Афонский монастырь

Содержание

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь расположен в юго-западной части Святой Горы, между портом Дафнии и монастырем Ксенофонта. Построенный неподалеку от берега живописной бухты, он имеет поистине величественный вид. Небольшой пирс, уходящий в море, позволяет причалить к монастырю судам практически любого размера. Многоэтажные здания вокруг монастыря, несмотря на то, что некоторые из них долгое время были заброшены, подчеркивают благородство и величие русской души.

Многие русские паломники используют Свято-Пантелеимонов монастырь в качестве своеобразной базы, откуда они начинают паломничество в разные места Святой Горы. При этом следует быть готовым к тому, что в соответствии с благочестивой русской традицией вам предложат потрудиться на благо обители.

На Востоке у нас есть очень важная точка опоры, созданные самой историей нашей или народом, помимо всякого прямого участия наших властей: Афон.

Одно его значение – чисто церковное, православное, рассматриваемое без всякого отношения к национальности населяющих его монахов; если бы русских и вовсе не было на Афоне, если бы число и влияние их с каждым годом не возрастало, то и тогда Афон, как Святыня Православия, имел бы значение для нас, как одна из главных точек опоры православной политики на Востоке.

Константин Леонтьев, русский философ XIX в.

История русской обители на Святой Горе связана с тремя центрами: монастырем «Пресвятой Богородицы Ксилургу», монастырем «Фессалоникийца» и, наконец, с монастырем «Св. Пантелеимона».

Первое известное письменное упоминание о русском монашестве на Афоне относится к 1016 году. Под этой датой в одном из святогорских документов, хранящихся в библиотеке Великой Лавры Афанасия Афонского, мы находим подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них вот такая надпись: «Γεράσιμος μοναχὸς ἐλέῳΘεοῦ πρεσβύτερος καὶ ἡγούμενος τῆς μονῆς τοῦ ῾Ρῶς μαρτυρῶν ὑπέγραψα ἰδιοχείρως».

Переводится она так: «Герасим — монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря русских. Собственноручная подпись».

Таким образом в 2016 году исполняется юбилей 1000-летия первого письменного упоминания о русском монашестве на Афоне.

Однако устное предание появление русского монашества на Афоне относит к еще более давнему времени. Так, согласно старому русскому преданию, особенно распространенному в XVI веке, первый русский монастырь на Святой Горе был основан попечением святого равноапостольного князя Владимира Киевского (+1015) и его супруги, византийской царевны Анны (+1012), вскоре после принятия христианства на Руси (998 г.). Именно на Святой Горе принял постриг родоначальник русского монашества, выходец с Черниговской земли преподобный Антоний Печерский и позже, по благословению афонских старцев, перенес афонский устав и на Русь, основав Киево-Печерский монастырь, ставший центром и школой русского монашества на Руси.

Из житийных списков известно, что в 1013 г. преп. Антоний Печерский в первый раз возвращается в Киев со Святой Горы Афон, где несколько лет подвизался в духовных подвигах. Побыв немного в Киеве, он снова возвратился на Афон, откуда во второй раз приезжает в Киев в 1017 г. Таким образом мы видим, что родоначальник русского монашества впервые начинает подвизаться на Святой Горе до 1013 года. Подобные путешествия с Руси на Афон в те времена невозможно было совершать самостоятельно. Поэтому, несомненно, преп. Антония должны были сопровождать в столь дальних и небезопасных странствиях и другие спутники. Все это дает основания считать, что первые русские монахи появились на Афоне задолго до 1013 года. По всей видимости именно они и составили в 1016 г. братию первого русского афонского монастыря Ксилургу, игуменом которого был вышеупомянутый Герасим.

После векового пребывания в монастыре Пресвятой Богородицы Ксилургу русские монахи перешли в монастырь «Фессалоникийца» (ныне известен как «Старый Русик»), что на старой дороге, соединяющий Карьес с нынешним монастырем. Перенос обители на новое место, очевидно, был связан с возрастающей численностью русской монашеской братии: в это время на Афон прибывают десятки монахов из Киевской Руси. Этот факт вынудил в 1169 году игумена монастыря Лаврентия обратиться с просьбой о содействии в Священный Кинот. Руководящий орган Афона после долгих заседаний постановил перенести русскую обитель в монастырь «Фессалоникийца», который к тому времени оказался брошенным греческими монахами. Одновременно русским инокам выделялись и кельи в столице Афона — Карьес. Что же касается прежнего места нахождения монастыря — Ксилургу — то оно не осталось заброшенным, там был построен скит, посвященный Пресвятой Богородице.

Первая обитель, как мы отметили, была посвящена Пресвятой Богородице. Монастырь же «Фессалоникийца» — Св. Пантелеимону, что видно из подписей Лаврентия на церковных документах: «игумен Св. Пантелеимона Фессалоникийца». На новом месте, на прекрасной возвышенности, в окружении девственной природы, братство русского монастыря находилось 700 лет.

История русского монастыря, как и всех других монастырей Афона, связана с постоянной борьбой монахов против иноземных захватчиков. Ситуация осложнялась тяжелым материальным положением монастыря и постоянной грозой афонских монастырей — пожарами. Именно по причине сильного пожара в XIII веке, уничтожившем не только имущество, но и все документы, о раннем периоде деятельности монастыря сохранилось мало сведений. Монастырские акты более позднего времени свидетельствуют о том, что обители удалось залечить свои раны не только благодаря византийскому императору Андроннику II Палеологу. Специальной золотой буллой он подтвердил права монастыря, выделил на его нужды большую материальную помощь и закрепил за ним старые и новые владения.

В XIII веке связи русского монастыря с Русью, страдающей от монголо-татарского нашествия, надолго прервались. Временами сюда удавалось вывозить, спасая от уничтожения, драгоценные реликвии русской духовной культуры: иконы, рукописи, церковную утварь.

На Афон, как сообщает В. Малышев, бежали русские крестьяне, спасаясь от помещичьего гнета. Это было своего рода казачество, переодетое в монашеское одеяние. Засучив рукава подрясников, они возводили бревенчатые кельи, строили из камня скиты, соборы и монастырские стены, разбивали сады и разводили на привезенной в мешках русской земли огороды.

В это время монашеское братство монастыря из Руси не пополнялось и большей частью состояло из греков. Ситуация продолжалась до конца XIV века, когда, залечив раны от тяжелого иноземного ига, на Афон снова начинают прибывать русские монахи, как с Южной (Киево-Литовской), так и Северной (Московской) Руси. Активные связи между Афоном и Русью возрождаются с назначением в 1375 г. Митрополитом Киевским и всея Руси святителя Киприана (Цамблака, 1375-1406). Будучи сам учеником и последователем афонских старцев-исихастов, святитель Киприан прикладывал неимоверные усилия к восстановлению ослабевших связей Руси с Афоном. В его отсутствие в Киеве духовными вопросами ведал назначенный им наместник — монах со Святой Горы Афон. В период святительства вл. Киприана на Русь приезжают афонские подвижники, привозится много книг, делаются переводы и т.д. Под их влиянием в обеих частях Руси начинается период «исихастского возрождения», глубоко отразившийся на формировании самобытной и глубоко духовной русской культуры.

В этот период русский монастырь был «обласкан» вниманием со стороны сербских православных царей. Стефан Душан после расширения границ своего государства и захвата Северной Греции посещает в 1345 году Святую Гору. Его внимание привлекает монастырь «Фессалоникийца» (к тому времени — русский), где был пострижен его предок — Св. Савва. Хранящиеся в монастыре акты свидетельствуют о том, что Стефан Душан оказал русскому монастырю щедрую экономическую помощь и назначил игуменом обители сербского богослова Исаию.

В конце XVI века русский патриарх Иов (1591 г.) и великий князь Федор Иванович (1592 г.) разрешают сбор пожертвований в России в пользу русского святогорского монастыря.

Собирались в это время щедрые пожертвования в пользу афонского монашества и на порабощенной польскими католиками Украине, особенно со стороны православного казачества Запорожской Сечи. Среди украинских подвижников, подвизавшихся в этот период на Святой Горе, наиболее известны старцы Иоанн Вишенский, Иов Княгининский, «блаженный Киприан», Исаакий Борискевич, Афанасий Межигорский, Иоасаф Густынский, Исаия Копинский, Иосиф Кориятович-Курцевич и многие другие. Влияние Афона на борьбу против унии и духовно-национальное возрождение на Украине было столь велико, что на Киевском Поместном Соборе в 1621 г. в специальном постановлении, известном под названием «Советование о благочестии», предписывалось: «Послать за благословением, помощью и советом на Святую Гору Афонскую, чтобы вызвать и привезти оттуда преподобных мужей русских: блаженного Киприана и Иоанна прозванием Вишенского и прочих, процветающих жизнию и благочестием, а также и впредь посылать русинов, расположенных к благочестию, на Афон, как в школу духовную».

Новый расцвет монастыря связан с переходом русского братства из обители «Фессалоникийца» в третий центр, в прибрежную зону, там где сегодня находится нынешний монастырь «Св. Пантелеимона».

О втором же центре русской обители («Фессалоникийца») отметим, что она получает название «Старый Руссик» и становится в дальнейшем зависимой от монастыря Св. Пантелеимона.

Свою историю на новом месте русская обитель берет с 1760 года. Основана она там, где еще в конце XVII века монах Христофор построил келью, небольшую церковь и причал (арсана).

Первым игуменом монастыря Св. Пантелеимона стал Савва Пелопонниский, подвизавшийся раньше в ските Ксенофонта. Благодаря своей неутомимой энергии он смог добиться не только расширения монастыря, но и улучшения его материального положения. На этом трудном поприще игумена Савву поддержало еще одно обстоятельство. Драгоман (переводчик) турецкого султана Махмуда II (1785-1839 гг.) Скарлат Каллимах был прикован к постели тяжелой болезнью и в отчаянии обратился к целительной силе великомученика Св. Пантелеимона. Он пригласил в Константинополь игумена Савву с просьбой взять с собой чудодейственные мощи святого. После приложения к ним его здоровье резко улучшилось, и он султаном назначается на место господаря Валахии (1809-1819 гг.).

Благодарный фанариот не забывает своего целителя и начинает финансировать строительство новых сооружений монастыря. Для этой цели он присылает в русский монастырь главного инженера турецкого султана, христианина по вероисповеданию. Благодаря усилиям Скарлата Каллимаха здесь строится много зданий (часовни, кельи, гостиница, больница) и, в первую очередь, соборный храм монастыря. Конец жизни греческого благотворителя был трагичным: разъяренная турецкая толпа в 1821 году повесила его вместе с Вселенским Патриархом Григорием V.

Чудодейственные мощи Св. Пантелеимона побывали в Константинополе и раньше, в 1744 году, где в этот год свирепствовала чума. Она унесла сотни жизней жителей города, и, конечно, не только христиан.

Тогда власти и жители города обратились за помощью к монастырю «Св. Пантелеимона». И в тот раз Святой целитель показал свою силу — жители города были спасены от смертельной опасности.

В том же году с аналогичной просьбой к монастырю обратился молдавский господарь Иоанн Николау, когда эпидемия чумы свирепствовала и в Молдавии. После совершения чуда и исцеления больных правитель Молдавии назначил ежегодное пособие монастырю, которое отправлялось на Афон и после его смерти.

Прилив в обитель монахов из Российской Империи особенно усилился с 1840 года. Их прибытию содействовала не только Русская Церковь, но и вся государственная система. В 1845 году русский монастырь посещает великий князь Константин Николаевич, в 1869 году — великий князь Алексей Александрович, а в 1881 году — великий князь Константин Константинович.

В 1850 году численность русских монахов становится равной численности греческих, а в дальнейшем стремительно растет и начинает значительно превосходить ее. Этот факт вызвал трения между русскими и греками, последние боялись, и не без основания, полного численного превосходства русских на Святой Горе. Позже, в начале ХХ века, число русских монахов на Афоне составило 5000 (из них свыше 2000 — в русском монастыре) при общей численности афонской общины 10000 человек.

Тем временем умирает старейший из монахов, игумен монастыря Герасим. Новым игуменом русского монастыря «Св. Пантелеимона» в 1875 году становится отец Макарий (Сушкин), который пребывает на этом посту до 1889 года.

В конце XIX — начале XX веков на Афон для поклонения чудодейственным мощам Св. Пантелеимона прибывало огромное количество русских паломников. Ежегодно через Одессу, где проходил сбор паломников, в русский монастырь приезжало до 30 тысяч человек. Все они находили приют в монастыре, размещались в странноприимном доме («фондарике») и получали безплатное питание. По древней традиции, монастырь предоставляет каждому, кто постучится в его ворота ночлег и безплатную миску супа со стаканом вина. Благочестивые русские христиане, конечно же, не оставались в долгу, делая щедрые пожертвования на нужды монастыря.

Октябрьский богоборческий переворот 1917 года имел крайне трагические последствия для всего русского монашества на Афоне. Отныне сюда прекращает поступать всяческая помощь из России, а русские монахи оказываются отрезанными от своей Родины. Положение усугубляется и подозрительным отношением ко всем новоприбывающим на Афон монахам из Советской России. Опасаясь проникновения коммунистической идеологии и шпионов ОГПУ на Святую Гору, страны-гаранты международного статуса Афона, закрывают практически все двери для пополнения русской монашеской общины из Советской России. Впредь незначительное пополнение будет идти только за счет русских белоэмигрантов, проживающих в Западной Европе. Вот, что пишет по этому поводу уже упомянутый нами русский писатель Б. Зайцев: «… Однако приток все-таки есть. Он идет теперь не из России, а из эмиграции. Русский Париж, русская Сербия дают пополнение Афону. Многое меняется на наших глазах. Если прежде на Афон шли преимущественно из купечества, мещан, крестьянства, то теперь я вижу молодого иеромонаха — офицера Добровольческой Армии, вижу бывшего художника, сына министра, знаю инженера и т. д.».

В этот период попечение над русскими монастырями на Святой Горе Афон принимает на себя Архиерейский Синод Русской Православной Зарубежной Церкви (РПЦЗ), первоиерархи которой – митрополит Антоний (Храповицкий) и митрополит Анастасий (Грибановский) старались всеми силами поддержать русское монашество на Афоне.

В самой Советской России по благосостоянию Русского на Афоне монастыря также был нанесен серьезный удар: коммунистический режим конфисковал все имущество Пантелеимонова монастыря (подворья, лавки и т. д.).

Падение богоборческо-коммунистической системы в начале 1990-х гг. имело благотворное влияние и на жизнь русского монастыря. Число русских монахов в монастыре постепенно возростало и на сегодня составляет более 70 человек (всего на Афоне 2000 монахов). Последние несколько лет с ведется капительный ремонт полуразрушенных сооружений обители. Для реставрационных работ в Пантелеимонов монастырь прибыла группа реставраторов из Санкт-Петербурга, Киева, Владимира, а также выделены значительные средства греческим правительством и благотворителями России и Украины.

Игуменом монастыря с 1979 г. и по сей день является священноархимандрит Иеремия (Алехин). Родился ое еще в дореволюционной России в 1915 г. и является как бы «связующей нитью» с былой Святой Русью.

В главном соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, посвящённом в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, хранятся честная глава этого великого святого, составляющая утешение и бесценное украшение и сокровище как храма и русской обители, так и всей Святой Горы Афонской. Многочисленные паломники многократно получали и получают исцеления и чудутворения от честной главы св. влмч. Пантелеимона Целителя. Кроме того, в этом храме хранятся и другие следующие святыни:

части Древа Креста Господня и св. мощей: частица св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; голова св. преподобномученика Стефана Нового; голова св. преподобномученицы Параскевы; ребро св. великомученицы Марины; частицы мощей: св. Иосифа Обручника, св. Апостола Фомы, преподобного Симеона Столпника; св. мучеников: Георгия Победоносца, Димитрия мироточивого; Иоакова Персянина, Кирика, Трифона, Евстратия, Никиты, Феолора Тирона, священномученика Харалампия и некоторых из мученик в Никодимии сожжённых. Здесь же есть значительная часть от камня, отваленного от гроба Господня, из которого сделан седмисвещник.

Второй собор русского святогорского монастыря – Покрова Пресвятыя Богородицы. Святыни этого храма:

— несколько частей Животворящего Древа Креста Господня;

св. Анны — матери Пресвятыя Богородицы; св. равноапостольныя Марии Магдалины; св. Архидиакона первомученика Стефана; св. Архидиакона Лаврентия; св. праведного Иосифа Обручника; св. Дионисия Ареопагита; св. равноапост. царей Константина и Елены;

— святителей: Василия Великого, Григория Богосдова, Иоанна Златоустого, Афанасия Александрицского, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского, Амвросия Медиоланского, Иоанна Милостивого, Григория Паламы архиепископа Солунского, Феоны митрополита Солунского, Григория епископа великия Армении, Григория Акрагантийского, Мефодия Патарского; патриархов Константинопольских: Тарасия, Мефодия, Павла и Нифонта; Модеста Иерусалимского; Амфилохия; Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Варсонофия и Гурия Казанских;

— св. священномучеников: Пантелеимона, Георгия, Димитрия, Феодора Тирона, Иакова Персянина, Никиты, Артемия, Прокопия;

— св. преподобномучеников: Анастасия Перского, Никона, Стефана нового;

— св. новомучеников: Димитрия, Марка Хиосского, Полидора, Константия, Иоакова Афонского, Пахомия афонского, Нектария Афонского, три главы св.преподобномучеников Афонских:Евфимия, Игнатия и Акакия;

— св. безсребренников: Космы, Дамиана, Кира и Иоанна;

— преподобных: Феодосия великого, Хатитона исповедника, иоанн кущника, Георгия Хозевита, Исаакия Далматского, Дионисия Олимпийского, Феодора Студита, Парфения Лампсайского; Симеона столпника, Феоктиста, Андрея Критского, Сампсона странноприимца, Пафнутия,Иакова, Василия нового, Петра Афонского, Агафангела, Акааия Кавсокаливского, Евдокима Ватопедского, Михаила Синадского, Германа Валаамского, Александра Свирского, Давида Гареджийского, Нила Афонского, макария нового, Герасима нового, Павла Латрского, Гедеона Афонского; Матроны Солунския, Макрины, Пелагии, Феоктисты, Мелании и Иоанна нового (русского).

В целом в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре хранятся части мощей более 300 греческих, русских, грузинских святых.

Особо почитаемы в русском святогорском монастыре хранящиеся здесь главы и части глав: св. вмч. Пантелеимона Целителя; прп. Силуана Афонского; верхняя часть главы св. Апостола и Евангелиста Луки; сщмч. Анфима, еп. Никомидийского; прпмч. Игнатия Афон­ского, Евфимия Афонского и Акакия Афонского; часть от левой ноги aп. Андрея Первозванного в серебряном ковчеге; часть правой руки прав. Иоанна Русского и многие другие святыни.

Чудотворные иконы: Икона Матери Божией, именуемая «Иерусалимскою”, над царскими вратами; Икона Матери Божией «Ка­занская» в Покровском храме; Икона Матери Божией «Игумения Святой Горы Афонской»; икона св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеимона; икона св. священномученика Харалампия, из Скита св. Анны.

Третий замечательный здесь храм во имя святителя Христова Митрофана Воронежского чудотворца; потом — параклис, или меньший храм Успения Пресвятыя Богородицы.

Кроме этих храмов, есть еще параклисы:

1) Вознесения Господня;

2) Рождества Пресвятая Богородицы;

3) Введения во храм Божией Матери;

4) Св. Архангелов;

5) Успения главы св. Иоанна Предтечи Господня;

6) св. Богоотец Иоакима и Анны и св. Иосифа обручника;

7) св. священномученика Харалампия;

8) Св. Николая чудотворца;

9) св. великомуч. Димитрия Солунского;

10) св. Константина и Елены;

11) св. Саввы Освященного;

12) св. великих князей – Равноапостольного Владимира и Александра Невского;

13) Преподобного Сергея Радонежского чудотворца;

14) Препод. Герасима Иорданского и Иеронима Стридонского;

15) в честь всех Святых Афонских (при братской больнице);

16) Всех святых Русских Князей и Царей.

Близ монастыря находится так называемая гробница, с церковью во имя Апостолов Петра и Павла, где упокаиваются братья, переселяющиеся от этой временной жизни в вечную. Недалеко от нее церковь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Близ нее в новом большом корпусе церковь Преображения Господня, где пользуются врачеванием болеющие иноки – келлиоты и пустынники, и миряне. Там же еще два параклиса: Божией Матери «Скоропослушницы” и свв. Иоанна Златоустого и Макария Великого. В последнее время еще построены и освящены две церкви в одном корпусе; во имя Святителей — Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и во имя св. Архангела Рафаила.

Вне монастыря на разных местах монастырской земли, скитах, метохах и при отшельнических келиях 36 церквей.

В монастыре всегда рады паломникам. Монастырский архондарик за сутки принимает по нескольку десятков паломников, которых в обязательном порядке обеспечивают ночлегом и питанием.

Дополнительно см.:

Древнейшая русская Свято-Успенская обитель «Ксилургу» на Афоне и ее значение для Руси

Русь и Афон: Преп. Антоний Киево-Печерский – основатель афонского подвижничества на Руси

Смотри также

Святая Гора – единственная в мире монашеская республика, автономная область, в политическом отношении принадлежащая Греческой Республике, а в церковном – … Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки. … В лесной долине на северо-восточной стороне Святого Афона, в 45 метрах от моря на высоте 50 метров расположился Святой монастырь … На вершине одной из гор Афона, на высоте 160 метров, южнее ущелья, в 1 часе ходьбы от моря находится Святой … Монастырь Есфигмен находится в глубоком живописном ущелье на северо-восточной стороне Святого Афона. С двух сторон он сжат горами, чему и … Монастырь Констамонит расположен на высоте 200 метров в 45 минутах ходьбы от побережья, в живописном зеленом месте. Согласно преданию, был … В середине пути между монастырями Ксенофонта и Констамонит, на высоте 30 метров находится Монастырь Дохиар. Вначале (10 век) ключник Афанасий … На ровном месте у моря находится монастырь Ксенофонт. Согласно преданию, его в 520 году основал преподобный Ксенофонт Ксилоглиптико. Исторические же … В двух часах ходьбы от Кариеса, восточнее монастыря Святого Пантелеймона и западнее монастыря Сименопетр, в 200 метрах от моря находится … Высоко на одной из обрывистых скал северо-западного склона Святой Горы, на высоте 230 метров над уровнем моря находится монастырь Симонопетр. …

Самое удивительное место на земном шаре, исполненное многочисленных чудес и изумительных горных пейзажей, изобилующее загадками и тайнами, находится в Греции, в префектуре Халкидики.

Это — полуостров Айон-Орос, святая гора Афон, монашеская интернациональная республика, в которой насчитывается 20 монастырей, имеющих свои «филиалы» — каливы и скиты. В них подвизаются иноки и монахи из всех регионов мира, среди которых не только государства православного вероисповедания.

Здесь возносят свои непрестанные молитвы выходцы из США, Канады, Бразилии, Австралии, Аргентины. По неофициальным данным, сюда любят приезжать некоторые члены королевской семьи Англии, а также небезызвестные звёзды зарубежной эстрады. Словом, красота и чудеса Афона притягивают к себе людей со всех концов земли.

История Афона

Происхождение названия одного из самых таинственных полуостровов таят в себе древнегреческие мифы. Гесиод, выдающийся поэт Греции и современник Гомера, в своей поэме «Теогония» подробно изложил битву титана Афона с Посейдоном. Первый метнул огромную скалу в бога морей, и на том месте, куда она упала, образовались знаменитые пальцы полуострова Халкидики, один из которых был назван именем неустрашимого великана Афона. По иным преданиям, на этом живописном месте и был похоронен Посейдон.

Красота полуострова с древних времён привлекала внимание греков. Ещё приближённый архитектор великого Александра Македонского, именуемый в документах Дейнократом, предложил высечь из юго-восточного склона горы Афон исполинскую статую мужчины. В правой руке, по планам проектировщика, колосс держал бы чашу, собирающую все потоки воды, текущей с вершин. В левой предполагалось разместить укреплённый городок. После смерти Александра Македонского эти планы рухнули, а невдалеке от Афона Кассандр, правитель греческого «кусочка» распавшейся державы великого завоевателя, выстроил Уранополис, город, который благополучно дожил до наших дней.

Существуют многочисленные предания, повествующие об истории Афона после Рождества Христова. Самое известное из них повествует о том, как в 49 году новой эры Пресвятая Дева Богородица с Иоанном Богословом попали в шторм в тот момент, когда плыли на один из островов Эгейского моря.

Выйдя из корабля, который прибило к берегу Афона, Пречистая Дева Мария удивилась красоте здешних мест и попросила в молитвах у своего Сына дать эту землю ей в удел.

С тех пор Афонский полуостров называют садом Пречистой Богородицы, в котором все, желающие наследовать вечное блаженство, сподобляются Небесного Царства.

к меню

Где находится гора Афон

Большинство из нас наверняка неоднократно слышали об Афоне. Его нетрудно отыскать и на карте: мысленно продвигаясь по северному побережью Эгейского моря Греции на запад, в первую очередь мы «натыкаемся» на полуостров, похожий на кисть руки с тремя пальцами. Это полуостров Халкидики, а самый восточный его «палец», протянувшийся более, чем на 60 километров, является Афоном.

Глубоководный залив, волны которого омывают побережье Афона с востока, называется Иерису (Стримонский), его поверхность тянется до замечательного острова Тасос. Залив Сингитикос, раскинувший свои тёмно-синие глади к западу от Афона, простирается до Ситонии — «среднего пальца» Халкидиков.

А на севере Айон-Орос ограничен «перешейком Ксеркса», близ которого находится знаменитый городок Уранополис. Через него обычно и проезжают паломники, следуя на Святую Гору.

Добраться до Афона можно исключительно морским путём, взяв билет на корабль, следующий в бухту Дафнии, где расположен порт Афона.

Отсюда по шоссе можно доехать до Кареи — административного центра монашеской республики. По причине частых штормов большинство паломников выбирает путь на Афон через Уранополис, значительно сокращая морские мили.

Приглашаем вас совершить восхождение на самую легендарную гору Греции Олимп!

Что посмотреть в Салониках, описание самых значительных достопримечательностей древнего города вас ждет в нашем обзоре.

к меню

Как добраться до Афона через Уранополис (Урануполи)

Уранополис (Урануполис) небольшой и красивый курортный городок на полуострове Халкидики, расположенный в 135 км от Салоник.

Это главная пристань, откуда отходят корабли до Дафнии — порта Святой горы Афон.

Салоники — Уранополис

Салоники и населённые пункты полуострова Халкидики связывает тесное автобусное сообщение.
В сезон автобусы курсируют каждый час.

На такси из уютного аэропорта города Салоники за 15 евро (10 минут езды) можно добраться до автовокзала KTEL Halkidiki.

Оттуда каждый день отправляется 7 рейсов до Уранополиса. Автобус идёт каждые 2,5 часа, билет стоит 12,4 евро.
На билете указано точное время отправления.
Последний автобус выходит в 18.30.

Такси довезет вас до Уранополи за 130-140 евро, время в пути: 1,5-2 часа.

Из Палиури и Порто Куфо в Уранополис

Если вы отдыхаете на других «пальцах» полуострова – Ситонии или Кассандре, добраться до Уранополи можно на такси или автобусами Ктел Халкидики, регулярно курсирующими как по полуострову, так и за его пределами.

Расстояние до Урануполи от Палиури (крайняя точка первого пальца Халкидиков) 140 км.

От Порто Куфо (конец второго пальца) 118 км.

Такси будет стоить в среднем 1,20 евро за км. Билет на рейсовый автобус – около 10 евро.

Где остановиться

Город примечателен обилием исторических мест и прекрасными пляжами.

Тут хорошо развита курортная инфраструктура. Приезжающие гуляют по живописной набережной, посещают сувенирные магазины, таверны и песчаные пляжи.

При необходимости можно снять номер в недорогом отеле, которых тут много, по цене 40-60 евро на двоих, но активно используется и частный сектор.
Его представители сами ищут желающих переночевать, и сутки в комнате на два человека обойдутся всего в 25 евро.

Не удивляйтесь, если увидите туристов, ночующих прямо на песчаном пляже. Это в Уранополисе часто практикуется.

На Афон запрещено въезжать на автомобилях, поэтому в городе есть много парковок, в том числе и бесплатных.

Паром на гору, цены на билеты

Начать путешествие к Святой Горе можно на скоростном катере или пароме, они курсируют утром с 6.30 до 11.45 в будние дни и до 14.00 – в выходные.

Время пути катера – 40 минут.

Путешествие до Афона на пароме займет больше времени – около 1,5 часа, но это прекрасная возможность увидеть афонские монастыри со стороны.

Цена билета 10–15 евро.

Может оказаться так, что перед самым отплытием билетов не останется, поэтому их лучше заказать заранее по телефону: +(30) 23770 21041.

Документы, разрешающие въезд на Афон: как оформить, где, сколько это стоит

Путешествие на Афон невозможно без Диамонитириона – это своего рода виза на Святую Гору, которая выдается только мужчинам старше 12 лет.

Действует такое разрешение в течение 4 дней и дает право паломнику заночевать в любом монастыре Афона (в теории – на практике без приглашения какого-нибудь монастыря визу вам не выдадут).
Если будет желание, срок действия Диамонитириона возможно продлить в административном центре Святой горы – Карее (Карьесе).

Документ этот лучше оформить заранее, за месяц сообщив о планируемой дате посещения непосредственно в Паломническое бюро по факсу или электронной почте, e-mail: piligrimsburo@c-lab.gr; тел: +(30) 23770 71450; +(30) 23770 71422, можно на английском языке.

Кроме этого, необходимо предоставить следующую информацию: фамилия, имя, номер загранпаспорта.
Вас попросят прислать факс первой страницы паспорта с фотографией.

Прошение подаётся бесплатно, а 25 евро нужно будет заплатить, получая разрешение на руки в Уранополисе.
Разрешение дают не всем, получить его очень трудно.

Проще всего оформить Диамонитирион через турагентства или паломнические организации, которые включают такую услугу в тур, а некоторые продают вообще отдельно, но это обойдется вам на 100 евро дороже.

На руки выдают Диамонитирион по прибытии в Уранополис, в бюро паломников, с 7.30 утра.

Место, где оформляют пропуск на Афон, вы найдете, ориентируясь от автобусной остановки: назад от направления движения из Салоник.
В районе, где заканчиваются прибрежные кварталы, дорога налево спускается к морю (там есть отличный пляж). По левую сторону дороги увидите контору «Графио Проскинитон», где выдают Диамонитирионы.

к меню

Как могут увидеть Афон женщины

Существующий уже 1000 лет запрет не разрешает посещать Афон женщинам.
Любоваться Святой Горой им можно только с расстояния.

Морская экскурсия позволит делать это, не приближаясь более чем 500 метров. Примечательно, что сердобольные монахи подплывают на лодках к кораблям и привозят святыни, хранящиеся в монастырях Афона, чтобы женщины смогли к ним приложиться, раздают с благословением святую воду и миро.

Билет на такой круиз можно купить прямо в Уранополисе. Стоит около 20 евро на человека, детям до 12 лет – наполовину дешевле, до 2 лет – бесплатно . Экскурсия вокруг Святой горы занимает два часа.

На трехмачтовом кораблике можно воспользоваться биноклем (аренда — 3 евро, плюс 7 евро — залог) и в то же время слышать из динамиков подробности, описывающие афонские монастыри на нескольких языках.

Корабль не спеша плывет вдоль побережья Святой Горы, позволяя пассажирам любоваться горным ландшафтом с величественными древними постройками.

Детям во время такой поездки не дают скучать аниматоры, да и само судно выглядит как пиратский корабль. Взрослых обслуживает бар, где можно купить еду и напитки.

Цены:

  • хот-дог – 2,5 евро;
  • пицца с пивом или колой – 5 евро;
  • бокал пива или вина – 2,5 евро, чай;
  • кофе – 2,5 евро;
  • сувлаки (небольшие шашлычки на деревянных палочках) – 2 евро;
  • холодный кофе по-гречески «фраппе» – 3 евро;
  • бутылка минералки – 0,50 евро.

За 4 евро вы и ваш ребенок получите фотографию на борту корабля в компании с пиратом.

Есть и лавка, где можно купить набор национальных сувениров – бижутерию, магниты, тарелки, вино, оливковое масло, но цены выше, чем в обычных магазинах.

Собираетесь в Грецию? Все о том, как получить страховку для Шенгена узнайте из нашей статьи!

Читайте в подробном обзоре, какая погода в Халкидиках по месяцам, а также, чем можно заняться на полуострове в разное время года.

Приглашаем совершить путешествие по монастырям Метеоры и узнать как можно до них добраться!

к меню

Главные монастыри Святой горы

По количеству монастырей и их насельников Афон превосходят лишь древние монастыри Тавенниси, основанные легендарным Пахомием Великим, а также палестинские монашеские общежития преподобного Саввы Освящённого. На территории полуострова построены 20 монастырей, в которых подвизаются более 1500 монахов. В это число входят келлиоты и скитяне — монахи, живущие удалённо от территории монастыря и собранные в небольшие группы.

Святая гора хранит в себе множество святынь христианского мира: здесь находятся самые известные и почитаемые иконы Пресвятой Богородицы (Иверская, Скоропослушница, Пантанасса, Троеручица и другие), Её пояс, который в 2012 году впервые привозили в Россию. На Афоне хранится множество святых мощей, в том числе глава особо почитаемого в России великомученика Пантелеимона.

к меню

Великая Лавра

Самым первым в диптихах монастырей Афона числится «Большая Лавра». Это самый большой и многолюдный монастырь, основанный знаменитым преподобным Афанасием Афонским, день блаженного успения (5 июля) которого является в обители храмовым праздником. Живут здесь преимущественно греки, богослужение проводится на «языке Вселенских соборов», поэтому славяноязычным сюда попасть практически невозможно.

Административный центр главной обители расположился у юго-восточного подножья Афона, а многочисленные скиты, среди которых — Святой Анны, Катунакия, Иоанна Крестителя, Кавсокалибы, Малой Анны, Святого Василия, Карулии, и другие, — вдоль южного побережья полуострова. Именно по причине большого количества скитов обитель и называется Лаврой.

В этом монастыре в одиннадцатом веке преподобным Афанасием был введён Студийский устав, распространившийся впоследствии на все афонские обители и просуществовавший в некоторых монастырях до конца XIV века.

С именем основателя Великой Лавры связано предание, где повествуется о встрече Небесной Царицы и прп. Афанасия, который последним из братий покидал монастырь во время сильного голода.

Пречистая, приказав святому Афанасию возвращаться в обитель, для подкрепления веры Её словам повелела преподобному ударить посохом по камню. Она пообещала, что навсегда останется Экономиссой лавры, и с этими словами стала невидимой. Ударив по камню, преподобный убедился в истинности явления ему Божией Матери, так как из него забил источник воды. А при возвращении в обитель увидел, что все её кладовые наполнены продуктами. И до настоящего времени в местечке, расположенном к северу от Великой Лавры, бьёт ключ, а рядом с ним находится скит.

В честь этого чуда была написана икона Богоматери «Экономисса», а в лавре с тех пор нет должности эконома, обязанности которого исполняет сама Пречистая. В Великой Лавре назначают лишь подэконома, который является помощником Небесной Царицы.

На южном берегу полуострова расположена пещера Петра Афонского, в которой в седьмом веке подвизался один из первых молитвенников Святой Горы. Проживал он здесь, питаясь травами и корнями, не имея никакого жилища. Такие люди именуются восками. Их подвиг считается одним из самых сложных, и в наше время он почти никому не известен. Именно в Пещере Петра Афонского остались легендарные 12 восков, имена и лица которых неизвестны никому. Если кто-то из них умирает, то ему сверхъестественным образом находят замену. По преданию, перед концом Света, Афон должен уйти под воду, а эти 12 старцев выйдут служить последнюю литургию перед тем, как покинуть Святую Гору.

к меню

Ватопедский монастырь

Самый знаменитый в России монастырь на Афоне — Ватопедский. Он расположен на восточном берегу Стримонского залива, к северу от обители Пантократор и к югу — от Хиландара и Есфигмена. Центральный придел главного монастырского собора освящён в честь Благовещения Богородицы, поэтому 25-го марта (7 апреля по новому стилю) здесь отмечается храмовый праздник.

Богослужебный устав на Афоне, в отличие от остальной Греции, остаётся верным старому стилю, поэтому все памятные даты здесь совпадают с русскими и отличаются от греческих. Так, 25 декабря, когда в приходских храмах Афин отправляются богослужения, посвящённые Рождеству Христа, в Афонских монастырях в этот день молятся святителю Спиридону Тримифунтскому.

В Ватопеде хранятся многочисленные для православных христиан святыни: славящаяся на весь мир икона Богородицы «Всецарица» (Пантнанасса), честные главы великих святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а также знаменитый пояс Преблагословенной Богоматери, который привозили в Россию в 2012 году.

Ватопедские монахи дружелюбно настроены к российским паломникам, среди них есть насельники, владеющие русским языком. В обители игуменствует ученик знаменитого Иосифа Исихаста архимандрит Ефрем (Василиос Кутсу).

Благодаря его руководству сюда попадают не только греки, но и люди иных национальностей.

Для того чтобы побывать в Ватопедком монастыре в качестве паломника, необходимо не только оформить Диамонитирион, но и получить благословение епископа, из епархии которого выезжает паломник.

По описаниям побывавших на Святой Горе людей, в насельники туда принимают только тех, кто имеет очень большой опыт в духовной жизни, в молитве, терпении скорбей и напастей. Длительная жизнь на Афоне — это очень тяжёлый подвиг, и мало кто его выдерживает.

к меню

Хиландарский монастырь

Обитель Хиландар расположена к северо-западу от Ватопеда, к северу от Зографа и к юго-западу от Есфигменского монастыря.

Побережье Стримонского залива удалено от обители на три с лишним километра.

Основная часть насельников монастыря говорит на сербском языке, а богослужение здесь совершают на церковнославянском, который почти ничем не отличается от звучащего в храмах Русской Церкви.

В обители хранится досточудная икона Богородицы «Троеручица».

Она знаменита тем, что перед ней на протяжении десятилетий молился великий отец Церкви Иоанн Дамаскин, тексты песнопений которого в великом изобилии до сих пор используются на богослужениях.

Здесь растёт чудесная виноградная лоза Мироточивого Симеона.

Её ствол вырос после того, как из гробницы забрали мощи преподобного и увезли на его родину.

Ягоды этой лозы обладают сказочным свойством: бесплодные супруги, после их вкушения обзаводятся детьми.

к меню

Монастырь Великомученика Пантелеимона

Единственной русской обителью на Афоне является монастырь Великомученика Пантелеимона.

Здесь проживает более 30 насельников, а расположен он на берегу Сингитикоса (Афонского залива).

К северу от него находятся монастыри Ксенофонт и Дохиар, а к югу — Ксиропотам.

В обители хранится глава Великомученика Пантелеимона, которого именуют целителем.

Многие люди, обращавшиеся в молитвах за помощью к святому, получали исцеления.

Каждый год 9 августа здесь совершается торжественное богослужение, посвященное мученику, который, будучи врачом в жизни земной, продолжает исцелять приходящих к нему с верой после своей смерти, тем самым подтверждая всеобщее бессмертие.

В этом монастыре, в первой половине XX века на протяжении нескольких десятилетий подвизался великий молитвенник за человеческий род преподобный Силуан, названный Афонским. Здесь же начинал свой иноческий путь Кукша Одесский.

к меню

Святой крест

Венчает гору Афон – трехметровый Святой Крест. Выполнен он из металла в 1882 году. И сделали его русские.

Трудно представить, как удалось монахам Пантелеймоновского монастыря доставить на вершину Афона этот Крест.

Сегодня, находясь на высоте 2033 метра над уровнем моря, Крест будто оберегает благодатную землю, раскинувшуюся где-то внизу, у подножия горы.

Крест пересекают два металлических символа истязаний и мук, которые некогда вынес Христос – это копье и трость с губкой. Без сомнения, Крест напоминает каждому, взошедшему на гору Афон о тех страданиях, которые выпали на долю Иисуса.

Долгое время Святой Крест находился в неухоженном виде. Его поверхность покрыла ржавчина. Однако в 2003 году протоиерей Русской Православной Церкви Сергий Конобас, вместе с несколькими прихожанами, совершили восхождение к Кресту, специально прилетев в Грецию, их цель была – очистить Крест и позолотить его.
Четыре часа работы под палящим солнцем и Крест на Афоне вновь заблистал в южных лучах. Поверх жидкого золота также был нанесен дополнительный защитный слой эпоксидного лака. Теперь Святой Крест простоит еще не одну сотню лет как будто в первозданном виде.

Увидеть святыню стремятся многие паломники со всего света.
Подъем на гору к Кресту – задача очень непростая. Дорога каменистая, вьется серпантином, да еще добавьте к этому жаркое греческое солнце.
У паломников на выбор две дороги. Одна – более крутая, другая – попроще и не имеет таких резких подъемов, но она гораздо длиннее. В среднем, время в пути от подножия горы до Креста составит от 6 до 9 часов.

Обычно группу паломников ведут несколько монахов. На протяжении пути они читают молитвы и помогают тем, для кого дорога в гору окажется сложной.
Паломники говорят, что необходимо взять в дорогу пустую флягу — на пути встречаются питьевые горные источники, а вода здесь, по преданию, обладает живительной силой.
Неплохо также запастись печеньем, хлебом, консервами и взять с собой аптечку (йод, пластыри, бинты, успокоительные и обезболивающие таблетки).

Что касается времени паломничества, то лучше избегать жарких или холодных дней. Оптимально, если путь к Кресту состоится в конце весны или начале осени.

к меню

Великие старцы горы Афон

С самого начала своего существования афонская республика была «рассадником» монашеских традиций для всего христианского мира. Достаточно сказать, что основоположник Киево-Печёрской лавры по имени Антоний был выходцем с Афона. Здесь подвизались Никодим Святогорец, Савва Сербский, Нил Мироточивый, Косма Этолийский, Симеон Мироточивый.

И в последние два века Афон явил миру немало старцев. Самый известный современным читателям — геронда Паисий Святогорец. Он родился в 1924 году на территории современной Турции, в греческой деревне в Каппадокии, и в первые же недели жизни был перевезён родителями в Афинские Пиреи, впоследствии поселился в Эпире. После службы в греческой армии, в 1950 году, ушёл на Афон, где прожил более 40 лет, подвизаясь в различных обителях Святой Горы. К нему приезжали люди со всех концов православного мира, и для каждого он находил совет «от Бога».

Но главной помощью для его посетителей, по его мнению, была молитва. Посредством её преподобный Паисий совершил огромное количество чудесных исцелений, помог вернуться к высоконравственной жизни многим людям, восстановил немало распавшихся семей, а многим инокам передал драгоценные крупицы своего духовного опыта. Похоронен он недалеко от Фессалоник, на территории монастыря Иоанна Богослова, который был построен его многими трудами.

Можно долго повествовать о великих делах, подвигах и чудесах преподобного Иосифа Исихаста, Ефрема Филофейского, Иосифа Ватопедского. Но для их достойного описания необходима целая книга. Можно только надеяться, что по их молитвам Господь дарует такую возможность.

К сожалению, как мы уже говорили, на территорию монашеской республики женщинам вход запрещён.

Это древняя традиция многих монастырей, которая осталась в силе только здесь.

На Афон могут приезжать только представители сильного пола.

Дорогие мужчины! Воспользуйтесь возможностью побывать в чудесном саду Пресвятой Богородицы, посмотреть на жизнь избранных Богом людей, поучаствовать с ними в молитвах и получить благословение от самой Пресвятой Девы Богородицы, которое останется с вами на всю жизнь!

Если вы решили остановиться в Халкидиках, узнайте об уютном отеле Potidea Palace, расположенном на полуострове!

На этой странице описаны лучшие отели, идеально подходящие для отдыха с детьми на полуострове Халкидики!

Святая гора Афон — духовный центр православия в Греции и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, почитается православными всего мира как земной Удел Богородицы.

По преданию, во время бури по пути на Кипр корабль Девы Марии оказался прибит к берегу Афона. Красота полуострова восхитила Богородицу, и она попросила это место себе в удел и получила его от Бога.

Комплекс монастырей Афона образует Автономное монашеское государство Святой Горы. Особый статус административной единицы закреплен в конституции Греции — самоуправляемое сообщество, в которое входят 20 православных монастырей, они находятся под юрисдикцией Константинополя. Управление осуществляет Священный Кинот — центральный соборный орган. Греция имеет на Святой горе своего губернатора. В Афонских монастырях и скитах проживает около 1800 мужчин.

На Афоне используют только юлианский календарь (старостильный), в отличие от остальной части Константинопольского Патриархата

Гора Афон находится в восточной части страны, на одноименном полуострове в Эгейском море. Географически Афон — восточная оконечность Халкидики. Гора имеет классическую «пирамидную» форму, ее высота — 2033 метров. У подножия Афона находится город Уранополис, от которого в основном начинается маршрут паломников.

Монастыри Афона в Греции

Монашеская жизнь и молитва продолжаются на Афоне с IV века. Особый этап в истории занимает VII век, когда после вторжения мусульман в земли Византии многие монахи и отшельники прибыли на остров. В это же время по решению Трулльского собора полуостров был передан под монашеские обители.

Длина острова — 60 км, здесь находится множество икон, мощей святых и других реликвий.

Монашеская гора известна на весь мир запретом на въезд для женщинЗдесь запрещены даже животные женского пола, исключением являются куры и кошки. Однако известны случаи пребывания женщин на полуострове: монахи принимали семьи беженцев во времена военных действий.

Сейчас на Святой горе Афон — 20 монастырей, которые имеют статус патриарших ставропигий и являются общежительными. 17 из них — греческие монастыри, 1 — российский, 1 — сербский, 1 — болгарский. Создавать новые монастыри на Святой горе запрещено.

Первенствующий монастырь Святой горы — Великая Лавра

Лавра Святого Афанасия основана в 963 году святым Афанасием Афонским. В лавре располагается кафоликон Благовещения (соборный храм); ее главные святыни — крест и жезл святого Афанасия, чудотворные иконы «Экономисса» и «Кукузелисса». Здесь хранится самое большое количество церковных реликвий на полуострове (рукописи, исторические документы, фрески и др.). В монастыре проживает 50 монахов, каждый выполняет свои обязанности. Монастырь открыт круглый год от рассвета и до захода солнца. Многие паломники стремятся подняться на вершину горы к кресту — пешком или на мулах. Есть два пути: короткий крутой и более пологий. В среднем, подъем занимает около 6–8 часов.

Монастырь Ватопед

торой в иерархии Святой горы, один из наиболее древних и крупных, создавался в 972–985 годы тремя монахами — учениками преподобного Афанасия Афонского, имеет обширную библиотеку древних рукописей и кодексов, два скита, кельи и подворья. Основные святыни — часть Животворящего Креста, честной пояс Богородицы. Монументальный монастырь окружен высокой стеной. Здесь проживает около 50 монахов, сейчас ведутся работы по восстановлению больших зданий.

Греческий православный Иверский монастырь

Известен также как Иверон: на северо-востоке полуострова построен грузинским монахом в конце X века на берегу моря. В Ивероне, третьем монастыре в иерархии Афона, хранится самое большое количество мощей святых и чудотворная икона Вратарница. В XVI веке монастырь был украшен фресками. Монахи активно занимаются восстановлением исторических зданий вокруг монастыря. Здесь проживает около 30 монахов и послушников.

Bзвестен многим как русский монастырь на Афоне (Россикон), в иерархии занимает 19-е место. В нем находятся типичные образцы русской фрески. Здесь хранятся многие бесценные святыни и мощи святых. Образован на основе русского поселения, образовавшегося на полуострове в XI веке, формальный статус монастыря получил в 1169 году. Полностью стал русским в конце XIX века. В настоящее время его подворья в России располагаются в Москве и Санкт-Петербурге. Территория напоминает небольшой город со множеством строений и купольных церквей. Кроме монастырей, на территории полуострова Святой Горы разбросано 12 скитов, многие из которых являются крупными поселениями и отличаются от монашеских обителей только статусом. Россикон был перестроен в XIII веке после крупного пожара. В братство обители входит около 40 монахов.

В особом районе на юге Афона селятся монахи-отшельники. Дорога сюда довольно непроста и опасна: по узкой тропе вдоль отвесной скалы.

Правила посещения Святой горы

Большинство туристов имеют возможность увидеть гору и некоторые ее монастыри исключительно со стороны моря — во время круизной экскурсии по Эгейскому морю — вдоль берегов Афонского полуострова. Подобные морские экскурсии проводятся из прибрежных курортов Халкидики, в среднем занимают 5–6 часов.

Чтобы посетить монастыри Святой горы Афон, нужно получить диамонитирион (специальное письменное разрешение). Получить его может мужчина — последователь любой религии. Разрешение обычно дается на 4 дня, необходимый документ — паспорт, загранпаспорт. Рекомендуется заранее позвонить в офис, так как количество выдаваемых разрешений в день ограничено: 10 — для неправославных и 100 — для греков и православных.

Необходимо следовать определенным правилам относительно внешнего вида и поведения на Святой горе.

Прибывающие на остров священнослужители должны заведомо получить благословение Вселенского Патриарха, либо местного архиерея. Женщинам вход на территорию комплекса мужских монастырей на Афоне до сих пор запрещен. С полным перечнем правил посещения для паломников можно ознакомиться на сайте Афона.

Как добраться до горы Афон в Греции

Существуют следующие варианты проезда до горы Афон:

На автобусе из Салоник добраться в Уранополис, в котором начинается Паломнический маршрут.

Расписание доступно на сайте Святой горы

Арендовать автомобиль на полуострове Халкидики.

На сайте Афона предложены услуги такси: номера телефонов представлены внизу страницы.

Следует помнить, что зимой добираться до монастырей довольно затруднительно.

Панорама Святой горы Афон:

Видео «Святая гора Афон весной»

АФОН. МОНАШЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО СВЯТОЙ ГОРЫ

Владимир Дергачев

Афон. Автономное монашеское государство Святой Горы расположено в Греческой Македонии в Халкидики на одноименном полуострове Афон. Афон является крупнейшим в мире средоточием православного монашества. Святой Афон или Земной удел Божьей Матери почитается как священная землю и цитадель православия. Несмотря на официально название, Афон так же входит в систему административных регионов Греции. Это самоуправляемая территория под церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата (с 1312 года) объединяет 20 православных монастырей, в том числе 17 греческих, русский Святого Пантелеймона, сербский Хилард (духовный и религиозный центр сербского народа) и болгарский Зограф. Древнейший афонский монастырь Великой Лавры был основан в 963 году, а самый «новый» Ставроникита – в 1542 году. Большинство монастырей Афона имеют крепкие крепостные стены, защищавшие храмы от средневековых, преимущественно «цивилизованных» западноевропейских пиратов, включая крестоносцев.

Кроме монастырей на Афоне действуют скиты (монашеские поселения), кельи и отдельные хижины и лачуги для одиноких отшельников. Основным местом отшельничества является крутая отвесная скала Карулья на берегу моря. Здесь монахи живут в пещерах, питаются за счет сбора трав и воды, вешают корзины для проплывающих мимо рыбаков, которые оставляют хлеб и другие продукты.

В монастырских соборах хранятся чудотворные иконы, драгоценные кресты, мощи святых и ювелирные изделия. Об этом подробно можно узнать на сайтах, посвященных Святой Горе.

В библиотеках монастырей хранятся многочисленные древние греческие и славянские манускрипты, книги, рукописи, автографы византийских императоров и Евангелия апостолов. В библиотеке греческого монастыря Ватопед хранится бесценный экземпляр Птолемеевой географии с картами.

Постоянное население Афона превышает 2 тысячи человек (2014). В 1917 году здесь проживало свыше 10 тыс., из них около 5 тыс. русских монахов. Ежегодно Афон посещает примерно сто тысяч, включая кроме паломников туристов, совершающих круизы вдоль святогорских берегов. Только в 2010 году монастырь Ватопед посетило 40 тысяч паломников. В 2014 году Константинопольский Патриархат призвал Афон ограничить количество иностранных монахов в 10 %, а также прекратить выдачу иностранным инокам разрешений на поселение в греческих монастырях.

Православные из России, Украины и Белоруссии чаще всего совершают паломничество в Иерусалим, греческий Афон, итальянский город Бари, где покоятся мощи Николая Чудотворца.

Святая Гора Афон (Айон Орос) высотой 2033 метров получила название в честь мифического фракийского гиганта Афона. Согласного легенде в 49 году корабль, на котором плыла Богородица (Дева Мария, земная мать Иисуса Христа), во время бури прибило к берегу Афона. Дева Мария, пораженная красотой этих мест, попросила у Бога это место себе в удел, что и было исполнено.

Более реалистическая история связана с ролью горы Афон не только в древнегреческой мифологии, но и морском судоходстве. Это самая высокая гора, расположенная непосредственно в береговой зоне Эгейского моря, служила морякам естественным маяком и спасла многим из них жизнь. Гора расположена вблизи глубоководного Северо-Эгейского желоба, и с учетом этого обстоятельства её высота от основания достигает свыше 3 км.

Еще в глубокой древности Афонский полуостров был заселен фракийцами, а с 5 века до н.э. греками из Халкидики. Здесь проходили морские пути, связывающие Грецию с Востоком. Персидский царь Ксеркс приказал вырыть морской канал в южной части Афонского полуострова, следы сохранились до наших дней недалеко от Уранополиса.

Афон стал одним из христианских форпостов в эпоху римского императора и основателя Константинополя Константина Великого, издавшего указ о даровании христианам, подвергавшимся гонениям Римской империи до 313 года права гражданства и свободы вероисповедования. В 7 веке Афон приютил христианских монахов (в том числе иноков), бежавших из Египта, Палестины и Сирии в результате арабских завоеваний.

Становление монашеской общины Афона началось после Трулльского Собора (Константинополь, 691/92). В Византийской империи произошел расцвет монашества. После падения Константинополя, монашеская община после верноподданнических заверений султану, временно сохранила прежние права и привилегии. Но в 1566 году Стамбул отобрал у афонских монастырей все имения.

В 17-18 вв. Афон стал местом греческого просвещения, а в монастыре Ватопеде была основана Афонская академия. После греческого восстания 1821 года последовала турецкая оккупация Афона, но Андрианопольский мирный договор 1929 года между Россией и Турцией восстановил права монашеской общины.

В 1912 году на Лондонской конференции Российская империя предложила предать Афону статус «автономной монашеской республики» под протекторатом православных держав: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии и Черногории. Против этого выступило греческое монашество Афона, требовавшее присоединения к Греческому Королевству.

Во время Первой мировой войны Афон в 1917 году был временно оккупирован российско-французскими войсками, чтобы предотвратить снабжение немецких подводных лодок из греческих монастырей. Греция была союзником Германии.

После начала Второй мировой войны и оккупации Греции Третьем Рейхом, болгары как союзники Берлина попытались взять Святую гору под свой контроль. Но афонские отцы, желая сохранить независимость Святой Горы, в апреле 1941 года направили послание Адольфу Гитлеру, в котором просили взять монашескую республику под свою защиту (этот эпизод отсутствует во многих исторических хрониках Афона). Вождь немецкого народа был польщен этим обращением и отдал приказ, запрещающий вермахту и болгарским войскам оккупацию Святой Горы. На границе с Афоном в городе Уранополисе было создано отделение гестапо, осуществляющее контроль за исполнением этого решения фюрера. Берлин назначил управляющим Афона немецкого профессора Штайгера, много сделавшего для защиты уникального афонского духовного и культурного наследия. В конце войны у афонских монахов нашли прибежище английские военные, что привело к немецкой оккупации полуострова и репрессиям в отношении монахов. В мае 1944 года немцы окончательно покинули Святую Гору.

Большой ущерб был причинен Афону в ходе Гражданской войны в Греции (1944–1949), когда несколько монахов было расстреляно. В дальнейшем так же периодически возникали проблемы во взаимоотношениях Афона с греческой властью. В середине 20 века Афон пережил очередной кризис смены поколений, старцы и подвижники не находили молодых последователей тысячелетней традиции. Даже появились проекты превращения монашеской республики в туристический центр с музеями.

В 1963 году Афон торжественно отметил 1000-летие монашеской республики, а с 70-х годов началось новое возрождение Святой Горы.

Греческую власть на Афоне представляет гражданский губернатор, подчинённый Министерству иностранных дел. При нем имеется небольшой штат сотрудников и полицейских.

В столице Афона – городке Карея – находится Здание Святой Общины, в котором заседают представители монастырей. Здесь же находится верховное самоуправление, суд и церковная школа монашеской республики, расположена резиденция греческого губернатора, почта, телеграф, таможенное и полицейское управление, магазины и медпункт. Главный морской порт монашеской республики – Дафни – соединен шоссейной дорогой с административным центром Карея. На Святой Горе в основном проложены грунтовые дороги.

Самоуправление Афона базируется на положениях первого устава Святой Горы, утвержденной Золотой буллой византийского императора в 972 году. Суверенитет Греции над полуостровом Афон закреплен Лозаннским договором 1923 года. В настоящее время на Афоне действует Уставная Хартия (конституция) Святой Горы 1924 года, имеющая силу государственного закона Греции.

Посещение Афона паломниками строго регламентировано Уставом. Допускаются только мужчины любого вероисповедования. За проникновение на территорию монашеской республики любопытных женщин предусмотрена уголовная ответственность (до года лишения свободы). Для зарубежных паломников для посещения Афона не достаточно иметь греческую (шенгенскую) визу, необходимо так же оформить специальную визу (диамонитирион). Для этого необходимо предоставить кроме паспорта, фотографии, справку с места работы. Паломники не должны вести себя как туристы – запрещено купаться, загорать, пить спиртные напитки, осуществлять фото- и видеосъемку. Паломники могут путешествовать на джипах, но монастырской братией это не приветствуется. Только пешая прогулка может принести истинное наслаждение.

Горные склоны Афона покрыты еловыми, каштановыми и дубовыми лесами. Субтропический климат, красота природы способствуют созданию атмосферы благодати и ведению уединённой жизни, но прежде всего, требуется повседневный труд.

Монахи трудятся в иконописных мастерских, выращивают цитрусовые, яблоки, груши, черешню, грецкие орехи, возделывают плантации виноградников и оливковых деревьев. Развито животноводство и особенно рыболовство. Источником питьевой воды служат горные ручьи.

***

На северо-востоке Афона расположен греческий Иверский монастырь (Ивирон), основанный грузинским монахом Иоанном Иверским (из царской династии Багратионов) в 980/83 гг. Монастырь занимает третье место в святогорской иерархии. Здесь хранится православная Иверская чудотворная икона Пресвятой Богородицы (Девы Марии с младенцем), написанная по преданию евангелистом Лукой.

Иверская часовня со списком особо почитаемой на Руси Иверской иконы Божьей Матери находится у Воскресных ворот Красной площади в Москве. Часовня была разрушена большевиками в 1929 году и восстановлена в 1995 году. В России находится несколько иверских (по названию) мужских и женских монастырей, например, Валдайский Иверский монастырь.

В июне 2013 года мировой общественный форум «Диалог цивилизаций» провел в Белграде третью международную «Афонскую конференцию», посвященную сохранению духовного и культурного наследия и монашеских традиций Святой Горы. Особо поднималась тема роста числа паломников и активного проникновения на Афон современных информационных и других технологий. Афонский монах Феотокис (в миру Родольф Берто, родом из Франции) в своем интервью РИА Новости следующим образом ответил на эти вызовы современности: «…многим монастырь видится исключительно как собрание святых. Но это не так, это лишь романтический взгляд. В монастыре живет вся та реальность, которая встречается и в миру.

С другой стороны, монастырь – это монастырь, и Святая Гора Афон, несмотря на вторжение современности и различных технологий, несмотря на ведущееся здесь активное строительство, продолжает давать уникальную возможность активизировать борьбу за душу человека, вести его по пути к святости и истинному благочестию».

Бог не будет спасать Евросоюз. Большой резонанс в блогосфере вызвало открытое послание афонского архимандрита и игумена монастыря Григориат Христофора (Агелоглу) немецкому банкиру и одному из руководителей Deutsche Bank, заявившего, что только Христос сможет спасти Еврозону.

В своем письме архимандрит сказал следующее: «… как это ни печально, Всемогущий Бог спасать Объединённую Европу не будет. Дело в том, что Бог уважает свободную волю человека, и не упраздняет её ни при каких обстоятельствах. Причина, по которой Господь наш Иисус Христос не вмешивается, чтобы спасти еврозону, заключается в том, что сама Объединённая Европа не захотела при составлении своей Конституции упомянуть об имени Христа или хотя бы о своих христианских истоках и наследии.

Раз в Европе не хотят называть даже Имя Господа, Он уважает её свободный выбор и не вмешивается. Ведь Божественная помощь была бы воспринята как «антиконституционная» и неправомерная всеми самопровозглашёнными «спасителями», которые заявляют, что исправят ситуацию своими собственными человеческими силами. Более того, Евросоюз не только не любит Того, Кого вы считаете её единственным возможным Спасителем, но и ненавидит Бога, обожествив материю….

Христос пришёл на землю, чтобы соединить людей Своей Любовью… Евросоюз возжелал другого единства – соединения на материальной основе, на базе поклонения мамоне1. И теперь Европа пожинает плоды этого, разлагаясь и распадаясь на части.

Единая Европа уничтожает народы, лишает людей работы, средств к существованию, лекарств, подталкивает к самоубийству. Единственное что беспокоит этого безжалостного ростовщика – боязнь потерять свои огромные проценты по «кредитам». Евросоюз вскормил своих членов в поклонении мамоне. И даже теперь, когда он пожинает последствия своих действий, с попустительства Европейского Суда в европейских столицах возносится хула и поношение на Христа (в такой степени и с таким цинизмом, до которого не додумались даже те, кто Его распинал).

Случайность или нет, что Евросоюз душит и уничтожает, прежде всего, Ирландию, Грецию, Португалию, Кипр, Испанию и Италию (опьянив их сперва лёгкими кредитами и поклонением мамоне) – страны, народы которых отличались глубокой религиозностью и многовековым христианским культурным наследием?»

Святая Гора Афон – одно из священных мест на Земле, памятник византийской культуры. Это спасательный маяк, вечно освещающий путь к истине. Этот оплот православной веры внес огромный вклад в мировую философию и богословие, культуру, литературы и живопись.

Монашеская республика более тысячелетия бережно сохраняет и передает из поколения в поколение живую духовную традицию. Святой Афон остается главным центром и оплотом восточно-христианского монашества. Афон является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

1 Слово в Новом Завете, олицетворявшее богатство, земные блага.

Расположен в 10 км от Кареи на западном склоне Святой Горы.
Возрождение монастыря относится к Х веку.
Престольный праздник — Воздвижение Честного Креста Господня.
Настоятель — архимандрит Иосиф.
Занимает восьмое место в святогорской иерархии.
Сегодня в монастыре около 40 монахов.

Монастырь Ксиропотам — один из древнейших монастырей Афона. Он живописно расположен на небольшом плоскогорье, недалеко от моря над пристанью Дафна. Рядом с монастырем находится глубокий овраг с широким и глубоким ручьем, пересыхающим в летнюю жару (Ксиропотам — Ξηροποτάμου — с греческого «сухой поток”).

История основания монастыря

По преданию, монастырь Ксиропотам на этом месте основала в V веке византийская царевна Пульхерия, дочь императора Аркадия и сестра императора Феодосия II. Здесь же она построила храм в честь 40 Севастийских мучеников. Но во время последующих нашествий на Афон арабов, он был разорен и находился в запустении до X века. Возобновление на этом месте обители связано с именем царевича Прокопия, сына византийского императора Михаила Куропалата и современника св. Афанасия Афонского.

Царевича поддержали византийские императоры Константин VII Багрянородный и Роман I Лекапин. На Афоне Прокопий, приняв постриг с именем Павла, принял участие в строительстве монастыря Святого Павла и в восстановлении разоренного Ксиропотама. Трудами прп. Павла, прозванного Ксиропотамским, к XIII веку монастырь Ксиропотам достиг статуса самого состоятельного монастыря на Афоне, но при этом прп. Павел выступил одним из противников монастырских нововведений Афанасия Афонского.

Во времена правления Михаила Палеолога (XIII в.) Ксиропотам принял унию. Предание гласит, что император Михаил лично явился в Ксиропотам для совершения богослужения. И когда католические священники вместе с братией монастыря стали служить латинскую мессу, предателям Православия явилось Божие знамение: землетрясение разрушило до основания твердыни Ксиропотама и под развалинами его погибли многие отступники. Сам император Михаил бежал со Святой Горы, а остальные изменники погибли.

Деятельность обители была снова возобновлена благодаря императору Андронику II (1282–1328 гг.), сыну Михаила Палеолога.

Именитые жертвователи и помощники монастыря

В XIV–XV веках в одно время с византийскими императорами помощь монастырю оказывают также правители Сербии, неоднократно предоставляя ему значительные денежные суммы. Тогда и были построены крепостная стена с высокой башней, часовня Богородицы на северной стороне, а в 1445 году реконструирован собор.

Начиная с XVI века Ксиропотамский монастырь переживал особенно трудные времена. В основном это были страшные набеги турок и два больших пожара в 1507 и 1609 годах, от которых удалось спасти только монастырские священные реликвии. На этот раз помощь монастырю оказали Вселенские патриархи Тимофей II, который посредством своей грамоты (1611 г.) пытался сохранить в нем общежительную систему и предоставил настоятелю право носить «порфировую мантию», Мефодий, сделавший монастырь ставропигийным, и другие.

Читать подробнее

Кроме того, о восстановлении монастыря позаботились сами монахи, собравшие значительные деньги благодаря коллективным пожертвованиям и своим путешествиям с Животворящим Древом Креста Господня в придунайские княжества, а также правители этих княжеств, которые учредили и годовые пожертвования монастырю. Нельзя не отметить и помощь султана Селима I, который специальным указом 1520 г. предоставил целый ряд привилегий Афону и монастырю Ксиропотам,
в частности.

Особенно подняться Ксиропотамскому монастырю удалось во второй половине XVIII века, когда его монах Кесарий Дапонте (один из наиболее образованных и ученых людей эпохи турецкого порабощения) в результате своих восьмилетних странствий с Животворящим Древом Креста Господня и частями мощей Сорока Мучеников по придунайским княжествам собрал значительную денежную сумму. На эти деньги была отстроена большая часть монастыря.

Последующие разрушения и естественное ветшание монастыря чередовалось с очередными работами по восстановлению, которые финансировались в основном за счет сборов от обходов с Животворящим Древом Креста Господня. И только в 1952 г. Археологическая Служба Греции стала принимать участие в реставрации афонских раритетов. Например, в Ксиропотаме был восстановлен один из разрушенных участков, и ожидается начало работ в юго-западном крыле, сгоревшем в 1972 году.

Устройство монастыря, храмы и часовни

Стены Ксиропотама образуют четырехугольник, и на его северной части находится самая старая башня. На просторном дворе и в стенах расположены монастырские здания.

Соборный храм посвящен Сорока мученикам Севастийским (перестроен в 1763 г.) и построен по образцу других святогорских храмов, а в 1783 году был украшен фресками. Он крестообразен, с четырьмя мраморными столбами, поддерживающими главный купол, с пятью главами, мраморным помостом, преддверием, притвором и двумя приделами. В одном из углов наружного нартекса прямо в стене собора находится рельефная плита послевизантийского времени с изображением святого Димитрия в полный рост.

Читать подробнее

На башне звонницы находятся две рельефные головы Пульхерии и святого Павла с надписью: «Святой Павел Ксиропотамский, сын почтеннейшего Михаила, 1738 г.». Иконостас храма — замечательное произведение искусства резьбы по дереву. В алтаре, на хорах и в других частях храма хранится около 200 переносных икон; некоторые из них представляют особый живописный интерес и считаются особо ценными.

У собора, во дворе находится чаша для водоосвящения из красного мрамора, который, согласно надписи, привез и установил Кесарий Дапонте. Изнутри чаша украшена сюжетами праздника Богоявления Господня.

На нижнем этаже южного крыла монастыря, напротив входа в собор находится общая трапезная, построенная господарем Валахии Александром и расписанная фресками монахов-живописцев Софрония и Никифора из скита святой Анны в 1859 году.
Кроме Соборного храма в Ксиропотаме размещены часовни Архангельская и свв. равноапп. Константина и Елены (справа и слева от литийного притвора собора), Воздвижения Честного Креста Господня, св. Иоанна Предтечи, Введения во храм Пресвятой Богородицы, св. Феодосия Киновиарха, св. Георгия Победоносца и св. Дмитрия Солунского. Из них три первые украшены также фресками, а все прочие — только переносными иконами.

Вне монастыря находится еще 18 церквей.

Святыни и драгоценные иконы Ксиропотама

В Ксиропотаме сосредоточено большое количество святынь и священных христианских древностей. В нем находится 4 части Святого Животворящего Креста Господня, одна из которых имеет размер 31х16 см2 — это самая большая из известных, что есть на Святой Горе. Речь идет о той части, к которой были пригвождены Пречистые ноги Иисуса и где даже сохранилось одно из отверстий, пробитое гвоздем. Эту святыню прп. Павел, строитель Ксиропотама, получил в дар от императора Романа I Лекапина (919–944 гг.).

Читать подробнее

От царицы Пульхерии сохранился драгоценный крест также из Животворящего Древа, обложенный частицами свв. мощей Севастийских мучеников.

К неоспоримым достопримечательностям монастыря Ксиропотам следует отнести рельефную икону великомученика Димитрия Солунского, вырезанную из зеленого мрамора. Раньше она находилась в храме Святой Софии в Царьграде, но после его падения была спасена от турок на Святой Горе. Она расположена во внешнем притворе собора. Так же как и драгоценная чаша с изображениями ликов Ангелов и орудий страстей Господних, принадлежавшая царевне Пульхерии.

Монастырская библиотека располагается вместе с ризницей над нартексом собора. Здесь хранятся более 400 рукописей, 20 из которых пергаментные. Некоторые из рукописей богато украшены иллюстрациями и растительным орнаментом. Кроме того, здесь хранится около 5 000 печатных книг.

Монастырские кельи

За пределами монастыря, к востоку находятся его четыре кельи — Вознесенская (бывшая Преображенская), Рождества Предтечи Господня, Успения Пресвятой Богородицы и св. Афанасия и св. Димитрия, которая является представительством монастыря в Карее. Кроме того, монастырю принадлежит большая часть зданий в порту Дафны.

Владения Ксиропотама на Святой Горе простираются на 12 км в длину и ширину. Он также владеет богатыми участками вне Афона — близ Салоник и на островах.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *