Анемнясевская матрона

Тема: #44743 29.07.05 08:41 Просмотров: 29912
Сообщений: 5 Оценка: 0.00
Не показывать | Исправить | Ответить

Всем добрый день!
29 июля Русская Православная церковь в числе святых, празднуемых в этот день, чтит память св. блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы, в Рязанской землепросиявшей.. Моя семья особо чтит ее память, почитая ее смирение перед жизненными обстоятельствами (была лежачим инвалидом), перед обидчиками, ее духовные подвиги (была постница, несмотря на физические немощи), ее духовную и молитвенную помощь окружающим, а также несение ею подвига исповедничества за веру в Христа Спасителя даже до дня смерти в годы гонений.

Тропарь, глас 8 :
Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанской стране блаженная старица святая Матрона, ея же память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнях, бедах и скорбях терпение, и душам нашим велию милость.
В Москве особым почитанием пользуется Матрона Анемнясевская в храме Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве (на ул. Мосфильмовской) см. — http://www.golenischevo.narod.ru/
храм Живоначальной Троицы в Троицком — Голенищеве г.Москва
Приход данного Храма принимал живое участие в подготовке материалов для прославления этой святой. В основу её жития была положена найденная настоятелем в архивах ФСБ рукописная книга о блаженной Матроне священномученика Николая
священномученик Николай

и св. мученика Владимира Правдолюбовых. По делу св. блж. Матроны проходил и соловецкий узник и Священноисповедник протоиерей Сергий Правдолюбов, прославленный Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви 28 декабря 2000 года (память 5/18 декабря). В деле св. блж. Матроны находится текст допроса его отца – священномученика Анатолия Правдолюбова (Память 10/23 декабря).
священноисповедник Сергий Правдолюбов, священномуч Анатолий

Мощи священноисповедника Сергия находятся в Троицком храме города к4асимова Рязанской обл.
В настоящее время Соборно прославлен и духовник блаженной Матроны священноисповедник Александр (Орлов), св. мощи — в р.п. Сынтул Касимовского р-на Рязанской области
Протоиерем Сергием, настоятелем храма, составлена и служба блаженной Матроне. Акафист святой написан прихожанкой храма р.Б. Иоанной. Храмовая икона блж. Матроны участвовала в канонизации святой в г. Касимове Рязанской епархии 9/22 апреля 1999 г. и через несколько недель была встречена торжественным крестым ходом в Троице-Голенищевском храме. После прославления по молитвам к святой известны случаи исцеления от бесплодия и других недугов.
Адрес: 119285 Москва, Мосфильмовская, 18А
Как проехать к храму: От метро «Киевская» троллейбусами №№ 17, 34, автобусом № 119 (конечная остановка на вокзальной площади, близ башни с часами) —до остановки «Троице-Голенищево», (9-я от Вокзала). До этой же остановки можно ехать 34-м троллейбусом от метро «Университет» или «Юго-Западная», троллейбусом № 7 от метро «Киевская» или «Октябрьская».
Настоятель — протоиерей Сергий Правдолюбов, главный престол храма посвящён Живоначальной Троице, и день Святой Троицы является храмовым праздником.

Северный придел, расширенный из гульбища в 1860 году, получил алтарное завершение в 1991 году: здесь установлен престол в честь cвятителя Тихона, Исповедника и Патриарха Московского, и всех Священномучеников, мучеников и исповедников Российских. Дважды в год здесь совершаются ночные службы: всенощные бдения и Литургии в честь мучеников. Первое бдение, длившееся всю ночь, было совершено в первую среду Петровского поста 1991 года, с 4 на 5 июля (нового стиля). На рассвете из храма торжественно был изнесён Крест, с пением «Святый Боже” обнесён вокруг и затем воздвигнут с западной стороны храма на продолжении холма, на котором стоит храм. Эта горка получила название «Горка мучеников”,потому что Крест воздвигнут в честь всех Священномучеников, мучеников и исповедников Российских, и все, кто чтит мучеников, кто не может найти могил своих близких, погибших в страшные годы, могут придти сюда и помянуть всех своих родных. (К сожалению, борьба за древнее кладбище не кончена, храму пока не отдают эту землю. Приход просит молиться всех православных, чтобы это место было возвращено церкви).
В честь Святой Троицы храм выстроен трёхшатровым. Под каждым шатром устроен престол. Центральный шатёр стоит над Троицким престолом, северный — над престолом святого мученика Агапия (память 15/28 марта), а южный — над престолом святителя Ионы, митрополита Московского (память 15/28 июня). Престолы (северный и южный) ещё не освящены, но дни памяти этих святых отмечаются как престольные праздники, а прекрасная икона святого мученика Агапия и с ним пострадавших семи мучеников (написанная нашим прихожанином) украшает храм.
________
Святыни Храма:
В храме много частиц мощей святых. Обретение их и укрепление в храмовых иконах всегда сопровождалось торжественной праздничной службой и часто было связано с паломническими поездками и крестными ходами. Вскоре после обретения Русской Православной Церковью мощей святителя Тихона, Патриарха Московского, после всенощного бдения в первую среду Петрова поста 1992 г., в наш храм, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, при участии епископа Василия (Родзянко) была перенесена из Донского монастыря частица мощей свт. Тихона. Святыню встречали торжественным Крестным ходом все участвовавшие в ночном богослужении и множество подошедших к встрече прихожан. Частицу благоговейно поместили в написанную к этому дню икону Святителя.
Есть в храме большая икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, которого мы также считаем одним из духовных покровителей нашего прихода. Когда в 1991 году Русская Церковь чудесно обрела мощи великого угодника Божия (2/15 января) и они прибыли для поклонения в Москву, большинство прихожан участвовало во встрече великой святыни 7 февраля, — т.е. в день, который во все последующие годы отмечался нами как престольный праздник Мучеников Российских и предварялся всенощным бдением. Трижды настоятель и прихожане служили молебны у раки мощей Преподобного в Богоявленском соборе, причём эти молебные пения промыслительно совпадали с важными событиями в жизни прихода. Вместе со всей православной Москвой мы провожали святые мощи преподобного Серафима в Дивеево. После празднования летней памяти обретения мощей Преподобного, прихожане приступили к окончательному выселению склада из стен храма.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия храму была дарована частица святых мощей преподобного Амвросия Оптинского. Это событие произошло на второй день Преполовения Пятидесятницы 1992 года во время приходской паломнической поездки прихода в Оптину пустынь.
Большая икона преподобного Сергия с изображением его святых родителей и преподобного Афанасия Афонского была передана храму Мосфильмом. После реставрации и освящения, по благословению о.Наместника, икона была привезена в Лавру. Частица святых мощей, подаренная о. настоятелю 20 лет назад старцем-монахом и пронесённая этим старцем через тюрьмы и лагеря была укреплена в храмовой иконе у раки святых мощей Преподобного Сергия.
Частица мощей священномученика митрополита Владимира Киевского и Галицкого передана нашему приходу из Киева и находится в иконе сщмч. Владимира в иконостасе Свято-Тихоновского придела. Здесь же находятся частицы мощей киевских святых: Святителя Феодосия Черниговского, блаженного Феофила, преподобного Лазаря Черниговского и преподобного инока-врача Агапита Киево-Печерского.
Есть в храме икона преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, с частицей святых мощей преподобного Зосимы Соловецкого. Эта частица бережно сохранялась в Антиминсе, на котором служили в Соловецком лагере Божественную литургию заключённые в священном сане, и, в память Соловецких мучеников, была впервые изнесена для поклонения в храме во время одного из всенощных бдений Мученикам Российским.
Вскоре после прославления в лике святых святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, в храме появилась икона святителя Филарета с частицей его святых мощей.
_______________
Сейчас в селении Анемнясево, где жила блаженная Матрона построена часовная на месте ее дома. Возрождается по имеющейся информации и ее приход — в д. Шеянки. Особо почитают блаж. Матрону в соседнем приходе в р.п. Гусь-Железный. В этом поселке сохранился и восстанавливается грандиозный по размерамх и удивительный по архитектуре Троицкий храм
Рязанская область. пос. Гусь-Железный. Троицкая ц. XIX в., настоятель протоиерей Серафим


_______________
О св. блж. Матроне можно прочесть в следующих журналах:
http://www.svet.orthodoxy.ru/lk7200/lk705.htm — К молитве о даровании чад / «Свет Православия в Казахстане», 2000, № 7-8 (74-75).
http://www.svet.orthodoxy.ru/lk7200/lk706.htm — Житие св. Блаженной Матроны Анемнясевской (Там же).
http://www.pravoslavie.ru/put/sv/matrona.htm — О Блаженой Матроне Анемнясевской статья от 17.10.2000 года на сайте Сретенского монастыря.(публикация Ольги Куровой).
О Блаженной Матроне писал еще журнал «Работница»:
Святая земли Рязанской / Работница, 2001, Май-июнь, С. 26-28., ил. (с текстом Тропаря и кондака).
Да дарует всем нам Господь по молитвам Матроны Анемнясевской всякого блага.
ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ!
_________
КРАТКОЕ ЖИТИЕ
Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской
Матрона Григорьевна Белякова, известная среди своих многочисленных почитателей под именем Матреши, родилась 6 ноября 1864 г. в деревне Анемнясево, Касимовского уезда, Рязанской губернии.
До семи лет Матреша была обычным нормальным ребенком, как и все дети ее возраста, гуляла и играла со своими сверстниками и подружками, любила, вспоминала она, ловить бабочек. «Посажу их, бывало, на окошко и не пускаю, — этим только и грешна была…”
Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье, где ей приходилось терпеть обиды, ругань, побои; но еще большие страдания ждали девочку в дальнейшем.
После перенесенной в семилетнем возрасте оспы, она навсегда осталась слепой. И ей было поручено нянчить своих младших сестренок и братьев. Конечно, слепой малышке было тяжело справляться с этим делом.
Однажды, когда Матреше было уже 10 лет, она по обыкновению нянчила сестренку и нечаянно уронила ее с крыльца на землю. Страшно испугавшись, она заплакала и сама со страха прыгнула туда же.
«В этот момент подошла мать, она схватила меня и начала бить. Так она меня била, так била, — вспоминала Матреша, — что мне очень тяжело и трудно стало, и мне привиделось в этот момент: я увидела Царицу Небесную. Я сказала об этом матери, а она меня опять стала бить. Так видение повторилось три раза, и я все говорила об этом матери, а мать все больше и больше била меня”.
И так избила ее мать, что с тех пор она не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежала. Слепая изувеченная девочка навсегда лишилась возможности что-либо делать. Она стала совершенно беспомощной, могла только лежать, и уже не вставала с кровати всю свою дальнейшую жизнь. Это была жизнь мученицы, пригвожденной к одру.
В родительском доме Матреша лежала до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, причиняемые родными, и только в молитве находя себе утешение и отраду.
Постепенно к ней стал ходить народ. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. Они верили, что эта страдалица угодна Богу, а, значит, Он слышит ее молитвы. Поэтому к ней приходили за помощью и получали ее. И все больше и больше шли люди со своими нуждами, скорбями и болезнями. С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества.
По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Очевидно, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело ее не росло и навсегда осталось таким, каким было в 10 лет. Она имела возможность переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы. Она легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом.
Очень уважала Матреша духовенство и к каждому священнику всегда и неизменно относилась с глубоким благоговением.
Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только, что она знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения, которые запоминала, когда кто-нибудь читал их или пел.
Находясь безвыходно в своей комнатке, Матреша знала многих святых и находилась с ними во внутреннем благодатном общении, хотя никогда их не видела и не говорила с ними.
Очень почитала Матреша блаженную Марию Ивановну Дивеевскую, так же, как и Мария Ивановна, в свою очередь, знала и любила ее. Между ними установилось какое-то особенно тесное внутреннее общение, какая-то особенно глубокая внутренняя связь, причем ни дальность расстояния, ни другие материальные преграды не служили препятствием для этого общения.

Страдания не повергли ее в пучину отчаяния и тоски, наоборот, душа ее преисполнилась живой верой и надеждой на Бога, сердце ее зажглось деятельной любовью ко всем и каждому, отозвалось полным состраданием и сочувствием на всякое несчастье, горе, беду, на всякую немощь человеческую. И Матреша не скрыла в себе этот великий дар Божий, не утаила его от людей и щедро делилась им со всеми, кто к ней приходил.
Вереницы людей тянулись ежедневно к Матреше не только из ближайших окрестностей, но и из всех мест и уголков нашей обширной Родины.
Многие, не имея возможности побывать у Матреши лично, присылали ей письма с просьбой помолиться за них, и такие просьбы никогда не оставались тщетными.
Матреша своим внутренним, духовным взором как бы насквозь видела каждого из своих посетителей и каждому давала то, что для него нужно, полезно, необходимо в зависимости от его настроенности, его духовных немощей и нужд, в зависимости от условий и обстоятельств, среди которых ему приходится жить.
Одних она учила и наставляла, других обличала и раскрывала им их грехи и пороки, третьих ободряла и утешала в тяжелых обстоятельствах жизни, четвертых предупреждала, указывая последствия их ошибочного пути, стремлений и намерений, пятых исцеляла от болезней, и всех вместе старалась направить на путь истинной, богоугодной христианской жизни.
Некоторым из своих посетителей Матреша давала различные вещи: иконки, крестики, камушки, принесенные ей из святых мест, просфоры, святую воду, масло, иногда — предметы церковной утвари и облачений, вышедшие из употребления за ветхостью. Давала не просто так, а в назидание, в целях указания на что-нибудь или для исцеления от болезней.
Одна женщина жаловалась Матреше: «У меня полна изба ребят, они учатся, я должна на них стряпать и выполнять все домашние работы. Рада бы в церковь пойти, да нельзя дом-то бросить”.
Матреша дала этой женщине икону Божией Матери, известную под названием «Запечной”, и при этом ничего не сказала. На иконе этой изображена Божия Матерь в том виде, в каком Она явилась одной женщине, которая, будучи привязана к домашнему хозяйству, молилась за печкой. Этим Матреша дала понять женщине, что Царица Небесная слышит везде усердную молитву.
Все вещи, полученные от Матреши, люди хранили с большим благоговением как ее благословение, веря в то, что по молитвам Матреши вещи эти имеют благодатную силу и дают исцеления.
Последние дни блаженной Матроны были наполнены новыми скорбями.
Летом 1935 г. в Белькове было заведено дело «попов правдолюбивых и больного выродка Матрены Беляковой”. Были арестованы 10 человек. Всех уже отправили в Рязань и Москву, а Матрону трогать боялись.
Наконец было собрано колхозное собрание, на котором постановили «изъять” Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента”. Из 300 жителей села подписались 24 активиста. Все, кто был близок к Матроне, свято берегли ее имя и светлый образ, никто ее не оклеветал, никто не оказался предателем. Сельсовет же дал характеристику на Белякову М. Г.: «Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу… Ввиду этого задерживается ход коллективизации”.
После отправки заключенных в Рязань, была послана машина и за Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх, подойти боялись. По долгу службы подошел председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матренушку с ее дощатой постели. Матреша закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель стал выносить ее и в дверях сказал:
— Ой, какая ты легкая!
Матреша ответила:
— И твои детки такими легкими будут…
Все дети председателя перестали расти после ареста Матроны. А сам председатель несколько лет спустя очень тяжело умирал. От боли он кричал так громко, что слышало полдеревни. В народе говорили: «Это тебе не Матрешеньку поднимать!..”
Но он позвал священника, искренне и горячо покаялся в своих грехах и умер в мире с Церковью.
Матрону же увезли в Москву, где она прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму, но пробыла там недолго, потому что сделалась объектом почитания заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Ее надо было куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных
По другим данным, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело Матроны, получила исцеление по ее молитвам, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил Матрону в дом престарелых и увечных больных.
Документально засвидетельствовано, что Блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 г. в доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Ее могила до сих пор остается безвестной.
Зато с уверенностью можно сказать, что молитвенную помощь блаженной Матроны чувствовали и ощущали не только 60 лет назад, но и поныне. Те, кто обращаются к ней за помощью, получают просимое, особенно ей молятся о даровании детей.
Церковь Христова исполнена благодати Святого Духа, преизливающейся на всех, любящих Христа. Верим, что новые подвижники и святые молятся о нас, а мы должны с благодарностью чтить их и творить их память здесь на земле.
Служащие храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве Анатолий и Иоанна не имели детей, состоя в браке 8 лет. Супруги просили Блаженную о даровании чада, и в ответ на молитву у них родилась дочь.
У прихожанки Троицкого храма Галины сильно болели ноги. Пожилой женщине тяжело было посещать церковные службы, о чем она сильно скорбела. Галина усердно молилась двум блаженным Матронам: Анемнясевской и Московской. В ответ на ее молитву бумажные иконы стали источать капельки благовонной жидкости. Квартиру Галины посетили многие прихожане Троицкого храма, прикладывались к мироточащим иконам обеих святых, помазывались истекавшим из них миром. Галина почувствовала себя значительно лучше, ноги перестали болеть.
Настоятель Троицкого храма протоиерей Сергий вел машину по Бережковской набережной. Внезапно возникла аварийная ситуация. По словам отца Сергия, от падения в Москву-реку его спасло только то, что он мгновенно успел призвать на помощь блаженную Матрону.
В городе Касимове пожилая женщина, страдающая радикулитом, скорбела из-за того, что была не в силах встать и пойти на службу. Она горячо молила о помощи блаженную Матрону. Вдруг все ее тело охватил жар, а когда он прошел, женщина почувствовала себя здоровой, встала и пошла в храм.
Перед чтимой иконой блаженной Матроны, которая находится в храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, всегда горит множество свечей, так что трудно найти на подсвечнике свободное место. Подсвечник перед иконой — дар семьи прихожан, почитателей блаженной. Верующие постоянно заказывают святой молебны, многие, будучи наслышаны о чудесах блаженной Матроны, приезжают издалека. Мы не имеем возможности привести здесь рассказы обо всех многочисленных случаях благодатной помощи святой: и при устройстве на работу, и в семейных неурядицах, и в воспитании детей.
Память с Собором Рязанских святых — 10/23 июня.
День преставления, летняя память — 16/29 июля.

Северный придел храма Торжества Православия освящен в честь блаженной Матроны Анемнясевской.

Житие блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы

Память — 29 июля (16 июля по старому стилю)

Детство

Мат­ро­на Гри­горь­ев­на Бе­ля­ко­ва ро­ди­лась 6 но­яб­ря 1864 го­да в де­ревне Ане­мня­се­воКа­си­мов­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии. Ро­ди­те­ли ее, Гри­го­рий и Ев­до­кия, бы­ли ед­ва ли не са­мы­ми бед­ны­ми людь­ми в де­ревне и кое-как ве­ли свое кре­стьян­ское хо­зяй­ство.

Отец мно­го пил и слыл в де­ревне пья­ни­цей. У них бы­ло боль­шое се­мей­ство – шесть до­че­рей и два сы­на. Три де­воч­ки умер­ли в дет­стве; Мат­рона бы­ла чет­вер­тою по сче­ту.

Ро­ди­те­ли по­че­му-то невзлю­би­ли ее с са­мо­го ран­не­го дет­ства. Нера­дост­на бы­ла жизнь ре­бен­ка в род­ной се­мье, где ей, боль­ше чем другим бра­тьям и се­страм, при­хо­ди­лось тер­петь оби­ды, ру­гань, по­бои; но еще боль­шие стра­да­ния жда­ли де­воч­ку в даль­ней­шем.
В се­ми­лет­нем воз­расте Мат­ре­ша за­бо­ле­ла ос­пой. По­сле этой бо­лез­ни де­воч­ка на­все­гда оста­лась сле­пой.

Ее обя­зан­но­стью бы­ло нян­чить сво­их млад­ших сест­ре­нок и бра­тьев, и сле­пой де­воч­ке бы­ло тя­же­ло справ­лять­ся с этим де­лом. Од­на­жды де­ся­ти­лет­няя Мат­ре­ша неча­ян­но уро­ни­ла сест­рен­ку с крыль­ца на зем­лю.

Уви­дев это, мать схва­ти­ла Мат­ре­шу и на­ча­ла же­сто­ко бить. В этот мо­мент ду­хов­но­му взо­ру де­воч­ки пред­ста­ла Ца­ри­ца Небес­ная. Мат­ре­ша ска­за­ла об этом ма­те­ри, но та про­дол­жа­ла бить де­воч­ку еще силь­нее. Ви­де­ние по­вто­ри­лось три ра­за. Во вре­мя по­след­не­го ви­де­ния Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца да­ла Мат­ре­ше уте­ши­тель­ную за­пи­соч­ку. О том, что это за за­пи­соч­ка и что в ней бы­ло на­пи­са­но, бла­жен­ная Мат­ро­на ни­ко­гда не рас­ска­зы­ва­ла.

На сле­ду­ю­щее утро изу­ве­чен­ная де­воч­ка не смог­ла под­нять­ся с пе­чи. С это­го вре­ме­ни на­ча­лась для нее жизнь му­че­ни­цы, при­гвож­ден­ной к од­ру. Она на­все­гда ли­ши­лась воз­мож­но­сти хо­дить и что-ли­бо де­лать и не вста­ва­ла с кро­ва­ти всю свою даль­ней­шую жизнь.

Путь терпения скорбей

Так ле­жа­ла Мат­рона в ро­ди­тель­ском до­ме до 17 лет, тер­пе­ли­во пе­ре­но­ся вся­кие скор­би и оби­ды, и толь­ко в мо­лит­ве на­хо­дя се­бе уте­ше­ние и от­ра­ду. Од­но­сель­чане зна­ли о стра­даль­че­ской жиз­ни де­вуш­ки и от­но­си­лись к ней с чув­ством бла­го­го­вей­но­го ува­же­ния.

С сем­на­дца­ти лет к Мат­роне стал хо­дить на­род. Пер­вым за по­мо­щью при­шел кре­стья­нин ее же де­рев­ни.

– Мат­ре­ша, – ска­зал он, – вот уж как ты ле­жишь несколь­ко лет, ты, небось, Бо­гу-то угод­на. У ме­ня спи­на бо­лит, и я пи­лить не мо­гу. По­тро­гай-ка спи­ну, мо­жет быть и прой­дет. Че­го мне де­лать, ле­чил­ся – док­то­ра не по­мо­га­ют.

Мат­ре­ша ис­пол­ни­ла его прось­бу – бо­ли в спине, дей­стви­тель­но, пре­кра­ти­лись, и он встал на ра­бо­ту.Кре­стья­нин рас­ска­зал о сво­ем ис­це­ле­нии другим.С тех пор всё боль­ше и боль­ше людей ста­ло хо­дить к Мат­роне со сво­и­ми нуж­да­ми, скор­бя­ми и бо­лез­ня­ми.

С те­че­ни­ем вре­ме­ни эти по­се­ще­ния при­ня­ли ха­рак­тер на­сто­я­ще­го па­лом­ни­че­ства: шли не толь­ко жи­те­ли окрест­ных се­ле­ний, но и са­мых от­да­лен­ных мест на­ше­го Оте­че­ства. Шли бес­пре­рыв­ным по­то­ком на про­тя­же­нии бо­лее, чем пя­ти­де­ся­ти лет в ко­ли­че­стве несколь­ких де­сят­ков, а ино­гда и со­тен еже­днев­но.

Ко­гда Мат­рона ле­жа­ла у ро­ди­те­лей и по­се­ти­те­ли при­но­си­ли ей раз­лич­ные по­жерт­во­ва­ния за ее мо­лит­вы, то отец обыч­но всё это от­би­рал на вод­ку, и тя­же­ло бы­ло Мат­ре­ше, что по­жерт­во­ва­ния шли не на доб­рое де­ло. Мат­рона лю­би­ла де­лить­ся всем с людь­ми, но ли­ше­на бы­ла этой воз­мож­но­сти.

По­сле смер­ти ро­ди­те­лей мно­го скор­бей при­шлось пре­тер­петь блаженной от бра­та и сест­ры, смот­рев­ших на нее ис­клю­чи­тель­но как на сред­ство до­хо­да. Сест­ра впо­след­ствии от­су­ди­ла у Мат­ро­ны до­мик, по­стро­ен­ный ее по­чи­та­те­ля­ми.

От сест­ры блж. Мат­рона пе­ре­шла на жи­тель­ство к пле­мян­ни­ку Мат­вею Сер­ге­е­ви­чу, че­ло­ве­ку доб­ро­му и ре­ли­ги­оз­но­му. Но здесь огор­че­ния жда­ли с дру­гой сто­ро­ны. У Мат­вея Сер­ге­е­ви­ча под­рос­ли де­ти, од­но­сель­чане ста­ли сме­ять­ся над ни­ми, драз­нить их. Эти на­смеш­ки тя­же­ло пе­ре­жи­ва­лись мо­ло­ды­ми людь­ми. Но осо­бен­но тя­же­ло это бы­ло для са­мой Мат­ре­ши. Она му­чи­лась и глу­бо­ко скор­бе­ла, что за нее эти ни в чем не по­вин­ные лю­ди долж­ны бы­ли пе­ре­но­сить ино­гда очень тя­же­лые для них на­смеш­ки и оскорб­ле­ния. Осо­бен­но на­смеш­ки эти уси­ли­лись в ре­во­лю­ци­он­ные го­ды.

Мат­ре­ша обыч­но ле­жа­ла в неболь­шой от­дель­ной ком­нат­ке кре­стьян­ской из­бы, в ма­лень­кой дет­ской кро­ват­ке. Ле­том, ко­гда в из­бе ста­но­ви­лось душ­но, ее обыч­но вы­но­си­ли в се­ни, и там ле­жа­ла она до зи­мы. Са­ма она ни­ко­гда не про­си­ла, чтобы ее пе­ре­нес­ли в из­бу, и тер­пе­ли­во пе­ре­но­си­ла осен­нюю сту­жу и хо­лод. Род­ные же, за ис­клю­че­ни­ем пле­мян­ни­ка, не об­ра­ща­ли на нее вни­ма­ния и пе­ре­но­си­ли ее в из­бу толь­ко то­гда, ко­гда уже ви­де­ли, что в се­нях ле­жать бо­лее невоз­мож­но.

– Од­на­жды, – вспо­ми­нала Мат­рона, – в ок­тяб­ре ме­ся­це я ле­жа­ла в се­нях, но­чью был силь­ный дож­дик. Во­да через кры­шу по­ли­лась на ме­ня, и я про­мок­ла. К утру слу­чил­ся мо­роз, я страш­но озяб­ла, и одеж­да вся на мне оле­де­не­ла. Утром сест­ра уви­де­ла это, сжа­ли­лась и пе­ре­нес­ла ме­ня в из­бу, за что я ей бла­го­дар­на.

Ча­сто в осен­ние хо­ло­да при­хо­дя­щие удив­ля­лись ее тер­пе­нию и спра­ши­ва­ли:
– Мат­ре­ша, да те­бе хо­лод­но?
– Да нет, теп­ло, – обыч­но от­ве­ча­ла она, – по­смот­ри, ка­кая я го­ря­чая.
При этом она да­ва­ла свою ру­ку, и ру­ка бы­ла дей­стви­тель­но го­ря­чая.

По внеш­не­му сво­е­му ви­ду св. Мат­рона бы­ла на­столь­ко ма­ла, что ка­за­лась де­ся­ти­лет­ним ре­бен­ком. Ее пла­тьи­це, по­да­рок од­ной из по­чи­та­тель­ниц, за­кры­вав­шее бла­жен­ную со­всем с но­га­ми, бы­ло все­го 90 см в дли­ну. Оче­вид­но, с тех пор, ко­гда она ли­ши­лась воз­мож­но­сти хо­дить, те­ло ее не рос­ло и на­все­гда оста­лось та­ким, ка­ким бы­ло у де­ся­ти­лет­ней де­воч­ки.

Она име­ла воз­мож­ность пе­ре­во­ра­чи­вать­ся с бо­ка на бок, ше­ве­лить руч­ка­ми и брать неболь­шие пред­ме­ты. Лег­ко и сво­бод­но раз­го­ва­ри­ва­ла и пе­ла свя­щен­ные пес­но­пе­ния уди­ви­тель­но чи­стым и звон­ким дет­ским го­ло­сом.

Молитвенница и угодница Божия

Ни­кто не зна­ет, как она мо­ли­лась Бо­гу. Из­вест­но толь­ко лишь то, что блж. Мат­ро­на зна­ла на­изусть очень мно­го мо­литв, мно­гие ака­фи­сты и цер­ков­ные пес­но­пе­ния.

Во вре­мя бе­сед со сво­и­ми по­се­ти­те­ля­ми она ча­сто чи­та­ла вслух раз­лич­ные мо­лит­вы, под­хо­дя­щие по сво­е­му со­дер­жа­нию к дан­но­му слу­чаю. Ино­гда чи­та­ла це­лые ака­фи­сты, чи­та­ла быст­ро, уве­рен­но, гром­ким го­ло­сом. Пе­ла цер­ков­ные пес­но­пе­ния, со­вер­шен­но пра­виль­но вы­дер­жи­вая осо­бен­но­сти гла­сов и рас­пе­вов.

Святая ча­сто при­ча­ща­лась Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин, каж­дый ме­сяц обя­за­тель­но. С этой це­лью она при­гла­ша­ла своего ду­хов­ни­ка – при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка, и день при­ня­тия Святых Та­ин бы­вал для нее са­мым ра­дост­ным днем.

Осо­бен­но стро­го со­блю­да­ла Мат­ре­ша по­сты. С сем­на­дца­ти лет она не вкушала мя­са. Кро­ме сре­ды и пят­ни­цы со­блю­да­ла та­кой же пост по по­не­дель­ни­кам. В цер­ков­ные по­сты ела очень ма­ло. Кро­ме по­дви­гов по­ста и мо­лит­вы, бла­жен­ная, как уже бы­ло ска­за­но, доб­ро­воль­но тер­пе­ла хо­лод, а так­же пе­ре­би­ра­ла и пе­ре­кла­ды­ва­ла кам­ни, при­не­сен­ные ее по­чи­та­те­ля­ми из раз­ных свя­тых мест.

Очень ува­жа­ла Мат­ре­ша ду­хо­вен­ство и к каж­до­му свя­щен­ни­ку от­но­си­лась с глу­бо­ким бла­го­го­ве­ни­ем, отличалась особой рев­ностью к Пра­во­сла­вию. К рас­коль­ни­кам-об­нов­лен­цам была очень стро­га.Осо­бен­но Мат­ре­ша лю­би­ла мо­на­хинь и во­об­ще де­виц. Мо­на­хинь ста­ви­ла вы­ше мир­ских, всё им про­ща­ла.

Из свя­тых мест с наи­боль­шим бла­го­го­ве­ни­ем святая от­но­си­лась к Иеру­са­ли­му, к мо­на­сты­рям Ди­ве­ев­ско­му и Са­ров­ско­му. Сво­им бла­го­че­сти­вым по­се­ти­те­лям нередко со­ве­то­ва­ла схо­дить в Ди­ве­е­во и Са­ров, счи­тая их ме­ста­ми осо­бен­но­го при­сут­ствия бла­го­да­ти Бо­жи­ей. И ра­до­ва­лась, ко­гда ис­пол­ня­лись эти ее со­ве­ты.

На­хо­дясь без­вы­ход­но в сво­ей ком­нат­ке, Мат­ре­ша зна­ла мно­гих свя­тых и бла­го­че­сти­вых лю­дей, рас­се­ян­ных по ли­цу Зем­ли Рус­ской, и на­хо­ди­лась с ни­ми во внут­рен­нем бла­го­дат­ном об­ще­нии, хо­тя ни­ко­гда их не ви­де­ла и не го­во­ри­ла с ни­ми.

Помощь страждущим

Мат­ре­ша сво­им внут­рен­ним, ду­хов­ным взо­ром как бы на­сквозь ви­де­ла каж­до­го из сво­их по­се­ти­те­лей и каж­до­му да­ва­ла то, что для него нуж­но, по­лез­но, необ­хо­ди­мо в за­ви­си­мо­сти от его на­стро­ен­но­сти, его ду­хов­ных немо­щей и нужд, в за­ви­си­мо­сти от усло­вий и об­сто­я­тельств, сре­ди ко­то­рых ему при­хо­ди­лось жить.

По мо­лит­вам бла­жен­ной Мат­ро­ны со­вер­ша­лись ис­це­ле­ния от мно­же­ства тя­же­лых неду­гов, ко­гда да­же вра­чи не ве­ри­ли в возможность вы­здо­ров­ле­ния.

Ан­на, мо­ло­дая де­вуш­ка 19 лет из со­сед­не­го се­ла, всту­пи­ла в пар­тию про­тив во­ли ро­ди­те­лей, лю­дей ре­ли­ги­оз­ных и доб­рых. Вско­ре по­сле это­го у Ан­ны от­ня­лись ру­ка и но­га. Шесть недель по­ле­жа­ла де­вуш­ка до­ма непо­движ­но, и вра­чи не мог­ли ей по­мочь. Мать от­вез­ла Ан­ну на ло­ша­ди к Мат­ре­не. Та по­ма­за­ла де­вуш­ку мас­ли­цем из сво­ей лам­пад­ки, и Ан­на ста­ла по­сте­пен­но по­прав­лять­ся и на­ча­ла хо­дить, но пол­но­го вы­здо­ров­ле­ния не бы­ло.

Через два го­да Мат­ро­на бла­го­сло­ви­ла Ан­ну съез­дить вСа­ров и Ди­ве­е­во. В Ди­ве­е­ве, по­се­тив бла­жен­ную Ма­рию Ива­нов­ну и ис­ку­пав­шись в ис­точ­ни­ке пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма, Ан­на ис­це­ли­лась ду­шев­но. По­сле это­го слу­чая она ­ста­ла глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком и очень по­чи­та­ла Мат­ро­ну.
Арест

На­чи­ная с Ве­ли­ко­го по­ста 1933 го­да, Мат­рона за­мет­но пе­ре­ме­ни­лась, она как буд­то со­всем пе­ре­ста­ла ин­те­ре­со­вать­ся зем­ной жиз­нью. За­то о жиз­ни ду­хов­ной, тем бо­лее о бу­ду­щей жиз­ни, она го­то­ва бы­ла го­во­рить день и ночь. Очень охот­но, с лю­бо­вью при­ни­ма­ла она та­ких лю­дей, ко­то­рые шли к ней с во­про­са­ми ду­хов­но­го по­ряд­ка.

В кон­це июня 1933 го­да Мат­рону по­се­тил ее жиз­не­опи­са­тель, на­сто­я­тель Ка­си­мов­ско­го Ка­зан­ско­го мо­на­сты­ря свя­щен­ник Ни­ко­лай Прав­до­лю­бов со сво­ей ма­туш­кой Пе­ла­ги­ей Ива­нов­ной. Подвижница бе­се­до­ва­ла с ни­ми дол­го и охот­но. Она мно­го го­во­ри­ла о тя­же­сти жиз­ни, о стра­да­ни­ях, о необ­хо­ди­мо­сти тер­петь все, что по­сы­ла­ет Гос­подь. В под­твер­жде­ние сво­их слов и мыс­лей при­во­ди­ла тек­сты из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, фак­ты и со­бы­тия из жиз­ни свя­тых, про­чи­та­ла мо­лит­ву, при­слан­ную ей с Афо­на. Од­на­ко от раз­го­во­ров о се­бе блаженная укло­ня­лась, от­ве­ча­ла об­щи­ми фра­за­ми, хо­тя отец Ни­ко­лай с ма­туш­кой очень этим ин­те­ре­со­ва­лись и рас­спра­ши­ва­ли ее.

О по­след­них днях и кон­чине бла­жен­ной Мат­ро­ны из­вест­но сле­ду­ю­щее.
Ле­том 1935 го­да в Бель­ко­ве бы­ло за­ве­де­но де­ло «по­пов Прав­до­лю­бо­вых и боль­но­го вы­род­ка Мат­ре­ны Бе­ля­ко­вой». На­ча­лось оно с до­но­са од­но­го жи­те­ля го­ро­да Ка­си­мо­ва на свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Прав­до­лю­бо­ва в свя­зи с ру­ко­пис­ной кни­гой, со­бран­ной и под­пи­сан­ной им и его бра­том, и при­го­тов­лен­ной к пе­ча­ти. Бы­ли аре­сто­ва­ны 10 че­ло­век. Все аре­сто­ван­ные бы­ли от­прав­ле­ны в Ря­зань и Моск­ву, а самуМат­ро­ну бо­я­лись тро­гать.
На­ко­нец бы­ло проведено кол­хоз­ное со­бра­ние, на ко­то­ром по­ста­но­ви­ли «изъ­ять» Мат­ро­ну Гри­горь­ев­ну Бе­ля­ко­ву как «вред­но­го эле­мен­та». Из 300 жи­те­лей се­ла под­пи­са­лись 24 ак­ти­ви­ста. Сель­со­вет дал ха­рак­те­ри­сти­ку «на Бе­ля­ко­ву М.Г.», в ко­то­рой она пря­мо и от­кры­то на­зва­на свя­той без вся­ких ка­вы­чек и иро­нии. «Дан­ная гражданка яв­ля­ет­ся вред­ным эле­мен­том в де­ревне, она сво­ей свя­то­стью силь­но вли­я­ет на тем­ную мас­су… Вви­ду это­го за­дер­жи­ва­ет­ся ход кол­лек­ти­ви­за­ции».

По­сле от­прав­ки за­клю­чен­ных в Ря­зань бы­ла по­сла­на ма­ши­на и за бла­жен­ной Мат­ро­ной. Подъ­е­ха­ли к ее до­му днем, не та­ясь. Всех вошедших охва­тил страх. По дол­гу служ­бы пред­се­да­тель сель­со­ве­та, пре­одоле­вая страх, под­нял Мат­ро­нуш­ку с ее до­ща­той по­сте­ли. Мат­ро­на за­кри­ча­ла то­нень­ким го­лос­ком. На­род оце­пе­нел. Пред­се­да­тель в две­рях ска­зал: «Ой, ка­кая лег­кая!» Мат­ро­на от­ве­ти­ла: «И твои дет­ки та­ки­ми лег­ки­ми бу­дут». Все де­ти пред­се­да­те­ля пе­ре­ста­ли рас­ти по­сле аре­ста бла­жен­ной Мат­ро­ны.

Ма­ши­на два­жды ло­ма­лась по до­ро­ге вКа­си­мов. Кто-то дер­жал на ру­ках бла­жен­ную Мат­ро­ну, по­ка ма­ши­ну ре­мон­ти­ро­ва­ли. Из Ка­си­мо­ва ее быст­ро увез­ли в Ря­зань и за­тем в Моск­ву.

Пред­се­да­тель, «изы­мав­ший» бла­жен­ную Мат­ро­ну, несколь­ко лет спу­стя очень тя­же­ло уми­рал. Де­ло бы­ло ле­том. Дом сто­ял с от­кры­ты­ми ок­на­ми из-за жа­ры. Онтакгромко кри­чал от бо­ли, что слы­ша­ло пол­де­рев­ни. В на­ро­де го­во­ри­ли: «Это те­бе не Мат­ре­шень­ку под­ни­мать!» Но он по­звал свя­щен­ни­ка и ис­кренне и го­ря­чо ка­ял­ся в сво­их гре­хах, умер в ми­ре с Цер­ко­вью.

Кончина

В Москве блаженная Матрона прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех, без исключения, заключенных, которые начали петь акафисты и молиться.

Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных.

По дру­гим дан­ным, без­на­деж­но больная мать сле­до­ва­те­ля, ве­ду­ще­го де­ло бла­жен­ной Мат­ро­ны, по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние по ее молитвам, и сле­до­ва­тель су­мел осво­бо­дить ее как боль­ную и уми­ра­ю­щую. Он по­ме­стил ее в дом пре­ста­ре­лых и увеч­ных боль­ных.

До­ку­мен­таль­но за­сви­де­тель­ство­ва­но, что бла­жен­ная Мат­ро­на умер­ла от сер­деч­ной недо­ста­точ­но­сти 16 июля ст. ст./29 июля н. ст. 1936 го­да в До­ме хро­ни­ков име­ни Ра­ди­ще­ва в Москве, неда­ле­ко от хра­ма Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Вла­ды­кине. Так как ря­дом с До­мом хро­ни­ков бы­ло боль­шое Вла­ды­кин­ское клад­би­ще, ча­стич­но со­хра­нив­ше­е­ся до на­ше­го вре­ме­ни, то мож­но сде­лать пред­по­ло­же­ние, что бла­жен­ная Мат­ро­на бы­ла по­хо­ро­не­на здесь же на мест­ном ста­ром клад­би­ще.

Прославление

По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия, про­слав­ле­ние свя­той бла­жен­ной Мат­ро­ны Ане­мня­сев­ской бы­ло со­вер­ше­но 9/22 ап­ре­ля 1999 го­да ар­хи­епи­ско­пом Ря­зан­ским и Ка­си­мов­ским Си­мо­ном с со­бо­ром ду­хо­вен­ства Ря­зан­ской епар­хии. Бла­жен­ная Мат­ро­на Ане­мня­сев­ская сна­ча­ла бы­ла про­слав­ле­на как мест­но­чти­мая свя­тая Ря­зан­ской епар­хии, а на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре 2000 года она бы­ла ка­но­ни­зи­ро­ва­на в ли­ке но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния. По­двиг ее свя­то­сти со­че­та­ет в се­бе как при­мер необы­чай­но­го тер­пе­ния, по­ста и мо­лит­вы, так и об­раз ис­по­вед­ни­че­ства.

Жиз­не­опи­са­ние по­движ­ни­цы бы­ло со­став­ле­но при ее жиз­ни свя­щен­ни­ком Ни­ко­ла­ем Ана­то­лье­ви­чем Прав­до­лю­бо­вым и его бра­том Вла­ди­ми­ром Ана­то­лье­ви­чем Прав­до­лю­бо­вым. За эту ру­ко­пис­ную кни­гу ее ав­то­ры бы­ли аре­сто­ва­ны и осуж­де­ны на дол­гие го­ды ла­ге­рей.

На фото – часовня блаженной МатроныАнемнясевской на ее Родине.

Тропарь, глас 8

Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнех, бедах и скорбехтерпение, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 8

В немощех силу, в слепоте очи нетленныя обрела еси, пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духом носиласяеси, младенствующи телом, была есимати скорбящим и обуреваемым. Темже чтущих твою память не остави в молитвах, и помоги нам избавитися от грехов покаянием, и улучити с тобою Царство Небесное.

Молитва

О преславная и достоблаженнаяматиМатроно, житие твое скорби исполнено бе, но взирающе на смирение твое, молим тя, угоднице Божия, умоли Всещедрого Бога, да низпослет нам, недостойным, милость Свою, паче же утвердит и укрепит ны в несении креста нашего, да отвержемся себе и пойдем по пути спасения за Христом, смиривше выя своя под крепкую руку Божию, принимающе вся, яже от руки Его: вемы, яко Господь един может и падших возставити, и заблуждшихвозвратити, и соблазнившихся исправити, и грешников праведники соделати.

Огради нас, матиМатроно, молитвами твоими от сети лукаваго, да не прельщеннии им возвратимся вспять. Еще молим тя, яко имущую велие дерзновение ко Господу, пролей теплую молитву за ны, недужныя и унылыя, и испроси у Господа коемуждоблагопотребная, да подаст Господь и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниих, да поживем по воли Его во вся дни живота нашего, зане воистиннувемы, яко весть Отец наш Небесный, ихже требуем, прежде прошения нашего.

О, блаженная матиМатроно, многоименитому сонму новомучеников российских причтенная, с ними моли Господа нашего и Спаса Иисуса Христа, да сохранит Церковь Православную от соблазнов, ересей и расколов, да оградит Господь страну нашу от всех наветов видимых и невидимых враг и изимет ю из пучины безбожия: вемы, яко живем ныне токмо ради крове мучеников излиянныя, дарует же и нам Господь ничесожебоятися, верным же быти Ему даже до смерти, и яко мучениколюбцемсо мученики возрадоватися во Царствии Небеснем.

Ей, матиМатроно, испроси нам у Человеколюбца Господа время покаяния, да не исторгнет ны аки плевелы прежде жатвы, да не во зле погибнем, но да очистит ны от всякия скверны плоти и духа, во еже явитися нам в день Судный нескверным и непорочным пред лицем Его, да чистым сердцем, яко истинная чада Божия, радостно воззовем к Нему: не отринины, Господи, и приими во Царствие Твое, идеже Ты царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

При составлении статьи были использованы материалы с сайтов:

Здесь мы при­во­дим со­кра­щен­ное жи­тие бла­жен­ной Мат­ро­ны, со­став­лен­ное по ма­те­ри­а­лам кни­ги: «Жи­тие Свя­той Бла­жен­ной Мат­ро­ны Ане­мня­сев­ской»/Сост. Свя­щен­ник Ни­ко­лай Прав­до­лю­бов, Вла­ди­мир Прав­до­лю­бов. Из­да­ние прот. Сер­гия Прав­до­лю­бо­ва. – М.: Свя­ти­тель Ки­при­ан, 1999. – 72 с.

Матрона из Анемнясево

Анемнясево когда-то было большой многолюдной деревней. Сейчас здесь нет ни храма, ни работы, ни школы. Но один раз в году она оживает и наполняется людьми. Случается это 29 июля в день памяти блаженной Матроны Анемнясевской.

После праздничной службы в Троицком храме р.п. Гусь-Железный, возглавляемой епископом Касимовским и Сасовским Дионисием, торжество продолжилось на родине Матроны – в д. Анемнясево. Из храма принесли большую икону святой, и под сенью импровизированного шатра состоялся водосвятный молебен.

К часовенке, построенной в память о касимовской подвижнице, съехались духовенство и паломники из Касимова и разных уголков района. Но, как ни странно, не все местные жители проявили интерес к такому событию. Не зря говорит пословица: нет пророка в своем Отечестве. А сюда и в обычные дни приезжают помолиться святой люди из разных городов страны. Приезжающие берут ключи, хранящиеся у жительницы деревни домика напротив, зажигают лампады, свечи, читают акафист.

Часовенка обустроена с любовью. Здесь всегда уютно и по-домашнему чисто: иконы, яблони в оградке, цветы… Такой вот гостеприимный «домик» для почитателей святой обустроили настоятель Гусевского храма о.Серафим Правдолюбов и прихожане.

Сама Матрона при жизни не имела ничего, даже здоровья, но делилась с приходившими к ней своим духовным богатством и своей живой верой, которая и исцеления совершала, и помогала в разных житейских нуждах, и разрешала спорные вопросы. Она с отрочества стала слепой и не могла ходить, но даже лежа перебирала камешки, считая, что любой человек должен трудиться. О необходимости труда для каждого говорил и епископ Дионисий в своем обращении к молящимся. Русский народ, не привыкший жить «для себя», всегда руководствовался не выгодой, а нравственным законом. Вот и блаженная Матрона сумела собрать такое духовное сокровище, которого хватит и нашим потомкам.

«Что мы, живя в этой жизни, будем собирать себе: добрые дела, добрые чувства, добрые впечатления или богатство, которое иногда дается через преступление заповедей Божиих, славу? Сделайте свой выбор…», – призвал Владыка в своей проповеди. – «Что лучше, чистое сердце, спокойная совесть или материальные блага, но при этом горящая совесть и душа черная? Каждый день нам придется делать выбор. Если выбор будет в пользу добра и правды, то и в этой жизни вы не будете ни нищими, ни забытыми, ни ненужными. Хотим мы остаться русскими, то будем православными, если не пожелаем этого, то придется смириться с тем, что России не будет. Да не случится этого ни с нами, ни с нашими потомками. Да хранит вас Господь».

Марина ЛЕБЕДЕВА, г. Касимовский район

Кондак 1

Избранную угодницу Христову, в земли рязанстей просиявшую, и преизрядную молитвенницу о душах наших песньми восхвалим, блаженную Матрону: ты бо в терпении мнозе житие твое претекла еси, и страданием украсившися, угодна Богу явилася еси. Темже убо стяжавши дерзновение ко Господу, Того моли избавити ны от всякаго зла, с любовию чтущих память твою и поющих ти:

Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Икос 1

Ангельски поживши, блаженная Матроно, телесе страданием душу твою убелила еси и небесныя радости причастница быти сподобилася еси. И ныне, пребывающи во Царствии Небеснем вкупе с лики ангел и всех святых, непрестанно молишися за ны, со умилением поющих ти таковая:

Радуйся, земли рязанския похвало;

Радуйся, страны российския молитвеннице новая.

Радуйся, Богу житием твоим угодившая;

Радуйся, терпением мнозем душу убелившая.

Радуйся, страданием украшенная;

Радуйся, венцем славы от Бога увенчанная.

Радуйся, с дерзновением ко Господу молящаяся;

Радуйся, на земли прославляемая.

Радуйся, яко ныне пред Царем царей предстоиши;

Радуйся, яко чтущих тя пред Богом поминаеши.

Радуйся, со всеми святыми на Небеси пребывающая;

Радуйся, о прославляющих тя Бога молящая.

Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 2

Видяще, яко болезнию издетска избра тя Господь, Того бо сила в немощи совершается, радуемся таковому о тебе Божию смотрению, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумеющи Божие изволение, от юности Господу вручила еси себе, и вземши свой крест болезней телесных, яко от руку Самаго Христа, чрез все житие твое невозвратно Тому последовала еси. Мы же Господа, избравшаго тя, прославляюще, радостно вопием ти:

Радуйся, Богом избранная;

Радуйся, Христу уневещенная.

Радуйся, сердце твое Господеви отдавшая;

Радуйся, крест твой безропотно понесшая.

Радуйся, издетска на Господа уповавшая;

Радуйся, устнами чистыми Богови молившаяся.

Радуйся, отроковице, от Бога услышанная;

Радуйся, в терпении твоем свыше укрепленная.

Радуйся, Духа Святаго сосуде очищенный;

Радуйся, яко о тебе сила Божия является.

Радуйся, в немощи лежащая немощным помощнице;

Радуйся, Божия благодати цельбоносный источниче.

Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 3

Бурю укоризн и поруганий от родителю твоею непрестанно с младенчества претерпевающи, на Бога единаго уповала еси, веровавши словесем Его: яко аще же и мать забудет дитя свое, но Аз не забуду тебе, с надеждою вопияла еси Тому: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи от седми лет очи слепе, слезы многи пролила еси, от матере биения терпящи, и се, явися ти Сама Пречистая, егда же матери сие рекла еси, та паки всуе зле бияше тя, обаче трищи Богородица являшеся, оставивши тебе рукописание утешительное. Тебе же оттоле в разслаблении лежащей и не озлобленней, со слезами приносим таковая:

Радуйся, беды от сродник терпевшая;

Радуйся, в молчании скорби понесшая.

Радуйся, издетска возлюбившая Бога яко Отца;

Радуйся, уповавшая в напастех на Того единаго.

Радуйся, многослезныя молитвы к Богу пролиявшая;

Радуйся, многи скорби от матере твоея претерпевшая.

Радуйся, отроковице, от Матере Божия возлюбленная;

Радуйся, под покровом милости Ея утешенная.

Радуйся, показавшая образ кротости и незлобия;

Радуйся, поревновавшая смирению Христову.

Радуйся, яко в тебе вера и любы являются;

Радуйся, яко житие твое по Бозе прославляется.

Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 4

Сила Божия укрепляше тя, егда в болезни страдальчествующи, яко злато в горниле огненнем, душу твою очистила еси, и в горний Иерусалим устремилася еси, ум и сердце отрешивши от всего земнаго и привременнаго, и на всяком месте, идеже превитала еси, пояше песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Видев некий человек тя к одру болезни пригвожденную и разумея в простоте сердца своего, яко Богу угодна еси, прииде к тебе в немощи своей, дабы от рук твоих получити исцеление. Мы же, видяще совершение просимаго, Бога прославляюще похвальная приносим ти:

Радуйся, волю свою воли Божией покорившая;

Радуйся, яко Иов вся от Бога благодарне приимшая.

Радуйся, язвы и раны на теле твоем носившая;

Радуйся, в жертву Богу всю себе принесшая.

Радуйся, силою Божиею в болезни укрепленная;

Радуйся, душею, яко в горниле очищенная.

Радуйся, отрешившая ум и сердце от всего земнаго;

Радуйся, помышлявшая токмо о небеснем.

Радуйся, в горний Иерусалим устремившаяся;

Радуйся, сподобльшаяся сладости райския.

Радуйся, от Господа дар исцеления приимшая;

Радуйся, прикосновением руку твоею исцелявшая.

Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 5

Звезда многосветлая явилася еси, предивная мати Матроно, яко светильник неугасаяй, путеводящи человеков по морю житейскому, людския страсти в дусе кротости обличала еси и подавала еси всем исцеления не токмо телесная, но и душевная, увещавающи церковь Божию посещати и за вся Бога славити, с любовию поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Слышавше людие ближнии и дальнии о чудесех тобою творимых, притекаху к тебе, яко к купели силоамстей, в болезнех и скорбех, бедах и нуждах, и никтоже от тебе без утешения отиде. Ты же, мати Матроно, помогающи всем, назидала еси наипаче Бога благодарити. И мы, прославляюще твое смирение, поем ти таковая:

Радуйся, Божественнаго Духа чистое селение;

Радуйся, к Богу стяжавшая велие дерзновение.

Радуйся, по морю житейскому путеводящая;

Радуйся, болезни телесныя и душевныя исцеляющая.

Радуйся, сущих во страстех с кротостию обличавшая;

Радуйся, путь смирения во спасение нам указавшая.

Радуйся, врачьми оставленных дивное исцеление;

Радуйся, в пианстве гибнущих скорое исправление.

Радуйся, яко обидимых от злых заступаеши;

Радуйся, яко погибающих в бедствиих спасаеши.

Радуйся, сродник враждующих благое примирение;

Радуйся, с верою прибегающым к тебе присное утешение.

Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 6

Дивно и странно есть слышати, мати Матроно, како не имущи научения книжнаго, людем приходящым поучения от Священнаго Писания глаголала еси. Наставляющи пребывати их в заповедех Господних, жития святых во образ им полагала еси, подвизающи всех звати Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возлюбивши обитель Дивеевскую, зело почитала еси блаженную Марию, тамо пребывающую, и с нею сущи во общении духовнем, молитву вкупе творила еси. И тако многия недужныя и страждущыя от дух нечистых вашими молитвами исцеляюще, на путь покаяния наставляли есте. Мы же Бога, дивнаго во святых своих, восхваляюще, приносим ти таковая:

Радуйся, измлада благодати Божия исполненная;

Радуйся, дары Духа Святаго обогащенная.

Радуйся, премудрость и разум от Бога приявшая;

Радуйся, твоими ученьми во спасение назидавшая.

Радуйся, от Бога свыше наученная;

Радуйся, паче книжных просвещенная.

Радуйся, подававшая совет благий во исправление;

Радуйся, направлявшая от вечныя погибели ко спасению.

Радуйся, пребывавшая с блаженною Мариею в духовнем общении:

Радуйся, посылавшая бесных многих к ней за исцелением.

Радуйся, на земли сподоблшаяся слышати пение небесное;

Радуйся, яко ныне на небесех Господу воспеваеши со ангелы.

Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 7

Иноческий чин превыше всего земнаго поставлявшая, сердцем своим скорбела еси яко не возможно есть тебе во святей обители пребывати. Мы же Господу, давшему ти поприще иное прейти, сиречь в мирстем чине людем послужити, благодарственно воспоим: Аллилуиа.

Икос 7

Имущи огнь любве ко Господу в сердце своем, подвигу преподобных отцев поревновала еси блаженная, непрестанно умерщвляющи плоть свою хладом, бдением и пощением. Мы же, немощнии, ублажающе тя, зовем тебе сице:

Радуйся, от юности возлюбившая нищету духовную;

Радуйся, дух твой окрилившая тайною молитвою.

Радуйся, благое иго Христово на ся вземшая;

Радуйся, бремя Его с радостию понесшая.

Радуйся, любовию Божиею возжженная свеще;

Радуйся, преподобных отцев подражательнице.

Радуйся, мраз со благодушием претерпевавшая;

Радуйся, постом твоим дух немощных укреплявшая.

Радуйся, лучами Святаго Духа озаренная;

Радуйся, преисполненная милости к ближним и сострадания.

Радуйся, бедствующым на помощь ускоряющая;

Радуйся, в радость претворяющая печаль скорбящих.

Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 8

Новое и лютое гонение на Церковь Божию власть предержащии воздвигоша, дышаще прещением и убийством. Ты же, Матроно, в правой вере всех укрепляющи, увещавала еси вся претерпети и веру хранити, со упованием взывающе к Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Хотяща списати житие твое, блаженная Матроно, приидоста к тебе два верных мужа, ты же ничесоже о себе глаголала еси, обаче узревши духовныма очима, яко от Господа мученический венец обема уготован есть, молилася еси, просящи има у Господа терпения и помощи, во еже крест понести. Сего ради, тайнозрению твоему дивящеся, приносим ти таковая:

Радуйся, Бога паче всего земнаго возлюбившая;

Радуйся, себе ни во чтоже вменившая.

Радуйся, паче жизни возжелавшая Царствия Небеснаго;

Радуйся, на мученичество укреплявшая верных.

Радуйся, молитвеннице о сущих в гонениих;

Радуйся, научающая за Христа терпети страдания.

Радуйся, прозревшая уготованныя верным венцы;

Радуйся, яко о святости твоей свидетельствоваша мученицы.

Радуйся, наставлявшая благодарне крест Богом данный нести;

Радуйся, увещававшая всегда ко Господу прибегати.

Радуйся, како в страданиих веру хранити показавшая;

Радуйся, яко немощныя в скорбех укрепляеши.

Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 9

Внегда соблазны мнози Церковь Русскую обуреваху, ты, Матроно, ревнительница сущи веры православныя, чада Божия в смятении пребывающая увещавала еси душепагубных расколов уклонятися, да чистым сердцем всегда взывают Богу победную песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Все житие твое, достоблаженная мати Матроно, преисполненно проповедания веры, надежды и любве, яже к Богу и ближним. Ты бо страждущи по воли Божией, яко верну Зиждителю, душу твою предала еси во благотворение. Сего ради приими от нас приносимое ти ныне песнопение:

Радуйся, верное чадо Церкве Православныя;

Радуйся, в броню веры и любве оболкшаяся.

Радуйся, непреложне за Господем последовавшая;

Радуйся, чистоту веры сохранившая.

Радуйся, смятенных наставлявшая в Православии;

Радуйся, обличавшая отпавших от Церкве.

Радуйся, хранящая от пагубных расколов чада Божия;

Радуйся, скорбящая об уклонившихся веры правыя.

Радуйся, безприкладный источниче веры, надежды и любве;

Радуйся, истины немолчное проповедание.

Радуйся, немощныя в вере заступающая;

Радуйся, малодушныя с любовию утешающая:

Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 10

Не может град укрытися верху горы стоя, тако и ты, богомудрая Матроно, яко свеща на свещнице светом любве своея вся осиявала еси, да видящии добрая дела твоя прославляют Бога Отца, иже на Небесех, воспевающе Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Людие неразумнии, грехом уязвленнии и не хотящии к Богу обратитися, да исцелит их, возскрежеташа на тя, блаженная Матроно, и злосоветие сотворивше, изгнаша тя из веси своея. Человек же тяжкосердый, иже изнесе тя, в наказание злострадая, каяся, издше, зане Бог поругаем не бывает. Мы же, видяще вся бывшая, в страсе Божием взываем ти:

Радуйся, милосердию Христову подражавшая;

Радуйся, безмездно цельбы людем подававшая.

Радуйся, граде, верху горы стояй;

Радуйся, свете любве Божия, всех осияваяй.

Радуйся, за имя Христово хулимая;

Радуйся, гонимая за веру Божию.

Радуйся, людем в нуждах благотворившая;

Радуйся, злая возблагая приимшая.

Радуйся, правды ради изгнанная;

Радуйся, о изгоняющих тя молившаяся.

Радуйся и веселися, на подвиг Богом благословенная;

Радуйся, яко мзда твоя многа на Небесех.

Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 11

Не устрашилася еси, угоднице Божия, уз темничных, ибо радостию почитала еси за Христа страдания прияти, темже убо в тяжких недузех пребывающи, немощию своею сильных мира сего посрамила еси. Сего ради велегласно воспоим Богу победившему мир: Аллилуиа.

Икос 11

Аще и не до смерти пострадала еси, блаженная Матроно, но исповедничеством веры украсившися, венец славы от Бога прияла еси. Ныне же с ликом новомучеников и исповедников российских соувенчанно пребываеши и за чада Божия тепле предстательствуеши. Мы же, крепостию духа твоего утверждаемии, воспеваем ти таковая:

Радуйся, уз темничных не устрашившаяся;

Радуйся, страстем Христовым приобщившаяся.

Радуйся, радостию почитавшая гонения за веру;

Радуйся, посрамившая сильных мира немощию своею.

Радуйся, приимшая заточение Царствия ради Божия;

Радуйся, яко тамо слово Господне не преставаше проповедати.

Радуйся, в скорбех лютех не унывавшая;

Радуйся, искушения мужески терпевшая.

Радуйся, исповеданием веры украшенная;

Радуйся, с мученики соувенчанная.

Радуйся, не убоявшаяся от убивающих тело;

Радуйся, ныне за скорби зело утешенная.

Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 12

Уготовляющися в мир иной отити, рекла еси знаемей своей, яко Мардария ныне наречена еси, лишше же ничесоже глаголющи, но вся устремилася еси горе, от всего житейскаго отрешившися, и токмо к Богу ум свой возводящи, яко к надежде непреложней, с упованием на милость его вопияла еси Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще по Бозе подвижническое твое житие, достохвальная мати Матроно, не вемы, где погребена еси, но истинно вемы, яко блаженнаго упокоения в Бозе сподобльшаяся, в Царстве Его пребываеши и всем призывающым тя помощь скорую подаеши. Мы же Бога, прославльшаго тя, благодаряще, пение сердечное приносим ти:

Радуйся, вознесшаяся умом своим ко Господу;

Радуйся, в немощи стяжавшая высоту духовную.

Радуйся, за весь мир с усердием молящаяся;

Радуйся, ластовице благоглаголивая.

Радуйся, яко не скрыла еси талант Богом данный;

Радуйся, обретшая бисер многоценный.

Радуйся, веры зерно горушично в себе возрастившая;

Радуйся, пшенице, мног плод принесшая.

Радуйся, мудрая дево, еяже светильник не угасает;

Радуйся, яко имя твое написася в книзе жизни.

Радуйся, яко на всяк день оболчена бе в одеяние брачное;

Радуйся, на пир к Небесному Жениху избранная.

Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 13

О святая блаженная мати Матроно, зряще твое скорбное житие, со умилением сердечным молим тя: приими ныне от нас, немощных, малое сие моление, с любовию тебе приносимое, огради ны молитвами твоими от всякия скорби, беды и нужды, да предстательством твоим избавимся вечныя муки, да сподобит и нас Господь купно с тобою и всеми святыми во веки в Вышних пети Ему песнь трегубую: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва 1-я

О преславная и достоблаженная мати Матроно, житие твое скорби исполнено бе, но взирающе на смирение твое молим тя, угоднице Божия, умоли всещедраго Бога, да низпослет нам, недостойным, милость Свою, паче же утвердит и укрепит ны в несении креста нашего, да отвержемся себе и пойдем по пути спасения за Христом, смиривше выя своя под крепкую руку Божию, принимающе вся, яже от руки Его: вемы, яко Господь един может и падших возставити, и заблуждших возвратити, и соблазнившихся исправити, и грешников праведники соделати. Огради нас, мати Матроно, молитвами твоими от сети лукаваго, да не прельщеннии им возвратимся вспять. Еще молим тя, яко имущую велие дерзновение ко Господу, пролей теплую молитву за ны, недужныя и унылыя, и испроси у Господа коемуждо благопотребная, да подаст Господь и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниих, да поживем по воли Его во вся дни живота нашего, зане воистинну вемы, яко весть Отец наш Небесный, ихже требуем, прежде прошения нашего. О, блаженная мати Матроно, многоименитому сонму новомучеников российских причтенная, с ними моли Господа нашего и Спаса Иисуса Христа, да сохранит Церковь Православную от соблазнов, ересей и расколов, да оградит Господь страну нашу от всех наветов видимых и невидимых враг и изимет ю из пучины безбожия: вемы, яко живем ныне токмо ради крове мучеников излиянныя, дарует же и нам Господь ничесоже боятися, верным же быти Ему даже до смерти, и яко мучениколюбцем со мученики возрадоватися во Царствии Небеснем. Ей, мати Матроно, испроси нам у Человеколюбца Господа время покаяния, да не исторгнет ны аки плевелы прежде жатвы, да не во зле погибнем, но да очистит ны от всякия скверны плоти и духа, во еже явитися нам в день судный нескверным и непорочным пред лицем Его, да чистым сердцем, яко истинная чада Божия, радостне воззовем к Нему: не отрини ны Господи, и приими во Царствие Твое, идеже Ты царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я, о даровании чад

О блаженная мати Матроно, к твоему предстательству прибегаем и тебе слезно молим, яко имущую велие дерзновение ко Господу, пролей теплую молитву о рабех твоих, в скорби душевней пребывающих и помощи от тебе просящих. Истинно бо слово Господне: просите и дастся вам, и паки: яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, иже на Небесех. Услыши убо воздыхания наша и донеси я ко Престолу Владычню, идеже ты предстоиши, вемы, яко много может пред Богом молитва праведника. Да не до конца забудет нас Господь, но призрит с высоты Небесныя на скорбь рабов Своих и плод чрева на полезное дарует. Воистинну, Бог идеже хощет побеждается естества чин, творит бо елика хощет: яко сотвори Господь Аврааму и Сарре, Захарии и Елисавете, Иоакиму и Анне, с нимиже моли, тако да сотворит Господь Бог и нам по милости Своей и неизреченному человеколюбию. Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века. Аминь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *