Афон и патриарх варфоломей

Москва. 24 апреля. INTERFAX.RU — Группа из 12 старцев Святой горы Афон выразила солидарный протест против действий Константинополя в отношении Украины.

«Патриарх Варфоломей не питает особого уважения к священным канонам, которые он нарушал и нарушает, особенно в отношении связей с еретиками, а сейчас еще и с раскольниками. Он вмешался в вопрос украинской автокефалии, не имея на то канонической юрисдикции и полномочий», — говорится в письме старцев Священному Киноту Афона, распространенном в среду Русской православной церковью.

В мире09 февраля 2019

Таким образом авторитетные афонские монахи выразили отношение к созданию в конце прошлого года при поддержке Константинополя новой украинской церкви на базе неканонических религиозных организаций.

Старцы Афона обвинили советников Константинопольского патриарха Варфоломея в необразованности и корыстных мотивах, которыми те руководствовались при создании новой церкви, не признанной мировым православием.

«Вначале, опираясь на недостаточно образованных или корыстных богословских консультантов, он попытался обосновать свое вторжение ссылкой на такое установление, как апелляция, т.е. что он один, как второй папа, может принимать апелляции и обращения из прочих автокефальных церквей, поскольку является якобы не первым среди равных (primus inter pares), а первым без равных (primus sine paribus), согласно новоявленному папствующему мнению горе-богословов постотеческой эпохи», — говорится в письме.

Затем, продолжили старцы, патриарх Варфоломей «с помощью готовых услужить ему собственных советников спустя 333 года обнаружил, что Украина относится к юрисдикции не Русской, а Константинопольской церкви», а его «невнимательные или воинствующие богословы скрыли и превратно перетолковали множество документов и мнений, чтобы прийти к смешному выводу о временном характере передачи Украины Русской церкви».

При этом афонские старцы подчеркнули, что все без исключения автокефальные Церкви до сего дня всегда считали и считают украинскую церковь частью русской, а митрополитом Киевским признают «мудрого и скромного владыку Онуфрия».

Старцы попросили Кинот до всеправославного решения «запретить доступ указанным раскольникам в наше Святое Место или, по крайней мере, запретить им совершать что-либо как клирикам».

15 декабря 2018 года в Киеве прошел собор, на котором власти Украины при поддержке Константинополя учредили независимую от Московского патриархата церковь, объединившую представителей неканонических церковных структур. 6 января 2019 года Константинопольский патриарх вручил главе новой церкви томос об автокефалии.

На сегодня эту организацию не признала ни одна из православных церквей мира, за исключением самого Константинополя.

Игумены афонских монастырей попросили украинских паломников, которые отправляются на Святую гору, оформлять справки, подтверждающие их принадлежность к канонической Украинской православной церкви. Об этом сообщается во вторник, 4 июня, на сайте УПЦ.

Справка с указанием срока пребывания должна быть оформлена на бланке епархиального управления, подписанном епархиальным архиереем и заверенном печатью. Соответствующий циркуляр Киевской митрополии был отправлен 3 июня всем епархиальным архиереям УПЦ.

В апреле 12 афонских старцев обратились к Священному Киноту (центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон) с письмом, в котором обвинили Константинопольского патриарха Варфоломея в неуважении к церковным канонам и грубом вмешательстве в дела Украинской православной церкви.

9 января члены синода Константинопольского патриархата подписали томос об автокефалии так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ), созданной на основе двух неканонических церквей — Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).

31 января патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что своими действиями Константинополь внес «канонический сумбур», легализовав ПЦУ. Он отметил, что впервые к православной церкви были привлечены люди, которые не были законным образом посвящены в духовный сан и которые не признаются «иерархами Церкови-матери, <…> каковой является Московский патриархат в отношении Украины».

Канонической признана самоуправляемая Украинская православная церковь (УПЦ), которая после решения Константинопольского патриархата заявила об усилении на нее давления. В УПЦ сообщают об открытой дискриминации и гонениях со стороны властей, членов националистических группировок и раскольнических структур.

Конфликт между Московским и Константинопольским патриархами вышел на новый уровень. На выездном заседании в Минске Синод Русской православной церкви (РПЦ) в понедельник, 15 октября, принял решение о полном разрыве отношений с Константинополем, который считается «первым среди равных» среди 14 признанных православных национальных церквей.

Поводом послужило решение Синода Константинопольского патриархата о продолжении процедуры подготовки автокефалии, то есть полной назависимости для будущей православной церкви в Украине, снятие анафемы с руководства Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и отмена решения от 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату (МП). Фактически идет подготовка к созданию новой церкви в Украине, которая будет конкурировать с Украинской православной церковью (УПЦ), имеющей автономный статус в составе РПЦ.

Константинопольский патриарх Варфоломей

Что означает решение Синода РПЦ на практике?

Запрет на участие в богослужении

РПЦ решила отказаться от так называемого евхаристического общения с представителями Константинопольского патриархата. Это значит, что ее священники не смогут совместно служить службы со священниками Константинопольского патриархата, а верующие — принимать участие в таинствах, к которым среди прочего относятся крещение, причащение, исповедь или брак. «С формальной точки зрения, запрет на евхаристическое общение — это запрет на участие в литургии, — сказал в беседе с DW эксперт по православию, научный сотрудник университета Восточной Финляндии (Йонсуу) Николай Митрохин.- То есть зайти в храм можно, нельзя принимать участие в богослужении».

При этом обычные верующие РПЦ, скорее всего, смогут ходить в храмы Константинопольского патриархата, чтобы, например, поставить свечку или помолиться. Но, как считает Митрохин, РПЦ не будет приветствовать и это, стремясь к полному разрыву контактов и на уровне мирян.

Туристам и паломникам на заметку

В разъяснениях РПЦ, прозвучавших уже после решения Синода, сказано, что разрыв отношений коснется храмов Константинопольского патриархата в Стамбуле и Анталии, а также в Греции, в том числе на Крите, Родосе и на горе Афон на северо-востоке страны.

Путин во время посещения Афона, май 2016

Афон, который верующие называют Святой горой, — одно из особо значимых мест для мирового православия. Там более тысячи лет существует монашеская республика, состоящая сегодня из 20 монастырей. Большинство из них греческие и находятся в подчинении Константинопольского патриархата. Есть также сербский, болгарский, румынский и русский монастыри. Русским считается Свято-Пантелеймонов монастырь, который в последние годы получал активную поддержку со стороны РПЦ. Сложилась новая традиция, по которой каждый год в августе Афон посещает делегация представителей РПЦ. Будущее таких поездок теперь под вопросом. Президент России Владимир Путин побывал на Афоне дважды, в 2005 и 2016 году, причём последний раз в сопровождении патриарха Кирилла. Ежегодно Афон посещают тысячи паломников и туристов, в том числе из стран бывшего СССР. Правда, только мужчины — женщинам туда вход запрещен.

«Я думаю, что всерьез контакты не буду прерваны, — считает Митрохин. — Там есть русский монастырь, есть монастырь, который не признает власти Константинопольского патриархата». «Как правило, в церковной практике есть жесткие законы, которые опираются на каноны, но реальное их исполнение зависит от реальных практических потребностей», — говорит эксперт. По его мнению, поскольку в России «интерес к Афону сохраняется, найдутся лазейки, оговорки, чтобы все было по-прежнему». Представитель РПЦ Николай Балашов в интервью агентству «Интерфакс» сказал, что введенный Синодом запрет не распространяется на поклонение святыням в храмах Константинополя, в том числе — на Афоне.

Что грозит за нарушение запрета Синода

Нынешнее решение об отказе от евхаристического общения — вторая волна ответных мер со стороны РПЦ в связи с автокефалией. Первая была озвучена в середине сентября в ответ на решение Константинополя отправить в Киев двух своих экзархов, посланников, для подготовки автокефалии. Тогда Синод РПЦ постановил отказаться от упоминания Константинопольского патриарха Варфоломея во время литургии и от участия в церковных проектах и структурах, в которых председательствует Константинополь.

Что грозит тем, кто нарушит запрет, пока до конца не понятно. Как говорит Митрохин, в случае покаяния духовник должен будет назначить какой-то штраф по своему усмотрению. При этом эксперт отмечает, что большинство российских туристов в Греции и Турции и так не будут принимать участие в литургии, а потому запрет их, похоже, не затронет.

Наконец, в заявлении Синод РПЦ предупреждает своих священников не переходить к «раскольникам», то есть создаваемой в Украине автокефальной церкви. «В любом случае с ними не будет поддерживаться общение», — говорит Митрохин. Вопрос церковной кары пока остается открытым.


  • Автокефалия для Украины: кто что говорит

    Украина стремится к автокефалии православной церкви

    Процедура предоставления Украинской православной церкви автокефалии (или издания томоса — указа о создании единой поместной церкви) вызывает ожесточенные споры. В Москве и Киеве реагируют по-разному. Кто из ключевых фигур дела что говорит?


  • Варфоломей: Диалог — путь, завещанный Богом

    «Мы верим в силу диалога. В то время как политическое руководство использует диалог, чтобы разрешить проблемы своих стран, мы, религиозные лидеры, используем диалог еще больше, потому что это путь, который нам завещан самим Богом», — указал Константинопольский патриарх Варфоломей во время встречи в августе 2018 года с патриархом Московским и всея Руси Кириллом.


  • Кирилл: Верим, что врата ада не одолеют Церковь

    «Мы знаем, как сегодня непросто на братской земле украинской. Мы знаем, как враг рода человеческого ополчился на Церковь православную, которая проходит через тяжелейшие испытания. Но мы верим, что врата ада не одолеют Церковь», — сказал позднее сам Кирилл.


  • Филарет: Путин — новый Каин

    «Путин — верующий. Христианин. А живет ли он по вере? Нет, не живет по вере. Я его назвал: ‘новый Каин'», — заявил предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет в интервью Жанне Немцовой.


  • Онуфрий: Не томос решает проблемы, а человек

    «Не томос решает проблемы, а человек своим добрым усилием, своими руками, головой должен решать проблемы. Колбаса не повысилась в цене из-за отсутствия томоса и не будет снижена, если его дадут», — уверяет митрополит Киевский, епископ РПЦ Онуфрий.


  • Павел: Отделение — раскол мирового православия

    «Отделение украинской церкви — процесс, который сегодня принимает отчетливые формы церковного раскола всего мирового православия», — считает предстоятель Белорусской Православной Церкви митрополит Павел. С аналогичными заявлениями выступили и другие главы поместных церквей — Эстонии, Абхазии и других.

  • Порошенко: Украина — не территория РПЦ

    «Украина не была, не является и не будет канонической территорией Русской церкви», — настаивает президент Украины Петр Порошенко, один из главных инициаторов и сторонников автокефалии.

  • Тимошенко: Независимость церкви — укрепление суверенитета

    «Мы всем сердцем и всеми возможностями поддерживаем предоставление Украинской православной церкви томоса, чтобы наша церковь стала независимой от российской церкви, и чтобы мы имели возможность укрепить свой суверенитет, получив настоящую независимость нашей православной церкви», — заявила бывший премьер-министр Украины и вероятный кандидат на должность президента страны Юлия Тимошенко.

  • Лавров: Провокация, чтобы использовать раскольничьи церкви

    «Провокация задумана с тем, чтобы использовать две неканонические раскольничьи церкви на Украине, которые никогда не были признаны ни одной православной церковью. <…> Патриарх Варфоломей признал их каноническими и снял анафему с двух иерархов, возглавляющих эти раскольничьи церкви», — так считают в Москве. Эту точку зрения озвучил глава МИД РФ Сергей Лавров.

    Григорий Аросев

Смотреть видео 25:08

Много историй о чудесах приходит из монастырей с греческой горы Афон. И большинство из них связаны с рассказами о том, как кто-то побеждает коронавирус чудом. Вот одно из последних сообщений, что гуляет в соцсетях:

«Святые отцы горы Афон призывают всех православных христиан сделать крест на обратной стороне дверей домов. Если у вас нет креста, то можете его сделать пальцем, окунув его в оливковое масло. Это серьезно, так как был отслужен Параклис Божей Матери. И эти указания были даны (открыты) самой Богородицей монахам на Святой горе».

Опубликовал эту запись даже украинский боксер Василий Ломаченко. Но вскоре картинку из аккаунта стер. Проверить «советы старцев» взялось греческое церковное издание «Romfea». Представители Афона назвали эту историю фейком. И попросили публиковать только официальные заявление, а не слухи.

Ну что же: вот настоящие новости со Святой Горы. Во-первых, въезд туда для паломников ограничен до конца месяца. Во-вторых, у одного из насельников монастыря Ксенофонт обнаружили коронавирус. Мужчине 60 лет. Он вернулся из Великобритании. Монах доставлен в больницу. В-третьих, во всех афонских монастырях с 28 на 29 марта прошла ночная молитва. Монахи просили Бога избавить мир от коронавируса. Прошли молебны перед мощами святых. В-четвертых, Священный Кинот призвал всех к покаянию. Оно особенно важно в дни Великого поста.

Для православных, которые живут в России, Патриархия тоже разработала советы по борьбе с коронавирусом. Для начала — это инструкция поведения в храме. Что рекомендуется? Иконы — дезинфицировать. Крест — не целовать. Лжицу — после причастия протирать спиртом. Святейший Патриарх Кирилл согласовал две молитвы. Их верующие читают в храмах и домах — чтобы остановить коронавирус.

Останься дома

Ну вот и настало время, когда каждый может спасти мир, просто не выходя из дома

Новые правила РПЦ: крест не целовать, святую воду менять, иконы дезинфицировать, батюшкам измерять температуру

Церковь начала борьбу с коронавирусом

Молитвы от коронавируса будут читать во всех православных храмах

Текст молитвы утвердил Патриарх Кирилл

В Минтруде объяснили, как будет начисляться зарплата на нерабочей неделе

В ведомстве уточнили, что следующая неделя не является праздничной или выходной, а именно нерабочей. Поэтому зарплата будет начисляться в обычном, а не повышенном объеме ()

Операция «Поход в магазин»: как покупать продукты в условиях карантина

Дополнительные меры предосторожности не будут лишними даже при покупке продуктов, считают эксперты «Росконтроля». Как правильно сходить в магазин, чтобы ничем не заразиться ()

Всем выйти из тени: что делать с кредитами, если упал неофициальный доход

Сегодня многие теряют свои доходы. Казалось бы, озвученные президентом меры поддержки должны помочь тем, кто больше не может выплачивать свои кредиты. Но что делать, если доход был неофициальным? ()

Смерть в большом городе: в больнице зараженного Нью-Йорка нет масок и умирают люди

Врач скорой помощи из клиники Элмхерст в Квинсе рассказала, как в действительности обстоят дела в центре коронавирусной пандемии ()

Восемь дней безделья: как правильно провести нерабочую неделю

С 28 марта по 5 апреля у россиян наступит внеочередная нерабочая неделя. Собрали для вас список полезных рекомендаций и сервисов, чтобы провести эти восемь дней без потери денег и нервных клетов ()

Опубликовано письмо двенадцати подвизающихся в афонских келлиях и скитах старцев Священному Киноту Святой Горы Афон относительно ситуации, которая сложилась в связи с антиканоническим решением Константинополя предоставить «автокефалию» структуре на Украине, созданной из представителей раскола. Текст письма, датированного 17 марта 2019 года, ниже приводится полностью.

На Святой Горе Афон, 17 марта 2019 года

В почтенный Священный Кинот Святой Горы Афон

В Карею

Высокопреподобные всечестные отцы и братия о Христе, благословите!

С большой скорбью и беспокойством мы узнаем о том, что происходит в Православной Церкви в целом по причине неканонического предоставления автокефалии раскольникам Украины без согласия канонической автономной Церкви во главе с митрополитом Онуфрием, которая продолжает считать новых автокефалов раскольниками, не имеет с ними общения, а на основании священных канонов и со всеми теми, кто имеет общение с раскольниками. Русская Церковь уже прервала общение со Вселенским Патриархатом, который, несмотря на ясное запрещение священных канонов, самовольно предоставил автокефалию, вторгнувшись за пределы своих границ в чужую юрисдикцию. Таким же точно образом поступят и другие Церкви, как они уже заявили. Так существует угроза расширения и распространения раскола в масштабах, подобных расколу 1054 года. Еще не затянулись раны и травмы, вызванные собором в Колимбарионе на Крите, который воцерковлением ересей и поддержкой всеереси экуменизма разорвал всякую связь с осуждающей эти ереси православной отеческой и соборной традицией. Мы стоим перед новыми ранами на теле Церкви, исключительная ответственность за которые лежит на Вселенском Патриархате, когда оправдываются уже не ереси, а расколы. Таким образом наносится удар и возникают препятствия для спасения людей, потому что Священное Писание и отеческая традиция многократно научают, что ересь и раскол ведут в погибель, поскольку там не действует Святой Дух. Мы ограничимся лишь немногими свидетельствами.

Причисляя раскол ко второму после ереси экклесиологическому отклонению, Василий Великий учит, что «Отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство»1. А далее он продолжает говорить о том, что они не могут уже более другим через таинства преподавать благодать, от которой сами отпали: «Но отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали»2. Также стремясь предотвратить расколы, святитель Иоанн Златоуст учит, что раскалывать Церковь есть зло не меньшее, чем впадать в ересь: «Производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси»3. Он полагает, что ничто так не гневит Бога, как разделения и расколы, и вспоминает мнение святого мужа, согласно которому, даже мученическая кровь не может загладить греха раскола4.

Ересь и раскол — есть дела диавола. Когда ему не удается воспрепятствовать спасению с помощью ересей, тогда он действует так, чтобы спровоцировать расколы. Тринадцатое правило состоявшегося при Фотии Великом в 861 году Двукратного Константинопольского собора в сжатом виде демонстрирует образ мыслей всей Церкви: «Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел, и видя, как их с корнем посекает меч Духа, вступив на другой путь коварства, покушаясь разделить Христово тело безумством раскольников»5.

Причина беспокойства и написания настоящего письма лежит в том, что мы, святогорцы, желаем проявить свою решимость и не стать причастниками раскола, подвергнув таким образом опасности наше спасение. Мы оставили мир и удовольствия мира и употребляем душу и тело на аскетические подвиги, дабы улучить милость Божию. Разве не было бы непростительным нерадением и безумием привести в негодность наши труды и чаяния, причащаясь с отлученными от евхаристического общения украинскими раскольниками, изверженными из сана Русской Церковью, которой они принадлежат три с лишним века, согласно неизменному, непрерывному и общему признанию всех православных, не исключая Вселенский Патриархат? В данном случае каноническая традиция ясна. 33-е правило Лаодикийского собора запрещает совместные молитвы с еретиками и раскольниками: «О том, что не должно молиться вместе с еретиками или раскольниками»6. А 2-е правило Антиохийского собора определяет, что тот, кто будет в общении с отлученными, то да будет и сам вне общения, и что другая Церковь не может восстановить отлученных от общения: «Да не будет же позволено иметь общение с отлученными и принимать в одной церкви тех, которых не принимают в собрании другой церкви. Если же кто-либо из епископов, или пресвитеров, или кто-либо из клира будет в общении с отлученными, то да будет и сам вне общения как нарушающий церковное правило»7. Отлученных от общения синод другой Церкви вернуть в общение не может, а только тот, кто подверг их прещению. Нарушающие это правило, как поступил патриарх Варфоломей с украинскими раскольниками, которых подвергла прещениям Русская Церковь и которых только она одна может вернуть в общение, извергаются из Церкви. Так повелевает и 4-е правило того же Антиохийского собора: «Если епископ, изверженный Собором, или пресвитер, или диакон, изверженный своим епископом, дерзнет совершить какое-либо служение, — епископ ли по прежнему своему обычаю, или пресвитер, или диакон, — то ему уже не остается надежды ни восстановиться на другом Соборе, ни оправдаться. Кроме того, всех состоящих в общении с ними следует отлучать от Церкви, особенно если они, зная решение, вынесенное против вышеуказанных лиц, дерзнут иметь с ними общение»8.

Церковная ситуация на Украине, хотя и простая, все же опасно усложнилась после незаконного вторжения Патриарха Варфоломея в чужую юрисдикцию и вхождения в общение с лишенными общения раскольниками. До 1686 года Украина подчинялась Вселенскому Патриархату, как ранее, до 1590 года подчинялась ему и Русская Церковь. В 1686 году деянием патриарха Дионисия IV она вошла в юрисдикцию Московского Патриархата, в которой по общеправославному согласию пребывает вплоть до сего дня 333 года. Одновременно с возникновением после падения коммунизма в 1990 году независимого украинского государства встал вопрос и о создании независимой автокефальной Церкви. Речь идет о законной и оправданной просьбе, на которую Русская Церковь откликнулась отчасти, предоставив статус широкой автономии, но не полной автокефалии. Возражая против этого решения, митрополит Киевский Филарет, тогда еще канонический епископ Русской Церкви, после своего поражения на выборах Патриарха Московского произвел раскол, создав свою собственную, независимую церковь, за что был наказан лишением сана и анафематствован. Существовала еще одна раскольническая церковь под руководством Макария Малетича, изверженного из сана священника, который впоследствии «был рукоположен во епископы» не просто раскольниками, а одновременно и лишенными формального канонического преемства. Все православные считали эти две лишенные общения группировки раскольническими. Но недавно, 15 декабря 2018 года, они соединились и 6 января 2019 года в качестве канонической Церкви были самочинно приняты в общение одним лишь Патриархом Варфоломеем. А канонической и законной Церковью до сего дня всеми считается та, которая принадлежит юрисдикции Русской Церкви — автономная Украинская Церковь во главе с митрополитом Онуфрием.

Мы не будем далее вдаваться в исторический, канонический и геополитический анализы, многие из которых дают убедительные объяснения в отношении вмешательства Константинополя в украинский вопрос. Мы заинтересованы в том, чтобы отметить экклесиологические и сотериологические последствия и прояснить нашу собственную позицию, выразив свою обеспокоенность. Давно известно, что Патриарх Варфоломей не питает особого уважения к священным канонам, которые он нарушал и нарушает, особенно в отношении связей с еретиками, а сейчас еще и с раскольниками. Он вмешался в вопрос украинской автокефалии, не имея на то канонической юрисдикции и полномочий. Вначале, опираясь на недостаточно образованных или корыстных богословских консультантов, он попытался обосновать свое вторжение ссылкой на такое установление, как эклитон (ἔκκλητον), т.е., что он один, как второй папа, может принимать апелляции и обращения из прочих автокефальных Церквей, поскольку является якобы не первым среди равных (primus inter pares), а первым без равных (primus sine paribus), согласно новоявленному папствующему мнению горе-богословов постотеческой эпохи. Но этот аргумент сразу же с шумом обрушился, потому что противоречит соборной системе управления Церковью, в рамках которой все патриархи и предстоятели рассматриваются как равные между собой, а Константинопольский имеет лишь первенство чести, а не власти, на что претендует папа. Право же принятия апелляций распространяется только на относящихся к его собственной юрисдикции, а не к юрисдикции других патриархов. Бесспорна и несомненна каноническая традиция, которую в сжатом виде изложил богодвижимый ум одного из наших величайших богословов и канонистов преподобного Никодима Святогорца, перед величием которого должны постыдиться все помышляющие и предлагающие новшества или скрывающие пустое. В пространном примечании он комментирует 9-е правило IV Вселенского собора, которое предполагает, что в случае возникновения сомнения в судебных решениях епископы и прочие клирики обращаются к экзарху диоцеза или к предстоятелю престола царствующего града. Преподобный отец толкует правило на основании церковной истории, множества других правил, авторитетных древних канонистов, а также византийского законодательства благочестивых царей, заключая, что: «Константинопольский предстоятель не имеет права действовать в диоцезах и областях других патриархов, и это правило не дало ему права принимать апелляции по любому делу во вселенской Церкви». Среди прочего, он цитирует и мнение авторитетного канониста Зонары, который говорит, что: «Константинопольский предстоятель рассматривает апелляции только подчиненных Константинопольскому предстоятелю, как и Римский папа рассматривает лишь апелляции подчиняющихся Римскому папе» и, что «Константинопольский предстоятель есть первый единственный и последний судья на подчиненными ему митрополитами — но не над теми, которые подчиняются остальным патриархам»9.

Когда же Патриарх Варфоломей убедился в том, что в своем трансграничном вмешательстве в пределы чужой юрисдикции он не может опереться на эклитон, то с помощью готовых услужить ему собственных советников спустя 333 года обнаружил, что Украина относится к юрисдикции не Русской, а Константинопольской Церкви! Его невнимательные или воинствующие богословы скрыли и превратно перетолковали множество документов и мнений, чтобы прийти к смешному выводу о временном характере передачи Украины Русской Церкви (временный характер длинною в три с лишним века!), а сейчас эта уступка отменяется. Необходимо отметить, что все без исключения автокефальные Церкви до сего дня всегда считали и считают Украинскую Церковь частью Церкви Русской, а митрополитом Киевским признают мудрого и скромного владыку Онуфрия. Следовательно, восстановление украинских раскольников чужим, вторгнувшимся Патриархом и самочинное предоставление им церковной автокефалии, которую не просила каноническая Поместная Церковь10, вопреки противоположному мнению их собственного церковного священноначалия, без всеправославного консенсуса, а скорее, несмотря на всеправославное возражение, мнимая и неканоническая отсылка на право принимать апелляции, смехотворная претензия на юрисдикцию спустя три с лишним века, сопровождавшаяся перетолкованием соответствующих документов, делают статус новой автокефалии проблематичным. Раскольники остаются раскольниками, а единственной канонической Церковью на Украине является та, которую возглавляет митрополит Онуфрий. И посему ни одна автокефальная Церковь до сего дня, за исключением Константинопольской, не признает нового «митрополита» лжеавтокефальной «Церкви» — раскольника Епифания. Мы считаем не только несправедливой, но и лишенной элементарной логики намеренную близорукость некоторых в отношении этого основополагающего взгляда на данную проблему и одностороннюю с их стороны концентрацию на не связанных с этим взглядом вопросах: напр. на национализме или экуменизме главных представителей (прошлого и настоящего) Русской, но не канонической Украинской Церкви, на которые они наводят увеличительное стекло, чтобы оправдать неканоничность поступков.

Мы, большинство отцов-святогорцев, возрадовались радостью великой, когда подавляющим большинством голосов Священный Кинот принял решение не направлять представителей или даже поздравительного письма на интронизацию раскольника Епифания. Но очень огорчились из-за монастырей, которые оказались в меньшинстве, и из-за тех немногих отдельных лиц, которые уступили давлению, проигнорировали Ваше решение и приняли участие в интронизации! Точно такие же чувства радости наполнили наши сердца по поводу того, что многие обители воспрепятствовали посещению их «епископами» и «клириками» новой лжецеркви, но горечь и бесстрастный гнев — в отношении, к счастью, тех немногих, которые любезно приняли их и/или сослужили с ними!!!

Высокопреподобные честные отцы, в силу серьезности данного вопроса, ради того авторитета и резонанса, которые имеет афонское свидетельство во всем православном мире, а также ради обеспечения внутриафонского единства

ПРОСИМ ВАС

до всеправославного решения запретить доступ указанным раскольникам в наше Святое Место или, по крайней мере, «совершать им что-либо, как клирикам». Тот факт, что на интронизации «архиепископа» Епифания не присутствовала в лице своего представителя ни одна Церковь, а также то, что, несмотря на невыносимое давление, за истекшие три месяца ни одна Церковь не вошла в общение с его «Церковью», мы считаем что эти обстоятельства вынуждают принять вышеуказанное решение. А сведения о новых волнах посещений данными раскольниками Святой Горы Афон на праздник Благовещения и после Пасхи Господней понуждают к тому, чтобы это решение было принято, как можно быстрее.

К тому же вы наверное знаете и из других источников, и прежде всего из информационных писем, направленных вам канонической Украинской Церковью, что самые главные деятели (прошлого и нынешнего) раскольнической «иерархии» отягощены осуждением церковных (не только Украинской Церкви, но и Константинопольской, Болгарской и др.), но и гражданских судов за тяжкие нравственные преступления, немыслимые и для мирян, и для не христиан! Отягощены они также и активным вмешательством в относительно недавний болгарский раскол, связями с украинскими униатами, страшными гонениями, которым при содействии государственных властей они подвергают каноническую Церковь последние пять лет, а особенно после признания их Патриархом Варфоломеем, недавними неприемлемыми заявлениями «архиепископа» Епифания по поводу гомосексуалистов и т.п. Наконец, вы поймете, что их визиты в наше святоименное место отнюдь не носят паломнический характер, но нацелены на эксплуатацию авторитета ожидаемой ими благоприятной позиции Афона для выведения их из всеправославной изоляции и на достижение своих беззаконных планов.

Мы, во всяком случае, по благодати Божией следуя безошибочной, соборной и отеческой традиции Церкви не будем подвергать опасности наше спасение, вступая в общение с лишенным общения украинскими раскольниками, полагая, что те, кто вступает в общение с лишенными общения, сами, по крайнем мере в потенции, отлучаются от общения. Подобным общением мы также не будем содействовать в гонениях на каноническую Церковь и в увековечении раскола на местном уровне и на уровне всего Православия. Боимся мы и внутриафонского раскола, если не будут приняты правильные и мужественные решения.

Ожидая Вашего своевременного ответа с почтением и подобающим уважением,

Старец Арсений иеромонах с братством, келья «Панагуда» монастыря Кутлумуш; старец Авраам иеромонах с братством, калива святого Герасима, Кутлумушский скит; старец Феофил иеродиакон с братством, келья святых Бессребреников монастыря Григориат Пахомеев; старец Николай монах, келья святого Димитрия монастыря Хиландар; старец Иосиф монах с братством, келья святых Феодоров монастыря святого Павла; старец Савва монах с братством, келья святых Архангелов монастыря Хиландар Саввеев; старец Никодим монах, келья святого Нектария монастыря Ставроникита; старец Гавриил монах, келья преподобного Христодула монастыря Кутлумуш; старец Ефросин монах с братством, келья святого Иоанна Предтечи монастыря Кутлумуш; старец Паисий монах с братством, келья святых Архангелов монастыря Хиландар; старец Никодим монах, келья святого Иоанна Богослова монастыря Великая Лавра; старец Арсений монах, калива святого преподобномученика Герасима, Кутлумушский скит.

Копия: двадцати святогорским монастырям.

1 Василий Великий, святитель. Правила святого Василия Великого. Правило первое.

2 Там же.

3 Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание к ефесянам. XI // Творения святаго Иоанна Златоуста. Т. 11. СПб, 1905. С. 104.

4 Там же. С. 102. «Ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви…Один святой муж сказал нечто такое, что могло бы показаться дерзким, если бы не им было сказано. Что же именно? Он сказал, что такого греха не может загладить даже кровь мученическая».

5 Никодим Святогорец, преп. Пидалион. 17 правил собора, который состоялся в храме святых апостолов и получил название Двукратного. Правило 13. Т. 3. Екатеринбург, 2019. С. 31.

6 Там же. Правила Лаодикийского собора. Правило 33. Т. 3 С. 173.

7 Там же. Правила Антиохийского собора. Правило 2. Т. 3. С. 126

8 Там же. Правила Антиохийского собора. Правило 4. Т. 3. С 128.

9 Там же. Правила IV-го Вселенского собора. Примечание к 9 правилу. Т. 4. С.146-149.

10 1) просьба канонической Поместной Церкви к собственному священноначалию (Матерь-Церковь); 2) согласие Матери-Церкви и 3) всеправославный консенсус составляют три необходимых условия для провозглашения автокефалии, согласно единогласно одобренному всеми Церквами тексту (ст. 3) в ноябре 1993 года. Все это в указанном провозглашении отсутствует!

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *