Антониево сийский монастырь

Антониево-Сийский монастырь

Монастырь
Троицкий Сийский монастырь

Ансамбль Антониево-Сийского монастыря

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 291520265660006 (ЕГРОКН)
объект № 2910218000 (БД Викигида)
Страна Россия
Местоположение Архангельская область
Конфессия Православие
Епархия Архангельская и Холмогорская
Тип мужской
Дата основания 1520 год
Известные насельники Патриарх Филарет
Настоятель игумен Варлаам (Дульский)
Статус охраняется государством
Состояние Действующий монастырь
Сайт siyamon.ru
Медиафайлы на Викискладе

Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь — мужской монастырь Архангельской епархии Русской православной церкви, расположенный на полуострове в Большом Михайловском озере близ деревни Антониево-Сийский монастырь в Холмогорском районе.

Основан в 1520 году преподобным Антонием Сийским и играл заметную роль в русской истории и культуре XVI—XVII веках. Архитектурный ансамбль, окончательно сложившийся до конца XVII века.

История

Основан в 1520 году преподобным Антонием, который после оставления Шелексенской Никольской пустыни обосновался здесь, в совершенно необитаемом тогда месте с иноками Александром, Исайей и другими с разрешения великого князя Василия III. Река Сия (приток Двины), вытекающая из озера, дала название обители.

Политика монастырских властей привела к волнениям монастырских крестьян в 1577—1578 годах в Антониево-Сийском монастыре, в которых приняли участие и чёрные крестьяне Емецкого стана Двинского уезда.

В 1587 году пришла грамота на возведение каменного собора, причём из-за удалённости обители и смутных времён работы растянулись на четыре царствования и заняли в общей сложности 20 лет. В это время (с 1601 по 1605 годы) здесь содержался в заключении сосланный по указанию Годунова и постриженный под именем Филарета боярин Феодор Никитич Романов, отец будущего царя.

К обители был приписан Ивановский Емецкий монастырь, существовавший до 1613 года в Холмогорском уезде в 180 километрах от Архангельска на реке Ёмце.

Антониево-Сийский монастырь
Дореволюционная открытка

В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас — в РГАДА).

В декабре 1730 года на пути в Москву в монастыре останавливался Михайло Ломоносов, здесь его дядя был стряпчим и своему племяннику он подарил тулуп. К концу XVIII века обитель захирела, благодаря чему допетровские постройки избежали распространённых в то время поновлений и в целом сохранили первоначальный облик.

Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. Здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. С 1970-х годов находился пионерский лагерь «Автомобилист» для детей работников автотранспортных предприятий Архангельска и Северодвинска, часть территории была отдана под дачу для Архангельского облисполкома.

В 1992 году монастырь передан Русской православной церкви. Началось восстановление обители, которое возглавил игумен, позже архимандрит Трифон (Плотников). 31 мая 2010 года по состоянию здоровья архимандрит Трифон был освобождён от должности наместника монастыря.

Архитектурные памятники

Троицкий собор с колокольней (слева) и надвратная церковь (справа)

Четырёхстолпный пятиглавый Троицкий собор заложен в 1589 г. по грамоте царя Фёдора Иоанновича от 8 ноября 1587 г., достроен 30 июля 1606 г. и освящён в следующем году. В грамоте было предписано ставить храм «в воскресенскую меру, что в Девичьем монастыре, что у нас на Москве», за чем должен был следить присланный из столицы мастер Захар. Фактически строительство вела артель каменщиков из Вологды. Храм сочетает приёмы зодчества новгородского (конструкция сводов на невысоких подпружных арках) и московского (аркатурные звенья в пряслах западной стены, широкий антаблемент ниже закомар). Средняя глава визуально доминирует над малыми благодаря размерам и декоративному оформлению (аркатурно-колончатый пояс). Примерно через 100 лет после постройки храм был перекрыт на четыре ската, тогда же была изменена форма центральной главы.

Шатровая Благовещенская церковь вместе с трапезной и келарской палатами заложена в 1638 году и построена за пять лет на месте ранее существовавшего деревянного храма. Что существующая постройка повторяет архитектурное решение старой церкви, свидетельствуют атрибуты деревянного храмового зодчества: двухчастный алтарь, две миниатюрные главки над двумя престолами (утрачены), высокий шатёр на некрупном восьмерике. Вероятно, в одно время с трапезной была возведена и монастырская колокольня. Точную дату её сооружения установить затруднительно: грамоту на начало работ выдал в 1593 г. ещё Фёдор Иоаннович, а освящение состоялось только в 1661 году, в правление Алексея Михайловича.

Святые врата с Сергиевской церковью и двухэтажными кельями выстроены после пожара 1658 года, в промежуток между 1661 и 1687 годами. Окончательно все работы были завершены только в 1699 году. Сохранилась запись, что позднее этот архитектурный комплекс был перестроен «лучшею архитектурою, с пристроенными гостиными покоями».

Обитатели

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010, Антониево-Сийский монастырь имеет статус деревни на территории Емецкого сельского поселения, в которой проживает 62 человека.

Список настоятелей Игумены

  1. Антоний Сийский (1520 — 7 декабря 1557)
  2. Геласий (1557-?)
  3. Геронтий (? −1577)
  4. Питирим (1578—1586, 1591—1597)
  5. Гермоген (1586—1587)
  6. Никандр (1588—1589)
  7. Иона (6 марта 1597—1634)
  8. Тит (1634—1637)
  9. Киприан I (1637—1640)
  10. Игнатий (1641—1643)
  11. Киприян II (1643)
  12. Феодосий (1644—1652, 1663 — 29 октября 1688)
  13. Корнилий (3 мая 1652—1658)
  14. Каллиник (1658—1661)
  15. Варфоломей (25 марта 1688 — июль 1692)

Архимандриты

  1. Никодим (1692 — 18 июня 1721)
  2. Герман (16 января 1723 — 29 ноября 1725)
  3. Порфирий (17 декабря 1727 — 30 января 1730)
  4. Леонтий (Яковлев) (27 января 1742—1749, 1753 — 19 октября 1761)
  5. Серафим (25 марта 1749 — 18 ноября 1753)
  6. Гавриил (Огинский) (2 февраля 1762 — 27 января 1779)
  7. Парфений (Петров) (1779—1790)
  8. Аполлос (Терешкевич) (28 июня 1790—1803)
  9. Августин (Сахаров) (1803—1804)
  10. Кирилл (Киприянов) (1804—1806)
  11. Феофил (Татарский) (1806—1810)
  12. Амвросий (Черноруцкий) (1810 — 11 октября 1817)
  13. Павел (Павлов-Морев) (11 октября 1817—1820)
  14. Вениамин (Смирнов, Василий Никифорович) (5 апреля 1820—1839)
  15. Платон (Агриколянский) (20 июня 1839—1843)
  16. Анастасий (Ключарев) (12 мая 1843 — 22 марта 1851)
  17. Мельхиседек (18 августа 1853 — 13 апреля 1870)
  18. Савватий (Макаров) (1870—1888)
  19. Антоний (Постников) (12 марта 1888—1901)
  20. Николай (Варфоломеев) (Декабрь 1901—1902, 1906—1912)
  21. Филадельф (1902) игумен
  22. Иона (1902—1906) игумен, с 1904 архимандрит
  23. Евтихий (иеромонах) (15 сентября 1912 — 1 января 1913)
  24. Вениамин (Кононов) (1912—1918)
  25. Феодосий (1918) и/д, иеромонах
  26. Амвросий (1918) и/д, иеромонах
  27. Григорий (1918—1919)
  28. Иоанникий (1919)
  29. Гурий (30 июня 1919—1920)
  30. Трифон (Плотников) (1992 — 31 мая 2010)
  31. Варлаам (Дульский) (с 22 июля 2010) и. о. до 27 июля 2011 года

Озеро

Большое Михайловское озеро на пейзаже Грабаря (1920); вдали можно различить очертания монастыря.

Святое озеро находится примерно в десяти км от Михайловского в сторону села Емецк. На крутом береге Святого озера находится древнее языческое капище, на месте которого поставлен православный крест.

По преданию, один крестьянин, долго болевший проказой или какой-либо другой подобною болезнью, ловил рыбу в этом озере, опустил ноги в воду и вдруг почувствовал исцеление в ногах, а когда окунулся, то и во всём теле. На месте исцеления он поставил Казанскую икону Божьей Матери. Благодаря случаю чудесного исцеления озеро стали называть Святым.

> См. также

  • Вениамин (Смирнов, Василий Никифорович)

Примечания

  1. А. И. Чашев: «Тайны языка земли холмогорской»
  2. Известие о неповиновении крестьян в вотчине Антониево-Сийского монастыря во второй половине 16 в.
  3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. В 3-х тт. — Т.III. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины II. — Санкт-Петербург: Типография В. Безобразова и компании, 1890. — С. 68. — 259 с.
  4. Ломоносовский обоз побывал в Антониево-Сийском монастыре
  5. Антониево-Сийский монастырь
  6. 1 2 3 РусАрх — Мильчик М.И. Каменная архитектура Севера в эпоху Древней Руси. Дата обращения 2 мая 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.
  7. А. А. Куратов, архим. Трифон (Плотников). Антониев Сийский во имя Святой Троицы мужской монастырь — Статьи — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». Дата обращения 2 мая 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.
  8. 1 2 СВЯТО-ТРОИЦИЙ АНТОНИЕВО-СИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ: АРХИТЕКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ | Архитектон: известия вузов. Дата обращения 2 мая 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.
  9. Численность населения населённых пунктов Архангельской области по результатам Всероссийской переписи населения (2010), Архангельскстат, .htm, 3.6 Mb
  10. Шилов А. А. Никодим (архимандрит) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

Литература

  • Макарий, Епископ Архангельский и Холмогорский. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре. Архангельск, 1878.
  • Акты Сийского монастыря. Вып. 1. Грамоты патриарха Филарета (1613—1633 гг.). Архангельск, 1913.
  • Рыжова, Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000.
  • Белова, Л. Б. Новые материалы для истории русской библиографии в библиотеке Антониево-Сийского монастыря // Древняя Русь. Вопросы медиевистики, 2005, № 3 (21), c. 10.
  • Сойкин П. П. Сийский Антониев монастырь в Холмогорском уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 59-65. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • А. А. Куратов, архим. Трифон (Плотников). Антониев Сийский во имя Святой Троицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 596-598. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  • Мельник А. Г. Антониев Сийский монастырь как центр почитания русских святых в XVI в. // Соловецкое море. Историко-литературный альманах. Выпуск 10. — Архангельск; М., 2011. — С. 57—61.

Ссылки

  • Антониево-Сийский монастырь, официальный сайт
  • Сайт монастыря (рус.)
  • Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы Антониев-Сийский (мужской) на сайте «Русское православие».

Словари и энциклопедии

Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь

Россия Архангельская область деревня Антониево-Сийский Монастырь

Идёт загрузка карты…

Троицкий Антониев Сийский монастырь — православный монастырь в Архангельской области. Основан основан в 1520 году преподобным Антонием Сийским. В настоящее время монастырь действующий. Ежедневно совершаются богослужения. При монастыре действует трапезная и гостиница.

История

Святые:

  • прп. Феодосий, игумен Сийский
  • прпмч. Вениамин (Кононов), архимандрит Сийский, Соловецкий
  • прп. Никанор Сийский, Ручьевский и прп. Исаия Сийский, Ручьевский
  • прп. Пахомий, игумен Кенский
  • прпп. Иоаким и Александр Сийские
  • прп. Исаия (он же Илия) Сийский
  • прп. Антоний, игумен Сийский

Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом полуострове Михайловского озера, в течении реки Сия (Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму ноcит имя Свято-Троицкий монастырь.

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»).

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке).

Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси.

В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692 года, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета — драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому — серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря — игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами. В конце XVI-XVII вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.

В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

В XVII веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы — соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже XVII-XVIII вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.

С середины XVII века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце XIX века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.

Возрождение монастыря

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви (15.06.1992), при настоятеле игумене Трифоне (Плотникове). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).

Современное состояние

В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия. По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф». В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.

Храмы

  • Троицкий собор

  • Церковь прп. Сергия Радонежского

  • Благовещенская церковь

Святыни

  • чудотворный образ Богоматери «Смоленская»
  • образ Богородицы «Владимирская»
  • ризы прп. Антония
  • чудотворная икона Живоначальной Троицы
  • икона Богородицы «Умиление»
  • покрова на раку прп. Антония Сийского

Престольные праздники

День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля

Сергий Радонежский, преподобный — Собор Московских святых, 18 июля, 8 октября

Фото

  • Троицкий Антониев-Сийский монастырь зимой

  • Антониев-Сийский монастырь. Вид сверху

  • Братия монастыря

Видео

Как добраться

Добраться до г. Архангельск можно самолетом, поездом или автобусом.

Автобусами № 503 (Архангельск-Емецк), № 511 (Архангельск-Котлас), № 505 (Архангельск-Вельск), № 520 (Архангельск-Каргополь) от автовокзала до остановки «Сия» (151 км), далее пешком по живописной местности по асфальтовой дороге 8,5 км. Проезд собственным транспортом по трассе М8 Архангельск-Москва до 151 км, направо указатель «Антониево-Сийский монастырь».

Паломнику

Троицкий Антониев-Сийский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

В обители попечение о паломниках оказывает братия монастыря и их помощники. Паломники размещаются в гостевых келиях обители. Организовано их питание.

Наиболее важным во время пребывания паломника в обители является его участие в храмовом богослужении. Приветствуется оказание помощи братии в ее трудах по благоустройству монастыря.

В монастыре проводятся экскурсии.

Адрес: Архангельская обл., Холмогорский р-н, с. Монастырь

Почти пять веков назад в северной глуши, среди бескрайних лесов и живописных озер, был основан наш Антониево-Сийский монастырь. До появления братии место это было безлюдным, лишь рыбаки да охотники приходили сюда, потом говаривали, что слышали монашеское пение, а то и замечали чернецов, расчищающих землю от леса.

Спустя время пришел сюда монах Антоний с несколькими сподвижниками. Был он неуклонным последователем учеников Сергия, игумена Радонежского. И вскоре многим стало ясно, что для создания иноческого общежития Господь избрал человека, обладающего многими добродетелями. Иноков, поселившихся рядом с Антонием, привлекали его любовь и простота, жертвенность и трудолюбие. А в устремлении к Богу и в молитве равных ему не было.

Так с самого основания в монастыре закладывалась атмосфера добросердечности и молитвы. Со временем это и стало основой для духовного иноческого подвижничества. Обитель долгое время процветала и была украшена множеством добрых иноков. Сегодня любой паломник, прибывающий в Антониев-Сийский монастырь, видит и чувствует удивительную гармонию величественных памятников архитектуры и почти нетронутой вековой природы, проникается спокойствием и красотой этой земли. За все время, прошедшее от дней преподобного Антония, ничто не смогло нарушить простоты и святости намоленного места.

Создавая сайт монастыря, мы поставили перед собой задачу рассказывать об удивительном месте — Сийской обители. Ее богатой истории и современной жизни. Надеемся, что нам удастся, хотя бы в какой-то степени, донести до самых разных людей верный взгляд на православное монашество.

Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Архангельская митрополия, Архангельская епархия
Настоятель — игумен Варлаам (Дульский)

Престолы:
Троицы Живоначальной

Храмы монастыря:
1. Собор Троицы Живоначальной
2. Церковь Трех Святителей
3. Церковь Сергия Радонежского
4. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Проезд:
Автобусами № 503 (Архангельск-Емецк), № 511 (Архангельск-Котлас), № 505 (Архангельск-Вельск), № 520 (Архангельск-Каргополь) от автовокзала до остановки «Сия» (151 км), далее пешком по живописной местности по асфальтовой дороге 8,5 км. Проезд собственным транспортом по трассе М8 Архангельск-Москва до 151 км, направо указатель «Антониево-Сийский монастырь».

siya@atnet.ru +7 911 593 33 60 http://siyamon.ru Адрес: Архангельская область, Холмогорский район, Антониево-Сийский монастырь.Идет
История:
Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков р. Сии (ныне — Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму новит имя — Свято-Троицкий монастырь.
В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьми и рыбными ловлями, в 1545 – судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст».
Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского («Служба чудотворцу Антонию»).
В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского.
К концу 17 века сложился комплекс каменных построек: к концу 16 века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-ой половине 17 века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах 17 века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами – в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в 18 веке).
Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси (с 1619).
В 16-18 вв. Антониево-Сийский монастырь является крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648).
В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т.д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583, панагия 1608 (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета – драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И.М. Милославскому – серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря – игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в 17 веке, были иконописцами. В конце 16-17 вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов сольвычегодский мастер Василий Кондаков.
В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры – Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.
В 17 веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьями тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы – соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже 17-18 вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.
С середины 17 века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В 19 веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце 19 века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.
В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.
Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.
Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской православной церкви, при настоятеле игумене Трифоне (1992). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).
В настоящее время в обители 13 человек братии, постоянно проживают около 60 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. Монахи Антониево-Сийского монастыря участвовали в церковно-археологической экспедиции в окресности Кожезерского (1997) и Красногорского (1998) монастырей.
По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека, иконописная мастерская, свечное производство. В хозяйстве имеются сенокосы, пашни, небольшие лесные участки, животноводческая ферма, конюшня, построены теплицы, оборудован гараж, действую пекарня, механическая, столярная, скорняжная, чеботная мастерские.
Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников. Ежегодно обитель посещают до 5 тыс. российских и зарубежных паломников.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *