Ананьево иссык куль

Индекс материала

В.М.Плоских О христианском наследии в культуре народов Кыргызстана

Страница 2

Страница 3

Все страницы

Страница 3 из 3

Иссык-Кульский христианский монастырь
По устным сообщениям краеведа Н.Д.Ченркасова возле Тору-Айгыра был обнаружен (как случайная находка) несторианский крест. Но богатая коллекция после смерти краеведа как-то расползлась по любителям, и следы находки потерялись. Известна и галька с крестом у с.Покровское на южном побережье озера.
Иссык-Куль таит всебе немало тайн. Здесь и подводные (затопленные средневековые )города, и античные курганы, документированные предания о кладах в пещерах прибрежных гор.
Наиболее перспективно на сегодняшний день продолжение поисков христианского монастыря, ушедшего в XV в. под воду.
В архивной записке сведений о церквах Семиреченской области, составленной 1 февраля 1915 года, записано одним из обследователей: «В 9 часов вечера 8-го сентября я прибыл в Иссык-Кульский Свято-Троицкий миссионерский монастырь, расположенный на северо-восточном берегу Иссык-Кульского озера в 41 версте от города Пржевальска. Замечательно, что вблизи монастыря, около устья рек Тюп и Кой-Су, сохранились под водой останки древнего города. В этом именно городе, по предположению ученых-археологов, и существовал армянский монастырь…
Вот, что можно прочитать в книге, подготовленной к печати архиепископом Бишкекским и Среднеазиатским Владимиром «Земляпотомков патриарха тюрка» о христианском аспекте духовного наследия кыргызов.
«На Киргизской земле нашло посмертное упокоение тело святого апостола и Евангелиста Матфея. Как известно, мученическую кончину за Христа н принял в Сирии. Откуда, по-виимому, еще во II или III веке бежавшими от древреримских гонений христианами честные мощи апостола были унесены в край, славившийся широкой веротерпимостью. Эта святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль; весь христианский мир знал о ее местонахождении.
На Каталанской карте мира, датированной 1375 годом, на северном берегу озера Иссык-Куль изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святоого Матфея. апостола и Евангелиста». Впоследствии гопрод, где находилась древняя армянская обитель, был затоплен водами озера… По воле божьей, именно поблизости от затонувшей святыни в 1882 году был основан русский Свято-Троицкий мужской монастырь».
Средневековый монастырь, по мнению академика Бартольда, вполне мог вместе с древним городом оказаться под водой на дне озерав районе современного с.Курменты, где встречаются предметы средневекового быта. Но целенаправленные археологические работы здесь не проводились.
Наши обследования убеждают в необходимости именно здесь, в бухте Светлый Мыс, в первую очередь провести археологические работы в поисках затонувшего монастыря.
По нашему мнению, средневековый город и монастырь на Иссык-Куле следует еще внимательно обследовать на северо-западном побережье, вернее прибрежье озера – на дне турбазы «Улан», что находится близ с.Тору-Айгыр. Здесь на побережье обнаружено еще В.Бартольодлм средневековое строение, которое он называл кирпичным заводом. Позже –в конце 1950-1960 гг. его раскопал киргизский археолог Д.Ф. Винник, который также (следуя за Бартольдом)посчитал его сначала «кирпичным заводом». На самом деле, это средневековый банный комплекс. А на дне озера – масса средневековой керамики и отдельных предметов, которые вылавливает отдыхающие и развозятпо своим странам.
Нам с археологом В.Мокрыниным представляется, что именно здесь нужно в первую очередь развернуть археологические работы в поиске Иссык-Кульского монастыря христиан. И эта задача стоит в наших экспедиционных планах на ближайшие полевые сезоны. (Если, конечно, сумеем определиться с финансированием). Но надежды на это есть. Поэтому несколько подробнее о ___________ источниках.
Город и монастырь Иссык-Куль, отмеченный на Каталанской карте 1375 г. В Архивной записке сведений о церквах Семиреченской области, составленной 1 февраля 1915 г. (ЦГА Каз. Алма-Ата) записано одним из обследователей: «В 9 часов вечера 8-го сентября я прибыл в Иссык-Кульский Свято Троицкий миссионерский монастырь, расположенный на северо-восточном берегу иссык-Кульского зера в 41 верстах от города Пржевальска. Замечательно, что в близи монастыря, около устья рек Тюп и Кой-Су сохранились под водой остатки древнего города. В этом именно городе, по предположенитю ученых археологов и существовал армянский монастырь, окотором я упомянул выше» (ЦГА респ. Каз., л.40).
Этот средневековый монастырь армянских христиан на берегу иссык-Куля впервые был отмечен на Каталанской карте 1375 г. (Венеция) с пометкой, что здесь покоятся мощи святого Матфея, апостола Евангелиста.
Вот, что можно прочитать в книге митополита Бишкекского и Среднеазиатского Владимира «Земля потомеков патриарха тюрка» о христианском аспекте духовного наследия кыргызов, изданной в Москве в 2992 г.
Цитирую:
«На Киргизской земле нашло посмертное упокоение тело святого апостола и Евангелиста Матфея. Как известно, мученическую кончину за Христа он принял в Сирии. Откуда, по-видимому, еще во II или III веке бежавшими от древнеримских гонений христианами честыне мощи апостола были унесены в край, чславившийся широкой веротерпимосью. Эта святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера иссык-Куль; весь христианский имр знал о ее местонахождении.
На Каталанской карте мира, датированный 1375 г., на северном берегу озера Иссык-Куль изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело вятого Матфея. апостола и Евангелиста». В последствии город, где находилась древняя армянская обитель был затоплен водами озера… Географ П.П. Семенов-Тянь-Шанский, имзучавший Каталанскую карту, полагал, что монастырь армян находится в бухте Курменты, между селами Светлый Мыс и Тюп. По волей божьей, именно поблизости от затонувшей святыни в 1882 году был основан русский Свято-Троицкий мужской монастырь. Побывавший в этих местах в конце XIX века российский чировник барон А.Каульбарс, писал: «Замечательно, что неподалеку от Иссык-Кульской Тоицкой обители, у устья рек Тюп и Кой-су сохранились под водой развалины древнего города». В этом городе, по предположению археологов, и существовал тот армянский монастырь, где находятся мощи Евангелиста Матфея».
В свое время, в период путешестви яна Тянь-Шан в 1856-57 г., русский путешественник П.П.-Семенов-Тан-Шанский впервые опубликовал сведения о так назыаемой Каталанской карте 1375 г., виденной им в середине прошлого века в Венеции, об изображении на ней города и озера Иссык-Куль и на северном его побережье. Монастырия несторианских христиан (Академики В.Бартольд и Н.Мар называют его армянский монастырем.). П.П.Семенов упомянул, что несториане-христиане, бежавшие с Ближнего Востока (из Сирии) в глубь Азии, основали в XII веке (т.е. в тот же караханидский период кыргызской истории) свой монастырь на берегу Иссык-Куля.
Ученый не нашел на побережье следов монастыря, но высказал предположение, что он вполне мог ыть построен в Курментинской бухте. Надо сказать, что позже, уже в конце XIX в. именно там православные переселенцы построили свой монастырь, который уже в XX в. был разрушен, но до последнего времени там сохраняются остатки монастырских строений.
В своем Отчете о путешествии В.Бартольд несколько уточняет сведения о Каталанской карте 1375 г. Город Иссык-Куль на ней отмечен на северном побережье. В городе – «монастырь армянских братьев, где, по слухам, хранятся мощи св. апостола и Евангелиста Матфея» (собр. соч., IV, с.75). Этот город еще не упоминается в истории походов Тимура на Иссык-Куль. Но все попытки тогда найти город и следы христианства на Иссык-Куле ни П. Семенову-Тянь-Шанскому, ни В.Бартольду не удались.
Средневековый монастырь. по мнению академика В.Бартольда, вполне мог вместе с древним городом оказаться под водой на дне озера вр айоне современного с.Курменты (сев.-вост. Иссык-Куля), где встречаются предметы средневекового быта. Но целенаправленные археологические работы здесь не проводились.
Наши обследования 2000 и 2001 гг. убеждают нас в необходимости именно здесь, в бухте Светлый Мыс в первую очередь провести археологические работы в поисках затонувшего монастыря (легендарных мощей Матфея).
Это – археологическая часть.
Теперь – О христианском наследии XIX-XX веков в Кыргызстане
Во-первых, интересен вопрос о веротерпимости среднеазиатских народов. В литературе не раз выскаызвались примнры якобо христианизации мусульман вколониальный период. Но факты, крнкретная статистика говорит о другом. Вот данные, приводимые митрополитом Среднеазиатским Владимиром со ссылкйо на одного из своих прелдшествеников архиепископа Дмитрия (Абашидзе). За полстолетия российского

В селе Ананьево Иссык-Кульского района начали восстанавливать деревянные кресты. Об этом сообщили представители местной власти.

Представители Бишкекской и Каракольской православных церквей оказывают содействие в восстановлении.

11 января на православном кладбище в Ананьево неизвестные сломали кресты, памятники, ограды. При осмотре места происшествия сотрудники милиции обнаружили 35 сломанных деревянных памятников в виде креста и два памятника из мрамора.

Ранее премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев поручил Министерству внутренних дел найти и привлечь к ответственности виновных в вандализме на кладбище.

По данным УВД Иссык-Кульской области, по данному факту создана следственная группа, которая приступила к работе. Подозреваемые пока не найдены. Пресс-секретарь УВД Сталбек Усубакунов коротко рассказал о том, как идет следствие:

​- Данный факт зарегистрирован в Едином реестре преступлений и проступков Иссык-Кульского РОВД. В соответствии со статьей 131 Кодекса о проступках дело принято в досудебное производство. Все было зарегистрировано, поручено заняться установлением личностей, совершивших преступление.

Аким Иссы-Кульского района Данир Иманалиев и глава районной милиции Нургазы Увалиев 12 января встретились с жителями села Ананьево. Аким района пообещал найти виновных.

Российские СМИ пока находятся в неведении, а вот в Киргизии поднялся большой шум в связи со случаем вопиющего надругательства над могилами русских жителей в селе Ананьево Иссык-Кульского района. Вандалы разбили памятники, поломали кресты и ограды, растопотали венки и цветы. Надо отдать должное журналистам республики – никто никаких фактов не замалчивает, все потрясены и расстроены случившимся. Инцидент в Ананьеве взяли на личный контроль премьер-министр Киргизии и министр внутренних дел. Ничего подобного ранее в Киргизии не происходило.

11 января 2019 года священник Русской Православной Церкви в Киргизии отец Виктор вместе с паломниками из Казахстана отправился навестить захоронение преподобного Ираклия Иссык-Кульского, который покоится на кладбище в Ананьеве, и обнаружил порушенные могильные кресты. Вечером того же дня на погост сбежалась половина села. Начали считать и выяснили, что вандалы разломали и изувечили 91 православный крест и несколько гранитных памятников. Могилы принадлежали местным русским, потомкам переселенцев и казаков, пришедших на эти земли в начале XIX века.

Отец Виктор Журавлёв у могилы преподобного Ираклия Иссык-Кульского. Фото из архива Зои Студеникиной

На следующий день в Ананьеве прошёл сход жителей, собрались сотни человек. Люди плакали – практически у всех на этом кладбище похоронены родственники – и требовали у властей найти негодяев. О том, что произошло большое ЧП, стало понятно, когда в село прибыли представители правоохранительных орагнов высокого ранга, местные власти, сотрудники по борьбе с экстремизмом и даже члены правительства. В Киргизии, которая отправляет в Россию сотни тысяч трудовых мигрантов, очень не хотят иметь у себя даже малое подобие межнационального конфликта.

Село, помнящее киргизский погром 1916 года

Ананьево — старинное русское село. С 1864 по 1942 год оно называлось Сазановка. Во время войны его переименовали в честь Николая Ананьева, уроженца села, погибшего в битве за Москву. Расположенный на правом берегу Иссык-Куля, у отрогов Кунгей Алатоо, населённый пункт находится в 80 км от Каракола (бывший Пржевальск) и в 300 км от столицы Киргизии Бишкека.

Основана Сазановка русскими крестьянами-переселенцами из Тамбовской, Воронежской и Курской губерний, осваивавших всю Семиреченскую область, которая теперь частично является территорией Киргизии. Сазановка-Ананьево было самым первым русским поселением в этих красивых и ещё не освоенных в XIX веке местах. Киргизы рядом не селились, хотя кочевали по всей территории Семиречья.

В 1873 году в Сазановке построили красивый каменный храм в честь Николая Чудотворца. А в 1916-м церковь, равно как половина села, была сожжена восставшими киргизами Пржевальского уезда. Те события стали трагическим эпизодом в истории как русских, так и киргизов. Побуждаемые антирусски настроенными муллами и местными вождями, степняки-кочевники подняли вооружённое восстание против царского правительства. Причиной стал царский указ о направлении на строительство оборонных сооружений (шла Первая мировая война) жителей южных губерний империи, включая местное население.

Разбитый памятник на кладбище в Ананьеве. Фото предоставлено Царьграду журналистом КТРК Надеждой Усовой

В результате страшной резни, получивший название «Киргизский мятеж», киргизы убили более 3 тысяч русских, немецких и армянских жителей Пржевальского уезда, учинили страшное насилие над женщинами и детьми, убивали крестьян и казаков, солдат и священников, жгли и грабили всё вокруг. Сазановка стояла на пути в Пржевальск и приняла кровавый бой, завершившийся огромными жертвами с обеих сторон.

Ответ царских войск не заставил себя долго ждать. Бунтовщики были разгромлены, зачинщики и простые участники — расстреляны безо всякой пощады. Десятки тысяч киргизов бежали на территорию Китая и больше в Семиречье не вернулись…

«С киргизами живём душа в душу»

В настоящее время в Ананьеве проживает почти 10 тысяч жителей, это, по сути, небольшой город. Но село, изначально русское, теперь стало многонациональным, с преобладанием киргизского населения.

Сейчас примерно половина русских осталась, но мы с киргизами, узбеками, казахами и татарами живем дружно и не конфликтуем. У нас никогда ничего подобного не было, и сейчас все жители села, вне зависимости от национальностей, нас успокаивают и сочувствуют,

— рассказала Царьграду местная жительница Зоя Студеникина.

На кладбище похоронен преподобный исповедник Ираклий Иссык-Кульский, небесный покровитель Киргизии. По словам собеседницы Царьграда, на его могиле происходят чудеса, преподобному приезжают поклониться паломники со всей Средней Азии и из России. Вокруг могилы Ираклия Иссык-Кульского разрушены два десятка захоронений, а его последний приют вандалы не тронули!

По мнению собеседницы Царьграда, подобный разбой могли совершить местные подростки: «Напились — или наркотики. Но я не верю, что это сделали из-за веры, из-за того, что погромщики были против нашей православной веры».

Поддерживает версию Зои Владимировны и единственный в местной власти русский политик, депутат областного Кенеша Алла Щёлокова. Обозреватель Царьграда поговорил с ней по телефону: «Нет, ничего национального здесь, скорее всего, нет». Щёлокова уверена, что погромщиками были подростки:

На снегу остались следы ботинок, самый большой размер – максимум 40-й. Что их сюда привело – разберётся следствие. Но сделали это, несомненно, ублюдки и нелюди. В Ананьево съехалось всё большое начальство со всей республики. Глава района Даалабек Куват-уулу уже пообещал выделить деньги и материалы на восстановление поруганных могил.

Также депутат подчеркнула, что ни один киргиз в этой беде не остался в стороне, все помогают и поддерживают русских соседей:

За всё время, живя в Ананьеве, я не слышала от них ничего в духе «русские, уезжайте в свою Россию». Это село русскими основано.

Зоя Студеникина тоже говорит о том, что конфликтов на национельной почве в селе, да и в целом в республике, нет: «Киргизы – народ дружелюбный, мы с ними хорошо уживаемся».

Сход жителей села Ананьево. Фото предоставлено Царьграду журналистом КТРК Надеждой Усовой

Зажиточное и бедное Ананьево

Одно объединяет селян – нынешняя непростая жизнь. «Село-то у нас всегда было зажиточное, небедное, работы мало, но у всех свои огороды, большие сады, нам хватает на жизнь», — рассказала Зоя Студеникина. Она работает завучем в местной русско-киргизской школе, получает государственное жалованье, но оно очень небольшое даже по киргизским меркам. Она признаёт — народ бежит и из Ананьева, и из Киргизии. В основном в Россию.

Уезжают и русские, и киргизы, это правда. Немцы все в начале 90-х уехали. Были в селе очень хорошие русские врачи, так почти все уехали по контракту — кто на Камчатку, кто на Дальний Восток, и обратно уже не приезжают,

— признаётся депутат Кенеша Алла Щёлокова. Бедность, отсутствие работы и маленькие зарплаты – примерно 5 тысяч в переводе на рубли, — заставляет селян всех национальностей искать лучшую долю в России.

300 тысяч киргизов ухали в Россию, многие так или иначе связаны с ней, а потому любое межнациональное волнение здесь никому не нужно, подчеркивает депутат. «Зато у нас в Ананьеве потрясающий батюшка служит: отец Виктор Журавлёв. На нём вся община держится, и он точно никуда не уедет. Так и напишите, пожалуйста», — подчеркнула Алла Щёлокова.

В Киргизии растёт исламизация населения

В то же время не все в Киргизии полагают, что погром на кладбище в Ананьеве – дело рук пьяных подростков. В интервью Царьграду журналист КТРК (телевидение Киргизии) Надежда Усова рассказала, что в последнее время в республике наметилась тенденция к исламизации населения.

Радикальные силы тоже проводят в Кыргызстане свою политику. Наблюдается исламизация общества, навязывание чужих устоев. Стало больше «покрытого» населения: женщины надевают платки, закрываются полностью. Мужчины носят нетрадиционные вещи для киргизов. Отращивают бороды, запрещают праздновать Новый год, не пускают учиться детей в обычные школы, не желают прививать детей. Больше всего это наблюдается в регионах, где идёт сильная промывка мозгов,

— сообщила Усова.

В то же время журналист КТРК подтвердила: да, русских сёл в республике становится меньше, но их исконные названия власти не меняют. Полтавка, Петропавловка, Петровка, Военно-Антоновка, Заря, Лебединовка, Орловка т.д. — эти названия остаются, утверждает Усова. «Межнациональных конфликтов особо не наблюдается. Только те, что были известны между киргизами и узбеками. Всё это жёстко пресекается сразу, если есть какие-либо призывы в соцсетях», — добавила она.

Надежда Усова. Фото из личного архива журналиста КТРК

Усова не стала выдвигать версий того, кто стоит за погромом на православном кладбище, но подчеркнула, что местные жители не намерены делать виноватыми каждого киргиза. «Кому выгодно — неизвестно, и многие склонны верить, что это провокация. Но люди не намерены осуществлять какие-либо противоправные действия и поддаваться на провокации. На ситуацию власти отреагировали сразу. Всё находится на личном контроле премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева. Главе МВД поручено провести тщательное расследование. Местным властям поручили оказать содействие в восстановлении причинённого ущерба», — подчеркнула журналист КТРК.

А между тем в киргизских соцсетях появились фотографии с ещё одного осквернённого русского кладбища. 6 января в городе Таласе вандалы надругались над крестами на русских могилах.

Дай Бог, чтобы случившееся не стало тенденцией!

В Воскресенье в Ананьево прибыли казаки Семиреченского войска, 20 человек добровольцев. Весь день они ремонтировали кладбище вместе с отцом Виктором и местными жителями. Все надеются, что правоохранительные органы установят виновников произошедшего, и они понесут справедливое наказание.

Обращение Общероссийской общественной организации по развитию казачества «Союз казаков-Воинов России и Зарубежья»:

«С возмущением и болью восприняли казаки Общероссийской общественной организации по развитию казачества «Союз казаков-Воинов России и Зарубежья» сообщение об акте вандализма, имевшем место на православном кладбище в селе Ананьево Иссык-Кульского района Киргизии 11 января этого года.
Полтора века назад киргизские племена приняли русское подданство, а после присоединения к Российской империи основной части нынешнего Кыргызстана, в числе первых появились уральские казаки. Они целыми станицами переезжали в Семиречье. Само село Ананьево ранее называлось Сазановка и было переименовано в Ананьево в честь героя-панфиловца, родового казака Николая Ананьева из станицы Сазановская, что на побережье озера Иссык-Куль.
На фронтах Великой Отечественной войны в боях участвовали и достойно воевали более 360 тыс. кыргызстанцев. При обороне Москвы насмерть стояла 316-я стрелковая дивизия, сформированная в Кыргызстане, которой командовал бывший военком республики генерал-майор И.В.Панфилов. Подвиг панфиловцев, когда казаки, вместе с киргизами и другими представителями братских народов СССР остановили наступление двух танковых и одной пехотной дивизии вермахта, стал ярким примером боевого братства и дружбы наших народов.
Повалившие святые Кресты на православном кладбище, кто бы ни были, — люди без национальности и веры. Вандализм и терроризм национальности не имеют. Этим киргизским неофашистам, появившимся в 90-е годы, и в голову не приходит, что они живы и свободны только благодаря тому, что их деды вместе с русскими и казаками во второй мировой войне защитили их будущее собственной кровью.
В этой связи, призываем общественных деятелей, религиозных лидеров и депутатов Республики Кыргызстан, проживающих в Кыргызстане казаков, осудить действия кощунников в селе Ананьево.
Обращаемся к Президенту Республики Кыргызстан Сооронбай Жээнбекову с требованием принять меры по недопущению проявлений межнациональной розни, поиску и наказанию виновных в допущенных фактах вандализма.
С уважением,
Верховный Атаман Общероссийской общественной организации по развитию казачества «Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья»,
Казачий полковник Николай Дьяконов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *