Алеша скворцов

Классическое «роуд муви» по форме, по сути фильм «Баллада о солдате» — одно из самых пронзительных кинопроизведений о войне. О людях во время войны, о любви во время войны, о жизни и смерти, вообще о философии бытия. Стремительный темпоритм, внезапные паузы, калейдоскоп сменяющихся по дороге лиц – и среди них такие, которых невозможно забыть: инвалид и его жена, тётка-шофёр, мать героя, жена-изменница, умирающий старик…

Юные центральные герои – Алеша Скворцов и его попутчица Шура – олицетворение молодости и света, и, одновременно, постоянное напоминание о важности каждого мгновения жизни. Режиссер Чухрай и сценарист Ежов не щадят своего зрителя, в первых же кадрах фильма сообщая, что Алеша погибнет на войне. И потому эти несколько дней из жизни солдата, едущего в отпуск, оставляют в сознании такой щемящий и дорогой след.

Фильм посмотрели более 30 миллионов советских зрителей, и в итоге он собрал более 100 зарубежных премий (в том числе, был номинирован на «Оскар»), сам же Чухрай был удостоен Ленинской премии.

Режиссер: Григорий Чухрай

Сценариcт: Григорий Чухрай, Валентин Ежов

В главных ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова, Николай Крючков, Евгений Урбанский, Эльза Леждей, Александр Кузнецов, Евгений Тетерин, Валентина Маркова, Мария Кремнева, Евгений Евстигнеев

Художник: Борис Немечек, Людмила Ряшенцева

Оператор: Владимир Николаев, Эра Савельева

Композитор: Михаил Зив

Фильмов о войне снято много. Они прочно вошли в сокровищницу нашего национального культурного наследия. Эти фильмы сохраняют героическую картину великого народного подвига. Кинематографисты всех поколений обращались в своем творчестве к теме Великой Отечественной войны.

Владимирская земля не видела военных действий, здесь не шли ожесточенные бои. Но некоторые режиссеры выбрали ее съемочной площадкой для своих фильмов.

События Великой Отечественной войны отражены в фильмах: «Баллада о солдате», «Живые и мертвые», «Мальчишки ехали на фронт», «Восхождение», «Битва за Москву», «И была война» и др.

К 75-летию Победы предлагаем вам цикл рассказов о некоторых из них.

Продолжение. Начало смотри

Неожиданный поворот в судьбе фильма «Баллада о солдате» (1959)

В 1960 году «Баллада о солдате» получила в Каннах престижную награду за исключительные художественные достоинства фильма и мастерство режиссуры. Фильм стал самым титулованным в истории советского кино, собрав более сотни призов на крупнейших кинофестивалях. Съемки «Баллады о солдате» для Григория Чухрая были делом чести. Во время войны он дал себе слово когда-нибудь рассказать миру о своих боевых товарищах, о тех, кому не суждено было вернуться домой. Два сверстника, два участника Отечественной войны — В. Ежов и Г. Чухрай — написали сценарий «Баллада о солдате», и режиссер Г. Чухрай поставил фильм, так же глубоко пережив все происходящее на экране, как довелось пережить ему это в жизни. В этом фильме о войне почти нет войны, которая во многих наших военных фильмах выглядит в основном как соревнование пиротехников, нет ни прославленных полководцев, ни показного героизма. Чухрай решает показать войну такой, какой запомнили ее обычные люди.

В 1958 году Григорий Чухрай начинает снимать картину «Баллада о солдате». На главные роли были утверждены популярные тогда актеры Олег Стриженов и Лилия Алешникова.

Во Владимирской области съемки фильма начались осенью 1958 года. В статье «Внимание, идет съемка!», напечатанной в газете «Призыв» в 1958 году, журналист М. Громова вот как описывала этот процесс: «Когда в четверг утром мы ехали за окраину Владимира к месту съемок, шел дождь, задувал пронизывающий ветер, с трудом волоча по земле вороха намокших листьев. Шофер негромко сказал: «Погодка, я вам скажу… Никаким артистом не захочешь быть. Это же целый день под дождем мокнуть надо, на ветру». Недалеко от Владимира съемочная группа готовила место к съемкам эпизодов фильма. Тут же хлопотал и режиссер Григорий Чухрай вместе со своими коллегами. В главной роли солдата Алексея снимается артист Олег Стриженов. «Привлекли широкие просторы владимирской земли и эта исконно русская дорога. Здесь будем снимать кадры, показывающие фронтовую дорогу и массовое движение войск по ней. А пока готовимся к завтрашней съемке «фронтовой» дороги, «подгоняем технику, репетируем отдельные сцены. Эх, погодку бы завтра хорошую нам!», — говорит режиссер Маргарита Григорьевна Чернова. Чуть в стороне от дороги Г. Чухрай и группа офицеров Владимирского гарнизона обсуждали: в шинелях, скатках или ватных куртках идти солдатам? Решили – в куртках <…>

Погода в пятницу была словно на заказ: хоть и прохладная, с ветерком, но солнечная, сухая. С утра по направлению к Суздалю потянулись машины с солдатскими походными кухнями, снаряжением и вооружением. Подошли и «артисты» — воины Владимирского гарнизона. А дорога? Она стала неузнаваемой. За ночь на обочинах ее «выросли», словно обглоданные осколками снарядов и бомб, деревья, появились «печальные останки» фашистской техники. Появился тут и так называемый операторский кран. На верху его, как с капитанского мостика, отдавала приказания оператор Э. М. Савельева. Рядом с ней примостился ассистент оператора Л. Андрианов. Григорий Чухрай пристроился на грузовой автомашине, откуда давал указания своим помощникам и артистам.

— Борис, Олег, на машину!

Олег Стриженов – солдат Алексей – и Борис Новиков, играющий веселого, разбитного фронтового шофера, устремляются к «виллису».

Раздается команда:

— Приготовиться к репетиции! Пиротехники, давайте дым.

И вдруг яркое синее небо заволакивает зловещий дым пожарищ. Слышится новая команда:

— Пехота, приготовиться к маршу. Огневики, расступитесь, пропустите машины.

«Виллис», за руль которого сел артист Б. Новиков, уже ринулся вперед. За ним прогрохотали машины с «огневыми» средствами, бодрым шагом промаршировала пехота, а из рупора слышится новое указание:

-Гасить дымы, всем вернуться на исходные позиции. Репетируем еще раз. Короткая передышка, и вновь съемка».

На съемках фильма во Владимирской области в 1958 году. На фронтовой дороге – артисты Олег Стриженов (Алексей) и Борис Новиков в роли шофера. Фото предоставлено Л. Жареновой

В первые дни съемок на площадке произошел несчастный случай, который изменил судьбу картины. Во время съемок Г. Чухрая сбивает автомобиль. И производство картины останавливают на полгода. Все это время Чухрая не покидала мысль, что в чем-то он ошибся, но в чем? Находясь на больничной койке, он понимает, что ошибся с выбором актеров на главные роли. А из-за этого может не получиться фильм. Съемочная группа ждала возвращения режиссера и болезненно восприняла его неожиданное решение о замене некоторых актеров. В группе начался разлад. Чухрая упрекали в легкомыслии, неуважении к коллегам, в творческой несостоятельности. На главные роли режиссер утверждает никому не известных еще студентов института кинематографии Жанну Прохоренко и Владимира Ивашова…

Кадр из фильма «Баллада о солдате». Актеры Жанна Прохоренко и Владимир Ивашов

В конце 1959 года съемки фильма были закончены. Пронзительно-правдивая, бесхитростная картина была встречена начальством в штыки. Чухрая обвинили в дискредитации высоких патриотических чувств народа. Зрители же назвали фильм Григория Чухрая лучшим. В прессе появились отклики на фильм:

«Есть в этом фильме нечто такое, что помогает по-новому, глубже и как-то человечнее взглянуть на подвиг, совершенный нашим народом в годы войны. Это — тот светлый лиризм и та задушевная простота, которыми проникнут, пожалуй, каждый кадр».

«Нет в этом фильме ничего надуманного, ничего парадного, ничего нарочито красивого — все в нем от жизни. Но при всей своей «прозаичности». он глубоко поэтичен».

«Картина от начала до конца подлинно художественными средствами борется за чистые, бескорыстные отношения между людьми».

«Фильм зовет нас, сидящих в зале, сделать все, чтобы не было этих военных дорог, тяжелых расставаний, материнских слез».

По рекомендации главного редактора газеты «Известия» Алексея Аджубея картину показали Хрущеву. И тот дает распоряжение отправить фильм на Каннский кинофестиваль, где он был удостоен Золотой пальмовой ветви.

«Баллада о солдате» — талантливый фильм, в котором режиссеру без слов, «чисто» кинематографическими средствами удалось рассказать не только о событиях, но и о психологии героя.

«»Баллада о солдате» вышла в качестве протеста официозной эстетике, — сказал Григорий Чухрай в интервью. — Пришлось ломать нормы. В то время было очень много фильмов о войне, в которых модно было изображать героическую смерть, как сотни людей идут в атаку и красиво так погибают. Но в этом строю мог идти и я, и зритель должен был любоваться моей смертью? Я был на войне и видел много смертей, но я не видел ни одной красивой смерти. Красивая бывает жизнь … Я хотел сказать этим фильмом, что даже тогда, когда мир теряет только одного человека, хорошего человека, это уже большая потеря. А что же тогда война, когда она унесла не только одного, а миллионы прелестных, чистых, умных людей, которые могли бы хорошо прожить эту жизнь с пользой для себя и для других? Вот в этом моя задача. Поэтому я не показывал войны, не любовался военными пейзажами, а серьезно занимался проблемой человека так, как я ее понимаю».

По материалам документальных фильмов:

«Григорий Чухрай. Верность памяти солдата» (реж. И. Твердовский, 2006);

«Григорий Чухрай «Кино — моя жизнь» (реж. Д. Смирнов, 2001);

«Григорий Чухрай. Неоконченная война» (реж. М. Забелина, 2011).

Использованы источники:

Громова М. Внимание, идет съемка! / М. Громова // Призыв. – 1958. – 5 октября. – С. 4.

Ростоцкий С. От имени поколения / С. Ростоцкий // Искусство кино. – 1960. – № 1. – С. 65-67.

Караганов А. Во имя мира / А. Караганов // Искусство кино. – 1961. – № 3. – С. 15-21.

Иенсен Т. Четыре дня без войны / Т. Иенсен // Искусство кино. – 1995. – № 5. – С. 11-13.

Когда началась война Александр Сергеевич Ягодин жил в Кондратьеве. Он и еще четверо парней в возрасте семнадцати лет отправились добровольцами на войну. Воевал в разведке. Когда прокуратура узнала, что они добровольно сбежали на фронт, то их разыскали, и вернули назад. К этому времени у них была налажена бронь, а войну так и не объявляли. Александр Сергеевич участвовал в боях под Ржевом. Бойцы героически проявили себя в бою и не допустили того, чтобы фашисты захватили Москву. Победа над фашистами далась нелегко, погибло много солдат, но бой был выигран. В этом тяжелом бою Александра Сергеевича сильно ранило. По словам Александра Сергеевича это был самый тяжелый и кровавый бой, о котором он вспоминает со слезами на глазах. После возвращения с госпиталя он опять попал в разведку. Там где он воевал, было два взвода, благодаря грамотному командованию старшины их взвод всегда возвращался в полном составе и секретной информацией, а второму все время не везло. Для подтверждения информации необходимо было захватить в плен двух немцев. В отряде у Александра Сергеевича воевал немец он перешел на сторону СССР сразу же посте того как началась война. Он был хорошим солдатом и это лишний раз доказывает, что «хороший человек» всегда остается «хорошим человеком» и его выбор не зависит от национальности.

За победу сражались не только сильные мужчины, но и отважные девушки, которым было все по плечу. Девушки играли большую роль на войне, они оказывали первую помощь раненым солдатам, вытаскивали их с поля боя, порой подвергая свою жизнь опасности. Они передавали секретную информацию в штаб дивизии, о месторасположении немецких отрядов, баз и другую информацию. Также наравне с солдатами, взяв в руки автомат, они сражались за нашу великую родину, растянувшуюся на многие километры с запада на восток, за Кавказ, Урал, Сибирь, Дальний Восток. А главное за детей и стариков и близких им людей.

После боя, когда угроза нападения уже минует, бойцы обычно сидели в землянке, вспоминали родной дом, дорогих и близких сердцу людей, писали письма и надеялись на благополучный исход войны. Старик с улыбкой на лице вспоминает о том, как лежал в госпитале, как к ним приходили девушки, заботились о них и вышивали им кисеты. Бойцы, почувствовав заботу, вспоминали родной дом, и на душе сразу становилось легче. У Александра Сергеевича до сих пор хранится этот кисет, вышитый заботливыми руками девушек, как память о пережитом прошлом.

В самом начале войны, когда он первый раз попал на фронт, то целый год отказывался от вредных привычек и вел здоровый образ жизни. Товарищи удивлялись его жизненной позиции и говорили: «Ты что, Сергей, все равно убьет». Послушав товарищей, он махнул рукой, и закурил.

В первые два года, силы были не равны, и фашисты чувствовали себя победителями, над головой летали немецкие самолеты, немецкая бронетехника завоевывала все большие территории. В конце 1943 года, наши солдаты пошли в наступления, было радостно осознавать, что над головой летают наши советские самолеты. Александр Сергеевич участвовал еще в одном решающем бою. В масштабной битве под Кенигсбергом русские солдаты еще раз доказали свою храбрость и отвагу, в этом переломном бою был ранен Александр Сергеевич. После ранения он попал в госпиталь и 12 апреля вернулся домой.

Эта победа нам далась нелегко и как поется, в этой песне все ветераны празднуют День Победы «со слезами на глазах!». Благодаря героям Великой Отечественной войны, мы сейчас живем в этой великой и свободной стране. Они достойны, называться героями нашей Родины.

Липман Юля, Иванова Наташа, 15 лет, Денисовская Школа №9

В 2019 году весь Петербург празднует важную для каждого жителя города дату – ровно 75 лет назад закончилась самая страшная осада в истории Великой Отечественной Войны. 27 января была снята Блокада Ленинграда, которая унесла жизни около полутора миллионов человек.

27 января на территории Межвузовского студенческого городка состоялся показ спектакля Петербургского театра «Арлекин» «Баллада о подвиге», приуроченный к 75-й годовщине снятия Блокады Ленинграда.

В этот день все желающие смогли услышать монолог актрисы Александринского театра Светланы Серваль. Её голос вместе с музыкальным сопровождением сделали моноспектакль действительно завораживающим зрелищем.

Автор сценария и режиссер спектакля Алексей Семенов стремился рассказать зрителю не о героическом подвиге, а о результате, чтобы понять, как мы победили в Великой Отечественной войне.

Гостями МСГ в этот день стали не только актеры театра, но и ветераны Московского района, пришедшие посмотреть на премьеру. Для зрителей час спектакля пролетел незаметно, как на одном дыхании были прослушаны 40 стихотворений и 13 песен о войне.

Спасибо администрации и Фонду развития МСГ за организацию, а всем пришедшим за внимание к столь важной для каждого ленинградца теме.

Военная драма Григория Чухрая с участием Владимира Ивашова, Жанны Прохоренко, Антонины Максимовой, Николая Крючкова и Евгения Урбанского.

Сюжет фильма Баллада о солдате

Действие картины «Баллада о солдате» происходит в 1942 году, во время Великой Отечественной войны. 19-летний красноармеец-связист, деревенский паренек Алексей Скворцов (Владимир Ивашов) во время боя подбил два немецких танка. За этот подвиг начальство представило его к награде, но Алеша упросил генерала (Николай Крючков) дать ему вместо медали несколько дней отпуска и разрешить съездить хотя бы на денек в родную Сосновку, повидаться с матерью.

Путь к отчему дому оказался непростым и не таким быстрым, как представлял Алексей. Добираясь на перекладных до своего села, молодой солдат увидел много людей, встречи с некоторыми из них оставили в его душе глубокий след.

Алексей помог потерявшему на войне ногу солдату (Евгений Урбанский) вернуться к жене (Эльза Леждей), навестил родных случайно встреченного в дороге бойца (Геннадий Юхтин), а главное — познакомился с девушкой Шурой (Жанна Прохоренко), в которую влюбился — впервые в жизни.

Из-за дорожных трудностей и задержек отпущенного времени рядовому Скворцову хватило лишь на то, чтобы обнять свою мать (Антонина Максимова), поговорить с ней несколько коротких минут. Увидевшись с матерью, Алеша отправился в обратный путь, чтобы никогда уже больше не вернуться домой…

История создания фильма Баллада о солдате

На экраны советских кинотеатров фильм «Баллада о солдате» вышел 1 декабря 1959 года.

Идея снять фильм о солдате, которому после боевых будней выпало счастье несколько дней пожить мирной жизнью и увидеться с матерью, появилась у Григория Чухрая еще в студенческие годы. Ему, фронтовику, очень хотелось рассказать о тех, кто вместе с ним воевал, о своих боевых товарищах, многих из которых уже не было в живых.

Вскоре после премьеры своей дебютной ленты «Сорок первый» Чухрай познакомился со сценаристом Валентином Ежовым, как и он сам, окончившим ВГИК и прошедшим войну. В лице Ежова режиссер сразу же нашел единомышленника и рассказал ему о своих планах.

— И ему, и мне хотелось рассказать о нашем сверстнике, герое-солдате, отдавшем жизнь за Родину, — без громких фраз, просто, грустно и честно, — рассказывал Чухрай. — Мы не стремились воздвигать ему монумент. Мы хотели рассказать о нем простыми человеческими словами, ибо сам он был человеком скромным и не любил громких фраз. Оба мы были в этой войне солдатами и знали, что победили в ней не сверхчеловеки, а люди. В этом мы видели величие нашей победы. Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но, вопреки всему этому, они выполнили свой долг, ибо чувство человеческого достоинства, чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти.

Работа над фильмом продвигалась очень трудно. Вначале на «Мосфильме» несколько раз «заворачивали» сценарий. Затем, почти сразу после начала съемок, Чухрай получил производственную травму (перелом ключицы и ноги), из-за чего процесс был приостановлен на несколько месяцев. После выхода из больницы режиссер принял решение заменить исполнителей главных ролей — первоначально Алешу Скворцова должен был сыграть Олег Стриженов, исполнивший главную роль в «Сорок первом», а Шуру — Лилия Алешникова. Вместо них Чухрай взял двух дебютантов — второкурсника ВГИКа Владимира Ивашова и студентку театрального училища МХАТ Жанну Прохоренко.

Были у Чухрая сомнения относительно участия в картине Евгения Урбанского, который после блистательно исполненной им роли Губанова в фильме «Коммунист» мог отказаться от второстепенной роли, и к тому же — инвалида. Но актер, вопреки тревожным ожиданиям режиссера, уверенно заявил на предварительном собеседовании: «По-моему, это моя работа. Только, пожалуйста, если можно, без проб».

С энтузиазмом согласился на небольшую роль генерала и звезда советского кино Николай Крючков, вспоминавший впоследствии:

— Конечно, дорога мне маленькая роль Генерала в «Балладе о солдате». Немолодой это, уставший, мудрый и бесконечно ненавидящий войну человек. Ведь на его глазах гибнут такие золотые мальчишки, как Алеша Скворцов! Да, «Баллада о солдате»… В мире нет солдата, равного русскому. Иногда по грудь в воде, и кухня не подоспела, и НЗ кончился, а завернулся в шинельку — она и домом и постелью была — и ни шагу назад. И в атаку, раз надо Родину защищать!

Несмотря на сложности, которые сопутствовали фильму на всех этапах его создания, «Баллада о солдате» вышла в прокат и была очень тепло встречена советскими зрителями: в СССР ленту посмотрели больше 30 миллионов человек

Картина «Баллада о солдате» имела также колоссальный успех у зарубежных зрителей и критиков. На обложках таких авторитетных изданий, как Time, Scope, Picture Show, News Week были напечатаны постеры и кадры из фильма, в прессе были опубликованы многочисленные материалы, посвященные «Балладе» и ее создателям.

Иностранные кинематографисты с восторгом отзывались о работе своих советских коллег. Пьер Паоло Пазолини (Pier Paolo Pasolini), находясь под впечатлением от фильма «Баллада о солдате», сказал:

— Чухрай подобен дожившему до наших дней классику. Это всё равно, как если бы посреди квартала, сплошь состоящего из серых и посредственных зданий, неожиданно бы возникли чудом сохранившиеся руины огромного и могучего старинного сооружения.

А известная голливудская актриса, звезда мюзикла «Кабаре» (cabaret) Лайза Минелли (Liza Minnelli) призналась в одном из интервью, что смотрела фильм «Баллада о солдате» пять раз подряд.

Картина была удостоена более сотни различных кинонаград, в том числе: специального приза жюри «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества» и приз «За лучший фильм для молодежи» Каннского кинофестиваля, где лента приняла участие в основной конкурсной программе; двух призов «Золотые ворота» — за лучший фильм и за лучшую режиссуру (Григорий Чухрай) — на кинофестивале в Сан-Франциско; национальной итальянской кинопремии «Давид ди Донателло» в категории «Лучшая режиссура» (Григорий Чухрай); премии Британской киноакадемии BAFTA («Лучший фильм») и номинации на нее («Лучший иностранный актер» — Владимир Ивашов); премии «Бодил» за лучший европейский фильм, номинации на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий (Валентин Ежов, Григорий Чухрай). В 1961 году создатели фильма — сценарист Валентин Ежов и режиссер Григорий Чухрай стали лауреатами Ленинской премии.

Интересные факты о фильме Баллада о солдате

По словам Чухрая, название «Баллада о солдате» предложил Михаил Ромм, после прочтения одного из вариантов сценария.

Работа над сценарием картины проходила на даче у Валентина Ежова. Там же в то же самое время создавал сценарий фильма «Жажда» Григорий Поженян.

Большую часть первого варианта сценария занимало описание героического труда работников тыла, а Шура погибала в городе во время бомбежки.

Владимир Ивашов назвал своего первенца Алексеем в честь главного героя «Баллады о солдате».

Действие фильма происходит в 1942 году, но военные в кадре одеты в форму образца 1943 года — с погонами вместо петлиц. Фронтовик Чухрай, конечно же, знал об этом несоответствии, но сознательно пошел на то, чтобы в картине присутствовал этот явный анахронизм. Режиссер рассчитывал, что фильм будут смотреть и иностранные зрители, которые увидели советских солдат-освободителей именно в новой форме, и стремился сделать облик главного героя более узнаваемым для них.

Ради роли в фильме «Баллада о солдате» Жанна Прохоренко вынуждена была оставить учебу в училище МХАТа. По личной просьбе Чухрая молодую актрису после успешно сданных ей экзаменов взяли во ВГИК.

Съемочная группа фильма Баллада о солдате

Режиссер фильма «Баллада о солдате»: Григорий Чухрай
Авторы сценария фильма «Баллада о солдате»: Григорий Чухрай, Валентин Ежов
В ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова, Николай Крючков, Евгений Урбанский, Эльза Леждей, Александр Кузнецов, Евгений Тетерин, Валентина Маркова, Мария Кремнева и другие
Оператор: Владимир Николаев, Эра Савельева
Композитор: Михаил Зив

Дата премьеры фильма «Баллада о солдате»: 1 декабря 1959 года

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *