Анна по церковному календарю

Православный Церковный календарь

Краткие жития преподобных Анны и Иоанна Вифинских

Пре­по­доб­ная Ан­на и сын ее свя­той Иоанн жи­ли в Ви­зан­тии. Свя­тая Ан­на бы­ла до­че­рью диа­ко­на Влахерн­ской церк­ви в Кон­стан­ти­но­по­ле. По­сле смер­ти му­жа, одев­шись в муж­скую одеж­ду, под име­нем Ев­фи­ми­а­на вме­сте со сво­им сы­ном свя­тым Иоан­ном она ста­ла под­ви­зать­ся в од­ной из Вифин­ских оби­те­лей, близ Олим­па. Скон­ча­лась пре­по­доб­ная Ан­на в Кон­стан­ти­но­по­ле в 826 го­ду.

Полные жития преподобных Анны и Иоанна Вифинских

Бла­жен­ная Ан­на ро­ди­лась в Ви­зан­тии; отец ее был диа­ко­ном Влахерн­ской церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ра­но ли­шив­шись сво­е­го от­ца, Ан­на оста­лась юною си­ро­тою на по­пе­че­нии баб­ки сво­ей. Ко­гда Ан­на при­шла в воз­раст, баб­ка оза­бо­ти­лась от­дать ее за­муж, хо­тя де­ви­ца и не же­ла­ла то­го. Бу­дучи за­му­жем, бла­го­че­сти­вая же­на хо­ди­ла к дя­де сво­е­му, под­ви­зав­ше­му­ся на Олим­пе. Се­му по­движ­ни­ку по по­ве­ле­нию Льва Ико­но­бор­ца был уре­зан язык, и несмот­ря на это он сво­бод­но и без за­пин­ки мог го­во­рить. Уви­дев Ан­ну, он по­жа­лел, что юная ра­ба Бо­жия от­да­на в су­пру­же­ство.

– За­чем со­пряг­ли с му­жем на­зна­чен­ную к Бо­же­ствен­ным по­дви­гам и тру­дам? – ска­зал он и за­тем, бла­го­сло­вив свя­тую, ото­шел. Ан­на же воз­вра­ти­лась в Ви­зан­тию.

По про­ше­ствии мно­гих лет без­за­кон­ный царь Лев скон­чал­ся, и на цар­ский пре­стол всту­пи­ли бла­го­че­сти­вые и пра­во­слав­ные Кон­стан­тин и Ири­на. Они по­же­ла­ли ви­деть вы­ше­упо­мя­ну­то­го по­движ­ни­ка с Олим­па, чтобы по­лу­чить от него на­зи­да­ние и вы­слу­шать со­ве­ты его. Во вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния в Ви­зан­тии по­движ­ник сно­ва уви­дал­ся со сво­ею пле­мян­ни­цею, бла­жен­ною Ан­ною, и ска­зал ей:

– Му­жай­ся и кре­пись, ча­до, ибо мно­го скор­бей пе­ре­не­сешь ты; знай и то, что ско­ро умрет муж твой, но уже по­сле то­го, как у те­бя ро­дит­ся ди­тя.

Пред­ска­за­ние свя­то­го му­жа ис­пол­ни­лось: у Ан­ны ро­дил­ся от­рок, и, ко­гда он был еще очень юным, муж ее за­хво­рал. Бла­жен­ная Ан­на в это вре­мя го­то­ви­лась сде­лать­ся ма­те­рью дру­го­го мла­ден­ца. И, вот, по про­ше­ствии ше­сто­го ме­ся­ца от за­ча­тия, умер муж ее. Опла­кав му­жа и по­хо­ро­нив его, Ан­на от­да­ла сы­на сво­е­го, рож­ден­на­го до его смер­ти, на по­пе­че­ние од­но­му род­ствен­ни­ку; са­ма же пре­да­лась ве­ли­ким по­дви­гам, мо­лясь то в том, то в дру­гом хра­ме. Про­во­дя та­кую жизнь, она ро­ди­ла дру­го­го мла­ден­ца. В это вре­мя бла­жен­ная Ан­на сно­ва ви­де­лась с олимп­ским по­движ­ни­ком, ко­то­рый при­шел то­гда с Олим­па в Ви­зан­тию. Ан­на по­верг­лась пред ним на зем­лю и, об­ни­мая но­ги его, про­си­ла бла­го­сло­ве­ния. Бла­го­сло­вив ее, ста­рец ска­зал:

– Где твой от­рок, же­но?

Ан­на от­ве­ти­ла:

– Тот от­рок, о ко­то­ром ты пред­ска­зал мне, пре­бы­ва­ет у тво­е­го бра­та и мо­е­го бла­го­де­те­ля; а вот у ме­ня дру­гой от­рок.

Ска­зав это, бла­жен­ная Ан­на ста­ла сте­нать и жа­ло­вать­ся на тя­жесть сво­ей жиз­ни.

– По­мо­лись, чест­ной отец, о де­тях мо­их, – го­во­ри­ла она с горь­ким пла­чем.

На это ста­рец ска­зал ей:

– Не го­во­рил ли я те­бе, что мно­го скор­бей пред­сто­ит пе­ре­не­сти пра­вед­ни­кам. На­доб­но му­жать­ся и тер­петь; ибо ес­ли мы не пре­тер­пим сих скор­бей, то не по­лу­чим оправ­да­ния; так угод­но Гос­по­ду Бо­гу. О де­тях же сво­их ты не бес­по­кой­ся, – так как Гос­подь наш и Вла­ды­ка возь­мет их к Се­бе.

То­гда Ан­на, воз­бла­го­да­рив Бо­га, при­па­ла к но­гам стар­ца и ото­шла от него успо­ко­ен­ною. Вско­ре пред­ска­за­ние олимп­ско­го по­движ­ни­ка ис­пол­ни­лось, ибо де­ти Ан­ны ото­шли ко Гос­по­ду. Раз­дав все име­ние свое ни­щим, бла­жен­ная Ан­на ста­ла об­хо­дить все церк­ви и свя­ты­ни Кон­стан­ти­но­по­ля, усерд­но пре­да­ва­ясь мо­лит­вам. По­том, встре­тив доб­ро­го ино­ка-стар­ца, ко­то­рый так же, как и упо­ми­на­е­мый вы­ше про­зор­ли­вец, под­ви­зал­ся на Олим­пе, она в од­ном со­кро­вен­ном ме­сте при­ня­ла от него мо­на­ше­ский по­стриг и об­лек­лась в мо­на­ше­ские муж­ские одеж­ды, от­ло­жив свои жен­ские. В та­ких одеж­дах, ута­ив свой жен­ский пол, Ан­на при­шла на Олимп. До­стиг­нув од­ной ки­но­вии, она оста­но­ви­лась пред вра­та­ми оби­те­ли и ста­ла умо­лять вра­та­ря, чтобы тот до­пу­стил ее до на­сто­я­те­ля. По обы­чаю вра­тарь опо­ве­стил о ней на­сто­я­те­ля, ко­то­рый и при­звал при­шед­шую к се­бе. При­пав к но­гам его, свя­тая Ан­на мо­ли­ла его, чтобы он при­нял ее в чис­ло бра­тии. Пре­по­дав ей обыч­ное бла­го­сло­ве­ние, сей бо­же­ствен­ный муж под­нял ее и спро­сил:

– Что озна­ча­ет твое при­ше­ствие к нам и как твое имя?

На это Ан­на от­ве­ти­ла:

– При­шел я к чест­ной оби­те­ли тво­ей ра­ди мно­же­ства пре­гре­ше­ний мо­их, чтобы про­ве­сти остав­ше­е­ся вре­мя жиз­ни мо­ей в чи­сто­те и по­лу­чить се­бе по­ми­ло­ва­ние от Гос­по­да в день суд­ный. Имя же мое Ев­фи­ми­ан, я был ев­ну­хом при дво­ре цар­ском.

И ска­зал свя­той ста­рец:

– Ес­ли ты дей­стви­тель­но име­ешь та­кое по­мыш­ле­ние в серд­це сво­ем и же­ла­ешь спа­се­ние ду­ше тво­ей, как ты го­во­ришь, то бе­гай дерз­но­ве­ния и стра­стей, ибо при­ро­да ев­ну­хов склон­на к страст­ным по­мыс­лам.

Ска­зав это, ста­рец со­тво­рил обыч­ную мо­лит­ву и со­при­чис­лил бла­жен­ную к бра­тии. Бу­дучи при­ня­та в чис­ло бра­тии, свя­тая Ан­на ста­ла усерд­но упраж­нять­ся во вся­ких доб­ро­де­те­лях и осо­бен­но в сми­ре­нии, яв­ляя со­бою вы­со­кий об­ра­зец для всех под­ви­зав­ших­ся в ки­но­вии ино­ков.

Меж­ду тем быв­ший слу­жи­тель Ан­ны, ко­то­ро­му бы­ло по­ру­че­но окон­ча­тель­ное устрой­ство ее до­маш­них дел, по окон­ча­нии всех дел от­пра­вил­ся отыс­ки­вать гос­по­жу свою. Об­рет­ши ино­ка, по­стриг­ше­го бла­жен­ную, он стал во­про­шать его:

– Не зна­ешь ли, где гос­по­жа моя, ко­то­рая, оста­вив все зем­ное, взыс­ка­ла небес­ное?

Тот от­вет­ство­вал:

– Что мне из­вест­но о ней, ча­до, от то­го не бу­ду от­ре­кать­ся, ибо от ме­ня она при­ня­ла по­стри­же­ние и мною об­ле­че­на в ино­че­ский муж­ской об­раз; но где она те­перь, – то­го не мо­гу знать на­вер­ное. Впро­чем я слы­шал, что она при­ня­та в чис­ло бра­тии од­но­го из Олимп­ских мо­на­сты­рей. Итак, пой­дем вме­сте в тот мо­на­стырь и рас­спро­сим там о гос­по­же тво­ей.

При­дя к упо­мя­ну­той вы­ше ки­но­вии, они ста­ли рас­спра­ши­вать вра­та­ря и, раз­уз­нав от него от­но­си­тель­но ис­ко­мой, про­си­ли вы­звать ее к ним. Ко­гда свя­тая вы­шла, инок ска­зал ей, ука­зы­вая на слу­гу:

– Вот вер­ный твой слу­га, ко­то­рый мно­го по­стра­дал, отыс­ки­вая те­бя.

По­том они ста­ли мо­лить ее, чтобы свя­тая по­се­ли­лась вме­сте с ни­ми в Олимп­ской Лав­ре. Бла­жен­ная Ан­на скло­ни­лась на их прось­бы и, при­дя к на­сто­я­те­лю, при­ня­ла от него и от бра­тии бла­го­сло­ве­ние и вы­шла от­ту­да. При­дя, вме­сте с ино­ком тем и слу­гою сво­им в Олимпий­скую Лав­ру, Ан­на по­се­ли­лась в ней и пре­бы­ва­ла там дол­гое вре­мя, неустан­но тру­дясь и под­ви­за­ясь.

Бог про­сла­вил свя­тую по­движ­ни­цу да­ром чу­до­тво­ре­ния. Слух о ее чу­де­сах до­стиг от­да­лен­ных стран, и тол­пы на­ро­да при­хо­ди­ли к ино­ку Ев­фи­ми­а­ну, так что оби­тель не мог­ла вме­щать всех при­хо­дя­щих. То­гда на­сто­я­тель Лавры из­ве­стил о де­лах Ев­фи­ми­а­на свя­тей­ше­го Та­ра­сия, пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, по­ве­дав ему, что оби­тель по тес­но­те сво­ей не мо­жет вме­стить всех же­ла­ю­щих ви­деть по­движ­ни­ка. Пат­ри­арх вы­звал свя­тую Ан­ну в сто­ли­цу для бе­сед, а по­том дал ино­кам Лав­ры бо­лее про­стор­ное ме­сто с по­ве­ле­ни­ем по­стро­ить на ней про­стран­ную и боль­шую Лав­ру. Ко­гда но­вая Лав­ра бы­ла по­стро­е­на, бла­жен­ная Ан­на по­се­ли­лась в ней для даль­ней­ших по­дви­гов на спа­се­ние мно­гих. И рас­про­стра­ня­лась сла­ва о ней все даль­ше и даль­ше. Но и в сла­ве сво­ей бла­жен­ная же­на не из­бе­жа­ла скор­бей. Ее ожи­да­ли но­вые на­па­сти по вине од­но­го лже-ино­ка, ока­зав­ше­го­ся на де­ле раз­бой­ни­ком и при­об­щив­ше­го­ся зло­рад­но­му кле­вет­ни­ку – диа­во­лу. Со­вер­шив на­си­лие над од­ной де­ви­цей, он раз­гла­сил, что сей грех со­тво­рен Ев­фи­ми­а­ном. Но свя­тая Ан­на не оскор­би­лась этим и ни во что вме­ни­ла кле­ве­ту, без­ро­пот­но пе­ре­но­ся по­стиг­шую ее на­пасть. Од­на­ко за нее всту­пи­лась од­на бо­го­лю­би­вая жен­щи­на.

Услы­шав мерз­кую кле­ве­ту без­стыд­но­го, она ска­за­ла:

– Смот­ри, брат, не ока­зал­ся бы ев­нух, опо­ро­чи­ва­е­мый то­бою, свя­тою дев­ствен­ни­цею, и не по­стра­дать бы те­бе за гре­хи твои, ибо ты до­сто­ин ог­ня ге­ен­ско­го, без­сла­вя непо­роч­ную и бу­дучи сам по­ви­нен в гре­хе.

Но нече­сти­вый лже-инок и по­сле то­го про­дол­жал при­чи­нять свя­той Анне оби­ды и до­са­жде­ния, по­ка, по во­ле Бо­жи­ей, не бы­ло об­на­ру­же­но, что под ви­дом ино­ка Ев­фи­ми­а­на под­ви­за­лась бла­жен­ная же­на. Так бы­ла яв­ле­на лжи­вость на­го­во­ра нече­сти­во­го лже-ино­ка, и ули­чен­ный в кле­ве­те и в пре­ступ­ном дей­ствии зло­дей был по­ве­шен. Свя­тая же, не же­лая, чтобы тай­на ее бы­ла из­вест­на мно­гим, бе­жа­ла от­ту­да с дву­мя ино­ка­ми в од­ну пу­сты­ню. Най­дя здесь за­бро­шен­ную цер­ковь и при ней ис­точ­ник с вер­то­гра­дом, она по­се­ли­лась там, а с ней вме­сте по­се­ли­лись и два ино­ка из Олимп­ской Лав­ры, со­про­вож­дав­шие ее, из ко­то­рых один на­зы­вал­ся Ев­ста­фи­ем, а дру­гой – Нео­фи­том. От­ту­да бла­жен­ная Ан­на пе­ре­шла в стра­ны Ис­иг­мат­ские, где она и под­ви­за­лась, по­да­вая всем ис­це­ле­ние и тво­ря чу­де­са, по­ка не бы­ла при­зва­на Бо­гом в небес­ные оби­те­ли. Та­ким об­ра­зом, свя­то по­жив, она ото­шла к Бо­гу, Ко­е­го измла­да воз­лю­би­ла.

При­ме­ча­ния

Влахер­ны – мест­ность в Кон­стан­ти­но­по­ле на за­пад­ном уг­лу го­ро­да. Во вре­ме­на про­цве­та­ния Ви­зан­тий­ской им­пе­рии сла­ви­лась по все­му Во­сто­ку сво­и­ми свя­ты­ня­ми. Осо­бен­но из­вест­ны бы­ли Влахер­ны по Бо­го­ро­дич­ной церк­ви, по­стро­ен­ной им­пе­ра­то­ром Львом Ве­ли­ким (457–474 гг.), при ко­то­ром в эту цер­ковь в 474 го­ду по­ло­же­ны бы­ли чест­ные ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, пе­ре­не­сен­ные из Па­ле­сти­ны. Здесь же вме­сте с одеж­дою Бо­го­ро­ди­цы хра­ни­лись в зла­то­ко­ван­ном ков­че­ге омо­фор Ее и часть по­я­са. Под омо­фо­ром Бо­го­ро­ди­цы, или, пра­виль­нее, ма­фо­ри­ем ра­зу­ме­ет­ся Ее го­лов­ной по­кров, боль­шое по­кры­ва­ло, ко­то­рое но­си­ла Она на гла­ве сво­ей.

Эта го­ра на­хо­дит­ся в Ма­лой Азии, на гра­ни­цах Фри­гии и Вифи­нии. Здесь бы­ло нема­ло мо­на­сты­рей.

Ра­зу­ме­ет­ся ви­зан­тий­ский им­пе­ра­тор Лев IV Хо­зар, цар­ство­вав­ший с 775–780 г.

Им­пе­ра­тор Кон­стан­тин VI Пор­фи­ро­род­ный цар­ство­вал в 780–797 гг. Им­пе­ра­три­ца Ири­на, мать его, сна­ча­ла, за ма­ло­лет­ством сы­на, управ­ля­ла цар­ством вме­сто него, а по­том (797–802) цар­ство­ва­ла от сво­е­го име­ни.

Это бы­ло во вре­мя со­ве­ща­ний Все­лен­ско­го Со­бо­ра 787 го­да об ико­нах. По­движ­ник и был при­зван, несо­мнен­но, на со­бор­ные со­ве­ща­ния.

Этот по­сту­пок Ан­ны объ­яс­ня­ет­ся об­сто­я­тель­ства­ми то­го вре­ме­ни. Им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Ко­про­ним (с 741–775) на­вел ужас лю­то­стя­ми про­тив ино­кинь. Бла­го­че­сти­вая Ири­на ста­ра­лась успо­ко­ить Цер­ковь; но то­гда ма­ло на­де­я­лись на по­кой в бу­ду­щем; от­че­го и воз­ни­ка­ли предо­сто­рож­но­сти, на­по­ми­на­ю­щие со­бою по­сту­пок Ан­ны.

Ки­но­ви­я­ми на­зы­ва­ют­ся об­ще­жи­тель­ные мо­на­сты­ри, в ко­то­рых бра­тия не толь­ко стол, но и одеж­ду и т.п. По­лу­ча­ют от мо­на­сты­ря, по рас­по­ря­же­нию на­сто­я­те­ля, а с сво­ей сто­ро­ны весь свой труд и его пло­ды предо­став­ля­ют обя­за­тель­но на об­щую по­тре­бу мо­на­сты­ря.

Лав­ра – с гре­че­ско­го «пе­ре­улок», – соб­ствен­но ряд кел­лий, рас­по­ло­жен­ных во­круг жи­ли­ща на­сто­я­те­ля в ви­де пе­ре­ул­ков и об­не­сен­ных огра­дой или сте­ной. Ино­ки в Лав­рах ве­ли от­шель­ни­че­ский об­раз жиз­ни и под­ви­за­лись каж­дый в кел­лии, со­би­ра­ясь вме­сте для бо­го­слу­же­ния в пер­вый и в по­след­ний день неде­ли, а в осталь­ные дни со­хра­няя пол­ное без­мол­вие; жизнь в лав­рах бы­ла мно­го труд­нее, чем в дру­гих оби­те­лях. С глу­бо­кой древ­но­сти на­зва­ние Лав­ры при­ме­ня­ет­ся к мно­го­люд­ным и важ­ным по сво­е­му зна­че­нию мо­на­сты­рям, от ко­то­рых ма­лень­кие мо­на­сты­ри (ки­но­вии) ча­сто на­хо­ди­лись в за­ви­си­мо­сти. На­зва­ние Лав­ры впер­вые по­яви­лось в Егип­те и за­тем в Па­ле­стине. В на­сто­я­щее вре­мя на­име­но­ва­ние Лав­ры упо­треб­ля­ет­ся у нас ис­клю­чи­тель­но в смыс­ле по­чет­но­го на­зва­ния.

Св. Та­ра­сий был пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским в 784–806 гг.

Мест­ность Ис­иг­мат­ская на­хо­ди­лась в Кон­стан­ти­но­по­ле близ од­но­го пор­ти­ка, неда­ле­ко от при­ста­ни Иули­ан­ской, имев­ше­го фор­му гре­че­ской бук­вы сиг­мы, от­че­го и про­изо­шло са­мо на­зва­ние Ис­иг­мат­ский.

Кон­чи­на св. Ан­ны по­сле­до­ва­ла в 826 г.

> Имя Анна

Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины».

> Значение имени Анна:

Имя Анна —древнееврейское имя.
Переводится как «милость»,
«благоволение».

>Дата:

25 июня — обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) святой благоверной княгини Анны Кашинской.

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская (1280–1368)

Княгиня Анна была женой тверского князя Михаила, убитого в Орде по доносу московского князя Юрия. Ее старший сын, наследник Михаила, князь Дмитрий Грозные Очи, зарубил Юрия Московского в Орде и был убит. Другой ее сын, Александр, и внук Федор также погибли в Орде, защищая тверичей от гнева хана после того, как в Твери был убит ханский посланник.

Михаил Тверской отправляется в Орду

Анна долгое время помогала сыновьям в делах управления княжеством. Под конец жизни приняла монашеский постриг, а перед самой кончиной — схиму. Последний год жизни провела в городе Кашине, в устроенном специально для нее Успенском монастыре.

В 1549 году был причислен к лику святых муж Анны, тверской князь Михаил. А через 100 лет, по рассмотрении чудес и освидетельствовании мощей, собор, устроенный патриархом Никоном, причислил Анну Кашинскую к лику святых.

В 1677 году комиссией патриарха Иоакима святая Анна была вычеркнута из святцев, поскольку старообрядцы указывали на благословляющий жест, в котором были сложены руки святой, как на подтверждение большей древности двоеперстия. Но почитание Анны Кашинской не прекратилось. Продолжали вестись записи исцелений от ее гроба, совершались крестные ходы до реки Нерль, где княгиня прощалась с мужем, отправлявшимся в Орду. И в 1818 году, спустя некоторое время после учреждения единоверия, Святейший Синод вернул имя Анны в святцы.

Повторная канонизация состоялась в 1909 году. Решающую роль в ней сыграл император Николай II. В Санкт-Петербурге в честь святой княгини была освящена первая церковь — храм подворья Введено-Оятского монастыря. Сегодня в этом храме каждый может приложиться к мощам святой благоверной княгини Анны Кашинской.

Другие известные святые с именем Анна:

Анна Пророчица —
мать пророка Самуила

Анна долгое время была бесплодна, так что ее муж даже взял себе другую жену. Однажды Анна молилась, упав перед скинией и безмолвно шевеля губами. Первосвященник Илий принял ее за пьяную, но, когда она рассказала ему о своём горе, произнес: «Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое». Тогда Анна зачала и родила Самуила (букв. «испрошенный у Бога»). Когда мальчик подрос, Анна отвела его к Илию и посвятила Богу.

Благодарственная песнь святой пророчицы Анны (1 Цар 2:1–10) предваряет как мессианские пророчества Исайи, так и песнь Богородицы (Лк 1:46–55).

Анна Пророчица —
благочестивая вдова

Анна Пророчица, благочестивая вдова. Рембрандт

Вместе с Симеоном Богоприимцем встречала Спасителя в Иерусалимском храме, куда на 40-й день после рождения его принесли Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник (Лк 2:36–38).

Святая Анна —
мать Пресвятой Богородицы

Ни одно Евангелие не упоминает имени матери Девы Марии. Оно известно из апокрифических «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия псевдо-
Матфея».

Анна была женой Иоакима. 50 лет супруги прожили в браке и не имели детей. Однажды первосвященник отказал Иоакиму в праве принести жертву: только великий грешник может быть бездетным. Иоаким удалился в пустыню. Там во время молитвы ему явился ангел с вестью о том, что у них с Анной вскоре родится дочь. Пророчество сбылось, родившуюся нарекли Марией.

Иоаким и Анна пообещали посвятить младенца Богу, что и исполнили по достижении Марией трех лет. Святая Анна скончалась в возрасте 79 лет, проведя последние годы жизни при Иерусалимском храме, рядом с дочерью.

Святая Анна Новгородская —
святая благоверная княгиня

Жена Киевского князя Ярослава Мудрого.

Святая Анна Новгородская. История в картинках

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *