Аминь

Когда его говорят?

  1. В качестве «точки» при чтении молитвы, проповеди, священных текстов. Причем неважно, где именно звучит эта молитва — под сводами церкви или в домашней обстановке, и кто ее читает — батюшка или обычный человек. Этим словом заканчиваются все популярные молитвы: «Отче наш», «Символ веры», молитвы на сон грядущий. Кстати, в некоторых таких молитвах и тропарях слово «Аминь» встречается не только в конце, но и в центре, после определенных фраз, таких как «Ныне, присно и во веки веков».
  2. Слово также встречается внутри Писания. Там оно служит в качестве подтверждения (усиления) истинности всего написанного.
  3. В Книге пророка Исайи, а также Откровениях Иоанна Богослова «Аминь» — это одно из имен Господа (в данном случае оно означает «Бог истины»).

Если внимательно прочесть Библию, можно заметить, что впервые «Аминь» встречается в Третьей Книге Царств. В том тексте слово служило в качестве клятвы, для усиления торжественности. Чуть позже слово изменило свою «тональность». Да, во время богослужений, которые проходили во времена Ветхого Завета, веряне отвечали «Аминь» в ответ на славословие священников. Таким образом слово-клятва превратилось в традиционный литургический термин.

Почему именно в конце молитвы?

Чаще всего «Аминь» — это знак окончания моления. Данное слово используется в качестве «печати», духовной «скрепы». Произнося его, верянин как бы говорит: я согласен со всем сказанным и твердо верю, что мои слова и обращение — истинны.

Что касается молитвы, которую читает священник во время богослужения, тут «Аминь» выступает в качестве «диалога» между ним и другими присутствующими людьми. Ведь, как известно всем воцерковленным людям, на службу мы приходим не ради того, чтобы постоять, послушать и зажечь свечу, а ради общей, коллективной молитвы.

Но если в католичестве всем христианам раздают книжицы с псалмами, которые они коллективно поют во время службы, то в православии Литургию (чтение, пение) проводят духовные лица. Веряне же присоединяются к богослужению с помощью коротких фраз-формул, главной среди которых является такая «печать».

Кстати! Священники утверждают: даже если вы посещаете церковь редко и во время службы стоите молча (или не знаете, что говорить, или из-за смущения произносите должные слова про себя), главное, чтобы вы это делали с чистыми помыслами и от души. Ведь в любой молитве главное не пышность, пафосность и стройность, а искренность. Очистите свои помыслы и думайте о добром — тогда ваша молитва обязательно зачтется!

Другие популярные аккламации, встречающиеся в молитвах

Аккламации — это словесные (иногда — словесно-музыкальные) формулы, которые люди провозглашают во время церковных богослужений или частных молитв. Как вы уже знаете, самая популярная — это «Аминь». Впрочем, в молитвах вы наверняка слышали и другие, не совсем понятные, слова. Например…

  • Осанна. В переводе с иврита слово означает «спаси меня», то есть чаще всего это молитва о спасении. Впрочем, не менее часто это слово означает и восхваление, прославление (скажем, именно его восклицали люди во время Вхождения Иисуса Христа в Иерусалим).
  • Аллилуйя. С древнееврейского переводится как «восхваляйте Господа». В псалмах может служить как введением, так и заключительным словом.
  • Кирие элейсон. Означает «Господи, помилуй». Часто этой фразой заканчивают молитвенные части (прошения) богослужений. В отечественной церкви чаще используется русская версия такой аккламации.

О важности слова «Аминь»

«Если после произнесения Бисмилля человек прочитает суру «Аль-Фатиха», а затем скажет «Аминь», то на небе не останется ни одного ангела, который бы не просил прощения за этого человека»

Произнесение слова аминь, после слов «Уаляд-даллин», является сунной пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Если слушающий человек так же произнесет «Аминь» это будет добродетельным для него.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах!) передает следующие слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Когда имам говорит: «Уаляд-даллин», произносите аминь. Если кто-либо скажет аминь и это совпадет с моментом, когда ангелы произносят аминь, то этому человеку простятся прошлые грехи».

Слово «Аминь» имеет следующее значение: Прими наши слова.

Али Хайдар (да благословит его Аллах!) написал на полях своего Корана следующие слова: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил аминь и повышал голос, после произнесения «Уаляд-даллин»».

В толковании Шейха Заде говорится: «Аминь» не принадлежит Корану. Его нужно произносить после слов «Уаляд-даллин», сделав небольшую паузу после буквы «Нун», чтобы показать, что оно не является частью текста Корана. Писать слово аминь в копии Корана является нововведением. Это запрещено. Как передает Абу Майсара (да будет доволен им Аллах!): «Джабраиль (да благословит его Аллах и приветствует!) слушал, как пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) читал Коран, когда он дошел до слов «Уаляд-даллин», Джабраиль (да благословит его Аллах!) сказал: «Произнеси аминь!» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Аминь».

Абу Муса’ль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах!) передает следующие слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Когда имам говорит: «Уаляддаллин», произносите: «Аминь», чтобы Аллах принял вашу молитву».

Один из сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) Абу Зухайри Намири (да будет доволен им Аллах!), увидев человека, делающего дуа, сказал следующее: «Заканчивай свое дуа словом «Аминь». Это слово подобно печати, поставленной на страницу». После этого он добавил: «Сказать ли вам новость по поводу данного вопроса? В один вечер мы с пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) отправились к человеку, который очень упорно делал дуа. Пророк слушал его и после этого сказал: «Если он поставит печать в своем дуа, то тем самым совершит ваджиб». Один из общины спросил: «Чем он поставит печать?» На что пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) ответил: «Словом «Аминь», потому что с помощью него, он сделает необходимое для того, чтобы его молитва была принята».

Достопочтенная Аиша (да будет доволен ею Аллах!) передает следующие слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Евреи завидуют вам в вопросе приветствия и слова Аминь, так, как не завидуют в каком-либо другом вопросе». То есть, они завидуют из-за того, что вам было дано приветствие и слово Аминь, а им – нет.

Достопочтенный Анас (да будет доволен им Аллах!) передает следующие слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Мне было дано три особенности. Первая: Была оказана милость в том, чтобы читать намаз, стоя рядами. Вторая: Мне было дано приветствие (приветствие верующих друг друга) и оно является приветствием людей Рая. Также мне было дано слово Аминь, оно не было дано никому до этого, кроме Харуна (да благословит его Аллах!). Потому что, когда пророк Муса (да благословит его Аллах!) делал дуа, Харун (да благословит его Аллах!) произносил Аминь».

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах!) передает следующие слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Слово «Аминь» является печатью Всемогущего Аллаха в речи верующих рабов».

Ибн-и Аббас (да будет доволен им Аллах!) передает: «Я спросил у пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) смысл слова «Аминь». Он ответил мне: «О, Аллах! Прими мою молитву!».

Ваки’ и Ибн-и Абу Шайба передают, что Хиляль Ибн-и Яссаф и Муджахид (да будет доволен ими Аллах!) сказали: «Аминь является одним из имен Аллаха».

Ибн-и Абу Шайба передает следующие слова Раби-и Хайсами (да будет доволен им Аллах!): «Когда имам в конце суры «Аль-Фатиха» произнесет «Уаляддаллин», проси у Аллаха помощи любыми молитвами». То есть в этот момент принимаются все молитвы. Следовательно, не нужно тратить этот миг впустую, а нужно делать дуа от всего сердца.

Как передает достопочтенный Анас (да будет доволен им Аллах!), пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал следующее: «Если после произнесения Бисмилля человек прочитает суру «Аль-Фатиха», а затем скажет «Аминь», то на небе не останется ни одного ангела, который бы не просил прощения за этого человека».

Важное примечание: Запрещено соединять слово Аминь, делая паузу после прочтения суры «Аль-Фатиха», с произнесением Бисмилля и начинать чтение суры «Аль-Бакара». Потому что слово Аминь не является текстом священного Корана. Присоединять это слово к тексту Корана, например, «Амина бисмилляхиррахманиррахим», является грубейшей ошибкой. Согласно Ханафитскому мазхабу, слово Аминь должно произноситься скрытно.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *