Афонский старец Гавриил

Совместное посещение Святого Афона президентом РФ Владимиром Путиным и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 28 мая — событие, которое полагает начало пути современной России к «симфонии власти и Церкви». Обсуждая тему тысячелетия появления русского монашества на Святой горе, об этом говорили участники «Византийского клуба». Его заседание в «Парламенсткой газете» прошло под председательством постоянного представителя президента РФ в Крыму Георгия Мурадова.

Синергия власти

«Византийский клуб» — новый международный проект, объединяющий парламентариев, политологов, учёных, историков, лидеров общественного мнения, которые ставят целью отстаивание и укрепление в современном мире ценностей восточно-христианской цивилизации.

По мнению одного из координаторов работы клуба, политолога Сергея Маркова, совместное посещение единственной в мире монашеской республики на Святом Афоне в Греции Патриархом Кириллом и Владимиром Путиным — одно из главных событий этого года, которое вписывает новую страницу в российскую и мировую историю. На Афоне они планируют совместную молитву в Свято-Пантелеймоновом монастыре — русской обители, которая входит в двадцатку главных афонских владетельных монастырей, чьё число, согласно преданию, изменяться не будет до конца времён.

«Нам ещё предстоит оценить всё значение этого события, но уже сейчас понятно, что Россия не на словах, а на деле демонстрирует преемственность византийской идеи «симфонии власти и Церкви», отметил Марков. — Мы понимаем, что сегодня у всего христианского мира общие вызовы — это и «расхристианизация» целых государств, гонения на христиан не только в горячих точках планеты, но и в странах Европы, расцвет сект самого разного толка и, прежде всего, радикального. И объединение усилий Церкви и власти, всего христианского мира является необходимым условием для того, чтобы его ценности не ушли из нашей жизни».

Уникальность события в том, что на международной площадке Россия представлена не как государственный или политический субъект, а как синергия двуначалия светской и духовной власти: именно эта модель сформировала колоссальную по своим размерам и необъятную по своему духовному наследию — Византийскую империю. На это обратил внимание член «Византийского клуба», руководитель департамента стран СНГ Института политических исследований Алексей Бычков. «Сегодня эта модель государственного устройства — как некая космическая капсула, в которой великая древняя цивилизация передает свое послание современной России. А Патриарх Кирилл и президент Владимир Путин становятся проводниками святого благословения Афонского братства, единственного церковно-политического образования, сохранившего в себе цивилизационную восточно-христианскую идентичность», — подчеркнул эксперт.

Совместное посещение Афона президентом и патриархом может привести к кардинальным изменениям в отношении православной духовности. Такое мнение высказал член «Византийского клуба», сенатор Игорь Морозов. «Думаю, этот визит укрепит позиции и России и Афон в мире. Святой Афон может стать «столицей» паломничества христиан всего мира. И первый в истории совместный афонский визит первого лица России и предстоятеля Русской православной церкви — ключевой фактор развития мирового православия», — заявил парламентарий корреспонденту «Парламентской газеты».

Третий Рим как новая геополитическая реальность

Кто-то из участников «Византийского клуба» видит рождение новой геополитической реальности, имя которой Третий Рим. Такое мнение в экспертном сообществе стало утверждаться после военной операции ВСК России в Сирии. «Глава нашего государства стал единственным мировым лидером, который реально встал на защиту христиан. А возрождение великих русских святынь, — таких, как Морской собор в Кронштадте, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, возрождение тысяч русских храмов, создание сотен новых епархий, позволили Патриарху Кириллу придать Русской церкви статус бесспорного лидера мирового православия. Посещение и совместная молитва главы российского государства и предстоятеля РПЦ вносит в уже сложившееся единство власти и Церкви мистическое измерение», — таково мнение клирика Орловской епархии, диакона Игоря Голикова.

Понятие симфонии церковной и светской властей сегодня всё чаще упоминается в публичном поле. Но как воплотить этот принцип в современном мире? По мнению главы Ассоциации православных экспертов Молдавии Владимира Букарского, Россия как нельзя лучше подходит для этого. здесь важна формулировка общих задач государства и Церкви. «Сегодня этой общей задачей является политический и духовный суверенитет России как стержневой страны православного мира» — убеждён эксперт.

В условиях агрессивной дехристианизации мира, осуществляемой под руководством западных элит, перед угрозой уничтожения православной цивилизации путем поглощения остатков христианской Европы с помощью «трансатлантического партнёрства», миссионерская роль РПЦ возрастает. Она готова предложить равноправное братство поместным православным церквям, тем более, что число православных стремительно растёт, например, в странах Африки. Такого мнения придерживается руководитель отдела по связям с РПЦ Института стран СНГ Кирилл Фролов. «Русская церковь сегодня ведет диалог с теми здравомыслящими западными христианами, которые в ужасе от деградации своих конфессий с их «гей-священством» и прочими абсурдными явлениями. Именно Русская православная церковь обличает тупики антихристиансой деградации, а Российское государство — это гарант исторического бытия не только русского, но и всех православных народов мира. Именно поэтому Россия является цивилизационным преемником Ромейской (Византийской) православной империи», — сказал общественный деятель.

Афон — ориентир для тех, кто стремиться к вершине духа

Также на заседании «Византийского клуба» подняли тему возможного влияния Афона на современный мир. Некоторые общественные деятели готовы сегодня обвинять афонских монахов, в том, что они создали некую «замкнутую корпорацию», и мало контактируют с миром и дут в него с проповедью. Достаётся смиренным монахам и за их якобы «дикость» — есть целая теория о том, что из-за запретов на посещение Святой горы при СССР русские иноки малообразованны, не умны, и не «дотягивают» до уровня «высоких гостей» Афона. На это эксперты вспомнили, что безусловный авторитет для всех православных людей России, духовный наставник патриарха Кирилла старец Илий (Ноздрин) Оптинский, почти 15 лет подвизался на Афоне — там столп православного духа несколько лет исполнял послушание духовника русского Свято-Пателеймонового монастыря. Ещё одним живым примером мощи «афонской школы» является митрополит Онуфрий, возглавляющий сегодня УПЦ МП.

Исполнительный директор «Византийского клуба» Сергей Лаковский отметил, что именно Святой Афон давал и даёт миру духовных лидеров, старцев, чьи поучения, диалоги с которыми публикуются огромными тиражами в сотнях странах мира. Это, касается, и недавно почивших, но уже канонизированных афонских святых Паисия Святогорца и Порфирия Кавсокаливита, и ныне здравствующих афонских мудрецов, таких как игумен Ефрем Ватопедский или старец Гавриил Карейский.

Одним из сюрпризов заседания «Византийского клуба» стало присутствие на нём архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия (Дроздова) и иеромонаха афонского монастыря Ватопед отца Нила. Последний, отвечая на критику в «низком уровне проповедничества и образованности» святогорцев, призвал не судить о монашеской жизни поверхностно и уважать культуру Афона. И привел пример афонской мудрости того, как стоит относиться к уровню духовного состояния человека. Если человек плывёт на корабле, то он видит только поверхность воды. Если он будет купаться даже в 20 метрах от берега, то может нырнуть и увидеть на дне красивые ракушки. Если же человек решиться сесть в батискаф и погрузиться в морские глубины, то воскликнет: «Боже, какая красота, которую я никогда не увидел с корабля!».

Историк-византинист Сергей Карпов подчеркнул — не зря в год тысячелетия русского монашества на Афоне наше государство усиливает акцент на роли гуманитарного образования в России. Он отметил, что Афон был местом духовного научения многих русских иерархов и патриархов. Однако он не может являться «общей школой для всех». «Афон — это вершина, ориентир, к которому надо стремиться» — подчеркнул Карпов.

Афон распространял своё духовное влияние на многие страны. Это кладезь, в котором хранится масса рукописного материала, исторических артефактов. Потому сегодня ученые призывают обратиться к христианской духовности как основе российской государственности в целом — и Афон является той территорией, которая лучше всего помогает этой духовности научиться, увидеть её не «в книжках», а «сердечными очами». Недаром академик Николай Лисовой акцентировал внимание на том, что сегодня российскими властями ставится вопрос о взаимодействии с Афоном как школы по восстановлению «особой православной антропологической модели человека». «Именно такой человек может сегодня противостоять человеку западному — другой модели человека, который стремительно теряет духовную основу», — считает эксперт «Византийского клуба».

Первый афонский документ за подписью игумена русского монастыря на Святой горе Герасима датируется 1016 годом — от этого времени историки предлагают отсчитывать время с начала появления русских монахов на Афоне. Согласно сохранившимся документам, в 1048 году русское монашеское хозяйство уже имело место на Афоне. Во второй половине XII века русские монахи по благословению Пратата — высшего совета Святого Афона, — заняли Свято-Пантелеймонов монастырь, Эта обитель остаётся русской и по сей день.

Среди русских святых первым пострижение в монахи на Афоне принял Антоний Печерский. После тоже самое, в разное время делали Нил Сорский, Максим Грек, который приехал на Русь из монастыря Ватопед, преподобный Паисия Величковского, который возродил русское монашество на Афоне в XVIII веке.

К 1913 году русских обителей на Афоне насчитывалось 93 — это не только Свято-Пантелеймонов монастырь из числа 20 владетельных монастырей Святой горы (число это по афонскому уставу не может быть изменено), но и скиты, келии, каливы. Перед 1917 годом из 6400 насельников Святой горы 3400 человек являются русскими. В 70-х годах ХХ века из-за противодействия советских властей к отъезду русских иноков на Афон их насчитывается на Святой горе лишь несколько десятков человек.

Сегодня русский Свято-Пантелеймонов монастырь на Афоне является одним из самых благоустроенных и многочисленных на Святой горе.

5/17 января 1884 года в Константинополе преставился известный афонский подвижник, бывший настоятель Афонского Свято-Ильинского скита иеросхимонах Гавриил (Чедаев).

Отец Гавриил (в миру Георгий Никитич Чедаев) был уроженцем Тульской губернии. До прихода на Афон он был насельником Киево-Печерской Лавры, где был пострижен в мантию с именем Гервасий и там же был рукоположен в иеромонаха. Он состоял духовником киевского митрополита Арсения и пользовался известностью благочестивейшего подвижника, любившего безмолвие и уединение. Очевидно, это стремление к тихой, уединенной жизни и достижению полного безмолвия привело его на Святую Гору, где очень скоро все узнали о его подвижнической жизни и полюбили.

Подвизался отец Гавриил в Афонском Свято-Ильинском скиту. Сам схиархимандрит Паисий (+1871) высоко ценил отца Гервасия и рекомендовал его в преемники себе на должности настоятеля Свято-Ильинской обители. Его кандидатуру на этот пост поддерживал также тогдашний русский консул в Солуни, знаменитый философ Константин Леонтьев. Вот почему отец Гервасий, несмотря на свое сравнительно недолгое пребывание на Афоне (не более трех лет), был избран настоятелем Афонского Свято-Ильинского скита. Но должность эту нес он недолго: преклонный возраст и любовь к безмолвию заставили его оставить скит.

В 1873 году он поселился в Руссике, где был пострижен в схиму с именем Гавриил. Здесь он жил до своей кончины в уединенной келлии монастыря, поддерживая тесную духовную связь с игуменом Руссика старцем-схиархимандритом Макарием (Сушкиным). Последние два года жизни он провел на подворье Руссика в Константинополе, так как тяжелая болезнь заставила его оставить свою отшельническую келлию и прибегнуть к помощи врачей. И отсюда он не прекращал переписываться со старцем Макарием, испрашивая у него духовных советов и молитвенной поддержки в тяжелом испытании.

Преставился старец Гавриил в Константинополе 5 января 1884 года.

Использованы материалы из книги: «Русский Афонский Отечник XIX — XXвеков». — Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

Смотри также

По мере очищения человека от греха и приближения к Богу все более отображается в нем слава Божия. Потому и называются …Строительство данного комплекса началось в 1894 г. Работой ру­ководил настоятель афонского Ильинского скита (с 1887 г.) архиман­дрит Гавриил (1849–1901), который …4 июля Церковь чтит память преподобного Максима Грека – афонского монаха, писателя, переводчика, филолога. Грек по происхождению, родившийся в состоятельной …В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре более 130 лет хранится нетленная и чудотворная десница святого праведного Иоанна Русского, нового Исповедника …Имя схимонаха Иннокентия (Сибирякова), известного русского миллионера и благотворителя, тесно связано с возрождением русского Свято-Андреевского скита на Афоне. Здесь он … При помощи своих двоюродных братьев, подвизавшихся в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, он также вступает в переписку с прп. Силуаном … В Русской Православной Церкви есть особый монастырь, получивший наименование «Северного Афона». … 25 января (7 февраля н.ст.) 1893 года преставился русский афонский старец и подвижник иеросхимонах Евгений (Дурново), происходивший из знатного рода, … 8/21 января 1914 года на Святой Горе почил афонский старец, духовный сын известного старца Хаджи Георгия и сподвижник старца Стефана … В день Крещения Руси в Русской Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне отмечается особый праздник – Собор всех святых русских государей. …

Благодать Божия да пребудет с российским руководством и российским народом!

По моему смиренному мнению, русский народ достоин восхищения. Это выдающийся и замечательный народ, блестящий, прекрасный, одаренный и благословенный Богом. Это Божий народ, новый народ Израилев, на котором благодать Божия. Русский народ среди всех народов земли — самый благословенный Богом. Бог отметил русский народ множеством благодатей и дарований. Вечная отрада русского народа — несметные воинства святых, преподобных и мучеников.

По моему смиренному мнению, по сравнению с другими народами, живущими сейчас на земле, русский народ — самый совершенный и самый выдающийся, поскольку он одарен любовью и всяческими добродетелями, величием и благонравием. При этом это наиболее смиренный и скромный народ, отмеченный благочестием, любовью и посвящением себя Богу и ближнему. Русский народ несравненно больше достоин восхищения и подражания, чем любой другой народ из живущих на земле. Русский народ — несравненный, непревзойденный, единственный и неповторимый на всей земле.

Российское руководство должно внимательно следить за тем, чтобы не выходило никаких законов, противных Закону Божию. Чтобы не могла быть узаконена проституция, прелюбодеяния, аборты, свободное сожительство, гражданский брак, кремация, однополые союзы, так как все это ведет к разложению и лишению Благодати Божией.

Духовное возрождение России воспоследует, когда российский народ будет ходить в церковь, исповедоваться, молиться, поститься, изучать Священное Писание и творить милостыню. Тогда Господь всегда будет с русским народом и будет всегда помогать ему. А если, как мы говорили до этого, российское руководство узаконит проституцию, прелюбодеяния, аборты, свободное сожительство, гражданский брак, однополые союзы и если мы будем сближаться с Папой и двигаться к объединению, тогда Бог не даст своего благословения и начнется движение к разрушению. Патриарху Московскому и всея Руси желаю, чтобы он следовал слову истины, чтобы не водил дружбу с Папой. Мы не можем объединиться. Папа — враг Христа и Богородицы.

Восьмой Вселенский Собор нелегитимен. Мы не должны соглашаться с тем, в чем нас убеждают. Русские архиереи недостаточно осведомлены. Нужно все им сообщить. Главное — мы не должны объединяться с Папой. Мы не должны иметь общения с еретиками. Мы не можем молиться вместе. Мы же — допускаем к себе в церкви папских сторонников и молимся вместе с ними. Сорок пятое апостольское правило говорит о том, что «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен».

Наш Патриарх, согласно этому правилу, уже отлучен и извержен из сана, поскольку он дважды приглашал Папу на престольный праздник, вводил его в храм, позволял ему произносить молитву «Отче наш…» и благословлять народ. Апостольское правило сохраняет свою силу, так что потенциально Патриарх уже отлучен и извергнут. Надо только созвать для этого Священный Синод.

ОБРАЩЕНИЕ К РУССКОМУ НАРОДУ

От всей души молюсь, чтобы благословение Божие пребывало с вами и вашими семьями. Молюсь также, чтобы Господь наш, единый и единственный истинный Бог, Отец, Сын и Дух Святой, всегда хранил Россию и весь русский народ на всей земле.

Молюсь, чтобы Бог дал мир и покаяние всему человечеству и во время Второго Пришествия поместил бы всех людей одесную Себя, чтобы мы услышали его вожделенный глас: «Приидите благословенные Отца Моего, наследуйте уготовленное вам царствие».

Молюсь, чтобы Господь и в нынешние времена укрепил святую и беспорочную веру православных христиан вместе со Святой Его Церковью, как Он это делал в течение веков при жизни наших святых отцов.

Русский народ достоин всяческого восхищения. Он воспрянул, пройдя через множество испытаний, в которых героически хранил свою веру, так и не поддавшись в течение более чем 70 лет атеизму коммунизма. Напротив, он явил множество святых, в числе которых и семья последнего царя Николая II, в полном составе сподобившаяся мученической кончины, — сам царь, его супруга Александра и их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и малолетний Алексей.

Русский и греческий народы связаны тесными духовными узами. В России многие греки причислены к лику святых — такие как преподобный Максим Грек, мощи которого покоятся в самом, пожалуй, значимом из русских монастырей — в Троице-Сергиевой Лавре. Или преподобный Аристоклий, настоятель московского подворья святогорского русского монастыря Святого Пантелеймона. Равным образом в Греции почитаются многие русские святые — такие как святой Серафим Саровский и святитель Лука Крымский.

Совершенно особенная связь существует между Святой горой и Россией. Поэтому-то мы и радуемся, когда нас посещают паломники из России. А в последние годы нам оказывает такую честь и политическое руководство России, прежде всего президент Владимир Путин.

Эту связь между нами еще более укрепил Паисий Святогорец, к которому в России, как нам известно, относятся с особым благоговением. Молюсь, чтобы Господь сподобил и других отцов следовать этой традиции, заложенной Паисием Святогорцем.

Но тем не менее святой не приклонился на его просьбу и бедняге приходилось тяжело терпеть. Но этот человек очень обижался, потому что он верил святому.

А когда он преставился к Богу, то ангел привел его к необычному красивому дворцу и сказал: «За то, что ты имел терпение в болезни всю жизнь, твоей обителью будет вот этот прекрасный дом». Тогда-то он и вспомнил, что у него на святого Пантелеимона «был зуб».

Вот, что значит – настаивать на своем в молитве.

Знаете, я вам еще страшный случай расскажу. Это было на самом деле. У одной матери очень сильно заболел сын. Вы знаете, что в таких случаях мать переживает и страдает даже больше ребенка. И она очень горячо молилась Богу, чтобы Господь исцелил сына. Но болезнь только прогрессировала. И тогда мать дошла до отчаяния и стала молиться Богу так: «Господи, любой ценой исцели его! Чего бы это не стоило!»

Духовник убеждал ее не молиться так, потому что это неправильная молитва и может привести к плохим последствиям. Но женщина была глуха, она не слышала и горячо молилась Богу исцелить ее единственного сына. Бог приклонился на ее молитву и исцелил ребенка.

А что же было потом, знаете? А потом этот мальчик вырос, встретил девушку и женился на ней. И у них получилась страшная семья. Они ругались каждый день и даже дрались. Каждый день были ссоры. И этот человек дошел до того, что однажды он убил свою жену и родителей.

Вот к чему может привести молитва, в которой мы пытаемся Бога заставить сделать что-то. Господь может приклониться на нее, но последствия могут быть самыми ужасными. Бог может приклониться, потому что он любит нас и отвечает нашей горячей молитве, и не упраздняет свободную человеческую волю.

Другой случай был во время болезни святого Порфирия Кавсокаливита. Когда он сильно заболел, сестры стали просить его собороваться. Он согласился и над ним совершили таинство Соборования. Болезнь тем не менее усугублялась, состояние преподобного Порфирия ухудшалось. И тогда сестры стали просить его повторно принять Соборование. На что Порфирий ответил:

– Нет, ни в коем случае. Мы не в праве принуждать Бога, это неправильно.

Он категорически отказался, несмотря на слезы и уговоры.

К преподобному Порфирию пришел врач, который его лечил, и удивился, что старец не принял положенные лекарства. Старец спросил доктора: «А что такое лекарства?» Врач ответил: «Это такой химический состав, чтобы выздороветь». На что старец ему и говорит: «Знаешь, в греческом языке «фармако» почти одно и то же, что и слово яд. Лекарства, детка, это яд. И не думай, что лекарства всегда идут только на пользу, они еще и вредят. Скажи, вот, почему мы принимаем лекарства? Потому что болеем. А почему болеем? Потому что нервничаем. А почему мы нервничаем? Потому что грешим. Но если мы позволим Христу вселиться в нашу душу, тогда отступает грех, отступает нервозность и отступает болезнь. И тогда мы выбрасываем лекарства».

Порфирий Кавсокаливит говорил, что когда христианин с полным доверием предает себя в руки Господа, то Господь ниспосылает мир и покой в тело человека. В результате тело человека начинает нормально функционировать, и мы освобождаемся от того, что нас ранее беспокоило. Поймите, что грех и раздражительность ведут к перевозбуждению и угнетению организма. Следствием этого является появление болезни.

Организм – это саморегулирующаяся система. И он сам знает правильный средний путь – стремиться к тишине и покою.

А о молитве в болезни преподобный Порфирий говорил так: «Молись не о том, чтобы Господь избавил тебя от различных твоих болезней, но о том, чтобы Он тебе даровал пребывать в терпении, умиротвориться. Потому что это принесет тебе очень большую пользу».

Однажды старцу Порфирию должны были делать сложную операцию по удалению катаракты на глазах. Девушки, которые у него окормлялись, собрались и пошли в лес. И стали там плакать, молясь о старце Порфирии. Старец узнал об этом в духе и спросил как-то: «А почему вы плачете обо мне?» Они ответили: «Потому, что мы хотим, чтобы вы исцелились». На что он им сказал: «Молитесь о том, чтобы я стал хорошим, а не о том, чтобы мне было хорошо».

Вот это и есть подлинная правильная молитва в болезни.

По материалам Информационного портала Святой Горы Афон

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *