Антихрист кто он

Ольга Сакун — Град Ватикан

Дать ответ на вопрос об Антихристе нелегко, поскольку вокруг этого персонажа существует множество интерпретаций. Отметим сразу, что Апокалипсис, где упоминается Антихрист, не следует толковать буквально. Речь идет об образном видении, и образы нуждаются в толковании.

Предлагаем две интерпретации Антихриста: первую – из Библейского словаря Маккензи и вторую – из комментария так называемой Иерусалимской Библии.

Согласно первой интерпретации, Антихрист – это олицетворение силы, враждебной Христу. Она проходит сквозь всю историю и всегда актуальна. Цитируем из словаря: «Образ Антихриста был истолкован разными способами, но существуют веские основания для того, чтобы подвергнуть сомнению одно время очень популярную версию, согласно которой Антихрист является реальным историческим эсхатологическим лицом. В Откровении святого Иоанна Богослова связь зверя с Римом слишком тесная, чтобы представлять что-то кроме императорской власти, преследовавшей христиан; что касается числа 666, то не было предложено лучшего толкования, чем то, согласно которому оно представляет собой сумму числового значения букв, составляющих имя Цезаря Нерона (KSR NRWN), императора, правившего в период с 54 по 68 год: он был первым, кто осудил на смерть христиан.

И в понимании апостола Павла ʺчеловек грехаʺ уже находится в действии. Упоминания, содержащиеся в I и II Посланиях святого апостола Иоанна, судя по всему, также обращены к первым христианам, думавшим, что Антихрист – фигура эсхатологическая. Есть множество антихристов, и каждый, кто отвергает Иисуса, — антихрист. Скорее, антихрист – это олицетворение сил зла, которые иногда могут воплотиться в отдельной личности – как теперь, так и в будущем. Озлобленность антихриста охарактеризована чертами, которые могут навести на мысль о лукавстве дьявола: но речь идет, скорее, о поэтическом приеме, нежели об утверждении, будто антихрист одержим дьяволом и тем более будто он является олицетворением дьявола».

Согласно Иерусалимской Библии, Антихрист – это фигура, которая явится в конце времен. Антихрист – это, по словам св. Павла, «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес 2,4).

Тот, кто противится: то есть отступничество будет вызвано тем, кто представится великим противником Бога. Это нечестивец по определению, «человек греха», предназначенный для погибели, буквально – «сын погибели»: «сын ночи, сын тьмы». Это противник Бога, описанный терминологией пророка Даниила, которую он применяет в отношении к Антиоху Епифану: «И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится». В христианской традиции, под влиянием Книги пророка Даниила, этот противник получит имя Антихриста. Он изображается как личность, которая явится в конце времен (в то время как Cатана, орудием которого является Антихрист, действует уже сейчас «втайне», преследуя и обольщая верующих, вплоть до последнего великого испытания, которому положит конец возвращение Христа). «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф 24,24). Вот как описан Антихрист в Апокалипсисе св. Иоанна (13): «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира». Папа Бенедикт XVI упоминает об антихристе в своей энциклике «Spe salvi» (19), цитируя дословно немецкого философа Эммануила Канта: «Если когда-либо христианству суждено будет утратить достоинство любви , то антипатия и отвращение к нему станут господствующим образом мышления и антихрист начнет свое (предположительно, основанное на страхе и своекорыстии) недолгое правление».

Кардинал Диас, Папский легат на праздновании 150-летия явлений Лурдской Богоматери, сказал следующие слова: «Пресвятая Дева Мария снизошла с Небес как мать, сильно волнующаяся за своих детей… Она явилась в гроте Массабьель, в то время представлявшем собой болото, у которого паслись свиньи. И именно там она пожелала создать святилище, указав, что благодать и милосердие Бога превосходят убогое болото человеческих грехов. Вблизи явлений Пресвятая Дева устроила источник обильной и чистой воды, которую паломники пьют и развозят по всему миру. Она означает желание нашей нежной Матери, чтобы ее любовь и спасение Ее Сына достигли краев земли. Наконец, из этого благословенного грота Дева Мария обратилась с настоятельным призывом к молитве и покаянию, чтобы испросить обращения бедных грешников. <…> После явлений в Лурде Богоматерь не прекратила проявлять во всем мире свое материнское беспокойство об участи человечества. В различных явлениях она просила о молитвах и покаянии за обращение грешников, поскольку предвидела духовный крах некоторых стран, страдания, которые должен был претерпеть Святейший Отец, общее ослабление христианской веры, испытания Церкви, а также приход Антихриста и его попытки заменить собой Бога в жизни людей: эти попытки, несмотря на их блестящий успех, все же обречены на крах».

Далее кардинал Диас сказал: «Здесь, в Лурде, как и повсюду в мире, Дева Мария плетет огромную сеть в своих духовных сыновьях и дочерях, — чтобы подготовить мощную атаку против сил зла во всем мире, чтобы положить ему конец и подготовить окончательную победу ее Божественного Сына Иисуса Христа. Сегодня Дева Мария еще раз приглашает нас вступить в ее воинство для борьбы против сил зла. <…> Борьба между Богом и Его противником всегда жестока, и сегодня еще более жестока, чем во времена Бернадетты, 150 лет назад», по сей день «эта борьба оставляет после себя многочисленные жертвы».

Затем кардинал Диас повторил вслед за блаженным Каролем Войтылой его слова, произнесенные в 1976 году, незадолго до избрания Папой: «Сегодня мы видим самое большое сражение, какое когда-либо лицезрело человечество. Не думаю, что христианская община до конца это поняла. Мы стоим перед лицом окончательной борьбы между Церковью и Анти-Церковью, между Евангелием и Анти-Евангелием».

Подводя итог всему сказанному, добавим, что толкования, данные словарем Маккензи и Иерусалимской Библией, не противоречат друг другу. Антихрист всегда действовал на протяжении истории. Но в конце времен он появится также как некое лицо.

Недавно в издательстве «Никея» вышла книга протоиерея Геннадия Фаста «Кто же Сей? Книга об Иисусе Христе». Издательство «Никея» любезно предоставило нашему сайту несколько эссе из этого сборника для публикации.

Христос Пантократор. Икона VI в. Синайский монастырь святой Екатерины

Христос и антихристы – тема в наше время животрепещущая! Мне бы хотелось обратить внимание не столько на апокалиптический, сколько на евангельский и исторический аспекты. Кто такие антихристы, откуда они берутся? Господь обращается к иудеям: «Я пришел во Имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5: 43). Что значит «во имя свое»? Человека, делающего что-либо во имя свое, называют самозванцем. Такого самозванца, говорит Христос, вы и примете. Причем самозванец этот даже не будет прикрываться Именем Отца Небесного. Господь предупреждает: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, в пустыне», – не выходите; «вот, в потаенных комнатах», – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24: 23–27).

Великий вторник Страстной седмицы, осталось совсем немного времени до Голгофы, и Господь беседует на Елеонской горе со Своими учениками, провозвещая им будущее. «Восстанут лжехристы и лжепророки»… Лжепророк – явление более-менее понятное всем – человек, имеющий в себе необычного духа (но не Божия) и с помощью этого духа что-то вещающий, но кто такие лжехристы? Апостол Иоанн, слышавший Самого Спасителя, говорил: «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет, и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4: 2–3). Иоанн Богослов ставит своего рода диагноз: антихрист – это дух, не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти.

Уже тогда, в I столетии, об антихристе говорилось в настоящем времени, хотя говорилось и о том антихристе, который грядет. Дух антихриста был всегда, есть он и сегодня. Немало людей не исповедуют Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Что означает слово «антихрист» в переводе на русский язык? Греческое слово «анти» – имеет два значения. Основное значение – «вместо», то есть замена одного другим, подлог, подмена. Другое значение этого слова сформировалось еще у греков, а затем перешло и в другие языки. Это «противодействие», то есть «против».

В данном случае слово «антихрист» означает «вместо Христа». Против Спасителя выступали древние римляне, иудеи, язычники, иногда приверженцы других религий, наконец, коммунисты. Но если вникнуть в эти явления, то окажется, что эти выступления никогда не были направлены против Самого Христа.

Всякий, кто идет против Господа, обречен на то, чтобы предложить кого-то (или что-то) вместо Него. Это и есть антихристианство, о котором Иоанн Богослов говорил: «Дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире».

Быть антихристом – значит выдавать себя за Христа. Что же это за человек (или явление), которое предлагает себя вместо Него? Иными словами, как можно дойти до такой жизни, чтобы предложить себя вместо Христа? Размышляя об этом, выделим четыре причины. Первая – это умопомешательство в прямом смысле слова. Такое действительно случается. Люди с глубоким повреждением психики нередко выдают себя за кого-то, например, за Юлия Цезаря или Наполеона. Разумеется, больные люди достойны сожаления, но не только сожаления. Конечно, существуют повреждения мозга, но почему это повреждение привело именно к такому результату, предопределило именно такое самоощущение? В психиатрии есть термин «мания величия». Но ведь начинается эта «мания» задолго до поступления в психиатрическую клинику. Помешательство может случиться и у умного человека, который проявляет себя как талантливый лидер.

Вторая причина – самовнушение. Трудно сказать, как люди доходят до такого, но в любом случае когда-то, где-то человек позволил себе перейти некую грань, и это всегда граница между правдой и ложью. Сам сатана назван лжецом и отцом лжи. Когда-то человек солгал сам себе, хотя бы в том, что он талантлив, умен, силен или красив. Причем сделал это так: «Я умнее того», «Я лучше того», наконец – «Я святее того»!

Третья причина – одержимость нечистым духом (беснование). Если первая причина, можно сказать, психиатрическая, а вторая – нравственно-психологическая, то третья уже относится к области демонологии. Такой человек тоже может быть и умен, и талантлив и способен вполне адекватно вести себя во всех остальных жизненных ситуациях. Такие люди встречаются даже среди прихожан. Это может быть очень преданный и верный христианин, но Бог попустил пребывание в нем нечистого духа, который определенным образом себя проявляет. В таком случае антихрист-лжехристос оказывается вестником, посланником нечистого духа, то есть самого дьявола.

Можно указать и четвертую причину – обыкновенный обман и шарлатанство. Человек прекрасно осознает, что он не тот, за кого себя выдает, но при этом с какой-то целью продолжает играть свою роль. Это – аферист, обманщик, шарлатан.

Совершим краткий исторический экскурс. Когда мы говорим об антихристе, то подразумеваем, что его явление произойдет в будущем. Есть известные опасения, касающиеся принятия «печати антихриста». Это опасение возникло еще двадцать веков назад. Зачастую мы уверены в исключительности текущего момента, в экстраординарности событий, происходящих «здесь и сейчас», в грандиозности того, что должно, по нашему мнению, случиться завтра или по крайней мере при нашей жизни. Вот почему полезно знать историю. Она предостерегает и удерживает нас от некоторых порывов, которым мы бываем подвержены.

История антихристов, тех, кто пришел «вместо» Христа, начинается вместе с Христом. Не все знают, что в те времена Христос был не один. Как и в наше время, многие выдавали себя за Него. Упоминания, содержащиеся в «Деяниях апостольских», находят свое подтверждение в летописи Иосифа Флавия.

Вот что в книге Деяний говорится об Иуде Галилеянине или, как его называли иначе, Гавлоните: «Во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались» (Деян. 5: 37). Иосиф Флавий пишет о нем в книге «Иудейская война»: «Дальше в Сепфоресе в Галилее Иуда, сын того Иезекии, который некогда во главе разбойничьей шайки разорял страну, но был побежден царем Иродом, поднял на ноги довольно многочисленную толпу, ворвался в царские арсеналы, вооружил своих людей, и нападал на тех, которые стремились к господству».

Таков был человек, выдававший себя за Мессию. Он погиб, а его восстание закончилось ничем. Иуда Галилеянин поднял войну против переписи: «Смотрите, иудеи, римский император хочет нас переписать, словно мы – вещи!» Но именно благодаря участию Иосифа и Марии в переписи Иисус родился в Вифлееме, где ему и положено было родиться согласно библейским пророчествам.

О Февде в книге «Деяний святых апостолов» сказано: «…явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли» (Деян. 5: 36). Вот что об этом пишет Иосиф Флавий в книге «Иудейские древности»: «Некий Февда, обманщик, уговорил большую массу народа забрать с собой все имущество и идти за ним к реке Иордан. Он выдавал себя за пророка и уверял, что прикажет реке расступиться и без труда пропустить их. Этими словами он многих ввел в заблуждение. Однако Фаб, наместник, не допустил их безумия. Он послал против них отряд конницы, которая неожиданно нагрянула на них. Многих из них перебили, многих захватили живьем. Остервенев, воины отрубили самому Февде голову и повезли ее в Иерусалим».

Падение Симона волхва

Еще один уроженец Самарии, воспитывавшийся в Александрии, живший при Христе, но с Ним не общавшийся, – Симон Волхв. Уже после того, как Господь вознесся на Небо, Симон возвращается в Святую Землю: «Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого» (Деян. 8: 9). В это время по Самарии ходил дьякон Филипп, один из семидесяти апостолов. Он проповедовал, крестил и изгонял бесов из одержимых. Потом приходят апостолы Петр и Иоанн, возлагают руки, и Дух Святой сходит на уверовавших. Увидев это, Симон ощутил силу, бóльшую, чем у него, и захотел эту силу получить, предложив апостолу Петру деньги, «говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу» (Деян. 8: 19–22). Однако Симон не покаялся и продолжал выдавать себя за «силу Божию». «Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия» (Деян. 8: 10).

Вместе с ним была некая женщина по имени Селена, которая называла себя «Премудростью Божией». Симон и Селена путешествовали по Империи, смущая людей. История эта бесславно завершилось в Риме. Симон в присутствии императора Нерона обещает вознестись на небо. Тогда в Риме проповедовал апостол Петр. Симон действительно оторвался от земли и летал по воздуху. Апостол Петр горячо молился, чтобы Господь посрамил это бесовское действо, и властью имени Христова прогнал нечистого духа. Симон Волхв упал с высоты на землю, разбился и умер в мучениях. Так закончилась грандиозная афера Симона Волхва – чародея, который совершил много удивительных чудес, многих соблазнил и смутил.

Далее история антихристианства шествует разными путями. Один из них – антихристианство иудейское. Народ иудейский не принял Иисуса из Назарета как истинного Христа. Обетование о том, что Христос придет, – стержень всей иудейской веры, ее суть. Часто говорят о том, что иудейская вера – это закон. Но вовсе не законничество является ее фундаментом. Сердцем иудейской веры является ожидание Мессии. С этим ожиданием жил Авраам, жил Моисей, эти ожидания поддерживали в иудейском народе древние библейские пророки, и поскольку Иисус из Назарета не был принят как Мессия, с этим ожиданием иудеи прожили еще двадцать веков. Сегодняшний иудаизм – это вера в Христа, но не в Того Христа, о Котором говорится в «Символе Веры», а в Христа Мессию, который должен прийти, при котором должны исполниться все обетования пророков, который должен установить на земле Царство Божие.

Не нужно утрировать иудейские представления о мессианстве. Часто говорят, что иудеи мечтают о своем иудейском царстве, стремятся господствовать над остальными народами. Но истинная основа их чаяний – установление Царства Божия. Израильский народ – первенец Божий, и все другие народы должны прийти к Мессии и уверовать через Него в Бога. В этом иудаизм почти полностью соответствует христианской вере.

Мессию ждали и во времена Иисуса Христа. В Новом Завете мы несколько раз встречаем выражение: «Он был из чающих утешения Израилева». Так сказано, например, об Анне, о Симоне, о Симеоне Богоприимце. Это напряженное ожидание – и есть суть иудаизма. Свою новую форму оно приобрело после того, как народ отверг Христа. За это иудеи лишились Иерусалима, лишились своего Храма (поскольку назначение ветхозаветного храма было исполнено), лишились своей земли. В 70 году, после того, как римские императоры Тит и Веспасиан разорили Иерусалим, иудеи оказались рассеяны по всему миру, и ожидание Мессии приобрело для них новый, особый смысл. Оно превратилось в мечту о возвращении на родину, о восстановление своей государственности, о возрождении поруганной Святой Земли. Когда чего-то очень хочется, когда чего-то с нетерпением ждешь, то чаемое, как правило, приходит, и долго его ждать не приходится. Поэтому иудейские «мессии» появлялись не раз.

Начало II столетия ознаменовалось появлением Симона Бар-Кохбы (Сына Звезды), в Талмуде называемого Бар-Козибой (Сыном Лжи). Отношение к этому человеку было неоднозначным, но самый авторитетный раввин того времени – равви Акиба принял его, уверовал, благословил и провозгласил Мессией. Объявленный Мессией, Бар-Кохба поднимает второе восстание против римлян.

В то время римский император Адриан начинает восстановление Иерусалима под названием Элия Капитолия. На месте Голгофы и Храма Соломона он воздвигает капища римских богов и богинь. Иудеи восприняли это как величайшее осквернение своих святынь. И вот Бар-Кохба, как Мессия, поднимает восстание, и ведет иудеев. Интересна его молитва, сохранившаяся в Талмуде: «Господи, можешь не помогать, только не мешай!» Эти слова очевидно проникнуты духом антихриста. «Я пришел во имя Отца, и Меня не приняли. Другой придет во имя свое, и его примите…» Ждать пришлось недолго; со времени Христа прошла всего сотня лет. Закончилось все разгромом восстания римской армией. С тех пор иудеи рассеяны по всей земле. Сама иудейская синагога была вынуждена признать Бар-Кохбу лжемессией.

Представьте себе трагедию эмаусских путников. Мы редко задумываемся о ней. Ведь они уверовали в живого Христа, и вот уже третий день как оказывается, что Иисус из Назарета, Тот Иисус, Который насытил пятью хлебами пять тысяч человек, Тот Иисус, Который произнес Нагорную проповедь, исцелял и изгонял бесов, мертв! Неужели Он оказался, страшно вымолвить это слово, обманщиком? Уже третий день, как Его нет на земле, значит, пророчества не сбылись!

Путники говорят об этом Воскресшему Иисусу, и, как мы знаем, Господь открывается им в преломлении хлеба. Но какое испытание веры! Какую трагедию духа суждено было пережить этим людям! Так же пришлось разувериться в Бар-Кохбе и иудеям. Но на этом антихристианство не закончилось.

Саббатей Цви в заключении

История иудаизма знает еще одного лжемессию – Саббатея (Шабтая) Цви. Шел XVII век. Это время было неласковым к иудеям. Еще полыхали костры инквизиции, существовали гетто – еврейские кварталы, за пределы которых иудеям выходить запрещалось, систематически устраивались погромы, вызывая ответную ненависть иудеев по отношению к христианам.

В 1648 году в синагоге города Смирна, располагавшегося на территории современной Турции, Саббатей Цви вслух произносит священную тетраграмму, то есть Имя Божие, которое никому произносить было нельзя и которое произносил только Первосвященник раз в году в праздник очищения (Иом-кипур), входя в Святая Святых. Уже шестнадцать столетий ни один иудей не слышал этого Имени, оно передавалось тайно. И сегодня мы не знаем точно, как произносится Имя Божие, нам известно лишь его написание. У иудеев по сей день за произнесение этого Имени нарушители наказываются проклятием. Иудеи верят, что Мессия, придя на Землю, произнесет Имя, которое известно лишь первосвященникам. При этом Мессия не будет ни первосвященником, ни левитом, но он произнесет это Имя как священный пароль.

И вот Саббатей Цви произносит это Имя. За это его сразу же отлучают от синагоги. Однако он начинает свою проповедь, и больше половины евреев всего мира приняли его и пошли за ним. Согласно иудейским верованиям, день рождения Мессии должен совпасть с днем разрушения первого и второго Иерусалимских храмов. Разрушения произошли при Навуходоносоре и при римлянах с интервалом в семь веков, но в один и тот же день. Саббатей Цви действительно родился в этот день, ему исполнилось тридцать лет, и он верно произнес Имя Бога.

Он был вдовцом. Саббатей женился на девице, которой было видение, что она выйдет замуж за Мессию. Когда жена умерла, он заключил священный брак с Торой (Пятикнижием Моисея). У Саббатея Цви была своеобразная молитва: «Хвала Тебе, Господи, который позволяет запретное!» Он начал с того, что принялся нарушать все иудейские запреты. Это привело к созданию учения, призывающего делать то, что запрещено. Нетрудно догадаться, куда заведет такая «нравственность»!

Саббатей отправился в Стамбул для того, чтобы обратить в свою веру султана, который должен был принять его как Мессию. В Коране тоже написано, что Христос должен прийти еще раз. Султан предложил Саббатею Цви выбор – либо принять ислам, либо подвергнуться смертной казни. Разумеется, все ожидали, что Мессия откажется перейти в мусульманство и будет убит, исполнив тем самым сказанное пророком Исаией. Однако, к ужасу всего иудейского мира, Саббатей Цви принял ислам, объяснив это намерением объединить все религии. Многие иудеи отвернулись от него. Саббатей Цви создал свою секту, которая просуществовала до начала XX столетия.

В XVIII веке некий Яков Франк объявил, что дух Саббатея Цви переселился в него. Ему импонировала мораль, позволявшая нарушать запреты, и он говорил, что бороться со злом можно, лишь вкусив его. То есть, вкушая грех, ты этот грех искореняешь (ересь николаитов). Это неизбежно привело к откровенным бесчинствам. Позже Яков Франк с последователями обратились в католичество.

Другое явление лжемессианства зародилось в недрах христианской Церкви, где тоже время от времени появляются лжехристы. Господь сказал, что придет во второй раз, и некоторая загадочность слов о Втором Пришествии, присутствующая и в евангельских, и в апостольских пророчествах, и тем более в Апокалипсисе, позволяет по-разному интерпретировать это грядущее великое событие и даже спекулировать на нем.

Однако для христианства это явление менее типично. У иудеев это было и будет, поскольку они ждут Мессию, внешне – обычного человека, призванного спасти их, восстановить Храм, и привести народы к Царству Божию. В христианстве такого учения нет. Второе Пришествие Христово – это Пришествие во славе. В «Апокалипсисе» говорится, что Христос придет, свяжет сатану, и начнется тысячелетнее царство на земле (хилиазм). Даже некоторые из святых отцов древности, например Папий Иерапольский (ок. 70–155 или 165), Иустин философ († ок. 165) и Ириней Лионский (ок. 130 – ок. 202), принимали учение о том, что, когда Господь придет во второй раз, окончательно, причем не только внутренне (в сердце), но и внешне установится Царствие Божие на земле. В те времена это не считалось ересью. Спекулируя на этом учении, и появлялись лжехристы.

Из учебников истории мы знаем о крестьянской войне, вспыхнувшей в Германии в 1525 году. В основе этого восстания лежали не только социальные, но и религиозные причины. По существу оно было антихристианским. В 1517 году Мартин Лютер начинает реформацию, которая быстро набирает силу. И крестьянское восстание во главе с Томасом Мюнцером проходит под лозунгом «установления Царства Божия на земле». Сам Лютер ужаснулся, увидев это кровавое восстание, и призвал германских курфюрстов «давить восставших, как бешеных собак», что, в конечном счете, и произошло. Поддавшись этому обольщению, многие люди погибли.

Не менее трагические события разворачивались в северогерманском Мюнстере, где Ян Лейденский, объявив себя «царем Нового Израиля», провозглашает «Царство Христа». Войска, посланные епископом, окружили город. Долгое время он был в осаде; начался страшный голод, приведший к людоедству. Город был взят, лжехриста и нескольких его «пророков» после жестоких пыток казнили, а их обезглавленные тела возили по всей Германии в металлических клетках, а затем поставили эти клетки на башне церкви святого Ламберта в назидание всем. Там они находятся и по сей день.

Нечто подобное происходило и в России, где существовало такое явление, как «хлыстовство». Члены этой секты были, как правило, неграмотными простолюдинами. Еще их именовали «прыгунами», поскольку молитвы сопровождались характерными приплясываниями – «священными танцами». Так пытались стяжать Духа Святого.

Радение сектантов

Была еще секта скопцов – выходцев из хлыстов, которые при этом еще и оскопляли себя. Скопцы объявляли брак – делом не Божиим, но любовь – Божией. На своих молитвенных собраниях они испытывали друг к другу «духовную любовь», которая превращалась в блудные оргии. Правительство боролось с этими сектами методами, принятыми в те времена, без церемоний. Тем не менее, эти секты существовали, и особенно процветали во времена Петра I, Елизаветы Петровны и в эпоху Просвещения.

В 1645 году, при царе Алексее Михайловиче, в Стародубской волости Ковровского уезда Владимирской губернии совершилось «чудо». «Три ангела вознеслись на небо», а Господь Саваоф воплотился в «пречистую плоть» некоего Данилы Филипповича. Ангелы вознеслись, а «Господь Саваоф», то есть Данила Филиппович, остался. Вскоре он находит себе «сына-Христа». Им стал крестьянин Муромского уезда Иван Тимофеевич Суслов, последовавший за Данилой. Рассказывали, что его распяли, а он воскрес. Затем нашли девицу, которая стала «Свята Богородица». У этих крестьян появились последователи. Пришло время, и «Иван-Христос» «вознесся на небо», а «Данила-Саваоф» остался на земле «навсегда».

Такими представлениями жили русские сектанты. Их преследовали правители вплоть до императора Петра III – несчастного человека, волею судеб оказавшегося на российском троне. Его властолюбивой жене, будущей Екатерине II, это надоело, Петр «скоропостижно скончался», а она взошла на престол. Но государь все же успел сделать немало, в том числе провозгласить «Манифест о вольности дворянства», упразднить Тайную канцелярию, издать указ о свободе внешней торговли, в котором, среди прочего, содержалось требование о бережном отношения к лесам как к одному из важнейших богатств России и указ, квалифицировавший убийство помещиками крестьян как «тиранское мучение» и предусматривавший за это пожизненную ссылку.

Именно Петр III снял гонения на скопцов и стал им покровительствовать. Благодарные скопцы называли императора «белым голубем», утверждали, что он, дескать, еще до брака был оскоплен, и поэтому Екатерина не может родить от него ребенка. Поговаривали даже, что его мать, царевна Анна Петровна, – «пренепорочная Дева»… Вот поэтические строки того времени, описывающие рождение Петра III: «Святым Духом разблажилася, утробушка растворилася, хорошо дитя родилося, стены ада повалилися».

Петр III был объявлен Христом, но, поскольку было объявлено о его кончине, а Екатерина воцарилась, пошли слухи о том, что он якобы спасся. 22 ноября 1772 года в доме уральского жителя Дениса Пьянова появился некий гость, которому Пьянов пересказал эти слухи. Гость пообещал, что выведет всех недовольных в турецкие земли, где всем им будет хорошо жить. На вопрос: «Как такое возможно?», гость ответил, что у него для этого достаточно денег, а потом наклонился и шепнул: «Я и есть Петр». Этим загадочным гостем был ни кто иной, как Емельян Пугачев. Вслед за этим, так же как когда-то в Германии, в России началась великая междоусобица. Восстание Пугачева – не просто крестьянская война, фактически это очередная попытка установления «Царства Божия» на земле. Емельян Пугачев – Петр III, он же «Христос» и «Бог»… Закончилось все это, как обычно, жестоким подавлением восстания, и Емельяна Пугачева в стальной клетке везут в Петербург. Так из раза в раз повторялись и проваливались эти авантюры, за которые тысячи людей расплачивались своими жизнями.

Протоиерей Геннадий Фаст. Кто же Сей? Книга об Иисусе Христе

Лжехристы появлялись и вне христианства. В Индии в основе этого явления лежит учение об аватарах, которое говорит о том, что божество время от времени воплощается. Это явление свойственно всем языческим религиям, согласно представлениям которых боги сходят на землю. Поскольку богов много, то и являются они постоянно. О римских императорах говорили: «Божественный Октавиан» или «Божественный Август», и это были не просто эпитеты. На праздники римлянам предписывалось приносить жертвы императорам, как богам.

В более утонченной, философской, глубинной форме это реализуется в учении об аватарах. Христос говорил: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их» (Ин. 10: 8). Христианская вера твердо стоит на том, что однажды «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1: 14), однажды произошла «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3: 16). Это произошло лишь однажды, и больше не повторится никогда. Все бывшие до Христа – воры и разбойники, а приходящие после Него – лжехристы и лжепророки. Второе Пришествие непременно будет, но, как сказал Христос: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24: 27). Когда будут говорить: «…он в этой комнате», или «в той», или «в пустыне», – не верьте. Этому учил нас Сам Господь.

Один из всемирно известных аватар – Шри Сатья Саи Баба, родившийся в Индии в 1926 году и скончавшийся в 2011-м. Согласно верованиям его приверженцев, он являлся перерождением аватары Саи Ширди. Действительно, уникальнейшее явление… Уже в детстве он демонстрировал свои возможности материализовать предметы, открывая пустые сумки и доставая из них продукты по желанию присутствовавших. Это происходило публично, на глазах у многих. На сегодняшний день миллионы людей являются его последователями. Это – всемирное движение. Он – живое «божество», он совершал чудеса, исцелял больных. Говорят, даже воскрешал из мертвых…

Описывается такой удивительный случай. Один из индийских губернаторов ехал в поезде. Вдруг загорелся электродвигатель, катастрофа, казалось, была неминуема. Тогда губернатор мысленно призвал Саи Бабу. Внезапно входит электрик, на полном ходу устраняет повреждение и так же неожиданно исчезает. После прибытия в пункт назначения губернатор садится на самолет, у которого отказывают шасси. Другой пассажир по какому-то внутреннему позыву устремляется в кабину пилота, дергает за какой-то рычаг (хотя летчиком не был и ничего в этом не понимал). В результате шасси срабатывают, и самолет благополучно приземляется. Когда губернатор позвонил Саи Бабе, чтобы поблагодарить за спасение от авиакатастрофы, тот ответил: «А почему ты не упомянул электрика?» То есть чудеса в прямом смысле слова… К нему приезжали физики, химики, биологи, психологи и криминалисты, чтобы изучать эти аномальные явления.

Впрочем, этот человек не уникален. Подобные ему люди встречались и в Древней Греции, составив основу древнегреческой мифологии. Мифические персонажи – не просто плод буйного человеческого воображения, равно как и наши былинные герои. За ними всегда стоят реальные прототипы.

Наконец, наш современник, Виссарион, который не совершает чудес, ничего сверхъестественного не делает, но упрямо твердит: «Я – Христос». Он пришел «во имя свое» и тоже увлек за собой тысячи людей. В этом же ряду стоит и «Белое братство» Марины Цвигун – «Деви Христос»…

Все это – лжехристы, приход которых предрекал Господь, предтечи того конечного антихриста, о котором говорится в Священном Писании. Тот антихрист вряд ли будет существенно отличаться от этих, разве что роль его окажется всемирной. Одержимые люди порабощены нечистыми духами, этим же будет управлять сам сатана. Все остальное будет протекать примерно по тому же сценарию: это и решение политических вопросов, и наступление всеобщего мира, упраздняющего войны на земле, и разрешение экономических проблем, и всемирное царство, и «Бог на земле». Те же «Данилы» да «Иваны», только другого масштаба…

Пришествием «великого» антихриста, «человека греха» и завершится этот этап человеческой истории. Уничтожен он будет самим Христом, Который придет и Духом Своим убьет антихриста. Не человеческими силами, а самим Вторым Пришествием Христа все это будет разрушено и уничтожено.

Мюнцер Томас (Фома)(ок. 1490–1525) – радикальный проповедник времен Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной Церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (немецкая крестьянская война XVI века).

Ян Лейденский (ок. 1509–1536) – вождь мюнстерских анабаптистов.

Аватара, иногда – авата́р (санскр. «अवतार» – «нисхождение»), – термин в философии индуизма, обычно используемый для обозначения нисхождения Бога из духовного мира в более низкие сферы бытия.

А. Д. Беляев

Слово антихрист имеет двоякое значение: общее и частное. В общем смысле антихристом называется всякий, кто отвергает, что Иисус есть Христос, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, кто отвергает Отца и Сына. Так говорит об антихристе евангелист Иоанн Богослов в своем первом послании, прибавляя, что антихристов появилось много (2, 18, 22; 4, 3). Таких антихристов было много прежде, есть они и теперь, будет их много и впредь. Но эти антихристы суть только предшественники или предтечи антихриста в собственном или строгом смысле слова, о котором Иоанн же Богослов и в том же послании говорит: «вы слышали, что придет антихрист» (2,18). Этот антихрист один, он еще не пришел, но когда явится, и в отличие от своих предшественников, или антихристов не настоящих, называется великим или последним антихристом. Его то обыкновенно и разумеют, когда говорят об антихристе.

Слово антихрист греческое (ό αντί-χριςτος). Оно означает противника или врага Христа, обманно выдающего себя Христом; предлог αντί: в сложении с другим словом значит обыкновенно против, но значить также вместо. Что антихрист действительно будет и врагом или противником Христа и лжехристом, об этом свидетельствует Священное Писание. Апостол Павел описывает человека греха, т. е. антихриста, так: «Противящийся и превозносящейся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божиим сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фесс. 2, 4). Он будет противится Богу и Христу и выдавать себя за Бога. Иисус Христос сказал иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Иоан. 5,43). Иной — антихрист; иудеи примут его за ожидаемого ими Мессию или Христа. Указание на антихриста, как лжехриста, есть и в речи Иисуса Христа о кончине мира (Матф. 24, 24).

В Писании антихристу даны и многие другие названия. Он — «нечестивый» (Иса. 11,4), «опустошитель» (Дан. 9, 27), «человек греха» или «человек беззакония», «сын погибели», «беззаконник» (2 Фесс. 2, 3.8), «малый рог», выросший среди десяти рогов четвертого, ужасного и весьма сильного, зверя (Дан. 7 гл.), зверь, выходящий из моря с семью головами и десятью рогами, похожий на барса, медведя и льва (Апок. 13, 1—2), «зверь багряный», выходящий из бездны, восьмой из числа семи (Апок. 17 гл.). Все эти названия нарицательные, или описательные, как нарицательное же имя есть и антихрист. Собственное имя антихриста в Писании не открыто и не известно, «потому что оно не достойно быть возвещенным от Духа Святаго» (Ириней Лионский), В Апокалипсисе (13, 18) указано только число имени зверя, т. е., антихриста, которое поэтому и называется числом звериным. Это число 666. Апокалипсис написан на греческом языке, в котором, как и в славянском, буквы алфавита означают и числа. Богословы поэтому полагают, что имя антихриста будет состоять из таких букв, сумма чисел которых будет равна 666. Уже древние находили не мало таких имен. Например, святой Ириней в сочинении: «Против ересей» (Кн. V, гл. 30), указывал следующие имена Εύανδας, λατεΐνος, τειταν, и из них наиболее подходящим к антихристу признавал последнее из этих имен, но не утверждал этого решительно. Позднейшие богословы нашли еще не мало имен, числовая сумма букв которых равна 666.

Антихрист будет одно определенное лицо, человек. Это видно из многих мест Писания. Так, Иисус Христос называет его иным, который придет во имя свое (Иоан. 5, 43). Иоанн Богослов отличает его от многих антихристов (1, 2,18). Апостол Павел описывает его как одно определенное лицо, называя его человеком греха, сыном погибели, беззаконником, противящимся и превозносящимся (2 Фесс. 2 гл.). В Апокалипсисе под образом зверя и в книге пророка Даниила под, видом малого рога и царя, антихрист описывается как одно определенное лицо (Апок. 13 и 17 гл.; Дан. 7 и 11 гл.). Древняя вселенская церковь устами знаменитых отцов и учителей своих, постоянно исповедовала учение об антихристе, как единоличном человеке, и это учение в то время было столь твердо и несомненно всеми признаваемо, что даже никто из тогдашних еретиков не уклонялся от него, и никому и в голову не приходило отвергнуть это учение, или усомниться в его истинности. И в последующие времена все богословы православной восточной церкви и все богословы римско-латинской церкви признавали и доселе признают антихриста одним определенным лицом. Учение протестантов и русских раскольников беспоповцев, будто антихрист есть лицо коллективное и означает множество лиц — антихристов, или же означает дух зла, проявляющейся в этих лицах и вообще в людях, противоречит Священному Писанию и Преданию Церкви вселенской и проистекло преимущественно из неприязни протестантов к папам и латинской церкви и беспоповцев к православной русской церкви, есть учение ложное, еретическое. В новейшее время даже и из протестантских ученых многие уже не держатся этого учения, не смотря на то, что оно провозглашено было Лютером и даже внесено в Шмалкальденские члены, одну из символических книг протестантского исповедания. Ложно также учение протестантского рационалиста Бретшнейдера, будто антихрист есть олицетворение зла.

Антихрист по природе своей будет такой же человек, как и все люди, и родится так же, как рождаются все люди. Мнения некоторых, будто антихристом будет дьявол воплотившийся, или будто он произойдет от смешения злого духа с женщиною, не имеют основания ни в Священном Писании, ни в Церковном Предании и ложны. «Кто-же он будет?» спрашивает Иоанн Златоуст об антихристе. «Ужели сатана? Нет, но человек некий, который воспримет всю его силу» (Беседа 3-я на 2-е Послание к Фессалоникийцам). «Не сам дьявол сделается человеком, говорить Иоанн Дамаскин, — подобно тому, как вочеловечился Господь, — да не будет! но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит дьяволу поселиться в нем» (Точное изложение православный веры. Кн. 4, гл. 26).

Частые вопросы о том, где родится и от кого произойдет антихрист, решаются различно. Распространено мнение, что антихрист произойдет от иудеев, и именно — из колена Данова, так как Иаков в пророчестве о Дане назвал его «змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (Быт. 49, 17—18). Конь — быстробегущий век жизни мира. Мнение это, высказанное святым Ипполитом римским (Сказание о Христе и антихристе. Гл. 14 и 15), подтверждают тем, что из каждого колена сынов Израилевых было избрано по двенадцать тысяч рабов Бога, на челах которых была положена печать, а из колена Данова запечатленных не было, и оно даже не упомянуто (Апок. 7 гл.). Другие полагают, что антихрист произойдет из язычества; а иные думают, что он произойдет из христианства, конечно, извращенного. С древности было распространено мнение, что он произойдет от незаконной связи. Местом рождения одни признают Вавилон, другие Рим. В древнехристианские времена образовалась легенда о Нероне, как антихристе, имевшая два вида. По одной легенде Нерон не был убить, а ушел к Парфянам, скрытно живет там и некогда явится в виде антихриста, причем жестоко накажет Рим и римлян. По другому сказанию Нерон был действительно убит, но воскреснет, и воскресший Нерон будет антихрист.

Антихрист явится непосредственно пред вторым пришествием Христовым, пред кончиной мира, как это видно из книги Даниила (7, 11 и 12 главы), из Апокалипсиса (12, 13, 17, 20 главы), из Евангелий (Мф. 24 гл.; Марк. 13 гл.; Лук. 17 и 21 гл.) и из Второго Послания к Фессалоникийцам (2 гл ). Но так как никто не знает, когда придет Иисус Христос и наступит кончина мира, то неизвестно также и время пришествия антихриста.

Впрочем, в Священном Писании все-таки указаны предвестники и признаки, имеющее предварить пришествие антихриста. Пришествие антихриста будет подготовлено в течении очень долгого времени. Отдаленное подготовление и предвестие пришествия антихриста апостолы видели уже в свое время. Апостол Павел назвал это подготовление тайною беззакония уже действующею (2 Фесс. 2, 7), разумея под этим, быть может, действование сатаны, который пока сеет зло тайно, а при антихристе и в антихристе выступить на открытую и ожесточенную борьбу против Христа и Царства Божия на земле (Апок. 12 гл.). Иисус Христос притчей о пшенице и плевелах (Мате. 13, 24—30) учит нас, что на земле совместно растут и развиваются добро и зло и будут расти до кончины мира. Исторический опыт подтверждает это о прошлых временах. Рост плевел или зла в человеческом роде и подготовит пришествие антихриста. В частности подготовителями пришествия антихриста являются предшественники или предтечи его; это люди особенно нечестивые и боговраждебные, или антихристы в широком смысле слова. О таких антихристах Иоанн Богослов говорит: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов: то мы и познаем из того, что последнее время» (1 Иоан. 2, 18). Далее он говорит, что «дух антихриста… и теперь есть уже в мире» (4, 3). Это дух противления Богу и воплотившемуся Сыну Божию, Христу. Иные из таких антихристов признаются прообразами антихриста. Таков был в ветхом завете Антиох Епифан или Антиох IV, царь сирийский, жестоко гнавший иудеев и веру их и домогавшийся даже совсем искоренить их, как об этом пророчески предсказано в книге Даниила, а исторически повествуется в книгах Маккавейских. Прообразами антихриста иные считают также Валаама и Голиафа, как противников Моисея и Давида, которые были прообразами Христа. Полагают также, что антихрист предизображен в царе тирском у пророка Иезекииля (28 гл.), а, может быть также, и в царе вавилонском у пророка Исаии (14 гл.). Это отдаленные подготовители пришествия антихриста. Более явное и сильное подготовление пришествия антихриста будет в последние времена, когда приблизится время его явления и когда рост зла особенно усилится. Иисус Христос в речи о разрушении Иерусалима и кончине мира, апостол Павел в посланиях к Тимофею и Иоанн Богослов в Апокалипсисе предсказали, что в последние времена умножатся и распространятся пороки, нечестие и неверие, а вера оскудеет и любовь охладеет. Во втором послании к Фессалоникийцам этот чрезвычайный упадок веры и добродетели и необычайная сила боговраждебности, нечестия и развращения названы одним выразительным словом: отступление или апостасия. Иные полагали, что апостол назвал отступлением антихриста, но на самом деле он отличает отступление от антихриста, хотя и поставляет их вместе, потому что отступление подготовит пришествие антихриста, а антихрист, пришедши, еще более усилит отступление. Было высказано много и других мнений об отступлении. Под отступлением разумели, — то отступление народов от римской империи, причем предполагалось, что римская империя будет существовать до пришествия антихриста, пред пришествием антихриста склонится к падению, а антихристом будет окончательно разрушена, — то отпадение иудеев, по мнению одних от своей веры, по мнению других от власти римлян, — то отпадение всех вообще народов от подчинения правительствам, законам, установленному порядку. Хотя последнее из этих мнений правдоподобнее прочих и имеет некоторое значение, но более оснований под отступлением разуметь преимущественно отступление от веры в Бога, упадок религии и нравственности и распространение и умножение среди людей пороков, нечестия и безбожия. Конечно, религиозно-нравственный упадок неизбежно вызовет упадок установившегося строя семьи, общества и государства. Кроме того, в связи с упадком религии и нравственности и с расстройством общественных отношений умножатся бедствия людей, которые будут частью — естественным следствием усилившейся порочности людей, частью — наказанием Божиим за нее. Из этой-то бездны зла и бедственного состояния людей и возникнет антихрист. Вот почему Иоанн Богослов видел его выходящим, под видом зверя, то из моря, то из бездны (Апок. 13 и 17 гл.). «В грядущем звере, говорить святой Ириней, будет возглавление всего нечестия и всякого коварства, чтобы вся богоотступническая сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную… В нем возглавляется все шести — тысячелетнее богоотступничество (Ириней, как и некоторые другие, держался ошибочного мнения, что в настоящем своем состоянии мир будет существовать 6000 лет, а затем начнется тысячелетнее царство Христово на земле), неправда, нечестие, лжепророчество и обман, почему и найдет на землю потоп огненный… Он возглавит в себе все дьявольское заблуждение, все дьявольское богоотступничество» (Против ересей. Кн. V, гл. 25 и 29).

Непосредственно предваряющим пришествие антихриста событием будет взятие от среды удерживающего (το χατέχον) и держащего (ό χατέχων). Солунян, взволнованных слухами о наступлении дня Христова, апостол Павел успокоил, сказавши, что день Христов не наступить, пока не придете отступление и не явится человек греха, т. е. антихрист, а явиться человеку греха препятствует удерживающее; но как только держащий будет (взят) от среды, так явится беззаконник. Солуняне знали, что разумел апостол под удерживающим и держащим, из устной его беседы с ними (2 Фес. 2, 5). Но в Послании значение этих таинственных слов не объяснено, и многовековые усилия богословской науки уяснить, отгадать и определить смысл их не увенчались успехом. Высказано много различных мнений о смысле этих слов, но и доселе никто не знает, какое из них есть истинное мнение. Можно сказать, что одни мнения более, а другие менее правдоподобны: но даже и наилучшие из них имеют значение не больше, как предположений и догадок. Одни богословы отличают удерживающее от держащего, другие отождествляют их. Одни богословы под удерживающим разумеют римскую империю, а под держащим — римских императоров; другие обобщают это мнение, разумея под этими словами государственную власть и государственный законный порядок и представителей их — государей; иные разумеют под ними нравственный строй общества; еще иные — высших ангелов, как хранителей царств и народов; еще иные — Иисуса Христа. Смысл слов столь темен и уяснить его столь трудно, что блаженный Августин прямо сказал, что он не знает, что они значат (О граде Божием. Кн. 20, гл. 19).

Общий характер признаков и предвестников пришествия антихриста — продолжительность их обнаружения, а потому и неопределенность; а относительно одного из признаков — взятая от среды удерживающего и держащего — нельзя даже с уверенностью сказать, что означает самый признак. Вот одна из причин, почему люди много раз ошибочно принимали за антихриста разных лиц. Но когда антихрист действительно придет, то при помощи указанных в Писании признаков многие истинно-верующие узнают его, как это высказал Ефрем Сирин. Во времена антихриста, кроме Писания, люди будут предуведомлены о пришествии его еще от двух свидетелей, которые, будучи посланы Богом, будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, и по окончании свидетельства будут побеждены и убиты антихристом (Апок. 11 гл.). Один из свидетелей ясно указан в Писании; это — пророк Илия (Малах. 4, 5. 6; ср. Мф. 17, 10. 11; Мар. 9, 11. 12; Лук. 1, 17). По преданию, основанному на словах Послания Иуды (14 и 15 ст.), а также на том, что Енох, как и Илия, живой взят на небо, другим свидетелем признают именно Еноха. Но неизвестно, за сколько времени до пришествия антихриста явятся они. По учению святого Ипполита Римского они возьмут половину последней седьмины мира (Сказание о Христе и антихристе, гл. 43); по-видимому, первую половину седьмины. Если это так, то они явятся за три с половиною года до пришествия антихриста, и антихрист убьет их тотчас по пришествии своем. Но возможно, что они явятся только немного ранее антихриста, а потому время их проповедывания отчасти совпадет с временем царствования антихриста.

Многим не легко будет узнать антихриста потому, что, как думали Кирилл Иерусалимский (15-е Огласительное Слово) и Ефрем Сирин (Слово на пришествие Господне…), в начале он хитро покажет себя человеком добродетельным, кротким, человеколюбивым, и только после того, как он привлечет к себе многих и усилится, он обнаружить свою злобу во всей силе.

Характер антихриста и его царствования живо и подробно описан в книге Даниила, во Втором Послании к Фессалоникийцам и в Апокалипсисе. Антихрист будет обладать большими дарованиями, но способности свои он употребит только на совершение зла. «Его пришествие будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фесс. 2, 9). Например, он будет как бы смертельно ранен, но исцелеет, так что удивится вся земля (Апок. 13, 3). Чудеса его названы ложными или потому, что цель их — обман и обольщение людей, или потому, что они будут чудеса только кажущиеся, похожие на фокусы. Тем не менее совершение их едва ли будет возможно без знания тайн природы, превосходящего знание других людей. Впрочем, поразительные чудеса свои он будет совершать силою дьявола. Да и вообще природные его способности будут чрезвычайно усилены действованием в нем и чрез него сатаны, который вселится в него, совершенно овладеет им и сделает его своим орудием. Как пришествие антихриста, так и вся его жизнь будет по действие сатаны. Сатана даст ему «силу свою, и престол свой, и великую власть» (Апок. 13. 2). Поэтому сила и власть антихриста будут, с одной стороны, чрезвычайно велики, а с другой, в высшей степени злотворны. Дано ему будет «вести войну со святыми и победить их»; дана будет ему «власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца». Поклонятся зверю, говоря: «Кто подобен зверю сему, и кто может сразиться с ним»? (Апок. 13, 3. 4). Как в Апокалипсисе, так и в книге Даниила он изображается могущественным страшным и все-истребляющим завоевателем (Дан. 7, 9, 11 и 12 гл.). Это всемирный губительный завоеватель, властелин и тиран. Но власть свою над народами он приобретет не чрез одни только победоносные и разрушительные завоевания: сила его еще будет заключаться в обольщении людей лестью, коварством и чудесами. Ясные свидетельства об этом есть в книге Даниила (8, 23. 25; 11, 32), в Апокалипсисе (13, 3. 4), во Втором Послании к Фессалоникийцам (2, 9—12) и в Евангелиях (Мф. 24, 24; Марк. 13, 22). В совершении чудес, в обольщении людей, а также, и в наследственном подчинении их антихристу, ему будет помогать зверь из земли или лжепророк, который даже и огонь будет низводить с неба пред людьми и вложит «дух в образ зверя, чтобы образ зверя и: говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Апок. 13, 15). Впрочем, антихрист обольстит только нечестивых (Дан. 11, 32), не записанных в книге жизни у Агнца (Апок. 13, 8; Дан. 12, 1), «погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фесс. 2, 10), т. е. таких, которые были бы нечестивы и погибли бы и без антихриста, а избранных он будет усиливаться обольстить, но не успеет (Мф. 24, 24; Марк. 13, 22). Ему дано будет только в войне победить святых (Анок, 13, 7; 7, 21, 25; 11, 33) и убивать их (Апок. 13, 15; 20, 4). Но губить и истреблять их, до конца не дано будет ему (Дан. 7, 26). Дни великой скорби, какой не было от начала мира до ныне, и не будет, сократятся ради избранных, а иначе не спаслась бы никакая плоть (Мф. 24, 21. 22; Мар. 13, 20). Как обольщением, так и насилием антихрист будет губить людей. Поэтому он назван «сыном погибели», ибо и других погубить и сам погибнет (2 Фесс. 2, 3. 8—12; Апок. 13, 17 и 20 гл.; Дан. 11, 45). Он «человек греха» и «беззаконник» (2 Фесс. 2, 3, 8); потому что, воспринявши от своих предков природу, проникнутую в высшей степени злом, а от дьявола еще всю злобу его, он и сам будет проникнут злом и других будет вести к злу. Все желания его сердца, все силы, способности, мысли и действия его, проникнутого злом существа, направлены к тому, чтобы искоренять добро и сеять зло. С сатанинской гордостью он будет превозноситься выше Бога, богов и святыни (2 Фесс. 2, 4); не уважит никакого божества и возмечтает отменить служение истинному Богу, ибо возвеличит себя выше всех (Дан. 7, 25; 11, 36. 37); будет богохульствовать (Дан. 7, 25; 11, 36; Апок. 13, 1. 6). Отвергая и осмеивая истинного Бога и богов, отвергая и истребляя всякую религию, и в особенности христианство, попирая и уничтожая всякую святыню, он только себя одного объявит богом и Христом, сядет в храме, как Бог, и только себе одному потребует божеского поклонения и служения (Дан. 11, 36. 38; Мф. 24, 23. 24; 2 Фесс. 2, 4; Апок. 13 гл.). Поклоняться себе, как Богу, он расположит людей лестью, обманом и чудесами. На кого не подействуют эти средства, тех он будет заставлять поклоняться себе всевозможными лишениями и гонениями: нельзя будет ничего ни покупать, ни продавать тем, кто не поклонится зверю и не допустить положить «начертание, или имя зверя, или число имени его на правую руку, или на чело» (Апок. 13, 16, 17). А упорствующие будут убиваемы (Апок. 13, 15). Попирая и уничтожая все божественное и святое, антихрист будет уничтожать и все человеческое. Он желанья жен не уважит (Дан. 11, 17), т. е. будучи жесток и действуя по своему произволу, он будет нарушать и уничтожать установленный Богом строй человеческого общежития, будет попирать брак и основанные на браке семью и общество. Он будет издеваться над законами Божескими и человеческими.

Безбожное и губительное царствование антихриста продолжится три с половиною года. В книге Даниила предсказано, что святые будут преданы в руку малого рога «до времени, времен и полувремени» (7, 25; 12, 7; ср. Апок. 12, 14). По объяснению блаженного Августина «время» означает год, «времена» — два года (число двойственное), «полувремя» — полугодие (О граде Божием кн. 20, гл. 23). Правильность этого объяснения подтверждается параллельными местами из книги Даниила и Апокалипсиса, где тот же период времени обозначается яснее. В книге Даниила сказано: «со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней» (12, 11), т. е., со времени воцарения антихриста до конца его. В пророчестве о седьминах прекращения жертвы и приношения, стояние мерзости запустения на святом месте и погибель опустошителя приурочены к половине седьмины, т. е., к трем годам с половиною. А в Апокалипсисе прямо сказано, что зверю из моря «дана власть действовать сорок два месяца» (13, 5; Ср. 11, 2).

После сорока двухмесячного губительного царствования антихрист погибнет. «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убиту мечем» (Апок. 13, 10). Зверь из бездны пойдет в погибель (Апок. 17, 11). Антихрист «придет к своему концу, и никто не поможет ему» (Дан. 11, 45). У него будет отнята «власть губить и истреблять до конца» (Дан. 7, 26). «Бог-ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (Лук. 18, 7, 8). «Господь Иисус убьет антихриста духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фесс. 2, 8). Иоанн Богослов видел, что «схвачен был зверь и с ним лжепророк…; оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою…, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Апок. 19, 20; 20, 10).

Литература.

Первоисточники — Священное Писание, в частности — Книга Даниила, Апокалипсис, речь Господа о последних временах мира в трех первых Евангелиях, вторая глава Второго Послания к Фессалоникийцам, 1—12 стихи, Первое и Второе Послания Иоанна Богослова и отдельные места в некоторых других книгах Библии. Святоотеческая литература: Иринея Лионского против ересей, Кн. V, гл. 25—30; перевод Преображенского; Ипполита Римского: Сказание о Христе и антихристе; перевод К. Невоструева; толкование на Даниила. Кирилла Иерусалимского 15-е огласительное слово. Творения Кирилла переведены при Московской Духовной Академии. Ефрема Сирина: Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово (в русск. перев. слово 39-е, в 8-й ч. творений Ефрема, издание Московской Духовной Академии); Слово на пришествие Господне, (в русск. переводе 94-е в 4-й части творений Ефрема). Иоанна Златоуста: Беседы на Второе Послание к Фессалоникийцам, Бес. 8 и 4; его же изъяснение многих других мест Писания, содержащие учение об антихристе, Творения Златоуста переведены Петербургской Духовной Академией. Блаженного Августина: О граде Божием, кн. XX, многие главы, — творений Августина ч. 6, изд. при Киевской Духовной Академии. Блаженного Феодорита: Сокращенное изложение божественных догматов, гл. 28, в русск. переводе творений ч. 6-я; его же толкования на Даниила, на 2-е послание к Фессалоникийцам и на другие книги Послания, где есть учение об антихристе. Творения Феодорита переведены при Московской Духовной Академии; Иоанна Дамаскина: Точное изложение православный веры. Кн. IV, гл. 26. Переводы Московской Духовной Академии, Бронзова и другие. Андрея Кесарийского: Толкование на Апокалипсис. Старинный перевод на славяно-русском языке Лаврентия Зизания. Новые переводы; П. М. Б. два издания в 1882 и 1884 г.; братством Петра митрополита Московского издан старинный славянский и новый русский перевод в 1889 г. Толкование на Апокалипсис Аревы, подражавшего Андрею, и толкование на Апокалипсис Примазия Адруметского епископа, менее авторитетны. Последующая богословская литература. В православной церкви: Стефана Яворского: Знамения пришествия антихристова и кончины века, от писаний божественных явленна, апостольскому же вопросу: что есть знамение Твоего пришествия и кончины века, согласующая. Об антихристе (курсовое сочинение Сабурова). Прибавления к Творениям Святых Отцов ч. 17-я. Богословского, Человек беззакония, в «Православном Собеседнике» 1885 г. т. 2-й (это буквальный перевод статьи Дёллингера). Н. Виноградова, Антихристианство и антихрист по учению Христа и апостолов. 1883 г.; О конечных судьбах мира и человека. 1887 и 1889 г, Орлова, Критический разбор главнейших мнений об антихристе, «Православное Обозрение» 1889 г. А. Беляева, О безбожии и антихристе. Т. 1-й, подготовление, признаки и время пришествия антихриста. Сергиев Посад, 1898 г. Сочинения римско-латинских богословов: Beilarmini: Disputationes de controversils christianae fidei; controversia 3-я, lib. 3. Lessins: De antichristo et ejus praecursoribus. 1611 г. Malvenda: De antichristo. 1647. Rohm.: Protestantische Lehre vom Antichrist. 1891 r. Рационалистическое сочинение Ренана: L`Antichrist. Сочинения протестантские: Auberlen: Der Prophet Daniel und die Offenbarung Iohannis. 1854. В русском переводе протоиерея Романова: Пророк Даниил и Апокалипсис святого Иоанна. 1882. F. Philippi: Die biblische und kirchliche Lehre von Antichrist. 1877. Многие другие сочинения, которые только частью касаются антихриста, указаны в нашей книге «О безбожии и антихристе».

* Александр Дмитриевич Беляев,
доктор богословия, профессор
Московской духовной академии

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 1, стр. 821. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1900 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *