Амфилохий почаевский

Преподобный Амфилохий Почаевский

(1897-1971 гг.)

Память: 29 апреля / 12 мая

«Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14, 12)

Такую силу получает человек, когда он становится избранным сосудом Божественной благодати, когда благодать вселяется в его сердце и начинает действовать через него, по слову Апостола: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

Одним из таких избранников Божиих был Преподобный Амфилохий Почаевский, которого на Украине почитают наравне с Преподобным Иовом, что имеет особое значение, ведь Преподобный Амфилохий наш современник. Здесь, на земле, его не стало в 1971 году. А, между тем, и житие, и известные свидетельства об его молитвенной помощи сравнимы с житиями величайших святых. Плоды его монашеского подвига – одно из самых ярких и убедительных свидетельств того, что благодать в Церкви Православной не оскудевает, что «Господь вчера и днесь, и во веки Тот же».

Родился святой старец в украинском селе Малая Иловица 27 ноября / 10 декабря 1894 года в многодетной семье Варнавы и Анны Головатюк. При святом крещении ему было дано имя Иаков. Отец мальчика в селе был известен, как хороший костоправ. Будучи юношей, Иаков не раз помогал отцу «удерживать больных, когда тот направлял сломанные кости». Природная сила и приобретенные в юности навыки пригодились Иакову.

В 1912 году Иаков Головатюк был призван в Царскую Армию. Лицом к лицу встретился с жизнью и смертью. Санчасть в Сибири, где молодой солдат исполнял обязанности фельдшера, фронт, передовая, где лучшие друзья погибали в бою, и, наконец, — плен. В 1919 году ему удается совершить побег. С помощью добрых людей переходит границу и возвращается в родное село. Повидав свет, хлебнув горя на фронте и в плену, Иаков глубоко усвоил, что жизнь — есть непрестанная битва, в которой диавол борется с Богом, а поле этой битвы, по слову Достоевского, сердце человеческое. И в этой битве не устоять, если на земле сердечного смирения не всеяны семена благочестия, орошенные слезами покаяния.

В 1925 году, Иаков Головатюк, избрав тесный путь спасения, приходит в Почаевскую Лавру. В трудолюбии и смирении исполнял новоначальный инок возлагаемые на него послушания. В феврале 1931-го года, стоя у гроба почившего настоятеля, Иаков вдруг ощутил всю суетность и скоротечность жизни. «Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако отцветет». Пройдя монашеское испытание, 8 июля 1932 года, послушник Иаков Головатюк был пострижен в монашество с именем Иосиф. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, о. Иосиф лечил больных и особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи, поток больных не прекращался ни днем, ни ночью.

Проводя дни и ночи в труде и молитве, о. Иосиф возрастал духом, восходя от силы в силу. Сокрытыми для мира остались его многие тайные подвиги и борения. Постом, бдением, смирял свою плоть, умерщвлял подвижник плотские пожелания и страсти, приводя малейшие движения ума и сердца в «руководство духом». Посвятив жизнь служению Богу и ближним, о. Иосиф стяжал твердую веру и деятельную любовь, получив от Бога дар прозорливости и исцелений.

Он лечил, изгоняя бесов, возвращал слух глухим, слепым зрение, скорбным подавал отраду и утешение. Где враг рода человеческого не успевает сам посредством помыслов, говорят святые отцы, там насылает злых людей. Однажды под конец Великой Отечественной войны четырнадцать вооруженных человек ворвались в убогое жилище отца Иосифа и потребовали ужин. Откушав, далеко за полночь, лесные «гости» попросили их проводить. Дойдя до ворот, командир объявил отцу Иосифу о расстреле. Спокойно выслушав извещение о скорой гибели, старец попросил десять минут на молитву. Получив желаемое, батюшка стал под старой липой, посаженной еще преподобным Иовом, прочитал про себя «Отче наш», «Богородицу», «Верую», «Отходную»… Отец Иринарх, беспокоясь отсутствием старца, вышел во двор. В это время старец уже стоял перед дулом направленного на него оружия, благодушно молясь за «творящих напасти». Командир гулко отсчитывал последние секунды жизни отца Иосифа… «Раз.., два…». Отец Иринарх, поняв что происходит, бросился на автомат и, пригибая его к земле, отчаянно воскликнул: «Кого ей хочете убити?! Знаєте, який він чоловік? Він весь світ спасає. Якщо вам потрібно його вбити, убивайте мене, а його не зачіпайте!». — «Ладно, старик, иди», — сказал комбриг, высвобождая автомат из рук нечаянного заступника. Ожидая выстрела в спину, отец Иосиф направился к воротам, вошел, остановился. Смерть миновала. Слышно было, как щёлкая затвором, партизаны зашагали в темноте… Отец Иринарх, желая «положить душу свою за други своя «, спас батюшку от напрасной смерти, уготованной ему диаволом через недобрых людей.

В конце 50-х годов начались хрущевские гонения на церковь. В стране массово закрывали монастыри и храмы, а самих монахов по ложным обвинениям выгоняли, выселяли, отправляли домой без права возвращаться. Осенью 1962 года, благодаря бесстрашию старца монахам удалось отстоять Троицкий собор: «У дверей церкви с десяток милиционеров со своим начальником стоят, старец неожиданно выхватил у начальника ключи, передал молодому наместнику Августину, и призвал местных жителей защищать храм. Крестьяне, вооружившись жердями, устремились на милиционеров». Троицкий собор отстояли, но через несколько дней старца ночью увезли на «черном вороне» в психиатрическую больницу. Его поместили в палату для самых «буйных» душевнобольных. Ему вводили лекарства, от которых распухало всё тело и трескалась кожа.

Духовные чада отца писали письма, просили освобождения старца. Через три месяца его привели в кабинет главного врача. Спросили: может ли он вылечить тех больных, которые находятся с ним в палате.

Старец сказал, что через две недели вылечит всех больных, и попросил привезти ему святое Евангелие, крест и облачение, чтобы он мог отслужить Водосвятный молебен.

В ответ услышал: «Нет, вы без молебнов лечите».

— Это — невозможно, — ответил кроткий старец. Когда солдат идёт в бой, ему дают оружие… Наше оружие на невидимого врага — святой крест, святое Евангелие и святая вода.

Отца Иосифа отвели в палату. Мучения закончились лишь с приездом в больницу Светланы Аллилуевой, дочери Сталина, которую он в своё время исцелил от душевной болезни. Ей удалось добиться освобождения старца.

Старец Иосиф вернулся в родное село и поселился у своего племянника. Узнав, где находится старец, начали съезжаться страждущие. Отец Иосиф ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Местные власти, обеспокоенные притоком больных людей в село, стали настраивать родственников против старца, один из них, поддавшись уговорам, обманув старца, увёз его на своём тракторе за село к болотам, жестоко избив, бросил в воду и уехал. В холодной декабрьский день восемь часов пролежал мученик в ледяной воде, духовные чада нашли умирающего старца, отвезли в Почаевскую Лавру, где его в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий, в честь святителя Амфилохия Иппонийского, боялись, что он не доживет до утра. По милости Божией схимонах Амфилохий выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно, он снова вернулся в родное село. Люди по-прежнему шли и ехали к старцу за исцелением.

Под осень 1965 года старец поселился у своей племянницы, на участке с помощью духовных чад была построена небольшая часовня, над ней высокая голубятня, длинный обеденный стол во дворе для богомольцев. В саду, посаженном старцем, росли яблони, груши, сливы. Землю, как ковром, укрывали цветы: гладиолусы, георгины, розы. В ящиках красовались пальмы. Среди царства цветов гуляли павлин и пава. Были тут канарейки и попугайчики, в голубятне жило до 200 голубей. Для обслуживания людей и выполнения работ по хозяйству у отца Иосифа жили послушницы. Они читали в молельне утренние и вечерние молитвы, но ночам Псалтирь, днем акафисты, готовили обеды, работали в саду…

Отцу Иосифу открыты были души всех людей, их сердца и намерения, но ради терпения он держал у себя в доме и коварных, и лукавых, и одержимых. Часто, садясь за стол, отец Иосиф пел: «Страха их не убоюся, ниже смущуся! » и «С нечестивыми не сяду!».

Старец предвидел свою скорую кончину, знал, что одна из его послушниц подсыпала в еду яд, подливала яд и в воду, которой он умывался (есть мнение, что послушница из Киева была агентом КГБ). Не раз с горечью старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда”. Батюшка несколько раз на несколько часов терял сознание. Во время приступов отравительница под разными предлогами не подпускала никого к батюшке.

Смиренный старец стойко переносил страдания, и призывал виновницу покаяться.

Умер подвижник 1 января 1971 года. Незадолго до смерти, старец говорил, чтобы все приходили на его могилу со своими нуждами и болезнями, обещал и по смерти не оставлять нуждающихся в его молитвенной помощи. Уже после отпевания старца у гроба праведника исцелилась верующая женщина. На протяжении трёх десятилетий совершались чудеса исцелений у могилы старца.

23 апреля 2002 г Священным Синодом Украинской Православной Церкви было принято решение о причислении к лику святых почаевского старца-схиигумена Амфилохия. Чин прославления преподобного Амфилохия в лике святых был совершен в воскресение 12 мая в престольном Успенском храме Почаевской Лавры.

12 мая 2002 года в Почаевской Лавре, во время прославления святого в небе над Лаврой появились созданные из облаков два креста. В течение часа верующие могли наблюдать за этим чудом — один большой крест и рядом — чуть поменьше. Паломники говорили: «Ну вот, теперь их будет двое — батюшка Иов и батюшка Амфилохий”.

Кондак, глас 3 преподобному Амфилохию

Яко веры православной ревнитель и благочестного жития учитель, в болезнях и скорбях изрядный помощник и защититель, перед Господом предстоиши, преподобный Амфилохие, сего ради вопием ти: сохрани обитель, в ней же подвизался еси, и спасай нас молитвами твоими, отче блаженне.

Пре-Бытие
25 февраля / среда
Наверно, я состарюсь в этой клетке. Хоть бы одна сволочь купила. Нет же, ходят и смотрят, смотрят, смотрят… Крыса предложила притвориться больным – может, пожалеют и купят.
26 февраля / четверг
Отгрыз крысе хвост, теперь ей даже притворяться не надо. Вот только чего-то не покупают. Наверно, обманула.
27 февраля / пятница
Ёж говорит, что я много жру и всех отпугиваю. Пообещал побрить его ночью.
28 февраля / суббота
Теперь со мной никто не разговаривает. Даже рыбки. Все ржут над ежом и путают его с крысой. Хозяин магазина опять переписывает ценник на моей клетке.
Месяц первый
1 марта / воскресенье
Вечером в магазине появился какой-то тип в пятнистых штанах. Говорит, что ищет себе тотем. Не знаю, что это за животное такое, но выбирал почему-то между вараном и филином. В результате взял меня. Даже не обольщаюсь по этому поводу – скорее всего, потому, что бесплатно, а ещё и пачка корма для рыбок в придачу.
Последний взгляд из коробки – крыса в углу перекрестилась. Или это ёж? Сам уже путаю.
2 марта / понедельник
Всю ночь осваивал территорию квартиры. Обнаружил в коридоре спящего мопса. В шкафу нашёл пакеты с крупой – вот оно, тихое хомячье счастье. Я в раю.
Пятнистый утром долго верещал, но поймать не смог. Споткнулся об мопса. Я забыт и прощён.
Вечером под диваном общались с мопсом. Вполне вменяемое животное. Говорит, что пятнистый кличет себя сюрвайвером. Слишком как-то длинно и непонятно, тем более с моей-то дикцией, лучше уж – Сюр. Мопс официально числится бульдогом. Просил не выдавать, а то Сюр пайку урежет. Постеснялся спросить, что такое пайка.
3 марта / вторник
Сюр с утра притащил откуда-то пластиковые бутылки и перевалил в них крупу. Потом подумал и повторил то же самое с макаронами. Потом убрал соль, сахар, чай, специи, соду, чипсы, хлопья, мюсли… Эту-то гадость от кого прячет? Неужели от мопса?! Я на такое разве что после долгого голодания позарюсь, а утащенной крупы надолго хватит.
Пока Сюр дремал после обеда, поменял местами бутылки с солью и содой. Прогрыз бутылку с хлопьями. Надо же как-то протест выразить. Мопс, что характерно, не одобрил.
За ужином Сюр долго плевался, потом вытащил кучу ножей и начал точить. Ну, всё, точно пайку отрежет. Источая невинность в кротком взоре, сижу в углу за диваном. Нервно грызу стащенный карандаш. Лишь бы не нашёл. Паечка моя, паечка! Знать бы ещё что это.
4 марта / среда
Мопс успокоил, у Сюра это часто случается – нервы он так успокаивает. А потом и пайку показал, и место, куда можно и надо гадить. Да тут ещё оказывается и кормят! А вот под шкаф я, наверно, зря навалил. Глупо получилось. И вообще, кормёжка – это, конечно, хорошо, и мисочка тоже, но эта картонная коробка рядом…! В магазине ж такой домик годный был. Ах, жмот! Пойду ещё бутылку с сахаром прогрызу.
Сюр перевалил все в стеклянные банки. Крышки решил не грызть, терзают смутные сомнения по поводу своей дальнейшей судьбы. Сижу, не искушаю. Обгрыз коробку. Аккуратнее тут надо с протестами.
Весь вечер Сюр разговаривал с маленькой коробочкой. Думал, опять нервы – оказалось, телефон. Вещь, на мой взгляд, глупая и вредная. Зачем разговаривать с тем, кого не видишь? И как вообще узнать, кто это? Ни обнюхать, ни укусить.
5 марта / четверг
Сюр вчера перед сном ходил мыться под падающей водой, душ называется. Странная, непонятная привычка. А ещё замечена не менее странная и не менее непонятная штука. Сходил до мопса, проверил – нет, у него хвост нормально растет. А у Сюра как-то ненормально, неудобно же носить. Тем более вилять.
После обеда мопса куда-то увели. Велика вероятность, что я следующий. Зря, наверно, с мопсом ржали над хвостом хозяина. Ушёл перепрятывать утащенную крупу. Успокаивает. У каждого свои ножики.
Ложная тревога. Бурдюк морщин водили на променад. Опять новое слово. А может, мопс брешет и просто выдумывает слова. Как-то бы проверить?
6 марта / пятница
Наконец-то Сюр заметил, что коробка почти вся перешла в сыпучее состояние. Долго ворчал, потом сходил, купил клетку с колесом и домиком. Мопс назвал меня одноклеточным. Это плохо или хорошо? Да и зачем мне две клетки? Вот же складка ходячая, надо где-то тоже умных слов набрать.
Мопс показал телевизор, потыкал лапой в пульт. Всякую ерунду показывают. Ничего интересного – одни двуногие, а мопсу нравится, аж язык вывешивает, когда смотрит. Только вот выключать, говорит, не научился. Сюр уже третий пульт притаскивает, каких-то менеджеров ругает словами громкими и необычными.
7 марта / суббота
Теперь я тоже научился включать телевизор. Причем сразу довольно удачно попал на передачу про животных. Увлекательно. Только при виде лисы немного напрудил. Довольно неудачно. Гордость пострадала не сильно – мопс от смеха тоже напрудил, но только вот я забыл слезть с пульта, а мопс – с ковра. Сидим под диваном, гадаем, что будет раньше – высыхание или явление Сюра. По крайней мере, телевизор выключился.
Мопс весь вечер дулся и прятался. Сюр сказал, что в хомяке столько жидкости не может быть, и тыкал мопса носом по очереди в обе лужи. Я с невинным видом бегал в колесе, изображая абсолютную непричастность, был поглажен и приласкан. Сон совести крепок.
8 марта / воскресенье
Пульт сохнет на шкафу. Пробовал опять по нему попрыгать – не помогает. Мопс просил скинуть пульт ему, уж он-то точно включит. Неуклюжая подстава.
Вечером Сюр привел самку. Сидели на кухне, пили воду из стеклянных бутылок. Чем дальше, тем больше смеялись. Решил тоже попробовать весёлую воду. Мопс, своей матери сын, мог бы предупредить! А ведь только понюхал. В дверь попал с третьего раза.
9 марта / понедельник
Мопс с утра с явным удовольствием доложил – оказывается, в дверь я попал с шестого раза. Потом дрался с веником и обещал его побрить. Пить очень хочется.
Сюр опять принимает душ. Вместе с самкой. По-моему, он заболел – хвост сильно распух. Позвал мопса, тот тоже в шоке. Есть стойкое подозрение, что это не совсем хвост, кто ж хвосты так лечит? Только вот общий смысл ускользает. Снова что ли весёлой воды понюхать?
Мопс весь вечер сидит под диваном и разглядывает у себя шары под хвостом. Или хвост под шарами? Где же у этой скотины что находится?
10 марта / вторник
К Сюру пришли друзья, весёлые такие пятнистые типы. Долго разглядывали ножи, резали бумажки. Думал, что мне на подстилочку – нет же, выкинули в вонючее ведро. Потом также долго осматривали большие бумажки, такие же пятнистые, как и сами. Карты. Резать их почему-то не стали. И спросить-то не у кого – мопс в глубокой задумчивости пребывает под диваном, ещё не отошел от вчерашнего.
Вечером пятнистые пили веселую воду и ели мясо из железных банок. Да-да, оказывается, в этих кругляшах есть мясо – консервы. А я еще думал, зачем человеку столько металлического хлама под диваном и в шкафах. Так и не решил – утащить пару банок или нет? А если утащу, то кто потом эти банки мне откроет?
11 марта / среда
Мопс перебрал со своей задумчивостью. Сюр достал коробку с лекарствами, решил лечить животное. У Сюра везде по разным углам напиханы разные таблеточки. Нам тоже в зоомагазине витамины разные давали, это я знаю. Пока Сюр отвлекся, притащил с кухонного шкафчика и сунул мопсу в миску пару таблеток.
Странные таблеточки. Мопс спит и гадит под себя, спит и гадит. Сюр даже попытался разбудить его и даже встряхнул его довольно сильно. Зря, конечно, он так. Везде только разбрызгал.
Мопса положили в пакет и унесли. На променад, должно быть.
12 марта / четверг
Ночью бегал по коридору и грыз карандаши. Отвык уже без общества. Перепутал в темноте шапку с совой. Впрочем, там и без меня уже было нагажено.
Мопс вернулся домой. Вялый, голодный и раздраженный. Думаю, про таблеточки ему знать не надо. Сюр делал уборку в резиновой маске со стеклянными глазами. Опять напугал, сколько ж можно.
13 марта / пятница
Мопс жрёт в два раза больше нормы. Сюр перед ним таким образом извинился. Наверно, всё-таки сомневается в своих таблетках. Лишь бы не пришлось ему потом убирать в два раза больше. Ну, или в три раза больше, если опять свою маску глупую оденет.
Решал сложную проблему – нужны ли мне свои заначки, если Сюр уже всё сделал. Ведь если он меня приобрёл, то все его запасы теперь и мои тоже? Или наоборот?
14 марта / суббота
К Сюру пришла старая самка. Неужели опять хвост заболел? Опасаюсь за психику мопса.
Обошлось. Похоже, биологическая мать пришла, кличка – Маман. Долго ворчала по поводу беспорядка, пустых консервных банок и бутылок из-под весёлой воды. Сидели с мопсом под диваном.
Маман провела уборку. Большую уборку. Сюр пару раз тщетно пытался спасти какие-то непонятные вещи, потом сидел на диване и дулся. После того как она выкинула в вонючее ведро мою последнюю заначку, уже я не выдержал и решил всё ей высказать.
Оказывается, я страшнее лисы, совы и резиновой маски. После исполнения ритуального танца старой самки на табурете Маман досрочно закончила уборку и убыла.
Сюр положил мне двойную пайку. В глазах у мопса – море удивление. Ещё бы, ему за такую порцию пришлось полкоридора во сне обгадить.
15 марта / воскресенье
Уронил одну банку с крупой. Абсолютно случайно. Восстановил все свои заначки. Так-то поспокойнее будет. Сюр измерил высоту полки и взвесил меня. Потом подбрасывал мопса и толкал мной банку. Довольно грубо толкал. Чуть позже пока бинтовал палец, похоже, успокоился. Дальновидно. А вот банки убрал в шкаф наверх, антресоли. Жаль.
Вечером опять приходили пятнистые друзья. Снова весёлая вода и дымные палочки. Я уже на запах отличаю углеродистую сталь от нержавеющей, а мопс может посреди ночи, не просыпаясь, показать азимуты окрестных деревень.
16 марта / понедельник
Сюр утром выкушал пару таблеток с кухонного шкафчика. Наверное, я что-то там смешал, когда мопсу витамины искал. Но Сюру, можно сказать, повезло – он хотя бы не спал, когда начал гадить. Да и лоток у него в отдельной комнате – туалет, так что в коридоре чисто.
После обеда у нас была грандиозная уборка. Сюр долго ковырялся в таблетках, почти все выкинул в вонючее ведро. Мопс от греха подальше забился под диван, впечатлительный очень.
Сюр притащил таблеток ещё больше, чем выкинул. Долго распихивал по каким-то сумочкам, чемоданчикам, шкафчикам, ящичкам. Мопс практически вжался в стену.
17 марта / вторник
Психическое состояние Сюра вызывает озабоченность. Он целое утро разговаривал с маленьким телевизором на столе. Самое странное, что телевизор ему что-то отвечает. Мопс говорит, что периодически у них такое бывает, иногда с этим телевизором он даже весёлую воду пьёт. Не понял, чем большой-то телевизор хуже?
С променада сегодня мопс вернулся совершенно другим животным. Поглядывает на меня свысока. Говорит, что вопрос с лечением больного хвоста Сюра решён. Пояснить отказался, типа, я всё равно не пойму. Жалкое млекопитающее. Как бы объяснить Сюру, что мопс – это не совсем бульдог?
18 марта / среда
Проверял свои заначки. Сюр осматривал свои. Как хорошо, когда рядом есть родственная душа. Только глупый мопс что-то разглядывает под хвостом, клацает зубами и чешется. Беспрестанно поминает недобрыми словами какую-то болонку.
Сюр посадил меня к себе на колени и сел смотреть по телевизору передачу про животных. Пальцем тычет, рассказывает что-то. Еле как вырвался. А то лису какую-нибудь покажут, и он узнает, сколько жидкости бывает в хомяке. Пусть лучше с мопсом смотрят.
Мысли материальны. Мопс продержался минут десять. Зря он столько чесался. Спалили.
19 марта / четверг
Мопсу одели ошейник. Красивый, зараза. Где связь? И никак не проверить – у нас даже болонки дома нет. Спросил у мопса, можно ли использовать его вместо болонки. Как-то недобро он на меня посмотрел. Я окончательно запутался.
Сюр подвесил к потолку большой мешок, долго его колотил и пинал. Потом зачем-то насыпал в мешок песок. Ещё раз пнул и довольно долго выл на диване, задрав ногу. Мопс начал подвывать, огрёб тапком и обиделся.
Поспорил с мопсом, что он не сможет прогрызть мешок. С одной стороны, вроде, обидно – проспорил. С другой стороны, смешно – мопс кое-как из песка выбрался. При этом он так забавно хрюкал, что Сюр даже заржал, откладывая тапок.
20 марта / пятница
Вот и меня взяли на променад. Ну, не то чтобы взяли, но когда Сюр нашел меня в своем кармане, он уже вышел на улицу. Ругаться не стал, даже переложил в верхний карман, чтоб лучше видно было.
М-да, болонка мне не подойдёт. Надо бы у Сюра себе тоже самку выпросить. А мопс дергается ещё смешнее, чем Сюр. Новое интересное слово – «спариваться». И еще много других слов.
Дома высказал мопсу всё то, что услышал от Сюра на улице. Похотливая скотина сидела под диваном и удивленно краснела. А после того, как я сообщил, что всё это ещё и видел, мопс забился за шкаф до конца вечера. Вроде и уснул там же.
21 марта / суббота
А нет, не уснул – застрял, засранец. Причем, засранец – это не фигура речи, а неприятный факт. Сюр долго вытаскивал его. Странно, а слова-то все те же, что на улице, ничего нового.
Выясняли с мопсом – кто в доме хозяин, ну в смысле выше социальный статус.
Аргументы мопса:
1) Он старше.
2) Он больше.
3) Он выше в пищевой цепочке (не понял, что это такое, врёт, поди)
4) Он раньше появился в доме.
Мой аргумент «и чё?» успешно противостоял его доводам. Остались каждый при своём мнении.
Пятнистые друзья притащили красное безрукое чучело на подставке. Любопытно, кто такой был Герман и почему из него чучело сделали? Вот у нас в магазине чучело совы было – воняло жутко! В соседнем магазине стояли чучела самок человеческих – манекены, так им по несколько раз на дню одежду меняли. А этот пахнет не пойми чем, странно пахнут неживые люди.
Наверно, Герман был плохим человеком. Чучело его тела весь вечер били. Очень плохой человек.
22 марта / воскресенье
Чучело, оказывается, совсем не чучело. Долго с мопсом обнюхивали и даже чуть покусали. Нет, это не чучело. Мопс говорит, что это резиновая кукла, только большая. Кукла – это лучше, чем чучело плохого человека, кукла понятнее.
Спорили с мопсом по поводу социального статуса Германа. Вроде по размеру больше нас, но в квартире позже появился. Мопс запутался, определяя место куклы в пищевой цепочке. Пришел Сюр и присвоил Герману статус вешалки. Значит, мы с мопсом лучше. Факт.
Вечером в маленьком телевизоре показывали Маман. Сюр даже с ней разговаривал. Как такое вообще возможно? Залез на подставку с неудобными кнопками, чтоб поближе рассмотреть. Ух ты, она меня тоже видит! И опять визжит! В целом разговор как-то не задался. Получил от Сюра предупреждение – на ноутбуке не пакостить, и вообще рядом с ним лучше не пребывать. Придётся ещё одно слово запомнить.
23 марта / понедельник
Сидели с мопсом на подоконнике, наслаждались свежим воздухом из открытой форточки, беседы вели степенные. Ровно до тех пор, пока мопс болонку в окно не углядел. Как самку увидит, совсем глупым становится. Прыгает, поскуливает. Мало того, что болонка его не услышала, так этот кобель еще и на кактус прыгнул. У него теперь под хвостом два ёжика висят. Это я брить не буду – сам, сам как-нибудь.
Посоветовал мопсу сесть рядом с кактусом, растопырить ноги и сделать жалостливую морду – так хозяину понятнее будет. Лично я на это спокойно смотреть не смог – во весь голос хихикал за шкафом. Правда, тапком мопсу все равно попало, а лишь потом пинцетом иголки стали вытаскивать. После операции Сюр покрасил мопсу шары в зелёный цвет. Больной дико ругался и кругами бегал по комнате.
Вечером под диваном торчало непонятное существо с зелёной мордой и красными шарами. Говорил же дурачку, плохая идея – вылизывать шары.
24 марта / вторник
Сегодня мопс отказался от променада. Я б на его месте вообще из-под дивана не вылезал. По причине солнечной погоды Сюр выпустил нас на лоджию. Сколько ж там барахла! Это ж сколько можно там заначек запрятать!
А ведь и точно – глупеет мопс при виде самок. Кто его просил гавкать болонке и прыгать на тумбочке? Сегодня он был и услышан, и замечен. С выпученными глазами и диким визгом болонка ускакала, пробуксовывая на поворотах. Безуспешно пытался прятать дикий сочувствующий смех в защёчных мешках, чуть не порвал. Остаток дня обидевшаяся зеленая морда возилась под диваном, восстанавливая цветовой баланс обтиранием об стену.
Сюр опять бил вешалку, то есть Германа. Если это не чучело плохого человека, зачем его бить? Какая же тайна сокрыта в безрукой резиновой кукле?
25 марта / среда
В одном из горшков на подоконнике вылез зелёный лук. Пригласил мопса на трапезу – тот только морду воротит. А вот я, похоже, пожадничал. Испортил воздух во всей квартире. Зато по полу можно кататься, не шевеля лапами, успевай только задом рулить. Мопс опасливо дышит около форточки, опасливо поглядывая на кактус.
Мопс лук не ест, а я съел – следовательно, я выше в пищевой цепочке. Мопсу моя логика не понравилась. Сидит, думает, что бы этакого ему выкушать.
Вечером Сюр повесил на стену доску и стал кидать в неё ножи. Ладно бы втыкались, а то всё на пол. Кстати, мопса я предупреждал, что команда «Апорт» отрабатывается немного по-другому. Чуть не убился, убогий, ещё и от Сюра потом традиционно прилетело тапком.
26 марта / четверг
Показал мопсу паука на потолке в ванной комнате. Сказал, что паук котируется намного выше зелёного лука. Пёс, в принципе, сам виноват, видел же, что не допрыгнет. Спрашивается, зачем надо было прыгать в ванну? Сам-то обратно кое-как вылез, какой уж ещё паук.
Видел под холодильником таракана. Сказать мопсу или нет?
Вечером Сюр не пришёл домой. Долго мопс крутился около своей миски с недоумённым видом. Очень долго. Как я и предполагал, еда от его камланий не появилась.
27 марта / пятница
Лук ещё не вырос. Мопс уже по три раза обнюхал все горшки. Предложил ему побрить кактус и съесть. Похоже, он пока не настолько голоден.
От крупы мопс тоже отказался. Мне, конечно, больше достанется, но без нормальной пайки скучно. Все шкафы и холодильник заперты. Мопс заинтересованно поглядывает на паука.
Вода в мисках кончилась. Пьем из ведра в ванной. Тут уж без мопса не обойтись – я достаю до воды только с его головы. Неприятное открытие – без мопса попить не получится. Рассказал ему про таракана под холодильником.
28 марта / суббота
Пытались открыть холодильник, полдня прошло незаметно. Паук даже не двинулся с места, таракан куда-то исчез. Мопс заинтересованно поглядывает на меня. Надеюсь, померещилось.
Вытащили из коробки банку консервов с нарисованной коровой. Разбить не получилось, наверно, высота небольшая. Пробовали и другой вариант – мопс взял банку в пасть и с разбега улетел в стену. Где-то я просчитался, результат не совсем тот – валяются в разных углах, пасть у мопса открыта, а банка – нет. Нет, такая небьющаяся ерунда мне в заначку не нужна. Кто её открывать-то будет?
Вечером пришла Маман. Стыдно признать, но я обрадовался. Мопс умолял меня, чтобы не вылезал из-под дивана. Да что я враг себе, что ли? Мопс был накормлен, миски наполнены водой, даже мне в миску пайку положили. При этом Маман озиралась так, как будто в террариум зашла, и всё время ворчала про какую-то командировку, без которой она сюда ни ногой бы не ступила. Кто такая командировка, что она боится её больше, чем меня? Сыт, но немного уязвлён.
29 марта / воскресенье
Случайно научился выключать телевизор. Преподнёс мопсу это открытие как результат долгих размышлений. Мопс опять поглядывает на паука и под холодильник. Неужели надо обязательно кого-нибудь сожрать, чтоб повысить свой социальный статус?
Вопрос с водоснабжением я как-то упустил из виду. Залез на полку и пробовал достать до ведра с водой. Чуть не разбился. Подлый мопс отказывается помочь близкому своему, мотивируя это разницей в социальных статусах.
Нашёл мопсу таракана и научил его выключать телевизор. Статусы сравнялись. Временно, конечно, временно. На будущее – надо научиться добывать воду самостоятельно. Тем более что еда у мопса опять закончилась. Сидит у двери, ждет Маман.
30 марта / понедельник
Мопс чуть не сошёл с ума от счастья – Сюр вернулся. Вся прихожая была забрызгана собачьей слюной, половичок скомкан и выброшен в порыве дикой радости. Даже на болонке мопс вел себя сдержанее. Я, конечно, тоже рад, но не устраиваю из этого целый спектакль.
Должно быть, командировка, действительно, страшная вещь. Сюр проспал почти весь день до вечера. Мопс лежал у кровати и бдил. Так, на всякий случай.
Вечером дружно отмечали возвращение Сюра. Пришли пятнистые друзья с самками (хоть и не всегда они теперь в пятнистой одежде приходят, но первое впечатление-то уже сложилось). Опять хвастались разными причиндалами, кидали ножи и били бедолагу Германа. Сегодня даже больше, чем прежде. Судя по всему, это традиционный ритуал перед спариванием. Видимо, как у мопса мозг сводит судорогой при виде самки.
Самки пьют жёлтую весёлую воду из больших тёмных бутылок. В чём разница-то? Проверять что-то не хочется, хватило одного раза. Зато утащил кучу орехов.
31 марта / вторник
Мопс перетащил свой коврик к порогу комнаты, там и ночевал. Не доверяет. Ночью на него два раза наступили и один раз пнули. К утру доверие было восстановлено.
Вчера Сюру подарили новый телефон, большой, весь какой-то угловатый и резиновый. Наверно, он ему не понравился, а отказаться от подарка постеснялся. Иначе зачем ломать новую вещь?
Сначала он его топил в ванной. Глупо хихикал. «Му-му». Это я вообще не понял.
Потом ронял с вытянутой вверх руки. Первый раз попал по мопсу. Тот с утра за Сюром по пятам ползал. Со второго раза телефон разбился.
Сюр искренне огорчён. Что-то не понимаю, разве он не этого добивался? Собрал обломки в коробку и ушел. Мопс бьётся у двери в истерике.
Мопс почти смирился и грустно посматривает на кактус. Сюра не было довольно долго, пришёл огорчённый, притащил коробку с обломками обратно. Радость мопса выглядела кощунственно. Похоже, он и сам догадался – на середине прыжка улетел вместе с тапком. Какое всё-таки бестактное животное.
Следующий месяц — http://www.proza.ru/2015/05/14/328

12 мая веселится Украинская земля о своем славном заступнике — преподобном старце, насельнике Свято-Успенской Почаевской Лавры, исповеднике и чудотворце схиигумене Амфилохии (Головатюке).

Когда 13 лет назад старца Амфилохия прославили, это вызвало удивление у знавших и помнивших его. Не удивился только один старец — архимандрит Сильвестр (Цьолка). Почему? Об этом и о подвиге прп. Амфилохия специально для PravLife — Сергей Епик.

Этот скромный и многострадальный муж родился в простом украинском селе Малая Иловица, что на Шумщине. Его житие сегодня знают многие украинцы и не только, ведь Почаевская Лавра — это мировая святыня, куда приезжают на молитву и поклонение миллионы богомольцев со всего света. Кстати, поэтому она и многонациональна, ведь сегодня в ней несут монашеский подвиг не одни лишь украинцы, но и молдаване, гагаузы, белорусы и другие ревнители благочестного жития.

Отец Амфилохий (Иосиф) при жизни

5 лет сподобился и я пожить на Святой Горе и из своего маленького опыта хочу поделиться увиденным и услышанным о старце: 13 лет исполняется в этом году со дня прославления в лике святых отца Амфилохия.

День памяти прп. Амфилохия

Это событие тогда, в 2002 году, потрясло старожилов Почаевской Лавры, еще помнивших отца Иосифа (так его звали до принятия великой схимы) живым. Особенно удивились они, поскольку знали его как «юродивого»и «бунтаря». Не удивлялся тогда только один старец — славный архимандрит Сильвестр (Цьолка), который много лет дружил с преподобным и даже нес послушание с ним в далекие 50-е годы.

Жизненный крест преподобного Амфилохия был крайне непростым — ему приходилось все свои добродетели и подвиги скрывать. Он однажды заметил, что молодой иеромонах Сильвестр в перерыве между работой на поле стал совершать молитвенное правило и заметил: «День для праці, а ніч для молитви!»

Пройдут годы, и вся Лавра будет знать, что отец Сильвестр молился ночами напролет.

Мне посчастливилось застать живым друга преподобного Амфилохия. Я тогда дежурил на экономских воротах и как раз видно было окно кельи, где жил о. Сильвестр. Приходилось ночью много раз выходить к воротам и наблюдать между прочим, что на фоне темного монолита корпусных окон одно из них на 2-м этаже сияло — там молился старец, поминая благословение своего святого друга.

Мало кто знает и помнит, как ревностно они, ветераны Великой Отечественной войны, тогда еще молодые монахи, защищали Лавру от «безумных крыс» Хрущевской системы. Это была самая настоящая травля верующих, а тем более — травля Лавры.

Бесстрашный старец

Вот сегодня все паломники, туристы и экскурсанты дивятся Троицкому собору Лавры, спроэктированному А.Щусевым в конце XIX в.

Троицкий собор Почаевской Лавры, наши дни

В 1957 году из органов пришли опечатать Троицкий собор. Об этом сообщили отцу Амфилохию, и тот молниеносно примчался в обитель, застав там скованных страхом братию Лавры и прихожан и милицию перед собором. Бесстрашный старец! Что могло быть тогда в его душе? Ведь он знал, что в СССР его поступок будет беспощадно наказан… И ринулся «на копья»! Он выхватывает ключи у милиции и организовывает восстание народа, выгоняя ту же милицию из Лавры, как свиней из огорода, палками… В ту же ночь за ним приехал «черный ворон»… Увезли в психушку и пол года жестоко издевались, надеясь уничтожить, сломать этого человека. Но в каждую минуту страданий о. Амфилохий молился, и с ним рядом был Христос.

Силою Христа преподобный совершил множество чудес как в Лавре, так и вне ее, живя изгнанником… Да! Его стыдились в Лавре!.. Ему не дали прописки в Почаеве власти после удивительного освобождения из клиники, по ходатайству дочери Сталина. Святой исцелил и ее силою Христовою от беснования.

Схиигумен Амфилохий

Как затворник, но среди людей

Жил он в Малой Иловице, терпя своих неверующих родственников, непонимаемый и непринимаемый братией Лавры. Жил как затворник среди бушующего житейского моря, принимая много людей в день… Ему не было покоя. Приходили и уполномоченные… Таковых старец встречал юродством, приглашая к столу и часто обличая их пороки.

Однажды пришел к Батюшке один из уполномоченных КГБ с большой собакой и стал грубо выпытывать старца о его деятельности, водоосвятных молебнах для страждущих, — и произошло чудо. В диалоге с грубияном отец Амфилохий снял со стены кадило (без угля и ладана) и держал в руках. Прозвучала фраза от уполномоченного «Твои молебны помогают, как мертвому кадило…» А старец кротко улыбнулся, все так же держа свое кадило в руках, и в миг собака зарычала на собственного хозяина, погнав его далеко прочь от кельи подвижника. А преподобный крикнул ему вдогонку: «Бачиш, як мертвому кадило допомогло?»

А однажды еще в 50-е был такой случай: местные лаврские рабочие решили в обеденный перерыв выпить, собравшись в комнатушке для отдыха (в лавре), тут случилось проходить мимо отцу Иосифу (Амфилохию), который заглянул к ним, перекрестил «зелье» и сказал: «Благословляю пити, як воду». И с этим ушел. Выпили все, что приготовили, даже послали за добавкой, но ничуть не захмелели те горе-рабочие, дивясь словам чудного монаха…

Жил как затворник среди бушующего житейского моря, принимая много людей в день… Ему не было покоя.

Старец Амфилохий жив!

Жив он потому, что наш Бог дал обетование жизни, дал не отчаянную слепую надежду на мираж, но Сам явил всему миру факт Своей личной победы над сметртью и диаволом. Христово Воскресение — это основа нашей веры, а мощи святых Иова и Амфилохия Почаевских — это кричащее свидетельство истины Христианской веры, это свидетельство Православия перед лицом латинского Запада, мощи Почаевских игуменов Иова и Амфилохия — это утешение всему миру, каждому страждущему человеку!

Будем помнить их в своих молитвах, ибо любовь их к нам не имеет границ! Они видят все, они скоры слышать наши мольбы и радостные восклицания! Сколько раз мне приходилось видеть эти молитвы у раки преподобных Иова и Амфилохия!.. Сколько и радостных молитв, и посещений Лавры, преподобных, творят по Почаевской традиции свадебные пары в день венчания. Это целое происшествие: туда приходит вся свадьба и хор, который поет тропари святым Иову и Амфилохию.

Мощи прп. Амфилохия Почаевского

Майские праздники в нашей жизни — это дни празднования памяти наших святых! И сегодня великое торжество в обители Почаевской собрало не только тысячи паломников на Святой горе, но это торжество зажигает сердца христиан по всему миру!

Вместе с тем, сегодня находятся наглецы, желающие оскорбить честь наших Святых Иова и Амфилохия, они хотят сделать Лавру музеем… Хотят прекращения молитв в обители, ибо свет преподобных не озаряет их грешные души, но обжигает. Те люди исповедуют не просто ересь, они живут во грехе и желают, чтобы все украинцы жили тем же образом! Всем нам необходимо всячески стоять на защите нашей Великой святыни от современных безумцев. Это новые украинские дети Хрущева, которые недостойны называться сынами Украинской земли, хотя и родились тут.

Житие Преподобного Амфилохия Почаевского

В селе Малая Иловица, что на Шумщине, в многодетной крестьянской семье Варнавы Головатюка 27 ноября 1894 года родился сын, в святом крещении названный Иаковом — в честь мученика Иакова Персянина. Мир и согласие, царившие в семье, невольно передавались маленькому Иакову. С раннего детства будущий подвижник, погруженный в хозяйственные заботы, видел благочестие своих родителей, которые и из дома не выходили без молитвы, впитывал в себя все самое доброе и святое.

В 1912 году Иаков Головатюк был призван в Царскую Армию, где лицом к лицу встретился с жизнью и смертью. Сначала была санчасть в Сибири, в которой молодой солдат исполнял обязанности фельдшера, а затем фронт, передовая, где лучшие друзья погибали в бою, и наконец — плен. Немцы отправили его в Альпы, где Иаков три года работал у фермера. Исполняя всякую работу с великим усердием и христианской покорностью, Иаков заслужил доверие и любовь своего хозяина. Но, тоскуя по родному краю, юноша в 1919 году осуществляет заветное желание своего сердца и совершает побег. С помощью добрых людей переходит границу и возвращается в родное село.

Молитвенная теплота отчего дома согрела душу скитальца. Дни потекли в привычной крестьянской работе. Помогал он и больным, обращавшимся за помощью. Повидав свет, хлебнув горя на фронте и в плену, Иаков глубоко усвоил, что жизнь есть непрестанная битва, в которой диавол борется с Богом, а поле этой битвы, по словам Достоевского, — сердце человеческое. И в этой битве не устоять, если на земле сердечного смирения не посеяны семена благочестия, орошенные слезами покаяния. В 1925 году Иаков Головатюк, избрав тернистый путь спасения, приходит в Почаевскую Лавру. В трудолюбии и смирении исполняет новоначальный инок возлагаемые на него послушания.

В феврале 1931-го года, стоя у гроба почившего настоятеля, Иаков вдруг ощутил всю суетность и скоротечность жизни: «Человек, яко трава, дни его, яко цвет сельный, тако отцветет”.

Пройдя монашеское испытание, 8 июля 1932 года послушник Иаков Головатюк был пострижен в монашество с именем Иосиф. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф лечил больных и особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи; поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. По благословению наместника Лавры он поселился в маленьком домике у ворот на монастырском кладбище, где вместе с иеромонахом Иринархом прожил около двадцати лет.

Проводя дни и ночи в труде и молитве, отец Иосиф возрастал духом, восходя от силы в силу. Сокрытыми для мира остались его многие тайные подвиги и борения. Постом, бдением смирял свою плоть, умерщвлял подвижник плотские пожелания и страсти, приводя малейшие движения ума и сердца в «руководство духом”. Посвятив жизнь служению Богу и ближним, отец Иосиф стяжал твердую веру и деятельную любовь, получив от Бога дар прозорливости и исцеления.

Он лечил, изгоняя бесов, возвращал слух глухим, зрение — слепым, скорбным приносил отраду и утешение. «Где враг рода человеческого не успевает сам посредством помыслов и привидений, — говорят святые отцы, — там насылает злых людей”. Под конец Великой Отечественной Войны, после отступления немцев, в одну из весенних ночей бандеровцы ворвались в домик к старцу и объявили о расстреле. Отец Иринарх, по милости Божией, спас тогда его от напрасной смерти, уготованной ему диаволом. Вскоре после этого отца Иосифа переводят обратно в Лавру.

Все так же спешили к нему люди, получая врачевание телесных болезней и тайных недугов души. Исцелялись даже те, чьи болезни были запущены и, по мнению врачей, неизлечимы. Особый дар имел батюшка — изгонять бесов. К нему везли одержимых из самых дальних республик Советского Союза. Демонов старец видел наяву, так что часто, проходя по храму, строго повелевал им выйти из церкви и из людей. Горе, переполнявшее людские сердца, отец Иосиф переживал как свое, сострадая страждущим и снисходя к немощным. Почти все жители Почаева в разные периоды своей жизни — в детстве, юности или старости — обращались к отцу Иосифу.

Целый день проводя на послушаниях и с людьми, старец молился ночью. Отец Иосиф возлюбил смирение и, избегая суетной человеческой славы, всячески старался скрывать свои добродетели. Многие, даже неверующие люди, после встречи с отцом Иосифом глубоко переменяли свои взгляды и прославляли его.

Во времена гонений на Церковь власти планировали превратить Лавру в музей атеизма, а насельникам предлагали покинуть территорию. За всеми верующими, монахами и паломниками был установлен строгий контроль, а затем применены репрессии, высылки, тюрьмы… Но ничто не сломило стойкости монахов, которые переносили все мужественно и спокойно, желая, если нужно, умереть за Лаврские Святыни. В храмах монастыря круглосуточно теплилась лампада и возносились молитвы…

Отец Иосиф приходил в храм, где до утра служил акафисты, а с рассветом велел всем петь: «Слава Тебе, показавшему нам свет”, «Пресвятая Дево” и другие песнопения и молитвы.

В одно время своим мужеством и смелостью отстоял отец Иосиф Троицкий собор. Он знал, на что шел, и ожидал от злопамятных богоборцев жестокого отмщения. Через неделю его арестовали и поместили в психиатрическую больницу в Буданове, что в ста километрах от Почаева. Там его постригли и побрили, сорвали крест и ночью раздетого повели в палату буйных душевнобольных… Каждый день вводили ему лекарство, от которого распухало все тело и трескалась кожа. Все, кто знал отца Иосифа, не переставали хлопотать об его освобождении; надеялись и не отступали, просили везде, ездили даже в Москву. Наконец удалось его освободить. После этого поселился он у своего племянника в родной Иловице. Узнав, где находится старец, снова начали съезжаться к нему люди, одержимые разными недугами. Отец Иосиф ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Но враг в лице безбожных местных властей не дремал. Обеспокоенные притоком больных людей в село, они настроили против него родственников.

У отца Иосифа было девятнадцать племянников и племянниц. Как-то один племянник, работавший трактористом, заманил его на свой трактор и увез за село к болотам. А там столкнул с трактора на землю, избил до потери сознания, бросил в воду и уехал. Отец Иосиф восемь часов пролежал в холодной воде, а был декабрь месяц. Его нашли еле живого, он чудом не утонул. Срочно увезли подвижника в Почаевскую Лавру и в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий — в честь святителя Иппонийского, память которого праздновалась Церковью в тот день. Никто тогда не надеялся, что он доживет до утра. Но Господь поставил отца Иосифа на ноги — он выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно. Приехали родственники и забрали его в Иловицу.

Люди по-прежнему шли и ехали к старцу за исцелением и получали его, о чем имеются многие свидетельства. Слава о чудесах исцелений разносилась повсюду. К отцу Иосифу ехали люди с севера и юга, с востока и запада, из Молдавии и Сахалина. Избегая человеческой славы, он старался скрывать от людей данный ему Божий дар исцеления от душевных и телесных болезней. И сам он часто высказывался: «Ви думаєте, що я святий. Я грішник! А зцілення ви отримуєте по своїх молитвах і по своїй вірі”.

Приезжавшие в Почаевскую Лавру со всей страны обязательно старались посетить и отца Иосифа в его селе. Летом у него ежедневно бывало до пятисот человек, а иногда и больше. Всех он обязательно угощал обедом и ужином: многие исцелялись благословенной трапезой.

Отцу Иосифу открыты были души всех людей, их сердца и намерения, но ради терпения он держал у себя в доме и коварных, и лукавых, и одержимых. Часто садясь за стол, отец Иосиф пел: «Страха их не убоюся, ниже смущуся!”. Во дворе старец ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Как известно, «сей род” (демоны) изгоняются только молитвой и постом, поэтому отец Иосиф некоторых благословлял не вкушать пищу в среду и пятницу. «Якби ви знали, який піст солодкий”, — говорил старец, имея в виду сладость духовную, которой услаждается душа постящегося. В дни строгого поста он велел рано утром, встав с постели, до начала утренней молитвы сразу класть три земных поклона с молитвой «Богородице Дево, радуйся…”, чтобы легко выдерживать пост в этот день. Отец Иосиф исцелял разные недуги, но утверждал, что половина больных исцеляется, а половина уезжает от него не исцеленной — Богу не угодно это, ибо их телесное исцеление будет не на пользу им, а на погибель души.

Очень часто старцу приходилось терпеть неприятности от своих неугомонных посетителей, одержимых бесами. Домашние даже уговаривали его не принимать бесноватых, ибо бесы мстили, на что отец Иосиф отвечал: «Трудно терпіти, але і боятися демонів не треба”.

Говоря его словами, земля во дворе была пропитана слезами молящихся людей, тяжелобольных, жаждущих всей душой исцеления. Он часто повторял, что дети в наши времена рождаются непокорными, гордыми и дерзкими, а потом стают бесноватыми. Смиряя таких детей, заставлял их просить прощения у родителей. Нужно было иметь великую любовь в сердце, чтобы никогда и никому ни в чем не отказывать. Старец Божий имел таковую. Он находил время для каждого. У него было неизменное правило: если привезут кого с переломом, то вызывать его в любое время дня и ночи.

Пожилой послушник Иоанн бывал у отца Иосифа в селе Малая Иловица не один раз и там видел чудеса исцелений. «Без стяжания благодатных даров Духа Святого, я думаю, — рассказывал этот очевидец, — трудно творить такие чудеса исцелений, какие творил этот великий угодник нашей Волынской земли”. Это подтвердит и любой житель Почаева, и те десятки, если не сотни тысяч людей отечества нашего, которых исцелил отец Иосиф. Обладал он и даром провидения, о чем также многие свидетельствуют.

Как-то после утренней молитвы батюшка долго не выходил из келии к народу. Вдруг вышел и приветствовал всех словами пророка Исаии: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!”. А потом начал рассуждать о причинах, приведших стольких людей к нему. Главная причина, по словам старца, кроется в духе безбожия, насаждение которого начинается еще в школе. Учеников не пускают в храм, ведут идеологическую проработку, унижая человеческое достоинство. А человек, который не посещает церковь, не исповедуется, не причащается, лишается благодати Духа Святого. Это и приводит к тому, что большинство населения — душевнобольные.

Отец Иосиф советовал молитвой лечить «недуг нынешнего века”. В его доме она совершалась круглосуточно. В молельне на полу, застланном соломой и ряднами (покрывалами), спали больные, одержимые злыми духами. Сонные, они среди ночи бормотали: «проснулся апостол лохматый, опять нас мучит! Уйдем! Уйдем!…”.

Подвижник по ночам плотно завешивал окна черными занавесками: ночью в полной схиме, с зажженным ладаном в руках он творил молитву, которую чувствовали и не терпели злые духи в спящих бесноватых людях. Часто утром рассказывал старец, как всю ночь бесы не давали ему покоя: ехали на подводах, шли легионами во двор с угрозой убить, застрелить, зарезать или отравить.

Приезжали к батюшке и современные молодые юноши, жаловались на душевную тоску, отсутствие сна и аппетита. Старец ставил их посреди двора и велел класть земные поклонов, велел, чтобы так и дома каждый вечер делали, да носили крестики, не выпивали, не курили, ходили в церковь, соблюдали посты, причащались. Тогда, по его словам, «всі нерви вийдутъ” и вернется здоровье. При этом добавлял, что нервы чувствуют боль, но когда болит душа, то это не «нервы расстроены”, а бесы мучают, и надо постом и молитвою бороться с ними.

Имея доброе сердце, отец Иосиф не любил злых людей, ибо зло не свойственно природе человека. Оно возбуждается в человеке не без посредства демонов, потому-то злые люди им и уподобляются.

Старец говорил: «Любой грех опутывает сердце как паутина, а злоба, как проволока — попробуй разорви ее. Злые люди убили царя, злые глумятся над православными”. «Великое счастье, что Господь сподобил нас родиться в православной вере и быть православными, а многие народы, к сожалению, не знают Православия” — неоднократно повторял подвижник.

Неодобрительно относился отец Иосиф и к телевизионным передачам, которые «спустошують, обкрадаютъ душу”. После просмотра телепрограмм человеку совершенно не хочется молиться, а если и принудит себя к молитве, то молится только устами, а сердце далеко от Бога. Такая молитва, по мнению старца, только в осуждение.

Свою любовь к людям батюшка даровал всем, поэтому и шли к нему с верой, воспламенялись от него Святой благодатью. Духовной любви у него хватало на всех: он любил больных и страждущих, желал им исцеления и старался помочь. На вопрос одной рабы Божией о том, как достичь такой любви, он отвечал, что Бог дает благодать любви за смирение. И еще часто повторял: «Як ти до людей, так і люди до тебе”.

Божия Матерь для отца Иосифа была Небом, он постоянно в своих молитвах обращался к Ней. Иногда во время общего обеда он просил всех прервать обед, встать и пропеть молитву Божией Матери «Под Твою Милость…”.

Уныние и пустота в душе, считал старец, из-за многоглаголания, чревоугодия и любостяжания. Он велел тогда каждый час и день петь «Елицы, во Христа креститеся” и «С нами Бог”. Сам он имел красивый баритон, хорошо понимал и любил церковное пение.

Как-то зимой, в начале 1970 года, отец Иосиф зашел в трапезную и строго спросил, кто принес ему цветы. Попросил не носить больше, ибо не цветы нужны, а молитва. Все удивились. Никто не видел цветов. Потом стала понятна эта притча: подвижник провидел, что на могилу ему будут приносить цветы, но ему приятнее молитва людей, а не украшение гроба.

Что чувствовал отец Иосиф в последние дни своей жизни, какие мысли тревожили его? Домашние часто видели, как преображалось его лицо: глубоко уходил он в себя в молитвенном созерцании. Он знал помыслы окружающих его: добрые и злые. Благодарил за добро, прощал зло. Ополчились против него не только злые духи, но и люди.

Летом 1970 года с батюшкой случались странные приступы: он лежал на лавке в саду как бы в бессознательном состоянии. Пролежав так некоторое время, он вставал совершенно здоровый. Повторились приступы и в октябре. Никто ни о чем не догадался тогда. Позднее стало известно, что отцу Иосифу в очередной раз дана была отрава.

Провидел старец, наверное, замыслы врага и знал его сообщников-исполнителей. Но кто мог представить себе, что может случиться что-то плохое! Несколько раз отец Иосиф собирал своих домашних в трапезной и просил пропеть некоторые молитвы из службы на Успение Божией Матери, а «Апостолы от конец, совокупльшеся зде” просил пропеть трижды. А сам, слушая, закрывал лицо руками и плакал. После с грустью говорил: «А як страшно буде, коли станутъ мерзлу землю на труну (гроб) кидати”…

Через четыре месяца в Лавре отпевали отца Иосифа. Умер он 1-го января, а хоронили его 4 января 1971 года (по новому стилю).

Годы летят, время продолжает свой неудержимый бег. Миновало уже более тридцати лет со дня его кончины, а люди, которые помнят его живого, его голос, любящее сердце и добрые, умные глаза, из уст в уста передают друг другу о чудесах исцелений. Все эти годы день ото дня шли на могилку к подвижнику люди, зажигали свечи или возжигали лампадки, вели тихий разговор, доверяя старцу свои беды и болезни.

Вся жизнь отца Иосифа, в схиме Амфилохия, была самопожертвованным служением во имя любви к Богу и ближнему, ибо любовь — это главный плод духовного подвига христианина и цель монашеской жизни. Она есть закон жизни на небе и на земле и рождается от чистого сердца и непорочной совести. Любовь бессмертна, она идет с человеком за его гробом в вечную жизнь и взаимно связует души живых и умерших людей. Именно такою любовью старец стяжал глубокое уважение к себе.

Верой и милосердием к страждущим он явил для нас благостный пример жизни и оставил неизгладимую память в сердцах верующих людей, для которых был и остается скорым целителем, милостивым помощником и благопоспешным заступником. Он и по смерти лечит, утешает, назидает: люди и теперь ощущают эту любовь. Некоторые даже слышат его голос, зовущий молиться, каяться, исправляться и жить по заповедям Божиим. Народ убежденно верит в его святость. С того времени, и по сегодняшний день на месте погребения схиигумена Амфилохия происходили чудеса и исцеления людей. Перед праздником Пасхи 2002 г. были обретены его нетленные мощи.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви, 12 мая 2002 г. н.с. (в Неделю Фомину), схиигумен Амфилохий торжественно канонизирован как преподобный Амфилохий Почаевский. Мощи преподобного Амфилохия открыты для поклонения в храме преподобного Иова Почаевского.

Преподобный отче Амфилохие Моли Бога о нас!

Преподобный Амфилохий Почаевский

Амфилохий Почаевский (1894 — 1971), схиигумен, преподобный

Память 29 апреля, 19 декабря (Укр.) и в Соборах Волынских и Галицких святых

В миру Яков Варнавович Головатюк, родился 27 ноября 1894 года в селе Малая Иловица в Волынской губернии (ныне Шумский район Тернопольской области) в в многодетной крестьянской семье. В крещении был назван Иаковом, в честь мученика Иакова Персиянина. С ранних лет Яков, погруженный в хозяйственные заботы, видя благочестие своих родителей, которые и из дому не выходили без молитвы, впитывал в себя все самое доброе и святое. В юношеском возрасте Яков не раз помогал отцу, к которому часто обращались как к хорошему костоправу «удерживать больных, когда тот направлял сломанные кости». Природная сила и приобретенные в юности навыки пригодились Якову в дальнейшем.

В 1912 году Яков был призван в армию. Во время Первой мировой войны служил в 165 стрелковом полку в городе Луцке, затем вместе с полком направлен в город Томск, исполнял обязанности фельдшера. Под конец войны попал в плен. Был отправлен немцами в Альпы, где три года работал на местного фермера. Яков заслужил доверие и любовь своего хозяина, так что тот даже намеревался женить его на своей дочери. Но в 1919 году Яков совершил побег и вернулся в родное село, где стал заниматься привычной крестьянской работой и помогал больным, обращавшимся за помощью.

В 1925 году был принят послушником в Почаевскую Лавру. Исполняя возлагаемые на него послушания, делал сани и колёса, пел на клиросе.

8 июля 1932 года был пострижен в монашество с именем Иосиф.

21 сентября 1933 года рукоположен во иеродиакона епископом Антонием (Марценко), 27 сентября 1936 года — во иеромонаха епископом Дионисием.

Окончил полный курс иноческо-богословской школы при Почаевской Лавре.

3 октября 1941 года назначен помощником эконома.

Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф лечил больных — особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи, поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. Чтобы не создавать неудобства для братии, отец Иосиф, по благословению наместника Лавры, перебирается в маленький домик на монастырском кладбище, здесь ему вместе с иеромонахом Иринархом, предстоит прожить около 20 лет. Каждый день в маленький домик приходили больные люди. Бывали дни, когда иеромонах Иосиф принимал до 500 человек, многие жаждали исцеления — кто телесного, кто духовного.

Во время Великой Отечественной войны отец Иосиф безбоязненно проповедовал о скором избавлении от фашистских захватчиков, призывал хранить верность Патриарху Московскому и всея Руси и обвинял раскольников-автокефалистов в предательстве.

В конце войны подвижник чудом избежал расправы. Как-то ночью четырнадцать вооружённых человек ворвались в его келию и потребовали еды, после того как их накормили, попросили, чтобы старец их проводил. У ворот командир партизанского отряда объявил о расстреле. Со смирением принял старец известие о скорой гибели, попросил только десять минут на молитву. Успел прочитал «Отче наш», «Богородицу», «Верую», начал читать «Отходную»… Прибежал отец Иринарх, обеспокоенный долгим отсутствием старца, когда увидел дуло нацеленное на праведника, не раздумывая, бросился на автомат, пригибая его к земле, стал просить о помиловании старца… Смерть миновала. Вскоре после этого отца Иосифа перевели обратно в Лавру.

10 мая 1951 года назначен помощником блюстителя Стопы Божией Матери.

18 июля 1952 года назначен садоводом лаврского сада с освобождением от прежнего послушания.

24 февраля 1953 года возведен в сан игумена.

4 мая 1954 года назначен на послушание при свечном ящике.

24 ноября 1955 года освобожден от прежнего послушания и назначен на клиросное;

6 апреля 1957 года освобожден от клиросного послушания и назначен духовником богомольцев.

25 января 1959 года назначен продавцом свеч в храмах Лавры.

С 1959 по 1962 год исполнял послушание духовника и др.

Схиигумен Амфилохий

В конце 1950-х годов начались хрущевские гонения на церковь. В стране массово закрывали монастыри и храмы, а самих монахов по ложным обвинениям выгоняли, выселяли, отправляли домой без права возвращаться. Осенью 1962 года, благодаря бесстрашию старца монахам удалось отстоять Троицкий собор: «У дверей церкви с десяток милиционеров со своим начальником стоят, старец неожиданно выхватил у начальника ключи, передал молодому наместнику Августину, сказал: «На, тримай і нікому не віддавай». Недоумевающим милиционерам кинул: «Архієрей — хазяїн Церкви! А ви? геть звідси! Люди, гонітъ їх!», — обратился он к присутствующим местным жителям. Воодушевленные призывом любимого батюшки, люди кинулись брать жерди и устремились на милиционеров, которые в испуге бросились бежать к Святым вратам. Отец Иосиф знал, что власть этот поступок ему не простит, знал, когда и как придут за ним, но ничего не предпринимал.

Через несколько дней за ним приехал «черный ворон», и его отвезли в психиатрическую больницу в Буданове, что за Тернополем. Его поместили в палату для самых «буйных» душевнобольных. Ему вводили лекарства, от которых распухало всё тело и трескалась кожа. Мучения закончились лишь с приездом в больницу Светланы Аллилуевой, дочери Сталина, которую он в своё время исцелил от душевной болезни. Ей удалось добиться освобождения старца.

Осенью 1965 года о. Иосиф вернулся в родное село и поселился у племянницы Анны, дочери покойного брата Пантелеимона, которая жила в этом же селе в новом небольшом доме. Во дворе он устроил высокую голубятню, а под ней маленькую часовню. За часовней поставили длинный обеденный стол для богомольцев, а также построили молельню. Узнав, где находится старец, начали съезжаться страждущие. Отец Иосиф ежедневно служил водосвятные молебны и исцелял людей.

Прп. Амфилохий Почаевский

Местные власти, обеспокоенные притоком больных людей в село, стали настраивать родственников против старца. В декабре 1965 года один из них, поддавшись уговорам, обманув старца, увёз его на своём тракторе за село к болотам, жестоко избив, бросил в воду и уехал. Восемь часов пролежал батюшка в ледяной воде, духовные чада нашли умирающего старца, отвезли в Почаевскую Лавру, где его в ту же ночь постригли в схиму с именем в честь святителя Амфилохия Иконийского, боялись, что он не доживет до утра. По милости Божией схимонах Амфилохий выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно, он снова вернулся в родное село. Люди по прежнему шли и ехали к старцу за исцелением.

С северной стороны двора построили длинный корпус и в нем устроили трапезную и кухню, приемную для больных, спальню для послушниц и домовую церковь — длинный зал с двумя боковыми комнатами: в одной хранилось церковное облачение, в другой — отец Иосиф молился и отдыхал. Старец, с детства любивший природу, сам сажал цветы и фруктовые деревья, послушницы помогали в работах на участке.

О. Амфилохий предвидел свою скорую кончину, знал, что одна из его послушниц подсыпала в еду яд, подливала яд и в воду, которой он умывался (есть мнение, что послушница из Киева была агентом КГБ). Не раз с горечью старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда». Батюшка несколько раз на несколько часов терял сознание. Во время приступов отравительница под разными предлогами не подпускала никого к батюшке. Смиренный старец стойко переносил страдания, и призывал виновницу покаяться.

Скончался 1 января 1971 года.

Мощи преподобного Амфилохия Почаевского

3 апреля 2002 года канонизирован решением Священного Синода Украинской Православной Церкви. Чин прославления был совершён 12 мая того же года митрополитом Киевским Владимиром в Успенском храме Почаевской Лавры. 13 мая мощи преподобного были перенесены из Успенского собора в расположенную под ним церковь-крипту преподобного Иова Почаевского, где почивают и ныне рядом с мощами последнего.

8 декабря 2005 года имя прп. Амфилохия было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви по благословению патриарха Алексия II, его память отмечается 29 апреля.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания .

Молитвословия

Тропарь, гл. 4 (из Службы, утверждённой решением Священного Синода от 14 июля 2018 года, журнал № 61 )

Земли́ Волы́нския пресла́вна подви́жника/ и оби́тели Поча́евския досто́йна насе́льника,/ люде́й правосла́вных изря́дна цели́теля,/ яви́ тя́ Це́ркви Свое́й Христо́с Бо́г на́ш,/ преподо́бне о́тче Амфило́хие,/ Ему́же усе́рдно моли́ся// от наве́т вра́жиих свободи́тися и спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2 (из Службы, утверждённой решением Священного Синода от 14 июля 2018 года, журнал № 61 )

Изволе́нием Де́вы Пречи́стыя/ в оби́тели Почае́встей всели́лся еси́,/ иде́же, подви́жническое и ско́рбное житие́ провожда́я,/ да́ром моли́твы у́мныя обогати́лся еси́/ и Ца́рствия Небе́снаго насле́дник яви́лся еси́./ Те́мже вопие́м ти́:/ ра́дуйся, Амфило́хие, о́тче блаже́нне,// целе́бниче и чудотво́рче.

Ин кондак, глас 3 (из Службы, утверждённой решением Священного Синода от 14 июля 2018 года, журнал № 61 )

Я́ко ве́ры Правосла́вныя ревни́тель/ и благоче́стнаго жития́ учи́тель,/ в боле́знех и ско́рбех изря́дный помо́щник (и защи́титель ),/ пред Го́сподем предстои́ши, преподо́бне Амфило́хие,/ сего́ ра́ди вопие́м ти́:/ защити́ оби́тель, в не́йже подвиза́лся еси́,// и спаса́й на́с моли́твами твои́ми, о́тче блаже́нне.

Награды

  • набедренник (1 июля 1941)
  • наперсный крест (26 октября 1941)
  • палица (6 апреля 1957)

Использованные материалы

  • Жизнь и прославление преподобного Амфилохия Почаевского // Портал Православие.Ru
  • Житие на официальном сайте Почаевской Лавры
  • Житие преподобного Амфилохия Почаевского

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви,

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *