А поле битвы сердца людей

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Совесть — это хаос химер, вожделений и дерзаний, горнило грёз, логовище мыслей, которых он сам стыдиться, это пандемониум софизмов, это поле битвы страстей.

Ромашка — это цветок, который борется за свою любовь до последнего лепестка.

Если бы я мог встретиться с Богом, я бы поблагодарил его за то, что он подарил мне такую маму.

Мудрый человек уходит от ненужной битвы, даже если его победа неизбежна.

Мир как зеркало отражает наше отношение к нему. Когда мы не довольны миром, он отворачивается, когда боремся с ним, он борется с нами, когда прекращаем битву, мир идёт нам на встречу!

Уметь победить людей на словах, но не мочь покорить их сердца — в этом ограниченность многих.

Тот, кто полон любви, исполнен самим Богом.

Управлять надо с помощью разума: нельзя играть в шахматы с помощью доброго сердца.

С Богом я общаюсь без нытья
И не причиняя беспокойства.
Глупо на устройство бытия
Жаловаться автору устройства.

Заботясь о красоте, надо начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Роман «Преступление и наказание» по своей форме — детектив, но задача его гораздо шире, чем разоблачение преступника. Достоевский пытается разгадать саму природу преступления, увидеть корень зла, из которого произрастает грех и проникает в самые темные глубины души, самые потаенные уголки сердца, сокровенные мысли главного героя — Родиона.
Роман отличается глубочайшим психологизмом. Писатель ищет ответы на все жизненные вопросы в человеческой душе, ищет внутренние мотивы поступков.
Роман начинается не с убийства старухи, а кончается не признанием Раскольникова в полицейской конторе. Границы преступления и наказания простираются гораздо шире чисто внешних поступков героя. Действие романа разворачивается, в первую очередь, в душе Раскольникова, который начинает вынашивать план убийства задолго до его осуществления. Обстановка нищеты, грязи, пьянства, разврата, беспомощности и унижения, которая окружает Родиона, отравляет его существование. В его воспаленном, болезненном мозгу рождается чудовищная теория: в неподвижное болото жизни, где царит несправедливость и отчаяние, необходимо внести момент движения, свежую струю, которая сметет все ненужное, ничтожное, недостойное, мешающее жить тем, кто «право имеет». Тогда на земле настанет, наконец «всеобщее счастье», не будет ни голода, ни страданий. Ради тех, кого любишь, нужно «преступить черту», «сделать первый шаг», стать начальным звеном той цепи, которая связывает настоящее со «светлым будущим».
Именно с этих, казалось бы, «светлых» мыслей и начинается преступление Раскольникова, его ложь самому себе. А она оказывается для него капканом, откуда выбраться невозможно: «Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в него втягивать». Эта ложь удаляет Раскольникова от людей и от Бога.
В своей непомерной гордыне герой заходит слишком далеко, видя себя сверхчеловеком, вершителем человеческих судеб. «Наполеоном хотел сделаться, оттого и убил» — одно это признание перечеркивает все, что было им сказано о справедливости и счастье. Если до убийства Раскольников еще не признается себе в том, что источник его теоретических построений кроется в эгоизме и самолюбии, то после преступления ненависть к людям становится настолько явной, что он этого не скрывает: «Я один хочу быть один, один, один».
Родиону не нужен даже Бог: «Может, и Бога-то совсем нет?» Но, в то же время, он не может вынести одиночества и опустошения, в которые погружена его душа. Теперь, когда он доказал себе и другим, что он не «вошь», а «право имеет», он, как никогда раньше, ощущает себя «тварью дрожащею», «нечеловеком». Герой оказывается в тупике и сам признается себе в этом: «Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался… Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается…»
Но, видя всю лживость и несостоятельность своих взглядов, Раскольников все еще стоит на месте. Он окаменел в гордыне и лжи и не может сдвинуться ни на шаг. Чтобы облегчить совесть, Раскольников создает видимость движения, снова идет на обман: он является с повинной, «кается» на площади и в суде, отправляется на каторгу. Но это мнимое раскаяние не решает его внутренних проблем, он по-прежнему остается отчужденным от людей и от Бога.
Можно заметить, что вера в «спасительность» его мировоззрения идет не по убывающей, а по нарастающей. За час до явки в полицию Раскольников говорит Дуне: «Преступление? Какое преступление?.. Не думаю я о нем и смывать его не думаю». Даже на каторге, через полтора года, он все еще не считает себя виновным: «Он строго судил себя, и ожесточенная совесть не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве что промах, который со всяким мог случиться».
Раскольников был все это время духовно мертв: «Я не старушонку убил, я себя убил». «Я есмь Воскресение и Жизнь», — читает ему Соня слова Христа. Но истинный смысл евангельского повествования о воскрешении Лазаря открывается Раскольникову лишь в тот момент, когда воскресает к новой жизни его собственная душа, когда он раскаивается и понимает, что вся его жизнь «была каким-то внешним, странным; как бы даже и не с ним случившимся фактом». И действительно, это была не его жизнь — ибо он теперь другой, обновленный, способный любить и открывать свое сердце людям и Богу.

Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Уж не знаю почему, прочитав дневник «И я полностью согласен», вспомнила эту фразу из книги Достоевского.

Красота! Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота? Верь, что в содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, — знал ты эту тайну иль нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей.

И классики ошибаются.. но слова эти он написал персонажу буйному с бурей в душе, который дьявола своего победил смирением.

Помните знаменитую фразу Достоевского: «Здесь диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»? Несмотря на ее хрестоматийность, мне кажется, что классик не совсем прав. Точнее, эти слова допускают не совсем христианское понимание. Или совсем не христианское.

Бог не борется с диаволом. Во-первых, потому, что Сатана уже побежден. Смерть как следствие появившегося в мире зла и греха раз и навсегда побеждена Воскресением Христа. Во-вторых, Бог – Творец пространства и времени, человека и ангелов – слишком велик и могущественен, чтобы кто-то мог бороться с Ним. Творение не может бороться с Творцом как моська не способна стать соперником слону. Христианство – не дуалистическая религия, исходящая из постоянной, изначальной борьбы добра и зла, темных и светлых сил, равновеликих и поэтому постоянно пребывающих в противодействии. Мир христианина – не извечная диалектическая борьба начал инь и ян. В сотворенном Богом мире нет зла, поэтому у зла нет собственной природы. Говоря философским языком, зло неонтологично. Зло – это отсутствие добра или видоизмененное добро. (Может, поэтому говорят, что наши недостатки – продолжение наших достоинств?) Зло всегда – попытка паразитировать на добре, изменить добро. Как когда-то змей соблазнил жену Адама, исказив первый завет Бога и человека словами: «Подлинно ли сказал Бог, не ешьте ни от какого дерева в раю?» Змей лгал, его ложь удалась, и с нарушением завета добра в мир вошло зло. Но боролся диавол-змей не с Богом. Он боролся с человеком.

Сама мысль о борьбе диавола с Богом для христианина абсурдна. Особенно хорошо это видно в евангельском эпизоде искушения Христа в пустыне. Когда диавол предлагает Иисусу все царства мира, если Тот поклонится ему, Христос отвечает искусителю: «Отойди от меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». В славянском переводе Евангелия от Матфея эта фраза звучит так: «Иди за мною, сатано: писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужи». С языковой точки зрения русский текст более точен, а славянский является калькой с греческого и искажает смысл фразы (буквально: иди по направлению «за меня»). Но в каком-то смысле эта языковая неточность более жестко указывает на реальное положение вещей – на невозможность диаволу искусить Бога, на несоизмеримую «разность в весовых категориях». Недаром толкователи Библии традиционно отмечают, что в искушении в пустыне Христос отвергает все те соблазны, на которые в свое время прельстилась Ева: соблазн духа, души и тела.

А вторую часть фразы («написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи») можно истолковать не только как то, что Христос пришел послужить Богу, но и как то, что сам сатана, вместо бесплодных попыток искусить Спасителя, должен ему покориться и ему служить.

«Красота спасет мир…» — говорил Ф. М. Достоевский, имея в виду внутреннее содержание этого качества, некую гармонию, божественную истину. Отсюда и красивый поступок, по мысли писателя, должен отвечать Божьим заповедям, прежде всего, быть добрым.
Кто же из персонажей романа Достоевского поступал действительно красиво?
Главный герой произведения – Родион Раскольников совершил много хороших дел. Он отзывчивый, добрый по натуре человек, который тяжело переживает чужую боль и всегда помогает людям, даже если это ставит под угрозу его дальнейшее существование. Так, рискуя жизнью, Раскольников спасает из огня детей. Свои последние деньги герой отдает Мармеладовым, увидев их бедственное положение. Раскольников пытается защитить пьяную девочку с К-го бульвара от пристающих к ней мужчин. Родион переживает за сестру, Дуню, стремится помешать ее браку с Лужиным, чтобы уберечь от унижения. Герой любит и жалеет мать, Пульхерию Александровну, старается не беспокоить ее своими проблемами. Я думаю, все это красиво и благородно. Хорошо и стремление героя помогать каждому, кто нуждается, восстанавливать правду и справедливость. Но беда Раскольникова в том, что он для выполнения столь глобальных целей выбрал совсем неподходящее средство.
Герой решает установить социальную справедливость насильственным путём и объясняет это как «кровь по совести». Больное воображение измученного голодом и нищетой Раскольникова создает ужасную теорию, согласно которой все люди делятся на два разряда: «право имеющие» и «твари дрожащие». Гордый и самолюбивый герой причисляет себя к первым и хочет проверить это на практике. Из гуманных, как ему кажется, соображений Раскольников решается на преступление – хочет убить старуху-процентщицу, которая, по его мнению, мешает жить многим бедным людям, отбирая у них последние ценные вещи. Родион считает себя героем, он идет на низкое, черное дело, но ведь цель его светла, значит, она оправдывает злодейство.
Однако вся красота поступка Раскольникова оказывается ложной. Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует студента, а его занимает вопрос: «… вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею…» Родион мечтает властвовать над людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста. Уязвимая гордость Раскольникова мучает его, и тогда он
решается на убийство, чтобы бросить вызов окружающим и доказать себе, что он «право имеет». Рассматривая с христианской точки зрения поступок героя, автор выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников — человек, глубоко грешный. Имеется в виду даже не то, что он убийца, а его гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все — «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий», избранный.
В отличие от Раскольникова, истинно красивые поступки совершает Соня. Она жертвует собой ради близких людей, потому что любит их. Да, Соня — блудница, но у нее не было возможности быстро заработать деньги честным путем, а семья умирала от голода. Эта женщина губит себя, но душа ее остается чистой, потому что она верит в Бога и всем старается делать добро, любя и сострадая по-христиански.
Я думаю, самый красивый поступок Сони – спасение Раскольникова. После убийства процентщицы Родион тяжело заболевает, так как очень страдает душой. «Я не старуху убил, я себя убил», — признался он Соне Мармеладовой. Отчуждение от людей мешает Раскольникову жить. Человеческая натура его не принимает этого. Оказывается, он не может жить без общения. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и отчаяннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думая о них так же мучительно, как и об убийстве Лизаветы. Он уже старается не размышлять, потому что если начнет, то непременно должен будет решить вопрос, куда же родных отнести по своей теории — к какому разряду людей. По его логике они должны быть в «низшей» категории, и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. По своей теории герой должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит. Ему невыносима мысль о том, что его идея сходна с мыслями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, и понимает, что не имеет на это права. «Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?» Здесь человеческая натура его наиболее остро столкнулась с нечеловеческой теорией.
Душа героя болела, пока он не нашел в мире человека, способного понять и помочь. Именно с появлением Сони в Раскольникове побеждает чувство раскаяния. Жалость охватывает его при мысли, что он «пришел мучить» подругу; ведь человек никогда не хочет страдания, но хочет счастья. Особенно героя поражает смирение, с которым эта женщина принимает от него страшную душевную боль: «… Раскольников подошел к Соне, та вдруг взяла его за обе руки и приклонила к его плечу голову. Этот короткий жест поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: «Как? Ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! Это уж была какая-то бесконечность собственного уничижения… Ему стало ужасно тяжело». В сущности, отношение Сони к Родиону — это отношение Бога к человеку, то есть милосердие. Героиня жалеет Раскольникова и именно поэтому прощает его. Она вернула Родиона к истине, направила его на верный путь, помогла увидеть мир в иных цветах. Это и помогло Раскольникову обрести веру, надежду, любовь.
Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь свою греховную суть и воскреснуть. В действиях Сони Мармеладовой выражена вся красота человеческого поступка.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *