Афон монастырь пантелеймона

Афонский Пантелеимонов монастырь

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, один из древнейших монастырей на Святой Горе

  • Тел.: (30-23770) 23252 (канцелярия отвечает на звонки с 11:00 до 12:00), факс: 23252
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Основан русскими иноками в конце X — начале XI века.

Первый русский монастырь — Успенский

Первое сохранившееся письменное упоминание о нем как действующем монастыре относится к февралю 1016 года (под одним из актов, хранящихся в Великой Лавре, стоит подпись Герасима «монаха милостию Божией пресвитера и игумена обители Росов»).

Первоначально обитель Россов, посвященная Успению Пресвятой Богородицы, располагалась в дремучей дубраве на восточном склоне Святой Горы и носила название «Богородица» (другое название – Ксилургу, по-русски: Древоделя, что связано с основным занятием насельников обители).

Нагорный Руссик

В связи с увеличением численности насельников монастырь был переведен на новое место – в окруженную горами красивую лощину, где располагалась пришедшая к тому времени в упадок и находящаяся в полуразрушенном состоянии древняя славянская обитель Фессалоникийца с главным храмом во имя святого великомученика Пантелеимона.

Сохранился Акт Освященного собора Святой Горы Афон (Прота Иоанна и других игуменов), датированный 1169 годом, о передаче навечно игумену Ксилургу Лаврентию и его монахам монастыря святого великомученика Пантелеимона и о подтверждении их права собственности на Ксилургу. С тех пор обитель стала именоваться Нагорным Русиком.

На протяжении XIII-XIV веков Свято-Пантелеимонов монастырь (как и другие афонские обители) подвергается безжалостному разграблению со стороны крестоносцев и морских пиратов. Это положение Русского монастыря усугубляется еще и тем, что нарушаются связи обители с Русью, которая почти на два с половиной столетия попадает под монголо-татарское иго (1243-1480). Все эти обстоятельства приводят к тому, что число русских иноков уменьшается, монастырь нищает, клонится к упадку. С этого времени монастырь по составу насельников становится преимущественно сербским. Его ктиторами (покровителями) до 1489 были сербские правители из династий Неманичей, Хребеляновичей и Бранковичей, предоставивших монастырю большие пожертвования и вклады и тем самым обеспечившим его восстановление.

Значимость Руссика на Святой Горе растет. В третьем Типиконе (Уставе) Святой Горы, изданным в июне 1406 года, Свято-Пантелеимонов монастырь значится пятым в порядке иерархии среди афонских обителей. После захват турками в 1453 году Константинополя и падения Византийской империи Афон был включен в состав Османской империи (султанской Турции).

Несмотря на подтверждение султанскими указами прав и привилегий Свято-Пантелеимонова монастыря и его монахов, которыми они пользовались в Византийской империи, турецкие власти притесняли обитель. Они обложили ее большими налогами, конфисковывали монастырские земли, заставляя выкупать их по высоким ценам. Огромный ущерб наносили произвол и поборы турецких чиновников. Положение усугублялось набегами морских пиратов и пожарами.

Установление османского ига в Сербии (с 1489 года) поставило Свято-Пантелеимонов монастырь в крайне тяжелое положение. Основным источником его существования становятся пожертвования княжеств Валахии и Молдавии (XV-XVI в.), а с конца XV в. (после освобождения Руси от монголо-татарского ига) – московских великих князей, митрополитов, затем русских царей (с 1547) и патриархов (с 1589).

Пожертвования делали также московские придворные и духовенство. Помимо денежных пожалований монастырские посланники получали богатые вклады (иконы, церковные утварь и облачения, богослужебные книги). После 1497 года братия монастыря начинает пополняться за счет иноков, прибывающих из Руси.

С 1507 года ктитором обители стал великий князь Московский Василий III. Покровительствовал монастырю после смерти своего отца и русский царь Иоанн IV, который называет Свято-Пантелеимонов монастырь своей «первой богомолией». В 1561 году братия Свято-Пантелеимонова монастыря насчитывала 170 человек, в т.ч. игумен, 15 священников, 7 диаконов. В монастыре было 15 храмов, житие – общежительное. В скиту Пресвятой Богородицы (Ксилургу) было 4 храма. С 1584 года щедрую помощь монастырю начинает оказывать сын Иоанна IV царь Феодор.

В XVII в. после Смутного времени и с воцарением династии Романовых игумены и старцы Свято-Пантелеимонова монастыря неоднократно приезжали в Москву за пожертвованиями. Жалованными грамотами от царей Михаила Федоровича (годы правления 1613-1645), Алексея Михайловича (годы правления 1645-1676), Иоанна V и Петра I Алексеевичей (правили совместно в 1682-1696) подтверждались льготы монастырских посланцев и выдавалось царское жалование на исправление обители.

Однако к концу XVII века монастырь вновь переживает большие трудности и практически остается без материальной поддержки покровителей. Здания постепенно ветшали, численность братии уменьшалась. В 1705 году решением Константинопольского патриарха Гавриила III совершенно запустевший Свято-Пантелеимонов монастырь снова восстанавливался как русская обитель и передавался русским инокам во главе с архимандритом Варлаамом.

С начала XVIII века помощь монастырю оказывал первый российский император Петр I, который по просьбам неоднократно приезжавших в Москву игуменов Свято-Пантелеимонова монастыря выдавал из царской казны щедрые пожертвования, богослужебные книги, церковную утварь.

С 1744 года Указом Священного Синода устанавливается ежегодная выплата монастырю. Однако из-за осложнения русско-турецких отношений в результате происходивших в XVIII веке войн (1735-39, 1768-74, 1787-91) связи России с монастырем постоянно прерывались. Османские власти всячески препятствовали поездкам монастырских иноков за воспомоществованием в Россию и приезду в монастырь русских монахов.

Тяжелое положение монастыря продолжалось до середины XIX в. В этот период помощь поступала в основном от частных лиц, духовенства, купечества, посадских людей, служилого дворянства, украинских казаков, больше всего из Смоленской губернии и Левобережной Украины. Сложившаяся обстановка отрицательно сказалась на судьбе монастыря. Многие русские иноки были вынуждены покинуть клонившуюся к упадку обнищавшую и разрушавшуюся обитель, страдавшую от непомерных тягот турецких повинностей.

Не имея достаточных средств для восстановления обветшавшей обители и испытывая трудности из-за ее удаленности от моря, иноки около 1770 года решили переселиться на новое место – в принадлежавшую монастырю небольшую прибрежную келлию с храмом в честь Вознесения Господня, расположенную около монастырской арсаны (лодочной пристани). На этом месте монастырь находится и по сей день.

Прибрежный Руссик

К концу XVIII века прибрежная обитель Свято-Пантелеимонова монастыря почти совсем опустела, а оставленный Нагорный Руссик окончательно пришел в запустение и находился в таком состоянии до вплоть до 1868 года, пока не началось его возрождение как скита прибрежного Свято-Пантелеимонова монастыря. Положение русской обители было настолько тяжелым, что даже ставился вопрос о ее исключении из числа святогорских монастырей и продажи ее земли другим монастырям для уплаты числящихся за ней долгов.

Однако в августе 1803 года выходит грамота Константинопольского Патриарха Каллиника V о восстановлении общежития (киновии) в Свято-Пантелеимоновом монастыре. С этой целью выбирается на роль строителя обители опытный в духовной жизни старец – 85-летний ксенофонтский иеромонах Савва, который приезжает в Стамбул за помощью и денежным пособием. До конца 1806 Савва собирал в Стамбуле средства для восстановления монастыря, но пособия от патриархии он не получил из-за начавшейся русско-турецкой войны 1806-1812 годов. Пребывание старца Саввы в Стамбуле было ознаменовано многими чудесами от святого великомученика и целителя Пантелеимона. По просьбе тяжело больного великого драгомана Порты, валахского князя Скарлата Каллимаха, давшего обет в случае своего выздоровления стать ктитором Свято-Пантелеимонова монастыря, старец Савва отслужил молебен у постели умиравшего больного. Выздоровев после этого, князь, занявший вскоре место господаря Валахии, выполнил свое обещание. На его щедрые пожертвования и собранные Саввой средства начал с 1812 года строится собор в честь Святого Пантелеимона, жилые келлии и другие монастырские здания.

В 1814 году строительство собора было завершено, а в 1815 году он был освящен Константинопольским патриархом сщмч. Григорием V (+ 1821).

В 1821 году в Стамбуле по обвинению в тайных сношениях с Россией был казнен ктитор монастыря Скарлат Каллимах. 4 апреля 1821 года почил на 103 году жизни строитель Савва. После казни Каллимаха и кончины Саввы для монастыря наступило кризисное время. Из-за тяжелого положения (неоконченное строительство, отсутствие запасов продовольствия) монастырь вынужден был занимать деньги под высокие проценты. Не имея возможности их выплачивать он влез в новые долги, закладывал и продавал имущество и земли.

Преемником Саввы на посту настоятеля монастыря становится болгарин, иеромонах Герасим. Однако в связи с начавшейся в Греческой национально-освободительной революцией (1821-1829 гг.) в монастырь были введены турецкие войска, братия оказалась вынуждена покинуть монастырь, захватив наиболее ценные вещи и документы. Девять лет скитались иноки, не имея возможности вернуться в обитель, где хозяйничали турецкие войска, разграбившие его имущество и разрушившие монастырские помещения. В 1830 году греческие насельники, по совету старца Венедикта, приглашают русских иноков вернуться в монастырь. Пытаясь выйти из финансовых трудностей монастырь в годы турецкого владычества был вынужден влезать в долги, брать ссуды под грабительские проценты, закладывать и терять свои владения. Монастырь вновь пришел в бедственное положение.

В октябре 1840 года перешел в монастырь с несколькими братиями русский монах Иоанникий (Соломенцев), ближайший ученик духовника всех русских афонцев иеросхимонаха Арсения, живший в пустынной келии пророка Илии около Ставроникитского монастыря. Здесь он принял схиму с именем Иеронима, был рукоположен в иеромонаха, и стал духовником братии после кончины иеросхимонаха Павла. Отца Иеронима называют «духовным возобновителем» Свято-Пантелеимонова монастыря. При нем происходил духовный и экономический подъем монастыря. Будучи духовником монастырской братии при игуменах Герасиме и Макарии, он при этом осуществлял руководство всеми работами по восстановлению монастыря. При нем были постороены новые храмы (в 1846 году – святителя Митрофана Воронежского, в 1851 году – Покрова Пресвятой Богородицы, в 1867 году – святого благоверного князя Александра Невского), больничный корпус (в 1863 году), братский Покровский корпус, корпус в восточной части монастыря и параклисы в них, помещения для хозяйственных служб и мастерских, была расширена и расписана трапезная, устроен иконостас в Покровском соборе, реставрировано здание библиотеки. По его инициативе были основаны иконописная школа, типография, литографическая и фотомастерские. За годы жизни отца Иеронима и игуменства отца Макария построены и восстановлены около 60 принадлежавших монастырю храмов, 19 келлий, 8 подворий.

К 1870 году на Старом Руссике построен корпус братских келий с тремя параклисами (в т.ч. с храмом св. Саввы Сербского). 3 июня 1871 заложен соборный храм во имя св. великомученика Пантелеимона (на месте старого храма начала XVII века, от которого к середине XIX века остался лишь фундамент). В 1870 году основан скит Кромица, а в 1882 году – скит Новая Фиваида. В этот же период приобретались, восстанавливались и заселялись обветшавшие греческие келии: Иоанно-Златоустовская, Троицкая, святителя Николая Чудотворца («Белозерка»), Георгиевская, Керассийская, апостола Андрея Первозванного и др. В 1850 году в монастыре находилось уже около 200 монахов, из них 30 человек были русские.

В 1876 году турки установили, что все афонские монахи являются подданными Оттоманской империи. Тем не менее русские насельники Свято-Пантелеимонова монастыря, уплачивая ежегодную подушную подать турецким властям, оставались российскими, а не турецкими подданными. Они находились в ведении посольства России в Турции и под покровительством российского императорского дома и правительства в лице посла России в Стамбуле и консула в Салониках.

В монастырь поступали пожертвования на только от государства, но и от частных лиц. В числе благотворителей обители были вятские купцы Г.Чернов и И.Стахеев, жительница Москвы А.А.Смирнова, вологодский купец Е.Шучев, петербургский купец С.М.Комаров, тульские купцы Сушкины и др. С середины XIX века связи монастыря с Россией становятся регулярными. Афон и монастырь начинают посещать и оказывать покровительство члены российского императорского дома великие князья: Константин Николаевич (в 1845 году), Алексей Александрович (в 1867 году), Константин Константинович (в 1881 году). Бывают на Афоне и русские дипломаты: послы России в Турции (В.П.Титов, граф Н.П.Игнатьев, А.И.Нелидов), российские консулы в Салониках, иерархи Московской патриархии, известные общественные и политические деятели, ученые, писатели, художники. За счет растущего притока монашествующих из России меняется соотношение между греческим и русским составом иноков в пользу насельников из России.

К концу XIX в. монастырь не только выплатил полностью весь долг, но и стал оказывать помощь церковной утварью, иконами, деньгами российским, сербским, греческим, болгарским храмам и монастырям, духовным учреждениям, учебным заведениям, благотворительным организациям в Болгарии, Стамбуле, России, русским духовным миссиям в Иерусалиме, Японии, на Алтае. Даже окрестное население Македонии получало от монастыря продовольственную помощь. По инициативе отца Иеронима помощь деньгами и продовольствием оказывалась всем неимущим афонским монахам-сиромахам (около тысячи человек). Находившиеся в Новой Фиваиде престарелые русские иноки получали от монастыря ежемесячное пособие продовольствием, одеждой и всем необходимым.

11 ноября 1873 года в Москве при Богоявленском монастыре на Никольской улице афонским иеромонахом Арсением (Мининым) была открыта Афонская часовня, устроенная по случаю прибытия святынь из Свято-Пантелеимонова монастыря (закрыта и снесена в 1929 году).

К концу XIX века в монастыре находилось более тысячи монахов. Из них русских иноков насчитывалось более восьмисот. Среди остальных насельников преобладали греки и южные славяне. С конца XIX века опасаясь распространения и усиления русского влияния на Афоне Константинопольский патриархат, турецкие власти, а после 1912 года и греческие стали проводить политику ограничения притока иноков из России.

Монастырю принадлежало 60 храмов (со скитскими, метохскими и на подворьях). Монастырь имел земельные владения (метохи) и вне Афона: Каламарийский метох близ Салоник (ныне в черте города), Сикийский метох на полуострове Сикия (ныне Ситония) и Кассандрийский метох на полуострове Кассандра. Все метохи были конфискованы греческим правительством в 1924 году. К началу XX века Свято-Пантелеимонов монастырь имел подворья в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Таганроге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Сухуми, Стамбуле, Салониках. Подворье в Стамбуле, отобранное в начале первой мировой войны турецкими властями, после окончания войны было возвращено полностью расхищенным. Пострадавшее от пожара в 1917 году подворье в Салониках продано в 1919 году за небольшую сумму. Все подворья в России после революции 1917 года были закрыты и объявлены государственной собственностью.

Панорама Свято-Пантелеймонова монастыря. Макет на отпечатанной фотографии. Около 1910 г.

С конца XIX по начало XX века русские монахи еженедельно раздавали милостыню нуждающимся. С этим обычаем связано явление 21 августа 1903 года Светописанного (фотографического) образа Богородицы (см.).

В 1910 году в монастыре было построено первое на Афоне отдельное двухэтажное здание для библиотеки и археологического музея. Трудами библиотекарей отца Азарии (Попцова) и особенно отца Матфея (Ольшанского) библиотека в конце XIX – начале XX в. превратилась в одно из крупнейших книжных собраний на Афоне, стала базой для проведения исследований, располагавшей научно-справочным аппаратом на передовом уровне того времени, получавшей книги от крупнейших европейских антикваров и издателей. По количеству собранных отцом Матфеем греческих рукописей библиотека заняла четвертое место среди афонских библиотек (их стало свыше 1300 единиц хранения, тогда как в середине XIX века их было всего несколько десятков). По числу славянских и русских рукописей XIII-XIX вв. русский монастырь занял третье место (после Хиландара и Зографа).

Статистика

  • кон. XIX в. — в монастыре более тысячи монахов (из них русских более 800; среди остальных преобладали греки и южные славяне)
  • 1910 — в Пантелеимоновом монастыре вместе с Новой Фиваидой находилось свыше 1900 человек
  • 1 сентября 2004 — 62 насельника

Настоятели

Использованные материалы

  • Русский Афонский отечник XIX-XX веков : . — Святая гора Афон : издание Русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне, 2012:
    • (материал использован частично)

Данные были оглашены митрополитом Смоленским Кириллом на Архиерейском Соборе в октябре 2004 года согласно ст. «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 года», Православная Энциклопедия, т. 0 (новая статья интернет-версии), 29 февраля 2012,

Игуменство было утверждено патриархом Константином только в 1832-1833 годах, потому что во время греческого восстания и патриарх девять лет скитался в Морее. См. «Возобновитель русского братства в Афонском Пантелеимоновом монастыре старец Герасим Святогорец. День памяти — 23 мая» // Портал «Русский Афон»,

Красивый храм Святого Пантелеймона в Ессентуках находится недалеко от дачи Зимина.

Возведенный в конце 19 века, этот храм был разрушен при советской власти и построен снова 20 лет назад.

В храме хранится частица мощей Преподобного Серафима Саровского.

Престольный день в храме — 9 августа — день Великомученика и целителя Пантелеимон. Этого святого, которого знают все, кто хоть однажды приходил на порог храма в болезни и страдании, кто молился за близких, борющихся с тяжелым недугом. Ведь именно этот праведник из далеких первых веков христианства посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их именем Иисуса Христа.

© Nord794ub

После службы вы можете прогуляться по аллеям курортного парка, попить лечебной питьевой воды.

Храм расположен в курортном лечебном парке — историческом и архитектурном природном памятнике, на территории которого помимо церкви расположены и другие достопримечательности, основными из которых являются: питьевые галереи, лечебные учреждения, декоративные беседки, гроты, каскадные лестницы и фонтаны. Неповторимое очарование парку придают прекрасные старинные аллеи. Здесь произрастают уникальные породы деревьев, многим из них более 100 лет.

Раписание богослужений в храме Святого Пантелеймона в Ессентуках

Службы в храме проходят два раза в день по следующему расписанию:

  • Божественная литургия — 8:00;
  • вечернее богослужение — 16:00.

История

Для жителей города-курорта Ессентуки и многочисленных отдыхающих в 1886 году было решено построить новый большой православный храм. Для строительства были выделены земли на Качельном кургане.

Оригинальный проект храма, созданный архитектором Н. Дорошенко, был выставлен для обозрения в галерее источника № 17. Там же стояла кружка для сбора добровольных пожертвований на строительство храма и готовилась торжественная закладка. Закладка храма и освещение места состоялось 27 июля 1888 года. Однако начать возведение храма смогли только через 6 лет, он была построен в 1896 году и в тот же год освящен в честь Пантелеимона Целителя.

Строительство проходило под руководством епископа Православной церкви Владимира. Строительный комитет возглавлял купец Герасим Кириллович Безпалов, а наблюдал за строительством инженер Терской области Михаил Адамович Суршневич. В 1897 году был также составлен проект архитектора Павлова по дополнению церкви оградой вокруг.

Храм расположился в самой высокой точке курортной зоны, а его сверкающий купол был хорошо виден даже в Пятигорске.

Величественный пятиглавый храм был построен в русско-византийском стиле из красного кирпича. Для внешней отделки крыши использовали малахит, окна украсили витражными стеклами, а полы выложили мозаикой. Церкви был подарен уникальнейший майоликовый иконостас, подобного которому не было нигде в России, он был специально изготовленный для храма на заводе Кузнецова. Рядом с храмом построили церковноприходскую школу, которая стала религиозно-культурным центром. В ней велась большая просветительская работа, читали лекции по истории, литературе, географии и медицине, работала библиотека. Храм посещали такие известные личности, как Шаляпин, Куприн, Станиславский и Рахманинов, в разное время отдыхавшие в городе-курорте Ессентуках.

В годы советской власти храм, как и большинство других религиозных объектов, был закрыт. После закрытия его помещения еще несколько лет использовали в качестве склада. Судьба не пощадила этот прекрасный памятник, в 1935 году храм был взорван, вместе с ним погиб и прекрасный иконостас. Восстановление церкви началось в 1991 году, по проекту А. В. Травенко.

Как добраться до храма Святого Пантелеймона в Ессентуках

Храм Святого Пантелеймона находится в центре транспортной, а также туристической жизни города: в курортном парке Ессентуков, всего в 200 метрах от железнодорожного вокзала города.

Если вы добираетесь общественным городским транспортом, то удобнее всего остановиться у вокзала. До остановки «Ж/д вокзал» ходят следующие маршруты наземного транспорта:

  • автобус № 115а
  • маршрутные такси № № 2, 3, 6, 7, 7а, 10, 12, 14а, 16, 16а, 21, 101, 111, 114, 118а.

Остановка по улице Анджиевского называется «Грязелечебница», до нее едет только маршрутка № 9. Прогулка от остановки до храма займет 5 минут.

Для заказа автомобиля вы можете воспользоваться приложениями местных служб такси: например, вызвать такси «Сатурн». Действует в Ессентуках также известный и в других регионах России Яндекс. Такси.

Вход на территорию храма Святого Пантелеймона с улицы Анджиевского. Панорама на Google Maps

Видео о церкви Святого Пантелеймона в Ессентуках:

Святая Гора — одно из самых почитаемых мест в христианском мире, ведь Афон являет собой негасимую лампаду веры, которая теплится вековечно. Вдоль побережья полуострова, на крутых утесах, разбросаны 20 древних монастырей, похожих на средневековые замки. Они поражают красотой и величием каждого паломника. На территории Святой Горы также расположены 12 скитов, множество келлий, калив и хижин отшельников.

Особенности монашеского управления на Афоне

Согласно Уставу Святой Горы основание нового монастыря запрещено. Территория Афона поделена на области, каждая из которых относится к одному из 20 монастырей.

Такое деление связано не только с имущественными привилегиями, но и с правовыми, поскольку каждый год представители 4 монастырей составляют Священную Эпистасию, то есть исполнительную власть Афона. Также ежегодно каждый монастырь избирает представителя, который входит в состав Священного Кинота, верховного органа самоуправления монашеской республики.

На Святой Горе в чистом виде сохранились неприкосновенные уставы отшельничества и общежительства, а также завещанные старцами своим последователям требования подвижничества. Паломничество по основным монастырям и скитам способно наполнить сердца каждого радостью, светом и благодарностью.

Что хранят монастыри Святой Горы

Афонские монастыри — это удивительные сокровищницы византийской иконописи. Монахи веками оберегают настенную живопись и редкие фрески, сохраняют уникальные иконы и Святые мощи, над которыми не властно время. Они не только сберегли, но и приумножили духовное богатство православия.

Среди наиболее значимых и доступных для поклонения паломникам святынь можно назвать часть Животворящего Креста Господня, бережно хранимого монахами монастыря Ксиропотам. Пояс Пресвятой Богородицы, поклониться которому можно в греческом монастыре Ватопед. А в русской Свято-Пантелеймоновой обители покоится глава святого великомученика Пантелеймона. Монахи Дионисиата сберегли от варваров и захватчиков часть мощей пророка Иоанна Предтечи и чудотворную икону Богоматери «Акафистная».

А самым почитаемым на Афоне иконам с образом Божией Матери — «Геронтисса (Старица)» и «Портаитисса (Вратарница)» можно поклониться в монастырях Пантократор и Ивирон. В монастыре Святого Павла хранятся дары, принесенные волхвами новорожденному Иисусу.

Паломничество на Афон, к монастырям и святыням, в настоящее время очень распространено. При этом устремляются на благословенные земли не только православные люди, но и сторонники других религиозных верований. Ведь одно только нахождение на Святой Горе, в земном уделе Богородицы, наполняет сердца каждого светом Божьим.

Список 20-ти монастырей Афона

  1. Великая Лавра
  2. Ватопед
  3. Иверский
  4. Хиландар
  5. Дионисиат
  6. Кутлумуш
  7. Пантократор
  8. Ксиропотам
  9. Зограф
  10. Дохиар
  11. Каракал
  12. Филофей
  13. Симонопетра
  14. Святого Павла
  15. Ставроникита
  16. Ксенофонт
  17. Григориат
  18. Эсфигмен
  19. Свято-Пантелеймонов
  20. Констамонит

В книге, состоящей из 608 страниц формата А4, впервые подробно отражена история Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря от момента зарождения русского монашества на Святой Горе до 1735 года. Том основан на множестве не публиковавшихся ранее документов, снабжен богатым иллюстративным материалом и справочным аппаратом.
Издание осуществлено по благословению игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина) и под редакцией духовника и первого эпитропа русской святогорской обители иеромонаха Макария (Макиенко).
Состоит книга из восьми разделов:
I. Дороссиконовский период. История Святой Горы до 989 г.;
II. Появление русских на Афоне. 989–1204 гг.;
III. Афон и латинская экспансия. 1204–1345 гг.;
IV. Сербская эпоха. 1345–1497 гг.;
V. Святая Гора и «Третий Рим». 1497–1598 гг.;
VI. Смута и восстановление связей с Русским царством. 1598–1676 гг.;
VII. На пороге Нового времени. 1676–1735 гг.;
VIII. Культурные и духовные взаимоотношения с Русью до 1735 года.
В приложении к тому размещены перечни игуменов Россикона в обители Ксилургу, в Старом (Нагорном) Русике (Фессалоникийца) и в Новом (Прибрежном) Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре.

Также в книге впервые опубликован полный Русский Афонский Патерик, включая афонитов-новомучеников, не внесенных в месяцеслов Русской Православной Церкви. Кроме того, приводится хронологический указатель св. имен русских афонитов и перечень имен святых афонитов, упоминаемых в месяцеслове.
В данной работе впервые сделана попытка на основе обширной базы источников представить целостную картину взаимоотношений Руси и Россикона, учитывая роль других государств, наций и корпораций. Большое внимание уделялось таким вопросам, как значение взаимоотношений с Афоном для внешне-политической деятельности государств; взаимовлияние Афона и России, Афона и Восточных Патриархий.
Собранный и проанализированный в книге материал может быть полезен историкам как Афона и Русской Церкви, так и русской внешней политики, поскольку восполняет важные пробелы в отечественной историографии. Данное исследование может быть использовано для составления учебных курсов и пособий по истории русского духовного присутствия на Афоне, истории русской дипломатии в регионе, истории Русской Православной Церкви с первых шагов ее становления.
В предисловии авторский коллектив, за участие в уточнении цели и задач и методов исследования, поддержку в сборе материалов и в практической работе, выражает благодарность российским ученым — М. В. Бибикову — члену Совета Императорского Православного Палестинского Общества, Г. И. Вздорнову, Г. И. Карпову, С. П. Каштанову, Н. Н. Лисовому — заместителю Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, Б. Л. Фонкичу, Я. Н. Щапову — Председателю Императорского Православного Палестинского Общества в 2004-07 гг., почившему в 2011 году, а также Р. Штихелю (Германия) и многим другим ученым российских и зарубежных научных учреждений и институтов.

Введение

I. Дороссиконовский период. История Святой Горы до 989 г.
Гора Афон
Первые иноки на Афоне. Монашеские уставы
Монашество и Империя
Административно-хозяйственное устройство Афона
Афанасий Афонский

II. Появление русских на Афоне. 989–1204 гг.
Афон и Византия в XI веке
Первые славяне на Святой Горе. Болгарские легенды
Центр славянской письменности
Крещение и ранний период христианства на Руси
Первые русские иноки на Афоне
Обитель Ксилургу
Переход в обитель Фессалоникийца (1169 год)

III. Афон и латинская экспансия. 1204–1345 гг.
Русские княжества эпохи междоусобиц и Святая Гора
Византийская империя в XIII веке: катастрофа и попытки восстановления
Крестовые походы
Притязания Рима
Болгарский эпизод
Михаил VIII Палеолог. Возрождение Империи и угроза Унии
Первое запустение Россикона
Отказ от Унии. «Каталонская месть»
Россикон при Андронике II
Утрата связей с Русью

IV. Сербская эпоха. 1345–1497 гг.
Закат Византийской империи
Появление сербов на Афоне
Стефан Душан, «царь сербов и греков»
Россикон и его ктиторы
Игумен Россикона Исаия
Возобновление связей между Святой Горой и Русью
Святогорцы в русском государстве
Россикон в XIV веке

V. Святая Гора и «Третий Рим». 1497–1598 гг.
Афон под турецким владычеством
Миссия игумена Паисия
Русские князья — покровители Святой Горы и Россикона
Святогорцы в России. Максим Грек
Афон и первый русский царь
Вакуфная реформа и ее последствия
Последние годы Ивана Грозного.
Учреждение Патриаршества на Руси. Благоверный Царь
Феодор Иоаннович

VI. Смута и восстановление связей с Русским царством. 1598–1676 гг.
Кризис в Москве
Святая Гора в XVII веке
Начало династии Романовых. Восстановление связей
Миссия архимандрита Россикона в Москву в 1647–1648 годах
Патриарх Никон
Прибытие в Россию иконы «Троеручица»
Афон и русские земли в составе Речи Посполитой

VII. На пороге Нового времени. 1676–1735 гг.
Поворот Русского царства на Запад
Жизнь Русской обители в конце XVII — начале XVIII века
Первый российский император. Церковная реформа в России
Два воспоминания Василия Григоровича-Барского
После русских: оставление «Старого Руссика»

VIII. Культурные и духовные взаимоотношения с Русью до 1735 года
Афон и Киевская Русь
Афон и Великий Новгород
Афон и Тверское княжество
Афон и Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Афон и Кирилло-Белозерский монастырь
Афон и Московское княжество
Афон и юго-западная Русь
Письменные памятники Свято-Пантелеимонова монастыря
Афонские Уставы в России
Афонские книги в России
Афонские мотивы в искусстве рукописной книги
Афон – школа русских толмачей
История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне

Заключение

Приложение I
Перечень игуменов Россикона в Обители Ксилургу
Игумены обители Фессалоникийцев до прихода русских иноков
Игумены в Русском (прибрежном) Свято-Покровском Пантелеимоновом монастыре

Приложение II: Русский Афонский Патерик
Имена русских афонитов, не включенные в месяцеслов Русской Православной Церкви
Новомученик схимонах Александр (Артемьев)
Преподобномученик инок Александр
Преподобномученик Гедеон Малышев
Преподобный Иларион Грузин
Преподобномученик Мефодий Федоренко
Преподобный схимонах Тимофей, бывший Валаамский молчальник Тихон
Хронологический указатель св. имен Русских Афонитов
Имена святых афонитов, упоминаемых в месяцеслове

Русский Афон

Отзывы Свято-Пантелеймоновский монастырь в Феофании (Украина) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

В Свято-Пантелеймоновский монастырь на окраине Киева приезжает большое число паломников, молящихся здешним святыням о здоровье — своем и своих близких. На территории обители есть несколько целебных источников, самый известный из них — Свято-Пантелеймоновский, рядом с которым установили крест и поставили икону.

Территория монастыря, ранее именуемая Лазаревщина, получила свое название от имени Феофана Шиянова — епископа Чигиринского, настоятеля Михайловского Златоверхого монастыря. Этот участок земли был выделен Феофану Шиянову под строительство дома.

История монастыря

Строительство храма, позднее получившего имя Святого Пантелеймона, начинается на территории Феофании в начале 20 века. Изначально собор собирались назвать в честь Чуда Святого Архистратига Михаила, но в связи с тем, что в Феофанию приезжало большое число верующих, молившихся в память о Святом Пантелеймоне, храм был освящен в его честь.

Если в 20 — 30 гг. 20 века Свято-Пантелеймоновский храм частично уцелел, то во время Второй Мировой войны он подвергся минометному обстрелу. При обороне Киева под куполами размещались огневые точки. В послевоенные годы на территории храма размещались экспериментальные площадки Института Механики Академии Наук.

В 1990 г. монастырь был передан Украинской епархии и восстановлен.

Святыни монастыря

В монастыре хранится Владимирская икона Божией Матери 16 в. Ковчежец с частицами мощей великомученика Пантелеймона, святого Николая, преподобного Серафима Саровского, священномученика Владимира Киевского и преподобных отцов Печерских.

Свято-Пантелеймоновский монастырь

Добраться до обители можно от ВДНХ на автобусе № 60 до остановки «Институт микробиологии» или от станции метро «Лыбедская» маршруткой № 548 до конечной отсановки.

Адрес: Киев, ул. Академика Лебедева, 19, тел.: +38(044) 522-50-73.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *