Андрей боголюбский занимался развитием зодчества в новгороде

Новгородский поход и гибель Андрея Боголюбского

Поделиться

Одной из главнейших причин к отправлению князем Андреем на юг своих войск для взятия Киева былоего сильное недовольство Новгородцами, которые пригласили себе в князья сына киевского князя — Романа. Поэтому изгнав отца из Киева, Андрей не замедлил послать и в Новгород сильное войско, чтобы изгнать оттуда и сына.

Этот поход состоялся зимой, в конце того же 1169 года, в котором был взят Киев. Те же князья, которые ходили на Киев, с теми же ратями, которые безжалостно разгромили древнюю столицу Русской Земли, пошли и на Новгород. «Войску» — по свидетельству летописца — «и числа не было».

Огромная рать Андрея, при подходе к Новгороду, страшно опустошила всю страну, творя жестокие насилия жителям, а затем окружила город со всех сторон, после чего начались кровопролитные приступы.

Новгородцы, страшась судьбы Киева, крепко заперлись со своим юным, но храбрым и способным в воинском деле князем Романом Мстиславовичем и посадником Якуном, и решили защищаться до последней капли крови. Они с необыкновенным мужеством отбивали беспрерывные и яростные приступы Суздальских войск. Но положение их было отчаянное, ввиду огромного превосходства сил у нападающих.

Как говорит предание, уже в трех храмах на трех иконах плакала Богородица, предвидя беду, грозившую Новгороду. Все церкви были отворены, и в них постоянно молились старцы, жены и дети, пока отцы их отбивались на городских стенах. Архиепископ Илья три дня и три ночи стоял в соборе Святой Софии при алтаре, ограждая свою паству неустанной молитвой. В последнюю ночь, когда все знали, что на завтра последует самый кровопролитный приступ, святитель услышал голос: «Иди на Ильину улицу, в церковь Спаса, возьми икону Пресвятой Богородицы и вознеси ее наверх стены; она спасет Новгород».

На другой день Илья с Новгородцами вознес икону на стену у загородного конца между Добрыниной и Прусской улицами. Туча стрел посыпалась на святителя и одна из них вонзилась в икону.

Внезапно Божья Матерь отвратила Святой лик свой от нападающих и обратилась к городу. Слезы падали из ее очей, и архиепископ Илья, приняв их на свою фелонь, с умилением воскликнул: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы! Царица! Ты даешь нам знамение, что сим образом ходатайствуешь перед Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении города».

Тотчас же вслед за этим ужас и смятение напали на осаждающих, и они в исступлении стали стрелять друг в друга. Видя смятение у врага, доблестный Роман Мстиславович сделал общую вылазку всеми силами и без труда одержал блистательную победу над огромными полчищами противников.

На радио «Вера» вы слушаете книгу Александра Дмитриевича Нечволодова «Сказания о Русской земле».

Андрей Боголюбский был убит в ночь после праздника святых Петра и Павла, 29 июня 1174 года, у себя в Боголюбове. По рассказу летописца, это было дело рук бояр Кучковичей, родственников его первой жены, дочери казненного Юрием Долгоруким боярина Кучки, первоначального владельца Москвы.

Поводом к убийству послужило приказание Андрея казнить одного из Кучковичей, несомненно за тяжкую вину, за которую князья отвечали волостью, а бояре — головой.

Всех заговорщиков было двадцать человек, причем никто из них не был лично обижен князем, а многие, наоборот, были им облагодетельствованы.

Решив убить Андрея, заговорщики собрались и говорили: «Ныне казнил он Кучковича, а завтра казнит и нас; так промыслим об этом князе». Кроме злобы за казнь Кучковича, их, вероятно, побуждала на убийство и зависть к Андрееву любимцу, какому-то Прокопию.

Выждав глубокой ночи, злодеи отправились в почивальню Андрея; однако, там ужас напал на них: они поспешно бежали из сеней и бросились в погреб, где, напившись вина, ободрились и пошли опять в сени. Один из них стал звать князя: «Господин, господин», — чтоб узнать, здесь ли он. Он спросил: «Кто там?», и услышал в ответ: «Прокопий». Андрей узнал по глоссу, что это не Прокопий, и хватился своего меча. Но меч был украден днем из спальни, а между тем, заговорщики выломали двери и вломились в опочивальню. Двое злодеев бросились на Андрея, но были отброшены сильным князем. Тогда ворвались остальные, ранили в темноте одного из своих и затем бросились на своего князя и начали со всех сторон сечь его саблями и мечами и колоть копьями.

Андрей долго отбивался, говоря им: «Нечестивцы! Какое я вам сделал зло? Если прольете кровь мою, то Бог отомстит вам». Наконец, он умолк и свалился. Думая, что он скончался, убийцы, вышли из его покоя. Но Андрей скоро очнулся, поднялся и пошел в сени. Тогда заговорщики возвратились назад. Не найдя его в опочивальне, они сильно испугались, полагая, что он куда-либо скрылся. «Погибли мы теперь», — говорили они, — «станем искать его скорей», и, зажегши свечу, нашли его по кровавому следу за склоном лестницы. Тогда Петр Кучкович отсек ему руку, а другие несколькими ударами прикончили его.

После этого, злодеи убили также и Прокопия и стали грабить и вывозить Андрееву казну. Затем они оделись в его оружие и собрали целый полк своей дружины, боясь, что придет к отмщению дружина Владимирская. Собравшись, полк этот налег на грабеж. Следуя примеру полка, принялись за грабеж и княжедворцы и горожане Боголюбова.

Тело неотпетого князя, во все время этих грабежей, оставалось непогребенным.

Когда волнение, вызванное заговорщиками, утихло, тело Андрея было перенесено во Владимир с честью и плачем великим. Увидевши издали княжеский стяг, который несли перед гробом, Владимирцы, оставшиеся ждать у Серебряных ворот, не могли удержаться от слез. Они встретили и проводили в могилу во Владимирский собор своего доброго князя с великим плачем и воплем, которые далеко были слышны, по словам летописца. Здесь, на его похоронах, о нем рассуждали, как о страстотерпце, омывшем кровью свои грехи. Народ понял, что Андрей пострадал за други своя, был погублен от своих же людей, желая им же всякого добра. Впоследствии, Церковь причла его к лику святых, а нетленные мощи его в настоящее время открыто почивают в серебряной раке, в приделе его имени во Владимирском соборе.

>Андрей Боголюбский

Скульптура Боголюбский Андрей

Характеристики:

  • Материал: бронза, черный металл, композит
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 135 см. ширина 65 см. глубина 82 см.

Статус: На заказ

от 700 000 ₽

Историческая справка

Андрей Боголюбский — великий сын великого князя, великий внук великого деда.

Имя этого князя удивительным образом сочетает в себе мужественность защитника родной земли и истинного почитателя русских традиций. Великий князь Владимирский родился, по некоторым летописным данным, в 1110 году, в разгар борьбы его отца, князя Юрия Долгорукого, против Киева. Мать будущего правителя Руси происходила из половецкого рода князя Аепы, а его дед по отцовской линии — Владимир Мономах.

Андрей Боголюбский был дважды женат — сначала на дочери крупного московского боярина Кучки, красавице Улите, затем — на булгарской пленнице. Улита подарила князю пятерых детей: трех сыновей и двух дочерей.

Главной целью своего княжеского правления Андрей Боголюбский определил захват Великого Волжского пути и усиление княжеской власти в Киевской Руси. Много испытаний пришлось пережить князю, мужественному и властному, щедрому и мудрому, прозванному за свой ум вторым Соломоном.

История правления

Жизнь князя Андрея Боголюбского наполнена событиями. Прожив чуть более шестидесяти лет, младший сын Юрия Долгорукого успел возглавить власть в Вышгороде (в 1149 и в 1155 годах), Турове, Пинске и Пересопнице (в 1151 году). Сегодня это территории Ярославской, Владимирской, Костромской, Рязанской и Московской областей.

Междоусобные войны были важной частью жизни Андрея Боголюбского. С 1149 года князь принимал активное участие в борьбе Юрия Долгорукого против Киева, вместе с князем Изяславом Михайловичем в 1150 году осаждал мятежный Луцк, сражался под Киевом в 1151 году, возглавил взятие Чернигова в 1152 году.

С поддержкой бояр Андрей Боголюбский пришел к власти в Ростово-Суздальском княжестве, сделав город Владимир-на-Клязьме его новой столицей. Авторитарный по характеру, новоиспеченный Великий князь Владимирский выслал из своих владений в Византию четырех братьев и двух племянников вместе с близкими им боярами. И стал править единовластно.

Согласно традициям средневековья, новые правители старались расширить свои владения, не исключением был и Андрей Боголюбский. В 1164 году Великий князь отправился походом в Булгарию, поставив перед собой цель расширения границ княжества на восток и северо-восток. В эти же годы благодаря стараниям князя территория Владимирского княжества продлилась до Волги (там был заложен город Городец Радилов) и Северной Двины.

В русских летописях сказано: «Андрей был избран Небом». Судя по всему, современники с уважением относились к политике Великого князя, к его успешной борьбе против Киева и подчинению Новгорода, в котором был посажен на княжение сын, юный Георгий Андреевич. В восточных источниках Андрея Боголюбского называют «царем русским».

«Самовластец» земли Суздальской

Официальной датой создания Владимирского Великого княжества считается 1157 год.

Прекратив отношения с Южной Русью в 1161 году и уступив киевский престол Великому князю Ростиславу Михайловичу, Андрей Боголюбский, как сказано в летописи, стал «самовластцем всей Суздальской земли». На новом гербе Владимира был изображен лев — таким образом, Великий князь, называемый князем Суздальским, Владимирским и Ростовским, решил подчеркнуть духовную связь новой столицы с Иерусалимом.

Объявив Владимир столицей княжества, Андрей Боголюбский повелел построить там собор, названный Успенским и получивший позже название Белокаменной царицы. В новом русском храме, украшенном фресками работы Андрея Рублева и Даниила Черного, со второй половины XII века велось Владимирское летописание.

По указу Великого князя были построены знаменитые белокаменные Золотые Ворота, визитная карточка современного города Владимира, редкий по красоте архитектурный памятник средневековой Руси.

Андрей Боголюбский не жалел денег на строительство и украшение храмов, со всего света приезжали к нему мастера для создания новых архитектурных шедевров. В его правление было возведено более тридцати православных храмов из белого камня, богато украшенных фресками и золотом, традиционной русской резьбой и самоцветами.

В селе Кидекша на реке Нерль до сих пор возвышается каменная церковь Бориса и Глеба, построенная в 1152 году и «помнящая» нашествие Батыя. Рядом с Владимиром была воздвигнута Церковь Покрова-на-Нерли, посвященная Богородице.

Боголюбово — «город камен, именем Боголюбый»

В 1158 году Андрей Боголюбский начал строительство своей новой резиденции Боголюбово, подробно описанной в Ипатьевской и Новгородской летописях. Согласно легенде, на месте основания будущего замка Великий князь увидел во сне Богоматерь и решил построить там город-дворец.

Белокаменный замок обладал толстыми стенами и по традициям того времени был окружен насыпными земляными валами и глубокими рвами. В стенах замка собиралась знаменитая библиотека Андрея Боголюбского, о которой рассказывается в житии князя. На протяжении семнадцати лет Боголюбово являлось столицей Владимиро-Суздальского княжества, крупнейшим русским городом и постоянным местом проживания Андрея Боголюбского.

До нашего времени сохранились остатки укреплений и часть внутреннего убранства дворца Великого князя, включая лестницу, на которой князю предательски был нанесен смертельный удар.

Заговор и убийство. Канонизация

Андрей Боголюбский, как и любой другой сильный и удачливый правитель, часто вызывал недовольство и зависть среди своего окружения. Великий князь Владимирский был довольно жесток с боярами, что привело к возникновению разногласий в отношениях с ними.

Как сообщает русский историк Н.М.Карамзин, в заговор 1174 года вступили двенадцать человек, ни один из которых лично князем обижен не был. Среди заговорщиков были зять Андрея Боголюбского — Иоаким, боярин Петр, чиновник Ефрем Монзович. Крепко выпив, заговорщики перебили дворцовую стражу в Боголюбове, зверски закололи князя и похитили казну. Произошло это 29 июня 1174 года.

Тело Андрея Боголюбского перевез во Владимир игумен Феодул, где в Успенском храме прошло скромное погребение. Русские летописцы посмертно восхваляют Андрея Боголюбского за распространение христианства среди булгар, за освоение новых земель и присоединение их к Киевской Руси, за возведение храмов и монастырей, за уважение к духовенству, за щедрость.

В 1702 году русская православная церковь канонизировала Андрея Боголюбского и причислила его к лику благоверных. Мощи князя, помещенные в старинную серебряную раку, хранятся в его любимом Успенском соборе во Владимире, а память о нем — в сердцах русских людей. Ежегодно 17 июля в храмах России устраиваются молебны в память об Андрее Боголюбском.

  1. Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн.1, т.3, гл. 1. С354−367.Р.-н.-Д., Феникс, 1994.
  2. Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь. Современная версия. М., Эксмо, 2006.
  3. Памятники древнего зодчества. Владимиро-Суздальская Русь. Советский художник, М., 1984.
  4. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. М., Научное издательство «Большая энциклопедия», 1996.
  5. Хрестоматия. Отечественная история. Век XII. М., Просвещение, 1986.

Икона Андрея Боголюбского

Андрей Боголюбский почитается как родоначальник церковного зодчества и распространитель христианской веры. К его иконе обращаются с просьбами послать мудрого и милосердного правителя.

Жизнь праведного русского князя тесно связана с историей обретения Боголюбской иконы Божией матери. Исторические сводки указывают, что при перевозе священного образа Богородицы лошади внезапно остановились неподалеку от города Владимир. Ничто не могло сдвинуть лошадей, а к великому князю снизошло видение. Сама Пречистая Дева явилась Андрею Боголюбскому и повелела ему оставить ее икону здесь и известить людей о случившемся чуде.

Андрей Боголюбский был великим князем Владимирским. Сын Юрия Долгорукого с самого детства отличался сильной любовью к Богу и не пропускал ни одной службы. Князь был поистине милосердным: он помогал бедным и взирал с любовью и пониманием на нужды каждого человека.

В период его правления Русь разрывали жестокие междоусобицы и войны. Княжества распадались, многие погибали за власть. Однако благочестивый князь положил все свои силы на то, чтобы прекратить пролитие крови на земле Владимирской. С Божией помощью он укрепил свое государство. Князь не раз был близок к смерти, но чудом избегал ее. Андрей Боголюбский обладал на удивление редким миротворческим даром, трезвым умом, терпимостью, милосердием и бесстрашием.

Ему приписано много христианских подвигов. Он соорудил множество великолепных храмов, одним из которых является Успенский собор. Благодаря его усилиям были установлены такие православные праздники, как Спас и Покров Богородицы.

Убитый собственными союзниками, князь умер он многочисленных ран с молитвой на устах. Как гласит легенда, Андрей Боголюбский встретил смерть как дар Божий, хотя она была мучительна. Канонизирован благочестивый правитель был в 1702 году, 17 июля по новому стилю.

Где находится образ

Икона Андрея Боголюбского хранится в Успенском соборе города Владимир. В храме покоятся и останки великого правителя, которые были вскрыты в 1919 году. Они были подвержены многочисленным исследованиям, которые заверили в подлинности мощей и истории жизни князя. Обретенные 3 марта 1987 года мощи стали настоящим достоянием Успенского собора. Паломники ежегодно съезжаются, чтобы помолиться и лично ощутить исходящую от святынь благодать.

Описание иконы

Икона написана в соответствии со всеми установленными канонами в натуральном и традиционном стиле иконописи. На иконе ХVIII- XIX века изображен благочестивый образ святого в княжеских одеждах того времени. На некоторых списках голова князя покрыта, но это считается необязательным. В правой руке Андрей Боголюбский держит православный крест, в левой — меч или храм. Иногда правителя изображают молящимся. В верхнем левом углу святого образа часто пишут указывающий жест Пресвятой Богородицы.

В чем помогает образ святого Андрея Боголюбского

Святой князь стал важной политической фигурой того времени, которого не сломила власть и жажда корысти. Вера в его сердце помогла грамотно объединить разрозненные государства и навсегда искоренить междоусобицы и братоубийство.

К его заступничеству обращаются люди, находящиеся у власти. Политические деятели просят у святого помощи при ведении дел и урегулировании положения ради счастья обычных людей.

К благочестивому Андрею Боголюбскому обращаются в минуты ослабления веры, просят о сохранении мира и прекращении междоусобиц. В период выборов люди могут помолиться перед образом князя о милостивом и справедливом правителе.

Молитва перед иконой святого князя

Прочтенная перед образом святого молитва поможет вам искоренить грехи в собственной душе и вернуть отбившегося раба Божьего в лоно церкви, избавив от сомнений в вере, от корысти и алчности. Текст молитвы:

«Святой Андрей Боголюбский, благоверен и благочестив ты перед Господом. За любовь Его ты принял с храбростью и отвагой смерть свою от рук приближенных. Молись, праведный княже, за жизнь нашу перед Богом, за мир во всем мире. Пошли к нам в правление честного и доброго правителя, подстать тебе, Великий. Прекрати силой своей войны и междоусобицы, направь каждого оступившегося на путь истинный. Молим тебя со всем почтением. Во веки веков славится имя Твое, и Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

День почитания иконы — 17 июля. Любые судьбоносные моменты нашей жизни обязательно должны сопровождать молитвой. Попросить у святого князя благословения в молитве может каждый человек. Мы желаем вам крепкой веры, удачи в делах, и не забывайте нажимать на кнопки и

Боголюбская икона Божией Матери

Боголюбская икона
Божией Матери


Первообраз иконы, XII век

Дата появления

1155 год

Иконографический тип

Агиосоритисса

Местонахождение

Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Владимир

Дата празднования

18 июня (1 июля)

Медиафайлы на Викискладе

Боголюбская икона Божией Матери — почитаемая чудотворной Русской православной церковью икона Богородицы, написанная в XII веке по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы. Относится к числу древнейших икон русского происхождения. Празднование совершается 18 июня (1 июля).

Боголюбская икона, подобно Владимирской иконе, отличается мягким, возвышенным, «трогательным» письмом.

Образ-протограф

По преданию, в 1155 году, во время перенесения будущей Владимирской иконы в Залесье из Вышгорода, князю Андрею Юрьевичу в походном шатре явилась Пресвятая Богородица и повелела ему поставить икону во Владимире. На месте явления Богородицы князь основал свою резиденцию (ныне село Боголюбово), для которой повелел написать особую икону, изображающую его видение. Новый образ был поставлен в Боголюбовском замке (по некоторым сведениям, вместе с самой Владимирской иконой). Позднее на месте замка возник Боголюбский монастырь.

По словам искусствоведа Левона Нерсесяна: «Как и любая древняя святыня, икона многократно поновлялась, причём весьма решительными способами, далекими от современных научных методов, и к началу XX века она представляла собой конгломерат из разновременных левкасных чинок и нескольких слоев записи. К тому же она находилась в не слишком подходящих для неё условиях — я имею в виду прежде всего пресловутый температурно-влажностный режим, до которого ни в средневековье, ни в Новое время никому не было дела…».

В августе 1918 года икона была частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи во главе с Григорием Чириковым, которые определили её сохранность как плохую. Во 2-й половине XX века она была отреставрирована М. В. Романовой. С 1992 года первообраз иконы находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире. После ухудшения состояния с 4 июня 2009 года Боголюбская икона находится на реставрации во Владимиро-Суздальском музее.

Иконография

Икона изображает Богородицу без Младенца, в рост, в молении перед Господом, показанном в небесном сегменте. В руках Пресвятой Богородицы обычно изображают свиток, на котором пишут:

  • Владыко Многомилостивый, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет божественная благость на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, мною избранное.
  • Владыко Многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, приклони ко Мне ухо Твое, ибо аз молю за мир.
  • Царю Небесный, многомилостивый и премилостивый, Владыко Боже и человеколюбче и всея твари содетелю, Господи Иисусе Христе, и всего добра дателю, человеколюбче, Сыне и Боже Мой, услыши молитву рабы Твоея и Матере, приими всякого человека, славящего Тя и Мене, рабу Твою.
  • Владыко Вседержителю, Сыне и Боже Мой, приклони ухо Твое и услыши молитву Матери Твоея, молящу имя Твое святое, и помилуй.

Во многих вариантах иконы к Богородице коленопреклонённо обращаются предстоящие, состав которых меняется в зависимости от иконографического извода, чаще всего среди припадающих изображается Андрей Боголюбский.

Иконографически Боголюбскую икону относят к типу Агиосоритисса (называемому иначе Деисусной иконой), с той разницей, что в Боголюбской иконе «восстановлена» утраченная в иконах Богородицы Агиосоритиссы деисусная композиция: в ней явно изображён Христос, в молении к Которому и показана Матерь Божия. На Боголюбской иконе Богородица изображается в роли заступницы и посредницы, но присутствуют и идеи композиций Оранты и Одигитрии, указывающей Путь припадающим.

Гимнография

Эту статью или раздел рекомендуется перенести в Викитеку.
Если эта статья или раздел может быть оформлена как энциклопедическая статья, чтобы не представлять собой целиком исходный текст, то пожалуйста, сделайте это и удалите этот шаблон. В противном случае убедитесь, что эта информация соответствует основным правилам Викитеки, и, если это так, переносите её туда. Если исходный текст не на русском языке, то при переносе в Викитеку следует руководствоваться общими правилами переноса страниц.

Тропарь пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Боголюбская», глас 1-й

Боголюбивая Царице, / неискусомужная Дево Богородице Марие, / моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междоусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити // и спаси души наша.

Кондак пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Боголюбская», глас 3-й

Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, // нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Молитва пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Боголюбская»

О, Чудная и Вышшая всех тварей, Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами, и умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице: избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о, Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Списки с Боголюбской иконы

Боголюбская икона Божией Матери с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими из старообрядческой молельной Волкова кладбища, Санкт-Петербург. XVII век

Боголюбская икона, считающаяся чудотворной, множество раз становилась образцом для создания списков, образовав самостоятельную иконографическую композицию, известную в нескольких изводах. Наиболее почитаемы:

  • Боголюбская-Московская, написана в начале XVIII века, находилась ранее в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города. На этой иконе в качестве припадающих изображены святители Пётр, Алексий, Иона и Филипп, митрополиты Московские, блаженные Василий и Максим, преподобная Параскева, святитель Василий Великий, апостол Пётр, Алексий, человек Божий, апостол Симеон, сродник Господень, преподобномученица Евдокия;
  • Боголюбская-Зимаровская в приходской церкви села Зимарово Рязанской губернии — старинный список с иконы. Предание рассказывает, что икона раньше являлась надвратной иконой города Пронска и во время татарского нашествия была расколота и брошена в кусты; но икона срослась и с тех пор стала известна как чудотворная. В 1771 году её приносили в Москву во время чумы для излечения больных, потом она вернулась в Зимарово;
  • Боголюбская-Угличская в Угличе, в церкви святого Димитрия-царевича;
  • в селе Юрьевском Боровского уезда Калужской губернии. Была подарена Петром I Батурину за заслуги, а с 1838 года перешла селу Юрьевскому; прославилась во время эпидемии холеры в 1848 году. Икона с 1960 года хранится в церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Карижа Малоярославецкого района.

Реставрация и современное состояние

Существенное ухудшение сохранности Боголюбской иконы произошло в 1946 году, когда реставратор Владимирского областного краеведческого музея Ф. А. Модоров по самостоятельно выбранной методике провёл «укрепление» красочного слоя вместе с записью методом заливки всей поверхности растопленным воском с добавлением парафина. Заключение ВХНРЦ 1976 года при передаче иконы в музей утверждает, что «грунт иконы с красочным слоем имеют минимальную связь с основой, так как заливка горячим воском добавлением парафина нарушила состав грунта (часть воска проникла сквозь поры внутрь грунта)».

Последующие реставрационные работы 1956 (Н. А. Баранов) и 1958—1976 годов под руководством Н. Н. Померанцева (реставраторы: Н. А. Баранов, с 1963 — М. В. Романова) позволили раскрыть лик Богоматери, частично её одежды, деисусный чин на верхнем поле, фрагменты первоначальной живописи на поземе и полях. Однако состояние левкаса и красочного слоя иконы было плачевным.

Боголюбская икона в специальной витрине в Успенском соборе Княгинина монастыря

В 1993 году в связи с просьбой Церкви о передаче Боголюбской иконы в ставший действующим Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире по заказу и на деньги ГВСМЗ была изготовлена специальная герметичная витрина, в которой поддерживался постоянный температурно-влажностный режим, благоприятный для иконы.

В 1998 году из-за сбоев в работе датчиков прежней витрины ВСМЗ настоял, чтобы на средства Владимиро-Суздальской епархии была закуплена новая витрина у конкретного производителя — фирмы «ТД ТЕМУЗ». 31 июля 1998 года Боголюбская икона была помещена в новую витрину, в которой находилась до 4 июня 2009 года, когда была перевезена во Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

По сообщению «Независимой газеты» от 23 декабря 2009 года, состояние иконы было катастрофическим: икона серьёзно поражена грибком. Как сообщало РИА Новости 25 декабря 2009 года, при последнем исследовании плесневые грибы на самой иконе не обнаружили. Руководитель отдела реставрации памятников древнерусской темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря Галина Цируль указывала: «На обнажённых местах мелких повреждений, под микроскопом мы обнаруживаем древесину в структуре „пружинящей губки“, что особо страшно для иконы (…) Площадь отставания красочного слоя всё увеличивается и увеличивается».

Причиной «заболевания» иконы стали некачественные условия хранения: она находилась в специально оборудованной камере, поддерживающей искусственный климат, но две «кассеты», которые должны были поддерживать в ней климат, не работали. Икона стояла просто за стеклом, у витрины стояли букеты живых цветов в воде, а со стены, за которой находилась крестильня с купелью, на икону переползла плесень. Замена белокаменного пола на керамогранитный усугубила ситуацию. В настоящее время Боголюбская икона находится «на столе» в специально оборудованном помещении Владимиро-Суздальского музея, и реставраторы не надеются в ближайшее время возвратить её в состояние, пригодное для экспонирования.

> См. также

  • Список икон, переданных Русской православной церкви из музеев Российской Федерации

Примечания

  1. Искусствовед Левон Нерсесян: Когда наступает ответственность – памятник, как правило, уже погиб, Православие и мир (5 апреля 2016). Дата обращения 2 декабря 2017.
  2. А. С. Преображенский. Боголюбская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 459-463. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  3. 1 2 Национальные реликвии нужно спасать сообща! (сообщение Владимиро-Суздальского музея-заповедника). Музеи России (15 января 2010). Дата обращения 2 декабря 2017.
  4. Филатов В. В., Камчатнова Ю. Б. Наименования и надписи на иконных изображениях. — 3-е изд. — М.: ПРО-ПРЕСС, 2010. — 349 с. — ISBN 589510052X. — ISBN 9785895100523.
  5. Преображенский А. С. Боголюбская Московская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 463—464. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  6. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кариже. Храмы России. Дата обращения 25 января 2019.
  7. Богоматерь Боголюбская. Ок. 1158–1174 гг.. Христианство в искусстве. www.icon-art.info. Дата обращения 2 декабря 2017.
  8. Представитель РПЦ призывает проверить информацию о Боголюбской иконе, РИА Новости (25 декабря 2009). Дата обращения 2 декабря 2017.
  9. Ситников М. Грибы «по-монастырски» // Независимая газета. — 23.12.2009..

Литература

  • Мельник А. Г. Ростовский вариант «Богоматери Боголюбской». — История и культура Ростовской земли. 2000. — Ростов, 2001. — С. 120—126.
  • Преображенский А. С. Боголюбская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 459-463. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.

Ссылки

  • Боголюбская икона Божией Матери на сайте pravoslavie.ru.
  • Боголюбская икона Божией Матери в открытой православной энциклопедии «Древо».
  • Боголюбская икона Божией Матери на сайте Православие и мир.
  • Как проходит реставрация Боголюбской иконы статья на сайте Православие и мир
  • Статья об иконе на сайте Православие.Ru.
  • Паломничество к Боголюбской иконе.

Греческие
(корсунские)

Новгородские

Владимиро-
суздальские

1Иконы спорного происхождения либо датировки отмечены курсивом

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *