7 труб апокалипсиса

Откровение Иоанна Богослова. Образы Апокалипсиса.

Откровение Иоанна Богослова занимает особое место среди книг Священного Писания и описывает апокалипсические видения, связанные с концом света. Образы, которые описывает Апокалипсис Иоанна Богослова, касаются светопреставления, Второго пришествия и Страшного Суда.

За 2000 лет появилось множество толкований Апокалипсиса самого разнообразного характера, которые мы рассматривать в рамках данной статьи не будем.

Официальная церковь подчеркивает, что образы Апокалипсиса – это лишь признаки, указывающие на близость светопреставления, которые нельзя принимать буквально. Язык Апокалипсиса – это язык символов для описания неописуемого. Образность и таинственность этой книги делает ее весьма трудной для понимания, а потому для неосторожных толкователей всегда есть риск ухода за границы истины к несбыточным надеждам и верованиям.

Апокалипсис написан по вдохновению Духа Святого и правильному пониманию его больше всего мешает отход людей от веры и истинно христианской жизни, что всегда ведет к притуплению, а то и полной утрате духовного зрения.

Апокалипсис Иоанна Богослова содержит, не описание конкретных событий, а скорее некие признаки, которые могут помочь узнать о приближении конца света. Такая книга может быть полезной только в случае ее духовного осмысления, подкрепленного верой. Апокалипсис можно правильно понять только в контексте всего Священного Писания.

Иоанн Богослов в своем Откровении одновременно раскрывает несколько сфер бытия:

К высшей сфере принадлежит Ангельский мир, Церковь, торжествующая на Небе, и Церковь, преследуемая на Земле. Возглавляет эту сферу добра и руководит ею Господь Иисус Христос — Сын Божий и Спаситель людей. Внизу находится сфера зла: неверующий мир, грешники, лжеучители, сознательные богоборцы и бесы. Руководит ими дракон — падший ангел.

На протяжении всего существования человечества эти сферы воюют друг с другом. Апостол Иоанн в своих видениях постепенно раскрывает перед читателем разные стороны войны между добром и злом и раскрывает процесс духовного самоопределения в людях, в результате которого одни из них становятся на сторону добра, другие — на сторону зла. В течение развития мирового конфликта Суд Божий постоянно совершается над отдельными людьми и народами.

Итак, из Откровения Иоанна Богослова мы узнаём, что перед концом мира зло чрезмерно усилится, а Церковь земная крайне ослабеет.

Образы Апокалипсиса

Рассмотрим образы Апокалипсиса, ставшие темой для многочисленных богословских толкований: Семь церквей, четыре всадника Апокалипсиса, вавилонская блудница, «Жена, облечённая в солнце», два зверя Апокалипсиса, приход Антихриста, Число зверя — 666, которое примут на себя люди, Армагеддон и др..

Послание семи церквам

Откровение начинается с Посланий семи церквам: Послания семи церквам означают семь периодов или эпох в истории Церкви от ее основания до «кончины века» и в настоящее время Церковь находится на последнем «лаодикийском» этапе, который закончится пришествием Антихриста и его недолговременным царствием (затем уже наступит конец мира).

Слово «лаодикия» в переводе с греческого означает — «народовластие, демократия». Таким образом, не случайно Лаодикийский период в истории христианской Церкви совпадает по времени с демократией.

Епископ Феофан Затворник писал: «Царская власть, имея в своих руках способ удерживать движения народные и держась сама начал христианских, не попустит народу уклониться от них, будет сдерживать его. А так как Антихрист главным делом своим будет иметь отвлечение всех от Христа, то он и не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться и помешает ему действовать в его духе. Вот это и есть удерживающее. Когда же всюду заведут самоуправство, республики, демократию, коммунизм, — тогда антихристу откроется простор для действования. Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции прошедшего и нынешнего столетий. Некому будет сказать властное «veto» (не позволяю), а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовых стремлений, тогда явится и Антихрист».

24 старца у Престола Божия

Главы 4-10 Откровения Иоанна Богословасоставляют одно пророческое видение, которое начинается на небе — в мире духовном, невидимом, и с описания «Сидящего на престоле» — Господа Бога, сотворившего небо и землю. Господь Вседержитель, которого увидел св. Иоан: сидящим на престоле, держал в деснице Своей Книгу исписанную снаружи и внутри и запечатанную семью печатями.

«Сидящего на престоле» окружают 24 старца, которые представляют Церковь, торжествующую на небесах. Кто эти старцы — версий много.

Андрей Кесарийский считает, что 24 старца означают 12 Патриархов, то есть сыновей святого Иакова, который родил Иуду и братьев его (Мф.1:2), и пророков и 12 Апостолов Христовых, по слову Господа, данному святым Апостолам: «Сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28).

«Семь светильников огненных, горящих пред престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4:5) являются Серафимами. Престол Божий окружен «четырьмя животными, исполненными очей спереди и сзади» (Откр. 4:6). «Первое животное было подобно льву, второе животное подобно тельцу, третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4:7).- Описание этих животных повторяет видение пророка Иезекииля (Иез. 1:5-10), где также сказано, что «эти животные являются Херувимами» (Откр. 10:20).

Семь печатей и четыре всадника

С 6-й главы начинается раскрытие судеб человечества. Появлению каждого из всадников предшествует снятие Агнцем печатей с Книги Жизни. Вскрытие Агнцем-Христом семи печатей таинственной книги служит началом описания разных фаз войны между добром и злом, между Церковью и дьяволом. Снятие первой печати соответствует началу последних времен: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей…» После снятия каждой из первых четырёх печатей тетраморфы восклицают Иоанну — «иди и смотри» — и перед ним поочерёдно появляются апокалиптические всадники.

Первая печать — конь белый со всадником-победителем, имеющем в руках лук (Откр.6:2). Как правило в христианской традиции трактуется как Антихрист. Нарицательное имя всадника — «Чума» («Мор»).Вторая печать — конь рыжий со всадником, взявшим с земли мир (Откр.6:4). Второго всадника ассоциируют с войной, из-за цвета его коня и меча. Нарицательное имя всадника — «Война» («Брань»).Третья печать — конь вороной со всадником, несущим на землю голод (Откр.6:5). Нарицательное имя всадника — «Голод» («Глад»).Четвёртая печать — конь бледный со всадником по имени «смерть» (Откр.6:8). Единственный всадник, чьё имя напрямую упоминается в Библии. Нарицательное имя всадника — «Смерть».

Четыре всадника Апокалипсиса — библейские персонажи, персонифицирующие собой катастрофы и катаклизмы, предваряющие события второго пришествия и Страшного суда. Описываются в шестой главе Откровения Иоанна Богослова.

Итак, первым из всадников появляется Мор, скачущий на белом коне. За Мором следует Война на кровавом коне и с огромным мечом. С Войной, в связи с массовыми разрушениями и мором, приходит Голод. Голод жирный, но скачет на дряхлом черном коне, олицетворяя обжорство и голод соответственно. И с голодом грядет Смерть. Её конь бледен. За ней следует Ад, поглощающий все оставшиеся души.

Пятая печать — убиенные за Слово Божие облачаются в белые одеждыШестая печать — день гнева: великое землетрясение, падение звёзд с неба, небо становится как свиток, луна как кровь, солнце как власяницаСедьмая печать — сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. Седьмая печать знаменует появление семи Ангелов с семью трубами.

Эта война, которая начинается в душе человека, распространяется на все стороны человеческой жизни, усиливается и делается все более страшной (до 20-ой главы).

Семь ангельских труб

В 7-й главе гласы семи ангельских труб возвещают начальные бедствия, которые должны постигнуть людей за их неверие и грехи. Первые четыре трубы, подобно первым четырём печатям, образуют единую группу, результатом действия которой земля, моря и реки сделались непригодными для жизни людей. Описывается повреждение природы и появление в мире злых сил. Перед началом бедствий верующие получают на чело (на лоб) благодатную печать, сохраняющую их от нравственного зла и от участи нечестивых.

Первый Ангел — град и огонь, смешанные с кровью; и третья часть деревьев сгорела, и вся трава зеленая сгорелаВторой Ангел — большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погиблаТретий Ангел — упала с неба большая звезда («Полынь»); и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горькиЧетвертый Ангел — затмилась третья часть солнца, луны, звезд, и третья часть дня не светла была — так, как и ночиПятый Ангел — звезда, падшая с неба на землю, отворила кладязь бездны; и вышла саранча; и дано ей мучить пять месяцев только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своихШестой Ангел — и освобождены были четыре Ангела, связанные при великой реке Евфрат, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Явление всадников на конях с львиными головами. Автору даётся книга, сладкая в устах, но горькая в чреве. Седьмой Ангел — голоса сообщают, что царство мира сделалось царством Господа и Христа Его. Открытие Храма Божьего с ковчегом на небе.Семь чаш гнева Божия

Видения семи чаш (главы 15-17) рисуют мрачную картину всемирного нравственного разложения. В этой главе изображается суд Божий над врагами Церкви.

В описании труб и чаш соответствующих друг другу Ангелов много общего. Так, например, труба и чаша первого Ангела поражают землю: «И пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю» (Откр. 16:2), «И первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела» (Откр. 8:7).

Труба и чаша второго Ангела поражают море, третьего — реки и источники вод, четвертого — солнце, пятого — людей, шестого — реку Евфрат.

Труба и чаша седьмого Ангела производят землетрясение, а события происходят на небе.

Отсюда легко сделать вывод, каждой трубе и чаше должна соответствовать равная ей печать, а сами события следуют друг за другом как Ангелы Апокалипсиса.

Когда первый Ангел вылил чашу, «сделались жестокия и отвратительныя гнойныя раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его».

Когда второй Ангел вылил свою чашу в море, вода в море сделалась как бы кровью мертвеца, и все одушевленное умерло в море.

Когда третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод, вода в них обратилась в кровь.

Когда четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце, солнцу дано было жечь людей сильным зноем, так что они, не вразумившись этою казнью, в отчаянии хулили Бога.

Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих, и не раскаялись в делах своих.

Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. Вслед за тем из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка вышли три нечистых духа, подобных жабам; это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Под этими «бесовскими духами» понимают лжеучителей, болтливых, навязчивых, чревоугодников, бесстыдных и надутых, которые будут привлекать к себе народ ложными чудесами. Великим днем Бога Вседержителя называется время, когда Бог проявит Свою славу в наказании врагов Церкви. Здесь речь о внезапности Второго Пришествия Христова (ср. Мф. 24:43-44).

Излиянием седьмой чаши окончательно будет поражено царство зверя. В результате страшного землетрясения распался «город великий на три части и города языческие пали». Под этим «великим городом» богословы понимают столицу антихристова царства, каковой будет Иерусалим.

Два пророка Апокалипсиса

В Откровении говорится о двух пророках Апокалипсиса (Откр. гл. 11). Их роль заключается в том, чтобы предупредить человечество о наступлении царства Антихриста и о скором Втором пришествии Господа Иисуса Христа. Они будут пророчествовать 1260 дней ДО прихода Антихриста и будут пророчествовать о грядущем Антихристе, горе, бедах, покаянии и пришествии Господа Бога.

В самом начале последней седмицы они будут убиты Зверем, выходящем из бездны, и уж никак они не появятся вместе с приходом самого Антихриста. 3,5 дня трупы убитых пророков будут лежать прямо на улице, и никто не позволит захоронить их. Множество людей будут смотреть на эти трупы, и необычайная радость и восторг будет у многих людей после их смерти, так что будут поздравлять друг друга. Через 3,5 дня Бог оживит своих слуг, они взойдут на небо на облаке.

И тут же произойдет сильное землетрясение, от которого погибнет 7 тысяч человек.

Богословы связывает приход этих пророков с периодом восстановления (строительства) Храма Божьего в Иерусалиме. Потому можно предположить что эти пророки появятся во времена активного строительства и восстановления Храма Божьего, которого вначале построил Соломон, потом Зоровавель.

Абсолютно не имеет особой важности или разницы кто будут эти двое пророков: Енох или Илия, или Моисей, или Иоанн (версий существует много). Важно то, что это будут Истинные Два Пророка от Бога, но появятся также много лжехристов, лжепророков и лжеучителей от Антихриста.

Жена, облеченная в солнце

Видение Жены Иоанном Богословом (Тобиас Верхаехст, 1598 год)

Последнее и решительное гонение на Церковь в конце мировой истории предсказано в 12-ой главе Откровения, где Церковь изображается, как «Жена, облеченная в солнце».

«И явилось на небе великое знамение — жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения» (Откр.12:1-2).

В различных толкованиях образ апокалиптической Жены имеет две основные трактовки: христианская Церковь и Богородица (данное толкование является распространённым в современной Католической церкви). Но всё же большинство богословов считают, что «жена, облеченная в солнце», означает христианскую Церковь. На голове ее венец из двенадцати звезд, которые означают учение Апостольской Церкви:

«Под женою, облеченною в солнце, некоторые всецело разумели Пресвятую Богородицу, потерпевшую еще прежде, чем познан был ее Божественный Сын. Но как Господь наш родился задолго перед сим, то великий Мефодий, считая сказанное несоответствующим Владычнему рождению, принимает жену за Святую Церковь. Не следует считать под вновь рождаемым Самого Христа, ибо задолго до Откровения Иоаннова исполнилась тайна воплощения Божественного Слова. Иоанн же пророчествует о будущем. Итак сама необходимость заставляет признать, что болящая и рождающая искупленных есть Церковь… которая оделась солнцем правды Христом… глава ея увенчана венцом Апостольских догматов и добродетелей» (Андрей Кесарийский, Слово 11, Глава 33).

При этом, солнце над головой жены символизирует власть священства, а луна под ее ногами означает сияние царской власти. Родовые муки Жены Андрей Кесарийский понимает как боль церкви о каждом её члене, а под младенцем — рождение Христа в сердцах верующих.

Зверь с семью головами

После появления Жены Иоанн увидел другое знамение — красного дракона с семью головами, увенчанными диадемами, и десятью рогами. Дракон своим хвостом «увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю», а затем стал перед Женой, ожидая когда она родит младенца, чтобы пожрать его.

Уильям Блейк. Великий красный дракон и жена-солнце. 1810

«Большой красный дракон» называется здесь «диаволом и сатаною» (Откр. 12:9), а «диадема» — венец царской власти. Семь голов и десять рогов дракона встречаются также «на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами» (Откр. 17: 3). Поэтому очевидно, что большим красным драконом является царство багряного зверя в 17-ой главе Откровения, то есть царство Антихриста.

Жена родила «младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя её к Богу и престолу Его» (Откр.12:5), а сама она, спасаясь от дракона, бежала в пустыню, где было её место, приготовленное Богом, и «питали её там тысячу двести шестьдесят дней».

В это время на небе произошла битва дракона и архангела Михаила (Откр. 12:7-11).

Битва дракона и архангела Михаила. Гравюра Альбрехта Дюрера

Дракон пал и стал вновь преследовать Жену, которой были даны «два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в своё место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времён и полвремени». Преследуя её, дракон пустил вслед её водный поток, но земля поглотила его.

Пришествие Антихриста

Антихрист и дьявол (фреска Лука Синьорелли)

Приход к власти Антихриста и создание мирового правительства. Этому событию соответствуют труба пятого Ангела и снятие пятой печати. Приход к власти Антихриста будет сопровождаться гонением на Православную церковь. Власть Антихриста будет продолжаться 1260 дней (42 месяца или 3,5 года). Возможным объяснением этого срока считают то, что 3,5 года длилось земное служение Христа.

Многие толкователи Апокалипсиса считали, что Антихрист придет под личиной добра, попытается занять место Христа, спроецировать Небо на Землю и убедить всех в том, что его правление – это и есть настоящее «Царство Божье». А апостол Павел прямо говорит, что Антихрист сядет в храме Божьем и будет выдавать себя за Бога. Все будет делаться с самыми благими намерениями: во имя мира во всем мире, материального благополучия и равенства, уничтожения религиозной и национальной нетерпимости. То есть внешне его программа будет настолько привлекательна, что, по словам Библии, даже многие христиане ею прельстятся.

На фреске одного итальянского собора эпохи Возрождения изображен Антихрист, стоящий посреди толпы. Он очень похож на Христа: у него одежда Христа, волосы Христа, прическа и лицо Христа. Различается лишь одна деталь: у него злые-презлые глаза*. (*СНОСКА: Кураев Андрей, дьякон. «И все же небо становится ближе» // «Фома» N 1(4) 1997 г.) Интересно, что в греческом языке приставка «анти» означает не только «против», но и «вместо».

Зверь Апокалипсиса

Всего в книге Откровение упоминаются два зверя.

Один из них выходит из моря, с семью главами и десятью рогами, которому дана власть на 42 месяца. «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные» (Отк.13:1). Это зверь багряный (ярко-красный), на котором воссядет вавилонская блудница.

Богословы и комментаторы пророчеств до сих пор спорят, что олицетворяет «зверь,вышедший из моря» и, что означают головы и рога зверя. В каждом веке богословы находили новые толкования, исходя из тех реалей, в которых они жили.

Уильям Блейк. Великий красный дракон и зверь из моря

«И сказал мне Ангел: <>я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час». (Отк.17:7-12)

Зверь будет хулить Бога и править Землей 3,5 года; развяжет войну против святых и победит. За исключением тех немногих, чьи имена были записаны в Книгу Жизни, весь мир станет почитать зверя.

Этот зверь убьёт двух пророков, которые будут проповедовать три с половиной года истинное Евангелие: «И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их» (Отк.11:7).

Зверь, вышедший из моря, с семью головами и десятью рогами, и зверь, вышедший из земли с рогами агнца. Matthias Gerung (1500—1570)

Другой зверь выходит из земли, похож на агнца с рогами, но говорит как дракон. Он будет учить почитать первого зверя, творить великие знамения, низводить огонь с неба; вложит дух в образ зверя, чтобы образ зверя говорил и действовал так, что будет убиваем всякий, отказавшийся поклониться ему; положит «начертание, или имя зверя, или число имени его» на лоб или правую руку живущих, без которого те не смогут ничего ни покупать ни продавать (Откр.13:11-18).

Принятие людьми начертания зверя в виде числа 666.

«Число зверя есть 666», картина Вильяма Блейка, 1805

Под Числом зверя, равного 666, понимается ставленник сатаны — Антихрист: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Отк.13:18). В ходе истории многократно предлагались различные расшифровки значения этого числа.

Многими считается, число Антихриста 666 потому, что Антихрист подражает Христу. Число Божие, число полноты – 7. В Богом созданном мире цифра 7 постоянно фигурирует: 7 дней в неделе; 7 нот в музыке; 7 цветов радуги; 7 тысячелетий Бог отмерил для истории человечества. В созданной Христом Церкви так же цифра 7 имеет особое значение: в Церкви есть 7 Таинств; в алтаре за престолом стоит семисвечник; вера Церкви утверждена 7-ю Вселенскими Соборами. В Апокалипсисе мы читаем о семи Церквах, семи звездах в руке Христа, семи светильниках, семи Ангелах, семи печатях на книге, семи трубах, семи очах, которые суть семь духов Божиих, семи громах, семи золотых чашах и пр. Число трех Лиц Троицы – 777.

Число же дьявола, антихриста и лжепророка, всей сатанинской троицы – 666. Шесть меньше семи на самое малое неделимое число – 1, то есть 6 максимально близко к 7. Поэтому число антихриста 666 содержит в себе ту идею, что как бы ни был велик злой гений Антихриста, ему всё равно не достанет сил победить Христа.

В Апокалипсисе сказано, что в конце времен люди примут печать Антихриста. Пока никто не знает как будет выглядеть эта печать. Будет ли она видимой или невидимой, будет она со штрих-кодом, или это будут инициалы — время покажет.

Вавилонская блудница

Вавилонская блудница. Картина Уильяма Блейка (1809)

На красном драконе воссядает великая блудница (по пророчествам святых православных Отцов — лжецерковь). Вавилонская блудница изображается как женщина в дорогих одеждах (обычно пурпурных), сидящая на семиглавом звере, с чашей в руке.

В образе вавилонской блудницы (Откр. гл. 17) изображается отступившее от Бога человечество, сосредоточенное в столице царства зверя-антихриста. Некоторые богословы рассматривают Вавилонскую блудницу как образ отпавшей от веры церкви (Католическая церковь). Епископ Александр (Милеант) считает, что вся полнота символики 17-й главы книги Откровения, рассказывающей о блуднице и её падении, станет очевидна только после пришествия антихриста.

Богословы отмечают взаимную связь блудницы и зверя, их общую деятельность и проявления. Поэтому богатство и красота блудницы не вечные — она будет брошена в бедность, наготу и одиночество, подобно зверю, который «пойдёт в погибель».

Суд над блудницей

После суда над блудницей наступит ликование (Откр.19:1-2). Суд над блудницей, по мнению богословов, будет являться предвозвещением конца света и наступления Божьего суда.

Армагеддон

Армагеддо́н — место последней битвы добра со злом в конце времён, которая затронет каждого живущего на Земле. В этой битве будут участвовать «цари всей земли обитаемой» (Откр.16:14—16). Цари Земли с их войсками будут собраны, чтобы воевать с Сидящим на коне и его войском — с Иисусом Христом (Откр.19:19). Армагеддон — это война между Богом и дьяволом. Диавол соберет великие орды вражеских государств, а Господь их всех истребит, а затем наступит время для последней, «седьмой язвы».

Богословы считают, что слова Откровения: «Это бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя … … на место, называемое по-еврейски Армагедон» (Откр. 16:14-16) означают войну всех народов против Израиля. Слово «Армагеддон» означает «гора Мегиддо», которая находится в 10 км от г.Афула на севере Израиля. Согласно исламу, местом Армагеддона является Дамаск.

Второе пришествие

20-я глава подводит итог духовной войне и мировой истории. Она говорит о двукратном поражении дьявола и о царствовании мучеников. Пострадав физически, они победили духовно и уже блаженствуют на Небе. Здесь охватывается весь период существования Церкви, начиная с апостольских времен.

Гог и Магог олицетворяют совокупность всех богоборческих сил, земных и преисподних, которые на протяжении христианской истории воевали против Церкви (Иерусалима). Они истребляются вторым пришествием Христовым. Наконец подвергается вечному наказанию и дьявол, этот древний змий, который положил начало всем беззакониям, неправдам и страданиям во Вселенной.

А дальше следует ожидать Второе пришествие Господа Иисуса Христа и утверждение Его Царства. Его же Царствию не будет конца.

По мнению Отцов Церкви, знамением Второго Пришествия будет знамение Креста. Появится знамение Сына Человеческого на небе, и люди увидят Христа, идущего по тучам небесным в великой силе и славе. Люди, которые в то время еще будут жить на земле, мгновенно изменятся (1 Кор. 15:51-52), изменится весь мир (2 Пет. 3:13), и одновременно произойдет общее воскресение мертвых, причем, воскреснут они в преобразованном виде и будут особенными, такими, что, по словом ап. Павла, мы не можем сейчас себе и представить. Тела праведников будут духовными, нетленными и бессмертными. Они будут свободны от всей немощи, к которой склонны наши тела. Они не будут иметь земных телесных потребностей и в какой-то мере уподобятся духам (Мф. 22:30). В таком же преобразованном виде восстанут и тела грешников. Но, обретя нетление, грешники одновременно будут носить в себе и свое страшное духовное состояние.

Страшный Суд

Конец 20-ой главы повествует о всеобщем воскресении мертвых, о Страшном суде и о наказании нечестивых. Это краткое описание суммирует Страшный суд над человечеством и падшими ангелами и подводит итог драме вселенской войны между добром и злом.

Трудно себе представить то, о чем сказано. Все это находится за пределами наших обычных представлений. Но одно понятно — со Вторым Пришествием наступит на земле последний и Страшный Суд, который восстановит попранную человечеством справедливость и восстановит весь мир. Это будет общий суд — суд над всеми, без исключения, людьми. Это будет суд торжественный и открытый, строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, суд последний и окончательный, направленный в вечность. Это будет суд вечной справедливости, о которой люди забыли и которую они презирают в течение тысячелетий. Другого пути восстановления этой попранной справедливости нет и быть не может.

Новый Иерусалим

Заключительные две главы (21-22) описывают новое Небо, новую Землю и блаженную жизнь спасенных. Это самые светлые и радостные главы в Библии.

Радостная и вечная жизнь ожидает праведных после суда (Мф. 13:43), и вечные муки уготованы для злых (Мф. 25:41-42). Но не нужно понимать это примитивно. Так святитель Иоанн Златоуст видит муки грешников в том, что они будут лишены славы Царствия Божиего. Лишение благ Царствия Божиего — это богооставленность, которая сильнее адских мук. Духовное сожаление о потерянном окажется страшнее всего. И мы хорошо знаем по собственному опыту, насколько тяжелее душевные и духовные раны болезней физических, и как деструктивно действуют они на наш организм.
С кончиной этого мира и превращением его в новый лучший мир откроется вечное Царствие Божие — Царствие славы. Тогда закончится Царствие благодати, которым мы именуем бытие Церкви на земле. Церковь земная войдет в это Царствие славы и сольется с ним навсегда.

Апокалипсис указывает на дьявола как виновника всех искушений и бедствий человечества. Орудия, которыми он старается погубить людей, всегда одни и те же: неверие, непослушание Богу, гордость, греховные желания, ложь, страх, сомнения и т.д. Апокалипсис ясно показывает, что в конце концов дьявол и его слуги будут побеждены и наказаны, правда Христова восторжествует, и в обновленном мире наступит блаженная жизнь, которой не будет конца.

>Новый Завет

Откровение святого Иоанна Богослова

Глава 8.

1И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.

2И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.

3И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.

4И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.

5И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.

6И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.

7Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

8Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, 9и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.

10Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.

11Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

12Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи.

13И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!

Предыдущая книга

Следующая книга

» Предыдущая глава

Следующая глава «

Краткое содержание Апокалипсиса

Считается, что Апокалипсис – самая таинственная и темная книга Библии. О ней говорили, например, следующее: «1„Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судией истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостию моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание“. Так писал св. Дионисий Александрийский о самой загадочной и символической книге Нового Завета – об Откровении, или, по-гречески, Апокалипсисе Иоанна Богослова» , с.5.

Напомним вкратце содержание Апокалипсиса.

Иоанн, находясь на острове Патмос, получает видение: Иисус Христос (Сын Человеческий) обращается к семи церквам и требует, чтобы Иоанн записал все, что увидит и услышит. Следует перечисление семи церквей и каждой из них Иисус говорит, что он хорошо знает дела церкви, что в ней правильно, а что неправильно. Далее на небе разворачиваются следующие события. Появляется престол и Сидящий на нем (Иисус), вокруг престола – четыре животных и двадцать четыре старца. В руках у Сидящего – запечатанная книга, и Агнец, достойный снять печати. Последовательно снимаются печати, появляются четыре всадника Апокалипсиса, несущие смерть и разрушение. Разворачивается всемирная катастрофа. (Именно этот известный фрагмент Апокалипсиса содержит астрономический гороскоп, который был обнаружен Н. А. Морозовым и окончательно датирован нами в ХРОН1, гл.3). Появляются семь Ангелов с трубами. После того, как каждый из них трубит, на землю обрушиваются все новые и новые несчастья-наказания. Гибнут многие люди. Ангел показывает Иоанну книгу, которую тому надлежит съесть и не разглашать ее содержание. Взамен Иоанн должен написать другую книгу, которую уже следует обнародовать. Описываются два Божьих свидетеля, смерть и восшествие народов на небо. Царство мира сделалось царством Господа. Появляется Жена с младенцем, облеченная в солнце. На нее нападает дракон. Жена спасается, убегая в пустыню. Дракон низвержен на землю. Появляется зверь с семью головами и десятью рогами, затем зверь с двумя рогами, число которого 666. Агнец стоит на горе Сион со своими искупленными. Три Ангела возвещают приближение Суда Божьего. Иисус производит Суд. Семь Ангелов получают семь чаш гнева Божия с язвами и выливают их на землю. Провозглашается падение Вавилона. Народу приказывается покинуть Вавилон, чтобы избежать язв. Вавилон опустошается и гибнет. Радость на небе о падении Вавилона. Зверь брошен в огненное озеро. Сатана скован, верные Христовы последователи царствуют тысячу лет. Освобождение сатаны и ввержение его в озеро огненное. Мертвые стоят перед великим белым престолом. Иоанн видит новое небо, новую землю, Новый Иерусалим. Народы спасены.

Видно, что кратко пересказать Апокалипсис непросто. Его текст фрагментарен, тяжел, запутан, насыщен символикой. Поэтому мы рекомендуем читателю, при чтении настоящей главы нашей книги, положить перед собой полный текст Апокалипсиса и время от времени обращаться к нему.

Традиционная церковная точка зрения состоит в том, что библейский Апокалипсис (Откровение Святого Иоанна Богослова) является пророчеством, то есть предсказывает Будущие события . Наши результаты показывают, что это не так. Скорее всего, Апокалипсис рассказывает об уже происшедших, причем исключительно важных средневековых событиях в истории Евразии. Выдающаяся популярность книги и роль ее образов на протяжении нескольких столетий показывает, что отраженные в ней реалии имели огромное значение.

Согласно полученной нами астрономической датировке гороскопа, содержащегося в Апокалипсисе, книга была написана не ранее 1486 года н.э., см. ХРОН2, гл.3. В таком случае Апокалипсис должен описывать и другие события конца XV – начала XVI веков. Спрашивается, какие именно? Как только вопрос сформулирован, наша реконструкция позволяет быстро обнаружить ответ.

Мы выдвинем гипотезу сразу, в самом начале настоящего раздела, а потом приведем аргументы в ее пользу.

Скорее всего, Апокалипсис описывает Османско=Атаманское завоевание XV-XVI веков. в частности, повторное покорение Западной Европы как части земли обетованной. Апокалипсис, в том виде, в каком мы имеем его сегодня, по-видимому, был задуман как важная идеологическая и воспитательная книга, предназначенная постоянно напоминать народам и их потомкам об османском=атаманском нашествии, описанном в Апокалипсисе как «Страшный Суд» .

Пройдемся теперь по основным темам Апокалипсиса и постараемся понять – какие именно события XV-XVI веков они отражают.

Что значат семь печатей и семь труб в книге Откровение?

Вопрос: Что значат семь печатей и семь труб в книге Откровение?
Ответ: Семь печатей (Откровение 6:1-17; 8:1-5), семь труб (Откровение 8:6-21; 11:15-19) и семь чаш (Откровение 16:1-21) являются тремя последовательными сериями Божьих судов последнего времени. Суды будут все больше и больше ухудшаться и становиться все разрушительнее с приближением к окончанию земной истории. Семь печатей, семь труб и семь чаш связаны между собой. Семь печатей предшествуют семи трубам (Откровение 8:1-5), а семь труб предшествуют семи чашам (Откровение 11:15-19; 15:1-8).
Первые четыре печати из семи известны как четыре всадника апокалипсиса. Первая печать представляет антихриста (Откровение 6:1-2). Вторая несет великие войны (Откровение 6:3-4). Третья – голод (Откровение 6:5-6). Четвертая принесет эпидемии, еще больший голод и последующие войны (Откровение 6:7-8).
Пятая печать говорит нам о тех, кто будет замучен за свою веру во Христа в последнее время (Откровение 6:9-11). Бог услышит их мольбы о справедливости, и Он предоставит ее в должное время – в виде шестой печати, вместе с судами труб и чаш. Когда шестая печать будет сломана, произойдет разрушительное землетрясение, из-за которого земной ландшафт претерпит сильные изменения, наряду с необычными астрономическими явлениями (Откровение 6:12-14). Выжившие будут кричать «горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откровение 6:16-17).
Семь труб описаны в Откровении 8:6-21. Семь труб являются «содержанием» семи печатей (Откровение 8:1-5). Первая труба принесет град и огонь, который уничтожит большую часть растительности на земле (Откровение 8:7). При второй трубе на землю, по всей видимости, упадет метеорит, который попадет в океан и приведет к гибели большинства живых организмов в нем (Откровение 8:8-9). Третья труба похожая на предыдущую, но она затронет земные озера и реки, вместо морей и океанов (Откровение 8:10-11).
Четвертая из семи труб приведет к затемнению солнца и луны (Откровение 8:12). Пятая – к нашествию гигантской саранчи, нападающей и мучающей людей (Откровение 9:1-11). Шестая труба освободит демоническую армию, которая убьет треть человечества (Откровение 9:12-21). Седьмая труба вызовет семь ангелов с семью чашами Божьего гнева (Откровение 11:15-19; 15:1-8).
Суды семи чаш описаны в Откровении 16:1-21. Они будут вызваны семью трубами. Первая чаша принесет болезненные язвы людям (Откровение 16:2). Вторая чаша приведет к гибели всего живого в море (Откровение 16:3). Третья превратит реки в кровь (Откровение 16:4-7). Четвертая приведет к тому, что излучение солнца усилится так, что оно будет приносить сильную боль (Откровение 16:8-9). Пятая – к великой тьме и усилению язв первой чаши (Откровение 16:10-11). Шестая чаша приведет к тому, что река Евфрат высохнет, а армии антихриста в то время соберутся на Армагеддонскую битву (Откровение 16:12-14). Седьмая чаша приведет к разрушительному землетрясению и последующим гигантским градом (Откровение 16:15-21).
Откровение 16:5-7 говорит о Боге: «Праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того… Ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои».
English

Вернуться на русскую стартовую страницу
Что значат семь печатей и семь труб в книге Откровение?

МИССИЯ БИБЛЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Дорогие братья и сёстры, мы живём накануне заключительных событий истории земли, за несколько лет до второго пришествия нашего Господа. Поэтому христиане должны быть в курсе событий ныне происходящих и будущих. Нас объединит не общая скамья и не членство в одной церкви, и не проживание в одном городе или стране, а принятие библейской истины. Цель христианина – постичь библейскую истину, а затем нести её другим. Сила нашей веры и спасение в том, что мы можем принять великие пророчества Библии заранее, и, познав их сами, мы предупредим о них братьев и сестёр, чтобы они тоже могли бы спастись! Признайтесь нам, можете ли Вы объяснить другим правильно пророчества о семи печатях книги Откровение? Более подробную информацию о пророчествах 6-й главы Вы можете прочитать в «Комментарии к книге Откровение».

Снятие семи печатей в пророчествах книги Откровение

Друзья, нигде раньше апостол Иоанн не упоминал о снятии семи печатей. Во всём Писании число семь, при символическом употреблении, обычно выражает полноту, и в данном случае семь есть число символическое, выражающее полноту Божьего гнева за грехи людей, когда Он начнёт производить Свой суд над этим миром. Господь всегда обращался к людям через Своих вестников: Своего Сына, пророков, апостолов, простых учеников. Он выражал Свою волю при помощи такой литературной формы и образов, и на таком языке, которые были наиболее понятны людям, к которым изначально было направлено Его слово – Библия. Книга Откровение использует слова и образы понятные людям дней апостола Иоанна, живших в начале новозаветного времени. А события, связанные со снятием печатей, представляют Божье возмездие нечестивым, и носят планетарный характер. Они являются последовательной цепью событий будущего. Таким образом, в шестой главе Откровения в символической форме были открыты заключительные сцены истории великой борьбы вплоть до второго пришествия нашего Спасителя.

Дорогие братья и сёстры, одно из четырёх животных призвало Иоанна пойти и посмотреть на те события, которые будут происходить на земле при снятии семи печатей. Читаем: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех жи­вотных, говорящее как бы гро­мовым голосом: иди и смотри» (Откр. 6:1).

О том также пророчествовал Иоиль: «…да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок — день тьмы и мрака… Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него. Вид его как вид коней, и скачут они как всадники» (Иоиль 2:1-4). Отличительным является то, что при снятии первых четырёх печатей показаны кони различной масти со всадниками. Понятно, что на небе нет ни белых, ни красных, ни чёрных лошадей с их воинственными всадниками. Книга Откровение наполнена различными символами.

Снятие первой печати

Дорогие братья и сёстры, Иоанн видит первого коня со всадником: «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6:2). Некоторые комментаторы сравнивают четырёх коней в стихах 2-8 с четырьмя конями видения Захарии 6:2, 3. Но это ошибочно. Во-первых, там порядок выхода коней по их масти не совпадает с описанием в книге Откровение. Во-вторых, в Откровении на лошадях сидят всадники, а в книге Захарии кони впряжены в колесницы. И значение этих символов также совершенно различное. В некоторых стихах Откровения даётся пояснение того, что символизируют кони со всадниками, а в стихе 8 прямо сказано, что имя ему смерть и дано перечисление тех различных способов смерти, которые тогда наступят. Белый конь имеет всадника с луком в руке. Лук – орудие войны. Бог выразил Свою волю при помощи таких образов, которые были наиболее понятны людям, к которым изначально было направлено Его слово. Лук не применяют в современных войнах, он есть лишь аллегория, символ того оружия, что используется ныне.

Белый конь со всадником, которому дан венец, символизирует собой победу, а белый цвет означает чистоту. Это означает, что время испытаний закончено для всех жителей на земле. Все те, кто приготовился, получили печать Божью и будут сохранены Им до второго пришествия Господа, они-то и есть победители, одетые в белые одежды (см. Откр. 3:5; 7:9). А другие люди, согласно их выбору, получили начертание зверя, и для них тоже пришло время, когда уже ничего нельзя изменить в их судьбе. Об этом пророчество: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернятся; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще» (Откр. 22:11). Настанет время, когда судьба каждого человека будет решена навсегда.

Снятие второй печати

Дорогие братья и сёстры, Иоанн видит второго всадника: «И когда Он снял вторую пе­чать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вы­шел другой конь, рыжий; и си­дящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр. 6:3, 4). При снятии второй печати выходит конь рыжий, в других переводах он красный, то есть имеет цвет крови. Это говорит о потере мира на земле и наступлении кровопролитий от военных действий на земле так, что люди будут ненавидеть и убивать друг друга даже без причины. Выражение: «дан ему большой меч» характеризует будущую всеобщую войну. Важно отметить, что такой войны ещё никогда не происходило, и она не будет ограничена каким-либо народом или территорией.

Снятие третьей печати

В Откр. 6:5, 6 читаем: «И когда Он снял третью пе­чать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взгля­нул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, го­ворящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячме­ня за динарий; елея же и вина не повреждай». Вороной конь, есть чёрный конь, что символически открывает будущий нравственный упадок и моральное разложение в обществе того времени. Написано: «…имеющий меру в руке своей». У всадника в руке весы, что означает начало лютого голода на земле. Тогда возникнет большая проблема в пропитании и цены станут непомерно высокими. «Хиникс» — малая хлебная мера, ёмкостью 2,14 л., составляющая дневную норму пропитания рабочего человека. Динарий – это распространённая в первом веке денежная монета римской империи. Написано: «хиникс пшеницы за динарий». Во время Иоанна динарий был самой ходовой монетой, и долгое время он являлся мерой определения ценностей, древними деньгами. Динарий начал чеканиться в 3-ем столетии до Р. Хр. Согласно ценам на зерно, указанным Цицероном в книге «Против ересей», стр. 81, упомянутые Иоанном расценки в Откровении, были приблизительно в 8-16 раз выше обычных цен того времени, что говорит большой дороговизне и проблемах с продовольствием. Ячмень всегда был намного дешевле, чем пшеница. Следовательно, «три хиникса ячме­ня за динарий» — такая цена на ячмень тоже была не соответствующе высокой. В древности вино и елей (растительное масло из оливок) ежедневно употребляли в пищу. Пророчество говорит, что вино и елей не будут уничтожены. В библейские времена для приготовления хлеба использовали оливковое масло, и хлеб составлял основу для пропитания. Вино же тогда использовалось как лекарственное средство (см. 1 Тим. 5:23).

Итак, события связанные с третьей печатью предупреждает о наступлении голода. О том так же пророчествовал Иоиль: «О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он. Истлели зерна под глыбами своими, опустели житницы, разрушены кладовые, ибо не стало хлеба. Как стонет скот! уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец» (Иоиль 1:15, 17, 18). Голод будет носить всеобщий характер.

Снятие четвёртой печати

В Откр. 6:7-8 написано: «И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвёр­того животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью зем­ли — умерщвлять мечом и голо­дом, и мором и зверями земными». В этом видении открыто имя всадника. Бледный цвет коня говорит о том, что после всеобщего голода наступит время ужаса и смерти. Нечестивые окажутся в самом деле без надежды, без Бога и их сердца «будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную». Смерть постигнет четвертую часть населения земли от войн, голода, мора и нападения зверей. Слово мор означает смертельные болезни, например, такие как чума или язвы. Очевидно, что такого массового уничтожения людей ещё не было на земле, ни когда ещё погибала четверть населения планеты. Так изображено время наибольшего отчаяния и смерти, обстоятельства в мире станут такими сложными и зловещими, какими не были никогда до ныне.

О смерти перед пришествием Христа пророчествовал Амос: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его» (Амос 5: 18). Также предупреждал Исаия: «Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее» (Ис. 13:9). О том так же предсказал Иезекииль: «Ибо так говорит Господь Бог: если и четыре тяжкие казни Мои: меч, и голод, и лютых зверей, и моровую язву пошлю на Иерусалим, чтобы истребить в нем людей и скот» (Иез. 14:21).

Итак, видим, что к концу истории будут происходить страшные социальные, экономические, природные (стихийные) бедствия, каких ещё не бывало на земле. Это согласуется с предсказанием Даниила 12:1: «…и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени».

Снятие пятой печати

В Откр. 6:9 читаем: «И когда Он снял пятую пе­чать, я увидел под жертвенни­ком души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели». В этом стихе под словом души надо понимать личности людей, а не какие-то бестелесные существа. Всякая попытка объяснить эти души как бесплотные духи мучеников вопиющих к Богу после своей смерти, является нарушением законов толкования символических пророчеств, противоречащее контексту всего Писания. В данном случае, как и при истолковании притч, мы должны понимать, что не все детали имеют объяснительную ценность. Главная идея этого стиха: народ Божий будет погибать за свою веру вплоть до второго пришествия. Поэтому не важно, что это за жертвенник, и где он находится. На небе нет ни белых, ни красных, ни чёрных лошадей с их воинственными всадниками. Нет там и Иисуса в виде Агнца с кровоточащей раной, с семью рогами и семью очами. И из уст Его буквально не исходит острый с обеих сторон меч. Книга Откровение наполнена символами.

Друзья, смысл стиха 9 в том, что бедствия происходят на фоне всемирного господства церкви Рима, поэтому борьба имеет первым делом духовный характер. Христиане погибают за веру в слово Божье, которое они соблюдали и за своё свидетельство. Как предсказал об этом Господь: «…наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16:2). Тогда все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2Тим. 3:12). Это время подобно тому, что происходило с истинными христианами в тёмном средневековье, когда их за веру объявляли еретиками, ставили вне общества, бросали в тюрьмы, убивали. Характер папства не изменился, поэтому история повторится, только в ещё более мрачных красках.

В Откр. 6:10, 11 читаем: «И возопили они громким голосом, говоря: доко­ле, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них оде­жды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число». Скажите, как могли души возопить, если все мёртвые находятся в бессознательном состоянии, согласно книге Еккл. 9:5? Так же о голосе крови написано в Евр. 12:24: «…Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева». То есть кровь убитого своим братом Авеля вопит к Богу об отмщении. В этом есть подобие, так как Иоанн тоже слышит символический вопль людей, убитых за веру. Это мученики, которые отдали свою жизнь, но не отреклись от истины. Они просят суда, то есть восстановления Божьей справедливости, их просьбы ко Владыке, подтверждают их верность Ему. Они жаждут не столько мщения, сколько оправдания имени Божьего. Один известный как-то сказал: «Где начинаются преследования, там кончается христианство…» В невинно убитых людях вся вселенная увидит отвратительный характер сатаны и его слуг. После таких событий, никто и никогда больше не подвергнет сомнению справедливость Божью и истинность Его законов. «Ни один протестант, имеющий некоторые познания в истории, не станет оспаривать, что церковь Рима пролила больше невинной крови, чем любая другая организация, существовавшая когда-либо на земле. Невозможно получить полное представление о числе её жертв и не хватит на то силы воображения, чтобы хотя бы приблизительно представить себе их страдания» (W. E. Leeky, “Histori of the Rise and Influence of the Spirit of Rationalism in Europe”, t. 2, p. 32, 1910).

Если убитые уже были одеты в белые одежды, то этим подчёркивается, что, несмотря на их позорную смерть, они приняты Богом (Откр. 3:5). В стихе 11 написано, чтобы они ещё подождали малое время. Это значит, что время бедствий и гонений за веру ещё не закончилось. При пятой печати ещё будут убиты христиане, которые дополнят число мучеников. Господь знает число тех, кто засвидетельствует верность Ему своей кровью. Во время событий пятой печати время великой скорби не заканчивается, так как до второго пришествия остаётся ещё малое время.

Друзья, в то время борьбы будет казаться, что период ожесточённых преследований и гонений никогда не кончится, поэтому в пятой печати дано ободрение для тех, кто страдает за веру. Владыка удостоверяет, что останется тогда подождать короткое время и Его справедливость восторжествует. Если во время пятой печати есть мученики за веру, значит, в то время ещё будет существовать организация, виновная в пролитии этой крови. О ней мы с Вами говорили при исследовании 13-18-ой глав книги Откровение.

Снятие шестой печати

В Откр. 6:12-14 читаем: «И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, про­изошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как вла­сяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, по­трясаемая сильным ветром, ро­няет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как сви­ток». Выражение: «небо скрылось, свившись как сви­ток» было понятно людям первого века, так как тогда все книги имели вид свитка. Под этим описанием небесных событий надо понимать, что как книжный свиток скручивался (свёртывался), тоже произойдёт с небом, которое мы видим сегодня. Оно буквально свернётся. То, что язык изложения буквальный подтверждают нам другие пророчества Библии.

О тех же событиях перед пришествием Христа пророчествовал Иоиль: «Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет. И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?»; «Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный»; «…Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой» (Иоиль 2:10, 11, 31; 3:14, 15, 16).

О том же предупреждал пророк Амос: «Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния. И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня» (Амос 5: 18; 8: 9).

У пророка Исаии читаем: «Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим. Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей» (Ис. 13: 6, 10, 11).

Итак, предсказанные в шестой печати великие события на небе и на земле являются не символическими, а буквальными. Когда они произойдут? «… Я наперёд сказал вам всё. Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не будет светить, и звёзды будут падать с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с великой силой и славой» (Мр. 13:23, 26; тоже Мтф. 24:29). Следовательно, потрясающие события шестой печати будут происходить после времени великой скорби в тот короткий промежуток времени, что останется до появления Господа на небе.

Пророчество шестой печати: «…и всякая гора и остров дви­нулись с мест своих» (Откр. 6:14-16), подобно пророчеству Исайи о состоянии планеты в те дни: «Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена. Шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель» (Ис. 24:19,20). Эти страшные конвульсии земли приводят к тому, что исчезают горы и острова.

О тех же событиях говорится и в седьмой чаше гнева Божьего: «Седьмой Ангел вылил свою чашу на воздух… и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! Исчезли все острова, и не осталось гор» (Откр. 16:17, 18, 20). Это же великое землетрясение упоминается и при седьмой трубе в Откр. 11:19. О будущем Божьем суде над миром Господь предупреждал заранее: «Совершу над ними великое мщение наказаниями яростными; и узнают, что Я Господь, когда совершу над ними Мое мщение» (Иез. 25:17).

Дорогие братья и сёстры, сегодняшние мировые события не должны оставлять нас равнодушными, так как человечество не сможет избежать исполнения Божьего воздаяния за грех. «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откр. 6:14-16). В образах, наиболее понятных верующим первого века, Спаситель предсказал будущие события, где привел перечень лиц, представляющих всю полноту социально-политической власти в жизни Римской империи, времени Иоанна. Нужно понимать, что данным перечнем лиц представлены все начальствующие нашего времени. Заметьте, что среди них нет тех, кто желал бы возвращения Мессии. Когда придёт Господин неба и земли, то они все побегут от Него, желая лучше умереть, погибнуть. Великое множество населения планеты в день пришествия окажется неготовым ко встрече с Господом! Поэтому задан вопрос: «ибо пришел ве­ликий день гнева Его, и кто мо­жет устоять?» (Откр. 6:17).

Этим вопросом прерывается последовательность изложения событий семи печатей, чтобы представить тех людей, которые смогут устоять во время второго пришествия Христа. Седьмая глава является вставочной между шестой и седьмой печатями, объясняя судьбу тех, кто получит печать Божью.

Снятие седьмой печати

Друзья, в книге Откровение 8:1 видение вновь возвращается к описанию событий снятия семи печатей: «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (8:1). Что это за безмолвие? Какова его продолжительность?

В противоположность тем потрясающим событиям на небе и на земле, сопровождающим снятие шести печатей, при открытии седьмой печати наступает благоговейное молчание. Если раньше мы видели, как на небе было много славословия и ликования, то потом, наоборот, все погрузятся в молчание, что подчёркивает особенное состояние торжественного ожидания в продолжительность его 7-8 дней, то есть «как бы на полчаса». «Один час» – это пророческое, символическое, время, о котором в Библии говорится четыре раза (см. Откр. 17:12; 18:10, 17, 19). Для определения сколько это будет буквальных дней надо один пророческий год (он равен 360 дням) поделить на количество часов в сутках. 360 : 24=15 дней. Следовательно, символическое время в один час равно 15-ти буквальным дням, а пророческое время в полчаса это 7 дней, но так как сказано как бы на полчаса, то это буквальные 7-8 земных дней.

Обратите внимание на то, что события, предсказанные в семи печатях, семи трубах и семи чашах гнева Божьего имеют планетарные масштабы.

Итак, друзья, мы с Вами полностью уяснили, что события труб и язв, а также и события при снятии печатей, являются одновременными и параллельными.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *