Андрис лиепа

Андрис Лиепа

Андрис Марисович Лиепа (латыш. Andris Liepa). Родился 6 января 1962 года в Москве. Советский и российский артист балета, театральный режиссёр, продюсер, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1986). Народный артист РФ (2009).

Андрис Лиепа родился 6 января 1962 года в Москве.

Отец — Марис Лиепа, советский латвийский солист балета, балетмейстер, балетный педагог, киноактёр, народный артист СССР.

Мать — Маргарита Жигунова, актриса Московского драматического театра имени Пушкина.

Младшая сестра — Илзе Марисовна Лиепа (1963 г.р.), российская балерина, актриса театра и кино, народная артистка России.

Сводная сестра — Мария Лиепа.

С ранних лет ходил на все спектакли своего знаменитого отца. Их с Илзе на спектакли водили бабушка или мама. Отец всегда оставлял им билеты в первом ряду. Как рассказывал Андрис, день спектакля в семье считался особенным. «Мы знали, что в в этот день до четырех часов отца нельзя беспокоить. Мы сидели в школе или где-нибудь гуляли с сестрой. В четыре часа папа просыпался и шел на спектакль. Когда он уходил, мы возвращались домой. А потом тоже собирались на спектакль. Нас так приучили — в день спектакля главное, чтобы у артиста не выскочила пружинка. Я знал это от отца», — вспоминал он.

В балетную школу он решил пойти сам, без настояния родителей, которые предоставляли детям свободу выбора. Поначалу у него с балетом складывалось не очень хорошо. Но упорный труд и настойчивость дали результат.

Андрис Лиепа в детстве с отцом и сестрой

В 1980 году окончил Московское Академическое хореографическое училище по классу педагога А. Прокофьева.

В 1981 году получил золотую медаль на Международном конкурсе артистов балета в младшей группе.

По окончании училища стал солистом балета Большого театра.

В 1986 году вместе с Ниной Ананиашвили и Вадимом Писаревым они участвовали в США на Международном конкурсе балета в городе Джексон, штат Миссисипи. Андрис вспоминал: «Защищали честь Советского Союза. Когда мы с Ниной взяли Гран-при, а Вадик — золото, исполнялся наш гимн, внесли флаг СССР. Мы чувствовали себя, как Ирина Роднина на олимпийском пьедестале. Комок в горле».

За восемь лет работы в этой труппе он станцевал ведущие партии в балетах классического репертуара театра — «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Жизель», «Иван Грозный», «Золотой век», «Раймонда», «Лебединое озеро».

Его первые гастроли с труппой ГАБТ прошли по городам Польши (Варшава, Познань, Лодзь).

В 1988 году он стал первым советским танцовщиком, которому советское правительство официально разрешило работать в иностранной труппе. Андрис со своей партнершей Ниной Ананиашвили стали приглашенными артистами в труппе Нью-Йорк сити балле (Нью-Йорк). Они станцевали «Вариации Раймонды», «Симфонию Си» и «Аполлон». Позже в том же 1988 году начал работать в Американском театре балета (АВТ), где он исполнил партию Принца Зигфрида в новой постановке «Лебединого озера», осуществленной Михаилом Барышниковым, а также танцевал в «Ромео и Джульетте» Кеннета Макмиллана и «Скрипичном концерте» Джоржа Баланчина.

В 1989 году Олег Виноградов (Кировский балет) пригласил Андриса участвовать в Гала-концерте, посвященном столетию легендарного танцовщика Вацлава Нижинского. Его петербургским дебютом стал балет «Видение розы», который был восстановлен его отцом — Марисом Лиепа. Позже он присоединился к труппе как постоянный приглашенный солист и танцевал ведущую партию в «Петрушке» Виноградова.

Гастролировал с Кировским балетом в Париже, Лондоне, Вашингтоне и Токио и танцевал ведущие партии в балетах «Баядерка», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и другие. За это время он танцевал на сценах театров Ла Скала с Карлой Фраччи, Парижской Оперы с Изабель Гирен, работал с Морисом Бежаром в Лозанне.

Работал как приглашенный солист в Римской опере, Шведской опере и других прославленных балетных труппах. С труппой «Кремлевского балета» исполнил ведущие партии в спектаклях «Макбет» и «Золушка», постановку которых осуществил прославленный танцовщик, звезда Большого театра Владимир Васильев.

Специально для английского телевидения «Темза ТВ» Андрис адаптировал «Видение розы» и станцевал ведущую партию.

Балет пришлось оставить из-за тяжелой травмы — порвал крестовидную связку. В начале 1990-х он танцевал достаточно много даже с порванной связкой. В 1998-м году ему сделали операцию.

Он вспоминал: «Я даже не мог себе представить, что в одну минуту можно лишиться своей профессии. Травма! Как будто бы ерунда — неправильное приземление. Но затем возникает вопрос, будешь ли ты вообще танцевать».

В 1992 году сыграл главную роль — Алексея — в драме Валерия Харченко «Короткое дыхание любви».

Андрис Лиепа в фильме «Короткое дыхание любви»

В 1993 году он восстановил три балетных шедевра легендарного хореографа Михаила Фокина 1910-1911 годов «Петрушка», «Шехерезада» и «Жар-птица». Эти балеты, созданные для знаменитых дягилевских «Русских сезонов» в Париже, впервые были показаны в России.

Позднее в 1997 году на киностудии «Мосфильм» был снят фильм-балет «Возвращение Жар-птицы». Андрис в нем выступает в роли режиссера-постановщика, продюсера, а также исполняет главные партии во всех трех балетах. С тех пор фильм был представлен на фестивалях в Москве, Петербурге, Риге, Киеве, Сочи, Анфлёр (Франция), Норвегии и Нью Йорке.

Андрис Лиепа в фильме «Возвращение Жар-птицы»

В 1994 году Андрис Лиепа расширил границы своего творчества, поставив оперу Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» в Мариинском театре, премьера которой состоялась в Париже, дирижер — В. Гергиев. В 1995 году спектакль был показан на Эдинбургском фестивале.

В 1997 году Андрис сыграл роль русского поэта С. Есенина в пьесе «Айседора, когда она танцевала» в Токио (Япония).

В 1997 году Андрис Лиепа организовал Благотворительный фонд им. Мариса Лиепы и стал Председателем правления фонда. Концерт-презентация фонда прошла в Большом театре России.

Восемь лет был педагогом-репетитором в Мариинском театре. Главный балетмейстер Олег Михайлович Виноградов попросил его репетировать с Ульяной Лопаткиной. И Ульяна танцевала свое первое «Лебединое» под его руководством. В Мариинке он ставил «Жар-птицу» и «Шехерезаду». Работал с такими танцорами как Андрей Баталов, Андриан Фадеев, Фарух Рузиматов.

С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).

Андрис Лиепа является членом попечительского совета фестиваля «Черешневый лес».

С 2014 года — художественный руководитель и главный балетмейстер театра «Кремлёвский балет».

Андрис Лиепа

Личная жизнь Андриса Лиепы:

Дважды был женат.

Первая жена — Людмила Ивановна Семеняка, советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, народная артистка СССР. Она на 10 лет старше его, танцевала с отцом Андриса. Брак официально продлился год, но после развода они остались вместе и прожили еще шесть лет.

Андрис Лиепа и Людмила Семеняка

Вторая жена — Екатерина Лиепа (в девичестве Катковская), артистка балета Мариинского театра. Они познакомились в 1989 году. Тогда артист впервые приехал в Мариинский театр, чтобы участвовать в гала-концерте, посвященном 100-летию Вацлава Нижинского. Именно там работала балериной Екатерина. Однако поначалу общение двух артистов было построено исключительно на дружеских чувствах, и лишь в 1991 году это переросло в любовь.

22 мая 1995 года они обвенчались в Николаевском соборе в Санкт-Петербурге. Поженились в январе 1998 года, незадолго до рождения их дочери Ксении (она родилась в Германии, в Мюнхене). Дочь назвали в честь Ксении Петербургской.

В 2012 году развелись. Андрис пытался сохранить семью и был удивлен решением экс-супруги. Он рассказывал: «Катя попросила в какой-то момент, чтобы мы пожили отдельно. Но я надеялся, что у нас выйдет так же, как у Аллентовой с Меньшовым: они тоже какое-то время жили порознь, а потом поняли, что друг без друга не могут. Я не считал, что всё у нас так непоправимо. Дочка все-таки… Но я ошибся. Остается только подчиниться. Насильно мил не будешь».

Дочь Ксения имеет в Латвии вид на жительство.

Позже экс-супруга Лиепы Екатерина обвиняла Андриса в том, что тот не платит алименты дочери.

Андрис Лиепа и жена Екатерина с дочерью

Партии Андриса Лиепы:

«Щелкунчик» П. И. Чайковского — Принц Щелкунчик — Большой театр
«Спящая красавица» П. И. Чайковского- Принц Дезире
«Жизель» А. Адана- Альберт
«Иван Грозный» С. С. Прокофьева
«Золотой век» Д. Д. Шостаковича
«Раймонда» А. К. Глазунова
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского
«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева — Мариинский театр

Фильмография Андриса Лиепы:

1986 — Гран-па — эпизод (исполнение хореографических партий)
1987 — Балет от первого лица (документальный)
1992 — Короткое дыхание любви — Алексей
1991 — Он научился летать
1997 — Возвращение Жар-птицы — Петрушка, Иван-царевич, Шахрияр
2005 — Взлеты и падения Мариса Лиепы (документальный)
2007 — Как уходили кумиры. Марис Лиепа (документальный)
2012 — Андрис Лиепа. Трудно быть Принцем (документальный)

Режиссерские работы Андриса Лиепы:

1991 — Он научился летать
1997 — Возвращение Жар-птицы

Сценарии Андриса Лиепы:

1997 — Возвращение Жар-птицы

Награды и звания Андриса Лиепы:

1981 — золотая медаль на Московском международном конкурсе (юношеская группа)
1985 — серебряная медаль на Московском международном конкурсе
1986 — гран-при на Международном конкурсе в Джэксоне, Миссисиппи (США)
Заслуженный артист РСФСР (3.11.1986)
1998 — «Золотая лента русского кино», номинация «Режиссёр-дебютант»
22 октября 2007 года — офицер ордена Трёх звёзд (Латвия)
Народный артист России (21.04.2009)

О Большом театре и его персонах

О плеяде ярких танцовщиков Большого театра, чьи биографии вошли в книгу (Екатерина Гельцер, Марина Семенова, Асаф Мессерер и др.), Илзе рассказывает, с одной стороны, с пиететом, а с другой — добавляет какие-то интимные факты. В квартире Гельцер в Брюсовом переулке жила семья Мариса Лиепы, Нину Тимофееву она могла встретить на лестничной клетке, к Марине Семеновой маленькую Илзе возили заниматься балетом, а потом она встретилась с ней в репетиционных залах театра, и так далее.

Любопытны воспоминания о репетициях с Роланом Пети в 2001, когда он ставил в Большом театре «Пиковую даму». Многие подробности этих исторических репетиций известны по материалам прессы: артисты давали интервью, делились, как работает мэтр, но собранные в один рассказ очевидца, они уже встраиваются в современную историю театра. По словам самой Илзе, ее книга не имеет научной ценности, но глава, посвященная Пети, может быть использована в качестве источника для будущих исследователей балета.

Несколько глав посвящено знаковым с точки зрения Лиепа балетам мирового репертуара — здесь есть «Жизель», «Лебедь», «Шопениана», «Послеполуденный отдых фавна» и «Красный мак». Не самые главные названия, но они понятны в контексте творческой судьбы самой Илзе.

В последней главе дочь сосредоточенно рассказывает об отце, цитируя его книгу «Я хочу танцевать сто лет», добавляя в некоторые эпизоды свои личные впечатления и эмоции.

  • 1969 — «Гамлет»
  • 1972 — «Четвёртый»
  • 1974 — «Имя твоё»
  • 1977 — «Галатея»
  • 1978 — «Бенефис Людмилы Гурченко»
  • 1985 — «Детство Бемби»
  • 1986 — «Лермонтов»
  • 1986 — «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается»
  • 1988 — «Дорога в ад»
  • 1988 — «Корабль»

Андрис Лиепа говорит, что имя великого отца Мариса Лиепы – это его крест. «Оно довлеет надо мной», — признается всемирно признанный артист балета, который сам стал ведущим солистом Большого театра, когда ему было всего 20.

Его заметил великий Рудольф Нуреев, а легенда русского балета Майя Плисецкая, с которой в паре выступал отец Андриса, отмечала стиль «лирического принца» и его аристократическую внешность — как в сказках: «благородство и внешняя красота».

В программе «Судьба человека» Андрис Лиепа признается, что в юности их с сестрой Илзе считали золотой молодежью, которой все легко дается.

Однако на самом деле им приходилось трудиться вдвойне, чтобы быть достойными знаменитой фамилии отца.

Андрис говорит, что семья для него – это и династия, и профессия, и жизнь, и судьба. Тем больнее воспринимался и развод с первой женой — знаменитой балериной Людмилой Семенякой, которая была старше Андриса на 10 лет, и особенно с третьей – балериной Екатериной Катковской.

Отношения с ней начались после того, как Андрис вернулся вскоре после перестройки из США в Россию, в Мариинский театр. Вместе они прожили пять лет, затем обвенчались. В этом союзе родилась единственная дочь Андриса Ксения.

Их считали самой красивой и гармоничной парой в мире российского балета, однако спустя 20 лет совместной жизни разразился грандиозный скандал. Екатерина обвинила Лиепу едва ли не во всех смертных грехах, причем, сделала процесс их развода публичным, наняв известного адвоката.

Последние 22 года Андрис является духовным чадом отца Власия. В Дивееве — в святых местах — Лиепа построил дом, в котором он, его сестра Илзе и маленькая Наденька (дочь Илзе) встречают уже второе Рождество.

Лиепа признается, что в жизни он много чего успел, но уверен, что и еще многое успеет. Например, артист вспоминает, что когда-то неплохо лепил, так что когда будет больше времени, то займется этим хобби: будет «лиепить», шутит Андрис.

Как ему – первому из артистов Советского Союза — официально разрешили работать на Западе? Почему в США не сложился его второй брак – с сотрудницей ООН, и он с радостью вернулся в постперестроечную Россию, несмотря на то, что на Западе был востребован?

Где великий Марис Лиепа встретил мать Андриса и Илзе — актрису Маргариту Жигунову? И почему дочь они назвали именно этим именем? Как Андрис вспоминает свое знакомство с Нуреевым? Что завещал ему отец, и как Лиепа пережил громкий развод с Екатериной Катковской?

Об этом и не только Андрис Лиепа рассказывает в программе «Судьба человека с Борисом Корчевниковым» на телеканале «Россия 1».

Я уже знала, что сестра живет в доме артистов Большого театра. Когда мы проезжали мимо арки, которая открывала вид на улицу Неждановой (теперь Брюсов переулок), отец кивнул в ту сторону: «Здесь живут твои брат и сестра». Однажды привез меня прямо к дому. Возле него автобусы забирали нас, «театральных» детей, чтобы отвезти в пионерлагерь. Папа, подняв голову, посмотрел на окна своей квартиры, доступ в которую был для него закрыт навсегда. И все же он вернулся туда — у входа в подъезд теперь висит мемориальная доска с медальным профилем Мариса Лиепы…

С Андрисом мы познакомились раньше, чем с Илзе. Через какое-то время после «Щелкунчика» он приехал к отцу. Увидев близко белокурого принца, я оробела, а тот вручил куклу, чем окончательно покорил. С тех пор брат часто приходил с подарками для меня. Вернувшись из Америки, показал папе приз, выигранный на конкурсе. На первый большой гонорар он купил отцу хорошие часы.

В начале учебного года Андрис отвел меня на линейку в школу. Думаю, ему было хорошо в нашем доме, брат с удовольствием обедал у нас, прекрасно ладил с моей мамой. Но от своей матери скрывал, что встречается с отцом, и не говорил ей обо мне. Зачем травмировать известием о появлении еще одной дочери?

Илзе тоже не сразу стало известно обо мне. А когда это произошло, она категорически отказалась увидеться со мной. Папа очень переживал, мечтал нас познакомить.

Когда мне было пять-шесть лет, отец снимался вместе с Илзе в фильме Натальи Бондарчук о Бемби. На премьере в кинотеатре «Октябрь» он подвел меня к сестре, но она резко развернулась и ушла.

Ударом для него стало известие, что старшие дети не пригласили его на свои свадьбы. Отец узнавал об этих важнейших событиях постфактум, по телефону. Я видела слезы на его глазах. Почему они так поступили с ним, мне точно неизвестно, но думаю, Илзе и Андрис стеснялись отца. Он уже не в прежнем статусе, общается не с теми людьми — словом, не вписывается в парадный фасад знаменитой семьи.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *