Апокалипсис откровение Иоанна Богослова

Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис Иоанна — последняя из книг Нового Завета и всей Библии. На греческом койне апокалипсис означает откровение. Откровение Иоанна Богослова – единственная апокалиптическая книга, вошедшая в канон Нового Завета. Отличительными чертами апокалиптической литературы является предсказательный характер и визионерский опыт.

Откровение Иоанна Богослова – читать и слушать онлайн.

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис Иоанна) состоит из 22 глав, прочесть или прослушать которые Вы можете на нашем сайте.

1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18
19 20 21 22

В откровении Иоанна описываются события, которые будут предшествовать второму появлению Иисуса на земле, появление мессии и жизнь после Второго Пришествия. Именно описание событий перед вторым Пришествием, а в частности различных катаклизмов, привело к современному употреблению слова АПОКАЛИПСИС в значении конца света.

Авторство, время и место написания Апокалипсиса.

В тексте автор именует себя Иоанном. Существует две версии авторства. Наиболее популярная из них (традиционная) приписывает авторство Откровения Иоанну Богослову. В пользу того, что автором был Иоанн Богослов, говорят следующие факты:

  • Четыре раза в тексте автор называет себя Иоанном;
  • Из апостольской истории известно, что Иоанн Богослов подвергался заточению на острове Патмос;
  • Схожесть некоторых характерных выражений с Евангелием от Иоанна.
  • Святоотеческие исследования подтверждают авторство Иоанна Богослова.

Многие современные исследователи, однако, оспаривают традиционную версию, приводя следующие аргументы:

  • Отличие языка и стиля Апокалипсиса от языка и стиля Евангелия, написанного Иоанном Богословом;
  • Различие проблематики Апокалипсиса и Евангелия от Иоанна.

Отличие языка можно объяснить тем, что, хотя Иоанн и владел греческим языком, но, находясь в заточении, вдали от живого разговорного греческого языка, естественным образом, будучи природным иудеем, писал под влиянием языка еврейского.

Иоанн Богослов

Следует сказать, что, опровергая традиционное авторства, эти исследователи не предлагают сколь- либо аргументированного альтернативного мнения. Сложность состоит в том, что в апостольской среде было несколько Иоаннов, и каким из них было написано Откровение пока не видится возможным. Упоминание самим автором в тексте того факта, что он получил видение на острове Патмос, автора Апокалипсиса иногда называют Иоанном Патмосским. Римский пресвитер Кай считал, что Откровение было создано еретиком Керинфом.

Что касается даты написания Откровения Иоанна Богослова, то тот факт, что с текстом был знаком Папий Иерапольский свидетельствует о написании Апокалипсиса не позднее II века. Большинство современных исследователей считают временем написания 81 – 96 гг. В 11-й главе Откровения говорится о неком «измерении» храма. Данный факт наводит исследователей на более раннюю датировку – 60 гг. Однако большинство считают, что данные строки носят не фактический, а символический характер и относят написание к концу правления Домициана (81 – 96 гг). В пользу данной версии свидетельствует тот факт, что Откровение пришло к автору на острове Патмос, а именно туда Домициан ссылал неугодных ему людей. Более того конец правления Домициана характеризуется как сложное время гонений на христиан, скорее всего именно в такой обстановке и был написан Апокалипсис. Святой Иоанн сам указывает на цель написания Откровения — «показать — чему надлежит быть вскоре». Автор показывает и предсказывает торжество Церкви и Веры. Именно в момент скорби и тяжких испытаний подобное произведение нужно было, как поддержка и утешение в борьбе за истину Христовой веры.

Когда и как Апокалипсис Иоанна Богослова вошел в канон Нового Завета?

Как мы уже говорили ранее, первые упоминания об Откровении Иоанна Богослова приходятся на второй век. Апокалипсис упоминается в трудах Тертуллиана, Иринея, Евсевия, Климента Александрийского и др. Однако, текст Откровения долго оставался неканонизированным. Против канонизации Апокалипсиса Иоанна выступали Кирилл Иерусалимский и святой Григорий Богослов. В канон Библии, утвержденный Лаодикийским собором в 364 году, Апокалипсис не вошел. Только в конце IV века, благодаря авторитетности мнения Афанасия Великого, который настаивал на канонизации Откровения Иоанна, Апокалипсис вошел в новозаветный канон по решению Иппонского собора в 383 году. Это решение было подтверждено и закреплено на Карфагенском соборе 419 года.

Древние манускрипты Апокалипсиса.

Третий папирус Честера Битти

Самый древний вариант рукописи Откровения Иоанна датируется серединой третьего века. Это так называемый третий папирус Честера Битти или папирус P47. Третий папирус Честера Битти содержит 10 из 32 листов Откровения Иоанна.

Текст Откровения Иоанна Богослова содержится и в Синайском кодексе. Всего на сегодняшний день известно около 300 манускриптов Апокалипсиса. Далеко не все из них содержат полную версию Откровения. Апокалипсис – наименее засвидетельствованная в манускриптах книга Ветхого Завета.

Как Откровение Иоанна Богослова используется в Богослужении?

Ввиду того, что Откровение Иоанна было относительно поздно включено в канон, оно практически не использовалось в богослужениях Восточной Церкви. Это одна из причин упомянутого ранее в статье малого количества дошедших до нас рукописей Апокалипсиса.

Согласно Иерусалимскому уставу (Типикону), устанавливающему порядок православного богослужения, предписывается чтение Откровения на «великих чтениях» на всенощных бдениях. В Католицизме Апокалипсис читается в пасхальный период на воскресных мессах. Песни из откровения также входят в «Литургию часов»

Однако, следует отметить, что в реальной жизни Апокалипсис практически никогда не используется на богослужениях.

Откровение Иоанна Богослова – толкование

В тексте Апокалипсиса Иоанн Богослов описывает откровение, полученное им в видениях. В видениях описывается рождение антихриста, Второе Пришествие Христа, конец света и Страшный Суд. Образная сторона текста богата и разнообразна. Образы Апокалипсиса стали очень популярны в мировой культуре. В Откровении Иоанна Богослова упомянуто число зверя – 666. Многие образы были заимствованы автором из ветхозаветных пророчеств. Тем самым, автор подчеркивает преемственность Ветхого и Нового Заветов. Апокалипсис заканчивается пророчеством о победе Бога над Дьяволом.

Апокалипсис Иоанна Богослова породил огромное количество точек зрения и попыток толкования и объяснения. Так, к примеру, существует попытка объяснить Откровение с точки зрения астрономии в книге Н.А.Морозова «Откровение в грозе и буре». Попытки толкования Откровения умножаются в страшные эпохи для человечества – во времена потрясений, бедствий и войн.

Последовательность видений и их толкование.

Таинственный характер Откровения Иоанна Богослова, с одной стороны, усложняет его понимание и толкование, а, с другой стороны, привлекает пытливые умы, пытающиеся расшифровать таинственные видения.

Видение 1 (Глава 1). Сын Человеческий с семью звездами в руках, находящийся посреди семи светильников.

Толкование. Громкий трубный голос, который услышал Иоанн, принадлежал Сыну Божьему. Он называет себя по-гречески Алфа и Омега. Такое именование подчеркивает, что Сын, подобно Отцу, содержит в себе все сущее. Он стоял посреди семи светильников, которые олицетворяли собой семь церквей. Откровение Иоанна Богослова дается семи церквам, составляющим в то время Ефесскую Митрополию. Число семь в те времена имело особое мистическое значение, означающее полноту. Таким образом, можно говорить, что Откровении было дано всем Церквам.

Сын Человеческий был одет в подир и подпоясан золотым поясом. Подир символизирует первосвященническое достоинство, а золотой пояс – царское. Белые волосы Его олицетворяют мудрость и старость, тем самым указывая на единость его с Богом-Отцом. Пламень огненный в глазах говорит, что ничего не сокрыто от взора Его. Ноги его из халколивана показывают на соединении в Нем человеческого и божественного. Халколиван – сплав, в котором халк (предположительно, медь) знаменует человеческое начало, а ливан — божественную.

Сын Человеческий держал семь звезд в руках. Семь звезд символизировали семь епископов семи церквей, составляющим в то время Ефесскую Митрополию. Видение означает, что Иисус держит в руках Церковь и пастырей. Христос предстает в образе Царя, и Священника, и Судии – таким он будет во время Своего Второго Пришествия.

Явившийся Сын Человеческий повелевает Иоанну записать все, что явится в видениях, так как сему подобает быть.

Явление Сына Человеческого Иоанну

Видение 2 (Главы 4 — 5). Вознесение Иоанна к небесному престолу. Видение Сидящего на престоле в окружении 24 старцев и 4 животных.

Толкование. Войдя в дверь неба Иоанн видит Бога-Отца на престоле. Вид его подобен драгоценным камням – зеленым (олицетворение жизни), желто-красным (олицетворение чистоты и святости, а также божьего гнева к грешникам). Сочетание цветов указывает на то, что Бог карает грешников, но прощает и дарует жизнь кающимся. Сочетание этих цветов предрекает Страшный Суд как истребление и обновление.

24 старца в белых одеждах и золотых венцах — представители человечества, угодившие Господу. Вероятно это 12 представителей ветхозаветной истории и 12 Христовых апостолов. Белый цвет одежды олицетворяет чистоту и непорочность. Золотые венцы символизируют победу над демонами.

Вокруг престола горят «седмь свещников». Это семь ангелов или семь даров Святого Духа. Море перед престолом – тихое и чистое – симфолизирует души праведников, живущих дарами благодати Божией.

Четверо животных олицетворяют четыре стихии, над которым владычествует Господь – земля, небеса, море и преисподняя. По другой версии это ангельские силы.

24 старца, гравюра 16 века

Видение 3 (Главы 6 — 7). Снятие семи печатей с запечатанной книги Агнцем закланным.

Толкование: Господь, сидящий на престоле, держал в руке Книгу, запечатанную семью печатями. Книга эта символизирует Божию мудрость и Божий промысел. Печати олицетворяют невозможность человека постичь все замыслы Господа. По другому пониманию, Книга – есть пророчества, которые частично исполнились в Евангелии, а остальные исполнятся в последние дни.

Один из Ангелов взывает, чтобы кто-нибудь раскрыл книгу, сняв печати. Однако, нет никого достойного «ни на небе, ни на земле, ни под землею», кто мог бы снять печати. Один из старцев сказал, что «Лев от колена Иудина, корень Давидов, … может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ея». Эти строки об Иисусе, который явился в виде агнца с семью рогами и очами. Лишь он, принесший себя в жертву за человечество, оказался достоин познать мудрость Божию. Семь очей символизируют семь Божьих духов, а также всеведение Божье. Агнец стоял рядом с Богом, там, где и надлежало стоять сыну Божьему.

Когда агнец взял в руки книгу, 24 старца в белых одеждах и 4 животных запели неслыханную доселе песню, в которой прославляли пришествие нового Царство Сына Божия, в котором Он воцарился, как Богочеловек.

Поговорим теперь о семи печатях и их значении.

  • Снятие первой печати. Первая печать — белый конь со всадником-победителем, имеющим в руках лук. Белый конь символизирует деятельность святых апостолов, которые направили свои силы (лук) против демонов в виде Евангельский проповедей.
  • Снятие второй печати. Вторая печать — рыжий конь со всадником, взявшим с земли мир. Эта печать олицетворяет восстание неверных против верующих.
  • Снятие третьей печати. Третья печать – вороной конь со всадником. Это олицетворение нетвердой веры и отказа от Христа. По другой версии вороной конь символизирует голод.
  • Снятие четвертой печати. Четвертая печать – бледный конь со всадником по имени «смерть». Печать олицетворяет проявление гнева Божьего и в том числе предсказание грядущих бедствий.

Всадники, явившиеся после вскрытия печатей

  • Снятие пятой печати. Пятая печать — убиенные за Слово Божие облачаются в белые одежды. Души пострадавших праведников находятся под алтарем Храма Небесного. Звучит молитва праведников, как предвестник воздаяния каждому за грехи. Белые одежды, в которые облачаются праведники, символизируют добродетель и чистоту веры.
  • Снятие шестой печати. Шестая Печать — день гнева, стихийные бедствия и ужасы на перед кончиной мира.
  • Снятие седьмой печати. После снятия седьмой печати на небесах на полчаса воцарилось полное безмолвие.

Видение 4 (Главы 8 — 11). Семь Ангелов с семью трубами.

Толкование. После снятия седьмой печати на небесах воцарилась тишина, которая была затишьем перед бурей. Вскоре явились семь ангелов с семью трубами. Эти ангелы – каратели рода людского. Ангелы затрубили и обрушили на человечество семь великих бедствий.

  • Первый ангел – град с огнем падает на Землю, вследствие чего исчезает треть деревьев, сгорает вся трава, в том числе все хлеба.
  • Второй ангел – гора, пылающая огнем, ввержена была в море, вследствие этого бедствия третья часть моря обратилась в кровь, треть судов и треть тварей морских погибли.
  • Третий ангел – падение звезды с неба. Третья часть рек и водных источников отравлены и многие погибнут, употребляя эту воду.
  • Четвертый ангел – погасла (затмилась) третья часть солнца, луны и звезд. День сократился на треть, что привело к неурожаям и голоду.
  • Пятый ангел – падение звезды с неба и появление саранчи. Пять месяцев саранча мучала людей, не имевшей печати Божьей. Саранча эта похожа на человека, имеет женские волосы и львиные зубы. По многим толкованиям Откровения Иоанна эта саранча символизирует греховность человеческих страстей.
  • Шестой ангел – появление четырех ангелов, связанных при реке Евфрате. Ангелы истребляют треть людей. После чего появляется конное войско, лошади которого имеют головы льва и хвосты змей. Четыре Ангела – прелукавые демоны.
  • Седьмой ангел – скорее всего, сам Христос, сходит с небес на землю. Радуга над его головой, а в руках – раскрытая книга, которая недавно находилась за семью печатями. Ангел одной ногой стоит на земле, второй – на море. Ангел говорит о конце времени и воцарении вечности.

И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.

Видение 5 (Глава 12). Красный змей преследует жену, облаченную в солнце. Война между Михаилом со зверем на небесах.

Толкование. Под женой, облаченной в солнце, некоторые толкователи Апокалипсиса Иоанна Богослова понимают Пресвятую Богородицу, однако большинство видят в этом образе Церковь, облаченную в сияние Слова Божьего.

Луна под ногами жены – символ постоянства. Венец из двенадцати звезд на голове жены – знак того, что первоначально она была собрана из 12 колен Израилевых, а впоследствии руководима 12 Апостолами. Жена испытывает муки рождения – то есть те трудности по утверждению Божией воли.

Является великий красный змей с семью головами и десятью рогами. Это сам дьявол. Семь голов означают великую лютость, десять рогов – злость, направленную против 10 заповедей, а красный цвет – кровожадность. Венец на каждой из голов говорит о том, что перед нами – властелин мрачного царства. По некоторым толкованиям Апокалипсиса, семь венцов символизируют семь правителей, восставших против Церкви. Хвост змея смахнул с неба треть всех звезд – то есть привел грешников к духовному падению.

Красный змей преследует жену, облаченную в солнце.

Змей хочет украсть дитя, которое должно родится у жены. Жена рождает сына, как Церковь ежедневно рождает Христа для верующих. Дитя попадает на небо к Богу, а жена бежит в пустыню. В этом пророчестве многие видят описание бегства христиан из осаждённого римлянами Иерусалима в заиорданскую пустыню.

Далее следует описание брани между Михаилом и ангелами его и змеем. Под образом этой битвы многие видят противостояние христианства и язычества. Змей был побежден, но не уничтожен. Он остался на земле и преследовал жену. Жене было дано два крыла – ветхий и Новый Завет, с помощью которых она переносится в пустыню, вероятно, здесь имеется в виду пустыня духа. Змей выпускает из уст своих реку, желая потопить жену. Но земля разверзлась и поглотила реку. Река здесь символизирует искушения, которым должны противостоять верующий. По другой версии — это страшные гонения на христианскую церковь, характерные для времени написания Апокалипсиса Иоанна Богослова.

Разгневавшись змей обрушил ярость свою на семена жены. Это символ бесконечной борьбы Христианства с греховностью.

Видение 6 (Глава 13). Зверь с семью главами и десятью рогами выходит из моря. Появление зверя с агнчьими рогами. Число зверя.

Толкование. Зверь, выходящий из моря – это антихрист, выходящий из моря житейского. Отсюда следует, что антихрист – порождение людского рода, он – человек. Поэтому не следует путать дьявола и антихриста, это разные понятия. Голов у антихриста, как и у дьявола, семь. Десять голов с венцами говорят о том, что антихрист будет иметь власть на земле, которую он получит при помощи дьявола. Человечество попытается восстать против антихриста, но потом он воцариться над миром. Власть антихриста будет длиться 42 месяца.

Еще один зверь, описанный в Откровении Иоанна Богослова – зверь с агнчьими рогами. Это символическое представление лжепророческой деятельности. Этот зверь появляется из земли. Зверь будет показывать человечеству ложные чудеса, пользуясь обманом.

Зверь с семью главами и десятью рогами и зверь с агнчьими рогами.

На всех, кто поклонится антихристу, будет написано имя Антихриста на лице или на правой руке. Имя антихриста и «число имени его» вызывают множество споров и толкований. Число его 666. Имя его неизвестно, но в разные эпохи толкователи приписывали имя его разным историческим личностям, пытаясь связать имя и число зверя.

Видение 7 (Глава 14). Явление Агнца на горе Сион. Явление ангелов.

Толкование. После видения о воцарении антихриста на земле, Иоанн поднимает взор к небу и видит агнца, стоящего на горе Синай в окружении 144 000 избранников божьих от всех народов. Имя Бога написано на их лице. К ним присоединяется сонм играющих на гуслях «новую песнь» об искуплении и обновлении.

Далее Иоанн видит Трех ангелов, которые парят в небе. Первый Ангел возвещал людям «вечное Евангелие», второй — возвещает падение Вавилона (это символ царства греха), третий — угрожает вечными муками тем, кто служит антихристу.

Взглянув на небо, Иоанн видит Сына Божия в золотом венце и с серпом в руке. Ангелы возвещают о начале жатвы. Сын Божий бросает серп на землю и начинается жатва – она же символизирует конец мира. Ангел жнет гроздья винограда. Под гроздьями винограда имеются в виду наиболее опасные враги Церкви. Вино вытекало из винограда и виноградные реки достигали до конских узд.

Жатва

Видение 8 (Главы 15 — 19). Семь чаш гнева.

Толкование.После жатвы, Иоанн в своем Откровении описывает видение стеклянного моря, смешанного с огнем. Стеклянное море олицетворяет чистые души спасшихся после жатвы. Под огнем можно понимать благодать Животворящего Духа. Иоанн слышит «песнь Моисея» и «песнь Агнца».

После этого открылись ворота небесного храма и вышли семь ангелов в белых одеждах и получили от 4-х животных семь золотых чаш, исполненных гнева Господня. Ангелы получают наставление Божие излить семь чаш перед окончательным судом над живыми и мертвыми.

Семь чаш гнева напоминают Казни Египетские, которые были прообразом расправы над лжехристианским царством.

  • Первый ангел вылил чашу – и началась эпидемия отвратительных язв.
  • Второй Ангел вылил чашу в море — и вода сделалась словно кровь мертвеца. В море умерло все живое.
  • Третий Ангел вылил чашу в реки и источники вод — и вся вода превратилась в кровь.
  • Четвертый Ангел вылил чашу на солнце – и солнце жгло людей. Под этим солнечным зноем толкователи Откровения Иоанна Богослова понимают зной соблазнов и искушений.
  • Пятый Ангел вылил чашу на престол зверя – и царство его помрачнело. Приверженцы антихриста кусали языки от страдания, но не раскаялись.
  • Шестой Ангел вылил чашу в Евфрат – и высохла в реке вода. Река Евфрат всегда была природной защитой Римской Империи от нападения народов Востока. Иссушение Евфрата символизирует появление пути для воинов Господа.
  • Излиянием последней чаши окончательно будет поражено царство зверя. Иоанн описывает падение Вавилона – великой Блудницы

Ангелы изливают семь чаш гнева Господня

Видение 9. Страшный Суд (Глава 20)

В этой главе Иоанн описывает видение, связанные с историей Церкви. Говорит о всеобщем воскресении и страшном суде.

Видение 10 (Главы 21-22). Новый Иерусалим.

Иоанну было показано величие нового Иерусалима – Царства Христова, которое воцарится после победы над дьяволом. В новом царстве не будет моря – ибо море – символ непостоянства. В новом мире не будет ни голода, ни болезней, ни слез.

В новое Царство попадут лишь те, кто победит в противостоянии с демонами, иные будут осуждены на вечные муки.

Церковь предстала пред Иоанном в виде прекрасного города, сходящего с небес Иерусалима. В граде нет видимого храма, так как сам город – храм. Небесный город не нуждается в освящении еще и потому, что в нем живет Бог.

и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.

Апокалипсис Святого Иоанна Богослова – является логическим завершением Новозаветного цикла. Из исторических книг Нового Завета верующие могут почерпнуть знания о основании и развитии Церкви. Из законоположительных книг – руководство для жизни во Христе. Апокалипсис же пророчествует о будущем Церкви и мира.

Апокалипсис (фильм)

У этого термина существуют и другие значения, см. Апокалипсис (значения).

Апокалипсис

Жанр

драма
триллер
приключения
исторический

Режиссёр

Мел Гибсон

Продюсер

Мел Гибсон
Брюс Дэйви

Автор
сценария

Мел Гибсон
Фархад Сафиния

В главных
ролях

Руди Янгблад
Далия Эрнандес
Джонатан Брюэр
Моррис Бердйеллоухэд

Оператор

Дин Семлер

Композитор

Джеймс Хорнер

Кинокомпания

Icon Productions
Touchstone Pictures

Длительность

139 мин.

Бюджет

40 млн

Сборы

120,6 млн

Страна

США

Язык

юкатекский

Год

IMDb

ID 0472043

«Апокалипсис», более корректный вариант — «Апокалипто» (англ. Apocalypto от греч. ἀποκαλύπτω — открываю, обнаруживаю; разоблачаю) — фильм Мела Гибсона, вышедший в 2006 году. Действие фильма из жизни индейцев майя происходит в Центральной Америке на полуострове Юкатан в начале XVI века и наполнено жестокими натуралистическими сценами. Все диалоги в фильме — на юкатекском языке.

Сюжет

1517 год. Юкатан. В джунглях группа индейцев одного из лесных майяских племён под предводительством молодого охотника по имени Лапа Ягуара и его отца с успехом охотится на тапира и одновременно встречает испуганных беженцев соседнего лесного племени, покинувших свои родные земли. После охоты племя возвращается с добычей в деревню.

На следующий день и на их деревню нападают жестокие индейцы-воины — охотники за людьми. Лапа Ягуара успевает спрятать свою беременную жену Семёрку и малолетнего сына, спустив их по верёвке в глубокий естественный провал (сенот). Захватчики разоряют деревню и уводят оставшихся в живых в плен. На обратном пути они встречают девочку, последнюю в живых из поселения, где все погибли от эпидемии. Девочка хочет просить о помощи, но воины отталкивают её, не давая приблизиться. Она предрекает им смерть и гибель их мира. Пленников приводят в майяский город, где женщин, кроме старух, продают в рабство, а мужчин собираются принести в жертву.

Кадр из фильма: правители города майя в ожидании солнечного затмения.

На пирамиде, вокруг которой собрались толпы городских жителей, жрецы приносят пленников в жертву богу Кукулькану. Жертвам распарывают грудь, вынимая ещё бьющееся сердце, а затем отрубают голову и сбрасывают брызжущее кровью тело по ступеням пирамиды. Когда наступает очередь Лапы Ягуара, начинается солнечное затмение, приводящее жителей в замешательство. Верховный жрец, зная о природе явления, сообщает жителям, что Кукулькан вполне удовлетворён жертвами, и солнце сейчас вернётся. Через несколько минут солнце возвращается, жители приходят в религиозный восторг. Верховный жрец отдаёт несостоявшихся жертв воинам и приказывает им избавиться от них.

Лапу Ягуара и его оставшихся в живых соплеменников приводят на поле, за которым начинаются кукурузные заросли. Захватчики отпускают их парами, приказывая бежать через поле, и мечут в бегущих копья и камни, стреляют из луков. Добежавший до конца поля может скрыться в зарослях. Раненый Лапа Ягуара убивает сына предводителя группы преследователей, который добивал поверженных беглецов, и скрывается в зарослях. За ним начинается бешеная погоня. В джунглях один за другим преследователи гибнут при обстоятельствах, которые им ранее предрекла больная девочка. Восстановившемуся от раны беглецу также удается убить двоих воинов. Начавшийся тем временем тропический ливень начинает затапливать яму, в которой скрывается жена Лапы Ягуара. У неё происходят роды, и на свет появляется малыш. Возникает опасность гибели всей семьи в результате затопления. Только Лапа Ягуара может спасти семью.

Погоня за Лапой Ягуара продолжается. Предводитель воинов повторно ранит его из лука, но попадает в заранее заготовленную ловушку и погибает. Двое оставшихся в живых преследователей в конце концов настигают Лапу Ягуара на берегу моря. Измождённый охотник падает на колени. Приблизившиеся преследователи устремляют свои взоры в море и останавливаются как вкопанные. То, что они видят, потрясает их настолько, что они забывают о своей жертве. Перед ними — огромные парусные корабли испанских конкистадоров Эрнандеса де Кордобы, а к берегу с них направляются шлюпки с вооружёнными воинами и миссионерами. Поражённые увиденным, преследователи уже не обращают внимания на Лапу Ягуара. Воспользовавшись моментом, он убегает от них и возвращается в деревню, где освобождает из ямы свою жену и детей. Он уводит семью в джунгли, чтобы основать новое стойбище и продолжить род.

В ролях

Актёр Роль
Руди Янгблад Лапа Ягуара
Далия Эрнандес Семёрка
Джонатан Брюэр Тупой Конец
Моррис Бёрдйеллоухэд Каменное Небо
Карлос Эмилио Баэс Бегущая Черепаха
Рамирес Амилькар Завитой Нос
Исраэль Контрерас Лягушка Тумана
Исраэль Риос Лист Какао
Мария Исабель Диас Тёща
Эспиридион Акоста Кэш старик-рассказчик
Майра Сербуло молодая женщина
Иасуа Лариос Небесный Цветок
Рауль Трухильо Пустой Волк
Актёр Роль
Херардо Тарасена Средний Глаз
Родольфо Паласиос Змеиные Чернила
Ариэль Гальван Висячий Мох
Бернардо Руис Четыре Пьяницы
Рикардо Диас-Мендоса Острый Камень
Ричард Кан Десять Пикару
Карлос Рамос Челюсть Обезьяны
Аммель Родриго Мендоса Клюв Сарыча
Марко Антонио Аргета Говорящий Ветер
Акетцали Гарсиа мальчик-пророк
Мария Исидра Оиль девочка-пророк
Абел Вулрич смеющийся человек
Фернандо Эрнандес верховный жрец
Рафаэль Велес правитель майя
Диана Ботельо жена правителя

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Мел Гибсон, Фархад Сафиния
  • Режиссёр: Мел Гибсон
  • Оператор: Дин Семлер
  • Художник-постановщик:
  • Композитор: Джеймс Хорнер
  • Звукорежиссёр:
  • Монтаж:
  • Художник-гримёр:
  • Продюсеры: Вики Кристиансон, Брюс Дэйви, Нед Дауд, Мел Гибсон, Фархад Сафиния

Производство фильма

Общий мотив погони, возможно, заимствован из фильма 1966 года «Голая добыча» (англ.) режиссёра Корнела Уайлда, в котором разгневанные оскорблением вождя охотники африканского племени дают шанс спастись одному из приехавших на сафари. Также отмечают вероятное цитирование некоторых сцен «Голой добычи» и вестерна «Убегая от стрелы» (англ.) 1957 года.

Сценарист и сопродюсер фильма Фархад Сафиния впервые повстречался с Мелом Гибсоном, работая в качестве помощника режиссёра на съёмках фильма «Страсти Христовы». Гибсон и Сафиния нашли время, чтобы побеседовать о «их общей любви к фильмам и о том, что волнует их при работе над фильмами».

Мы начали обсуждать то, что будет нашей следующей работой и специально уделили немало времени жанру фильма-погони. Из этих бесед возник скелет фильма «Апокалипсис». Мы хотели придать этому жанру новую форму, но не посредством новых технологий или механизмов, но обнажением до наиболее напряжённой формы, где человек убегает от гибели и, в то же время, возвращается назад, чтобы сделать нечто важное для себя.

Оригинальный текст (англ.) «We started to talk about what to do next, but we specifically spent a lot of time on the action-chase genre of filmmaking. Those conversations essentially grew into the skeleton of (‘Apocalypto’). We wanted to update the chase genre by, in fact, not updating it with technology or machinery but stripping it down to its most intense form, which is a man running for his life, and at the same time getting back to something that matters to him.» —

Гибсон заявил, что они хотели «встряхнуть застоявшийся жанр приключенческого боевика», где господствуют компьютерные технологии, обычные истории и мелкие роли, и создать погоню, «похожую на автомобильную гонку, где нужно только поворачивать переключатели».

Гибсона и Сафинии интересовали изображения и исследования древней культуры, существовавшей до пришествия европейцев. Они рассматривали культуры ацтеков и майя, но в итоге остановились на майя ввиду её высокой утончённости и последующего упадка.

Майя были намного более интересны для нас. Вы можете выбрать цивилизацию по её кровожадности или вы можете показать цивилизацию майя настолько утончённую с её огромными знаниями в области медицины, науки, археологии и техники, …но также суметь показать владеющие ей грубые подводные течения и жестокость религиозных обрядов, которые они практиковали. Это намного более интересный мир для изучения: что с ними случилось и почему.

Оригинальный текст (англ.) «The Mayas were far more interesting to us. You can choose a civilization that is bloodthirsty, or you can show the Maya civilization that was so sophisticated with an immense knowledge of medicine, science, archaeology and engineering … but also be able to illuminate the brutal undercurrent and ritual savagery that they practiced. It was a far more interesting world to explore why and what happened to them.» —

Гибсон и Сафиния изучали древнюю историю майя, читая мифы о создании и гибели цивилизации майя, штудировали священные тексты, такие как Пополь-Вух. В аудиокомментариях по поводу первого выпуска фильма на DVD Сафиния заявляет, что основой рассказа старого шамана (роль которого исполнил Эспиридион Акоста Каче, являющийся сказочником индейцев майя) послужила подлинная месоамериканская история, переведённая на современный юкатекский язык молодым профессором майя Иларио Чи Канулом, который принимал участие при постановке диалогов на съёмках фильма. При разработке сценария Сафиния и Гибсон совершали поездки в Гватемалу, Коста-Рику и на полуостров Юкатан, чтобы найти места съёмок фильма и посетить руины майя.

Стремясь к исторической достоверности, создатели фильма пригласили в качестве консультанта Ричарда Д. Хансена, специалиста по майя, доцента археологии университета штата Айдахо и руководителя проекта Mirador Basin по сохранению большого участка дождевого гватемальского леса и руин майя, которые находятся на его территории. Гибсон сказал так об участии Хансена: «Ричард заразил нас своим энтузиазмом. Он сумел убедить и успокоить нас, что в написанном нами наряду с воображением присутствовала и некоторая достоверность».

Несмотря на предположения авторов, что им удалось достичь исторической достоверности, другие исследователи месоамериканской истории указывают на многочисленные искажения.

Гибсона также интересует включение малоизвестных языков при создании фильмов: он уже использовал арамейский, латынь и иврит в ходе съёмок фильма «Страсти Христовы». Диалоги фильма «Апокалипсис» построены полностью на юкатекском языке. Гибсон объясняет: «Я думаю, когда аудитория слышит различные языки, то полностью уходит из собственной реальности и погружается в мир, показанный в фильме. И, что более важно, это также делает акцент на кинематографических визуальных эффектах, которые являются видом универсального языка сердца».

Кастинг

Для съёмок фильма Мел Гибсон пригласил актёров из Мехико и Юкатана или потомков индейских народов Канады и США. Для режиссёра было важным, что «эти персонажи были абсолютно похожи на месоамериканцев доколумбовой эпохи. Некоторые из самых юных или старейших членов съёмочной команды были индейцами майя, которые не владели другими языками, кроме юкатекского, и никогда прежде не видели высотных зданий».

Гибсон объясняет, что хотел видеть неизвестных актёров, поскольку они могли сыграть определённых мифических персонажей и у аудитории не возникло бы ассоциаций с прежде сыгранными их ролями. «Условия съёмки предоставляли широкий выбор. Вы можете пойти против типа или согласно типу. В данном случае я предпочёл провести отбор актёров, соответствовавших прототипам ввиду наличия диалекта и неустановленного исторического периода, в который происходило действие фильма». В дополнение к ведущим актёрам некоторые сцены потребовали участия, по меньшей мере 700 статистов.

Костюмы и визаж

В съёмочную команду входила большая группа визажистов и костюмеров; они работали для того, чтобы придать большому числу исполнителей образ майя. Группа визажистов под руководством Альдо Синьоретти ежедневно накладывали аппликации, изображавшие татуировки, шрамы и туннели в мочках ушей всем актёрам, появлявшимся на экране. Согласно консультанту Ричарду Д. Харрису: «Я проводил час за часом, изучая керамику и рисунки в поисках изображений татуировок. Были исследованы все шрамирования и татуировки, инкрустированные нефритом зубы, предметы, вставленные в уши. Небольшой прут, продетый через уши и носовую перегородку, был полностью артистическим новшеством. Пример внимания, уделяемого деталям: изображение татуировки (горизонтальная полоса с двумя точками над ней) на Семёрке, жене Лапы Ягуара, представляет собой символьное обозначение, используемое майя для цифры семь».

Для исследования оружия майя и создания его образцов был нанят английский бронник и оружейник Симон Атертон, работавший с Гибсоном на съёмках фильма «Храброе сердце». Гибсон снял Атертона в роли францисканского монаха, держащего крест в одной из финальных сцен фильма.

Сценография

Мел Гибсон желал, чтобы фильм «Апокалипсис» был снят на фоне настоящих зданий и не хотел полагаться на изображения, созданные компьютерной графикой. Большинство ступенчатых пирамид в городе майя были моделями, построенными Томасом Е. Сандерсом, который так объясняет свой подход: «Мы хотели показать мир майя, но не посредством документального фильма. Мы хотели добиться наибольшего зрительного эффекта. Как и в „Отважном сердце“ вы идёте по границе истории и кинематографа. Мы сделали прекрасный фильм».

Хотя многие архитектурные детали города майя корректны, они являются смесью, взятой из различных областей и эпох. Фархад Сафиния заявил, что это было сделано из эстетических соображений. Хотя действие фильма происходит в постклассическую эпоху цивилизации майя, центральная пирамида взята из классического периода, закончившегося в 900 г от Рождества Христова. Более того, храмы построены по образцу храмов Тикаля в классическом стиле центральных долин и в то же время украшены в пуукском архитектурном стиле северо-западного района Юкатана, утвердившегося спустя столетия. Ричард Хансен комментирует: «В постклассическом периоде не было ничего, что могло бы сравниться с величием пирамид, показанных в фильме. Но Гибсон … пытался показать богатство, сокровища, потребление ресурсов» . Изображения на фресках на пути героев взяты из кодексов майя, руин Бонампака (фресок сделанных за 700 лет до создания фильма) и руин Сан-Бартоло (за 1500 лет до съёмок фильма).

Съёмки

Гибсон снимал фильм в основном в муниципалитетах Катемако, Сан-Андрес Тустла и Пасо де Овехас мексиканского штата Веракрус. Водопад, показанный в фильме — это настоящий водопад, называемый Salto de Eyipantla в Сан-Андрес Тустла. Другие съёмки проводились в департаменте Эль-Петен (Гватемала) силами дублирующих команд. Выпуск фильма был намечен на 4-е августа 2006 года, но компания Touchstone Pictures отложила дату выпуска до 8-го декабря 2006 года ввиду сильных дождей и двух ураганов, помешавших съёмкам фильма в Мексике. Основные съёмки были закончены в июле 2006 года.

«Апокалипто» был снят на цифровое видео с высоким разрешением, использовались камеры Panavision Genesis. Гибсон и кинематографист Дин Симлер использовали систему камер Spydercam, позволяющую снимать с высоты; это оборудование было использовано в сцене прыжка Лапы Ягуара в водопад.

Мы установили камеру Spydercam на вершине 46-метрового водопада, с видом через плечо актёра, а затем опустили камеру через край — буквально в водопад. Я думал, мы сделаем так при съёмках фильма, но мы установили Genesis под лёгким водяным колоколом. Температура воды и водяной пыли была 100 градусов на вершине и 60 в глубине. Мы отсняли две пятидесятиминутные кассеты без проблем — хотя один раз в колокол попала вода и затуманила объектив.

Оригинальный текст (англ.) «We had a Spydercam shot from the top of 150-foot (46 m) waterfall, looking over an actor’s shoulder and then plunging over the edge – literally in the waterfall. I thought we’d be doing it on film, but we put the Genesis up there in a light-weight water housing. The temperatures were beyond 100 degrees at top, and about 60 degrees at the bottom, with the water and the mist. We shot two fifty-minute tapes without any problems – though we water in there once and fogged up.» —

В фильме было показано множество животных, включая центральноамериканского тапира и чёрную пантеру. В сценах, где животным наносятся ранения, использовалась аниматроника или куклы.

Саундтрек

Саундтрек для «Апокалипто» был написан композитором Джеймсом Хорнером, это его третья работа вместе с Мелом Гибсоном. В саундтреке мало традиционной оркестровой партитуры; вместо неё включён большой массив экзотических инструментов и вокала пакистанского певца Рахата Фатеха Али Хана.

Прокат и маркетинг

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2018 года.

В то время как Мел Гибсон профинансировал съёмки фильма через свою компанию Icon Productions, компания Disney подписала контракт на прокат фильма на нескольких рынках. Привлечение внимания общественности к фильму началось с декабря 2005 года после выпуска короткого трейлера, ещё до начала главных съёмок и до выбора Руди Янгблада на роль Лапы Ягуара. В качестве шутки Гибсон снялся на одном из кадров в образе бородатого режиссёра в клетчатой рубашке с сигаретой в зубах на фоне группы покрытых пылью майя. Бритый наголо Гибсон также снялся во фрагменте введения церемонии присуждения медалей Оскар в 2006 году, снятом на языке майя, где он отказывается провести церемонию. 23 сентября 2006 года недоснятый фильм был показан двум аудиториям, состоящим из коренных американцев в Riverwind Casino (принадлежащего народу чикасоу) городка Голдсби (штат Оклахома) и в университете Кэмерона, города Лотон (Оклахома). 24 сентября Гибсон провёл предварительный показ фильма в Остине (Техас) вместе с исполнителем главной роли Руди Янгбладом. Гибсон показал фильм и в Лос-Анджелесе для членов общины майя, где также принял участие в собрании Q&A Latin Business Association. В связи с восторженными откликами зрителей Disney решила провести показ фильма на более чем 2500 киноэкранах.

Тема фильма

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2018 года.

По словам Мела Гибсона, выбор эпохи майя для «Апокалипсиса» является «всего лишь фоном» для более общей истории изучения «цивилизаций и того, что их определяет». Фоном событий фильма является упадок цивилизации майя (который создатели фильма изучали перед написанием сценария), хотя в фильме это и не выражается прямо. Согласно археологу Майклу Д. Кою «Цивилизация майя в центральной области достигла своего полного блеска в начале восьмого столетия, но при этом уже несла семена собственной гибели — через полтора столетия все её могущественные города были охвачены упадком и в итоге жители покинули их. Это была, несомненно, одна из наиболее глубоких социальных и демографических катастроф во всей человеческой истории». В качестве одной из ведущих причин упадка великой империи Кой называет «упадок окружающей среды» наряду с «междоусобными войнами», «перенаселением» и «засухой». «Появляется всё больше доказательств обширной вырубки лесов и эрозии, охватившей центральную область. Апокалипсис майя, несомненно, имел экологические причины». В ходе фильма демонстрируются сцены разъедающей коррупции. Высший класс майя, показанный в фильме, предаётся чрезмерному потреблению, их огромное богатство контрастирует с чрезмерной беднотой, болезнями и рабством. Деградация окружающей среды показана как результат эксплуатации природных ресурсов, таких как чрезмерная добыча и возделывание земель, так и обращением с людьми: семьи и целые племена захватываются и продаются в рабство. В фильме показаны рабы, собирающие известь для производства стукко (особый вид штукатурки), покрывающей храмы, некоторые историки рассматривают эти действия как главный фактор упадка майя. Согласно одному из вычислений, для производства тонны негашёной извести требуется пять тонн древесины. Исторический консультант фильма Ричард Д. Хансен объясняет «В Эль-Мирадоре я обнаружил, что для покрытия стукко одной из пирамид нужно вырубить 650 гектаров (1.600 акров) леса… Эта эпическая постройка производит опустошение в огромных масштабах».

Создатели фильма хотели показать актуальность упадка цивилизации майя для современного общества. «Проблемы, с которыми столкнулись майя, необычайно схожи с проблемами, стоящими сегодня перед нашей цивилизацией» — заявил соавтор Сафиния в ходе производства фильма, — «особенно с деградацией природной среды в широких масштабах, чрезмерным потреблением и политической коррупцией». Сам Гибсон заявил, что фильм является попыткой показать параллели между великой павшей империей прошлого и великими империями настоящего: «Люди думают, что современный человек настолько просвещён, но мы уязвимы для тех же факторов и мы способны на такой же героизм и превосходство». Фильм выступает как средство культурной критики — по словам Хансена, «общественного заявления», — давая понять, что никогда не поздно подвергнуть сомнению наши собственные предположения о морали.

Однако Гибсон также заявил, что хотел, чтобы фильм в целом был скорее оптимистическим, чем негативным. Гибсон определил название фильма как «новое начало или откровение, открытие». Он сказал: «Всё имеет начало и конец; так происходит со всеми цивилизациями». Греческое слово (ἀποκαλύπτω, apokaluptō) на деле имеет значения «Я открываю», «обнаруживаю» или «показываю». Гибсон также заметил, что темой фильма является изучение первичных страхов.

Критика

Фильм был выпущен в США 8 декабря 2006 года и получил в целом положительные отзывы от ведущих кинокритиков. В телешоу Ebert & Roeper Ричард Ропер и приглашённый критик Аиша Тайлер дали фильму рейтинг «два больших поднятых пальца». Майкл Медвед дал фильму четыре звезды (из четырёх), назвав фильм «фильмом-погоней, наполненным адреналином».

Картина вызвала критику со стороны ряда учёных-майянистов и археологов, считающих, что общество майя представлено режиссёром как исключительно жестокое. Помимо прочего, критики выражали мнение, что древние майя изображены «кровожадными дикарями», при этом не было уделено должное внимание их достижениям в области математики и астрономии. Кроме того, некоторыми историками и представителями индейских общин были высказаны обвинения в искажении исторических фактов и расизме. По мнению российского майяниста Д. Беляева, изображение цивилизации майя в фильме далеко от исторической точности, отличается небрежностью и эклектичностью, многие детали недостоверны.

Представители индейских общин майя подали жалобу в комиссию по правам человека мексиканского штата Юкатан. По их мнению, картина является «дискриминационной и очерняющей историю и культуру майя». Как указывается в жалобе со ссылками на исторические труды, человеческие жертвоприношения были очень редки у майя и практиковались в эпизодических случаях. В жалобе также выражается недовольство тем, что испанские конкистадоры представлены как спасители: «именно эти „носители порядка“ огнём и мечом уничтожали храмы и хранилища рукописей, разрушали города, бросали в пламя костров всех несогласных принимать христианство и превратили свободный народ в рабов». Индейские вожди также считают, что в фильме неверно показаны исторические детали: «Режиссёру следовало бы знать, что майя никогда не прокалывали ни носов, ни губ, ни щёк для украшения себя золотыми стержнями, деревом или серебряной проволокой». Несмотря на протесты старейшин, «Апокалипсис» вышел в мексиканском прокате.

На сайте Rotten Tomatoes положительными оказались 64 % рецензий кинокритиков. На Metacritic средний рейтинг фильма составляет 68 баллов из 100 на основе 37 обзоров.

Награды

Номинации

  • Оскар (2007 год):
    • Лучший звук
    • Лучший монтаж звука
    • Лучший грим
  • Золотой глобус (2007 год):
    • Лучший фильм на иностранном языке
  • BAFTA (2007)
    • Лучший фильм на иностранном языке

Примечания

  1. 1 2 Box Office Mojo — Apocalypto
  2. Комментарии к The Naked Prey // The Criterion Collection DVD.
  3. 1 2 3 Nicole Sperling. With help from a friend, Mel cut to the chase, The Washington Post (15 декабря 2006).
  4. Tim Padgett. Apocalypto Now, Time Magazine (27 марта 2006).
  5. 1 2 3 4 5 Apocalypto First Look. WildAboutMovies. Архивировано 18 октября 2012 года.
  6. Official Apocalypto DVD Website (недоступная ссылка). Архивировано 11 июня 2007 года.
  7. «Apocalypto» Tortures the Facts, Expert Says. News.nationalgeographic.com (28 октября 2010). Дата обращения 15 марта 2012. Архивировано 18 октября 2012 года.
  8. McGuire, Mark ‘Apocalypto’ a pack of inaccuracies | The San Diego Union-Tribune. Signonsandiego.com (12 декабря 2006). Дата обращения 15 марта 2012. Архивировано 18 октября 2012 года.
  9. Prophets-Apoc. Архивировано 18 октября 2012 года.
  10. Tim Padgett. Mel Gibson’s Casting Call, Time Magazine (9 марта 2006).
  11. Fred Schruers. Q&A: Mel Gibson, Premiere Magazine. (недоступная ссылка)
  12. Mel Gibson’s Maya (англ.) // Archaeology : magazine. — Vol. 60, no. 1.
  13. Susan King. Apocalypto’s look mixes fact and fiction, Los Angeles Times (7 декабря 2006).
  14. Mark McGuire. Apocalypto a pack of inaccuracies, San Diego Union Tribune (12 декабря 2006).
  15. 1 2 3 Global Heritage Fund. — «About 25 members of the Maya community in Los Angeles were invited to an advance screening of Gibson’s film last week. Two of those who attended came away impressed, but added that they too wished Gibson had shown more of the Maya civilization. «It was a great action film that kept me on the edge of my seat,» said Sara Zapata Mijares, president and founder of Federacion de Clubes Yucatecos-USA. «I think it should have had a little bit more of the culture», such as the pyramids. «It could have shown a little more why these buildings were built.». Архивировано 2 ноября 2007 года.
  16. 1 2 Dion Beebe, Dean Semler, Tom Sigel, and others on Digital Cinematography (16 июня 2006). Архивировано 18 октября 2012 года.
  17. spydercam: Info – Work History. Архивировано 18 октября 2012 года.
  18. The First Tapir Movie Star?. Архивировано 18 октября 2012 года.
  19. Is «Apocalypto» Pornography?, Archaeology Magazine, 5 декабря 2006
  20. Gibson film angers Mayan groups, BBC, 8 декабря 2006
  21. McGuire, Mark. «Apocalypto» a pack of inaccuracies, San Diego Union Tribune (12 декабря 2006). Дата обращения 12 декабря 2006.
  22. Беляев Д. Из старого: «Apocalypto» Мела Гибсона и древние майя
  23. Щирова В. Мел Гибсон обидел индейцев майя Архивировано 21 апреля 2008 года. // Новые известия, 23 января 2007
  24. Rotten Tomatoes — Apocalypto (2006)
  25. Apocalypto Reviews, Ratings, Credits, and More at Metacritic

Ссылки

  • Официальный сайт
  • «Утешение для Гибсона» — размышления над темой, выбранной Мелом Гибсоном для своего фильма «Апокалипсис». Архивировано 23 февраля 2012 года.

Тематические сайты

Фильмы Мела Гибсона

  • Человек без лица (1993)
  • Храброе сердце (1995)
  • Страсти Христовы (2004)
  • Апокалипсис (2006)
  • По соображениям совести (2016)
  • Страсти Христовы: Воскресение (2021)

В фильме показана жизнь цивилизации майя до прихода испанских конкистадоров: жестокие войны с соседними племенами, человеческие жертвоприношения, загадочные мистические ритуалы. В один день рушится мир индейца по имени Лапа Ягуара. Его деревню захватывает соседнее племя, уничтожая хижины, забирая местных жителей в плен. Его ведут в город, чтобы принести в жертву богам. Перед лицом неминуемой смерти Лапа Ягуара должен побороть свои самые сильные страхи и совершить отчаянный рывок, чтобы спасти то, что ему дорого… Слоган: «Империя майя. Участь предрешена.» Сценарий: Мэл Гибсон, Фарад Сафиниа Знаете ли вы, что… — Непрекращающиеся дожди в Мексике стали причиной переноса релиза картины с 4 марта 2006 на 8 декабря 2006. — Из-за непредсказуемого климата Мексиканских лесов, дополнительной заботой съемочной команды была охрана цифрового оборудования от внезапных дождей. В случае же сильной жары, оно оборачивалось в специальные одеяла, способные отражать высокую температуру. Приходилось даже прикреплять термометры ко всем камерам. А во время съемки сцены на водопаде, они были помещены в специальные водозащитные сумки, разработанные Питом Романо. — Во время съемок на водопаде, когда Лапа Ягуара убегает от охотников и спрыгивает вниз, самая настоящая корова, направляющаяся вверх по течению, перебежала через водопад. Лишь после того, как местный житель подплыл к корове и успокоил ее, она вернулась на берег и продолжила щипать траву, как ни в чем не бывало. — Большая часть заметных ролей была разыграна потомками индейцев Майа, которые никогда в жизни до этого не снимались. Например, роль маленькой заболевшей девочки, которая проклинает охотников, отдали 7-летней жительнице деревни, которая сильно напоминает место, где жило племя Лапы Ягуара. — В трейлере «Апокалипсиса» можно заметить немало персонажей, которые так и не появились в самой картине. — Для сцены прыжка с водопада Руди Янблад самостоятельно исполнил опасный трюк. При помощи ремня безопасности, он совершил прыжок с 15-этажного здания в Веракрусе. Позже этот прыжок был наложен при помощи компьютера на кадры с настоящим водопадом. — Во время кастинга для Мэла Гибсона и Фарада Сафиниа было важно выбрать актеров, подходящих для созданных персонажей. Так, Руди Янблад привлек Гибсона своим соответствием мифическому образцу героя. — Когда Мэл Гибсон был подростком, один старший парень назвал его «Почти», что очень сильно оскорбило честолюбивого Мэла. Этот элемент уже режиссер Гибсон добавил в фильм: именно так называет героя Руди Янблада один из охотников. — Герои говорят на юкатанском диалекте майя, фильм идет в кинотеатрах с субтитрами. Чтобы актеры могли освоить незнакомый язык, на котором им предстояло играть, в состав съемочной группы были включены специальные консультанты, проводившие уроки языка майя. Кроме того, каждый актер имел с собой плеер, чтобы постоянно прослушивать и заучивать свои реплики. — Фильм снимался в Веракрусе и Катемако – одном из последних мест в Мексике, где еще сохранились участки тропического леса. В картине заняты исключительно представители коренного населения Америки, для большинства из которых это стало дебютом в кино. Чтобы подобрать актеров с соответствующей внешностью, кастинги проводились по всей Мексике, особенно на Юкатане, в Мехико и Оахаке. Часть будущих актеров нашли в других странах, в том числе США и Канаде. Далеко не все из них потомки майя, но все происходят из различных индейских племен, то есть являются коренными жителями континента. — Прежде чем приступить к съемкам, режиссер Мел Гибсон и сценарист Фарад Сафиния в течение нескольких месяцев изучали тексты майя, в том числе и самый известный из них “Пополь-Вух”. Впоследствии Фарад Сафиния заметил: «Мы обнаружили, что проблемы, считавшиеся ключевыми для цивилизации майя, удивительным образом схожи с трудностями, которые встают сейчас перед нашей цивилизацией, особенно если речь заходит о повсеместном разрушении окружающей среды, чрезмерном потреблении и политической коррупции». — Название фильма «Apocalypto» в русском прокате переведено некорректно. На самом деле это даже не английское слово, а греческий глагол, имеющий целый ряд значений: «показывать себя», «обнаруживать истину» и так далее.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *