Апокалипсис Иоанна

Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: В 24 словах и 72 главах

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 13-303-0267

Текст печатается по: Святого Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской, Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в 24 словах и 72 главах / Пер. с греч. Владимира Юрьева. М., 1911.

Предисловие к современному изданию

Вниманию благочестивого читателя предлагается издание экзегетического трактата «Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» святителя Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской, жившего в конце VI — начале VII веков. Данное произведение датируется предположительно первыми двумя десятилетиями VII века. Ничего больше о самом св. Андрее нам не известно, так как церковные источники не сохранили о нем никаких сведений. Св. Андрей, упоминая о Иерусалиме, впрочем, ничего не говорит о захвате его врагами Византийской империи — персами в 614 по 627 год и арабами в 638 году. Следовательно, написание произведения предполагается либо до 614 года, либо между 627–638 годами.

Толкованием Апокалипсиса целиком занимались немногие церковные авторы. На христианском Востоке — Ориген, блж. Икумений, св. Андрей Кесарийский, Арефа Кесарийский, а также отдельные авторы, объяснявшие отдельные места из этой книги, следствием чего является относительная немногочисленность этих комментариев. Некоторые комментарии встречаются и на латинском Западе у таких авторов как св. Викторин Петавский, Тихоний, св. Кесарий Арелатский, Беда Достопочтенный и др. Во многом это связано с тем, что церковные писатели и экзегеты по смирению не чувствовали себя достойными толковать эту самую таинственную и загадочную книгу Нового Завета, содержащую в себе высочайшие эсхатологические пророческие видения грядущих событий, предшествующих концу мира: о Пришествии Христа, о судьбах Церкви и отдельного человека, Воскресении, Страшном Суде и Царстве будущего века. Ибо все это было открыто отчасти Самим Господом Иисусом Христом в Евангелиях, а также Духом Святым — Апостолам. При этом многое изложено в загадочных образах и символах, и для своего толкования требует такого же духовного пророческого дара. «Когда человек изучает Новый Завет и приступает к Откровению, он чувствует себя перенесенным в иной мир. Эта книга вовсе не похожа на остальные книги Нового Завета. Откровение не только отличается от других новозаветных книг, оно и чрезвычайно сложно для понимания современного человека и потому его часто оставляли без внимания…» Поэтому в своем предисловии свт. Андрей сообщает, что принимается за изъяснение этой книги не по своей воле, но по долгим просьбам своих друзей и паствы. Стоит также отметить, что не всё, что встречается в Откровении св. Иоанна, св. Андрей истолковывает однозначно и ясно. Относительно некоторых эсхатологических предметов он предлагает различные толкования, а также признается в своем благом неведении относительно них, иначе ему пришлось бы стать «вторым Иоанном Богословом» или равным ему.

«Толкование же на Апокалипсис Андрея Кесарийского является общепринятым для византийской традиции. Его важность заключается не только в историческом значении, но также и в том, что Андрей использует комментарий Икумения» — первого греческого комментатора всего текста «Апокалипсиса».

Произведение св. Андрея делится на 24 слова и 72 главы, что заключает в себе определенный числовой символизм. В Откровении упоминаются 24 старца, число которых помножается на 3 — в соответствии с тройственной структурой смыслов Священного Писания: «тело», «душа» и «дух», введенной в христианскую теорию библейской герменевтики еще Оригеном в III веке и отражающей три основных смысла Священного Писания — буквальный, нравственный и догматический (или мистический). Структура «Толкования» состоит в последовательном, стих за стихом, приведении текста Апокалипсиса и следующем к ним комментариям самого св. Андрея.

Свт. Андрей Кесарийский при толковании прибегает и к комментариям предшествующих экзегетов «Апокалипсиса»: блж. Икумения, епископа Трикки во Фракии — жившего по некоторым предположениям в VI веке (которого он, правда, не называет по имени), Папия Иерапольского (70–155), св. Иустина Философа и Мученика (120–166), св. Иринея Лионского († 202), св. Ипполита Римского († 258), св. Мефодия Патарского († 312). Кроме того, он обращается и к иным святым отцам: св. Григорию Богослову, св. Епифанию Кипрскому, св. Кириллу Александрийскому, св. Дионисию Ареопагиту и некоторым другим.

«Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» святителя Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской распространилось и стало весьма популярным в разных странах. Основываясь на нем написал свое толкование на Апокалипсис Арефа, архиепископ Кесарии Каппадокийской, в IX веке. В X и XI веках толкование св. Андрея было переведено на грузинский, армянский и славянский языки. «В середине XIII века текст был переписан новгородским книжником пономарем Тимофеем» и получил широкое распространение на Руси. В XVII веке перевод на русский язык был сделан Лаврентием Зизанием и так переиздавался в XVIII веке. На более привычный нам и современный русский язык перевод был сделан в XIX веке М. С. Боголюбским и В. М. Юрьевым.

Текст «Толкования» в предлагаемой читателю книге издается по переводу В. М. Юрьева (М., 1911), который сам сверял свой перевод с предшествующим переводом М. С. Боголюбского (М., 1882). Кроме того, для нашего издания использовалась книга «Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского» в издании Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря (М., 1901; переиздание: Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992). Помимо этого редактор снабдил текст указаниями страниц (колонок) издания греческого и латинского текстов «Толкования» в 106 томе «Патрологии» Ж. П. Миня и местами сверил текст перевода с греческим оригиналом. Также по возможности были определены цитаты различных святых отцов Церкви, встречающиеся в тексте св. Андрея; указания на них даны в примечаниях в конце книги, среди прочих примечаний (в основном исторического характера), помогающих читателю лучше понять текст св. Андрея. Сам текст книги Откровения св. Иоанна Богослова, а также все новозаветные цитаты для доступности самому широкому кругу современных читателей приводятся не на церковнославянском языке, но на русском по Синодальному переводу. Цитаты из Ветхого Завета даны местами на церковнославянском, местами на русском языке.

Кроме того, редакция нашла возможным заменить некоторые устаревшие выражения и слова «Толкования» на новые — более понятные и привычные для широкого круга читателей.

Редакция надеется, что эта книга станет для отечественных читателей источником познания духовного света Христовой истины, а также весьма актуальной в контексте особого современного интереса к эсхатологической тематике.

П. К. Доброцветов

Предисловие к изданию 1911 года

Эта статья о религиозном смысле этого слова. Для использования в других целях, см Апокалипсис (значения) .

Часть серии по

Эсхатология
  • — Библейские тексты —
  • — Основные цифры —
  • — Разные взгляды —
  • — Другие события —
  • События Откровения

Апокалипсис изображен на традиционных христианских православных фресках в монастыре Осогово , Республика Северная Македония

Апокалипсис ( древнегреческий : ἀποκάλυψις Apokalypsis , от ἀπό и καλύπτω , в буквальном смысле означает «раскрытие») является раскрытие или раскрытие больших знаний. В религиозных и оккультных концепциях апокалипсис обычно раскрывает что-то очень важное, что было скрыто, или дает то, что Барт Эрман назвал «видением небесных тайн, которое может объяснить земные реалии». Исторически этот термин имеет тяжелую религиозную коннотацию, что обычно наблюдается в пророческих откровениях эсхатологии, полученных через сны или духовные видения . Некоторые секты христианства считают, что библейская Книга Откровения изображает как «апокалипсис» полное и окончательное разрушение мира. Однако существует и другая интерпретация Книги Откровений, в которой предсказанные события относятся к разрушению Иерусалима в 70 г. по Р. Хр. Римскими войсками Тита. Эта вторая точка зрения известна как претеристическая точка зрения на эсхатологию.

Во всех контекстах раскрытые события обычно влекут за собой некоторую форму сценария конца времени или конца света — или откровения в божественной, небесной или духовной сферах. Есть много других книг из еврейского и христианского мира, которые можно классифицировать как апокалипсис. Кроме того, другие книги Библии содержат отрывки, относящиеся к апокалипсису или апокалиптическим обстоятельствам.

Несколько слов о вырождении Вселенной. Проповедь священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братия, прошлое воскресенье, когда я вас не видел, вы вместе с Церковью молились Господу Богу как неумолимому Судии, потому что это была Неделя Страшного Суда. Какое совпадение! Вместе с призывом Церкви раздались подземные толчки, которые, как вы знаете, прокатились уже по северной Европе.

Казалось, земля дала предупредительный сигнал, а Церковь в это время запела «Се Жених грядет». Невольно, братия, является вопрос – когда?

Напрасно люди стараются гадать; все их попытки тщетны, и сколько бы человеческий разум ни придумывал – никто не узнает этой тайны. Сам Господь сказал: «О дне и часе том никто не весть, ни даже Ангелы, только Отец Небесный». Углубляя эту мысль Христа, апостол Павел говорит, что день этот придет «яко тать в нощи», т.е. тогда, когда люди его не ожидают, и будет это как во времена Ноя: люди пили, ели, веселились, женились, выходили замуж, и никто ни о чем не думал, до тех пор, пока все не погибли. В развитие этой мысли апостол Петр говорит: конец придет тогда, когда с человеческой точки зрения будет все спокойно, когда люди скажут: «мир и утверждение» – тогда придет конец! Когда людям будет казаться все в порядке, тогда-то придет пагуба.

Невольно мысль бежит к Евангелию, к Апокалипсису и даже к Ветхому Завету, ища ответа на эту загадку: когда же? Но подходить к этому вопросу надо не с любопытством, а с молитвой. Нездоровое любопытство Церковь не благословляет, она его осуждает. Даже чтение Апокалипсиса, где в символических образах раскрыто пришествие Сына Человеческого, она не благословляет. Смотрите, во все время года, за богослужением, чтение Апокалипсиса не положено, потому что – это тайна.

Что же людям дано знать об этом? Самим Христом указаны признаки Второго пришествия на просьбу учеников сказать им, когда это будет. Эти слова Христа записаны у трех евангелистов: у Матфея, Марка, Луки.

Вот что говорит об этом Сам Господь: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос”, и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах (т.е. приготовлениях к войне)… но это еще не конец… восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие…» (Мф.24:4–10) Иссякнет любовь в людях – будет ненависть, злоба, предательство. «Тогда придет конец» (Мф.24:14).

Просматривая этот перечень признаков, можно их разделить на две группы. Первая – это признаки физического порядка: глады – истощение запасов, сырья; моры – эпидемические болезни; и трýсы – землетрясения по местам, войны или приготовления к войне – это признаки физического порядка. Вторая группа – морального, нравственного порядка: обольщение масс народа новыми идолами, оскудение веры, иссякнет любовь; ненависть, злоба будет в людях, предательство!

В обеих этих группах проходит одна мысль – конец будет тогда, когда мир, вся вселенная, придет к своему вырождению. Ведь мир целесообразен, т.е. в нем есть определенный смысл и задачи. Земля вертится не потому, что надо же ей вертеться, и люди живут не для того, что надо же им жить. Когда вселенная совершит свой круговорот и подойдет к своему вырождению, тогда будет конец – это понятно. С точки зрения Промысла Божия было бы абсурдом предположить, что вселенная вертится просто так, и люди живут просто так. Нет, нет!

Сила человека реализуется в ту или иную сторону, и конец придет, когда мир созреет… Разве садовник оставляет спелое яблоко на яблоне? Никогда!

Скажите: обольщение масс новыми идолами, истощение любви в людях, ненависть, злоба, – что это? Разве не вырождение? Конечно, да! Отсутствие веры, предательство даже в делах веры – это падение, ниже которого, глубже которого не придумаешь. Разве не вырождение? Ясно, вырождение! Вот эти нравственные признаки определяют вырождение человека.

И то же в природе физической – дряхлеет организм человека и поражается эпидемическими болезнями, которые идут полосой. Вырождается вселенная, истощаются запасы сырья, уничтожаются природные богатства – отсюда и глады. Дряхлеет мир, и земля сжимает свою кору – землетрясения, трусы по местам. Ну что же? Мир созрел?

Мир подошел к своему вырождению? Я не знаю. Смотрите! Это ваше дело; решить – дело людей. Христос так и сказал: узнавайте по признакам! Когда ветки смоковницы станут мягкими, вы гадаете: близко лето. Верно же?

Так вот, вам указаны признаки. Решайте сами! У вас есть для этого «форточка», если можно так выразиться. Такой «форточкой» являются ваши глаза, уши, совесть. Смотрите, слушайте! И еще есть у вас «форточка» куда большего масштаба – это радио ваше. В невидимых волнах, которые улавливает радио, вы слышите почти всю вселенную. Чаще подходите и слушайте. Что вы услышите? Джаз-банд? Фокстрот? Неужели в этом отвратительном смраде вертится вся вселенная? Это ужас, братия!

Вы гадаете – когда? Это ошибка. Бросьте, не к гаданьям звал Христос… Если вы нервничаете, высчитываете года, отыскиваете имена – это ошибка!

Не к этому звал Христос. Он сказал Своим ученикам: «Бодрствуйте!».

Что можно прибавить к этим словам Христа? Конечно, ничего! Бодрствуйте! Бодрствуйте, братия, бодрствуйте! Аминь.

Александро-Невская Лавра, Свято-Духовская церковь, 6 марта 1927 г.

Это последняя книга Библии и единственная пророческая книга Нового Завета; она была написана, согласно церковному Преданию, одним из двенадцати апостолов – Иоанном Богословом.

Большая часть Апокалипсиса повествует о финале земной истории человечества, поэтому в современном сознании это слово, как правило, ассоциируется с чем-то ужасным, катастрофическим.

Как Библия трактует «конец света»? «Страшный суд» по христианским представлениям – это заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира и окончательному воссоединению человека с Богом.

В новозаветных текстах упоминания о Страшном суде носят чаще всего аллегорический характер — отделение агнцев от козлищ (Мф. XXV, 31-33), притча о девах разумных и неразумных (Мф. XXV, 1-13) и др.; но, безусловно, самое подробное описание грядущего Страшного суда содержится в «Откровении».

Кем был Иоанн Богослов?

Апостол Иоанн был одним из ближайших учеников Христа. То, что текст «Откровения» принадлежит именно Иоанну Богослову, подтверждается свидетельствами его учеников и признается Церковью. С его именем церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов Нового Завета: помимо Откровения, это четвертое Евангелие (от Иоанна), а также Послания.

Когда и где было написано Откровение?

О времени написания Апокалипсиса ведутся споры, но считается, что труд был создан не позднее начала II века. Местом написания Апокалипсиса считается остров Патмос, упоминаемый самим Иоанном Богословом как место получения им откровений. Патмос находится в Эгейском море, к югу от города Ефеса.

Толкования

За прошедшие 20 веков появилось множество различных толкований Апокалипсиса. Их обычно разделяют на четыре группы. Первые относят пророчества апостола Иоанна Богослова к «последним временам», второму пришествию Христа и Страшному суду. Другие рассматривают Откровение с точки зрения исторических событий, таких, как гонения на христиан в I вене н.э. Третьи ищут в современной истории признаки апокалиптических предсказаний. Четвертые трактуют Откровения как источник не столько пророчеств, сколько нравственных аллегорий.

Вместе с тем, нужно помнить, что нигде в Библии нет указания о точном дне Страшного суда: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один», говорится в Евангелии (Мф., 24: 36).

Особенности изложения:

— Вневременность и слияние исторических эпох: духовно родственные события, отстоящие одно от другого на много столетий и даже тысячелетий, сливаются в одну пророческую картину; автор Апокалипсиса некоторые события будущего описывает, как прошедшие, а прошедшие — как настоящие: ведь апостол говорит не о хронологической последовательности событий.

— Символичность: символы и аллегории дают возможность автору Апокалипсиса говорить о сути мировых событий через обобщение. Так, например, глаза символизируют ведение (знание), много глаз — совершенное ведение (всеведение). Рог — символ власти, могущества. Длинная одежда означает священство; венец — царственное достоинство; белизна — чистоту, непорочность; город Иерусалим, храм и Израиль — символизируют Церковь.

— Числа тоже имеют символическое значение: три — символизирует Троицу, четыре — символ мира и мирового порядка; двенадцать — народ Божий, полноту Церкви (то же значение имеют числа, производные от 12-ти, как 24 и 144000). Большое значение придается числу семь (семь печатей; композиционно книга делится на семь частей).

Образы из «Откровения»

Агнец — это символическое наименование Иисуса Христа, принесшему себя в жертву для спасения человека.

Книга Жизни — согласно христианской традиции, книга, в которую записаны имена праведников. Она запечатана 7 печатями, открыть которые может только Агнец Божий перед наступлением Страшного суда.

Четыре всадника Апокалипсиса – это персонажи шестой главы «Откровения». Они появляются друг за другом, каждый с открытием очередной из первых четырех печатей Книги Жизни (всего печатей, как уже было сказано, — 7).

Первым появляется всадник на белом коне, он символизирует рождение человека, имеет лук и венец и назван Иоанном «победоносным». Вторым появляется рыжий скакун, на нем — всадник с мечом, считается, что в тексте он символизирует истребительную войну. Третий всадник на вороном коне держит в руках весы и символизирует взвешенную зрелость. Четвертый всадник на белом коне, «которому имя – смерть».

7 ангелов Апокалипсиса и 7 труб символизируют собой конец времен и суд Божий: «И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить». В древности, звук трубы (рога) использовался для предупреждения об опасности, подачи сигналов в сражении или возвещал о важных событиях.

«Страшный суд» — одна из важнейших тем мирового искусства. Так или иначе ее затронули большинство великих художников, в том числе Микеланджело, Эль Греко, Альбрехт Дюрер, Николай Рерих и другие.

Авторы, безусловно, привнесли в произведения свое личное видение, интерпретируя образы Ангелов Апокалипсиса, Всадников (Воинов) и самого Судного дня. Но глядя на эти работы, можно предположить, как будет развиваться Апокалипсис в его христианском «сценарии».

Откровение Иоанна.

Книга Откровения имеет очень большое значение, так как это последняя книга Богодухновенной Библии и по праву заключительная книга Нового завета. Если четыре Евангелия, которыми начинается Новый Завет, говорят о первом пришествии Иисуса Христа на землю, то главной темой книги Откровения Иоанна Богослова, которой Новый Завет заканчивается, является Его второе пришествие. Кроме того, в этой книге сходятся откровения, данные в обоих заветах, и в ней возвещается последнее слово многих пророчеств, исполниться которым еще предстоит.

Второе пришествие Христа и события, предшествующие ему, представлены в книге Откровения Иоанна более наглядно и красочно, чем в любой другой книге Библии.

Время написания.

Большинство ученых-богословов утверждает, что откровение было написано между 95 и 96 годами по Р. Х. Они исходят при этом из свидетельства отцов ранней Церкви, что апостол Иоанн был сослан на остров Патмос при императоре Домициане, который умер в 96 г.

Стиль.

Также как в ветхозаветных книгах Даниила и Иезекииля, в книге Откровения Иоанна Богослова широко используются символы, в ней постоянно возникают апокалипсические картины и видения. Но поскольку символы и видения подлежат толкованию, многие по-разному объясняют истины, изложенные в книге Откровения. В большинстве случаев, однако, подлинный смысл помогает установить сопоставление с прежними ветхозаветными пророчествами. Оно-то и побудило многих толкователей увидеть в книге Откровения Иоанна Богослова вполне реалистические предсказания того, что должно произойти в будущем. Книга Откровения характеризуется разумным видением будущего в согласии с видением его в других книгах Священного Писания.

Толкование.

Из-за того, что книга Откровение Иоанна написано в особой манере, богословы подходили и подходят к этой книге, руководствуясь различными принципами толкования. Вот некоторые из этих принципов.

Исторический подход. Начиная со средних веков, многие богословы стали рассматривать книгу Откровения Иоанна Богослова как пророчество об истории всей Церкви, начиная от первого пришествия Христа до Его второго пришествия. Этот подход был предложен Лютером и разделялся Исааком Ньютоном, Эллиотом и другими в последующие века. Однако уязвимость его в том, что очень редко даже два сторонника этого метода толкуют одно и то же место в книге одинаково, в смысле соотнесенности его с каким-то конкретным историческим событием. Каждый богослов непременно пытался увидеть осуществление того или иного пророчества в свое время.

Футуристический подход. Большинством консервативных богословов нашего времени разделяется «футуристический подход» к книге Откровения Иоанна. Они считают, что в главах 4-22 речь идет о событиях, которым предстоит произойти в будущем. Причем, главы с 4 по 18 посвящены, по их мнению, тому, что совершится в последние семь лет перед вторым пришествием Христа, и в особенности страшным событиям «великой скорби» в последние три с половиной года.

Возражавшие против этой точки зрения часто исходили из того, что книга Откровения Иоанна, будь она преимущественно «футуристической» по своему характеру, едва ли могла бы быть понята первыми христианами. Сторонники же футуристического подхода, напротив, настаивают на том, что именно в описании событий будущего в Откровении таится для христиан всех времен источник утешения и уверенности, ибо по самой природе своей веры последователи Христа взирают в будущее, сознавая, что в нем ожидает их последняя и окончательная победа.

Цель написания.

Цель книги состоит в откровении событий, которые произойдут непосредственно перед вторым пришествием Христа, во время Его пришествия и после него. Этому и посвящены в основном главы 4-18. Само второе пришествие наиболее впечатляюще представлено в 19 главе Откровения. Далее, в 20 главе, описывается наступление Тысячелетнего царства Христа на земле.

И, наконец, в главах 21 и 22 дано откровение о вечном Божием царстве. Таким образом более конкретная цель книги видится в дополнении и разъяснении ранних ветхозаветных пророчеств (к примеру, в книге пророка Даниила), а также пророчеств Самого Христа, особенно в Его проповеди на Елеонской горе (Матф. 24-25).

Практическое значение.

Особое практическое значение имеют главы 2 и 3, состоящие из посланий к семи поместным церквам, олицетворяющим Церковь в целом. Собранные воедино, эти целенаправленные и решительно звучащие послания Христа образуют как бы основу основ всех новозаветных посланий, трактующих вопросы практической жизни истинных христиан. С одной стороны, Христос поощряет верующих к святой жизни, а с другой — предупреждает неверующих о грядущем суде.

Книга Откровения Иоанна Богослова не оставляет сомнения в том, что в конце концов праведный Бог не только покончит с человеческим грехом, но и приведет к славному завершению процесс спасения тех людей, которые доверились Христу. Суровое предупреждение делается тем, кто не готов встретить это будущеею День, когда все преклонятся перед Богом (Фил. 2:10), неизбежно придет.

«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1:3) — эти слова находят исчерпывающее объяснение как в свете истин, изложенных в книге Откровения, так и в призыве к праведности, звучащем в ней.

План книги Откровения Иоанна Богослова:

I. Вступление: «Что ты видел» (глава 1)

А. Пролог (1:1-3)

Б. Приветствие (1:4-8)

В. Прославленный Христос в видении на Патмосе (1:9-18)

Г. Повеление написать… (1:19-20)

II. Послание семи церквам: «Что есть» (главы 2-3)

А. Послание церкви в Ефесе (2:1-7)

Б. Послание церкви в Смирне (2:8-11)

В. Послание церкви в Пергаме (2:12-17)

Г. Послание церкви и Фиатире (2:18-29)

Д. Послание церкви в Сардисе (3:1-4)

Е. Послание церкви в Филадельфии (3:7-13)

Ж. Послание церкви в Лаодикии (3:14-22)

III. Откровение будущего: «Что будет после сего» (главы 4-22)

А. Видение небесного престола (глава 4)

Б. Книга с семью печатями (глава 5)

В. Снятие шести печатей — начало Божьих судов (глава 6)

Г. О спасенных в дни великой скорби (глава 7)

Д. Снятие седьмой печати и явление семи ангелов с трубами (главы 8-9)

Е. Сальный ангел с раскрытой книжкой (глава 10)

Ж. Два свидетеля (11:1-14)

3. При звуках седьмой трубы… (11:15-19)

И. Семь важных действующих лиц при конце времени (главы 12-15)

К. Чаши Господнего гнева (глава 16)

Л. Падение Вавилона (главы 17-18)

М. Песня хвалы и славы на небе (19:1-10)

Н. Второе пришествие Христа (19:11-21)

О. Тысячелетнее царство Христа (20:1-16)

П. Суд у великого белого престола (20:11-15)

Р. Новое небо и новая земля (21:1 — 22:6)

С. Завершающее слово от Бога (22:6-21)

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *