Амвросию Оптинскому

Купить Между страхом и надеждой. Житие. Наставления. Преподобный Амвросий Оптинский. Составитель Вера Каткова. Издательство Приход храма Святаго Духа сошествия. 2014 г. 220 стр. Переплёт интегральный. Бумага офсетная. Размер 205 х 125 х 10 мм

Между страхом и надеждой. Житие. Наставления. Преподобный Амвросий Оптинский

Описание

Святого Амвросий Оптинского можно назвать одним из самых почитаемых и духоносных старцев Православной церкви, чья помощь и при жизни и до настоящего дня ощущают все обратившиеся к нему за помощью. Книга «Между страхом и надеждой» включает в себя, во-первых, житие преподобного. Кроме того в книгу вошли его поучения, которые он давал в своих письмах мирянам о стяжании христианских добродетелей, о супружестве и христианском воспитании детей с любовью и терпением. Отдельной главой выделены советы старца относительно того, можно ли поминать в своих молитвах неправославных христиан. В заключение в книге дается тропарь, кондак и молитва ко святому, чтобы и каждому из нас не остаться без святого заступничества старца Амвросия.

Житие преподобного старца Амвросия Оптинского

Советы супругам и родителям

(Избранное из писем к мирским особам)

О супружестве

О детях

В болезни

Смерть близких

О добродетельной жизни

Испытания и искушения

Хранение благочестия

Об обидящих и ненавидящих

Наставления в добродетелях

Избранные поучения мирянам

Приложение из собраний писем старца

О церковном поминовении христиан неправославных

Тропарь, кондак и молитва преподобному Амвросию Оптинскому

Амвросий Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков) , преподобный, иеросхимонах, старец, духовный писатель.
Родился в семье пономаря Михаила Федоровича, отец которого был священник, и жены его Марфы Николаевны. При крещении дано имя Александр в честь святого благоверного князя Александра Невского. Шестой из восьмерых детей, воспитывался в строгой церковной среде: учился грамоте по часослову и псалтири, вместе с отцом пел и читал на клиросе. В 12 лет Александра отдали в Тамбовское духовное училище. По окончании его в 1830 был принят на казенный счет как первый ученик в Тамбовскую духовную семинарию и в июле 1836 успешно ее окончил. Полтора года был учителем в помещичьей семье, в 1838 г. занял место наставника Липецкого духовного училища и получил жилье в Липецке. Еще во время учебы в семинарии опасно заболел и дал обет постричься в монахи, но по выздоровлении откладывал его исполнение. По совету известного в Тамбовской епархии подвижника о. Иллариона Александр отправился в Свято–Введенскую Оптину Пустынь. 8 (20) октября 1839 он прибыл в обитель. Старец схиархимандрит Лев благословил Александра жить на монастырском гостином дворе. 2 (14) апреля 1840 последовал указ Калужской духовной консистории об определении А. М. Гренкова в число братии. В монастыре был некоторое время келейником старца Льва и чтецом. В ноябре 1840 переведен в скит под начало старца Макария. Александр стал его келейником после кончины старца Льва. 29 ноября (11 декабря) 1842 был пострижен в мантию и наречен Амвросием (во имя святителя Амвросия, епископа Медиоланского). В 1843 рукоположен в иеродиаконы, в 1845 — в иеромонахи. В декабре этого же года тяжело заболел и по-настоящему поправиться так уже никогда не смог. В 1846 по болезни вышел за штат. После кончины старца Макария (в 1860) Амвросий стал его достойным преемником. Он принимал ежедневно множество паломников, отвечал на десятки писем. Духовные дарования старца привлекали к нему тысячи людей: простого народа и интеллигенции. Его посещали Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев (его он тайно постриг в монахи), Л. Н. Толстой. Своим духовным детям о. Амвросий посылал письма к праздникам, а также ответы на вопросы веры и жизни. Они печатались в журнале «Душеполезное чтение», а также издавались отдельно. Некоторые письма не лишены элементов публицистики. О. Амвросию посвящена обширная мемуарная литература, в которой запечатлен его облик проницательного знатока человеческой души, ласкового и светлого наставника.

В последние годы жизни старца поблизости от Оптиной в деревне Шамордино была устроена по его благословению женская Казанская обитель. Здесь старец скончался. В июне 1988 на поместном соборе Русской Православной церкви старец Амвросий Оптинский был причислен к лику святых. Память 10 (23) октября.

Святой Амвросий каждому человеку на простом языке объяснял суть его проблемы. Память 10 июля

Светлана Ивлева, «Преподобный Амвросий Оптинский, благословляющий пришедших к нему людей» (2002). Изображение с сайта lampada.in.ua

Про апп. Петра и Павла

Попустил Господь первоверховным апостолам — одному отречение, а другому неосмотрительную ревность гонения, чтобы после они снисходительны были к немощным духом.

Почему хочется сплетничать

Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих. Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху этому от самомнения и возношения; несмотря на свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Народ! Не разевай рот!

Муха и пчела

N! не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает и тем и другим надоедает; а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени окончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты.

Тем, у кого слабые уши

Приветствую N многовещанную, и N поющую и тон задающую, … чтобы не допускали много к своему уху. Слабые уши не могут без вреда многого переносить.

Когда обижают близкие

Прп. Амвросий Оптинский. Портрет. Изображение с сайта lampada.in.ua

Пишешь о неожиданном столкновении с сестрой… в Писании сказано: «и ближнии отдалече мене сташа”. Да и без Писания опыт показывает, что оскорбленное самолюбие и самих близких далеко друг от друга поставляет.

Что делать?

У всех нас немощь одна — желание быть всегда правыми;

и желание этой правости и другим досаждает, и людей делает виноватыми пред судом Божиим; потому что, как говорит святой Исаак Сирин, самооправдание в законе евангельском… не допущено; а сказано прямо и ясно: «аще кто тя ударит в десную ланиту, обрати ему и другую”.

И самые безстрастные не могут не скорбеть, если не за себя, то за других. Мир душевный имей, а терпеть — терпи, и за себя и за других. Терпение и в буре тишина.

Смиримся и понудимся потерпеть и мы, и, по слову Господню, обрящем покой душам нашим. К тому же помяни слова блаженной памяти О. Иг. А., им некогда тебе сказанные: «Пока мы находимся на земле, нигде без скорби пребыть не можем; хотя бы залезли на облака, и там от скорбей не уйдем, по свидетельству Самого Господа: «в мире скорбни будете. Но дерзайте, рек Господь: Аз победих мир”.

Если не успеваешь

Келия старца Амвросия Оптинского. Фото с сайта ussur-nikola.cerkov.ru

Не раз вспомнишь простую русскую пословицу: «Бей в решето, когда в сито не пошло». Пословицу эту не мешает заметить и запомнить и тебе, мать, когда придется в деле не успевать, когда думаем сделать так, а выходит иначе. Тогда пословица эта пригодна наипаче.

Когда богатство и на Небе пригодится

Блага здешние кратковременны, и никто богатства земного не переносит с собою в будущую жизнь, — разве только кто разумно употребит его на милостыню и благотворения.

Про милость, уважение и терпение

Фотография А. М. Гренкова (Амвросия Оптинского). 1870-е годы. Изображение с сайта wikipedia.org

— У всякого свой взгляд, и всякий устраивает на свой лад, а на разладе играют только на последнем инструменте, и люди самые обыкновенные.

— Хотящему спастись должно не забывать апостольскую заповедь: «друг друга тяготы носите, так исполните Закон Христов». Много других заповедей, но ни при одной такого добавления нет — «так исполните Закон Христов».

— Также берегись роптать и на людей за неисполнение каких-либо твоих требований или по другим каким причинам. Что ни посылается к нашему терпению, все это попускается Промыслом Божиим к нашей душевной пользе, если только сами не повредим сего нашим неблагоразумием.

Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его — выше жертвы, которая не принимается без мира с ближним.

Если унываешь

Преподобный Амвросий Оптинский. Портрет с фотографии. Изображение с сайта solzemli.wordpress.com

Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят — слушай, а что подают — кушай.

Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна — и будешь мирна!

Благожелательно приветствую о Господе N многовещанную и других сестер, которые живут, аки рыбы безгласные, хотя изредка перышки и поднимают. Но перо не палка, и воробей не галка, и сорока не ворона. Впрочем, у всех есть своя оборона.

Лицемерие

Лицемерие хуже неверия. Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

Об осторожности с врагом

Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.

Про тяжесть долга

Преподобный Амвросий у окна кельи в скиту. Портрет. Изображение с сайта logoslovo.ru

Старость, слабость, бессилие, многозаботливость и многозабвение, и многие беcполезные толки не дают мне и опомниться. Один толкует, что у него слабы голова и ноги, другой жалуется, что у него скорби многи, а иной объясняет, что он находится в постоянной тревоге. А ты все это слушай, да еще ответ давай, а молчанием не отделаешься — обижаются и оскорбляются. Недаром повторяется иногда поговорка: «Толкуй больной с подлекарем».

Сила слова

Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно, обдуманно.

Всем свое, а нам — наше

Преподобный Амвросий Оптинский. Икона. Изображение с сайта wikipedia.org

Твердо должно помнить, что на земле совершенства нет, но все люди, по мере своей, некоторые имеют недостатки, попущаемые Промыслом Божиим к нашему смирению.

При смирении всякая вещь бывает на своем месте; ни к кому нет ревности и зависти — ни к здоровым, ни к предпочтенным, ни к обласканным; всем свое, а нам наше, при смирении, будет и полезно, и Богоугодно, и даже приятно, если вполне возчувствуем собственное сознание пред Богом и пред людьми.

Церковь и развод

Из этого каждый может видеть, что развод запрещен Господом не безусловно. Если супруги соблюдают верность друг к другу, то не должно им разводиться; а в противном случае связывать супругов неудобно. Этому правилу следует и Церковь.

Об обезьянах

На слово не верь всякому вздору без разбору — что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать.

О женихах

Пишете, что желаете женить вашего единственного сына и он не прочь от женитьбы, что представляются много невест достойных, но ни одна не соответствует его вкусу.

Таково вообще направление нынешних молодых людей и таков их вкус, которому трудно удовлетворить, потому что они сами часто не знают, чего хотят. Что же для таких людей будет по душе и по чувствам? Если теперь его женить, при таком его душевном настроении, едва ли будет прок в женитьбе. Но опыт жизни и вера исправляют таковые души и чувства.

Выбор невесты

Если ты здоров и она здорова, друг другу нравитесь и невеста благонадежного поведения, и мать имеет хорошего, неропотливого характера, то и можешь вступить с нею в брак.

«Вид Козельской Введенской Оптиной Пустыни в 4-х верстах от Города». Хромолитография сер. 19 века. Изображение с сайта optina.ru

Болезнь

От скорбей никуда не уйдешь, не уедешь. Покойный наш старец о. игумен Антоний говаривал: «тогда будет нам покой, когда пропоют над нами: со святыми упокой”. Такая уж временная жизнь человека, беспокойная и многоскорбная. Впрочем, если будем смотреть на скорби с христианской точки зрения, то и в самих скорбях увидим для себя утешение.

Уже тем одним дороги для нас скорби и болезни, что ими только одними и можно достигнуть вечно бесскорбной, светло-блаженной жизни на небесах. Об одном только должно нам позаботиться, чтобы безропотно переносить их.

Если устал

Преподобный Амвросий Оптинский. Фото с сайта k-istine.ru

Когда устанешь, полежи и отдохни, и опять вставай. Твори, пока будут силы и пока будет возможно, должное и полезное и спасительное; а в неисправности и в немощах кайся, но не смущайся; а со смирением взывай ко Господу, как и мытарь: «Боже, милостив буди мне грешной!”

Когда вера без дел мертва

«Спорительница хлебов» — Чудотворная икона Божией Матери, почитаемая в Оптиной пустыни. Празднование 15 (28) октября.Третьяковская галерея. Москва. Изображение с сайта logoslovo.ru

Если апостол Иаков говорит о делах, что вера без дел мертва, он указывает на немилосердие того, кто имеет возможность благотворить ближнему и не благотворит ему в нужде. А апостол Павел еще яснее говорит, что неправильно много надеяться на видимое благотворение, а более заботиться о милосердии… и любви к ближнему: «если раздадим все богатство и предадим тело во сожжение, а любви не имеем, не будет в этом никакой пользы ”.

Под христианскими делами в Писании разумеется исполнение животворных заповедей Божиих, которыми исправляется сердце человека, а не просто одни лишь видимые дела.

Когда вредно спорить

В большие толки с братом своим не пускайтесь. Желая ему принести душевную пользу, как бы не повредить и себя. Знайте, что вы через брата должны будете выслушивать глубины сатанины, то есть пагубные вражии возражения и сомнения, которые он изобретал в продолжение восьми тысяч лет. В силах ли будем опровергать это? И можем ли без вреда выслушивать?

Одно посоветуйте брату вашему, чтобы ни с кем не спорил о понятиях нынешних людей, которые, быв побеждены грубыми наслаждениями временной жизни, хотят обвинить Бога, почему Он невольно не удержал их от зла! По этой причине и притворяются они непонимающими, для чего Бог создал человека со свободной волей.

Польза мира

Казанская Амвросиевская пустынь (Шамординский монастырь). Изображение с сайта wikipedia.org

И плод правды сеется в мире, и отрада в жизни обретается взаимным миром, и всякий благой успех достигается миром по Бозе, а не человекоугодием по духу мира; разумное же снисхождение и искусство христианское потребны в делах общих и частных.

Всем вам желаю мирного жития, поскольку взаимный мир повсюду оскудевает, а безтолковое немирствие возрастает.

Все виним друг друга, по-видимому, из-за благословенных и благовидных причин, забывая, что каждый от своих дел или прославится или постыдится.

В четверг, 7 мая, в одном из инфекционных отделений ивановской больницы предположительно от коронавируса умер архимандрит Амвросий (Юрасов). Духовнику Свято-Введенского женского монастыря и настоятелю строящегося Вознесенского храма был 81 год. Факт его смерти Известно.ру подтвердили пресс-секретарь департамента здравоохранения Марина Москалёва и представитель Иваново-Вознесенской епархии отец Макарий (Маркиш).

Несколько дней назад архимандрита Амвросия и еще одного служителя монастыря, отца Елеазара, врачи госпитализировали с двусторонней пневмонией и с симптомами коронавируса. Результатов тестирования на COVID-19 пока нет. Монастырь и храм закрылись на карантин. В монастыре проводят дезинфекцию.

Архимандрит Амвросий стал настоятелем Свято-Введенского монастыря в 1991 г. после того, как власти вернули Русской православной церкви здание храма, которое использовалось под областной архив. С этого времени и до настоящего времени архимандрит Амвросий был бессменным духовником монастыря. В 2006 г. он был назначен настоятелем строящегося Вознесенского храма в Иванове. Архимандрит Амвросий также был духовником христиан из православного общества «Радонеж» и автором десяти книг.

Это уже восьмая в регионе смерть от коронавирусной инфекции. В основном от коронавируса умирают пожилые люди из группы риска с хроническими заболеваниями. Однако двое погибших – шофер-дальнобойщик и мужчина из Москвы, который обратился за помощью с симптомами тяжелого ОРВИ, в группу риска не входили.

В Ивановской области на четверг, 7 мая, количество заразившихся коронавирусной инфекцией достигло 595 человек. С начала появления инфекции в области 119 пациентов с подтвержденным диагнозом выздоровели, к выписке готовятся еще 20 человек.

От COVID-19 умерли несколько священников в России. Так, 3 мая от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался священнодиакон Андрей Молчанов московского храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Амвросий Оптинский, в миру Александр Гренков, родился в 1812 году в Тамовской губернии. Монашество он принял по обету, который дал Богу в юности во время болезни. К преподобному Амвросию в Оптину пустынь приезжали люди со всех концов России. Старец вразумлял метким словом, нередко – пословицами, он мог говорить шутливо, но за веселой формой скрывалось глубокое содержание. Например, на вопрос «Как жить?» святой Амвросий отвечал: «Надо жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». В келье преподобного Амвросия побывали великий князь Константин Романов, писатели Владимир Соловьев, Константин Леонтьев, Алексей Толстой, Лев Толстой, Федор Достоевский. Последний изобразил черты преподобного Амвросия в образе старца Зосимы в своем романе «Братья Карамазовы». Все убранство кельи старца составляли несколько икон, кровать с холщовым тюфяком, набитым соломой и такая же подушка. В Оптиной пустыни и сейчас хранится икона Божией Матери «Спорительница хлебов», принадлежавшая преподобному Амвросию и его вещи — скуфья, палочка-посох, наградной крест. Скончался старец в 1891 году, его похоронили рядом с могилой преподобного старца Макария. Мощи святого Амвросия были обретены в 1998 году. В настоящее время они почивают в Введенском соборе обители.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *