Андреас конанос архимандрит

>Пустые мысли изнуряют душу. Архимандрит Андрей (Конанос)

Пустые мысли изнуряют душу

Архимандрит Андрей (Конанос)

Очень многие наши проблемы начинаются с наших собственных мыслей.Вот сейчас я ехал к вам, и по дороге GPS перестроил маршрут.

Я сразу стал нервничать: теперь я собьюсь с пути, не доеду, встреча сорвется, что обо мне скажут?..

Так пустые мысли сводят с ума. Доводят до болезней. Как в песне поется: всему виной твое воображение.

А воображение – это и есть наши мысли, помыслы, домыслы.

Это энергия ума, которая нас мучает, часто без всякой причины.

Многие наши «проблемы» – это не проблемы вовсе. Проблема – это у тебя сильно болит зуб. Ты идешь на операцию. У тебя онкология, и ты мучаешься.Большинство же из нас страдает не от реальных проблем, а задолго до их появления – от своих мыслей.

В четверг вечером в пять тебе идти к зубному врачу, но уже со вторника ты начинаешь придумывать всевозможные негативные сценарии: анестезия не подействует, я не выдержу, мне будет очень больно…

Тревожность, страхи. И заранее, когда еще ничего плохого не произошло, мы в своих мыслях раздуваем это гипотетическое «плохое» до огромной величины и настраиваемся на худший исход.

Когда твой ребенок вечером опаздывает домой, о чем ты думаешь? О самом плохом! «Что с ним? С ним что-то случилось! Он связался с дурной компанией. А может, он сам принимает наркотики? Вчера от него пахло, позавчера я что-то нашла у него в кармане, а еще был этот звонок…»

То, другое… разные сценарии, надуманные нами. Пустые мысли, которые изнуряют душу.

Мы – трудные люди с замороченными мозгами

Многие из нас приходят в Церковь, я хочу особо это подчеркнуть, и вместо того чтобы исцелиться от подобных мыслей, их преумножают.

Вместо того чтобы наша душа освободилась, ум успокоился, а мы бы доверились Богу, мы становимся трудными людьми с замороченными мозгами.

Об этом все время говорил святой старец Порфирий: «Люди заморочены. Их ум не ровный. Невозможно просто говорить с людьми и находить взаимопонимание. В них все запутано». Для некоторых путанность мысли уже стала привычкой. Есть те, кто привык, чтобы их мозг постоянно находился в терзаниях, страхах, неуверенности. Такие люди не знают покоя.

Всё проблемы, помыслы, домыслы, мучения… Так скажи же наконец: «Всё хорошо, слава Богу»!

Спрашиваешь: «Как дела?» И человек в ответ готов засыпать тебя своими проблемами. Он не скажет: «Все хорошо, слава Богу». Проблемы, помыслы, домыслы, мучения. И этого же он ждет от тебя. А если у тебя нет проблем, то что с тобой разговаривать?! В компании ты должен о чем-то рассказать!

Ну не о том же, какой сегодня прекрасный день. Расскажи, что с тобой случилось, как с тобой обошлись…

У меня был друг – с реальными проблемами, но спокойным умом. Он никогда мне не жаловался.

– Как дела?

– Лучше не бывает, слава Богу!

А у него пятеро детей, долги, расходы… «Лучше не бывает, слава Богу!» И ни слова негатива.

Но когда ты идешь пить к кому-то кофе, ты должен рассказать о двух-трех проблемах. Мы их обсудим, посоревнуемся, чья больше.

– А со мной позавчера, знаешь, что было?

– Мне бы твои трудности!

И начинается состязание в проблемах, которые есть не что иное, как мысли о том, что уже прошло.

Наши помыслы – это не мы

Я хочу, чтобы вы знали: наши помыслы – это не мы сами. Когда ты думаешь о чем-то плохом, это не ты думаешь о плохом.

Эти мысли приносит искушение. А поскольку их приносит искушение, не надо мучиться один на один со своим помыслом. Что бы плохое ты ни подумал, если ты еще это замечаешь, значит, это не ты. Это как в театре: ты видишь актеров. Так и в твоем мозгу идет спектакль по некоему сценарию.

Как только ты это поймешь, ты успокоишься, потому что посмотришь на ситуацию с расстояния. И скажешь: это не я, а искушение внутри меня, это мой ветхий человек, моя страсть. А не моя душа в ее сути. Моя душа создана Богом.

Она добрая и благая. Поэтому не может быть дурной.

И дурных людей нет, есть те, кто имеет дурные помыслы. Если ты это поймешь, тебе сразу станет легче.

Плохие мысли – это не ты, а искушение внутри тебя, твой ветхий человек, твоя страсть

Посмотри, какие мысли приходят тебе на ум! Но это не ты, а мысли, которые тебя одолевают.

Не отождествляй себя с ними, не прилепляйся к ним, иначе заболеешь!

Некоторые приходят на исповедь и говорят:

– Отче, я пропащий человек. Мне в голову лезут такие мысли!

– Скажу тебе честно: и мне в голову приходили такие мысли. Но мысли, они приходят и уходят. Вопрос в том, как эти мысли не сделать своими.

Гони их прочь!

Многие страхи из детства

Кого-то гложет тревога о завтрашнем дне: «Что я буду делать? Где найду работу? Я сбился с пути… Я не справлюсь… Я никогда не женюсь…»

Это, конечно, связано и с тем, как ты рос… Бывают родители, которые с детства культивируют в ребенке страхи и тревоги.

Как мама, которая говорила тебе, когда ты отправлялся на экскурсию с одноклассниками не «молодец», а «будь осторожен, смотри, чтоб у тебя не украли деньги…», то есть заставляла твой ум бояться.

Покажи мне твой дом, и я скажу, почему ты такой, какой ты есть. Все связано с мамой, отцом, бабушкой, тетей, соседями, учителями, священниками, которых ты встречал на пути.

Мы делаем ошибки, когда, растя ребенка, наполняем его страхами, обвиняем, наказываем.

Естественно, тогда у ребенка формируется недоверие к жизни. Если отец говорил не «все в руках Божиих», а «мы пропали, денег нет», если дома царил сплошной пессимизм, то что будет в голове у ребенка, когда он вырастет? Страх ко всему. Готовность к неудаче. Тревога.

Отвертка для гаечек мозга

Другой чувствует себя недостойным и постоянно думает о своем недостоинстве. «Я не заслужил, я не такой красивый, я не такой высокий, я не такой стройный, у меня не такой нос, у меня прыщи, у меня плохие волосы…»

Священник слышит это все, так как каждый исповедует ему свои мысли.

Один человек мне написал: «Я наложу на себя руки, потому что мне не нравится мой нос». Нос был немного крючком, и человек не мог успокоиться! Каждый сходит с ума по-своему.

Спрашиваю:
– Как ты видишь прыщик на спине?
– В зеркало.
Находит у себя прыщик и заболевает на этой почве. Ищет травы, соли, крема, целый день рыщет по интернету, заказывает средства из-за границы…
Старец Паисий говорил:
– Я на Святой Горе поступаю так: у меня есть мысленная отвертка.

Ею я пытаюсь закрутить или открутить людям в мозгу гаечки, которые их мучают. Кому-то надо закрутить, кому-то – открутить.
О чем думает женщина?

А о чем думают женщины, кто поймет?!

Бог говорит одному человеку:
– Проси у Меня чуда, и Я сотворю его тебе.
– Каждый день я еду по трассе Патры–Афины. Господи, поправь эту трассу.
Бог отвечает:
– Это слишком трудно.
– Хорошо, Господи, попрошу о другом: помоги мне понять мысли моей жены!
– Э, говори, сколько полос ты хочешь на трассе Афины–Патры: пять, шесть? Лучше Я поправлю тебе трассу.
Даже Господь не может понять, что в голове у женщины. И мужчины, конечно, иногда думают путано, но не так.

По слову святого Паисия, женщина производит микробиологический анализ; она, как иголочка для вязания, цепляет все детали.

И потом мужчина удивляется: «Откуда ты все это знаешь?

Я ничего не заметил!»
Конечно, мы все не в полном ладу с нашими мыслями, но если с ними не работать, то лучше со временем не станет. Надо понять, в чем причина!

Нельзя изменить жизнь, можно изменить свой взгляд на нее

Жизнь такая, какая она есть. Ее не изменить. Изменить можно только свой образ мысли. Ты наденешь зеленые очки – и повсюду увидишь сады и луга. Сам Христос не изменил мир. Он изменил наш взгляд на мир.

И сказал: «Смотрите на птичек небесных и думайте о любви Божией».
С тех пор ничего не переменилось. Мы болеем, умираем, страдаем, происходят войны, землетрясения.

Поэтому ты сам посмотри на мир другими глазами. Твой муж не станет таким, каким ты его хочешь видеть, поэтому лучше посмотри на него иначе.

И твоя жена сегодня, когда ты от нее этого ждешь, не изменится, но ты посмотри на нее иначе. Зайди в мастерскую добрых помыслов.

Научись думать о том же самом по-другому. Как?
Вот полстакана вина. Один скажет: «Эх, лишь полстакана вина, а половины нет». Другой: «О, полстакана вина! Сейчас выпьем!» Где правда?

И там, и там. Вопрос в тебе: как смотришь на вещи ты? Ты хочешь смотреть мрачно или светло?

Один ворчал: «Какое безобразие!», а старец Паисий даже внимания не обратил: молился. Вот два взгляда на одно и то же

Автобус Урануполи–Фессалоники. Отец Паисий сидит в автобусе. Водитель за рулем, радио на полную катушку. Водитель не обращает внимания, старец Паисий молится.
Кто-то говорит:
– Тут же старец Паисий! Выключи это безобразие!
А старец просит:
– Не беспокойтесь, меня музыка не раздражает, я здесь, но в то же время и не здесь. Я молюсь, и эта музыка словно исон для моей молитвы.

Я ее не замечаю.
Один ворчал: «Какое безобразие!», а другой даже внимания не обратил! Вот два взгляда на одно и то же.

Посмотри на мир в свете Христа, не погружайся во мрак

Посмотри на мир с благодарностью, в свете Христа, как говорил старец Паисий, не погружайся во мрак.

Возделывай в себе добрые помыслы. А то все вокруг будут виноваты, кроме нас.
Один монах сменил пять-шесть монастырей – все ему было не так. В одном мешала влажность, он ушел, пришел в другой, где было сухо, но летом его сводили с ума цикады, нарушавшие его покой. Он удалился снова в другой монастырь.

Но свой помысел, куда бы ты ни шел, ты тащишь за собой! Как те, которые встречают «другую любовь», не понимая, что любовь другая, а ты сам остался тот же. Не забывай об этом!
Итак, тот монах пришел в новый монастырь, и снова – толпы паломников, шум, он ушел.

Отправился к старцу Паисию за советом. А старец говорит:
– И пчелка, чтобы выработать мед, сидит спокойно в улье, а ты бежишь. Как ты выработаешь мед? Как принесешь плод, если все вокруг тебя виноваты? Проблема не в том, где ты, а как ты.
Если ты хорош, тебе везде хорошо. Если ты сам трудный, то и в рай тебя помести, а тебе там будут мешать сонмы ангелов, слишком громкие песнопения, слишком сильное благоухание, слишком большая радость.

Путаные мысли запутывают жизнь

Путаные мысли запутывают жизнь. Во время нашей беседы девочка встала, и я подумал: «Так, ей не нравится».

А она встала, чтобы пересесть на другое место или выпить воды. Другой раз юноша все поглядывал на часы.

И я думал: «Ждет не дождется, когда я кончу». После беседы он подошел ко мне, и я говорю:
– Я так разочаровал вас сегодня, что вы все время смотрели на часы?
– Что вы, отче! Я смотрел на часы и говорил про себя: «Только бы эта беседа подольше длилась!»
Он про себя говорил: «Пускай батюшка не кончает», а я думал: «Он смотрит на часы, чтобы скорее отсюда уйти».

И мучился.
Поэтому стоит в некоторые мысли вложить ум и посмотреть, они логичные или нет. Логика помогает.

Кого-то пугает предстоящий полет на самолете.

Кому-то кажется, что его постоянно преследуют, недолюбливают. А тебе не приходило в голову, что то, о чем ты думаешь, нелогично?

Вырви домыслы из своего сердца: они тебя только изнуряют, и ты изнуряешь ими других.
Есть выход: не придавай слишком большого значения своим проблемам.

Займись другим, не раздувай свои проблемы, не говори только о них, иначе последует масса новых, плохих и досужих домыслов.

Не позволяйте уму жить прошлым

Реально то, что есть сейчас. Все остальное либо воспоминания о том, что было, либо ожидание того, что будет и чего пока нет.

Я причащал дедушку (он уже умер), который до самой смерти исповедовал случаи из прошлого.

У него была болезнь Альцгеймера, и он постоянно вспоминал одно и то же: как один раз в 1942 году (а год уже был 2005!)…

Я ему предлагал поговорить о сегодняшнем дне, но он продолжал жить в прошлом. Не позволяйте этого своему уму.

Мы живем сегодня и сейчас.
Один монах переходил через реку, и с ним был другой. На берегу стояла молодая женщина – она не могла перебраться через реку самостоятельно.

Одета она была не вполне благопристойно. Попросила монаха ей помочь. И монах перекрестился, взял ее на спину, перенес и с ней простился.

Через три часа монахи достигли монастыря. Зашли, и вот другой монах говорит:
– Отче, меня замучили помыслы, как это ты согласился перенести на другой берег эту красивую девушку.

Я всю дорогу об этом думал.
И тот ему ответил:
– Я перенес ее и оставил там, а ты принес ее своим помыслом сюда и все не расстаешься с ней.

Для меня ее нет, а ты мучаешься.
Один пожилой человек умирал в старческом доме. Он был прекрасным человеком, с чистой душой.

Вокруг него собрались люди, чтобы услышать, что он им скажет. А в это время повариха на кухне пекла пирог. И вот его просят:
– Господин Коста, вы сейчас уходите…

Скажите нам что-нибудь, чтобы мы вас помнили.
И прежде чем закрыть глаза, он вдохнул аромат и произнес:
– Ах, я ухожу, а этот пирог, он так чудесно благоухает!
И умер.
Все огорчились:
– Как жаль, что он ничего духовного так нам и не сказал!
А один говорит:
– Он показал нам главное: человек может видеть красоту жизни до последнего мгновения. Ни слова горечи не вышло из его уст, но только радость.

Три дня без пустых мыслей и нытья

Попробуйте упражнение: три дня – или хотя бы три часа – прожить так, чтобы из вас не выходили пустые мысли, нытье, жалобы.

Попробуйте всему находить доброе объяснение, иметь, по слову старца Паисия, светлые помыслы обо всем.
Раз я познакомился на Крите с женщиной, она произвела на меня огромное впечатление.

Ее мысли были одна благодарность и свет.

Ее оставил муж, хотя она была очень хорошая. Но муж этого не оценил.
Я ее спрашиваю:
– Ты сердита на своего мужа?
– Нет, я ему благодарна. Мы прожили с ним 17 лет.

Это были лучшие годы моей жизни.
Ни сожаления, ни озлобления…
– А почему он тебя оставил?
– Не знаю. Наверное, полюбил другую.
Она не заболела, не приобрела рак, потому что переживания такого рода ведут к онкологии – многие переживания ударяют по телу.

Вообще переживание – главный переносчик болезней.
Что же делать – сходить с ума?

Нет. Жизнь продолжается.
– Меня оставил Манолис (Янис, Петрос…)
– Когда?
– Два года тому назад.
– И что ты делаешь?
– Живу мыслями.
–А он?
– Женился.
Он женился, а ты живешь мыслями! Нельзя жить мыслями.

Чтобы ушли пустые мысли, важно почувствовать, что ты – любимое дитя Бога

К тому упражнению, о котором я сказал, прибавьте молитву:

«Господи Иисусе Христе, спасибо, что Ты меня любишь, прощаешь и принимаешь таким, какой я есть».

Чтобы ушли пустые мысли, важно почувствовать, что ты – любимое дитя Бога.

Потому что если ты не ощутишь этого, тебе всегда будет чего-то недоставать.

А то, чего тебе недостает, ты будешь превращать в проблему.

Пустые мысли, которые разрушают твою жизнь, уйдут, когда ты насытишься любовью Божией.

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с новогреческого Александра Никифорова

Из беседы:

Православные истории

«Вокруг творится какой-то ад», – говорят многие. Ты смотришь новости и просто заболеваешь

Когда мы смотрим новости, слушаем радио и т.д., то видим, что наша жизнь становится всё труднее и труднее. «Вокруг творится какой-то ад», – говорят многие. Ты смотришь новости и просто заболеваешь. Слышишь о событиях, происходящих совсем рядом с твоим домом, поражаешься и говоришь: «Куда же мы катимся? Почему у нас такая жизнь? Неужели она не могла быть другой, неужели она не могла быть раем?»

Она могла бы быть раем. Бог создал нас на радость, а не на страдание. Бог привел нас в этот мир не для того, что делать нашу жизнь сущим адом, а чтобы мы жили мирно, тихо, радостно, созидательно. Чтобы проводили активную, но в то же время смиренную и спокойную жизнь. Чтобы у нас были свои повседневные дела, хорошие занятия, семья, близкие, приятели, что-то созидательное, скромное, с любовью… Кто же не мечтает об этом? Однако наша жизнь не такова, наоборот – она крайне напряженная, трудная, полностью выматывающая, тленная. То есть она приносит нам болезнь, старит раньше времени, и мы не знаем, чем это всё кончится.

Из Евангелия и Откровения нам известно, что пока Христос принимает нас, мир будет идти от плохого к еще более худшему. Для нас это очевидно. Но мы, несмотря на это, ищем других объяснений событиям – научных, политических, геофизических, магических, да, даже магических, оккультных, и только Божественных, таких, которым учат нас Церковь и Христос наш, мы не принимаем.
Половина Греции полыхает в пожарах, но сколько людей принимает этот призыв к покаянию? Всего несколько христиан. Остальные действуют по-мирски, что, конечно же, неплохо – в том смысле, что человеку, у которого горит дом, ты действительно должен предоставить новый дом, а голодному дать еду. Это так, но ты знаешь, что говорит святой Косма Этолийский? «Когда кормишь ребенка, поставь перед ним икону Христа, чтобы он научился связывать еду с Богом, и скажи ему: “Дитя мое, то, что ты ешь, оно не мое, это Бог мой дает мне! Бог дал мне здоровье, и я работаю. Бог дает нам еду, и мы кушаем. Мама приготовила тебе поесть, но это Бог послал дождь, и земля дала плод…»

Всё может получить христоцентричное толкование, когда центром является Христос

Всё в мире связано. Всё крещается в Божией благодати, и всё может получить христоцентричное толкование, когда центром является Христос и когда всё ведет нас ко Христу. Когда же мы не улавливаем и не понимаем посланий, которые Христос посылает нам в жизни, а ожесточаемся, становимся всё более безответственными, всё сильнее бунтуем против Бога, тогда что происходит?

Наша жизнь могла бы быть исключительно прекрасной. Ведь обещания Бога категоричны. Он говорит в Ветхом Завете: «Если послушаете Меня, то будете наслаждаться земными благами и всё в вашей жизни будет благословенно! Ваша жизнь будет раем, подлинным наслаждением, подлинной сладостью! Если же не послушаете Меня, вас ждет меч – вы перебьете друг друга, вы друг друга съедите» (см.: Лев. гл. 26).

Если Господь не присутствует в нашей жизни как главный фактор, если Он не войдет в наш ум, чтобы настроить наши движения, мысли, выбор, если мы не дадим Ему управлять неукротимым конем нашего «я», встающим на дыбы от эгоизма, если Господь не войдет как управитель в мой дом, страну, парламент – если этого не будет, то невозможно будет установиться равновесию.
Без Христа в человеческой жизни и обществе правят инстинкты, логика абсурда, жажда наживы, закон джунглей, по которому сильный хочет уничтожить и разорвать на куски слабого… Если для тебя нет Господа, Который осмыслил бы твою жизнь и сказал бы, что добро, а что зло, тогда всё становится относительным. «Всё таково, каким его понимает каждый, – для тебя это зло, а для меня добро!» – говорят некоторые.

Без Христа не существует общего критерия, общей меры для сравнения, перед нами нет идеала с конкретной целью, которую мы хотим достигнуть, нет личности, которой мы хотим подражать. Какова личность, каков человек, тот образец, который хочет формировать современная эпоха? Идеал современного человека таков: это экстравертный, сверхактивный, но глубоко депрессивный человек, не видящий смысла и цели, не имеющий перспектив, он не знает, куда идет, откуда пришел и как будет жить.

Всё это чуждо Церкви. У Церкви есть другие идеалы, другой взгляд на жизнь, другой опыт. Не все христиане переживают его, лишь некоторые, но вопрос в том, чтобы эти дрожжи заквасили остальной мир, чтобы мы поняли абсурдность жизни без Христа.

Мир постоянно попадает в новые безысходные положения и, пытаясь их разрешить, создает новые. Так мы никогда не обретем покой и не успокоимся. И когда вспыхнет пожар, произойдет катастрофа, землетрясение, нам хорошо было бы позаботиться и о внешнем, использовать науку и технологию, но надо поискать и глубинное послание во всем происходящем.

Сегодня новости не шлют нам никакого послания, не наводят нас на мысль о чем-то важном в жизни

Сегодня новости не шлют нам никакого послания, не наводят нас на мысль о чем-то важном в жизни, что откликается в твоем сердце, в твоем бытии, в твоем настоящем счастье. Зато ум наш постоянно занят деньгами, пенсиями, биржами.
Кто-нибудь из слушающих меня возразит:

– Но разве ты сам не делаешь этого же? Разве ты не хочешь, чтобы зарплата у людей стала выше? Разве ты сам работаешь не за деньги? Ты что, против денег? Без денег ведь ничего не сделаешь!

Да, возлюбленные, но не деньги то, чего нам реально не хватает, чтобы стать счастливыми. Посмотрите! Я молюсь о том, чтобы ты нашел работу, которую хочешь, чтобы получал деньги, в которых нуждаешься, чтобы тебе не сокращали зарплату и т.д., но знай, что само по себе это не является счастьем. Мы весьма заблуждаемся в этом вопросе, если отождествляем и связываем счастье с подобными вещами.

Просыпаешься ты утром и тут же включаешь утренние новости, утренние комментарии. С самого пробуждения твой мозг бомбардируется посланиями: политическими, биржевыми, экономическими, полицейскими сводками о том, сколько людей осталось в живых, сколько убито, где идет война, что будет с этой партией, что с другой, кто будет править, кого сместят, как идут выборы, – ты всерьез веришь, что всё это сделает тебя счастливым? По сути, если поразмыслить спокойно, то ты увидишь, что это никак не касается твоей жизни, детей, Бога. Что это дает тебе? Но в то же время у тебя утром нет времени на молитву, на какую-нибудь душеполезную книгу или отрывок из Нового Завета…

Если хорошенько задуматься, то ты поймешь, что это всё – бегство, алиби или нечто такое, что мы используем, чтобы забыть о себе и не думать о смысле жизни. Как помогает нам всё то, что эпоха предлагает сегодня? Что, это говорит нам о великих экзистенциальных вопросах: о счастье, внутренней радости, смысле жизни, одиночестве, депрессии, страхе перед небытием?

Столько вопросительных знаков остается на свете, в душах молодых людей – неужели их глаза не заставляют нас задуматься? Горит ли в них жажда смысла жизни? Нет, их глаза пусты, в них нет искры радости, благодати Святого Духа, которую они получили при Крещении, но затем завалили чем-то другим. Это усталые взгляды. Разве это не заставляет нас задуматься? Придать всему смысл, сказать детям, для чего всё это, что за всем этим стоит? Зачем они живут, куда идут, как победят в себе пустоту, тоску, власть телевизора?

Стараешься развлечь своего ребенка – но посмотри в его глаза и ты увидишь в них вопрос: “Почему же я не испытываю радости?”

Вы, люди и политики, ответьте подростку, почему он такой унылый, когда возвращается с вечеринки? Приди ты, говорящий о зарплатах, приди, говорящий о страховании, приди, выступающий по всем прочим вопросам, приди и скажи своему ребенку, у которого в кармане были деньги и опять есть, но, несмотря на это, он возвращается с вечеринки, с праздника, прогулки и чувствует в душе своей вакуум и спрашивает: «Почему же я унываю? Почему у меня депрессия? Почему ничто не наполняет меня? Почему я делаю всё, а радости не испытываю? Почему мне не хватает чего-то, а я не знаю чего и постоянно испытываю тоску?»
Когда эти вопросы получат ответ? А вы тем временем обещаете, что спасете мир, ведь вам на телевидении выделяют бесконечные часы для того, чтобы вы развивали свои идеи; значит, то, о чем вы говорите, считается очень важным.

Так что же нам делать? Нам надо задуматься и посмотреть на себя, как в зеркало; в Христа, а не в менталитет мира сего, чтобы увидеть, всё ли у нас в порядке. Потому что у мира одни критерии, по которым тебе скажут, что ты в порядке, и совсем другие у Христа. Согласно миру, я безумец – а может, и ты, коль скоро мы с тобой говорим подобные вещи… Сегодня эпоха говорит одно, а мы другое. Это безумие? Хорошо. Но это безумие позволяет нам жить и толковать жизнь правильно, мы стоим на своих ногах и выдерживаем нищету, лишение всяких мирских удовольствий и можем победить смерть.

А со смертью как быть? «Да там будет пенсия!» Хорошо, ты получишь ее, а что будет после пенсии? Кто будет говорить тебе о после-пенсии? Кто скажет тебе о смерти, которая обязательно придет? Или, может, мы в это не верим и не принимаем смерть? Тогда вопрос заключается в том, чтобы мы признались и открыто сказали, что мы – люди неверующие, мы атеисты и во всем живем без Христа. А в таком случае это нормально, чтобы люди делали то, что делают: паниковали, были такими однобокими, абсолютизировали политические и экономические стороны. Всё это естественно в той неестественной атмосфере, в которой отсутствует Христос.

Например, по телевизору говорят: «Мы заботимся о молодежи, мы хотим, чтобы она развлекалась, радовалась!» Хорошие слова, не правда ли? «Чтобы молодежь развлекалась, радовалась, получала пользу» – но объясни мне смысл этих слов. Что значит «чтобы молодежь радовалась»? «Качество жизни» – а что значит качество жизни?

Объясни мне смысл этих слов: что значит “качество жизни”?

Слышу на днях, будто муниципалитет организовал молодежный театр. Идешь ты в театр и видишь, как на сцене бушуют низменные страсти, пороки, коварство. Разве это качество? Чтобы молодежь собралась и сыграла пьесу – но на самом деле какое качество жизни придает им это?

Всё идет не в том направлении. И мы, верующие во Христа, должны хотя бы осознавать свое состояние, обратить свой гнев в молитву и самоукорение. Ругать не других, а себя, говоря: «Виноваты мы, потому что если бы мы были истинными христианами, если бы у нас имелись смирение и настоящие дела в жизни и если бы мы влияли на окружающий мир каждый, где может, то и атмосфера в обществе, и наша личная жизнь были бы лучше».

Проиллюстрирую вам это, чтобы оно не звучало теоретически. В начале каждого сезона все каналы запускают новые сериалы. Ты их смотришь? С конца сентября и до конца сезона. Среди них нет ни одного, где не царили бы ложь, супружеская неверность, коррупция; скрытые послания, содержащиеся в них, – это послания о низости, коварстве, порочности и развращенности. Ты думаешь, я преувеличиваю? Но какой идеал формирует это всё в душе ребенка? «Такова жизнь, такова действительность», – говорят нам. Это верно, она такова и мы стали такими. То есть мы тонем, и наше утопание показывают в фильме; мы разлагаемся, и эту гнилость мы тоже превращаем в фильм.

Апостол Павел говорит: «Для всех я стал всем» (ср.: 1 Кор. 9: 22). То есть я опускаюсь до уровня каждого, но чтобы приобрести их во Христе, чтобы поднять их. А разве фильм показывает реальность жизни с ее изменами, неверностью, коварством и т.д. для того, чтобы возвысить меня и вывести из этой безысходности?

Какую семью создаст этот ребенок, нахлебавшийся этих представлений о жизни? Какую семью? И как ребенок почувствует, что это неправильно, если телевидение не показывает эту действительность в поучительном контексте, не вносит поправок и никто не говорит: «Ты знаешь, вот этот, который сейчас обманывает свою жену и живет с другими, он потом кается, исправляется, плачет и ищет прощения…» Напротив, измены, обман и пороки преподносятся в чарующем, привлекательном свете, даже торжественно.

Если бы вы могли, конечно мужчины, поехать на Святую Гору Афон на некоторое время, дней на десять, побыть без радио, телевидения, газет и прочей информации, то вы немного успокоились бы. Хотя бы на краткое время ты будешь жить Божией жизнью. За эти дни ум твой немного очистится, отфильтруется, и когда ты затем вернешься в мир, то всё будет казаться тебе безумием. Оно будет казаться тебе нездоровым, ты будешь видеть, что всё идет не так, и будешь удивляться: «Где же я был и где оказался? Здесь люди хвастают своими грехами, а на Святой Горе каются – грешишь и каешься, а здесь мы превращаем грех в торжество, в образ жизни, в флаг, которым гордимся и который пропагандируем».

Об этом безумии много веков тому назад говорил святой Антоний, он говорил, что в последние времена люди так обезумеют, что если увидят знакомого, который в порядке, то соберутся вокруг него все и станут говорить ему: «Ты безумец, а с нами всё в порядке!» И будут считать здравомыслящего человека сумасшедшим.

Естественно, у людей будет своя правда: их ум в безумии не может понять тех, кто от них отличается, понять людей, просвещенных Богом, которые имеют в себе Божию благодать, чей ум остается на своем месте и чисто видит Бога, мир, людей, жизнь. Люди без Христа не понимают этого, они вещают на другой частоте. В любом случае вы с ними говорите на разных языках.

Так где же выход? Наша цель не обвинить кого-нибудь и не поругаться с кем-либо. Я говорю это для того, чтобы дрогнули застоявшиеся воды в уме христиан, самих христиан, к которым ты хочешь себя причислить. Ты считаешь себя церковным, но твой ум тоже запутан, твой ум тоже осквернен, и ты тоже увлекаешься, расслабляешься, обмирщаешься. Тебе нравится это слово? Ты уже слышал его. Секуляризация, то есть ты тоже действуешь немного по-мирски, и тебе тоже нравится всё это. Нас всё еще услаждает греховная жизнь, мирская суета с телевидением, однако услаждают не забавные шутки, а подлые и пикантные штуки.

Так что же с нами будет? Во что всё это выльется? «Неужели все напились воды безумия и сошли с ума?» – спрашивает Фотис Кондоглу. Прочитайте этот рассказ о воде безумия, чтобы увидеть, как сошли с ума все, и единственным, кто в итоге не сошел с ума, был царь. Потому что он не пил воду безумия, пролившуюся с неба. И вот от этой воды безумия все стали видеть белое черным, а черное белым, перестали понимать правильное и стали считать его неправильным, и наоборот. И один только царь сказал:

– Не стану я пить от нее, чтобы и мне не увлечься, мне надо хорошо управлять ими!

И всё хорошее, что он делал, другие, испившие этой воды, считали безумием. Они бросились свергать его, и царь сказал себе: «Так что же будет со мной? Только я один не стал пить этой воды, и что мне теперь, страдать? А принеси-ка мне ее сюда, хлебну и я от нее немножко!»

Таково было его решение. Так неужели и твоим решением, чтобы еще немного задержаться в этой жизни, будет – и тебе войти в ее безумный ритм? Чтобы и в твоем уме произошла эта перемена, это страшное повреждение и чтобы ты смотрел на всё как остальные?..
Сегодня ты о смерти не услышишь – о смерти в созидательном смысле

Но только знаешь что? Пробьет страшный час смерти. Сегодня ты по телевизору этого слова смерть не услышишь или, по меньшей мере, не в том смысле, в каком нас учит Церковь, – ты не услышишь о смерти в созидательном смысле. Ты не задумаешься о ней с тем, чтобы пробудиться, тебе представят ее самое большее как триллер. В триллерах преподносят смерть только с кровью и убийствами, однако жестокость не заставляет человека задуматься и сказать: «Что же буду делать я, лично я, в час смерти? Что будет после нее? Каким я приду к этому моменту? Что станет с моей душой?»

Пробьет этот час, и все мы увидим, сколько ошибок совершили, как неправильно смотрели на жизнь. Когда пьяный человек напивается, ты можешь говорить ему что угодно, но он не понимает, что с ним происходит. И если в этот час его собьет машина и он покинет мир сей, то его душа, поскольку она не пьяна, будет понимать всё, но будет уже поздно. Мы тоже пьяны в мире сем. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: пьяные люди управляют этим миром, пьяные страстями, немощами, пороками, неправдами. Пьяные люди, которые постоянно упиваются, и ум их никогда не очищается. Они никогда не задаются вопросами: «Куда мы идем, где Бог? Почему мы отстранили Его от своей жизни?»

Телевидение, политика, средства массовой информации – всё это помогало бы нам, если бы показывало жизненные идеалы, высокие образцы жизни. Это помогало бы людям, но знаете, на такие вещи не идут и их не смотрят.

Братья мои, нам нужно пробудиться, молиться и непрестанно творить молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Эта молитва побеждает суету мира сего, телевидения, политики, всего скверного, существующего в эту эпоху, и всё запутанное расставляет по своим местам. И кто совершает это? Молитва ко Господу, потому что в ней мы называем Христа Господом, а это значит, что Он – самое главное в жизни.
Господь – это всё. Всё – это не то, что показывает телевидение, и не то, что говорят политики, это не пенсии и не биржа, всё – это Господь Иисус Христос, и потому каждый раз, когда ты произносишь Иисусову молитву, ты становишься нормальным человеком, потому что ставишь вещи на свои места. Когда ты научишься иметь правильное отношение ко Господу Иисусу Христу, у тебя появится правильное отношение ко всему.

Когда духовный человек заглядывает в глаза тому, кто обещает решение всех проблем по телевизору, то нередко видит пустоту

Духовный человек, говорит Священное Писание, судит всех, он видит всё, проницает всё, и этого никто не понимает, кроме него самого (см.: 1 Кор. 2: 15). Если ты церковный человек, то тебя не будут понимать. Но духовный человек, в силу просвещения от Бога, понимает всё и видит суету, обман, лживость, фальшь. И еще кое-что: когда он заглядывает в глаза другому, тому, кто обещает решение всех проблем по телевизору, то нередко видит пустоту.

В такие моменты он восклицает: «Господи, благодарю Тебя! Потому что я, может, и очень грешен, но хотя бы знаю, Кто Врач. Я погиб, но знаю, где мое отечество; я убежал, но знаю, куда надо вернуться! Я знаю, куда иду, знаю, в какую дверь постучать, знаю, где покаяться, где встать на колени, и исповедаться, и воззвать к Твоей милости».

Вот в чем разница, а не в том, что мы лучше других. Нет, мы хуже, потому что мы, христиане, не преобразили мир. Вместо того, чтобы служить людям, стать закваской для мира, вместо этого мир давит нас, мир засасывает нас, как огромная воронка, и втягивает в свою игру, в свою сферу, в свое пространство. Христианин один своим взглядом должен пробуждать окружающих, как делал это один святой, у которого был такой дар: он смотрел тебе в глаза и поднимал твой дух, он смотрел на тебя и насаждал в твоих глазах рай. Наши же глаза лживы, в них нет росы Святого Духа, нет Божией благодати.

Мы должны вызывать у других ощущение истинности, чтобы другой смотрел на тебя и убеждался одним твоим видом. А телевизор не убеждает, он просто спаивает, позволяет расслабиться и утонуть. Вот так. Поэтому в наше время систематически избегают анализа, углубления. Они не хотят, чтобы ты углублялся, чтобы ты садился и задумывался: до чего же дойдет эта история, до чего?

Людям нужны антитела, которыми располагает христианин. Когда он смотрит что-нибудь по телевизору, то у него, по меньшей мере, есть критерий, есть мерило, эталон для сравнения, есть Церковь, Евангелие, и по ним он судит. А у другого нет ничего, он полагается на всё, доверяется, что ему ни скажут: спорт, мода, политика…

Однако в тот потрясающий час, когда мы увидим Бога перед собой, всё это совсем нам не поможет. Сейчас я расскажу вам одну историю для тех, кто любит легкое: рассказы о «жизни после жизни» – не церковные, а оккультные.
Один человек умер, и душа его покинула тело, однако потом вернулась обратно. Он действительно видел вечную жизнь и сказал себе: «Если Бог судит дать мне еще несколько лет, то я больше ни разу не сделаю того, что делал, потому что из того, что я видел, я понял, что жизнь – это очень серьезно, что эти годы ведут нас в четком направлении, и жизнь – это не шутка, чтобы прожить ее абы как. Потому что существует искуситель, который радуется, когда мы ошибаемся. И я хочу жить, впредь будучи внимательным. Не буду придавать первостепенного значения ни прическе, ни моде, ни одежде – буду использовать их, но не буду абсолютизировать, не буду отдавать свое сердце всему этому».

Это сказал человек, который умер, ожил, а потом, знаете, что сделал? Он заперся в одной пещере и провел прочие дни жизни своей в молитве и покаянии.

Может, тебе стало жаль его и ты говоришь: «Бедный, он не знает, чего лишается, каких удовольствий!» А он жалеет тебя, потому что ты тоже пойдешь туда, где был он, и сам не знаешь, что там встретишь. А он знает, потому что ходил, вернулся и видел это.

Выход заключается в том, чтобы мы жили в мире, но чтобы мир нас не пленял, чтобы мы жили своим собственным безумием, наилучшим безумием – Божиим безумием. Чтобы мы были не безумными, а бого-безумными, безумными Бога ради. Только так мы можем выстоять в жизни, только так можем сохранить свой ум чистым в эту столь нечистую эпоху.

И когда начнется землетрясение, ты уже не будешь думать только о том, как раскидало тротуарную плитку, но поймешь, что эта земля, по которой ты ступаешь, ненадежна. Когда твоя родина горит, ты уже не будешь думать об этнических, политических, экономических и других проблемах, но поймешь, что эта земля – не наше постоянное отечество: наше жилище – на небесах (см.: 2 Кор. 5: 1). Я пойму, что мне надо покаяться и потушить этот пожар слезами покаяния, а не просто говорить: «Как мне выжить в этот кризис?»

«Свет потушен, но пир продолжается». Вопрос только в том, что твоя жизнь должна измениться. Когда Бог потушит свет, это не значит, что тебе придется перенести свой пир в другое место, это значит, что ты должен понять, что Бог не согласен с образом твоей жизни.

По меньшей мере ветхозаветная история показывает, что когда люди жили в грехах, блуде, делали аборты, занимались магией, совершали убийства, всякую неправду, – что происходит и в наших домах, и на нашей родине, – то всё это, к сожалению, как магнитом притягивает Божие неодобрение, Божий гнев. Бог, конечно, не гневается, это антропоморфическое выражение, но с его помощью слово Божие показывает нам, что Божия благодать не может почивать в такой атмосфере, в такой стране, в таких домах, в таких душах.

Надо, чтобы наш ум вернулся в свое нормальное стояние, вернулся на свое место — ко Христу.

«Доброе утро, Христе мой!»

Сейчас, когда мы стоим на пороге нового начала, когда чувствуем, что наступает что-то новое, какая-то перемена в нашей жизни, давайте сделаем переоценку своих сил, пересмотрим свою жизнь и примем нужные меры. Давайте сделаем это именно сейчас, когда мы начинаем всё сначала, сейчас, когда стоим в начале. Тем более что для христианина каждый день – это новое начало. Каждое утро, когда восходит солнце и Бог дает нам время и возможность пожить еще день на этой планете, нам снова дается шанс начать всё с нового листа. Давайте же сделаем это именно сейчас, когда совпадает так много начал.

Я думал: а не поговорить ли нам об упражнениях, которые может совершать наша душа, о базисных принципах и основных положениях, которые мы можем соблюдать каждый день и которым хорошо было бы присутствовать в нашей повседневной жизни, украшая ее? О таких движениях, которые разбудили бы нашу душу от летаргии, то и дело накатывающей на нее, вывели бы из гипнотического состояния и расслабленности и дали нам почувствовать, что мы действительно начинаем каждый день с чистого листа. Они помогут нам начать выполнять программу своего духовного развития в повседневной жизни. Это те действия, которые, если они повторяются каждый день всю нашу жизнь и круглый год, то хоть и кажутся на первый взгляд малыми и незначительными, но помогут нам обогатить и украсить свою жизнь, дорожа ею и наслаждаясь этим даром Божиим.

Если врачи дают практические советы, касающиеся повседневной жизни, и они оказываются полезными и помогают нам, когда выполняются каждый день, то как хорошо было бы, чтобы у нас были и такие дорожные знаки, основные указатели, которые помогали бы нам ориентироваться в жизни Церкви, в жизни Духа, в деле культивирования своей души.

В одном из медицинских журналов один врач поведал нечто весьма интересное и актуальное. Он говорит, что хотя инфаркт и происходит в определенном возрасте от 45 до 55 или 60 лет, но ему необходимо какое-то время, прежде чем проявиться в зрелом возрасте, пусть он и бывает только однажды. И хотя инфаркт происходит только раз, то есть хотя человек только раз слышит это «бам», означающее сильнейший шок для всего его тела и угрозу самому его существованию, после которого он иногда выживает, а иногда и нет, но предподготовка к нему идет все предыдущие годы.

И врач объяснил, как это бывает. Когда был молод, ты ел что хотел, как, сколько и когда хотел. Когда был молод, ты кое-чем злоупотреблял: пил, курил, вел ночной образ жизни, не спал, когда надо было. Тогда ты не испытывал проблем и всё у тебя было хорошо, ну, а поскольку всё у тебя было хорошо, то ты и думал, что такого с тобой никогда не случится. Но годы незаметно шли, проблема нарастала, трудности в организме накапливались, и в какой-то момент инфаркт разразился. И весть о нем внезапно широко разносится:

– Бедный человек! Ему всего-то лет 45–50, и такой кошмар случился с ним! И так неожиданно!

А врач продолжает свои разъяснения: нет, это не неожиданно. То, что ты называешь неожиданным, по сути дела не таково. Оно подготавливалось исподволь, организм ощущал происходившие сбои, но ты не придавал значения ни советам врачей, ни недомоганиям, которые чувствовал, говоря себе, что это ничего. Ты не придаешь значения одному, другому, а ошибки прошлого мало-помалу всплывают наружу и вдруг дают о себе знать в какой-нибудь серьезной проблеме со здоровьем. А ты говоришь себе: «Да как же это так неожиданно произошло?» Однако это не так.

Врач этот дал и несколько практических советов, соблюдая которые мы избежим инфаркта, холестерина и склероза. Он сказал, например, что следует начинать свой день с хорошего завтрака, а не выбегать из дому голодным и взволнованным, потому что наш организм нуждается в горючем: фруктах, зернах и витаминах. Он нуждается в этом, и нам нельзя отправляться в путь не заправившись.

Другой совет, который дал этот врач, – чтобы мы каждый день заботились о гигиене тела, чистили зубы и спали не менее 5–7 часов, чтобы наша нервная система могла успокоиться. Нельзя целый день стоять на ногах, быть в напряжении, а потом вдруг захотеть быть спокойным и, когда вечером окажется, что ты взвинчен и раздражен, удивляться: а почему я такой? Это происходит из-за твоего образа жизни, из-за того, что ты не отдыхаешь. Надо позволять себе немного отдыхать и в течение дня.

Врач сказал еще, что нам надо каждый день понемногу делать гимнастику, какие-нибудь простые упражнения, а если не можем выполнять трудных движений, будем просто прогуливаться. Не выходя, например, на своей остановке, а на одну раньше, чтобы немного пройтись пешком, или поднимаясь на свой этаж пешком по лестнице, а не обязательно на лифте и т.д. Чтобы мы еще каждый день съедали немного фруктов и овощей.

Вы удивляетесь: какое отношение имеют эти практические советы к нашей духовной беседе?

А в конце врач сказал такое, что сильно напомнило мне одну цитату из святого Исаака Сирина: когда добрые ежедневные привычки повторяются, они приводят к чудесным результатам и созидают здоровый организм заново. Понемногу, но каждый день; понемногу, но неотступно; понемногу, но постоянно.

Сказанное врачом было впечатляюще, оно напомнило мне о святом Исааке Сирине, который как-то заметил в одной из пещер, что на скале то и дело собирается капля воды. Эта капля через какое-то время падала на камень, совсем уж редко, но все-таки капала: кап! И когда годы прошли, святой Исаак снова оказался в этой пещере и обнаружил, что эта скудная вода, эта капелька – нечто совершенно ничтожное (что такое капля воды, которая к тому же моментально испаряется?), что эта капелька, постоянно падавшая на камень, выдолбила и пробурила скалу насквозь, приведя к такому впечатляющему результату. Вот как совершенно незначительная капелька пробила скалу! Но это была капелька, капавшая постоянно с точно определенными интервалами.

Малое по сути своей не мало. Давайте же не пренебрегать малым, поскольку большое складывается из малого

Малое по сути своей не мало. Кажущееся незначительным имеет чрезвычайно важное значение в нашей жизни, когда это незначительное обладает такой повторяемостью, то есть когда оно воспроизводится и часто совершается в нашей жизни или в виде хороших, или в виде плохих привычек. Давайте же не пренебрегать малым, поскольку большое складывается из малого. Огромное мозаичное панно сложено из множества малых камешков, и если взять один из них, то даже не поймешь, что он в себе скрывает. Но когда этот малый камешек будет вставлен в весь этот комплекс и синтез, получится превосходный результат. И вот уже начинаешь различать какой-то образ, пейзаж, какую-нибудь фигуру, изображение, доставляющее созерцающему его наслаждение. А состоит это добротное творение из многих малых частичек.

Один святой сказал, что и самую красивую походку может испортить камешек, попавший в обувь. Нечто совсем малое может обезобразить всю походку, помешать нам идти, причиняя неудобство и боль, поскольку не дает нам ступить как следует.

В Церкви не бывает незначительных вещей. Всё, что предлагает нам жизнь в Церкви, даже если оно и кажется чем-то мелким и не производит особого впечатления, но если оно совершается постоянно и повторяется с регулярными интервалами, то приносит большие, богатые и обильные плоды, которыми мы и насладимся – конечно, не в тот же день, когда сделаем первый шаг, а спустя известное время, через несколько лет. Сначала мы сеем, трудимся и поливаем, понемногу делаем это усилие каждый день, а когда пройдет время, мы увидим плоды и скажем себе: «Да, то небольшое усилие, которое я прикладывал, стоило того».

Когда человек совершает эти дела каждый день, они помогают ему с течением времени выработать изрядный характер и красивую личность, стяжать добрую душу, которая создаст и вокруг себя приятную среду.

Пусть каждый день первой твоей мыслью, когда открываешь глаза, будет Христос. Не заботы дня, а Христос

Пусть первой твоей мыслью, когда открываешь глаза, каждый день будет Христос, еще до того как ты поднимешь шторы, чтобы свет осиял твою комнату. Еще до того как ты поймешь, кто ты, что ты и где находишься, еще витая в смутном состоянии между сном и бодрствованием, как только заслышишь будильник и начнешь просыпаться, еще не понимая, что происходит вокруг. В этом переходном состоянии, продолжающемся всего несколько секунд, ты должен успеть задать пищу своему уму. Задай ему должную пищу, а не преподноси забот, тревог, волнений и проблем дня, поджидающих тебя, стоит тебе только открыть глаза.

Не начинай думать о счетах, долгах, обязательствах, еде, работе, покупках, магазинах, делах и визитах, которые ты должен совершить… Нет… Но, открывая глаза, отдай предпочтение своему уму и сердцу, молитве с именем Христовым. Вложи Христа в себя. Открывая глаза, обрати ум свой ко Христу и исключи всё остальное, напирающее со всех сторон, чтобы тебя смутить, запутать и стеснить твое сердце, то есть всё то, что не первое, что не та благая часть, которую выбрала Мария. «Мария же благую часть избра» (Лк. 10: 42).

«Доброе утро, Христе мой!» – сказал поэт Веритис в одной из своих поэм. Открывая глаза, он говорил: «Здравствуй, Христе мой!» Осознай же и ты свое отношение ко Христу, пойми, что этот день тебе подарен: он начинается потому, что Бог того захотел, а поскольку Бог того захотел, то ты и живешь, потому что Он отпускает тебе еще день жизни.

Не случилось никакого землетрясения, которое перевернуло бы твою жизнь, и ничего такого, отчего ты отправился бы на тот свет. Бог не забрал тебя, оставив пожить еще день. Зачем? Чтобы повернуть к Себе твое сердце, как подсолнух, всегда глядящий на солнце, чтобы и ты смотрел на своего Бога, как на солнце. Это самое естественное и самое нормальное из всего, что может сделать человек и что он должен делать, если правильно функционирует его душа, то есть если он функционирует как душевно здоровый.

Это один способ помочь своей душе обрести здоровье. Давайте же думать о Христе, давайте каждый начинающийся день находить время, чтобы немного помолиться, сказать что-нибудь малое, возносить молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» с самого пробуждения. Вычитывать молитвы, которые рекомендует нам духовник. Некоторые читают часть утрени, другие шестопсалмие, а третьи молятся по молитвослову. У каждого свое правило, рекомендованное духовником. Давайте только не забывать о нем.

Даже когда встаешь, чтобы одеться, пока снимаешь пижаму и складываешь ее, помолись опять, говоря: «Господи, как я раздеваюсь, так и Ты совлеки с меня страсти и эгоизм», а потом, когда будешь одеваться, говори: «Господи, как я надеваю рубашку, свитер и обувь, так и Ты, Господи, облеки меня в смирение, облеки этот день в любовь, а меня в смирение». Умываясь, говори опять: «Господи, как я умываю лицо, так и Ты омой меня Своим Пресвятым Духом, даруя мне благодать Духа Твоего Святого».

Обратите внимание на то, что мы сейчас говорим: ты умываешься и молишься, раздеваешься и молишься, одеваешься и молишься. Это очень хорошо – всегда находить время для молитвы в течение дня. А знаете, как много раз на дню мы можем помолиться? Много, очень много. Но поскольку мы связываем молитву только с тем особым моментом, когда мы оставим всё и предадимся одной молитве, то от нас ускользают все остальные возможности. Конечно, мы должны молиться сосредоточившись и в уединении, но поскольку ритм нашей жизни так лихорадочен и быстр, ибо в нашу эпоху происходит некое тотальное ускорение всего, то будет хорошо, чтобы мы, пользуясь теми небольшими возможностями, о которых мы ранее сказали, находили время и молились во всякий час.

Помню, однажды я спускался в метро по лестнице вместе с моим духовником. Этих лестниц там было так много, что им не видно конца, как будто спускаешься в самые недра адовы. Целых три этажа лестниц вниз, под землю. И пока мы спускались, он мне сказал:

– Давай на каждой ступеньке говорить про себя: «Господи, помилуй».

И знаете, сколько «Господи, помилуй» может произнести человек?.. А знаете, как это хорошо, чтобы поезд ехал, а ты молился, освящая преисподние глубины земли, освящая пространство и людей, находящихся рядом, ведь Божия благодать распространяется вокруг. Стоишь ты, например, в очереди, чтобы оплатить свои счета, налоги, или ждешь в банке или пекарне, чтобы купить себе что-нибудь. Давайте же превратим это в навык, давайте будем полагать новое начало каждый день, молясь в те минуты, в которые можем, в эти малые минуты, которых, если собрать их с самого утра и до вечера, становится много. Когда мы их сложим, их может оказаться всего каких-нибудь полчаса, но это очень хорошо, чтобы молитва превращалась у нас в навык.

По святому Никодиму Святогорцу, эта молитва называется «выстреливающей». Он называет эти малые молитвы «выстреливающими». Что это значит? Это значит, что они подобны стреле, которую ты выпускаешь из лука своей души к Богу, и они достигают цели, когда ты скажешь: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Поймал ты, например, такси. «Слава Тебе, Боже, что в этом столпотворении я нашел такси, благодарю Тебя». Автобус приходит вовремя? «Слава Тебе, Боже». Опоздал ты на автобус? «Господи, дай мне терпение, чтобы не нервничать сейчас, когда я так спешу. Дай мне терпение выдержать». Всё может быть обращено в повод для молитвы. То, о чем мы говорим, будто это мешает нам молиться, думаю, может быть превращено в молитву. Именно вот эти моменты.

– Как мне молиться, когда на трассе такое движение? – говорят мне, а я отвечаю:

– Именно потому, что на трассе такое движение, ты и можешь молиться. А что тебе еще делать в машине столько времени?

Очень хорошо делиться с Богом всем и даже самые мирские вещи переносить в Божию благодать

Вокруг поднимается какая-нибудь паника, а я молюсь, и мир меня не смущает. Я не вхожу в мир, а вкладываю Бога в себя, совершая этот невидимый переход, то есть помогаю себе и благодаря этой суматохе вхожу в пространство Бога, в пространство спокойствия, покоя, и так начинается новый замечательный день.

Очень хорошо выходить из дома с молитвенным настроением и возвращаться тоже с молитвенным. Молись перед тем, как заговорить с коллегами, и скажи какое-нибудь слово Христу: «Господи, просвети меня, что ему сказать». Или перед тем как войти в какой-нибудь офис: «Да не буду я истолкован превратно, чтобы мы не перессорились». К примеру, кто-нибудь из сотрудников резко говорит с тобой, а ты сдерживайся, обращая ситуацию в молитву и говоря себе: «Господи, просвети меня».

Очень хорошо делиться с Богом всем, чтобы всё становилось Божественным, и даже самые мирские вещи переносить в Божию благодать, погружая их в Его благодати, чтобы Он окружил тебя Своей помощью, присутствием и переменой. Так мы увидим чудеса в своей жизни.

Представьте себе: если бы родители были такими, если бы дети были такими, представьте себе, если бы вся семья жила подобным образом, то как хорошо было бы! Итак, с нынешнего дня наша первая мысль и весь остальной день тоже, вся наша жизнь и события в ней да будут заквашены молитвой.

(Продолжение следует.)

Добрый день, Господи!

М.: Никея, 2018. — 240 с. — (Радостная серия).

У каждого бывает: запутался в жизни, выдохся, и даже привычный поход в церковь не приносит облегчения. Зато все упорнее мысли: зачем все это нужно, если я каюсь, но совершаю одни и те же грехи? Я кругом виноват и всем должен, друзья меня забыли, никому я не нужен, мне плохо физически, я все время болею — ну так мне и надо, я дурной, Бог меня не простит, мне прямая дорога в ад… И вот тогда, на самом дне отчаяния, тебе попадается в руки эта книга. И незнакомый священник протягивает тебе руку и произносит: «Идешь ли ты, падаешь, поднимаешься — Бог смотрит на тебя и говорит: “Я люблю тебя. Не важно, как ты поступаешь”. Услышь это, наконец. Прими это».

Ты начинаешь читать и видишь, что этот священник отлично знает твои проблемы: страх перед увольнением, опасения не выплатить кредит, твою канцерофобию и ссоры с близкими, твои обиды на невнимание друзей и кучу еще всего (а ты думал, это только у тебя? Ты не один в своих терзаниях). И вот тебе дается ненавязчивая пошаговая инструкция, как выбираться из тупика, в который ты сам себя завел. Во-первых, успокойся и скажи два волшебных слова: «Господи, помилуй». Во-вторых, «протри стекла своей души», чтобы увидеть мир таким, какой он есть, а не через грязные стекла своего расстроенного разума. В-третьих, перестань «спасать ближнего». И хватит уже терзать себя мыслью, что в этой жизни надо обязательно страдать, чтобы заслужить награду. Надо — радоваться!

Да, новая книга известного греческого проповедника, архимандрита Андрея Конаноса, — книга о радости. Той, которой в нашей жизни почему-то все меньше, несмотря на кучу развлечений, комфорта, котиков и печенек. Эта книга возвращает радостный взгляд на мир. Она учит любви ко всем людям — учит ненатужно и легко. На простых примерах из пастырской и педагогической практики отца Андрея. Он обращается к каждому из нас и к тебе лично. И думаешь: а ведь действительно… «Прекрати порицать и давить на других. И вообще, оставь всех в покое! Своего соседа, коллегу, жену, мужа, всех. “Но Господь велел нам быть миссионерами”. Так и я говорю тебе о миссионерстве. Только это миссионерство личной святости, личного примирения и сближения с Господом — и оно самое сложное. Это миссионерство личной сильной молитвы и радости, которую будет излучать твоя собственная жизнь».

Научиться надежде, вере, оптимизму, смелости и доверию можно в любом возрасте, говорит архимандрит Андрей Конанос. Просто повторяй: «Я справлюсь, Господи, ведь Ты всесилен, все будет хорошо. Иначе и быть не может». Действительно, а почему должно быть иначе?»

Мысли Андрея Конаноса просты, ясны, они даже как-то физически приятны на ощупь, как будто берешь умело обточенную, теплую бусину и греешь об нее руки. И тепло это идет в сердце.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *