Ангелы кто они

Вы чувствуете, что отличаетесь от других? Как будто вас «высадили на этой планете и вот-вот должны забрать домой»? Возможно, что вы относитесь к Земным Ангелам.

Земные Ангелы — это ещё одно определение для тех, кого называют Служителями Света, Индиго, Кристальными Детьми или какими-то другими именами, описывающими человека, воплощённого с целью оказания помощи этому миру.

Это первая статья из цикла материалов про Земных Ангелов.

    • Часть 1 — — Земные Ангелы
    • Часть 2 — Миссия Земных Ангелов

Каждый из нас родился с личной задачей развития и роста. Мы выбираем собственное направление для своей новой жизни, во время которой извлекаем какой-то определённый урок терпения, прощения или сочувствия.

Но Земные Ангелы, помимо этого, выполняют глобальную миссию, и она состоит в том, чтобы служить и помогать всему миру.

Существуют черты, характерные для всех Ангелов Земли, а также более специфические отличия.
Вот примеры некоторых из них.

Ощущение непохожести на других, какой-то чужеродности

Практически все Земные Ангелы с детских лет «чувствуют себя не такими, как другие».

Многие Земные Ангелы в разные периоды своей жизни становились объектами злых шуток и издевок просто потому, что их внешность, увлечения или поведение не «вписывались» в общепринятые стандарты.

Повышенная чувствительность к другим людям, химическим веществам и насилию в любой форме

Земные Ангелы чувствуют себя очень неуютно, находясь в большой толпе людей и подвергаясь при этом воздействию слишком сильных эмоциональных и физических излучений, которые исходят от окружающих.

Большинство Земных Ангелов научились выбирать продукты, чистящие и моющие средства, а также парфюмерию и косметику с низким содержанием химических добавок, поскольку нередко бывают склонны к аллергии.

Насилие в любом виде действует на них подавляюще, будь то семейные ссоры, негативная информация в выпусках новостей или фильмы со сценами жестокости.

Это порой раздражает окружающих: «Ты слишком чувствителен!» Да, чувствительность — это священный дар, который Земные Ангелы приносят с собой на нашу планету.

Дар этот помогает им интуитивно выбирать те виды деятельности, где их вклад может быть особенно ценным. И даже если бы Земные Ангелы очень захотели каким-то образом избавиться от этой черты, у них всё равно ничего бы не получилось!

Ощущение собственной миссии

Даже если Земной Ангел пока точно не знает, в чём заключается его миссия, он чувствует, что призвание его связано с обучением или исцелением людей.

Вот как определяет это Воплощённый Ангел: «Я всегда знал, что моё жизненное предназначение состоит в том, чтобы просвещать, исцелять, служить, то есть выполнять ту работу, что способна помочь нашему неспокойному миру. Хотя я не знаю, в чём именно состоит моя задача, я готов делать всё от меня зависящее».

История непростых личных отношений

Нередко Земные Ангелы растут в семьях эмоционально нестабильных родителей, подвергаясь оскорблениям с их стороны.

Став взрослыми, сталкиваются с предательством и обидами со стороны друзей и любимых. Их партнёрами по браку или близким отношениям часто бывают неверные, бесчестные, грубые люди.

Многих Земных Ангелов «посылают» в распадающиеся семьи для того, чтобы в образе ребёнка они выступили целительным катализатором. Такие малыши чувствуют себя так, будто они являются приёмными детьми в этой семье, поскольку у них нет настоящей близости с родителями, братьями и сестрами, нет поддержки со стороны родных.

На самом деле так оно и есть: физические семьи не являются их духовными семьями. Некоторые Земные Ангелы специально выбирают для себя семьи со сложной внутренней ситуацией, чтобы грядущие трудности способствовали их скорейшему личностному росту.

И только твёрдое стремление и готовность разобраться и исцелить эти паттерны позволит выпутаться из сетей подобных взаимоотношений.

Читайте также: Здоровые отношения в паре

Доверие незнакомых людей

Совершенно незнакомые люди с готовностью рассказывают им о своих проблемах, делясь порой очень личной информацией.

У Земных Ангелов есть немало историй о том, как к ним обращались за помощью абсолютно незнакомые люди и в беседе делились такими подробностями, о которых обычно никому не рассказывают.
«Не знаю почему, но я вам очень доверяю», — говорят их собеседники.

6. Выглядят моложе своего биологического возраста

Возможно, это происходит потому что они правильно питаются, занимаются спортом и лучше о себе заботятся, а может быть, это связано с уровнем их духовности.
Во всяком случае, Земные Ангелы чаще всего кажутся моложе своих лет.

Исключение могут составить лишь Мудрецы: они рано седеют, а из-за серьёзного выражения лица кажутся иной раз даже старше своих лет.

Нередко либо они сами, либо кто-то из членов их семей страдают от пагубных привычек

Это может быть переедание, наркотики, алкоголь, сигареты, зависимость во взаимоотношениях или всё вышеперечисленное вместе.

Дело в том, что некоторые Земные Ангелы таким образом пытаются как бы «заглушить» свою непохожесть на других и внутреннюю потребность выполнить определённую жизненную миссию.

Один Земной Ангел так описал это: «Когда я начал употреблять наркотики и алкоголь, мне стало намного проще жить. Эти вещества давали ощущение легкости, притупляли ощущения, я на некоторое время забывал, зачем сюда пришёл. Наркотики помогали не думать о миссии. К тому же это ослабляло ощущение собственного ничтожества”.

Звенящие звуки

Большинство Земных Ангелов (хотя и не все) замечают, что периодически слышат высокочастотный звук. Это происходит в стрессовых ситуациях либо в минуты грусти.

Многие воспринимают его как ненужный раздражитель, хотя на самом деле это поток закодированной информации, которая поступает от определителей Земных Ангелов, и способна помочь разрешить какие-то земные проблемы.

Кроме того, так могут передаваться инструкции по выполнению их миссии. К счастью, Земные Ангелы могут мысленно попросить Небо «убавить звук» или его высоту, чтобы звон в ухе не причинял им слишком больших неприятностей.

* * *

Если Вы обладаете способностями и стремлением исцелять, обучать, помогать другим людям и даже если при этом у Вас есть свои проблемы и слабости — злоупотребление алкоголем, наркотики, лишний вес, трудности в личной жизни и тому подобное, — вполне возможно, что Вы — Земной Ангел.

И если Вы очень чувствительны и не терпите насилия, в каком бы то ни было виде, весьма вероятно, что Вы — Земной Ангел!

Несмотря на то что все души вышли из одного Божественного источника, окружающая обстановка и личная история способны серьёзно изменить и физические данные, и характер каждого из нас.

Примерно таким же образом влияют на нас и все предыдущие наши жизни. Так же как воспитание и развитие человека во многом зависит от его земной семьи, так и «семья», из которой пришла его Душа, формирует взгляды, поведение и даже цель жизни.

Внутри каждого из нас обязательно есть прекрасная, чистая искра Божественного света. И эта ваша искра Служителя Света могла пробыть какое-то время в божественных Высших сферах вдали от Земли.

На вас сегодняшнем могут сказываться жизни, проведенные среди Ангелов, или на других планетах. И хотя ваше тело такое же, как и у других людей, вы чувствуете себя, словно иностранец в чужом государстве.

Безусловно, далеко не все, кто обнаружил у себя вышеперечисленные черты — Земные Ангелы. Для перехода в Новую эру Мира Господь выбирает самые яркие вспышки света.

Большинство людей живут, в основном, ради собственного развития, отдыха и удовольствия. Но даже если они порой кажутся невежественными или абсолютно бездуховными, эти люди — тоже Божественные искры жизни. Просто их существование пока направлено лишь на удовлетворение человеческих, земных потребностей.

По материалам книги Дорин Вёрче «Земные ангелы”

  1. Кто такие ангелы?
  2. Бог и мир ангелов
  3. Ангелы добра и зла
    1. Грехи и недуги людей
  4. Ангелы хранители
  5. Несущие трон Бога
  6. Архангелы
    1. Джибриль
    2. Азраил
    3. Микаиль
  7. Отношение ангелов к верующим
  8. Ангелы могилы
  9. Ночь могущества и нисхождение ангелов
  10. Крылья ангелов
  11. Отношение ангелов к науке и искусствам
  12. Кого проклинают ангелы?
  13. Роль ангелов во время Конца Света и Дня воскрешения
  14. Ангелы Рая и Ада

Одним из шести столпов Имана является вера в мир ангелов. Священная Книга Коран говорит об этом следующее: «Благочестие заключается не в том, кто в какую сторону молится: на восток или запад. Благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Судный День, в мир ангелов, в Писания, в пророков Божьих» (сура 2:177).

Мир ангелов представляет собой невидимое измерение, которое существует параллельно человеческому миру, но пересекается и взаимодействует с мирозданием, в котором существует человечество.

Кто такие ангелы?

Ангелы – это существа, которые были сотворены Аллахом из света. Они бесполы, обладают невероятной силой, и покорны Всевышнему Господу во всем. Для мира ангелов законы физики не актуальны – они не действуют в нем. По повелению Создателя ангелы сопровождают человека на всем протяжении его жизни в земном и загробном мире, ему помогают и защищают, поправляют и наказывают по приказу Всевышнего. Ангелы намного более могущественнее, чем люди и чем джинны – их называют «высшим обществом» в Священном Коране. Все они безгрешны, среди них нет падших. Сатана, являющийся в Христианстве падшим ангелом, в Исламе является всего лишь одним из джинов, который был достиг уровня ангелов в поклонении Богу, но по причине своей зависти, гордости, высокомерия был изгнан из Рая так и непокаявшимся.

Как сказано в Святом Писании, ангелы были сотворены Богом, и выполняют различные функции, возложенные на них Всевышним. Некоторые являются посланцами — связующим звеном между Богом и пророками, между Богом и людьми, а также осуществляют связь между Господом и джиннами. Ангелы осуществляют связь с человеком в момент рождения, и в момент наступления смерти, а также в тот момент, когда человеку на долю выпадают трудности, которые он должен преодолеть.

Они были сотворены Всевышним раньше человека, хотя об этом не сообщается напрямую в Святом Писании или Сунне, но есть упоминания, которые указывают на это: «И вот сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника» (сура 2:30). Ангелы прекрасны, но не подобны человеку. У них нет пола, среди них нет мужчин или женщин, и о том, что ангелы могут размножаться, нет упоминаний в Коране или в Сунне.

Бог и мир ангелов

Также в Коране есть такие аяты об ангелах и их поклонению Богу: «Гром возвеличивает Его с благодарностью, и ангелы восхваляют Его из трепета пред Ним. Он ниспосылает раскаты грома и молнии, настигая этим тех, кого пожелает» (сура Гром, 13 аят).

Ангелы не подвластны времени нашего мира, ведь в Коране сказано, что они могут подняться к Богу, который неограничен ни временем, ни местом, и получить святые Божественные указания в любой момент, как только Всевышний призовет их к месту сбора. Под понятиям «дня» в мире ангелов подразумевается, они могут преодолеть расстояние, на которое людям бы потребовалось пятьдесят тысяч лет в земном мире.

Всевышний не разговаривал с людьми напрямую, а только посредством обращения через завесу, которая разделяла Бога и человека или посредством Божественного Откровения, которое озаряло разум Посланника Аллаха ﷺ и пророков. Еще одним способом общения Всевышнего с людьми было посылание гонца (посланца) в мир джинов или людей, то есть ангела, который с разрешения Создателя внушал Божественное Откровение человеку, избранному Всевышним Аллахом в качестве пророка, такая важная роль была отведена архангелу Джабраилу. Ангел мог показаться человеку, а мог явиться к нему бесплотным духом.

Ангелы добра и зла

В Исламе нет ангелов, которые совершают какие-либо злые поступки, но есть ангелы записывающие плохие и добрые дела. При человеке находятся постоянно два ангела писаря, как сообщается о них в Священном Коране «благородные писари», которые видят и фиксируют все, что связано с человеком – они знают все, что делают люди, пребывая неотступно с каждым, находясь справа и слева, оставаясь невидимыми подобно духу. Те, кто находится справа, или старшие, фиксируют благие дела человека, а те, кто находится слева, или младшие, записывают нехорошие человеческие поступки, его грехи. Такие ангелы писари парами сменяют друг друга ночью и днем.

Всевышний сказал в суре Каф, 16-17 аят: «Мы сотворили человека», то есть даровали жизнь каждому из представителей человечества, и «знаем все, что ему его душа нашептывает», то есть все мысли человека, разговоры с самим собой и его размышления. И «Мы ближе к нему посредством Своей осведомленности и знания Своего, чем находится к человеку его шейная вена». У всех людей в мире есть два ангела-писаря, которые записывают все, что исходит от человека, они сидят по одному справа и слева подобно невидимым духам: «Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния)». Любое слово, которое скажет он, обязательно встречает могущественный наблюдатель, который находится всегда наготове, то есть один из двух ангелов.

Ангелы собирают свидетельства, фиксируя все то, что говорят и делают люди, и эти ангельские свидетельства потом будут использованы, как и сотни других доказательств и освидетельствований, когда придет время вынести справедливое и наглядно продемонстрированное Божье решение по каждому из тех, который является потомком Адама и Евы. И это решение не зависит от того, кем был он, каково было его мирское положение, был ли он строителем или министром, и какого он был вероисповедания – был ли он атеистом или иудеем, мусульманином или христианином. Поэтому каждый человек в мире должен следить за своими словами и высказываниями, ведь любое необдуманное слово может добавить вес на чашу весов деяний не в его пользу. Много грехов людей происходит от их языка, поэтому следует всегда помнить, что спасение верующего – в молчании.

Ангелы сменяют друг друга во временной промежуток между утреней молитвой и послеполуденной: об этом сказал Пророк Мухаммад ﷺ, говоря, что одна ангельская группа, охраняющая верующего, сменяет другую ночью и днем, принимая и сдавая свой ответственный пост на утренней и на послеполуденной молитве. Те ангелы-хранители, которые освобождаются, возносятся в небесный мир, и там Всевышний спрашивает их о том, в каком состоянии они оставили того, которого они охраняют. И если тот, кого ангелы охраняют, является верующим, соблюдающим обязательные молитвы и понимающим их важность, то ангелы-хранители отвечают, что покинули его в то время, когда он молился или готовился к молитве, а когда они вернулись, то застали его также в поклонении.

Грехи и недуги людей

Поступки и проступки людей ангелы фиксируют не сразу – они какое-то время выжидают и не напишут их в личное дело человека. Как сказал Посланник Аллаха ﷺ, если верующий совершил грех, то ангел, который должен записать это, в течение шести часов выжидает – раскается ли грешник в том, что он совершил, попросит ли у Аллаха прощения, сделает ли все, что от него зависит, чтобы исправить это греховное деяние. Если он раскается и постарается исправить совершенный грех, то этот его проступок будет аннулирован, и когда настанет День Суда, этот проступок не повлечет за собой наказание в виде мучений и страданий. Этот хадис передает ат-Табарани.

Относительно физических недугов людей и отношения к этому ангелов Пророк Мухаммад ﷺ сказал следующее: если постигнет болезнь мусульманина, которая ограничит его физические возможности, будет ли это лихорадка, которая прикует к постели его, или перелом конечности обездвижит его, то Аллах дает поручение ангелам-писарям: «Пока он будет в Моих «оковах», пишите ему за каждый прожитый день и прожитую ночь столько благого, сколько было совершаемо им обычно в период здравия» (Ахмад).

Ангелы хранители

Другая категория ангелов, которые непрестанно могут находиться с человеком — это ангелы-хранители. Они находятся, как гласит Коран, позади человека и впереди него, оставаясь невидимыми подобно духу, и сменяют друг друга. Человека днем охраняет определенное число ангелов-хранителей, другие же охраняют его ночью, защищая от всего и всех по приказу Всевышнего.

Ангелы находятся при любом человеке – это не зависит от того, верующим является человек или нет: каждый, пришедший в этот мир, пользуется теми благами, которые даровал человечеству Аллах, и каждому Бог дает ангелов-хранителей, которые оберегают и будут оберегать в будущем по велению Создателя в соответствии с Божественным Замыслом и Его мудростью. В Священной Книге Коран сказано, что нет в мире такой души, у которой ангела-хранителя не было бы. Но ангелы-хранители могут отступить от человека, если ему грозит неприятность, которая посылается ему по велению Всевышнего в наказание за что-то или в качестве испытания. Ангелы-хранители находятся возле опекаемого попарно: один впереди человека, а другой – позади него, и эту пару сменяет другая пара: одна пара находится возле него днем, а другая – ночью.

Несущие трон Бога

Есть особая категория приближенных небесных ангелов, которые несут Трон Бога. О Небесном Троне Всевышнего известно, что он является величайшим творением Господа, и наша Земля вместе со всеми небесами по сравнению с Небесным Троном Всевышнего – всего лишь колечко, которое брошено посреди пустыни. Те ангелы, которые находятся рядом с Небесным Троном, прославляют Создателя с благодарностью, они – носители веры, и они обращаются ко Всевышнему с мольбой о прощении прегрешений верующих, которые раскаялись и последовали Божьему пути, с просьбой о защите верующих от адских мучений.

Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ, ему было разрешено рассказать своим сподвижникам и последователям о группе ангелов, несущих Трон Божий. У каждого из этих ангелов между плечом и мочкой уха расстояние равное семистам годам пути – такое время понадобится в земном мире, чтобы преодолеть это расстояние, а ведь это всего лишь один из ангелов, который является Божьим творением, а их — бесчисленное множество. Пророк ﷺ сказал это для того, чтобы люди не старались уместить в свой разум, который, хоть и был создан совершенным, но остается ограниченным, представление о Создателе миров.

Архангелы

Четыре ангела в мире относятся к высшей категории, то есть являются архангелами – это архангел Джибриль (Гавриил), архангел Микаил (Михаил), архангел Азраил и архангел Исрафил (Рафаил) – их называют в исламе мукаррабун, что в переводе с арабского означает «приближенные».

Джибриль

Приводится в хадисе, что если Всевышний полюбит человека за его дела и устремления, за его поступки и намерения, то Он обратится к архангелу Гавриилу (Джабраилу) с такими словами: «Я люблю того человека, полюби же его и ты». И тогда архангел Джабраил станет питать любовь и самые добрые чувства к тому человеку и воззовет в небесах: «Воистину, Всевышний любит того человека, так возлюбите же его и вы!». И тогда обитатели небесного мира возлюбят его, и в земном мире этот верующий получит благословение – все будет получаться у него самым лучшим образом, за что бы он ни взялся, чего бы он ни пожелал нужного и полезного для себя, и все свои испытания и трудности в земном мире будет преодолевать осознанно, последовательно и результативно, будто незримый дух будет вести его через все препятствия (Бухари, Муслим).

Именно архангел Джабраил передал от Бога Священное Писание Коран пророку Мухаммаду ﷺ, он очень большой и имеет 600 крыльев занимающих Восток и Запад.

Азраил

В Коране и сунне имя Азраил не упоминается и вместо этого употребляется Маляк аль-маут (араб. ملك الموت‎ — ангел смерти). Но есть упоминания этого имени в некоторых асарах (непророческих приданиях), которые взяты из евреизмов. Поэтому, не приемлемо как категорическое отрицание, так и утверждение о правильности называть ангела смерти этим именем — Азраиль. Исходя из этого мусульмане не утверждают, что имя Ангела Смерти — Азраиль, но и не отрицают.

По словам Пророка Мухаммада ﷺ в хадисе, душа верующего мусульманина выходит испариной или потом, а душу неверующего будут извлекать как душу осла (Табарани). Процесс смерти верующего, за которым были записаны грехи, будет ужесточаться, и это его прегрешения искупит.

Микаиль

Архангел Михаил или Микаиль относится к архангелам высшей категории и раздает пропитания творениям Бога. Архангела Михаила называют ангелом милосердия. Он выполняет пророческие миссии, управляет облаками и ветром.

Отношение ангелов к верующим

Верующие должны вспоминать Всевышнего часто и много, и не столько словами, как самим своим мироощущением и состоянием, побудительной мотивацией, задачами и целями. Каждый должен помнить, что жизнь ему дается всего один раз, и Богом в этой жизни заложен огромный потенциал интересного, благого и прекрасного. Верующие должны возвеличивать Создателя в начале дня и в конце самым лучшим образом и помнить, что Всевышний дает человеку свое благословение, необходимое для благополучия в земном и небесном мире. Ангелы возносят молитвы за него, чтобы вывести его из многослойной тьмы грехов и печалей, сомнений и смятений, страхов и страданий, и привести к свету, вере, душевной радости. Всевышний был и остается к верующим Милостивым – к тем из людей, чья вера сильна не только на словах, но во всех проявлениях и поступках, в делах их и сердце.

По словам Пророка Мухаммада ﷺ, когда один мусульманин молится за другого в его отсутствие, эту мольбу сопровождают ангелы своими мольбами ко Всевышнему, чтобы Аллах принял ее и одарил молящегося самым наилучшим образом тем, что он просит за другого. (Муслим)

По словам Пророка Мухаммада ﷺ, за любого человека молятся ангелы, пока он не сходит с того места, на котором совершают намаз и пока его состояние ритуальной чистоты не нарушится. Пока верующий находится в молитве и в состоянии ритуальной чистоты, ангелы обращаются к Богу с мольбой о прощении прегрешений его и о помиловании для него. (Бухари, Муслим)

Сказано также, что на пятничную проповедь и молитву становятся ангелы на входах во все мечети мира, смотрят и записывают тех верующих, которые входят первыми в мечеть, помещая их имена в ангельские списки благословенных. Те, кто приходит заблаговременно, первыми за час до начала пятничной молитвы или джума-намаза, больше получат от Аллаха благодатного воздаяния. В момент, когда к собравшимся входит и садится на минбар имам, ангелы свои списки сворачивают и готовятся слушать внимательно проповедь.

Особое отношение у ангелов к людям щедрым. Сказано, что два ангела спускаются в наш мир каждое утро, и один из них обращается к Богу с мольбой о том, чтобы воздал Он щедрому значительной прибылью как в духовном плане, так и в материальном, удаляя от его судьбы беды и неприятности. Второй же обращается с мольбой к Господу, чтобы воздал он скупому убытком или потерей. Каждый верующий должен проявлять свою щедрость прежде всего к своей семье, к родственникам, гостям, а также проявлять щедрость в совершении добрых дел.

Для верующих ангелы являются покровителями, составляют их опору и поддержку как в мирской жизни, так и в вечном мире. Они сулят богобоязненным в Раю все то, что может пожелать человек и чего он попросит.

Ангелы могилы

Тех же людей, которые не верят или не определились в своей вере, желающих усидеть на двух стульях, ангелы будут также оберегать, как и всех остальных, и защищать их. Их дела будут тоже зафиксированы. Когда же наступит их смерть и они так и не уверуют, не осознают постулаты веры и не определятся с тем, что является единственно ценным и важным, не осознают непостижимость Бога и Его единственность, отношение ангелов к таким неверующим, атеистам, лицемерам и язычникам резко изменится.

Сказано, что умерщвлять таких людей будут ангелы, сопровождая их смерть ударами по спине и лицу металлическими дубинами, и итог их будет плачевным, по причине того, что они неустанно следовали в своей жизни делам, вызывающим Гнев Божий, хотя в земном мире у них было право выбора, используя которое, они выбрали греховный путь и скверную судьбу, совершая порочные поступки, пренебрегая довольством Бога, отвернувшись от пути веры и благочестия. И все их благие дела, которые они совершили в своей жизни, будут обрушены Господом за то, что жизнь свою они прожили без веры, не соблюдая постулаты Бога, и все светлые проблески их благих деяний затмит мгла грехов. Жирной точкой в конце их пути станет отсутствие веры – эта точка перечеркнет все надежды их на спасение.

Сказано, что нет никого грешнее, чем те, кто измышляет клевету или ложь в адрес Бога, кто говорит о получении им Божественного Откровения, не получая ничего, и кто имеет смелость утверждать, что ниспошлет Священное Писание, подобное тому, что ниспослал Бог. Состояние таких безбожников, «смелых» грешников, тиранов, которые притесняли других или себя, будет плачевным и ужасным – они будут агонизировать в пучине боли, которая овладеет ими в момент смерти, когда душа будет отделяться от тела. Тогда воскликнут ангелы с распростертыми руками: «Выводите свои души!», но душа не пожелает выходить из тела, и тогда они начнут насильно вырывать душу из живой материи. И в этот момент воздастся таким людям унизительными наказаниями за всю ту ложь, которую говорили они о Боге, за их надменность и высокомерие перед знамениями Бога.

Ночь могущества и нисхождение ангелов

Ляйлятуль-кадр – величественная святая ночь в Исламе в месяц поста Рамадан, выпадает на одну из последних десяти нечетных ночей. В эту святую ночь поклонение Богу, и любые благие деяния, даже самые мелкие и бытовые, для Божественного воздаяния имеют большую силу и более значимы, чем те, которые совершал человек на протяжении множества месяцев.

Об этом сказано в Священной Книге Коран: в святую ночь Ляйлятуль-кадр (Ночь могущества) был низведен на землю Всевышним Аллахом Священный Коран. Ночь Ляйлятуль-кадр лучше тысячи месяцев. Сказано, что в эту ночь ангелы спускаются на землю, и с ними архангел Джабраил (Гавриил), и ангельское присутствие ощущается в каждом деле. В эту ночь до самого рассвета устанавливается мир и спокойствие в делах верующих.

В переводе с арабского языка слово «аль-кадр» переводится как «теснота», и, по мнению некоторых богословов, в ночь Ляйлятуль-кадр на землю спускается огромное количество ангелов – их становится настолько много на земле, что им становится тесно.

Крылья ангелов

Ангелы обладают крыльями – их может быть по два, а также по три и по четыре, и больше. Бог может преувеличить то, что пожелает в своем творении, потому что Создатель способен создать все, что Он пожелает, и человеческое сознание не способно даже представить масштабы творения Бога.

Приводится в хадисе случай, когда Пророку Мухаммаду ﷺ посчастливилось увидеть архангела Джабраила – у которого было шестьсот крыльев, и между каждой парой крыльев расстояние составляло размеры между востоком и западом, восходом и закатом.

Отношение ангелов к науке и искусствам

По словам Пророка Мухаммада ﷺ, Бог облегчает путь в Рай для тех, которые приобщают себя к новым знаниям, кто идет по своему жизненному пути в стремлении приобрести благое, полезное знание о Всевышнем Аллахе и религии Ислам. Для таких людей ангелы расстилают свои крылья, проявляют к ним свое уважение и показывая им свое довольство. Все живое в земном мире и небесном молится за ученых, которые прошли многоуровневый путь в теории исламских наук, реализовывая приобретенные знания на практике с искренностью и неизменностью. (Абу Дауд, Тирмизи и другие).

Относительно искусства, особенно изобразительного, отношение у ангелов строится на некоторых принципах. По словам Посланника Аллаха ﷺ в хадисе, переданном Бухари и Муслимом, ангелы не заходят в те помещения, где есть тасавир и тамасиль, где находится изображение. По мнению имама аль-Хаттаби ангелы не входят в дома, где есть изображения или статуэтки, запрещенные по Исламу. Если же у статуэток нет четких контуров человеческого лица или они не имеют никакого отношения к изображению человеческих лиц и животных, то такие предметы искусства не противоречат Шариату и не мешают присутствию ангелов.

Кого проклинают ангелы?

Также Пророк Мухаммад ﷺ в хадисе говорил, что ангелы проклинают, направляющего на других людей оружие, до тех пор, пока он не опустит оружие (Муслим). Это касается как серьезной угрозы, так и оружия, поднятого в шутку – любое действие, при котором оружие направляется на человека, недопустимо с точки зрения ислама. Исключение составляет лишь тот случай, когда оружие поднимается при крайней необходимости, для самозащиты и т.п.

Роль ангелов во время Конца Света и Дня воскрешения

В Святом Писании описывается то, каковы будут действия ангелов, когда наступит Конец Света и настанет День воскрешения: «И послышится звук Горна, и все, кто на небесах, умрут, и все, кто на земле, умрут, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить» (сура 39:68). Речь идет о некоторых ангелах, которые также будут умерщвлены, но позже.

Далее рассказывается о том, что после этого, когда все, включая ангела смерти, будет умерщвлены, вновь раздастся сигнал трубы или Горна, и тогда все, кто умер, включая людей, джиннов и ангелов, будут стоять и смотреть. Речь идет о том, что в этот момент мир душ откроется, и каждая душа, включая все те, которые умерли очень давно, снова будут устремлены в свои восстановленные тела. И тогда, когда они откроют глаза, они увидят весь ужас Судного Дня, масштаб которого нельзя будет охватить взглядом. Период, который пройдет между моментом, когда все будут умерщвлены, и тем моментом, когда все будут оживлены, составит сорок лет, но только Бог знает, какие именно года или какой другой промежуток времени имеется в виду, поскольку в хадисе, Абу Хурейра не сообщил, что конкретно имеется ввиду под словом сорок. Архангел Исрафиль будет тем, кто подаст первый сигнал Горна и второй сигнал.

В Судный День ангелы ниспустятся с небес рядами и заполнят все небесное пространство, выполняя приказы Всевышнего относительно людей и джинов, грешников из них ангелы будут хватать и направлять к их месту отчета или наказания, а богобоязненных к месту спасения: «В тот день, когда Дух (Архангел Джабраил) и ангелы станут рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому позволит Милостивый, и говорить они будут правду» (сура Весть, 38 аят), «и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» (сура Рассвет, 22 аят).

Ангелы, являясь почетными слугами у Бога, никогда не опережают слов Творца и не промолвят лишнего слова, а будут делать только то, что повелевает Господь. Бог держит мир ангелов, джинов и людей под полным контролем, Он знает о них все – и их прошлое, и будущее, через сущность ангелов проявляется святая сущность Творца в его совершенных качествах и характеристиках.

Ангелы не смогут заступиться за кого-либо и не смогут ходатайствовать, если Господь не одобрит это. Несмотря на всю их могущественность и величие, в сравнении с которым планеты и галактики будут подобны лишь футбольному мячу, ангелы всегда полны трепета перед Богом, восславляют, восхваляют и возвеличивают своего Творца.

В Святом Писании сказано, что ангелов на небесах великое множество, и их количество не сосчитать, но заступничество их ничего не стоит и веса не имеет, если только Всевышний не разрешит этого относительно определенных людей или джиннов, которые заслужили Его довольство.

Ангелы Рая и Ада

В Святом Писании сказано, что набожные люди окажутся после смерти в райских садах поблизости от благословенных источников, и ангелы обратятся к ним со словами, приглашающими войти с ощущением умиротворенности и безопасности. На подступах к Раю ангелы стражники райских ворот будут пропускать и приветствовать спасшихся людей и джинов. В Раю не будет всего того, что представляло угрозу в земном мире – преступности, посягательств на имущество или жизнь человека. Всевышний удалит из сердец людей ненависть и злобу, которые охватывают любого человека на протяжении его земной жизни, и все жители райских садов станут как братья, не будут испытывать неприязнь или неуважение к друг другу. Человеку, попавшему в Рай, не придется страдать и утомляться, заниматься тяжким трудом, его не постигнет депрессия или стрессы, и он останется в райских садах навечно.

Тех, кто попадет в адское пламя, встретят девятнадцать ангелов, которые управляют Адом. По одному из мнений, в Аду девятнадцать ангелов-руководителей, а в их подчинении находится огромное количество ангелов, по другому мнению, девятнадцать разновидностей ангелов управляют Адом, и общее их количество велико и неизвестно. Только Создатель знает их точное число, а также степень их силы и мощи. В Святом Писании сказано, что ангелы, которые управляют Адом, жестоки и неподкупны, их нельзя устрашить или растрогать, они сильны, но во всем покорны Всевышнему Аллаху.

Мусульманину всегда следует помнить о том, что вера в мир ангелов является вторым столпом веры ислама, и суть его в том, что мусульманин должен быть свободным от сомнений и твердо верить в существование сотворенных Всевышним Аллахом ангелов из света и покорных Его велению.

Откуда берется ангел-хранитель?


— Естественно, он не рождается с нами. Искони ангелам вверено служение охранять человека и помогать в борьбе со злом. Классический пример: ангел — спутник Товии, о котором рассказано в книге Товита.

Ангелы могут охранять целые народы, о чем сказано в книге Второзакония: «Всевышний поставил пределы народов по числу ангелов Божииих» (Втор.32:8. Текст дается по Септуагинте и Славянской Библии). Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, они «оберегают области земли и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом». «Сии умы, — пишет святитель Григорий Богослов, — прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему…». В Книге пророка Даниила такие ангелы названы «князьями» (т. е. правителями) иудейского, греческого и персидского царств (Дан.10:13-21). В Откровении Иоанна Богослова говорится об Ангелах семи Малоазийских Церквей. На основании этого некоторые отцы Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов и др.) утверждали, что ангелов-хранителей имеет каждая христианская Церковь. «Вас печалит, — обращается святитель Василий к пресвитерам Никопольской Церкви, — что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами ангел — блюститель Церкви».

Фактом ветхозаветного и новозаветного откровения является то, что ангела-хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Господа и избавляет их» (Пс.33:8) В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая нас быть «как дети» (Мф.18:3), указывал, что благодаря чистоте и непорочности детей их ангелы пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца Небесного» (Мф.18:10).

И естественно, что ангел-хранитель переходит от человека к человеку после окончания первым его жизненного пути.

В силу нашей тесной связи с ангелом-хранителем мы должны постоянно молиться ему и призывать его помощь и содействие на нашем жизненном пути. И да поможет нам Бог быть чутким к его тихому увещающему гласу, наставляющему нас ко спасению.

С диаконом Владимиром Василиком

«Россказ экзорциста”

о. Габриель Аморт

Перевод с полского: Юлия Красненкова

Центральное место Христа в Божьем мирозданье

Сначала сатана был ангелом, сотворенным Богом, но из-за своего падения, стал злым духом. Но нельзя говорить о нем и об экзорцистах без предварительного объяснения, по крайней мере, в сокращенном виде, некоторых основных понятий и истин о Божьем деле сотворения. Наверно, я не скажу ничего нового, но, по крайней мере, дам возможность какому-нибудь читателю по-другому посмотреть на представленную тему.

Очень часто мы по привычке неверно понимаем дело сотворения, и ошибаемся в очередности событий. Мы думаем, что в один прекрасный день Бог создал ангелов. Потом испытал их, непонятно даже как, но в результате этого ангелы разделились на добрых и злых духов: ангелы были награждены жизнью на небе, а злые духи низвергнуты в ад. Потом, в другой день, как принято думать, Бог создал мир, царство минералов, растений, животных и, наконец, человека. Адам и Ева согрешили, потому что послушались сатану, а не Бога. Тогда Бог подумал о том, чтобы послать Своего Сына, и таким образом спасти всех людей.

Но не этому учат Священное Писание и Отцы Церкви. Понимая таким образом мир ангелов и мир сотворенный, мы исключаем их связь со Христом. Между тем следует внимательно прочитать вступление к Евангелию от Иоанна и два христологических гимна, которыми начинаются Послания св. Павла к Ефесянам и Колоссянам. Христос – Первенец, рожденный прежде всякой твари, все Им и для Него создано. Никакого обоснования не имеют теологические рассуждения, задающие вопрос: «пришел бы Христос в мир, если бы Адам не согрешил?». Христос – это центр всего творения. В Нем находят полноту все созданное, как небесное (ангелы), так и земное (люди и весь мир). Правильно говорят, что после грехопадения наших прародителей пришествие Христа в мир приобрело особенное значение: Он пришел, как Спаситель. Сущность Его миссии в пасхальной тайне: через смерть на кресте, Христос примирил с Богом все сотворенное – на небе и на земле.

От этого христоцентричного истолкования зависит роль каждого творения. И поэтому мы не можем здесь не упомянуть роль Девы Марии. Если Первенец, рожденный прежде всякой твари – Воплощенное Слово, то Бог не мог не подумать, прежде чем создать все остальное, о Той, в ком Воплощение должно было совершиться. Отсюда Ее единственная в своем роде связь с Пресвятой Троицей.

Следует также рассмотреть влияние и власть Христа над ангелами и злыми духами. Относительно ангелов некоторые богословы считают, что они были допущены к счастливому созерцанию Бога только благодаря побеждающей силе тайны креста Христова. Многие Отцы Церкви интересно рассуждают на эту тему. Например, у св. Афанасия мы читаем, что ангелы также благодарны Крови Христовой за свое спасение. Когда же речь идет о демонах, то в Евангелиях мы находим многочисленные предостережения на эту тему: Христос Своим крестом разрушил царство дьявола и положил начало царству Божьему. Бесноватые из страны Гергесинской кричали: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Матф. 8,29). Здесь ясно указана сила дьявола, которая будет частично обезврежена Христом, хотя и не совсем уничтожена. Дьявол будет иметь силу и дальше, пока спасение не совершится в полноте, когда клеветник братий наших не будет низвержен (Откр. 12,10). Для глубокого размышления и понимания роли Марии, Неприятельницы сатаны с самого начала истории спасения, рекомендую прочитать прекрасную книгу о. Кандидо Амантини «Il mistero di Maria» (Тайна Марии), Neapol 1971.

В свете центрального места Христа в деле сотворения, можно ясно увидеть план Божий, в котором все вещи были весьма хорошо созданы через Него и для Него. Можно также увидеть деятельность дьявола, врага, искусителя, клеветника, с чьей подачи в сотворенный мир пришло зло, страдание, грех и смерть. Можно увидеть обновление замысла Божьего, которое совершил Христос, пролив Свою кровь на кресте.

Ясно можно увидеть силу дьявола. Иисус называет его князь мира сего (Иоанн 14,30); св. Павел говорит о нем, как о боге века сего (2Кор. 4,4); св. Иоанн говорит, что весь мир лежит во зле (1Иоанн. 5,19), понимая под словом мир все то, что противостоит Богу. Сатана был самым прекрасным созданием среди ангелов, а стал самым ужасным из злых духов и их предводителем. Злые духи также связаны между собой четкой иерархией и сохраняют звания, которые имели, будучи ангелами: Престолы, Господства, Власти…. Однако эта иерархия основана на рабстве, а не на любви, как у тех ангелов, чьим предводителем является св. Архангел Михаил.

Также очень четко можно увидеть дело Христа, Который низложил царство сатаны, и основал царство Божье. Поэтому особенное значение имеют события, когда Иисус освобождает одержимых: когда св. Петр говорит Корнелию о спасительном деле Христа, он не приводит в пример других чудес, только подчеркивает, что Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом (Деяния 10,38). Понятно, почему первым повелением, которое дал Иисус Апостолам, было повеление изгонять бесов (Матф. 10,1). Такую власть имеют все верующие: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов» (Марк 16,17). Таким образом Иисус возвращает и обновляет Божий порядок, уничтоженный восстанием некоторых ангелов и грехом прародителей.

Поэтому мы должны понимать, что зло, страдание и ад (т.е. вечное мучение, которое никогда не закончится) не созданы Богом.

Однажды о. Кандидо изгонял демона. Под конец экзорцизма он обратился к нему с насмешкой: «Убирайся отсюда! Бог приготовил тебе прекрасное, хорошо нагретое жилище!». Демон ответил ему: «Ты ничего не понимаешь. Это не Бог создал ад. Мы сами его создали. Он о нем даже не думал». Когда я в подобной ситуации спросил демона, желая узнать, принимал ли он участие в создании ада, то услышал в ответ: «Мы все внесли свой вклад».

Центральное место Христа в деле сотворения и обновления сотворенного, совершенного благодаря Искуплению – это основа для понимания Божьего замысла и цели человека. Правда, ангелы и люди были созданы по своей природе свободными и разумными. Когда я слышу, что кто-то говорит, путая всеведение Божье с предопределением, что Бог заранее знает, кто спасется, а кто будет осужден, и поэтому все усилия напрасны, я обычно напоминаю такому человеку четыре истины, записанные в Священном Писании: 1. Бог хочет, чтобы все люди спаслись; 2. Никто не предназначен для осуждения; 3. Иисус умер за всех людей; 4. Каждый получает благодать, необходимую для спасения.

Та истина, что Христос является центром мирозданья и всей истории, говорит нам, что, только веруя во Имя Его, мы можем побеждать и избавляться от рук врага нашего спасения – дьявола.

Когда молитва экзорцизма подходит к концу, если речь идет о тяжелом случае, то есть о полной одержимости злым духом, обычно я читаю христологичный гимн из Послания св. Павла к Филиппийцам (Фил. 2,6-11). Когда я дохожу до слов: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних», я преклоняю колени, становятся на колени также все присутствующие и всегда принуждаю встать на колени одержимого. Это важная минута, она производит сильное впечатление на окружающих. Я убежден, что тогда сонмы ангелов находятся рядом с нами и тоже преклоняют колени перед именем Иисуса.

Сила сатаны

Тема настоящей книги касается практической стороны вопроса и не позволяет мне глубоко затронуть его теологический аспект, который имеет большое значение. Я коснусь его только поверхностно, так, как я делал это в предыдущей главе. Правда такова, что только экзорцист с большой буквы, такой, как о. Кандидо, привыкший за 36 лет разговаривать с демонами и обладающий глубокими познаниями в области теологии, знающий Библию, может обсуждать темы, которые раньше теология особо не рассматривала, например, грех взбунтовавшихся ангелов. Бог сотворил все согласно монолитному плану, поэтому каждая часть этого плана влияет позитивно или негативно на все целое. Теология будет неполной и непонятной до тех пор, пока в полноте своей не раскроется истина, говорящая о мире ангелов. Теология, которая не принимает во внимание дьявола, хромает и никогда не сможет понять и оценить важность Искупления.

Я начал свои размышления от Христа – центра всего сотворенного. Ибо Им создано все, что на небесах (ангелы) и что на земле (мир, воспринимаемый чувствами, во главе которого стоит человек). Прекрасно было бы говорить только о Христе, но это не отразило бы всей истины, заключенной в Его учении и деятельности. Не познав Его правду в полноте, мы никогда не смогли бы Его понять. Священное Писание говорит нам о Царстве Божьем, и оно же говорит о царстве дьявола; о силе Бога, Единого Создателя и Господа мирозданья, и в то же время о силе тьмы; о детях Божьих и о детях дьявола. Нельзя понять Искупления, совершенного Христом, не беря в расчет разрушительного действия дьявола.

Сатана, как ангел, был самым совершенным творением, какое только создали руки Божьи. Он был наделен властью над другими ангелами, и ему казалось, что он имеет власть над всем, что создал Бог. В действительности он не понимал Божьего плана. Монолитный план сотворения в полноте своей предвидел Личность Христа. Поэтому сатана и взбунтовался. Он хотел быть первым, и самым совершенным творением, центром созданного мира, даже вопреки замыслам Бога. Он стремится любой ценой господствовать в мире (весь мир лежит во зле – 1 Иоанн 5,19) и подчинить себе человека, отбросив указания, которые дал ему Бог. Ему удалось это в случае с нашими прародителями Адамом и Евой. Он также рассчитывал, что при поддержке «третьей части ангелов», которая, согласно Откровению, пошла за ним восстав против Бога, ему удастся также получить власть над всеми людьми и всем сотворенным миром.

Бог никогда не отрекается от Своих творений. Поэтому даже сатана и падшие ангелы, хоть и отделились от Бога, и дальше сохраняют свою власть и иерархию (престолы, господства, власти…), даже если используют это для зла. Святой Августин не преувеличивает, когда утверждает, что, если бы Бог позволил сатане делать, что ему хочется, «никто бы из нас не остался в живых». Не имея возможности лишить нас жизни, дьявол старается сделать нас своими сторонниками, чтобы мы, также, как и он, противостали Богу.

В этой перспективе мы должны видеть дело Спасителя. Иисус пришел, чтобы разрушить дела дьявола (1Иоанн. 3,8), чтобы избавить человека от рабства сатаны и основать Царство Божье. Во время между первым пришествием Христа и вторым, триумфальным пришествием Христа, как Судьи, злой дух хочет захватить как можно больше людей. Это война, которую он ведет, как безумец, зная, что уже побежден, зная, что не много ему остается времени (Откр. 12,12). Поэтому св. Павел говорит нам со всей откровенностью, что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Ефес. 6, 12).

Хочу особенно подчеркнуть, что Священное Писание всегда говорит об ангелах и злых духах (здесь я в основном говорю о сатане), как о духовных сущностях, и вместе с тем, это личности, наделенные разумом, волей, свободные и предприимчивые. Совершенно заблуждаются те современные богословы, которые отождествляют сатану с абстрактной идеей зла: это ересь, которая явно противоречит Священному Писанию, учению Отцов Церкви и учительской миссии Церкви. Речь идет об истинах, в которых раньше никто не сомневался, хотя для них никогда не формулировали догматических определений. За одним исключением. На IV Латеранском Соборе утверждалось, что «Дьявол и другие злые духи были сотворены Богом добрыми по своей природе, но сами себя сделали злыми».

Кто отрицает сатану, тот отрицает также и грех, и совершенно не понимает дела, совершенного Христом.

Нужно ясно сказать, что Иисус победил сатану, принеся Самого Себя в жертву, и перед этим возвестив Свое учение: «Если же Я перстом Божьим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Лука 11,20). Иисус сильнее, Он связал сатану (Марк 3,27), отнял его царство, которое, разделившись само в себе, не смогло устоять (Марк 3,26). Иисус отвечает тем, кто предостерегает Его, что Ирод хочет Его убить: «Пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра и в третий день кончу» (Лука 13,32). Иисус дает Апостолам власть изгонять злых духов. Потом распространяет эту власть на других семьдесят учеников, и наконец дает ее всем, кто уверует в Него.

В Деяниях Апостолов автор пишет, что Апостолы начали изгонять бесов после сошествия Святого Духа; точно также будет поступать христиане. Жившие в первые века христианства Отцы Церкви, такие, как св. Юстин и св. Иреней, явно показывают нам, что христианское учение говорит о дьяволе, и о власти, изгоняющей дьявола. После них пришли другие теологи, в их числе Тертуллиан и Ориген. Достаточно перечислить этих четырех авторов, чтобы устыдить многих современных богословов, которые фактически не верят в дьявола и совсем о нем не говорят.

II Ватиканский Собор ясно напомнил незыблемое учение Церкви о дьяволе. В продолжении всей истории человечества идет суровая борьба против сил тьмы. Эта борьба началась у истоков мира и не закончится до последнего дня (Душепастырская Конст. о Церкви в современном мире Gaudium et spes, 37); Человек, которого Бог создал праведным, поддавшись искушению дьявола, уже в начале истории злоупотребил своей свободой, противостав Богу и пожелав достичь своей цели без Него. (…) Часто отказываясь признать Бога своей первопричиной, разрушает соответствующее отношение к своей последней участи (там же, 13). Бог (…) постановил войти в историю человечества новым, завершающим образом, послав Своего Сына в нашем теле, чтобы через Него освободить людей от власти тьмы и сатаны (Декрет о миссионерской деятельности Церкви Ad gentes, 3). Не понимают дела Христова те, кто отвергает существование дьявола и его активной деятельности. Также не понимают они значения спасительной смерти Христа. Ссылаясь на Библейские тексты, II Ватиканский Собор учит: Сын Божий Своей смертью и воскресением вырвал нас из-под власти сатаны (Конст. о святой литургии Sacrosanctum Concilium, 6). Мир (…) был спасен через Христа, распятого и воскресшего после лишения дьявола его силы (Душепастырская конст. о Церкви в современном мире Gaudium et spes, 2).

Сатана, побежденный Христом, борется с Его последователями. Борьба против сил тьмы (…) будет продолжаться до последнего дня, согласно словам Господа (там же, 37). В настоящее время каждый человек находится в состоянии войны, потому что земная жизнь – это испытание его верности Богу. Постараемся тогда во всем угождать Господу и облечемся во всеоружие Божье, чтобы мы могли противостать нападкам дьявольским и устоять в день злой (…). Потому что, прежде чем мы будем царствовать с прославленным Христом, «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5,10). И в конце мира «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Иоанн 5,29; Матф. 25,46) (Догматическая Конст. о Церкви Lumen gentium, 48).

Хотя борьба с сатаной касается людей всех эпох, без сомнения, в какие-то определенные времена истории сила дьявола чувствуется сильней, по крайней мере в общественной жизни, где совершаются многочисленные грехи. Я изучал падение Римской Империи, и смог подробно узнать насколько велико было моральное разложение в ту эпоху. Правдивым и Боговдохновенным свидетельством тому является Послание св. Павла к Римлянам. В нашем веке действие злого духа подтверждают практический материализм и потребительство, которые отравляют Западный мир, а также использование средств массовой информации для зла (хотя сами по себе СМИ – добрая вещь).

Думаю, что предсказание этой особенной атаки злого духа получил папа Леон XIII, когда видел видение. Мы вернемся к нему в конце этой главы.

Каким образом сатана противостоит Богу и Спасителю? Он жаждет для себя чести, принадлежащей только Господу Богу и хочет вероломно подражать христианским институтам. Против Воплощенного Слова, которое искупило человека, ставши человеком, сатана использует идольский культ секса, который превращает тело человека в орудие греха. Кроме того, подражая культу Бога, дьявол имеет свои храмы, свой культ, людей, посвященных ему (часто повязанных кровавым ритуалом), своих почитателей и тех, кто проповедует его обещания. Как Христос дал особенную власть Своим Апостолам и их преемникам, желая принести благо душам и телам, также и дьявол дает особенную власть своим последователям, чтобы привести к падению души и подвергнуть многим болезням тела. Мы еще вернемся к обсуждению этой власти, когда будем говорить о вреде, которое несет колдовство. И еще одно замечание, касающееся темы, которая требует широкого объяснения. Если отрицание существования дьявола является заблуждением, точно также, по общепринятому мнению, заблуждаются те, кто говорит, что существуют другие силы или духовные сущности, о которых ничего не говорится в Священном Писании. Эти сущности – всего лишь вымысел спиритов, любителей эзотерики и оккультизма, или верящих в реинкарнацию и «блуждание душ». Нет никаких добрых духов, кроме ангелов, и никаких злых духов, кроме дьяволов. Души умерших сразу идут в рай или в ад, или в чистилище, как подтвердил Собор Лионский и Собор Флоренский. Умершие, которые приходят во время спиритических сеансов или души умерших, которые подселяются в живых людей, чтобы их мучить, являются демонами. Очень редкие исключения, которые допускает Бог, только подтверждают эту истину. Однако следует признать, что в этой области еще не поставлена точка. Сам о. Ля Груа, рассказывая о том, что он пережил в своей работе с душами, которые были подвержены власти злого духа, выдвинул предположение, объясняющее этот вопрос. Повторяю, это область, которая еще требует глубокого изучения; я планирую заняться этим в будущем.

Некоторые люди удивляются тому, что злой дух может искушать человека или вообще захватить его тело (душу никогда, разве только человек сам отдаст ему душу добровольно) через одержимость или мучения. Здесь можно вспомнить, что об этом говорит Откровение (12,7-9; 13): И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. (…) Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужского пола. Жена, облеченная в солнце, которая родила Иисуса (ясно, что здесь говорится о Пресвятой Деве). Все усилия дракона оказались напрасными. И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божьи и имеющими свидетельство Иисуса Христа.

Из многочисленных докладов Иоанна Павла II о сатане, я привожу один фрагмент от 24 мая 1987 года. Во время посещения Санктуария св. Архангела Михаила папа сказал: Эта борьба против злого духа, которую ведет св. Архангел Михаил, продолжается также и сегодня, потому что злой дух все еще живет и действует в мире. Разумеется, зло, которое от него исходит, беспорядок, который встречаем в обществе, хаос и внутренний разлом человека, являющегося его жертвой – все это не только следствия первородного греха, но также результат подлой и мрачной деятельности дьявола.

В последнем предложении явно говорится о поражении змея Богом. Об этом же говорит Книга Бытия (3,15): И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову. Находится ли сатана уже в аду? Когда произошла война между ангелами и злыми духами? На эти вопросы нельзя ответить, не беря во внимание двух факторов: пребывание в аду – это больше состояние, чем место. Ангелы и злые духи – сущности чисто духовные, поэтому понятие места по отношению к ним имеет другое значение, нежели по отношению к нам. То же самое можно сказать о времени: измерение времени для духов и для нас проходит совершенно по-разному.

Откровение говорит нам, что злые духи были низвержены на землю; их последнее наказание еще не наступило, хотя необратимый выбор, который отделил ангелов от злых духов, уже совершился. Демоны все еще обладают властью, с дозволения Бога, хотя им немного осталось времени. Поэтому они кричат Иисусу: «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Матф. 8,29). Иисус – единственный Судья, и Он присоединит к Себе Свое мистическое тело. Именно так следует понимать слова св. Павла: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» (1 Кор. 6,3). Для того, чтобы сохранить свою временную власть, злые духи, которыми был одержим человек из Гадаринской страны, обратившись к Иисусу, просили Его, чтобы Он не велел им идти в бездну, но позволил им войти в стадо свиней (Лука 8, 31-32). Когда злой дух выходит из человека и идет в ад, это становится для него, как бы последней смертью. Поэтому он избегает этого, как только может. Но он должен будет заплатить за страдания людей необъятным вечным наказанием. Св. Петр очень понятно объясняет, что последний приговор злым духам еще не оглашен: «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Петра 2,4). Ангелы также получат увеличение славы за добро, которое они нам делали, поэтому очень полезно прибегать к ним и призывать их на помощь.

Какой вред может принести сатана людям, пока они живут? Трудно найти работы, которые освещали бы эту проблему, хотя бы потому, что не хватает общего словарного запаса. Поэтому я постараюсь максимально уточнять значение понятий, которыми буду пользоваться в этой книге.

Существует обычное действие злого духа, которое направлено на всех людей: это искушение злом. Даже Сам Иисус согласился принять человеческую участь, и позволил сатане искушать Себя. Не буду сейчас подробно рассматривать эту деятельность злого духа, не потому что она маловажна, а потому, что моя цель – показать чрезвычайные действия дьявола, которые Бог позволяет ему совершать только в определенных случаях. Эти чрезвычайные действия можно поделить на пять разных форм, которые я постараюсь сейчас объяснить.

  1. Физические страдания, которые причиняет дьявол извне. Здесь идет речь о явлениях, которые мы встречаем, читая биографии многих святых. Мы знаем, что св. Павел Креста, Арский пастырь, отец Пио и многие другие были биты, их бичевали и били палкой злые духи. Я не задержусь на этой форме деятельности дьявола, потому что в подобных случаях никогда не было внутреннего влияния дьявола на человека, которого он мучил, и не нужно было совершать молитвы экзорцизма. В крайнем случае, достаточно было горячей молитвы людей, которые знали, что происходит с человеком, испытывающим страдания. Я бы скорее хотел остановиться на остальных четырех формах, которые непосредственно интересуют экзорцистов.
  2. Дьявольская одержимость. Это невыразимое мучение. Такое происходит, если злой дух овладевает телом (не душой) человека и велит ему что-либо делать или говорить по-своему усмотрению. Жертва не может ничему сопротивляться и не несет моральной ответственности. Чаще всего эта форма выступает в сверхъестественных проявлениях, похожих на те, что показаны в фильме «Экзорцист», или выражается в ярких симптомах, перечисленных также в Ритуале: говорении на иных языках, чрезвычайной силой, рассказах о тайных делах. В Евангелиях показательным примером является одержимый из Гадаринской страны. Но нужно четко уяснить, что существует много видов дьявольской одержимости. Они отличаются друг от друга тяжестью состояния и симптомами. Среди многочисленных случаев, с которыми я встречался, был и такой, когда люди с полной одержимостью, во время молитвы экзорцизма оставались совершенно немыми и неподвижными. Я мог бы привести разные примеры одержимости, с разными симптомами.
  3. Мучение, насылаемое дьяволом. Это разного рода страдания и болезни, как легкие, так и очень серьезные, которые, однако не связаны с одержимостью, не лишают сознания, не заставляют совершать поступки или произносить слова, за которые нельзя привлечь к ответственности. Вот несколько Библейских примеров. Иов не был одержим дьяволом, но дьявол страшно в него ударил. Иов потерял детей, имущество, здоровье. Скорченная женщина и глухонемой, которых исцелил Иисус, не были полностью одержимы дьяволом, но воздействие злого духа спровоцировало у них физические болезни. Св. Павел однозначно не был одержимым, но испытал на себе мучения, насылаемые злым духом, которые отразились на физическом здоровье: «И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился» (2 Кор. 12,7). Здесь идет речь о физическом страдании. Нет сомнения, что причиной этого страдания, было некое деяние злого духа.

Одержимость сегодня очень редко встречается, но мы, экзорцисты, сталкиваемся со многими людьми, которым злой дух причинил большой вред – испортил здоровье, лишил материальных благ, работы, рассорил с близкими…. Распознать в этом случае причины болезней и страданий (то есть узнать, является ли причиной злой дух или нет) и исцелить человека не легче, чем распознать и исцелить явную одержимость. Их сила может быть другой, но их также трудно распознать, и также требуется время для исцеления.

  1. Дьявольская мания. Здесь речь идет о неожиданных приступах, которые иногда становятся хроническими, маниакальных мыслях, часто нелепых, от которых, однако, жертва не в состоянии освободиться. Поэтому человек, страдающий чем-либо похожим находится в состоянии хронического изнеможения, отчаяния, думает о самоубийстве. Почти всегда такая мания влияет на сон и на сновидения. Кто-нибудь скажет мне, что это симптомы болезни, и здесь необходимо лечение у психиатра. Также, как и всем остальным проявлениям можно найти объяснение с точки зрения психиатрии, парапсихологии и т.д. Однако бывают случаи, совершенно выходящие за рамки научных исследований, когда становятся видимыми действия некоего злого духа и его присутствия. Разницу можно увидеть, только в процессе обучения и практики.
  2. Нападения дьявола. Это нападения злого духа на дома, предметы, животных. Я не хочу говорить сейчас об этом способе дьявольского воздействия, вернусь к нему в следующих главах книги. А сейчас я только объясню, что значит понятие «нападение»: я не отношу его к людям, к которым можно применить другие термины, определяющие действия злого духа: одержимость, мучения, мания.

Как мы можем защититься от вышеперечисленных видов зла? Сразу отвечу, хотя думаю, что этого правила недостаточно. Итак, согласно Ритуалу, молитвы экзорцизма необходимы только в случае настоящей одержимости злым духом. В действительности же мы, экзорцисты, занимаемся всеми случаями, где только есть подозрение на влияния злого духа. Если речь идет о других случаях, не являющихся одержимостью, то здесь достаточно общих средств, дающих благодать: молитва, таинства, милостыня, ревностная христианская жизнь, прощение обид, постоянное обращение ко Христу, Пресвятой Деве, ангелам и святым. Над последним советом хотел бы немного задержаться. С большой радостью заканчиваю главу о сатане, противнике Христа, размышлением об ангелах. Они наши большие союзники, которым мы многим обязаны. Сегодня большой ошибкой является то, что о них так мало говорят. Каждый из нас имеет своего Ангела Хранителя, верного друга, который неустанно заботится о нас с того момента, как мы были зачаты и до самой смерти. Он хранит наши души и тела, а мы чаще всего о нем не думаем. Мы знаем, что каждый народ имеет своего личного ангела, и наверно у каждой общины тоже есть свой ангел. Может быть ангел есть и у каждой семьи, хотя этого мы точно не знаем. Однако знаем, что ангелы очень многочисленны и стремятся делать нам добро, тем более, что злые духи стараются нам вредить.

Священное Писание часто говорит нам об ангелах, которым Бог поручает разные задания. Мы знаем имя князя ангелов – св. Михаил. У ангелов также существует иерархия, основанная на любви и управляемая Божьим законом, «чьей волей есть наш мир», как говорил Данте Алигьери. Мы знаем также имена двух других архангелов: Гавриил и Рафаил. Один из апокрифов рассказывает нам о четвертом – Урииле. На основе Священного Писания, мы можем поделить ангелов на девять хоров: Начальства, Господства, Власти, Престолы, Силы, Ангелы, Архангелы, Херувимы, Серафимы. Разве верующий человек, живущий в присутствии Пресвятой Троицы, и даже имеющий Ее в себе, который уверен, что о нем всегда заботится Мать самого Бога и может рассчитывать на непрестанную помощь ангелов и святых, разве такой верующий человек может чувствовать себя одиноким или притесняемым злом? В жизни верующего человека всегда есть страдание, потому что это дорога креста, нашего спасения, но не должно быть места для грусти и удрученности. Верующий человек всегда готов свидетельствовать о надежде, которая поддерживает его (1 Петра 3,15).

Разумеется, верующий человек должен быть верным Богу и бояться греха. У нас есть чудесное средство, в котором мы черпаем силу. Св. Иоанн, не сомневаясь, утверждает: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога не грешит, но рожденный от Бога хранит себя и лукавый не прикасается к нему» (1 Иоанн. 5,18). Если наша слабость иногда приводит нас к падению, мы должны сразу подняться и воспользоваться этим прекрасным средством, данным нам Божьим милосердием: искренно сожалеть о грехах и рассказать о них на святой исповеди.

Ангелы — это такие бесплотные духовные существа, существующие в иудейской, христианской и мусульманской религиях. В переводе с греческого «angelos» означает «вестник» — ведь считается, что именно через них Бог являет людям свою волю. Из-за близости к небесам и высшим силам ангелы стали нарицательным понятием — как символ служения, духовности, заступничества и света. Однако и у них бывают промахи: некоторые ангелы, взбунтовавшись, перестали служить Богу и перешли на тёмную сторону. За такой проступок их, конечно же, немедленно свергают с небес — и те буквально становятся падшими ангелами.

Иллюстрации Гюстава Доре к поэме Дж. Мильтона «Потерянный рай», 1866

Помимо своего местожительства падшие ангелы меняют ещё и название. Теперь их называют аггелами. А́ггел — это грамматически искусственный термин для обозначения «злых вестников». Интересно, что слова «аггел» и «ангел» пишутся в церковнославянском языке одинаково, но при этом ангел имеет над собой титло —волнистую линию (~), которая при написании обозначала священные понятия. Аггелы же, ставшие падшими ангелами и утерявшие святость, пишутся без этого знака. Поэтому принято говорить «ангелы Божии» и «аггелы Сатаны» — но никак не «ангелы» во втором случае.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *