Ангелу лаодикийской церкви

ЛАОДИКИЯ

Торгово-финансовый центр римской эпохи

Географическое положение и история города

Лаодикия (греч. Λαοδίκεια, «народный суд»; упоминается в Кол 2:1; 4:13; Откр 1:11; 3:14) — город в Малой Азии; находился в области Фригии Пакатанской, на границе с Лидией, на реке Ликус, несколько выше слияния с рекой Меандр, недалеко от города Колоссы, в 28,5 км от Ефеса . Город изначально носил имя Диосполис или город Зевса. Он назывался также Роас (от греч. ροα — «гранат») — вероятно, по чрезвычайному изобилию в этой области гранатовых деревьев. Последнее название города — Лаодикия — было дано в честь супруги царя Сирийского Антиоха II (261-246 гг.) Лаодики. Так как Антиох развелся с Лаодикой в 253 г. до Р. Х., можно предположить, что город получил это имя не позже указанной даты . Страбон связывает имя города с рекой Ликус. В отличие от четырех других городов, носивших то же имя, этот город называли Лаодикия на Ликусе. Через город проходили две дороги имперского значения: с севера на юг (от Сардиса до Пергама) и с запада на восток (от Ефеса до Евфрата).

В I в. до Р. Х. Лаодикия переходит под контроль Рима. Местоположение города на границе трех областей — Лидии, Карии и Фригии — дало повод причислять его к каждой из наименованных областей. Незначительная к концу римской республики Лаодикия во времена империи считалась, чуть ли не первым городом Азии. Этому способствовало ее выгодное положение на торговой дороге, соединявшей Восток с Западом. Плодородная земля и обилие тонкорунной породы черных овец составляли немалую долю доходов промышленности. Это был большой и богатый город, с величественными зданиями, который вел активную торговлю . Гиерон, Зинот Ритор и сын его Птоломей, возведенный Кесарем Августом в царское достоинство, наиболее украсили этот город . Лаодикия была также одним из центров науки и искусства. Здесь жил стоик Антиох и была медицинская школа. О процветании искусства говорят существующие развалины старого города .

Спустя короткое время после написания послания св. ап. Павлом к Колоссянам Лаодикия пострадала от сильного землетрясения, случившегося около 60 г. по Р.Х., но затем была быстро восстановлена . Лаодикийская Церковь находится в числе семи Малоазийских Церквей, упоминаемых св. ап. Иоанном Богословом в Откровении (3:14) в связи с грозным обличением лаодикийцев за недостаток горячей веры, земные пристрастия и чувственные удовольствия. Ангелу Церкви Лаодикийской так провещал Господь через Тайновидца: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а ни горяч и ни холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп и наг» (Откр 3:14-17). Город часто упоминался древними церковными писателями, в течение нескольких столетий здесь находилась кафедра Лаодикийских епископов, и в 365 г. был проведен поместный Лаодикийский собор.

Роскошь лаодикийцев возросла до высшей степени: торговые обороты их города, особенно через обмен монет, сделали его одним из богатейших в Азии; руно его стад затмило знаменитое Милетское руно. Тацит говорит, что когда Лаодикия была разрушена землетрясением, жители её отказались от помощи Рима и сами восстановили с прежним великолепием свой город (то же самое было, когда ранее его разрушил Митридат Евпатор в 88 г. до Р.Х.) .

Однако золото лаодикийцев, не было тем очищенным золотом, которое предлагал им Господь в книге Откровения (Откр 3:18). Все сокровища лаодикийцев не могли уже восстановить их пышный город от последующих ударов. В 1255 г. город был взят турками, а в 1402 г. разрушен завоевателем Тамерланом, после чего он уже не смог вернуть свое прежнее величие .

Лаодикийская Церковь

Паства семи церквей Малой Азии досталась в удел любимому апостолу Господа, Иоанну.

Из послания св. апостола Павла к Колоссянам мы видим, что первая церковь в Лаодикии была устроена в доме Нимфана, который причтен Православной Церковью к числу апостолов. «Приветствуйте братьев в Лаодикии», — пишет ап. Павел, — «и Нимфана, и домашнюю церковь его» (Кол 4:15). Также, исходя из содержания послания, можно допустить, что и св. Архипп, пострадавший в Колоссах, был епископом Лаодикийским: «Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе» (Кол 4:17). Однако обо всех делах этих церквей св. ап. Павел узнавал через Епафраса, который был первым епископом в Колоссах. Со II века стало известным так называемое послание ап. Павла к Лаодикийцам; но Тертуллиан и св. Епифаний прямо называли его подложным, того же мнения были св. Иоанн Златоуст, блаж. Феодорит и блаж. Иероним .

После святых Архиппа и Нимфана мы видим на епископском престоле Сагариса, одного из первых, по времени, учеников апостола Павла; он принял мученический венец в Лаодикии, что следует из послания св. Поликрата Ефесского к Виктору о праздновании Пасхи. За ним следует блаженный епископ Сизипий, при котором жил св. мученик Артемон, пресвитер Лаодикийский. Из жизни этого святого мы видим, что в то время церковь Лаодикийская была вне стен города, а в городе были два языческих храма – Аполлона и Дианы; истуканы этого последнего храма были разрушены Сизипием и Артемоном, отчего они едва не подверглись казни, но чудесное исцеление через молитвы Сизипия римского военачальника Патрикия, шедшего для гонения на христиан, заставило его признать Божество Иисуса Христа. Тот же самый Патрикий, сделавшись впоследствии отступником, принудил престарелого пресвитера Артемона следовать за ним в Кесарию Палестинскую и, несмотря на величайшие чудеса, им явленные, предал его истязаниям .

В начале царствования Константина Великого (306–337 гг.) Лаодикийской Церковью управлял епископ Евгений, который во время гонений на христиан при Максимиане (285–310 гг.) пострадал за веру, но после этого окормлял паству еще в продолжение 25 лет. Он же построил в Лаодикии великолепную церковь с портиком, с живописными украшениями. Кроме того, в Лаодикии сохранились христианские символы, приблизительно относящиеся к той эпохе. В Никейском Соборе в качестве представителя от Лаодикии участвовал епископ Нунехий I. Затем в Лаодикии короткое время занимал епископский престол Кекропий, подпавший под влияние ереси Ария. Император Констанций перевел его из Лаодикии в Никомидию также на епископство, но он погиб во время землетрясения в 358 году. В работе Ефесского Собора (431 г.) принимал участие Аристоним Лаодикийский. Также известно имя Нунехия II, подпись которого была поставлена на документах Халкидонского Собора. В документах пятого, шестого и седьмого Вселенских Соборов подписались епископы Лаодикийские Иоанн, Тиверий и Евстафий. Во время патриарха Фотия в Лаодикию был направлен епископ Феодор. Затем управляли Лаодикийской Церковью Павел и Симеон. В числе сочинений знаменитого Фотия осталось его послание к Павлу, епископу Лаодикийскому. Император Алексей Комнин назначил в 1082 году в Лаодикию митрополита Михаила. В 1140 году при императоре Иоанне Комнине при собрании епископов против ереси богомилов была поставлена подпись Лаодикийских иерархов, имена которых не сохранились. Последним известным предстоятелем Лаодикийской Церкви был Феофилакт, который присутствовал в собрании епископов, созванном в 1450 г. против Флорентийского собора 1439 г. .

Археологические достопримечательности

Лаодикийский храм. Развалины Лаодикийского храма расположены на северном конце прямоугольного внутреннего двора, окруженного портиками (58 на 42,33 метров с 54 колоннами), на северной стороне улицы Сирии. Главный вход во внутренний двор следует через портик улицы. Кроме того, также есть лестничная площадка на северо-западном и северо-восточном портиках храма. Пол внутреннего двора полностью выложен мраморными плитами. Храм имеет четыре колонны во фронте, рифленые по спирали, и имеет размеры в длину 27,75 м и в ширину 13,60 м. Построенный во II в. по Р.Х., храм был отремонтирован во время правления императора Диоклетиана (284-305 гг.). Раскопки показали, что в IV столетии здание использовалось под архив и даже после землетрясения 494 г. храм продолжал выполнять эту функцию. После землетрясения, бывшего в начале VII в., мраморные блоки храма были взяты для повторного использования в другом месте или послужили материалом для получения извести .


Лаодикийский храм (фото с информационного стенда)

Акведук и водопроводная система города. Рядом с театрами на южной части склона видны развалины акведука — каменного водопровода, по которому доставлялась вода из родника возле Денизли в юго-западной части города. Акведук был подведен к водонапорной башне конической формы, часть которой сохранилась. Можно увидеть вертикальные терракотовые трубы, по которым вода проходила на самый верх башни. Башня, возможно, была сделана с целью распределения запасов воды для города. Далее акведук был проложен к северу от фонтана и заканчивался рядом с водохранилищем .

Спортивно-банный комплекс. Рядом с фонтаном находятся руины большого здания, это — спортивно-банный комплекс. Он, был построен в первой половине II в. по Р.Х. Комплекс состоял из ряда комнат, выходивших на южную сторону, и прямоугольной площадки (возможно, для спортивных упражнений). В соответствии с надписью, найденной на здании, оно было построено в честь императора Адриана и его жены Сабины .

Дом заседания совета. Примерно в 100 метрах к северу от стадиона и спортивно-банного комплекса находятся впечатляющие руины дома заседания совета. Все, что видно, это рассеянные фрагменты камня и руины нескольких рядов сидений .

Баптистерий и большой банный комплекс. Примерно в 200 метрах к северу от дома совета находятся руины небольшого здания. Оно имело кольцевую форму с тремя внутренними апсидами. Часть мрамора и украшенный крест были найдены неподалеку.

Считается, что это место служило для богослужений. Возможно, это был баптистерий или маленькая церковь. Дальше на север находятся уцелевшие части большого банного комплекса римского периода. Здание размерами около 55 на 85 м содержало четыре или пять отделов вдоль южной стороны, вдоль северной стороны был зал. Возможно, уже в IV веке здание было перестроено в церковь .

Нимфеум императора Септимия Севера. К северо-западу от банного комплекса находится монументальный фонтан Нимфеум, искусно украшенный различными статуями, некоторые из которых были натуральной величины, например статуя богини Исиды (или жрицы Исиды). Фонтан, построенный в начале III в. по Р.Х. был посвящен императору Септимию Северу (198-211 гг.).


Нимфеум императора Септимия Севера (фото с информационного стенда)

Фонтан имел большой бассейн в северо-западном углу, с колоннадой на востоке и юге. До V в. фонтан ремонтировался четыре раза. Монумент был разрушен в результате землетрясения происшедшего в 494 г., а затем преобразован в стены комнаты, которая, по-видимому, использовалась для собрания христиан .

Портал Пропилон I. Монументальный портал Пропилон I находится на улице Сирии напротив западного угла центральной агоры. Он образует углубление к северу от улицы, причем арочные секции в дверях приводили к четырем отделам и к лестнице, которая обеспечивала доступ к северной части. С двух сторон портал поддерживался с помощью опор и колонн, внутренний интерьер портала был наполнен архитектурными украшениями. Портал был построен в конце периода правления императора Септимия Севера (193-211 гг.). Пропилон был поврежден сильным землетрясением в царствование императора Диоклетиана (284-305 гг.) и впоследствии восстановлен. Окончательно он был разрушен во время землетрясения 494 г. .


Портал Пропилон I (фото с информационного стенда)

Нимфеум императора Каракаллы. Этот монументальный фонтан находится на стыке улицы Сирии и стадиона. Он был построен в честь императора Каракаллы (211-217 гг.) по случаю его визита в Лаодикию. Монумент прошел четыре фазы ремонта, последняя из которых восходит к началу V века. Длина фонтана 16,70 метров, ширина 7,90 метров. В углу фонтана находится прямоугольный бассейн квадратной формы размером 8,90 на 7,90 метров, по обеим сторонам которого расположены две апсиды. Парапет бассейна украшен сценами из мифов c участием Геракла, похищением Ганимеда Зевсом и убийством Минотавра Тесеем .


Нимфеум императора Каракаллы (фото с информационного стенда)

На окраине города в 79 г. был построен стадион, посвященный императору Титу и имевший около 280 м в длину и 70 метров в ширину. По словам Цицерона, стадион использовался как для спортивных соревнований, так и для гладиаторских представлений .

Театры. Сохранилось два театра, которые были врезаны в структуру холмов .


Западный театр (фото с информационного стенда)

Западный театр был построен в середине II в. по Р.Х. в земляном углублении по всем правилам эллинистической традиции. Верхний радиус театра составляет 94,5 метров, центральная платформа поднята на высоту 6-7 метров. Он вмещал около 8 тысяч зрителей, причем нижние сидения, находящиеся ближе к сцене, были сделаны из мрамора. Театр функционировал вплоть до VII столетия .

Северный театр был построен после возведения западного, который к тому времени уже не вмещал всех желающих из числа посетителей. Он был возведен в греческом стиле и вмещал 12 тыс. человек, имел 46 рядов, 19 внизу и 27 вверху. На сиденьях были вырезаны названия гражданских гильдий и влиятельных семей .

Список использованной литературы

Текст: Алексей Подколзин
Фото и видео: прот. Димитрий Юревич

версия для печати

Поместный Собор — Лаодикийский

1. Свободно и законно соединившимся вторым браком, а не тайно совокупившимся, по прошествии непродолжительнаго времени, и по упражнении в молитвах и посте должно, по снисхождению, даровати общение.

2. Впадающих в различные согрешения, и не пребывающих в молитве, исповедании и покаянии, и от злых дел совершенно обращающихся, после того как по мере согрешения дано время покаяния, ради милосердия и благости Божией, вводити в общение.

3. Недавно крещенных не подобает производити в чин священнический.

4. Посвященные не должны давати в рост и взимати лихву, и так называемые имиолии, то есть половинный рост.

5. Избрание в церковныя степени не должно быть в присутствии слушающих.

6. Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий.

7. Обращающихся от ересей, то есть новатиан, или фотиниан, или четыренадесятников, как оглашенных, так и верных по их мнению, приимати не прежде, как проклянут всякую ересь, особенно же ту, в которой они находились: и тогда уже глаголемые у них верные, по изучении символа веры, да будут помазаны святым миром, и тако да причащаются святых тайн.

8. Обращающихся от ереси так называемых фригов, хотя бы находились в мнимом у них клире, и величайшими именовались, со всяким тщанием оглашати и крестити епископам и пресвитерам церкви.

9. На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученические места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быть лишенным общения церковнаго на некое время. Кающихся же и исповедающих, яко согрешили, приимати в общение.

10. Не должно церковным, без разбора, совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками.

11. Не должно поставляти в церкви так именуемыя пресвитериды (старицы) или председательницы.

12. Епископов, по суду митрополитов и окрестных епископов, поставляти в церковное начальство, и притом таких, которые с давнего времени испытаны в слове веры, и в житии сообразном правому слову.

13. Да не будет позволяемо сборищу народа, избирати имеющих произвестися во священство.

14. В праздник Пасхи не посылати святых тайн в иные приходы, в виде благословения.

15. Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в церкви. (По изъяснению Валсамона, правило сие запрещает мирянам только восходити на амвон и предначинать пение).

16. В субботу читати и Евангелие с другими писаниями.

17. Не должно в церковных собраниях псалмы совокупляти непрерывно един к другому, но чрез промежуток по паслме быть пению.

18. Едино и тоежде служение молитв долженствует быти всегда, и на девятом часе и на вечерни. (По изъяснению Валсамона, сие правило пресекает безпорядки некоторых, которые на вечерни употребляли, сверх принятых церковью, или самими составленныя молитвы).

19. Подобает во-первых, по беседах епископских, особо творити молитву об оглашенных, а по изшествии оглашенных, быти молитве о кающихся: когда же и сии приидут под руку, и отыдут, тогда совершати молитвы верных три: едину, то есть первую, в молчании, вторую же и третью с возглашением исполняти. Посем уже мир подавати, и когда пресвитеры дадут мир епискпу, тогла и мирянам взаимно мир подавати, и тако совершати святое приношение. И единым токмо освященным позволено входити в олтарь, и тамо приобщатися.

20. Не подобает диакону сидети в присутствии пресвитера, но с повелением пресвитера сести. Подобно и диаконам, имети честь от иподиаконов и от всех причетников.

21. Иподиаконам не подобает быти на месте диаконов, и касатися священных сосудов.

22. Не дожно низшему служителю церковному орарь носити, ни двери оставляти.

23. Не должно чтецам или певцам орарь носити, и тако читати и пети.

24. Не подобает освященному лицу, от пресвитера до диакона, и потом кому либо из церковнаго чина, даже до иподиаконов, или чтецов, или певцев, или заклинателей, или дверников, или из монашескаго чина, в корчемницу входити.

25. Не подобает иподиакону раздавати хлеб, или благословляти чашу.

26. Не произведенным от епископа, не должно заклинати ни в церквах, ни в домах.

27. Не подобает освященным лицам, или причетникам, или мирянам, призываемым на трапезу любви, уносити от нея части: ибо сим причиняется оскорбление церковному чину.

28. Не подобает в храмах Господних или в церквах совершати, так именуемые трапезы любви, и в доме Божием ясти, и возлежание творити.

29. Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будут анафема от Христа.

30. Не подобает освященному лицу, или причетнику, или монаху мытися в бане с женами, ниже всякому христианину или мирянину: ибо сие есть первое обвинение от язычников.

31. Не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз, или отдавати таковым сынов или дщерей, но паче брати от них, аще обещаются христианами быти.

32. Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения.

33. Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем.

34. Всякому христианину не подобает оставляти мучеников Христовых, и отходити ко лжемученикам, которые, то есть, у еретиков находятся, или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради прибегающие к ним да будут под клятвою.

35. Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолосдужению. (Осуждаются еретики, не молящиеся Богу и Христу, а только ангелам, аки бы творцам и правителям мира).

36. Не подобает освященным или причетникам, быти волшебниками, или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делати так именуемыя предохранилища, которыя суть узы душ их. Носящих же оныя повелели мы извергати из церкви.

37. Не должно принимати праздничныя дары, посылаемыя от иудеев, или еретиков, ниже праздновати с ними.

38. Не должно принимати от иудеев опресноки, или приобщатися нечестиям их.

39. Не должно праздновати с язычниками и приобщатися безбожию их.

40. Епископам, на собор призываемым, не подобает небрещи, но ити и вразумляти, или вразумлятися ко благоустроению церкви, и прочаго. Аще же пренебрежет таковой, то сам себе обвинит: разве аще по болезни останется.

41. Освященному, или причетнику не дожно путешествовати без правильныя граматы от епископа.

42. Освященному, или причетнику не должно путешествовати без повеления епископа.

43. Не подобает слугам церковным и на малое время оставляти двери, дабы в молитвословии упражнятися.

44. Не подобает жене в олтарь входити.

45. По двух седмицах четыредесятницы, не должно принимати к крещению. (Правило сие относится к крещению возрастных, которе, по древнему обычаю, совершалось в великую субботу. Кто сначала четыредесятницы, или по краней мере, в течение двух первых недель ея, не изъявил решительнаго желания приняти крещение, и не начал готовиться: того правило не позволяет принимать к крещению в сию четыредесятницу, а ожидать дальнейшаго усмотрения его усердия к вере).

46. Крещаемым должно изучати веру, и в пятый день седмицы давать ответ епископу, или пресвитерам.

47. В болезни приявшим крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру, и познавати, яко Божественнаго дара сподобился.

48. Подобает просвещавемым быти помазуемым помазанием небесным, и быти причастникам царствия Божия.

49. Не подобает в четыредесятницу приносити святый хлеб, разве токмо в субботу, и в день воскресный. (То есть: не должна быть полная литургия. Но может быть литургия преждеосященных даров, по 52 правилу шестаго вселенскаго собора).

50. В четверток последния седмицы четыредесятницы не подобает разрешати пост, и всю четыредесятницу безчествовати: но должно во всю четыредесятницу поститися с сухоядением.

51. Не подобает в четыредесятницу дни рождения мучеников праздновати, но совершати память святых мучеников в субботы и в дни воскресные.

52. Не подобает в четыредесятницу совершати браки, или праздновати дни рождения.

53. Не подобает христианам, на браки ходящим, скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам.

54. Не подобает освященным, или причетникам зрети позорищныя представления на браках или пиршествах: но прежде вхождения позорищных лиц воставати им и отходити.

55. Не подобает освященным, или причетникам, слагаяся, делати пиршества, ни даже мирянам.

56. Не подобате прсвитерам прежде входа епископа входити и сидети в олтаре, но с епископом входити, кроме случая, когда епископ немощен или в отсутствии.

57. Не подобет в малых градах и селах поставляти епископов, периодеитов (Имя периодеит означает обходящаго. Степению он был пресвитер, а должность его была подобна тем, которыя ныне означаются наименованиями благочиннаго и миссионера): а поставленныя уже прежде, ничего не творити без воли епископа града. Такожде и пресвитерам ничего не творити без воли епископа.

58. Не подобает епископам, или пресвитерам совершати приношение в домах.

59. Не подобает в церкви глаголати псалмы не священные, или книги не определенныя правилом, но токмо в правилах означенныя книги ветхаго и новаго завета.

60. Читати подобает книги сии, ветхаго завета: 1 Бытие мира. 2 Исход из Египта. 3 Левит. 4 Числа. 5 Второзаконие. 6 Исус Навин. 7 Судии, Руфь. 8 Есфирь. 9 Царств первая и вторая. 10 Царств третья и четвертая. 11 Паралипоменон первая и вторая. 12 Ездры первая и вторая. 13 Книга псалмов ста пятидесяти. 14 Притчи Соломона. 15 Екклисиаст. 16 Песнь песней. 17 Иов. 18 Дванадесять пророков. 19 Исайя. 20 Иеремия, Варух, плач и послание. 21 Иезекииль. 22 Даниил. Новаго же Завета, евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; Деяния апостольския; посланий соборных седмь сии: Иакова едино, Петра два, Иоанна три, Иуды едино; Посланий Павловых четыренадесять: к Римлянам едино, к Коринфянам два, к Галатам едино, к Ефесеем едино, к Колоссаем едино, к Солуняном два, к Евреем едино, к Тимофею два, к Титу едино, и к Филимону едино.

Ст. 14-21 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его

Также этот разряд, седьмой класс, являет людей состоятельных, верующих, обладающих положением, но верующих, как люди состоятельные, которые толкуют Писание в опочивальне, а вне дома никто не знает, являются ли они таковыми. А именно, они хвастаются, утверждая, что знают все; отличаются самоуверенностью, свойственной образованности, но пусты в делах. И потому Он говорит им, что они не холодны и не горячи, то есть они ни неверующие, ни верующие, ибо являются всем для всех. И поэтому тот, кто не холоден и не горяч, неизбежно тёпл, так что вызывает рвоту: и извергну тебя, — говорит, — из уст Моих. Поскольку рвота ненавистна и ни от кого не скрыта, так и подобного рода люди, когда отвергнуты . Но так как время покаяния, Он говорит: Советую тебе купить у меня золото, огнем очищенное — то есть если сможешь каким-либо образом претерпеть что-то во имя Господне. Глазною мазью помажь глаза твои — то есть чтобы свободно постигнутое через Писание ты стремился исполнить на деле. А поэтому если такие люди от великого падения обернулись бы к великому покаянию, то они не только могут быть полезны себе, но в состоянии принести пользу многим. И Он обещал им не скромную награду, а восседание на троне судьи.

Толкование на Апокалипсис.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *