7 отроков эфесских


Молитвы, читаемые при нарушении сна у младенцев

Тропарь, глас 8-й

Благоче́стия пропове́дники и Воскресе́ния уме́рших изобрази́тели,/ Це́ркви столпы́ седмочи́сленныя,/ о́троки всеблаже́нныя пе́сньми восхва́лим:/ ти́и бо по мно́гих ле́тех нетле́ния, а́ки от сна воста́вше,// всем возвести́ша я́ве ме́ртвых воста́ние.

Перевод: Благочестия проповедников, образ Воскресения умерших собой представивших, семь столпов Церкви, отроков всеблаженных в молитвенных песнопениях прославим, ибо они после многих лет нетления, как ото сна восстав, всем возвестили ясно воскресение мертвых.

Кондак, глас 4-й*

Просла́вивый на земли́ святы́я Твоя́/ пре́жде втора́го и стра́шнаго прише́ствия Твоего́, Христе́,/ пресла́вным воста́нием отроко́в/ показа́л еси́ Воскресе́ние неве́дящим е́,/ нетле́нна одея́ния и телеса́ яви́в,/ и царя́ уве́рил еси́ вопи́ти:// вои́стинну есть ме́ртвых воста́ние.

Перевод: Прославивший на земле святых Твоих прежде Второго и страшного Пришествия Твоего, Христос, невероятным воскресением отроков показал Воскресение не знающим о нем, явив нетленные одежды и тела, и царя укрепил в вере, взывать: «Истинно есть воскресение мертвых!»

Молитва*

О, пречу́днии святи́и седмичи́сленнии о́троцы, Ефе́са гра́да похвало́ и всея́ вселе́нныя упова́ние! Воззри́те с высоты́ Небе́сныя сла́вы на ны, любо́вию па́мять ва́шу чту́щия, наипа́че же на младе́нцы христиа́нския, ва́шему заступле́нию от роди́телей свои́х препоруче́нныя. Низведи́те на ня благослове́ние Христа́ Бо́га, ре́кшаго: оста́вите дете́й приходи́ти ко Мне. Боля́щия у́бо от них исцели́те, скорбя́щия уте́шите, сердца́ их в чистоте́ соблюди́те, кро́тостию испо́лните я́ и в земли́ серде́ц их зерно́ испове́дания Бо́жия насади́те и укрепи́те, во е́же от си́лы в си́лу им возраста́ти. И всех нас, святе́й ико́не ва́шей предстоя́щих, мо́щи же ва́ша с ве́рою лобыза́ющих и те́пле вам моля́щихся, сподо́бите Ца́рствие Небе́сное улучи́ти и немо́лчными гла́сы ра́дования та́мо прославля́ти великоле́пое И́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Минея. 4-е августа.

См. также: Акафист святым семи отрокам Ефесским.

Для использования в других целях, см Деций (значения) .

Гай Мессий Квинт Деций Валерин (до 249 г.)

Император Цезарь Гай Мессий Квинт Траян Деций Август

Деций
Бюст Деция
Римский император
Царствовать 249 сентября — 251 июня
Предшественник Филипп араб
Преемник Требониан Галл и Гостилиан
Соправитель Геренний Этруск (251)
Родился c. 201
Будалия ( Мартинчи , Сербия )
Умер 251 июнь (50 лет)
Абриттус ( Разград , Болгария )
Супруга Эрения Этрусцилла
Проблема Геренний Этрус и Гостилиан
ФИО Королевское имя

Выдающийся политический деятель времен правления Филиппа Араба , Деций был провозглашен императором своими войсками после подавления восстания в Мезии . В 249 году он победил и убил Филиппа недалеко от Вероны и впоследствии был признан императором Сенатом. Во время своего правления он попытался укрепить римское государство и его религию, что привело к преследованию децианцев , в ходе которого были казнены многие видные христиане (включая папу Фабиана ).

В последний год своего правления Деций вместе со своим сыном Гереннием Этруском правил , пока они оба не были убиты готами в битве при Абрите .

Ранняя жизнь и приход к власти

Антониниан Траяна Деция. Надпись: IMP. CMQ TRAIANVS DECIVS AVG.

Деций, родившийся в Будалии , недалеко от Сирмиума в Нижней Паннонии (ныне Мартинчи и Сремска Митровица в Сербии ), был одним из первых среди длинной череды будущих римских императоров, происходивших из Дунайских провинций, часто называемых просто Иллирикум. В отличие от некоторых из его непосредственных имперских предшественников, таких как Филипп Араб или Максимин, которые не имели обширного административного опыта до вступления на престол, Деций был выдающимся сенатором, который в 232 г. занимал пост консула , а вскоре после этого стал губернатором Мезии и Нижней Германии. , служил губернатором Hispania Tarraconensis между 235–238 годами и был городским префектом Рима во время раннего правления императора Филиппа Араба (Марк Юлий Филипп).

Около 245 года Филипп доверил Децию важное командование на Дунае. К концу 248 или 249 года Деций был послан, чтобы подавить восстание Пакатиана и его войск в Мезии и Паннонии; некоторые современные историки видят в этом восстании отражение нарождающегося балканского сепаратизма. После краха восстания Деций позволил войскам провозгласить себя императором. Филипп выступил против него и был убит в Вероне , Италия , в сентябре 249 года. Затем сенат признал Деция императором, присвоив ему атрибут Траяна по отношению к императору Траяну . По словам византийского историка Зосима , Деций был одет в пурпур и был вынужден взять на себя правительства, несмотря на его сопротивление и нежелание.

Политические и монументальные инициативы

Политическая программа Деция была сосредоточена на восстановлении силы государства, как в военном противостоянии внешним угрозам, так и в восстановлении общественного благочестия с помощью программы обновления государственной религии .

Возрождение цензуры

Либо в качестве уступки Сенату, либо, возможно, с целью улучшения общественной морали, Деций попытался возродить отдельную должность и власть цензора . Выбор был оставлен за сенатом, который единогласно избрал Валериана (будущего императора). Но Валериан, прекрасно осознавая опасности и трудности, связанные с офисом в такое время, снял с себя ответственность. Нашествие готов и смерть Деция положили конец неудавшейся попытке.

Термы Деция

Во время своего правления он продолжил несколько строительных проектов в Риме, «включая Термы Дециана или Термы Деция на Авентине», которые были завершены в 252 году и просуществовали до 16 века; Деций также отремонтировал Колизей, который был поврежден ударами молнии.

Гонения на христиан

Основная статья: Преследование дециан Дополнительная информация: Гонения на христиан в Римской империи § Под ДекиемВизантийская фреска из Санкт — Меркурием (христианской жертвой Деция преследования ), датированной 1295, из Охрид , Северной Македонии

Говорят, что в январе 250 года Деций издал один из самых замечательных римских императорских указов. Из многочисленных сохранившихся текстов из Египта, в которых записан акт жертвоприношения, видно, что сам указ был довольно ясным:

Все жители империи должны были принести жертву перед магистратами своей общины « для безопасности империи » к определенному дню (дата будет варьироваться от места к месту, и, возможно, был порядок, согласно которому жертвоприношение должно было быть завершено. в течение указанного периода после того, как община получила указ). Когда они приносили жертвы, они получали сертификат ( libellus ), в котором фиксировалось, что они выполнили приказ. То есть сертификат должен был свидетельствовать о лояльности приносящего жертву богам предков и потреблению жертвенной пищи и питья, а также имена должностных лиц, которые наблюдали за жертвоприношением.

Согласно DS Potter, Деций не пытался навязать превосходство римского пантеона над любыми другими богами. Весьма вероятно, что указ был попыткой узаконить его позицию и ответить на всеобщее беспокойство, вызванное уходом римского тысячелетия. Хотя сам Деций, возможно, имел в виду этот указ как способ подтвердить свое консервативное видение Pax Romana и заверить граждан Рима в том, что империя все еще в безопасности, он, тем не менее, вызвал «ужасный кризис власти, поскольку различные христианские епископы и их паства отреагировали на это. это по-разному «. Сначала были приняты меры, требующие, чтобы епископы и служители церкви принесли жертвы Императору. Жертва была «от имени» (Latin про ) император, а не к императору, так как живой император не считалось божественным . Сертификаты были выданы тем, кто удовлетворил комиссаров во время гонений на христиан при Деции. Было опубликовано 46 таких свидетельств, все датируются 250 годом, четыре из них — Oxyrhynchus . Любой, включая христианских последователей, который отказался принести жертву Императору и благополучию Империи к определенной дате, рисковал подвергнуться пыткам и казни. Ряд видных христиан действительно отказались принести жертву и были убиты в процессе, в том числе и сам Папа Фабиан в 250 г., и «антихристианские настроения привели к убийствам в Карфагене и Александрии». В действительности, однако, к концу второго года правления Деция «свирепость преследований ослабла, и прежняя традиция терпимости начала восстанавливать себя». Несмотря на то, что в сохранившихся текстах нет указаний на то, что указ был направлен против какой-либо конкретной группы, христиане несли на себе основную тяжесть преследований и никогда не забывали правление Деция; кого они помнили как «этого жестокого тирана».

В это время произошла вторая вспышка чумы Антонина , которая достигла своего пика с 251 до 266 человек, унося ежедневно 5000 жизней в Риме. Эта вспышка болезни упоминается как » чума Киприана » ( Киприан был епископом Карфагена , где и чума, и гонения на христиан были особенно жестокими). Биограф Киприана Понтий дал яркую картину деморализующего воздействия чумы, а Киприан морализировал это событие в своем эссе De mortalitate . В Карфагене «преследование дециан», начатое с началом эпидемии чумы, искало христианских козлов отпущения. Указы Деция были возобновлены при Валериане в 253 г. и отменены при его сыне Галлиене в 260–261 гг.

Борьба с готовами и смертью

Готические нашествия 250–251 гг. Н. Э.

Готы выходят на Балканы

В варварских вторжениях в империю становились все более и более смелыми и частой в то время как империя переживает серьезный экономический кризис во время Деции. Во время своего недолгого правления Деций участвовал в важных операциях против готов , которые пересекли Дунай, чтобы совершить набег на районы Мезии и Фракии . Это первый значительный случай, когда готы, которые позже стали играть такую ​​важную роль, появляются в исторических записях. Готы под командованием короля Книвы были застигнуты врасплох императором во время осады Никополя на Дунае; готы бежали через труднопроходимую местность Балкан , но затем отступили и застали римлян возле Бероэ (современная Стара Загора ) врасплох , разграбив их лагерь и рассредоточив римские войска. Затем готы двинулись в атаку на Филиппополис (современный Пловдив ), который попал в их руки. Губернатор Фракии, Тит Юлий Приск , объявил себя императором под защитой гот в противовес Децию, но вызов Приска был признан спорным, когда он вскоре был убит. Затем захватчики начали возвращаться на свою родину с добычей и пленными, среди которых было много сенаторов.

Битва при Абритусе

Основная статья: Битва при АбритусеМонета Геренния Этруска. Надпись: HER. ETR. MES. DECIVS NOB. C. / CONCORDIA AVG. Fпортрет усталого Деция

Тем временем Деций вернулся со своей реорганизованной армией в сопровождении своего сына Геренния Этруска и генерала Требониана Галла , намереваясь победить захватчиков и вернуть добычу. Последнее сражение, битва при Абритусе , в которой готы сражались с мужеством отчаяния под командованием Книвы, произошло во вторую неделю июня 251 года на болотистой местности в Лудогорье (область в северо-восточной Болгарии, которая сливается с Добруджей. плато и Дунайская равнина на севере) у небольшого поселения Абритус или Форум Тереброний (современный Разград ). Иордан пишет, что Геренний Этрус, сын Деция, был убит стрелой в начале битвы, и, чтобы подбодрить своих людей, Деций воскликнул: «Пусть никто не скорбит; смерть одного солдата — не большая потеря для республики». Тем не менее, армия Деция запуталась в болоте и была уничтожена в этой битве, а сам он погиб на поле битвы. Как рассказывает историк Аврелий Виктор :

Декии (то есть Деций и его сын), преследуя варваров через Дунай, умерли из-за предательства в Абрите после двух лет правления. … Очень многие сообщают, что сын пал в бою, слишком смело давя на атаку; что отец, однако, усиленно утверждал, что потеря одного солдата казалась ему слишком незначительной. И поэтому он возобновил войну и умер подобным образом, борясь энергично.

Одна литературная традиция утверждает, что Деций был предан своим преемником Требонианом Галлом, который был вовлечен в тайный союз с готами, но это не может быть подтверждено и, скорее всего, было более поздним изобретением, поскольку Галл чувствовал себя вынужденным усыновить младшего сына Деция, Гая. Валент Гостилиан, как совместный император, хотя последний был слишком молод, чтобы править самостоятельно. Также маловероятно, чтобы разбитые римские легионы провозгласили бы императором предателя, ответственного за потерю стольких солдат из их рядов. Деций был первым римским императором, погибшим в битве против иностранного врага.

В популярной культуре

  • В персидской культуре «Эпоха Деция» ( персидский : عهد دقیانوس, ahd -e daqyānus ) относится к древним временам. Когда что-то старое и устаревшее, люди говорят: «Это относится к эпохе Деция».

Ссылки

внешние ссылки

  • СМИ, связанные с Дециусом на Викискладе?
  • Натан, Джеффри и Робин МакМэхон, «Траян Деций (249–251 гг. Н.э.) и узурпаторы во время его правления» , DIR
Королевские титулы
Предшественник
Филиппа Араб
Римский император
249–251 гг.
С: Гереннием Этруском (251 г.)
Преемник
Требониана Галла и Гостилиана
Политические офисы
Предшественник
Луций Фульвий Гавий Нумисиус Эмилиан
Луций Невий Аквилин
Консул в Римской империи
250-251
с Веттиями Gratus ,
Геренний Этруском
Преемник
Требониана Галла ,
Волузиана

Чудеса христианства

Чудо — это нечто, из ряда вон выходящее. То, что не поддается логическому объяснению и не может быть доказано учеными.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Скептикам порой удается объяснить некоторые из них, основываясь на убедительных (на первый, поверхностный взгляд) доказательствах. В некоторых случаях доказательства эти «не работают». К таким чудесам относится сон 7 отроков, которые жили в Эфесе.

История возникновения

Семь отроков Ефесских известны не только в христианской религии. Они широко известны и в мусульманстве. Существует легенда, что они были заживо замурованы в пещере, но не погибли, а уснули. И проспали там несколько сотен лет. Семеро мучеников носили имена: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан и Антонин. Мученики жили в третьем веке нашей эры. По преданию, один из них, Максимилиан, был единственным сыном начальника города Ефесс. Шестеро его сподвижников происходили также из достойных семей города. Все они дружили с детства. Кроме того, молодых людей объединяла христианская религия.

Как гласит предание, однажды город захватил император Декий и в первую очередь потребовал от всех присутствующих принесение жертв всем языческим богам. Всех несогласных ожидали мучительные пытки, а затем жестокая казнь. Семеро молодых людей также предстали перед императором. Они отказались предавать свою религию, за что были наказаны. Император велел сорвать с их одежд все воинские отличия, но не велел казнить, а отпустил. Он решил, что люди еще молодые и не опытные, и через некоторое время они изменят свое решение. Но молодые люди не изменили решения. Они удалились из города и спрятались на горе Охлон. На всем пути, а затем в пещере, каждый из них страстно молился и готовился стать мучеником.

Хватило одной серии: почему я не хочу смотреть сериал «Журавль в небе» (отзыв)

Екатерине Копановой сегодня 35 лет. Она показала новые снимки дочек и сыночка

Женщина собирает мужу ланч-бокс на работу, и за это ее раскритиковали в Сети

Чудесный сон отроков Эфесских

Эфесские отроки заснули в середине III века н. э., во времена правления римского императора Деция Траяна, который недолго находился у власти. Но короткий срок его правления оставил значительный след в истории древнего мира, поскольку он положил начало систематическим гонениям на христиан.

Да, заснули они в III веке. А вот проснулись только спустя 200 лет, когда у власти находился император Феодосий Младший, настоящий христианин. Их пробуждение было «голосом свыше».

Какую молитву возносить семи отрокам Эфесским

Император Декий, в войсках которого служили юноши – христиане, открыто преследовал христиан. Для этого он заставлял всех заподозренных в христианской вере преклоняться языческим идолам и приносить жертвы. Семеро воинов не захотели отказываться от своей веры в Господа нашего, были допрошены и отпущены на время.
Молитва 7 отрокам Ефесским появилась через двести лет, когда священники, разобрав завалы пещеры, обнаружили юношей живыми, но спящими. Такое чудо, сотворенное Господом, ещё раз укрепило веру христиан в воскресение плоти.

Сегодня православная церковь отмечает день памяти Эфесских юношей два раза в году – 4 августа и 22 октября.

Молитва семи отрокам Ефесским, возносимая в эти дни в церквях и дома, помогает родителям справиться с беспокойным сном младенца. Данная молитва избавляет малышей от бессонницы и возвращает им здоровый, полноценный сон.

Помогает молитва и при выборе жизненного пути, защищает от злых помыслов, укрепляет в вере Христовой и даже излечивает от душевных недугов.

Антония и Феодосия Киево-Печерских, Онуфрия, Арсения, Афанасия Афонскаго, и всех преподобных, святых и исцелителей, безсребренников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Фалалея и Трифона и прочих, святаго праведнаго Иоанна Кронштадтскаго, святаго преподобнаго Иоанна Рыльскаго, святыя блаженныя Ксении Петербуржской и всех Твоих святых.

И даждь ему сон упокоения, сон телесный здравия и спасения и живота, и крепость душевную и телесную, якоже посетил еси иногда Авимелеха угодника Твоего во храме Агриппове, и дал еси ему сон утешения, еже не видети падения Иерусалимова, и сего успивый сном питательным, и паки сего воскресивый во едином мгновении времене, в славу Твоея благости.

Но и святыя Твоя славныя седмь отроки, исповедники и свидетели Твоего явления показавый, во дни Декия царя и отступника, и сия успивый в вертепе на лет сто и осмьдесят, яко младенцы согреваемыя в ложеснах матере своея, и никакоже претерпевшыя тления, в похвалу и славу человеколюбия Твоего, и в показание, и извещение нашего пакибытия, и воскресения всех.

Сам убо человеколюбче Царю, предстани и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и посети раба Твоего (имярек), и даруй ему здравие, крепость, и благомощие, Твоею благостию, яко от Тебе есть всяко даяние благо, и всяк дар свершен. Ты бо еси врач душ и телес наших, и Тебе славу и благодарение и поклонение возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Воззрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя. Низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходити ко Мне.

Болящия убо в них исцелите, скорбящия утешите; сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я, и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастати. И всех нас, святей иконе вашей предстоящих рабов Божиих (имена), и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва третья

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живых и мертвых, молитв ради седми отроков ефесских, помилуй нас грешных, прости грехопадения всей нашей жизни, и имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спсения Твоего.

История и значение

Семь отроков Ефесских известны не только в христианстве. Их почитают даже приверженцы ислама. По преданию, они были заживо замурованы в пещере, после чего проспали там несколько веков. Семерых мучеников звали Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан и Антонин. Все они жили в III веке.

Считается, что святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, а остальные шесть юношей также происходили из достойных семей. Все они знали друг друга с самого детства, поскольку их объединяла крепкая дружба. К тому же они вместе несли военную службу и все являлись христианами.

По преданию, однажды в город Ефесс прибыл император Декий. Он сразу же потребовал, чтобы люди принесли жертвы языческим богам. Непокорных ожидала страшная участь (мучения, а потом смертная казнь). Предстали перед императором и семь юношей. Однако те не пожелали предавать свою веру. Тогда владыка велел снять с них воинские отличия и отпустить.

Однажды самый младший из друзей, Иамвлих, оделся в нищенские лохмотья и отправился в город за хлебом. Тогда-то он и услышал, что всех их ищут власти, чтобы отдать под суд. Юноши добровольно вышли из своего укрытия. В качестве смертного приговора император приказал замуровать мужчин в их же пещере, чтобы они умерли там от жажды и голода.

Однако считается, что по воле Господа отроки не умерли, а заснули крепким сном, проспав два столетия. В один прекрасный день владелец земли, на которой и располагалась гора Охлон, решил начать там строительство. Тогда по его приказу и был разобран вход в пещеру. Господь разбудил отроков, и они проснулись, даже не понимая, что прошло почти 200 лет со дня казни.

Что интересно, легенда стала известной не только в православном богословии, но и в мусульманской религии.

Христиане возносят молитвы в память семи отрокам Ефесским дважды в году: 4 августа и 22 октября (по Юлианскому календарю). Считается, что юноши, которые готовы были отдать свои жизни за веру, и молитва, посвященная их подвигу, символизируют не только время, когда все христиане страдали от гонений за свое вероисповедание, но и период, когда православие восторжествовало.

Помимо того, что молитвословия, посвященные семи отрокам Ефесским, читают именно в храмах в дни памяти, этот религиозный текст отличается неимоверной силой. Произносят такую молитву матери, если их младенцы плохо спят. Все дело в том, что малыши очень слабы в духовном и эмоциональном плане, поэтому часто подвергаются распространению негативных сгустков энергии.

Очень важно произносить такое молитвословие несколько раз, желательно делать это каждый вечер перед сном.

При этом обязательно прочувствуйте слова, с которыми обращаетесь к святым, тогда малыш будет спать спокойнее.

В видео озвучивается молитва, которую читают при нарушении спокойного сна маленьких детей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

М у́ченицы Твои́, Го́споди,/ во стра́даниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

В е́лия ве́ры чудесе́,/ в пеще́ре, я́ко в черто́зе ца́рском,/ святи́и седмь о́троцы пребы́ша,/ и умро́ша без тли,/ и по мно́зех вре́менех воста́ша, я́ко от сна,/ во увере́ние воскресе́ния всех челове́ков.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас.

Предлагаем ознакомиться: Молитвы Матроне Московской о продаже квартиры

Б лагоче́стия пропове́дники и Воскресе́ния уме́рших изобрази́тели, / Це́ркви столпы́ седмочи́сленныя, / о́троки всеблаже́нныя пе́сньми восхва́лим: / ти́и бо по мно́гих ле́тех нетле́ния, а́ки от сна воста́вше, // всем возвести́ша я́ве ме́ртвых воста́ние.

М и́ра су́щая тле́нная презре́вше,/ и нетле́нныя да́ры прие́мше,/ уме́рше, кроме́ тле́ния пребы́ша./ Те́мже востаю́т по мно́гих ле́тех,/ все погре́бше лю́тых неве́рие,// я́же во хвале́нии днесь, ве́рнии, восхваля́юще, Христа́ воспои́м.

П росла́вивый на земли́ святы́я Твоя́ / пре́жде втора́го и стра́шнаго прише́ствия Твоего́, Христе́, / пресла́вным воста́нием отроко́в / показа́л еси́ Воскресе́ние неве́дящим е́, / нетле́нна одея́ния и телеса́ яви́в, / и царя́ уве́рил еси́ вопи́ти: // вои́стинну есть ме́ртвых воста́ние.

оста́вите дете́й приходи́ти ко Мне. Боля́щия у́бо в них исцели́те, скорбя́щия уте́шите; сердца́ их в чистоте́ соблюди́те, кро́тостию испо́лните я́, и в земли́ серде́ц их зерно́ испове́дания Бо́жия насади́те и укрепи́те, во е́же от си́лы в си́лу им возраста́ти. И всех нас, святе́й ико́не ва́шей предстоя́щих, мо́щи же ва́ша с ве́рою лобыза́ющих и те́пле вам моля́щихся, сподо́бите Ца́рствие Небе́сное улучи́ти и немо́лчными гла́сы ра́дования та́мо прославля́ти великоле́пое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пробуждение отроков или откровение Божие

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Пробуждение отроков Эфесских — действительно чудо, поскольку это было настоящим воскресением из мертвых, ведь в 250 году они умерли, избежав таким образом мученической казни.

А пробуждение их совпало с возникновением ереси, которую распространял епископ Феодор. Епископ отрицал возможность воскресения. Император Феодосий молился. Молился долго. Пробуждение отроков было ответом на его молитву.

Юноша, который нашел клад

К императору привели юношу, который хотел расплатиться на рынке монетами 200-летней давности. Юношей этим был Иамвлих, которого друзья отправили за хлебом в город. Он крайне удивился, увидев на воротах города крест. Поборов растерянность, он все же вошел в город, который изменился чрезвычайно.

Торговцы, увидев у него старинные монеты, требовали поделиться с ними кладом, который он, яко бы, нашел. Иамвлих убеждал их в том, что деньги получены им от родителей. Но ему не верили, даже пытались побить его. Собралась целая толпа.

Кем были Эфесские отроки

Эфесские отроки, семь юношей, были детьми знатных граждан Эфеса. Самый старший, Максимилиан, был сыном префекта. Семьи исповедовали христианство, но тайно, поскольку христиане подвергались гонениям.

Юноши были друзьями, много времени проводили вместе. Старшим был Максимилиан, самым младшим — Иамвлих. Имена остальных: Иоанн, Дионисий, Мартиниан, Константин (Ексакустодиан) и Антонин.

Все они имели воинское звание, что было отмечено особым знаком — поясом.

Чудо семи Эфесских отроков

Да, заснули они в III веке. А вот проснулись только спустя 200 лет, когда у власти находился император Феодосий Младший, настоящий христианин. Их пробуждение было «голосом свыше».

Во время разборок мимо проходил проконсул, который спешил к епископу. Он-то и отвел юношу к императору. Там, после выяснения всех обстоятельств, выяснилась истина. Но кто подтвердит ее?

В это время Адатий, владелец земли, где находилась пещера, скрывавшая юношей, добывал камни из этой пещеры, и рабочие нашли среди камней старинный ковчежец с двумя дощечками. А на дощечках — история семи отроков, история их погребения.

Семи отрокам чаще молятся молодые родители, т. е. прежде всего им молятся о детях, особенно о тех, которые плохо спят.

Святые семь Ефесских отроков

Во дни нечестивого римского царя Декия1 церковь Христова была гонима, и много рабов Христовых, — священнослужителей, церковнослужителей и других верных, боясь безжалостного мучителя, принуждено было скрываться, где кто мог. Когда, пылая ненавистью к христианам, Декий пришел из Карфагена2 в Ефес3, то прежде всего приказал собраться жителям окрестностей для принесения жертв идолам.

Ослепленный своею гордостью, царь поставил среди города идолов, устроив перед ними жертвенники, вместе с царем, по его повелению, на них должны были принести жертвы сначала городские власти.

При этом всенародном праздничном жертвоприношении земля напоилась кровью и воздух наполнился смрада и дыма: так много заколалось и сжигалось животных. Спустя два дня, от царя вышло повеление собрать всех христиан и заставить принести жертвы идолам.

Христиан начали искать повсюду: их вытаскивали из домов и пещер, соединяли в одну толпу и с бесчестьем приводили на площадь, где собирался народ, приносивший жертвы. Некоторые из последователей Христовых, не обладавшие крепостью душевною, боясь предстоящих мук, отпадали от веры и на глазах у всех поклонялись идолам.

Другие христиане, бывшие или очевидцами или слышавшие о таких поступках со стороны своих собратий по вере, скорбели душою своею, оплакивая их отпадение от Христа и ниспадение в идолопоклонство; твердые же в вере и крепкие духом безбоязненно шли на муки и, умирая от разнообразных истязаний, мужественно полагали души свои за Господа своего.

Мучимых было такое великое множество, что кровь их, истекавшая при нанесении ран и раздроблении костей, лилась на землю, как вода, тела мучеников или бросались, как сор при дороге, или вешались кругом на городских стенах, а головы на особых колах ставились пред городскими воротами; вороны, ястребы и другие плотоядные птицы слетались к стенам и пожирали тела умерших за веру.

Для потаенных и скрывающихся христиан доставляла великую печаль невозможность взять и погребсти тела братий, поедаемые птицами; воздевая руки к небу, они с рыданиями молились Господу, чтобы Он избавил церковь Свою от такого мучительства.

В это время в Ефесе находилось семь отроков, они были сыновья уважаемых городских начальников и служили в войске, имена их следующие: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан и Антонин.

Не будучи связаны узами телесного родства, они были связаны узами родства духовного, — верою и любовию Христовою; они вместе молились и постились, сораспинаясь Христу умерщвлением плоти и строгим соблюдением целомудрия. Видя постоянные притеснения и жестокие казни христиан, они сокрушались в душе своей и не могли удержаться от слез и воздыханий.

— Царь, живи во век! Ты призываешь издалека христиан, убеждая приносить жертвы, а между тем находящиеся около тебя пренебрегают твоей царской властью и, не слушая твоих повелений, нарушают их, держась христианской веры.

— Максимилиан, сын городского правителя, и шесть других отроков, сыновей знатных ефесских граждан; все они уже имеют значительные военные чины.

— Почему вы не явились вместе с нами на праздник в честь богов, которым покланяется вся вселенная? Подите теперь и, подобно другим, принесите богам должную жертву.

— Мы исповедуем Единого Бога и Царя небесного, Своею славою наполнившего небо и землю, и Ему каждый час приносим духовную жертву веры и молитвы, идолам же вашим, чтобы не осквернить душ наших, мы не принесем жертв, состоящих из сожжения животных, сопровождаемого смрадом и дымом.

— Вы не достойны, — сказал он, — служить в войске царя, ибо не повинуетесь ни ему, ни богам.

— Было бы безжалостно сейчас же предать мукам столь молодых, — поэтому, прекрасные юноши, я даю вам время для размышления, чтобы вы, образумившись, принесли жертву богам и, таким образом, сохранили себе жизнь.

Затем он приказал снят с них цепи и освободить их до назначенного времени, а сам удалился в другой город, намереваясь опять возвратиться в Ефес.

— Удалимся на время из города, пока в него не возвратится царь, уйдем в ту большую пещеру, которая находится в горе на восток от города, и там, пребывая в безмолвии, усердно помолимся Господу о даровании нам крепости при предстоящем исповедании Его святого имени, чтобы мы могли, безбоязненно явившись к мучителю, мужественно перенести страдания и получить от Владыки нашего Христа уготованный верным рабам неувядаемый венец славы.

Так сговорившись между собою, они отправились к восточной горе, известной под именем Охлон, захватив с собою столько серебра, сколько нужно было для покупки пищи на несколько дней, Придя в находившуюся в горе пещеру, они пробыли в ней довольно продолжительное время, непрестанно славя Бога и молясь о спасении своих душ.

Хождение в город для покупки нужного было поручено святому Иамвлиху, как самому младшему. Святой Иамвлих, весьма разумный отрок, отправляясь в город, переменял свои одежды на рубище, чтобы его не узнали; из захваченных с собою денег, он отделял часть для раздачи нищим, а на остальные покупал пищу.

В одно из таких посещений города, святой Иамвлих, скрывая свое имя, разузнавал когда именно, скоро ли возвратится царь. Спустя достаточное время, святой Иамвлих, под видом нищего, скова пришел в город и сам увидел вшествие возвратившегося с пути царя и слышал оповещенное в городе его повеление, чтобы все градоначальники и военачальники на следующее утро приготовились для принесения жертв богам, — столь ревностный язычник был царь.

Предлагаем ознакомиться: Молитва архангелам по дням недели

Кроме того Иамвлих услышал, что царь велел отыскать и их, отпущенных на время, чтобы они вместе с другими гражданами, в его присутствии, принесли жертвы идолам. Испуганный Иамвлих, захватив немного хлеба, поспешил к братьям в пещеру; здесь он рассказал им всё, что видел и слышал, сообщил также и о том, что их уже ищут для принесения жертв.

Эти известия привели их в страх: пав на землю с плачем и стенаниями, они молились Богу, поручая себя Его покровительству и милосердию. Восстав от молитвы, святой Иамвлих приготовил трапезу, состоявшую из небольшого количества принесенного хлеба; был уже вечер, и солнце заходило; севши, святые отроки подкрепили себя пищею, ожидая предстоящих мучений. Окончив скудную трапезу, они беседовали между собою, ободряя и поощряя друг друга к мужественному перенесению страданий за Христа.

Во время этой душеспасительной беседы их стало клонить ко сну: от сердечной печали отяжелели очи их. Милостивый же и человеколюбивый Господь, всегда пекущийся о церкви Своей и верных рабах Своих, повелел семи святым отрокам уснуть дивным и необычайным сном, желая в будущем явить дивное чудо и уверить сомневающихся относительно воскресения мертвых. Святые уснули сном смертным, души же их хранились в руке Божией, а тела лежали нетленными и неизмененными, как у спящих.

— Я жалею юношей, потому что они были из знатного рода и отличались красотою, думаю, что они, боясь гнева нашего, убежали куда-нибудь и скрываются, хотя, по милосердию своему, мы готовы щадить тех, которые, покаявшись, опять обращаются к богам.

— Не печалься, царь, об этих юношах; противящихся тебе и богам: мы слышали, что они не только не покаялись, но сделались еще злейшими хулителями богов; раздав городским нищим множество золота и серебра, они бесследно исчезли. Если позволишь, то можно призвать родителей их и пытками заставить открыть место, где находятся сыновья.

— Скажите, не утаивая, где ваши, опозорившие мое царство сыновья? Вместо них я велю погубить вас: ведь вы дали им золото и серебро и отослали куда-то, чтобы они не явились пред лицом нашим.

— Прибегаем к твоему милосердию, царь! Выслушай нас без гнева: мы не замышляем козней против твоего царства, никогда не нарушаем твоих повелений и постоянно приносим жертвы богам, — за что же нам грозишь смертью? Если же сыновья наши развратились, то не мы учили их этому, мы не давали им золота и серебра;

Пред императором

И вот семь юношей предстали пред императором. Предстали и вслух исповедовали Христа. Чтобы показаться милосердным, Декий (Деций Траян) отпустил их на свободу, сняв при этом знак воинского отличия. Он дал им время подумать, пока сам отлучится из города. Принести жертвы они должны будут чуть позже, когда он вернется.

Декий покинул Эфес, а семь юношей скрылись в пещере для молитвы. Отречение от Христа было невозможным, как они перенесут мучения?

Младший Иамвлих, переодеваясь в нищенские одежды, иногда ходил в город за хлебом. Во время горячей молитвы они уснули, как оказалось, на 200 лет. Но это было настоящее успение.

Житие

Мученичество

Семь отроков жили в III веке. Святой Максимилиан, один из них, был сыном градоначальника города Эфеса, остальные шестеро его друзей также происходили из эфесской аристократии, и все они находились на военной службе и были христианами. Император Декий (Деций Траян) (249—251 гг.) прибыл в Эфес и приказал приносить жертвы языческим божествам, но юноши отказались это сделать. Тогда император приказал снять с них знаки воинского отличия — воинские пояса, но, тем не менее, отпустил их на свободу, надеясь, что они передумают, пока он воюет.

Юноши покинули город и укрылись в пещере на горе Охлон (Селион, Пион — встречаются различные варианты, Симеон Лехаци отождествляет её с Кешиш-Дагом), где молились, готовясь к мученическому подвигу. Святой Иамвлих во время одного из своих походов в город за хлебом услышал, что император вернулся, и его с товарищами ищут для суда. Отроки добровольно вышли из пещеры и явились на суд.

Их приговорили принять смерть в своей пещере — император приказал заложить вход в неё камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода. Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Чудесное пробуждение

Согласно житию, по воле Божьей отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. В V веке, при Феодосии Младшем (в некоторых вариантах текста упоминается другой правитель, например, Феодосий Великий) явились еретики, отвергавшие воскресение мёртвых во время Второго пришествия. Их заботил вопрос: «Как может быть воскресение мёртвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Существовало также мнение: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мёртвых и будущей жизни через Семь отроков.

Монета Деция Траяна

Владелец участка (встречается вариант его имени Adolios

), на котором находилась г. Охлон, начал стройку, и его рабочие разобрали вход в пещеру (вариант — чтобы использовать пещеру в качестве загона для скота). В этот момент Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти двести лет. Готовясь принять мучения, друзья поручили Иамвлиху (в католической традиции он носит имя
Диомед
) ещё раз купить им хлеба в городе. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест — время гонения на христиан уже давно прошло.

Расплачиваясь за хлеб, Иамвлих подал торговцу монету императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Его привели к градоначальнику, у которого в то время находился епископ. Священник понял, что Бог открывает через юношу какую-то тайну, и отправился вместе с народом к пещере.

Там в груде камней он нашёл запечатанный ковчежец. Прочтя на оловянных дощечках имена святых и обстоятельства их замурования, епископ вошёл в пещеру и увидел в ней живых отроков. Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мёртвых — чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти.

Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до дня всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле.

Феодосий Младший

Через 200 лет, после того, как император Феодосий убедился в истинности слов отроков (проснулись они неожиданно, во время добычи камня из пещеры), он преклонил колена пред ними и объявил народу о возможности воскресения. Ересь епископа Феодора была попрана.

После беседы с императором юноши снова заснули, склонив к земле свои головы. Но это был уже последний их сон, вечный. Император велел захоронить их в золотых саркофагах, но после явления ему во сне семи отроков, оставил их в той же пещере. Мощи семи отроков и сегодня пребывают там.

Молитва семи отрокам

Боже великий, хвальный и непостижимый, создавый человека рукою Твоею, персть взем от земли, и образом Твоим почтивый его, Иисусе Христе, прежелаемое имя, со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым, и Благим, явись на рабе твоем (имя), и посети его душу и тело. Умоляем от преславной Владычицы нашей Богородицы, святых Небесных Сил Безплотных, и честного славного пророка, и всехвальных апостолов, и вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Георгия Победоносного, Димитрия Мироточца, Феодосия общаго жития начальника, Антония и Феодосия Киево-Печерсеих, Онуфрия, Арсения, и всех преподобных, святых и святых исцелителей, святого праведного Иоанна Кронштадского, святой блаженной Ксении Петербуржской и всех Твоих святынь. Дай ему сон успокоения, сон телесный для здоровья и спасения. Дай крепость душевную и телесную которая посетила угодника твоего во храме Агриппове, и дал ему сон утешения и воскресил его в едином мгновении, во славу Твоей благости. Аминь. Аминь. Аминь.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Пещера

Время стирает многие следы, затерялся и след в пещеру. Сегодня спорят о том, какая из древних пещер является той, в которой уснули отроки. Хотя грот в Эфесе существует и сегодня, многие детали указывают на пещеру в Иордании (Амман).

В Эфес стекаются многочисленные паломники, среди которых немало мусульман.

Раньше, в XII веке, ее местонахождение оставалось еще очевидным, поскольку об одном паломничестве оставлена запись. Это запись игумена Даниила, который видел святые мощи.

Тропарь, глас 4

Велия веры чудесе, в пещере, яко в чертозе царском, святии седмь отроцы пребыша, и умроша без тли, и по мнозех временех восташа яко от сна, во уверение воскресения всех человеков. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Молитва

О пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Воззрите с высоты Небесныя славы на ны, любовию память вашу чтущия, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя. Низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходити ко Мне. Болящия убо от них исцелите, скорбящия утешите, сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите во еже от силы в силу им возрастати. И всех нас святей иконе вашей предстоящих, мощи же ваша с верою лобызающих и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое Имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Свой мученический подвиг юноши совершили в III веке. Эти семеро христиан носили имена Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин.

Максимилиан родился в семье градоначальника, другие шестеро отроков были сыновьями богатых и знатных горожан. Все они были дружны с детства, а также объединены служением в войске. В середине III века царствующий император Декий приехал в Ефес и приказал всем жителям принести жертву языческим идолам. Отказавшихся ждала жестокая казнь. На отроков донесли правителю, и те предстали перед ним. Юноши исповедовали веру во Христа Спасителя, за что у них забрали военные пояса и отпустили в поход. Декий полагал, что за это время отроки передумают. Те уединились для молитвы в пещере горы Охлон. Время от времени самый младший из них — Иамвлих — в нищенской одежде выходил за хлебом в город. Он узнал, что их разыскивают, чтобы представить на суд вернувшемуся императору. Воодушевленные Максимилианом на несение мученического подвига, отроки намеревались явиться перед Декием. Однако правителю донесли про убежище христиан, и он приказал закрыть камнями вход в пещеру, желая юношам мученической смерти без еды и питья.

В камнях были помещены дощечки со сведениями о святых и обстоятельствами кончины, вложенные тайными христианам из числа приближенных императора. В пещере отроки Ефесские чудесным образом уснули. Когда в V веке стали разбирать камни у входа в убежище, отроки очнулись ото сна. Они были настроены на исповедание веры перед Декием, не зная, что прошло около двухсот лет. Иамвлих отправился за хлебом, но его задержали на рынке за то, что он расплатился древней монетой. Юноша рассказал о себе градоначальнику, который выслушал странный рассказ вместе с епископом Ефеса. Тогда священнослужитель вместе с заинтересованной толпой отправился к пещере. Был найден ковчег с записью о замуровании пещеры и именами святых. Для христиан долгий сон отроков оказался подтверждением обещания о будущем воскресении мертвых во время Второго пришествия Иисуса Христа, которое отвергали еретики. Для беседы с юношами прибыл сам император Феодосий Младший. После беседы Ефесские отроки заснули на глазах у всех, но в этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел поместить их тела в драгоценную ризу, однако святые явились правителю во сне и повелели оставить их в пещере на земле.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *