А чем смысл жизни?

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовке, великие умы и философы человечества пытались (и пытаются) решить ни раз и ни два. Да что там, о смысле жизни рано или поздно задумывается каждый человек, но единого и однозначного ответа у нас по-прежнему нет.

Возможно потому, что каждый человек воспринимает жизнь, а значит и ее смысл, совершенно уникально, по-своему? Да, все так, однако несмотря на разность, всех людей объединяет общее стремление к самореализации. Вряд ли удастся найти такого человека, у которого не было бы заветной мечты, далекой или близкой цели, внешней или внутренней потребности. Но достаточно ли этого?

Самореализация как потребность

Казалось бы — поешь, поспи и все: доволен и свободен. Но нет, удовлетворения базовых потребностей, несмотря на заветы Маслоу, оказывается недостаточно. Человек, как оказалось, ко всему прочему существо социальное, а некоторые современные психологи еще и добавляют сюда приставку «психо-«, порождая человека как «психо-социально-биологическое» существо. Самореализация как явление располагается как раз где-то на границе психологии и социальной жизни человека.

Вселенная будто бы дает каждому из нас две пары конечностей, чтобы шевелиться, голову, чтобы думать, целую коробку уникальных качеств и предрасположенностей, а потом говорит: «Попробуй-ка теперь что-то с этим сделать, а я посмотрю, как у тебя получится». И мы пробуем, учимся, развиваемся. Пробуем реализовать свой потенциал где угодно — от вязания теплых шарфиков до упорного карабканья по карьерной лестнице.

И, кажется, что смысл жизни должен довольно неплохо вписаться в самореализацию, но не тут-то было! Рано или поздно мы осознаем: достижение какой-либо цели не может быть смыслом жизни, потому что самореализация — это такой же процесс, как еда или сон, как общение или желание быть в безопасности. Что же это, получается, что смысл жизни расположен где-то глубже? Или его не существует вовсе?

Так есть ли смысл?!

Конечно, законы жанра советуют не раскрывать все карты слишком рано, но все же мы это сделаем: дело в том, что смысла жизни как такового просто… нет. Вселенная, награждая нас теми или иными характеристиками, попросту не думает о том, что из нас получится в итоге. Зато в подарок нам дают свободу и право выбора.
Жизнь предоставляет массу возможностей для того, чтобы мы сами искали и нашли себя. Вся эта длинная цепочка проживаемых лет — огромный экспериментальный центр, в котором мы можем попробовать все на свете. Хотите — постройте дом, заведите семью и большой яблоневый сад, а хотите — станьте великим ученым, художником, юристом, да кем угодно!

Да, можно сказать, что смысл всей жизни заключается в его отсутствии. Но в этом осознании гораздо больше плюсов, чем кажется на первый взгляд! Как минимум, никто из нас не ограничен каким-то предназначением, но волен выбирать свой путь самостоятельно.

Зачем тогда его придумали?!

Понятие «смысл жизни» было придумано людьми и для людей. Можно сказать, что смысл жизни — это вектор развития. Если бы мы ни к чему не стремились, даже на короткой дистанции, в итоге мы бы так ни к чему бы и не пришли.
Смысл жизни у каждого свой. Например, кому-то хочется быть значимым, и человек начинает стремиться к достижению небывалых успехов — как минимум для того, чтобы в итоге не назвать свой тернистый путь бессмысленным. А для кого-то смысл жизни становится способом поддержания интереса к самой жизни. Ведь как можно жить и не знать, зачем ты это делаешь?

Ужасно, но конкретики не существует

Однако несмотря на все сказанное выше, вопрос «Так зачем это все, где мой смысл жизни?» по-прежнему остается. Ответ на него на самом деле лежит на поверхности, и заключается в том, что ответа нет. Никто не может знать наверняка, для чего вы пришли в этот мир и какая у вас должна быть цель. Люди — существа достаточно разумные, поэтому мы вольны выбирать свой смысл сами, видоизменять его, модифицировать, ломать и строить заново. Из чего же его можно сконструировать?

  • Во-первых, развитие. Человек развивается на протяжение всей жизни, а мир вокруг вынуждает нас меняться под него еще больше. Важная часть пути развития — это поиск. Когда мы рождаемся, слишком многое об окружающей среде нам не известно, и это подстегивает интерес к познанию. Сначала наши глаза развиваются, чтобы увидеть маму; затем — среду вокруг, объекты, процессы, людей и, что немаловажно, себя любимого. И этот процесс развития вечен, никто не знает всего заранее, но получает информацию постепенно и в том объеме, который он сам для себя определяет.
  • Во-вторых, создание чего-то нового. Кто-то создает шедевральный фильм, музыку или техническое оборудование. Кто-то — семью, небольшую, но полезную компанию, или тот же шарфик в подарок любимой маме. Любой продукт, который мы производим, является отражением того, как мы себя реализуем, и это предельно важно.
  • В-третьих, польза обществу. По-настоящему великим человеком становится не тот, кто обладает уникальным, но никому не интересным талантом, а тот, кто может принести с собой что-то полезное. Реакция других людей на то, что мы делаем, объединяет, приводит к сотрудничеству и продуктивной коммуникации. В результате мы становимся еще более полезными не только для себя, но и для мира вообще.
  • В-четвертых, любовь. И совсем необязательно к другому человеку, к чему угодно: животному, ребенку или хобби. То, что мы создаем, должно нам искренне нравиться, вызывать радость, приятное возбуждение и трепет. Иначе какой смысл в жизни, если она не приносит никакого удовольствия?

Так как найти свой смысл жизни?

Почаще задавайте себе вопрос «Зачем?», а потом анализируйте, насколько вы довольны ответом. Так вы лучше поймете, чего хотите, и сможете двигаться в нужную сторону каждый день, исключив все то, что не приносит никакой пользы или удовольствия.
Всегда помните о своих желаниях: без них никуда, ведь человек может по-настоящему реализовать себя только в той сфере, в которой он чувствует себя комфортно и где его таланты будут оценены по достоинству. Иначе, опять же, в этом никакого смысла.

Наконец, примите как факт то, что смысл жизни может меняться. Это не константа, на которую не в состоянии повлиять ни один фактор. То, чего вы хотели 5 лет назад, сегодня может не иметь для вас никакого значения, вы меняетесь и это нормально. Без сожаления отпускайте то, что не важно, и продолжайте искать дальше, пока не найдете.

3 мифа о смысле жизни

  1. Смысл жизни в самой жизни. В принципе, это утверждение может претендовать на то, чтобы быть правдой, но при одном условии: правильном толковании. Жизнь, как площадка для реализации потенциала, но без самого процесса реализации, ничего из себя не представляет. Какой смысл в саду, если в нем ничего не растет? Смысл жизни — это не сама жизнь, а то, как мы с ней взаимодействуем. Так будет точнее.
  2. «Жизнь одна — бери все, что можешь!». Однозначное нет: если так думать, есть риск ошибиться в самом начале. Нет абсолютно никакого смысла в том, чтобы накапливать огромное количество благ и впечатлений, если они, опять же, никак не используются и никому не нужны. Идея «брать от жизни все» очень односторонняя и ограниченная — и кардинально отличается от наполненной смыслом идеи о том, как важно искать, находить и делиться.
  3. Смысл в том, чтобы быть счастливым и успешным. Из всех мифов этот самый реалистичный, однако и он не до конца точен. Ощущение счастья и успех — это следствие, но никак не цель. Вы можете сколько угодно хотеть богатства и счастья, но в этом не будет смысла, если вы не будете знать, как их достичь.

У человека есть две жизни: она, в которой мы живем подобно заведенным автоматам, приспосабливаясь к окружающему миру и обществу; и вторая, в которую мы впадаем в редкие минуты, когда творим, когда любим, когда делаем добро.

С точки зрения философии, это есть истинная жизнь — здесь мы радуемся, волнуемся, глубоко переживаем, здесь мы живем полностью в бодрствующем состоянии. Однако все эти вещи: добро, любовь, красота, ум, совесть, честь — являются сверхъестественными, потому что не имеют никаких естественных причин.

Нельзя спросить человека, почему он сделал добро (ибо если есть причина, то нет доброго поступка: «я спас человека, потому что он богатый и меня отблагодарит»), нельзя спросить о том, почему он любит другого человека (если есть причина, то нет любви: «я люблю ее, потому что она красивая» — но ведь есть тысячи более красивых.)

Добро, как и любовь, не нуждается в объяснении. А зло нуждается в объяснении, любой наш нехороший поступок надо объяснять и оправдывать. Мы всегда ищем причины только для бесчестия, для измены, для зла. Но если злые поступки мы часто совершаем автоматически (так же, как автоматически в голову приходит только глупость, а чтобы пришла умная мысль, нужно сильно постараться), то добро, честь, любовь, ум сами по себе не случаются, не совершаются в автоматическом режиме.

Как писал замечательный и оригинальный философ 1960-1980-х годов М.К. Мамардашвили, все эти вещи живут в той мере, в какой возобновляются человеческим усилием, живут только на волне этого усилия. Вообще ничто человеческое не может прибывать само по себе, но должно постоянно возобновляться. Даже закон — его нельзя установить, а потом забыть про него и полагать, что он может существовать. На самом деле существование закона целиком покоится на существовании достаточно большого количества людей, которые его понимают и нуждаются в нем как необъемлемом элементе своего существования. Никакой свободы не будет, если нет людей, которым свобода нужна и которые готовы за нее драться.

М.К. Мамардашвили (1930-1990 гг.) — российский Сократ. Очень не любил писать, при жизни выпустил только три книги. Постоянно выступал с циклами лекций по философии в МГУ, во ВГИКе, в Институте психологии. На них в 1960-1980-х годах сходилась вся интеллектуальная Москва. Он читал спокойно и деловито, попыхивая трубкой. Все, что он говорил, записывалось на пленку, перепечатывалось, ходило по рукам. От лекций Мамардашвили и от самого его облика весело подлинной философской мудростью.

Он выступал во многих университетах мира, причем всегда на языке страны, был знаком со многими выдающимися мыслителями Запада. Никогда не боялся говорить о том, что думает, и был образцом чесности и искренности в мышлении. Умер в московском аэропорту.

В настоящее время готовится объемное собрание его сочинений, выпущены отдельные его работы — «Картезианские размышления», «Лекции о Прусте», «Как я понимаю философию».

Сам человек не существует как какая-то данность, как предмет, как стол или стул; человека вообще нет как чего-то неизменного, постоянного, налично, человек — это стремление быть человеком. Нет стремления — нет человека.

В то же время в человеке, даже пребывающем в другом, напряженном режиме бытия, — в любви, творчестве — не прекращаются естественные процессы, он продолжает жить в этом мире, заниматься обыденными и повседневными вещами. И в этом смысле человек, по выражению М. Мамардашвили, распят между двумя мирами. Эта распятость предполагает напряжение: если есть человек, то есть и это напруженное держание в себе двух миров, напруженное усилие держать, будучи природным существом, что-то неприродное, искусственное, покоящееся на весьма хрупких основаниях.

Хрупких потому, что искусственные основания человека никогда целиком не реализуются в этом естественном мире — в мире нет в чистом виде не совести, ни добра ни красоты. И тем не менее вся жизнь человека сопряжена с этими основаниями. Но быть абсолютно добрым — бесконечная задача, так же как быть абсолютно мудрым — бесконечная задача. А человек конечен. Ему жизни не хватит на достижение этих совершенств, и тем не менее он к ним стремится. Стремится к тому, на что не хватит жизни, — это и есть человеческое предназначение. Это стремление и есть то, что можно назвать бессмертной душой.

Назначение меня как человека еще в том , чтобы оставить свой след, чтобы мои дела и мысли вошли необходимой частью в состав этого мира. А это возможно только в том случае, если я живу свою жизнь. Потому что в мире уже все сказано, все сделано, все написано, в этом мире нет для меня места, остается только повторять то, что уже было, как и делает большенство людей, не выполняя своего предназначения. Жить своей жизнью — значит найти то пустое место, которое оставлено для меня.

Страницы: 1 2

Каждый человек рано или поздно задумывается над целью своего существования. Смысл жизни – это понятие глобальное, выходящее за рамки временных целей и задач человека к которым относится продвижение по службе, поездка в отпуск на Кубу или создание благополучной семьи.

Смысл жизни – это цель вашего пребывания на Земле, задачи, которые вы призваны выполнить, находясь здесь и сейчас.

Как найти смысл жизни

Люди делятся на два типа: одни верят в то, что не просто так появились и должны выполнить свою миссию, вторые считают, что живут сами по себе и никаких целей, кроме сиюминутных и личных, не преследуют и преследовать не должны. И те, и другие могут задать вопрос о смысле жизни человека, получить на него ответ, только у первых поиск истины может занять 20 минут, у вторых – несколько часов. Это может потребовать терпения и усидчивости, но результат будет обязательно.

На вопрос о смысле жизни человека можно дать ответ только тогда, когда вы в состоянии очистить сознание от ложных понятий, и от того, что у человека нет никакого предназначения, в том числе. Разум должен быть чистым, чтобы принять новую информацию.

Наглядно это можно проследить на примере из истории мастера боевых искусств Брюса Ли. Однажды к нему обратился человек с просьбой научить его всему, чем владеет мастер. Брюс заполнил две чашки водой и первую попросил представить в виде знаний о боевом искусстве, которыми этот человек уже обладает, другую – в виде навыков, которыми обладает Ли. Чтобы наполнить свою чашку знаниями мастера, сначала нужно очистить ее от собственных знаний, не всегда правильных.

Этот животрепещущий вопрос о смысле жизни человека

Есть десятки методов познания себя и своих возможностей, но самый легкий способ понять, в чем заключается смысл жизни, – взять бумагу и набросать свои варианты. Это можно сделать на листе или в компьютере, воспользовавшись любым тестовым редактором. Сверху нужно написать «В чем смысл моей жизни?”, ниже – все, что появляется в вашей голове. Расписывать их подробно не обязательно, можно просто обозначить общую идею в паре слов. Методика схожа с техникой мозгового штурма, популярным на бизнес-тренингах.

Писать, возможно, придется долго, и вариантов может быть не одна сотня. Продолжать процесс следует до тех пор, пока вы напишите фразу, которая заставит вас вздрогнуть и понять, что это то, что вы искали. Кому-то потребуется написать всего 2-3 пункта в течение пары минут, другим придется уделить этому занятию ни один час (или день).

В чем смысл жизни: ответы и проблемы, с которыми придется столкнуться

  1. У вас может не хватить терпения и усидчивости.

    В большей степени это касается искателей, которые решили найти предназначение в жизни ради праздного любопытства и сам ответ не особо их волнует. Они чаще всего не доводят дело до конца, потому что писать бестолковые, на из взгляд, фразы – это пустая трата времени. Иначе говоря, узнать смысл своей жизни они бы хотели, но прилагать для этого усилий и заниматься самоанализом – нет. И это не плохо: истинное предназначение может открыться такому человеку в совершенно неожиданный момент.

  2. Скорость написания может разниться, как и количество вариантов.

    Человек иногда может находиться в ступоре, не зная, что ему еще писать, иногда пишет потоком из 400 фраз, а ответа на вопрос так и не получает. Но нужно не забывать, что результат будет обязательно, поэтому продолжать следует до победного конца.

  3. Ищите ответы в одиночестве.

    Искать ответ на вопрос «Как найти смысл жизни?” нужно, находясь в одиночестве, чтобы из вне ничто не отвлекало. Это даст возможность сосредоточиться, вспомнить важные моменты. Ваши варианты могут быть глупыми, неожиданными, интересными, вы должны записывать абсолютно все!

  4. Через определенное время у вас возникнет желание все бросить.

    Чаще такое желание возникает после написания 50 фраз. С этим соблазном нужно справиться и перетерпеть, после чего оно пропадет и вновь вернется рабочий ритм. Можно позволить себе немного отдыха, закрыв глаза на пару минут и посидев в полном спокойствии. Вы должны понимать, что ваша жизнь – не так проста. Соответственно, и ее смысл не может лежать на поверхности.

  5. Сосредоточьтесь на повторяющихся вариантах.

    В своих вариантах вы можете повторяться, но это не страшно, в каждый из них постарайтесь вложить немного другой смысл, немного развить мысль и написать более подробный ответ. Задайтесь вопросом, почему именно эти ответы на вопрос о смысле жизни пришли к вам в голову.

  6. При написании каждый вариант будет сопровождаться эмоциями.

    Если какие-то фразы вызывают чувство счастья, наполняют положительной энергетикой, значит, вы близки к ответу на вопрос «В чем заключается смысл жизни?”. Подобные всплески могут наблюдаться в любое время, и в первой десятке, и в третьей сотне. Но когда вы получите ответ на ключевой вопрос, почувствуете всплеск духовной энергии, каждый раз перечитывая это ответ, он будет вызывать отдачу и глубоко трогать за душу. Если вы чувствуете прилив сил и желание действовать, даже осознав, что это не искомый ответ, то вы совсем рядом.

Для чего люди ищут смысл жизни

Как найти смысл жизни? Этим вопросом люди задаются по разным причинам. Например, вы не испытываете удовлетворение от работы, личной жизни, чувствуете себя не на своем месте, и начинает закрадываться вопрос: «Может быть я занимаюсь не своими делами и живу не своей жизнью?” Определив цель существования можно направить энергию в нужное русло, и ощутить, что у вас все получается, и почувствовать отдачу от всего, что делаете.

Однако помните, что обрести цель в жизни – это полдела, необходимо регулярно работать над собой, ставить и двигаться к целям.

Этот метод поиска работает, но для каждого человека по-своему, так как люди пропускают ответы сквозь личный опыт, чувства, веру, внутренние установки. 80% людей удается получить ответ на вопрос в пределах 1 часа, но есть и такие, кто может делать несколько подходов по 3 часа, но они, как правило, до конца дело не доводят. У тех, кто горит желанием узнать, в чем смысл жизни, ответы занимают около 20 минут.

В этой статье я постараюсь осветить тему бессмысленности жизни, и одновременно ответить на вопрос о том, в чем смысл жизни заключается. Парадоксально? Все дело в том, что человек – явление относительное. А жизнь как таковая – абсолютна. Попробуем осветить тему бессмысленности и смысла жизни, как в относительном, так и в абсолютном плане.
Почему собственно человеческая жизнь бессмысленна? Потому, что она проходит. Все – быстротечно, мимолетно, преходяще. Мы живем сейчас и переживаем мириады «важных» событий и состояний. И все это спустя сотню лет станет ничем. До нас жили миллиарды людей. Все, чем они страдали и чему радовались ушло безвозвратно. Кто о них помнит? Известны единицы, но и тех мы знаем лишь по слухам. Возможно, по этой причине человек жаждет славы. Благодаря этой иллюзии он продлевает свой век. Однако на планетарном и космическом уровне даже столетия – лишь краткий миг. На фоне вечности – вообще ничто. В чем смысл жизни, если она неизбежно уходит в небытие? Печально? Вот и напрасно! Движемся дальше.

Чтобы не ходить вокруг да около, я поставлю прямой вопрос. Существует ли у жизни объективный смысл? Или же бессмысленность – единственная истина, с которой мы вынуждены мириться? Ответ на оба вопроса, с моей точки зрения, – положительный.

Все, что мы знаем – это наши мысли о реальности. У каждой мысли, концепции, идеи – есть смысл. Понимание возникает, когда мы постигаем смысл идеи. Что, собственно говоря, вообще представляет собой смысл? Это – сама сущность мысли. Смысл – это значение переменной, которой является наша мысль. Можем ли мы назвать мысль реальной? Ведь человек не способен ее удержать. Сама природа мышления отражает собой мимолетность жизни. Как только мысль приходит – ее уже нет. И все, что мы знаем – лишь наши мысли о мире. Смысл жизни существует на уровне мысли, и на этом же уровне он растворяясь проявляется в бессмысленности.

Люди склонны верить, что чем, серьезней они воспринимают жизнь, тем ближе такое восприятие к действительности. На деле же эта серьезность, которую выражает космическая печаль нашей унылой личности – словно детская гримаса, которую мы по наивности воспринимаем всерьез, как нечто реальное, важное и заслуживающее доверия. Ребенок плачет и он серьезен. Он не осознает, насколько беспочвенна его обида. Наши взрослые детские игры заставляют нас переживать и принимать всерьез происходящее. Этот бесценный опыт необходим, чтобы со временем увидеть, что мы от него свободны, и никогда по-настоящему не были им связаны.

В чем смысл жизни человека? Ведь мы люди, и относительно нас, возможно, правильно вопрос должен звучать иначе. Для чего нужен человек? И если мир так ограничен, как его видит материалист, тогда человек – явление случайное, и тогда нет никакого смысла. Мы были рождены нашими родителями. Однако нам повезло, и родители не оказались столь эгоистичными, чтобы считать ребенка своим творением, которое было создано исключительно для их целей. Ведь и они сами были рождены и воспитаны также, и позволяют нам стать самостоятельными. В социальном обществе человек взрослея, начинает осознавать, что теперь он сам может решать, как и ради чего ему жить. И это переживание самостоятельности намекает нам на бессмысленность жизни, потому что смысл может существовать лишь, когда мы живем не ради себя, но ради чего-то превосходящего нашу маленькую личность.

Если человек был сотворен Богом, значит, смысл жизни связан с целью Творца. В таком случае, смысл, который заложен в нашу жизнь, это причина, по которой нас создали. И раз уж все самое лучшее внутри нас проявляется по мере душевного развития, возможно и цель нашего существования проявляется в его плодах. Возможно, любовь, которую без всяких пошлых оттенков мы ставим во главу всех переживаний – и есть тот заветный ответ. В любом случае с этого ракурса, смысл жизни – в развитии сознания. Теме личного смысла жизни на progressman.ru посвящена отдельная статья.

Однако если говорить о жизни как таковой, на абсолютном уровне в ней нет ни смысла, ни болезненной бессмысленности. Все это – лишь работа ума. Жизнь как таковая – имеет самое непосредственное отношение к тому, чем мы являемся на самом деле. Чем ближе мы к осознанию реальности, тем глубже понимание того, что ни в смысле, ни в его отсутствии нет ни хорошего, ни дурного. В этом нет реальной двойственности. Все это – работа нашего ума здесь и сейчас.

Бессмысленность – такая же иллюзия, как и смысл, потому что без смысла она не может существовать. Если бы бессмысленность реально существовала, нам просто было бы не о чем говорить. Реальна ли дырка от бублика? Можно ли сказать, что дырка от бублика – это такое тяжелое, обреченное состояние космической печали? Можно ли сказать, что она равносильна нирване? Можно ли сказать, что она хоть что-то собой представляет? А может, это – спасательный круг? Когда мы говорим о бессмысленности, все, что мы реально имеем ввиду – растворяющийся смысл. Он еще есть, хоть и растворяется в нашем уме, поэтому пока есть о чем говорить. Но как только он растворился, наступает катарсис, свобода и облегчение!

Бессмысленность – это просто разрушение нашей привязанности, обесценивание, или расставание с тем, что делало нашу жизнь осмысленной в тот или иной момент. Нам тяжело пока привязанность рушится. В это время мы переживаем печаль, потерю и пустоту, на месте которой когда-то были объекты нашей привязанности. Но, когда привязанность уже разрушена, мы обретаем свободу. Теряя, мы переживаем потерю, но, когда мы отпускаем смысл окончательно, боль проходит. Мы освобождаем себя от бремени смысла и от тяжести его растворения, которая мерещилась нам бессмысленностью. Когда привязанность разрушена, приходит облегчение. На фоне вечности все хорошее проходит. Проходит и все плохое! Мы – вечные странники, вечные зрители, вечные игроки. И даже если у Вас в это нет веры, и жизнь кончается после смерти тела, переживания по этому поводу не имеют никакого смысла. Приблизит ли тоска счастье?

Отрывок из романа Виктора Пелевина «Т»:

«Линь-Цзы в ответ на вопрос о природе Будды, говорил, что это дыра в отхожем месте. Соловьев считал, что это самое точное объяснение, которое может быть дано. Представьте себе, говорил он, грязный и засранный нужник. Есть ли в нем хоть что-нибудь чистое? Есть. Это дыра в его центре. Ее ничего не может испачкать. Все просто упадет сквозь нее вниз. У дыры нет ни краев, ни границ, ни формы — все это есть только у стульчака. И вместе с тем весь храм нечистоты существует исключительно благодаря этой дыре. Эта дыра — самое главное в отхожем месте, и в то же время нечто такое, что не имеет к нему никакого отношения вообще. Больше того, дыру делает дырой не ее собственная природа, а то, что устроено вокруг нее людьми: нужник. А собственной природы у дыры просто нет — во всяком случае, до того момента, пока усевшийся на стульчак лама не начнет делить ее на три каи».

Пример – грубоватый. Но достаточно яркий и во многом точный. Чем больше мы ищем смысл жизни, тем дальше мы от реального осознания смысла происходящего здесь и сейчас. Мы сами наделяем происходящее смыслом. И когда ощущение бессмысленности будет пережито достаточно интенсивно и глубоко, мы можем интуитивно выбирать, что и как сделать осмысленным, «важным», а что обесценить и оставить забытым в прошлом. Эта гибкость – награда за прожитый опыт.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 128

А. В. Маслихин A. V. Maslikhin

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Mari State University, Yoshkar-Ola

Смысл жизни человека Meaning of life

Смысл жизни — это вопрос о предназначении человека в этом мире, для чего человек живет? Рассмотрены основные концепции смысла человеческого существования в истории философской мысли: пессимистическая, оптимистическая. Представлены трудовая и обыденная концепции смысла жизни.

Ключевые слова: смысл жизни, человек, личность, русская философия, экзистенциализм, фрейдизм, марксизм.

Key words:Meaning of life, man, personality, Russian philosophy, existentialism, Fruedism, Marxism.

С проблемой человеческой жизни теснейшим образом связана проблема смысла жизни — они во многом переплетаются и даже совпадают. И та, и другая имеют дело с человеком, его жизнью и деятельностью. В то же время поставленная проблема — о смысле жизни, имеет свое содержание, свои особенности, связанные с оценкой человеческой жизни.

Эта проблема исключительно сложна, ее пытались решить многие философы и мыслители прошлого; она находится в центре внимания и современной философии.

Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека в этом мире: «Для чего живет человек?»

Французский философ и писатель А. Камю в эссе «Миф о Сизифе» писал, что есть только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоПит или не стоПит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно. Поэтому «вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов» , — заключает он.

В истории философии, посвященной проблеме смысла жизни, имеется ряд концепций.

Одной из древнейших является концепция Экклесиаста (библейского проповедника). В ней подчеркиваются ничтожность и суетность человеческой жизни.

Жизнь человека, считает Экклесиаст, — это «бессмыслица», «нелепость», «вздор», «чепуха». Он полагает, что и слагаемые жизни — богатство, власть, любовь, труд — также бессмысленны, «как и погоня за ветром». Такой пессимистический вывод был сделан Экклесиастом потому, что «один конец ожидает всех»:

Одинакова участь праведника и грешника, Доброго и злого, чистого и нечистого, Добропорядочного и негодяя,

Честного и клятвопреступника.

По существу, Экклесиаст отрицал наличие у человека смысла жизни. В то же время у него имеются любопытные практические наставления для людей: раз небытие человека неизбежно, то остается как можно лучше использовать отпущенный нам короткий срок жизни. В этом случае, по его мнению, положительное значение обретают и творческий труд, и любовь и богатство .

Например, он дает такие житейско-практические советы: «Так иди же, весело ешь хлеб и пей с беззаботным сердцем вино, так как Бог предрешил дела твои. Постоянно носи белоснежные одежды и щедро душись благовонным маслом. Наслаждайся счастьем с любимой женой… Любое дело, которое найдешь себе, «старайся делать как можно лучше». И еще: «Веселись, юноша, пока ты молод, и спеши вкусить от всех наслаждений. Делай все, что душа твоя хочет и чего просят глаза твои, только знай, что за все с тебя взыщет Бог».

Пессимистические суждения о смысле жизни высказывал немецкий философ А. Шопенгауэр. Смысл жизни человека он сводил к страданию. Он имел бы все основания перефразировать известный принцип Декарта «мыслю, следовательно, существую» в положение «страдаю, следовательно, существую». Согласно его теории, человеку приходится вести постоянную борьбу с природой, обществом и другими людьми, его окружающими. В ее пользу он приводит соответствующие аргументы. Стихийные силы природы: землетрясения, болезни (микробы, вызывающие их, — это тоже природа) — наносят человеку громадный ущерб. Общество ведет постоянные войны, в которых гибнут тысячи, миллионы людей. А «главный источник самых серьезных зол, постигающих человека, — это сам человек: «человек человеку волк». По мнению Шопенгауэра, человеку присуще множество отрицательных черт, главной из которых является эгоизм. Его лозунг: «Все для меня и ничего для людей». Эгоизм необычайно силен, большинство бедствий человека коренятся в нем и им объясняются. Он разделяет людей, обособляет их и делает даже враждебными друг другу. В природе человека, утверждает философ, есть и более безнравственное, чем эгоизм — злоба, жестокость — они также направлены против жизни конкретного человека.

В своей работе «О ничтожестве и горестях жизни» Шопенгауэр делает выводы:

— от природных, общественных и людских сил человек всю жизнь страдает, печалится, лишается покоя и радости;

— жизнь индивида проходит в беспрерывной борьбе за свое существование, на каждом шагу жизни ему угрожает гибель;

— самое счастливое мгновение для человека — когда он засыпает, самое несчастное мгновение — когда он просыпается.

Воззрения Шопенгауэра, как известно, явились одним из теоретических источников экзистенциализма (его представители: К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) Это течение рассматривает не только сущность человека, но и смысл его жизни. Многие экзистенциалисты полагают, что человеческая жизнь носит печальный, трагический смысл. С их точки зрения, основными чертами жизни являются тревога, страх, отчаяние, ответственность (вина) за свой выбор. Рассуждения экзистенциалистов в обобщенном виде обретают следующий вид: человек в муках рождается, в слезах вырастает, в страхе проводит свои дни, в поте лица трудится, в грязи заканчивает свою жизнь, испытав очень мало коротких радостей, но много разочарований и горя, чтобы в конце концов предстать перед лицом неминуемой смерти, на которую он был обречен с самой первой минуты своего бытия.

В истории человеческой мысли имеются и противоположные, оптимистические высказывания о жизни, ее смысле. К ним, прежде всего, относятся идеи

двух наших великих соотечественников А. М. Горького и Л. Н. Толстого. Горький, как большой знаток реальной жизни, писал: «Не правда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы! В ней не только пошлое, но и героическое, не только грязное, но и светлое, чарующее, красивое. В ней есть все, что захочет найти человек!». Всемирно известному мыслителю и писателю Толстому принадлежат следующие слова: «Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытаний только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но и должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для всех, которые после нас будут жить в нем». И еще одна его идея: «На прекрасной земле — прекрасное, созданное для счастья человечество. Вокруг него — непреходящий свет и трепет радостной жизни. Жизнь эта со всех сторон окружает человека, надвигается на него, зовет к себе, хлещет в душу бурными потоками кипучей радости и счастья» . Следовательно, для Толстого смысл жизни человека — это сама жизнь, прекрасная и радостная, несущая человеку счастье.

Некоторые известные люди смыслом жизни считают постоянный труд, который приносит им физическое и духовное удовлетворение. Так, Току-Томи (знаменитый японец, бывший журналист, последователь учения Л. Н. Толстого) писал о себе: «Теперь я живу на маленькой ферме, недалеко от Токио, крошечном домике со своею женою и собакою. Я развожу картофель и другие овощи. Я провожу день за днем, работая заступом, обрабатывая землю и выпалывая сорные травы. Почва так не возделана, сорные травы так быстро растут, особенно в эти летние дни. Все время, всю энергию я трачу на то, чтобы полоть, полоть, полоть… Может быть, таков уклад моей жизни, может быть такой строй несовершенного мира. Однако я вполне счастлив. У нас прекрасный сон и хороший аппетит. У нас есть все, что нам нужно» .

Проблему смысла жизни исследовал З. Фрейд, который пришел к выводу, что нет удовлетворительного ответа на поставленный вопрос. Сам он стремился решить эту проблему в следующем аспекте: каковы смысл и цели жизни людей, если судить об этом на основании их собственного поведения; чего люди требуют от жизни и чего стремятся в ней достичь? И тут же отвечает: люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. Далее он пишет: это стремление имеет две стороны, положительную и отрицательную цели: отсутствие боли и неудовольствия с одной стороны, переживание сильнейших чувств и наслаждения, — с другой . В узком смысле слова, с точки зрения Фрейда, под «счастьем» понимается только последнее — переживание сильнейших чувств и наслаждения. Итак, смысл человеческой жизни, по Фрейду, — быть счастливым, получать различного рода наслаждения, удовольствия и избегать болезней и несчастий.

Попутно отметим, что он дает ряд рекомендаций, следуя которым можно быть счастливым. К ним ученый относит, прежде всего, любовь — возможность любить и быть любимым. При этом Фрейд высоко ставит одну из форм любви — половую, считая ее сильнейшим опытом «потрясающего наслаждения» . Кроме того, он признает, что человек испытывает большое удовольствие, когда наслаждается прекрасным — красотой природы, совершенством человеческих форм, художественными творениями. Большое значение имеет также радость творчества художника при воплощении образов его фантазии, радость ученого при решении научных проблем и познании истины; удовлетворение человеку приносит и профессиональная деятельность, когда она выбрана свободно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том же направлении разрабатывал проблему смысла жизни американский философ Э. Фромм, последователь З. Фрейда. Он писал: «Жизнь должна иметь смысл. Люди тянутся к счастью, истине, справедливости, любви, преданности».

Среди русских мыслителей предельно масштабно раскрыл эту проблему Ф. М. Достоевский. В своих многочисленных произведениях он развивал мысль о том, что человек является феноменом не только сложным, но и противоречивым, далеко не познанным. Человек, по его мнению, должен осмыслить себя и свое назначение в мире — быть личностью. Каждый должен оставить в обществе, пусть небольшой, но след, отпечаток своей личности. Человеку (личности) важно быть нравственным — вот суть, по взглядам Достоевского, его смысл жизни.

Заслуживает внимания этическая теория марксизма. Она вкладывает в смысл жизни человека как бы двойное содержание. Во-первых, здесь речь ведется о всестороннем развитии человеком своих способно -стей — умственных, нравственных и физических. Во-вторых, человек должен вести борьбу за построение нового, справедливого общества, в котором были бы установлены братские отношения между людьми, дружба и мир между народами, свобода и справедливость. Иначе говоря, люди своей деятельностью должны превратить в реальность вековую мечту о лучшей жиз -ни на Земле. Сторонники научной философии осуждают несправедливое общество, основанное на социальном и национальном гнете, где ведутся кровопролитные войны между народами, приносящие миллионам людей разрушения, страдания и гибель.

Следует заметить, что эта теория в наше время подвергается не всегда справедливой критике. Критики утверждают, что будущее коммунистическое общество — это только благородная цель, что она должна достигаться за счет настоящего времени, за счет поколения людей, которым не суждено испытать всей полноты жизни. Современное поколение призывают жить одним днем; что блага жизни нужны сегодня, а не в будущем.

Известный философ МГУ им. М. В. Ломоносова, наш земляк, профессор Ю. Г. Кудрявцев выдвинул

оригинальную концепцию смысла жизни человека. В монографии «Три круга Достоевского» он высказывает сомнение в наличии смысла существования человека, предписанного ему кем-либо. Его главная идея сводится к следующему: каждый человек наполняет свою жизнь своим смыслом. При этом на первый план выдвигается желание общности, чтобы «этот смысл каждый видел в высоком, а не в низком» . Под «высоким» он понимал, прежде всего, нравственность, справедливость, честность, идейность и другие позитивные качества личности. Юрий Григорьевич, как ученый и человек с высокой нравственностью, осуждал людей аморальных, с низкой нравственностью, живущих по принципу «надо ловить минуту и наслаждаться жизнью». Аморальными он называл и тех, кто считает смыслом своего существования наличие денег, женщин, власти, или все вместе взятое. Почти таких же взглядов на смысл жизни придерживался другой известный философ — Н. Н. Трубников. По его мнению, «сама по себе» жизнь не имеет никакого предзаданного (кем-либо или чем-то) смысла. Наполнить этот смысл может только сам человек своими помыслами и делами. Причем он может сделать это посредством личной ответственности за выбор идеалов и конкретную реальную работу по их претворению в жизнь.

Люди обсуждают проблему смысла жизни и на обыденном уровне сознания. Одни видят его в том, чтобы иметь семью, детей, дать им образование, хорошую специальность, вывести их «в люди». Другие, в частности, ветераны Великой Отечественной войны, с большой гордостью говорят о том, что, пройдя через «огонь, воду и медные трубы», остались живы и внесли свою лепту в победу над фашизмом. И в этом они видят свое счастье, находят смысл своей жизни. А некоторые молодые люди, в основном студенты, при проведении конкретно-социологических исследований, заявляют о том, что они хотят стать миллионерами и видят смысл жизни в богатстве.

Итак, философы и мыслители вкладывают в понятие «смысл жизни человека» разное содержание: одни отрицают его, считая, что смысла жизни нет («все суета сует»), другие хотя и признают, но вкладывают в него все негативное, отрицательное («страдание», например); третьи признают смысл жизни, подразумевая под ним что-то положительное — «счастье», «нравственность» и т. д. По нашему мнению, совершают ошибку те, кто отрицает смысл жизни. Нельзя согласиться и с теми, кто вкладывает в него пессимистический смысл. Иначе возникает однобокое, метафизическое решение проблемы, происходит преувеличение трудностей жизни, доказывается почти полная зависимость человека от окружающего мира (природы, общества, других людей). Подобное толкование смысла жизни препятствует укреплению силы человеческого духа в борьбе с действительными трудностями и противоречиями. В то же время во всякой теории имеется и некоторая доля истины. Для новей-

шей истории, с ее глобальными проблемами и бедами «дикого капитализма» свойственно обостренное отношение людей к поиску смысла жизни. Так, природа приносит человеку множество страданий и лишений, ибо довольно часто происходят землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, пожары и т. д. Миллионы людей на Земле постоянно болеют в результате систематического наступления на них природных стихий, невидимых простому глазу существ — микробов и вирусов. И устройство человеческого общества далеко не только от идеала, но даже от нормального состояния. Постоянные войны, кризисы, безработица, голод, революции, межнациональные конфликты — все это такие социальные феномены, которые приводят не только к страданиям, но и к гибели людей.

Конец ХХ — начало XXI веков не только не сгладили, но еще больше обострили испытываемые людьми трудности и противоречия. Мы полагаем, бремя мировых войн позади, но возникли так называемые «локальные», межнациональные войны и как следствие их — тысячи погибших и миллионы беженцев. Ярким примером тому служит современная Россия, где в результате глубочайшего кризиса и безработицы большинство людей оказались за чертой бедности. Под влиянием труднейших жизненных обстоятельств возникла проблема добровольного ухода людей из жизни. К таким трагическим поступкам, как правило, подталкивают две главные причины — безвыходное материальное положение (безработица, голод, проблемы с жильем) и индивидуальнопсихологические факторы, зависимые во многом от первых (пьянство, болезни, наркомания, измены и т. д.).

Что можно сказать о формуле Шопенгауэра — «человек человеку — волк»? Следует помнить, что подобный взгляд на жизнь возник в условиях действительных жестокостей капитализма. Известно, что мыслители делят людей на альтруистов и эгоистов, а у Фромма все люди даже разделены на «волков» и «овец». С одной стороны, в обществе имеется немало альтруистов — борющихся за мир между людьми

и народами, добро, справедливость, правду и т. д. А с другой, есть немало и эгоистов, «волков», причиняющих честным, нормальным людям материальный и моральный ущерб и приносящих им беды и страдания.

Именно эгоисты опасны для честных людей. Да и каждый из нас, наверное, может вспомнить факты из собственной жизни, когда и при каких обстоятельствах пришлось испытать на себе их враждебноотрицательные действия — злобу, ненависть, клевету, зависть, беспричинное понижение в должности, измену и т. д. Особенно плодит эгоистов «дикий капитализм». Может показаться, что с его приходом возрождается закономерность, присущая животному миру, — борьба за существование (сильный выживает, слабый погибает). Как можно оценивать такие феномены, как заказные убийства, «простые» убийства, грабежи, воровство государственной и частной собственности и т. д.?

Наша позиция состоит в том, что пессимистические теории о смысле жизни в конечном итоге не отражают всего содержания реальной жизни. Общеизвестно, что жизнь людей имеет и вторую сторону — позитивную. Можно привести множество фактов, которые свидетельствуют о том, что в целом жизнь действительно хороша и интересна, в ней можно быть счастливым и испытать немало радостей. Так, счастье человеку приносит брак по любви, рождение ребенка, любовь к жене (мужу), успешное окончание школы, вуза, научные открытия, защита диссертаций и т. д., и т. п.

Таким образом, мы отдаем предпочтение теориям, которые признают смысл жизни человека. Не признавать смысла жизни — все равно, что недооценивать человека и его жизнь.

Литература

1.Вересаев В. В. Живая жизнь. — М.: Политиздат, 1991.

2. Камю А. Бунтующий человек. — М.: Политиздат, 1990.

3.Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

4. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М.: Ренессанс, 1992.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *