городе Мекка. Был из знатного, но обедневшего рода. В молодости был погонщиком верблюдов. Удачно водил караваны. В 25 лет женился на богатой вдове Хадидже, после этого у него появился досуг – стал размышлять о Боге. В 40 лет появились видения, речения – потом были собраны в сакральной книге Коран.

В 40 лет начал проповедовать, проповедь была встречена мекканцами «сочувственно» — жители предложили собрать деньги на лечение, посчитав его сумасшедшим. Мухаммед находится под покровительством главы рода жены Абу Талиба, сын Абу Талиба Али сочувственно относится к учению Мухаммеда.

620 г. – умирает Хадиджа, в том же году умирает Абу Талиб, над Мухаммедом сгущаются тучи – он теряет покровителей.

622 г. – переселяется в Ясриб – первый город, который признал пророка. Ясриб сразу после этого переименовывается в Медину. Жители Медины призывают Мухаммеда в качестве правителя-арбитра.

«Великая хиджра» («переселение») из Мекки в Медину – родину матери Мухаммеда, с этой даты ведется отчет мусульманского лунного календаря. В Медине Мухаммед основывает умму – мусульманскую общину, постепенно она подчиняет своей власти всех жителей оазиса (здесь жили язычники. Христиане. иудеи).

623-630 гг. – война Медины и Мекки, Мухаммед побеждает, въезжает в Мекку, проводит очищение языческого капища Каабы, выкидывает все идолы, оставляет только черный камень Каабы – единственный зримый знак Аллаха в исламе. Мусульмане верят, что этот камень принес архангел Джебрил (Гавриил) Ибрахиму (Аврааму).

632 г. – смерть Мухаммеда.

Какая реликвия, связанная с пророком Мухаммедом, хранится в Тюменском областном краеведческом музее?

II. Основы вероучения ислама. Основные течения в исламе.

Коран – «чтение вслух, назидание» — состоит из 114 глав – сур. Суры делятся на аяты – рифмованные фрагменты. В исламе считается, что Коран — слово Аллаха, Мухаммед – только передатчик текста. Первоначально Коран хранился в устном виде, существовали хранители Корана, люди с хорошей памятью — хафизы. Позже он был записан.

Сунна – вторая сакральная книга мусульман-суннитов – пояснения к Корану (IХ в.). У шиитов есть свой аналог Сунны.

Шариат («праведный путь») – комплекс нормативных предписаний, регламентирует поведение мусульманина и его мысли. За воровство – штраф (в случае рецидива или воровства в крупных размерах – отрубание конечностей), за употребление алкоголя – палочные наказания, за прелюбодеяния – забивание камнями. Женщина, согласно нормам шариата, должна носить паранжу или хиджаб (в южных мусульманских странах – с 7-13 лет).

Важно усвоить, что шариат в исламе обычно не трактовался как уголовный кодекс прямого действия, предполагалось, что он дает идеальные образцы, на основе которых мусульманские правоведы составляют нормы мусульманского права – фикх.

Что носят в качестве головного убора мужчины Аравии? Как Вы думаете, почему?

Существовала ли паранжа у кочевых мусульманских народов?

Какая позорная мера наказания для воров вместо отрубания конечностей существовала в средневековой Турции?

Какая норма поведения заменяла ношение паранжы у девушек-таджичек?

Какая мера наказания за прелюбодеяния существовала в кодексе Хаммурапи, у древних евреев?

Какая мера наказания за прелюбодеяние, заменяющая побивание камнями, существует до сих пор в ряде традиционных мусульманских стран?

Основные догматы ислама:

1. Вера в Аллаха – («Ал (Эл)» — корневая основа слова «Бог» у всех семитских народов, вспомните имя Бога Эллохим в Ветхом Завете). Аллах, по исламскому вероучению, один и в одном лице, подчеркивается, что у Аллаха нет ни сыновей, ни дочерей, ни соправителей. Любовь – одно из 99 чудных имен Аллаха (то только одно из 99). В гораздо большей степени в понимании Аллаха в исламе акцент ставится на его справедливости. Аллах почти полностью трансцендентен. Человек не в состоянии постичь его величия, можно только быть ему верным и покорным. Согласно мусульманскому вероучению, в раю мусульмане будут видеть Аллаха «как луну в туманную ночь».

В простонародном исламе есть предание о том, что сотое, скрытое имя Аллах не открыл даже Мухаммеду, но якобы открыл одному из животных, поэтому у него такой гордый надменный вид. О каком животном идет речь?

2. Вера в демонов и ангелов. Ангелы в исламе сотворены из света, они всегда верны Аллаху, исполняют его волю. Приносят Аллаху свидетельства о добрых делах человека. Кроме ангелов, есть еще один вид существ – джины, они сотворены из огня. Часть их (шайтаны) во главе с Иблисом (аналог Сатаны) отказались поклониться человеку. Они склоняют человека ко злу. Ислам также говорит о том, что часть джинов остались верны Аллаху, но человеку с ними все равно лучше не общаться, они живут в развалинах, туалетах и т.д.

Какая знаменитая арабская сказка повествует о загадочном джине, живущем в лампе?

3. Вера в святость Корана. Он считается несотворенным словом Аллаха.

4. Вера в пророков – в исламе десятки тысяч пророков, но выделяются шесть главных: Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус Христос), Мухаммед.

На основе этого догмата выводится священная формула ислама: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед его пророк».

5. Вера в рай и ад: рай – место вечного блаженства, текут реки из молока и чудесного вина, от которого нельзя опьянеть, желания праведников выполняют прекрасные гурии, ад – грешники горят в огне, Аллах сам насылает на них мучения (70000 раз в день наращивает кожу, чтобы она снова полопалась в огне, выращивает болящий зуб до размеров горы Оход и т.д.). Одно из преданий говорит о том, что когда праведникам надоест развлекаться вином и гуриями, наступает черед «истинного наслаждения» — посмотреть в окошечко, в котором всегда видно, как в аду мучается твой главный враг.

Как большинство мусульманских богословов объясняет – кто такие гурии?

6. Вера в божественное предопределение судьбы человека – каждый шаг человека уже вписан в Книгу вечности, изменить ничего нельзя, в этом видится признак всемогущества Аллаха.

Основные обязанности в исламе (столпы веры):

Основные обязанности в исламе не случайно называются столпами веры – ислам уделяет приоритетное внимание прежде всего не правильности толкования догматов, а правильности и систематичности соблюдения религиозных обрядовых действий.

1. Исповедание веры (шахада) – устное произнесение священной формулы ислама

2. Молитва (салят, намаз) – перед началом молитвы – омовение, встать в сторону Мекки, полный поклон. Пять обязательных молитв: перед восходом солнца, в полдень, перед заходом, между заходом солнца и сумерками, между сумерками и ночью. Во время молитвы нужно встать лицом в сторону Мекки. В пятницу – особо торжественные молитвы. Простейшая молитва в исламе состоит всего из двух слов. Сейчас во многих городах (в т.ч. и в Сургуте) мусульмане через мечеть могут заказать специальную услугу – сигнал к молитве на сотовый телефон.

Почему некоторые комментаторы второй столп веры в исламе предпочитают называть не молитвой, а прославлением имени Бога

3. Пост (ураза) – в месяц Рамадан, 30 дней нельзя ни есть, ни пить (до захода солнца), нельзя вести супружескую жизнь, употреблять духи, принимать ванну, думать о грешных наслаждениях. От поста освобождаются больные, дети, беременные и т.д.

Как в южных мусульманских странах по традиции определяют, что день поста закончился и наступила ночь? Как обычно вынужденно постятся мусульмане Сургута?

Что такое пост Дауда?

4. Милостыня (закят) – раз в год мусульманин обязан отдать 1/40 часть своего имущества на помощь нуждающимся. В средневековую эпоху закят собирался как налог

5. Паломничество в Мекку (хадж) – мусульманин должен совершить хадж хотя бы раз в жизни, если позволяет здоровье и есть честно заработанные деньги для этого. Кульминация хаджа – семикратное обхождение Каабы, совершается также обряд побивания камнями столба Шайтана.

Что почти каждый год совершается во время обряда побивания камнями столба Шайтана? Как к этому относятся мусульмане?

6. Священная война (джихад) – выделяется «джихад сердца» — борьба с шайтаном в своей душе, джихад с оружием в руках объявляется высшим мусульманским духовенством только в том случае, если есть прямая угроза исламу, во время джихада категорически запрещено убивать мирных жителей (убийство хотя бы одного мирного жителя приравнивается к убийству целого мира).

В чем отличия в толковании джихада в нормальном исламе и в среде т.наз. «исламских фундаменталистов»?

Как поступило высшее мусульманское духовенство Чечни с Шамилем Басаевым за самоличное объявление им джихада?

Установления, не вошедшие в число основных – обрезание, запрет употреблять свинину, не пить вина, благословление брака муллой (разрешено многоженство, мужчина может иметь до 4 жен, если в состоянии их содержать), развод, инициатором которого может стать как мужчина, так и женщина (дети остаются с матерью). Нарушение этих установлений считается меньшим грехом, нежели нарушение столпов веры.

Почему в традиционных мусульманских странах замужние женщины часто ходят предельно обвешанные драгоценностями?

Отношение к «людям писания» («людям Книги») в исламе (христиане, иудеи, иногда к ним еще добавляют зороастрийцев): в исламе считается, что они исказили послание Аллаха – Библия и Танах считаются «поврежденными текстами» — согласно мусульманскому вероучению, всем пророкам возвещалось исламское вероучение, но оно искажалось, но преследовать «людей писания» за это нельзя, в исламе считается, что это тоже промысел Аллаха («если бы Аллах захотел, он бы сделал нас людьми одной веры, но он сделал нас людьми трех вер, чтобы мы соревновались в делании добрых дел», «никакого принуждения в религии» Мухаммед). Десять заповедей Моисеевых в исламе почитаются как же как и в иудаизме, и в христианстве, Пропаганда именно этих заповедей вызвала сильные протесты среди мекканцев-язычников – для них традиционной доблестью было грабить и убивать жителей соседних племен и просить на это благословления языческих богов.

По отношению к данным религиям ислам достаточно толерантен. А все остальные религии с точки зрения ислама вообще не должны существовать – их представителей нужно или обратить в ислам или уничтожить (отношение к атеистам, конечно же, точно такое же).

По отношению к отступникам от веры в Аллаха ислам также бескомпоромисен – отступники от ислама по законам шариата должны быть казнены. Правда, в реальности такая норма соблюдалась далеко не всегда (хотя в Османской империи, например, отступников от ислама казнили вплоть до середины ХIХ в.).

В каких мусульманских странах до сих пор сохраняется смертная казнь для отступников от ислама?

Основные течения (конфессии) в исламе:

Суннизм – большинство в исламе, признают Сунну, законными наследниками Мухаммеда считают первых четырех праведных имамов (Абу Бекр, Омар, Осман, Али Абу Талиб), выбранных из рода хашимитов общиной-уммой. Суннитское богословие – в целом более строгое и рационалистическое. Политическая традиция суннизма связана с такой формой правления, как теократический халифат. Власть халифа мыслилась как очень сильная — он стал пониматься как «тень Аллаха на земле» (хотя в Х-начале ХVI вв. он был номинальным религиозным правителем).

Шиизм – («шииты» — «присоединившиеся»), законным наследником Мухаммеда считают его зятя Али, так как он ближайший наследник по кровно-родственному принципу. Вместо Сунны они создали Ахбары (Хабары). Шиизм в целом более плюралистичен. В шиитском мире можно выбирать себе толкователя учения – аятоллу, аятоллы часто высказывают противоречащие друг другу положения. Правители в шиизме считаются заместителями 12 скрытого имама Махди (Х в. – выехал на осле из Багдада и пропал, шииты верят, что Аллах забрал его на небо, он смотрит оттуда за поведением людей, вернется в День страшного суда). В шиизме допускается временный брак (его продолжительность – от 1 часа). Аналог Сунны в шиизме – Ахбары. К 116 сурам Корана шииты добавили апокрифическую суру-обращение Аллаха к Мухаммеду: «если бы не ты, я не создал бы Небес, но если бы не Али, я не создал бы Тебя»

Шииты преобладают в Иране, Ираке, Йемене, Азербайджане, все остальные мусульманские страны – суннитские. В целом в мире около 70% мусульман – сунниты. Около 20% — шииты, остальные 10% секты (исмаилиты, хариджиты, алавиты и т.д.)

Суфизм – аналог монашества в исламе, суфии (дервиши) есть и в суннизме, и в шиизме. Цель суфизма – мистическое постижение Аллаха, много внимание уделяется экстатическому состоянию, любви, суфии должны были все время путешествовать, а не жить в постоянных обителях, суфизм всегда подпитывал исламскую любовную поэзию.

Какая женщина считается основоположницей суфийской традиции в исламе?

В ХIV в. вся Средняя Азия повторяла красивые строки мусульманского поэта-суфия Хафиза:

Когда прекрасная турчанка

Ведет любовную игру –

Отдам за родинку любимой

И Самарканд, и Бухару.

Но однажды знаменитый правитель Тамерлан (Тимур), взяв наконец после долгой осады Самарканд, повелел схватить Хафиза и привести к нему. Когда стража доставила поэта, одетого в дырявый халат, правитель грозно сказал: «Я потерял половину своих воинов, чтобы взять город. А ты готов отдать его за родинку какой-то девки!?». Однако находчивый поэт ответил так, что Тимур сменил гнев на милость, рассмеялся и отпустил его домой с подарком. Что ответил Хафиз?

Какой крупнейший российский поэт и писатель признается, что источником вдохновения его творчества является суфийская традиция?

Важную роль в понимании исламского вероучения играют различные толки – мазхабы.

III. Основные этапы истории исламского мира в середине VII-ХХI вв. Завоевательные походы мусульман предпринимались еще при жизни Мухаммеда, но при нем особых успехов не было, мусульманская армия не выходила за границы Аравийского полуострова (629 г. – битва на южных границах Византии, к югу от Мертвого моря, мусульмане были отброшены арабами-христианами).

В это время Византия ведет затяжную войну с Персидской империей, отбивает назад Крест Господень. Мусульман всерьез не воспринимают.

632-634 гг. – после смерти Мухаммеда халифом избран его сподвижник и родственник, престарелый Абу-Бекр, при нем выдвигается талантливый военначальник Халид-аль-Валид. Успехам мусульман способствовала этническая близость арабов Ближнего Востока, националистическая политика Византии (насаждали греческий язык). Война с Персией обескоровила Византию. Император Ираклий в 632-34 гг. с огромным трудом отбивает натиск мусульман (в последний раз). Далее наступает конец тысячелетней эры доминирования европейской (греко-эллинской) культуры на Ближнем Востоке и в Египте (от Александра Македонского до халифата). 634 г. – смерть Абу-Бекра.

634-644 гг. – халиф Омар – очень властный, при нем мусульмане захватывают Дамаск и Иерусалим. Многие города сдаются почти без боя. Далее так же легко пали Египет (639-42 гг.) и Персия (642 г). Под контролем халифата оказались очень многолюдные территории. Арабы ненавидели греков-угнетателей, монофизиты мстили за гонения Византии (в Египете незадолго до этого византийцы заподозрили коптов в измене, проводились жестокие репрессии, многим отрубали руки). В первое время существования халифата соблюдалась твердая веротерпимость, это усиливало симпатии местного населения к мусульманам. 644 г. – Омар был убит персидским рабом.

644-656 гг. – халиф Осман – престарелый, жесткий правитель. Недовольные им группируются вокруг зятя Мухаммеда Али. При нем была завершена кодификация Корана, был составлен канонический письменный вариант Корана. Убит недовольными мусульманами.

Где на территории СНГ хранятся окровавленные листы «Корана Османа»?

656 г. – халиф Али Абу Талиб – зять Мухаммеда, муж Фатимы. В суннитской традиции на нем заканчивается эпоха четырех праведных имамов (шииты первых трех халифов считают неправедными). В это время халифат уже раздирают многочисленные противоречия: между разбогатевшей верхушкой и рядовыми кочевниками, клановые противоречия (клан Омейядов был самым влиятельным в Аравии в доисламскую эпоху, он санкционировал принятие ислама, чтобы получить контроль над всей объединенной территорией и теперь старался окончательно прибрать власть к своим рукам, Омейяды уже заняли к этому времени ключевые позиции в армии и торговой сфере, они оттесняют на второй план оставшихся сподвижников Мухаммеда – Омейяды были курейшитами, но не принадлежали к роду хашимитов), шла также традиционная вражда северных и южных аравийских племенных союзов – кайситов и калбитов.

Кроме того, уже вызревает религиозный раскол на суннитов и шиитов. Догматических разногласий между ними не было, спор идет о преемниках Мухаммеда, о механизме передачи власти: сунниты – за выборность имамов уммой (из представителей рода хашимитов), шииты – по наследству.

При правлении Али идет гражданская война. Выдвигаются целых 4 претендента на власть, все ссылаются на Коран, их поддерживают определенные кланы.

656 г. – «верблюжье» сражение войск Али против Тальха и Ибн ад-Зубейра. На сторону противников Али перешла бывшая любимая жена Мухаммеда Айша, она вдохновляла их с Верблюжьей горы. Оба претендента были убиты в данной битве, Айша взята в почетный плен, потом отпущена.

657 г. – битва на р.Евфрат между Али и главой рода Омейядов Муавией – длится двое суток, побеждал Али, но в этот момент воины Муавии одели на копья листы Корана, войско Али остановилось, стали раздаваться голоса о необходимости решать вопрос о власти мирно, через третейский суд. Али склонился к этому. В его лагере происходит раскол – воинственная группа непримиримых (12 тыс. чел.) посчитала его предателем и покинула лагерь, так появились хариджиты – позже они заявляют о том, что халифом может быть любой мусульманин, даже негр, в настоящее время одна из их модификаций преобладает в Омане. Третейский суд ничего не решил. 661 г. – хариджит убивает Али. Власть захватывает Муавия, наступает эпоха халифата Омейядов (661-750 гг.). Территория халифата раскинулась от Испании до Средней Азии. Исламский мир переживает невиданный расцвет науки, культуры и искусства. Арабские философы переводят Аристотеля, мощное развитие математики (алгебра – арабское слово), медицины, механики, впоследствии историки будут находить среди документов эпохи халифата даже проекты летательных аппаратов. Самым знаменитым центром образования становится университет аль-Азхар в Египте.

Какие религиозные потребности привели к мощному развитию астрономии и географии в мусульманском мире?

Омейяды поддерживают суннитов. Сыновья Али Хасан и Хусейн пытаются продолжить борьбу, постоянно поднимают восстания, но они были мизерными.

680 г. – гибель Хусейна у г.Кербелла – его крохотное войско было разбито, его в очередной раз должны были взять в почетный лен, но видимо по недосмотру убили. В память об этом событии у шиитов отмечается пост мученика Хусейна шахсей-вахсей – происходит самобичевание.

Омейяды переносят столицу халифата в Дамаск. Многие Омейяды проявили себя как крайне неблагочестивые мусульмане (в 683 г. во время междоусобицы Омейяды бомбардируют Каабу из баллистических орудий, после чего поджигают культовый комплекс, в результате черный камень треснул и раскололся на 4 части, халиф Валид (734-44) якобы даже использовал Коран в виде мишени).

750 г. – Омейяды свергнуты, утверждается династия Аббасидов (750-1258), но халифат существует уже только формально, реально – феодальная раздробленность. Аббасиды переносят столицу в Багдад. Захватывают власть, опираясь на шиитов, но последние надеялись на возрождение династии Али, потом решили, что их обманули. После этого шииты стали врагами Аббасидов, сунниты наоборот признали их власть. С середины Х в. персидские правители лишают халифов-аббасидов светской власти, халифы остаются только духовными вождями мусульманского (суннитского) мира.

Середина ХIII в. – окончательны распад халифата, потомки Аббасидов сохраняют духовную власть только в мамлюкском Египте.

1517 г. – турецкий султан вывозит халифа из Египта в Турцию, после его смерти присваивает титул себе. 1517-1924 гг. – титулом халифа владеют турецкие султаны.

В главный центр шиитского мира в эпоху Средневековья оформляется Персидская империя.

ХVIII в. – в Аравии возникает ваххабизм – радикальный вариант ислама, поклонение Каабе они считают остатками язычества, угрожают уничтожить Черный камень, толкование шариата как норм прямого действия, джихад как война против всех немусульман. Позднее ваххабизм стал менее радикальным, но все равно идет спор – что такое современный ваххабизм? Многие полагают, что это ересь. В ХХ в. он утверждается в качестве государственной идеологии в Саудовской Аравии, сейчас это государство обладает триллионами нефтедолларов, старается насадить ваххабистское толкование ислама повсюду (ваххабизм в Чечне)

Конец ХIХ в. – процесс модернизации ислама, египетский богослов Джемаль-ад-дин аль-Афгани и его соратник муфтий Мухаммад Абдо создают концепцию панисламизма – стремление к единству под эгидой халифа всех мусульманских стран, очищение ислама от поздних наслоений, перенесение центра тяжести из политико-экономической сферы в религиозную сферу (борьба с колонизаторами вредна, у них нужно учиться технологиям и культуре). Султан Абдул-Хамид II сделал панисламизм официальной доктриной империи.

Абдо по-новому интерпретировал многие исламские идеи: написал фетву-разрешение носить европейский костюм, доказывал, что запрет на взимание ростовщического процента не относится к банкам, джины – микроорганизмы, запрет на человеческие изображения действовал только в эпоху борьбы с язычеством, когда была угроза поклонения идолам, сейчас он уже не актуален, обязанность каждого мусульманина – изучать две священные книги, данные Аллахом – Коран и природу и т.д.

1921 г. – Мустафа Кемаль Ататюрк свергает султана, вводит в Турции республику.

1924 г. – бывший султан лишается титула халифа. В суннитском мире возникает проблема религиозного лидера. Она не решена до сих пор.

1924 г. – шериф Мекки Хусейн провозгласил себя халифом, Англия заставила его отказаться.

1924 г. — лидер ваххабитов ибн-Сауд подвел войска к Мекке, готовится провозгласить себя халифом. Англия заставила его отступить.

1926 г. – Англия санкционирует созыв Всемирного халифатского конгресса. Планировалось провозгласить на нем халифом египетского короля Фуада, но мусульманские лидеры объявили бойкот.

Почему англичане хотели провозгласить халифом египетского короля?

20-70-е гг. – в мусульманском мире идет волна секуляризации. Пример для подражания – кемалийские реформы в Турции: запрещено ношение паранжи, отделение ислама от школ, секуляризация вакфов, светский брак, переход на латинский алфавит (в результате молодое поколение оказалось полностью оторванным от всего письменного наследия прошлого) и т.д. Такие же реформы идут в это время в Иране при Реза-шахе Пехлеви.

С 70-х гг. в исламском мире идет волна клерикализации – началось с Исламской революции в Иране 1978-79 гг. под руководством аятоллы Хомейни. Закон об обязательности ношения паранжи. Галстук объявлен «порождением шайтана». Над всеми органами власти в Иране поставлен факих – духовный лидер, он может отменить любой закон, противоречащий нормам ислама. Многие аятоллы обвиняли Хомейни в ереси. Особенное возмущение вызвали «ключики Хомейни» — во время ирано-иракской войны 1980-88 гг. Хомейни лично вручал 14-15 летним подросткам пластмассовые ключики, получив которые, они должны были идти впереди иранских войск и своими телами разминировать минные поля – Хомейни заявлял, что это «ключики от мусульманского рая». Но противники Хомейни часто исчезали или загадочно умирали.

8 марта 1979 г. – Международный женский день, Хомейни издает закон об обязательности ношения паранжи. 10-тыс. женщин вышли на демонстрацию протеста с открытыми лицами, в ярком макияже, Хомейни бросает против них 10-тыс. мужчин, вооруженных банками с серной кислотой, они плескали кислоту в лица женщин, после чего насиловали их (по мусульманским канонам, изнасилованная женщина не попадает в рай).

С какой реликвии, связанной с аятоллой Хомейни, уже четверть века (с момента смерти Хомейни в 1989 г.) никто в Иране не смеет стереть пыль?

После иранской революции по всему исламскому миру прокатилась волна исламского фундаментализма (Судан, Алжир, движение талибов в Афганистане, попытка исламской революции в Таджикистане в 1993 г., закончившаяся гибелью 100 тыс. чел., события 11 сентября 2001 г. в США и т.д.). Фундаменталисты трактуют джихад как войну без всяких ограничений (допустимы терракты, смертники, убийства мирных жителей). Большинство крупнейших исламских богословов квалифицируют исламский фундаментализм как ересь, проклинают террористов и смертников, как людей, идущих, согласно нормальному исламскому вероучению, прямиком в ад, однако многие представители исламской молодежи их не слушают. Получается, что искаженный образ ислама становится характерной чертой того мира, который на протяжении многих веков был исламским.

Однако далеко не все исламистские силы являются фундаменталистскими. Например, в Турции большинство в парламенте имеют умеренные исламисты. Усилившие свое влияние в Египте «Братья мусульмане» — также умеренные исламисты. Ваххабизм, как считают многие специалисты, — это одна из разновидностей исламского фундаментализма.

Вспомните, откуда в науку пришел термин «фундаментализм»? С каким типом фундаментализма мы сталкивались при изучении Новой истории?

Какой образ мусульманина рисуется в фильме Бондарчука-мл. «Девятая рота»?

Почему после захвата террористами в заложники зрителей «Норд-Оста» многие мусульмане шли записываться добровольцами в отряд спецназа, готовившегося к силовой операции против боевиков?

Как поступали с террористами, захватившими несколько лет назад в Нальчике в заложники детей, местные жители-мусульмане?

Как Вы думаете, почему известный российский политик Р.Абдулатипов публично выступил против того, чтобы в российских СМИ пояса террористов-смертников назывались «поясами шахидов»?

Крупнейшие мусульманские страны – Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Марокко, Тунис, Турция, Алжир, Ливия, Египет, Афганистан, Азербайджан, Албания, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан. Первые пять стран – самые крупные по населению мусульманские страны мира.

Основные догматы и ритуалы ислама

В исламе выделяется пять основных догматов – усуль ад-дин («основы веры»).

Первый – единобожие (араб. таухид). В исламе таухид обозначает признание единственности Аллаха и категорическое отрицание многобожия, что нашло отражение в формуле «нет Бога, кроме Аллаха». Аллах является единственным творцом всего сущего, всемогущим и всеведущим.

Второй догмат – вера в божественную справедливость, в правосудие Аллаха, воздающего в равной мере, как за добрые деяния так и за предосудительные.

Третий – признание пророческой миссии Мухаммеда и пророков, живших до него. Проповедовавшие веру в единого Бога пророки, в соответствии с мусульманской традицией, предсказывали появление Мухаммеда. Мухаммед считается последним в цепи пророков, которые проповедовали человечеству. В мусульманской догматике концепция пророчества занимает крайне важное место. Мухаммед считается обыкновенным человеком и не может стать объектом обожествления. В то же время пророки, посланные Богом для проповеди священного писания, относятся к категории избранных, приближенных к Богу людей. Ислам признает полную непогрешимость Мухаммеда как посланника Божьего.

Четвертый догмат – вера в воскресение, Судный день и потусторонний мир. Воскресение умерших и суд Аллаха над людьми, которым уготован рай или ад, были одной из главных тем проповедей Мухаммеда, изложенных в Коране. Они также стали предметом детальной проработки в мусульманском предании.

Пятый догмат связан с учением об имамате – халифате (доктрине власти в исламе). При всей незыблемости догматов ислама их интерпретация менялась с течением времени и являлась предметом бурной полемики.

На раннем этапе существования мусульманской общины сложились представления о пяти «столпах» мусульманского вероучения (араб. аркан ад-дин), из которых четыре содержат обрядовые и моральные предписания.

Первое предписание ислама, объединяющее два основополагающих догмата ислама, получило название шахада («свидетельство») – исповедание веры. Оно выражается в формуле «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха». Человек, произносящий эту молитвенную формулу, подтверждает свою приверженность едино- божию и признает пророческую миссию Мухаммеда. Хотя этот «столп» относится к догматике, для рядового мусульманина важно не только исповедание исламского «символа веры», но и беспрекословное следование этому принципу в повседневной жизни.

Второе предписание ислама – мусульманская каноническая молитва (араб. салат). Число и порядок молитв в Коране четко нс зафиксированы, но были детально регламентированы в Сунне. Ежедневный молитвенный цикл включает пять обязательных молитв (на рассвете, по полудню, в предвечернее время, на закате, с наступлением ночи). Молитву можно совершать в любом приемлемом для этого месте, которое должно быть чистым. Перед каждой молитвой необходимо совершать ритуальное омовение. В пятницу проходят коллективные молитвы в мечетях, сопровождающиеся проповедью.

Третье предписание ислама – соблюдение поста (араб. саум) в месяц рамадан по мусульманскому лунному календарю. С рассвета и до наступления темного времени суток постящиеся воздерживаются от еды, питья, курения, соблюдения супружеских обязанностей и т.д. Освобождение от поста получают беременные и кормящие женщины, дети, больные, престарелые, а также те, кто не могут его соблюдать по объективным причинам (те, кто находится в пути, те, кто участвует в военных действиях, и т.д.). Верующие, временно освобожденные от поста или нарушившие его по каким-либо причинам, должны восполнить пропущенное в другое время. Помимо обязательного поста, приуроченного к рамадану, мусульмане могут соблюдать дополнительные посты в индивидуальном порядке.

Четвертое предписание ислама – обязательный коранический налог в пользу нуждающихся (араб. закят). Размеры закята регламентированы мусульманским правом. Мусульманские теологи интерпретируют уплату закята как «очищение» от греховности богатства, с которого он взимается. В исламе также существует садака – добровольная милостыня в пользу неимущих и нуждающихся.

Пятое предписание ислама – паломничество в Мекку (араб. хадж). Согласно мусульманскому преданию, основные обряды хаджа были определены Мухаммедом во время его последнего «прощального» паломничества в 632 г. Они воспроизводят деяния общего предка арабов и евреев Ибрахима (Авраама), считающегося восстановителем Каабы и учредителем хаджа, а также эпизоды жизни его семейства в Мекке.

Хадж совершается в месяц зу-ль-хиджжа. Ему предшествуют очистительные обряды (омовение, обрезание волос, ногтей) и облачение в ихрам – специальное одеяние, состоящее из двух кусков белой материи, один из которых оборачивается вокруг бедер, а другой набрасывается на плечи. В первый день хаджа совершается «малое паломничество» – умра, включающая поклонение черному камню и семикратный обход Каабы. Паломники пьют воду из священного источника Земзем, семикратно пробегают между холмами ас-Сафа и аль-Марва. На следующий день они направляются в долину Арафат. На третий день, в полдень, после ночевки под открытым небом начитается центральный обряд хаджа – стояние у горы Арафат, продолжающееся до захода солнца. В это время паломники слушают проповедь, молятся. Затем бегом все устремляются в долину Муздалифа, где слушают вечернюю и ночную молитвы. Наутро паломники направляются в долину Мина, где бросают камешки в «столбы дьявола», символизирующие нечистую силу. Затем следует жертвоприношение животных, после чего верующие возвращаются в Мекку, где завершают паломничество.

Хотя обязательные обряды хаджа не предписывают посещение Медины, где находится могила пророка Мухаммеда, паломники предпочитают побывать там и поклониться святым местам этого города. Мусульманин, совершивший обряд хаджа, получает почетное звание хаджи. Каждый мусульманин должен, если он может, раз в жизни совершить хадж. Если он не способен это сделать, то может послать вместо себя заместителя. Хаджу принадлежит важная политико-идеологическая роль в мусульманском мире. Мусульмане могут совершать малое паломничество в святые места Мекки – умру – в любое время года, не совпадающее с хаджем, как акт личного благочестия.

Важная роль в жизни мусульман принадлежит религиозным праздникам. Нормативный ислам узаконил два праздника.

Первый – великий праздник жертвоприношения (араб. ид аль-адха; тюрк. курбет байрам). Являясь неотъемлемой частью мусульманского паломничества в Мекку, он отмечается на десятый день зу-ль-хиджжа, двенадцатого месяца лунного календаря, в последний день хаджа и продолжается 3–4 дня. Жертвоприношения животных совершаются в память о том, как Ибрахим был готов принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. Наряду с паломниками, находящимися в Мекке, этот обряд совершают верующие по всему мусульманскому миру. Празднество сопровождается специальной ритуальной молитвой и праздничной трапезой.

Второй «канонический» праздник мусульман (араб. ид аль-фитр, аль-ид ас-сагир; тюрк, ураза байрам, рамадан бай- рам) посвящен завершению мусульманского поста в месяц рамадан. Начинается он в первый день следующего после рамадана месяца шавваля. Празднество включает посещение могил родственников, обильную торжественную трапезу, раздачу милостыни и подарков.

Сущность мусульманских праздников может быть понята и объяснена только на основе шариата. Главные мусульманские праздники – ид аль-адха и ид аль-фитр – не существуют сами по себе, а составляют неотделимую часть мусульманских обрядов паломничества и поста. К числу мусульманских праздников принадлежит также пятница – день общественной молитвы (араб. йаум аль-джума). В этот день в мечетях проходят массовые молитвенные собрания.

К числу широко отмечаемых в мире ислама неканонических праздников относится маулид ан-наби – праздник рождения пророка Мухаммеда, который отмечается 12-го числа месяца раби аль-аввал. Поскольку точная дата рождения Мухаммеда неизвестна, праздник приурочивается ко дню его кончины. По случаю маулида читаются проповеди в мечетях, совершается коллективная молитва в честь Пророка, раздается милостыня.

Еще популярный праздник – аль-исра ва-ль-мирадж (ночное путешествие и вознесение) знаменует чудесное путешествие Мухаммеда в Иерусалим и его вознесение к небесному престолу Аллаха. По традиции, он отмечается 27-го раджаба. Во время праздника ночь 27-го раджаба проводится в бдении, чтении Корана и молитвах.

К числу массовых праздников шиитов, которые они отмечают помимо общемусульманских, относится день поминания шиитского имама и внука пророка Мухаммеда – Хусейна (ашура). Он приходится на 10-с число месяца мухаррама. В течение десяти дней этого месяца устраиваются мистерии, инсценирующие историю трагической гибели Хусейна. На десятый день происходит торжественное траурное шествие – оплакивание Хусейна.

Мусульманские праздники, памятные дни и обряды отмечаются по лунному календарю, а так как лунный год на 11 суток короче солнечного, то все даты ежегодно смешаются.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *