Апокатастасис

Апокатастасис

(22 голоса: 4.36 из 5)

  • Вечны ли адские муки Юрий Максимов
  • Апокатастасис в Священном Писании, у раннехристианских отцов Церкви и Оригена прот. Владимир Башкиров
  • Учение об апокатастасисе до его осуждения на Вселенских Соборах прот. В. Башкиров
  • Посмертное воздаяние митр. Иларион (Алфеев)
  • Реально ли спастись? И как? Сергей Худиев
  • Ложное учение о всеобщем спасении (апокатастасис) прот. Олег Давыденков
  • «Эсхатология очищения» как синкретическая модель либерального богословия в XX веке диакон Илья Маслов
  • Смеем ли мы надеяться на спасение всех? митр. Каллист (Уэр)
  • Всеобщий суд протопр. М. Помазанский
  • Река огненная А. Каломирос
  • О муке вечной и о жизни вечной свт. Тихон Задонский
  • Опровержение учения о всеобщем спасении на основании Священного Писания, трудов святых отцов и деяний Вселенских Соборов. К вопросу о вечных муках прот. Николай Баринов

Апоката́стасис Апоката́стасис (греч. ἀποκατάστασις – возвращение в прежнее состояние, восстановление) — 1) преображение мира, имеющее осуществиться по Божьему предначертанию при конце времён (Деян.3:19-21); 2) благодатное восстановление человека, совершаемое в лоне Православной Церкви; 3) восстановление людей Божественным действием при всеобщем Воскресении мертвых; 4) частное понятие, указывающее на всеобщность будущего духовно-нравственного восстановления людей (в том числе грешников), используемое в рамках не принятой Церковью концепции о конечности адовых мук.

Слово апокатастасис в значении восстановления использовалось:

— св. Иустином Философом: «Христос пришел для восстановления вольных и рабов, даруя одинаковое достоинство всем, кто соблюдает Его заповеди»;
— св. Игнатием Богоносцем, поздравляющим антиохийских христиан с тем, что у них «водворился мир, и восстановилось их малое тело» (Церковь после гонений);
— св. Иринеем Лионским, учившим, что «смерть, одолев человека, удалила от него жизнь и сделала мертвым, – тем более Жизнь (т. е. Христос), овладевая человеком, изгоняет смерть и восстанавливает человека живым Богу»;
— св. Феофилом Антиохийским, учащим о восстановлении животных в «первоначальный образ кротости» после духовного восстановления человека;
— св. Климентом Римским, желающим, чтобы Бог восстановил среди Коринфян единство и братскую любовь.

Отдельные положения будущего учения об апокатастасисе встречаются уже у Климента Александрийского. В частности, он допускал, что адские муки могут иметь очистительное значение для грешников.
Ориген более детально развил представления о всеобщем спасении. Эсхатологическое учение Оригена дошло до нас в несколько измененном виде, вследствии исправлений, внесенных в его произведение «О началах» Руфином. Тем не менее можно быть твёрдо уверенным в неправославности его эсхатологических взглядов, осужденных Церковью на 5-м Вселенском соборе. Ориген учил, что пребывая под действием адского огня все грешники очистятся; мера очищения каждого будет соответствовать мере его греховности; рано или поздно все разумные твари соединятся с Творцом.

В чём состоит учение о конечности адовых мук?

Это учение строится на ряде своеобразно истолкованых библейских выражений, в частности на утверждении, что Бог будет «все во всем» (1Кор.15:26-28), а также на предположении, что в силу Своих безграничных совершенств, таких как милосердие, высочайшая премудрость, любовь, Бог не попустит страдать грешникам вечно, но восстановит их посредством очистительного адского пламени, после чего все они, без исключения, соединятся в любви с Богом и с сонмом святых.

При этом подразумевается, что длительность пребывания каждого грешника в аду, после Дня Страшного Суда, будет зависеть от степени его личной греховности. Чем выше греховность, тем продолжительней будет и его мучение (см. подробнее: Вечны ли адские муки?).

В свое время идею о всеобщем восстановлении грешников выразил святитель Григорий Нисский. Впоследствии она вызвала множество нареканий со стороны отцов Церкви. До него похожую мысль отстаивал Ориген. Причем тот был уверен, что после определённого времени восстановятся даже и демоны, даже и сам изобретатель греха, сатана.

Оригенизм, как учение, был осужден на V Вселенском Соборе. Между тем, несмотря на это соборное определение учение о конечности адовых мук имеет немало сторонников и сегодня. Помимо богословской аргументации последователи этой доктрины опираются на авторитет святителя Григория Нисского, широко почитаемого в Церкви отца. Впрочем, возможно, ими движет и то, на что обращал внимание читателей ещё святитель Василий Великий, утверждая, что это учение есть результат диавольских козней и поддерживается некоторыми для того, чтобы успешней отваживаться на грех.

О вечности адовых мук предупреждал Сам Господь Иисус Христос (Мк.9:43), (Мф.22:13), (Мф.25:46). Впоследствии это положение нашло раскрытие в трудах целого ряда выдающихся пастырей Церкви. Достаточно ясно о нём говорится в «Чине анафематствований в Неделю Торжества Православия»: «Отвергающим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесах, а за грехи осуждение, — анафема».

См. также: СПАСЕНИЕ, РАЙ, АД

***

Сергей Худиев

Если исходить из того, что жизнь после смерти – реальна, нам придется допустить реальность ада. Это неизбежно – и давайте подробнее рассмотрим, почему.

Вот есть, например, злодеи из криминальной хроники, которые похищают, истязают и убивают женщин. Или детей. Ради удовольствия. Это совершенно реальные случаи. В итоге (будем надеяться) полиция их находит и изолирует от общества до самой их смерти.

Должна ли бесконечная милость Божия пустить их в рай – чтобы они вели себя в раю сообразно своим представлениям о желанном? Тогда это будет не рай. Должна ли милость Божия выставить их за дверь? Но тогда вы уже согласитесь, что чтобы сохранить рай раем, из него кого-то неизбежно придется выставить – и это не вопрос нехватки милости. Просто вы не можете иметь рай и нераскаянных злодеев одновременно в одном месте.

Конечно, злодеи – пример крайний. Но он о том, что открытый для всех и без требований покаяния рай тут же превратится в ад. Можно уточнять, кто именно будет выставлен за дверь – «изгнан вон», как говорит Господь Иисус, – но говорить «никто не будет», увы, нечестно. Кто-то будет изгнан вон, во тьму внешнюю – там будет плач и скрежет зубов.

А если никто не будет изгнан – плач и скрежет зубов будет внутри. Необходимо или «погубить губивших землю» (Откр.11:18), или они будут губить землю вечно.

Поэтому последний суд, окончательное разделение неизбежно – в Небесный Иерусалим «не войдет… ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:27).

Если мы зададимся – несомненно, актуальным – вопросом о том, какое количество зла и греха может быть допущено в рай, чтобы он остался при этом раем, ответ очевиден и с точки зрения разума, и с точки зрения Писания – никакое. Как же нам попасть в рай?

А вот до этого вопроса нам и стоит дойти – потому что сам разговор о спасении приобретает смысл, когда мы осознаем реальность (и, хотя бы отчасти, серьезность) беды, от которой нам надлежит спастись.

Разговоры о том, что бесконечная милость Божия никого не оставит за дверью, всегда будут приниматься аудиторией с одобрением – но если мы подумаем пять минут, это бы не означало, что ада не будет. Это означало бы, что не будет ничего, кроме ада.

Любовь и милость Божия сохраняет Небесный Иерусалим – тем, что не пускает в него зло. И когда мы ясно осознаем этот факт – который, скажу еще раз, и настойчиво утверждается Господом в Евангелии, и очевиден с точки зрения разума – мы будем готовы говорить о спасении грешников, в котором и является милость Божия.

Бесконечная милость Божия простирается настолько, что Бог становится человеком в лице Иисуса Христа, умирает за беззакония беззаконных, чтобы приобрести им прощение, прощает всякого, кто раскаивается, преображает тех, кто доверился Ему, благодатью Святого Духа, искупает, очищает и вводит в рай грешников.

Но для этого нужно, чтобы они раскаялись, обратились к Богу и приняли это прощение и новую жизнь. Но для этого они должны согласиться.

А для этого христиане не должны скрывать истину – чтобы попасть в рай, нужно обратиться к Богу в покаянии и вере, возложить свою надежду на Иисуса Христа, проявить желание исправить свою жизнь и искать в этом помощи Божией.

Поэтому любой любящий и милосердный человек (и Господь Иисус, прежде всего) призывает грешников к покаянию.

Если нам, скажем, не хочется раздражать злодеев, мы можем им сказать, что не беда, Бог слишком добр, чтобы выставить за дверь кого бы то ни было. Но мы им скажем неправду. Они неизбежно окажутся за дверями.

Грешник может войти в рай, только приняв прощение и глубоко изменившись, – а для этого нужна не только милость Божия, но и капитуляция грешника перед этой милостью. Упорный, ожесточенный и нераскаянный грешник в рай не войдет – иначе это уже не будет рай.

Евангелие – слово благое, слово утешительное; но оно достигает нас (и других людей), когда мы признаем, что мы нуждаемся в спасении. Когда мы капитулируем, мы можем утешать себя и друг друга твердыми и несомненными обетованиями спасения, которые Писание дает всякому верующему во Христа. Когда мы упорствуем в нераскаянии, лучшее, что могут для нас сделать те, кто нас любит, – это предостерегать нас об опасности.

Источник: Православие и мир

Апоката́стасис (др.-греч. ἀπο-κατάστᾰσις — «восстановление», от др.-греч. κατά-στᾰσις — «установление, учреждение, устроение») — понятие христианского богословия, использующееся в значении «восстановления» и в значении «восстановления всего», когда с ним отождествляется учение о всеобщем спасении. Впервые используется в Евангелиях: «Илия должен прийти прежде и устроить (греч. ἀποκαταστήσει) всё» (Мф. 17:11).

Учение о всеобщем спасении историческими церквями официально не признаётся, в отличие от некоторых протестантских деноминаций и неканонических православных юрисдикций. Идея апокатастасиса неофициально признаётся также некоторыми известными православными и католическими богословами.

Историческое использование термина

Слово «апокатастасис» в значении восстановления использовалось:

  • св. Иустином Философом: «Христос пришёл для восстановления вольных и рабов, даруя одинаковое достоинство всем, кто соблюдает Его заповеди»;
  • св. Игнатием Богоносцем, поздравляющим антиохийских христиан с тем, что у них «водворился мир, и восстановилось их малое тело» (Церковь после гонений);
  • св. Иринеем Лионским, учившим, что «смерть, одолев человека, удалила от него жизнь и сделала мёртвым, — тем более Жизнь (то есть Христос), овладевая человеком, изгоняет смерть и восстанавливает человека живым Богу»;
  • св. Феофилом Антиохийским, учащим о восстановлении животных в «первоначальный образ кротости» после духовного восстановления человека;
  • св. Климентом Римским, желающим, чтобы Бог восстановил среди Коринфян единство и братскую любовь.

Отдельные положения апокатастасиса как учения о всеобщем восстановлении («восстановлении всего») впервые сформулировал Климент Александрийский. Так, он допускал конечность адских мук, возможность покаяния дьявола и всех грешников, предполагал, что адские муки могут быть очистительным огнём для падших ангелов и людей. Его ученик Ориген более детально развил представления о всеобщем спасении, связав его с рядом спорных предположений (предсуществование душ, спасение нечистых сил через Второе пришествие Иисуса Христа и т. д.).

Учение о всеобщем спасении также было предложено святителем Григорием Нисским. На Пятом Вселенском соборе, когда было осуждено учение Оригена, относительно православия свт. Григория не было высказано никаких сомнений. Отцы Собора, очевидно, не считали, что учение святителя содержит какие-либо черты оригенизма, поскольку в богословских построениях свт. Григорий исходил из совершенно иных, нежели Ориген, предпосылок, не разделяя учения Оригена о предсуществовании и перевоплощении душ. Шестой Вселенский Собор (681) включил имя свт. Григория в число «святых и блаженных отцов» (прав. 2), а Седьмой Вселенский Собор (787) назвал святителя «отцом отцов», подтвердив его значение как вселенского учителя веры.

Преподобный Максим Исповедник полагал, что у святителя Григория Нисского этот термин не имеет того смысла, который осуждён христианской церковью, а «употребляется в смысле восстановления познавательных сил человека в то состояние правильного отношения к истине, в каком они вышли из творческих рук своего Создателя».

В истории церкви проблема апокатастасиса не всегда решалась в рамках частного богословского мнения. Когда она оставалась в этих рамках, церковь соборно не осуждала взглядов сторонников апокатастасиса. Так, в течение долгого времени не были осуждены касавшиеся этой проблемы воззрения Оригена, а богословское мнение свт. Григория Нисского вовсе не подвергалось осуждению. Когда же эти взгляды становились привлекательными для многих христиан, например для монахов-оригенистов, Церковь подвергала их строгому осуждению. Учение о всеобщем спасении официально не признаётся в основном в православных церквах, в монофизитских деноминациях и в римо-католической церкви. В то время как вслед за Церковью Востока, которую Мартин Лютер, знакомый с её учением, ошибочно считал православной (намереваясь сблизиться с ней и с православием в целом), лютеранами вначале идея апокатастасиса не отрицалась. Но уже XVII артикул Аугсбургского исповедания разъясняет: «…в Конце Света Христос вновь придёт как Судия и воскресит всех мёртвых. Он дарует всем праведным и избранным вечную жизнь и вечную радость, неправедных же и порочных Он осудит на вечные муки. Наши церкви осуждают анабаптистов, полагающих, что будет конец наказаниям осуждённых и порочных людей». Кроме анабаптистов, лютеранами были осуждены меннониты, моравские братья, социниане и другие конфессии, признававшие учение о всеобщем спасении. Однако это учение проявилось и в последующей истории протестантизма, и некоторыми протестантскими церквями, а также в раскольничьих и сектантских деноминациях идея всеобщего спасения не отрицается. Также идея апокатастасиса неофициально признаётся некоторыми известными православными и католическими богословами. Но Фотий Константинопольский заметил: «То, что у святителя Григория, епископа Нисского, сказано о восстановлении (περι αποκαταστάσεως), Церковью не принимается».

Эсхатологическая судьба мира представлялась в духе апокатастасиса также в рамках гностического учения Василида Александрийского. В XIX—XX веках учение о всеобщем спасении было подхвачено универсалистами, которые есть во многих протестантских церквах, в том числе формально придерживающихся Аугсбургского исповедания.

«Апокатастасис (восстановление).»

Друзья, на этой странице мне хотелось бы обсудить тему о нападках в адрес Алексея Ильича Осипова.

В принципе ни чего нового, так было всю историю человечества.
Не любит наш мир, таких людей.
Не терпим, мы ни каких обличений в свой адрес.

Давайте посмотрим, насколько эти обвинения обоснованы.

В лекциях Алексея Ильича Осипова можно услышать утверждение, что Христос есть спаситель всех людей. И для каждого грешника попавшего даже в ад, остается надежда на спасения.

За высказывания этой мысли Алексея Ильича обвинили в ереси апокатастасиса которая была осуждена на пятом Вселенском соборе.

Правда люди, которые его обвиняют, забывают внести одну важную деталь.

На пятом Вселенском соборе было осуждено учение апокатастасиса (о всеобщем спасении) Оригена, но не само по себе, а в связи с его протологией: идей о предсуществовании душ.

В то же время существовало и другое учение апокатастасиса, но в другом совершенно ключе, которое высказал святитель Григорий Нисский, Отец и учитель Церкви, брат Василия Великого.

На пятом Вселенском соборе, когда было осуждено учение Оригена, относительно православия свт. Григория не было никаких сомнений.

И более того, на седьмом Вселенском соборе свт. Григорий Нисский, был назван «отцом отцов», тем были подтверждены его заслуги, как учителя вселенской церкви.

Вот некоторые из его высказываний.

«Зло не настолько крепко, чтобы превозмочь силу блага, и безрассудство нашей природы не превосходнее и не постояннее Божией премудрости.
Ведь невозможно извращенному и измененному быть сильнее и постояннее Того, Кто всегда Один и Тот же и утвердился в благе.
Но божественный совет везде и всегда непреложен, а превратность нашей природы не пребывает твердой даже во зле».
Св. Григорий Нисский. Указ. соч. С. 67.

«Так как добро не имеет конца, то жизнь как присноподвижное стремление, из-за самой неограниченности непрерывного движения, войдя в область добра, никогда не сможет остановиться, потому что нет конца искомому. А, уклонившись к злу, которое ограничено пределом, пройдет его и, дойдя до предела, вновь обратится к добру».
Св. Григорий Нисский. Указ. соч. С. 68.

«Итак, для того чтобы естеству оставалась и власть свободы воли и вместе с тем отстранить зло, Премудрость Божия нашла такой план:
допустить человеку быть в том, что он для себя избрал, дабы вкусив от зла, которого возжелал, и на опыте познав, что на что он променял, он невольно востек бы назад по причине желания первого блаженства, сбросив всякую страстность и бессловесность, как некий груз естества, и очистив себя — или в настоящей жизни: чрез трезвение и любомудрие, или после преставления туда: чрез плавильную пещь очистительного огня».
( Слово об усопших. Григорий Нисский.)

Подобные высказывания можно встретить и у других святых отцов.

«Бог ничего не делает ради возмездия, но взирает на пользу, которая должна произойти от Его действий. Одним из таких предметов является геенна… Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби — тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил».
Преп. Исаак Сирин.

«Грех, геенна и смерть вообще не существуют у Бога, так как они являются действиями, но не сущностями.
Грех есть плод свободной воли. Было время, когда грех не существовал, и настанет время, когда он перестанет существовать. Геенна есть плод греха.
В какой-то момент она начала существовать, но конец ее неизвестен… Смерть будет царствовать только короткое время над природой; потом она будет полностью упразднена».
Преп. Исаак Сирин.

«Остережемся в душах наших… и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания — степень страдания в ней».
Преп. Исаак Сирин.

«Может быть, они будут там крещены огнем — этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поядает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха».
Святитель Григорий Богослов.

«Будет же Бог все во всем во время восстановления .., когда мы, которые сейчас, по причине движений и страстей, или вовсе не носим в себе Бога, или носим лишь в малой степени, сделаемся всецело богоподобными, вмещающими всецелого Бога и только Его. Вот совершенство, к которому мы спешим. О нем и сам Павел говорит нам… В каких же словах? — Где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, ни варвара, ни скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».
Григорий Богослов.

«Грешник по смерти “пройдет через страдание огня, дабы, быв очищен огнем, он спасся и не мучился непрестанно”.
Святитель Амвросий Медиоланский.

«Как тогда, так и ныне Он властен и силён изводить грешников из ада, разумеется достойных сего. Была бы только причина, а Бог хочет спасти грешника, как Сам Он о Себе свидетельствует: не хочу смерти грешника…».
Преподобный Иоанн Дамаскин.

«Тогда же поврежденные силы души с течением времени сбросят память о зле, укорененном в душе, и, приближаясь к пределу всех веков и не находя места покоя, душа прийдет к Богу, у которого нет предела; и таким образом, благодаря знанию, а не соделанному добру, душа воспримет свои силы обратно и будет восстановлена (apokatastasis) в своем изначальном состоянии, и тогда станет ясно, что Создатель никогда не был причастен ко греху».
Апокатастасис и Благое молчание Преподобный Максима Исповедника.

«Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим: Ты бо положся во гробе… смерти ключи разверзл еси и проповедал еси от века тамо спящим, избавление неложное быв, Спасе, мертвым первенец».
Канон Великой субботы.

Огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста.

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошедши во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Предвосхищая сие, Исаия воскликнул:

«Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!

Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!

Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе!

Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

Священное Писание.

«…каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня»(1 Кор. 3; 13-15).

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор 15, 22).

«Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28).

«Посему как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим 5, 18).

«Бог всех соединил в противление, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы его и неисследимы пути его!» (Рим. 11, 32-33).

Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тимофею 2:4).

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Иоан.4:16).

У Большинства людей, склонных к примитивному и грубому пониманию основ православной веры, услышав о возможности спасения из ада, может сложиться мнение, что значит можно грешить, Бог все ровно простит.

Но, пусть ни кто, читающий эти строки не обольщается мыслью, что раз сохраняется возможность спасения из ада, то значит и жить можно, вопреки воли Божьей.

Это роковая ошибка. Человек, отчуждавший себя от Бога во времени, стяжавший все богопротивные свойства, естественно, отходит по кончине своей в ад.

Весьма страшен вкус пребывания там, и за пределами нашего познания — степень страдания которое испытает грешник.

Об этом нам не двусмысленно свидетельствует Священное Писание и все без исключения святые отцы.

Будет ли, ад вечен?

Да.
Там, за гробам, будет вечность, а не время; стало быть, и все там будет вечно, а не временно.

Так как же можно от туда спастись?

Мы не знаем, Бог знает.

Есть богословские предположения, но все это гадание.

Тайна Божия суда и участи человека в вечной жизни нам не открыта в полной мере. Это оставляет надежду, а знать большее, видно, нам или не полезно, или мы не сможем этого понять.
Не может человеческий разум осмыслить всю премудрость Божьего домостроения.

Апокатастасис, не утверждение и не догмат, а скорей робкая надежда и вера.

Апокатастасис — это не учение, а молитва о спасении всех кроме меня, единственно для которого существует ад.

святой Антоний.

Читать и слушать лекции Алексея Ильича можно и полезно. Особенно для тех, кто еще в начале пути ко Христу.
Просто нужно не ограничиваться одними лекциями Алексея Ильича, а также читать Евангелия и Святых Отцов.
И самое главное понуждать себя жить по заповедям Божьим, сохранять непорочную совесть и нелицемерную веру.

Но, а защитникам «православия», кто льет грязь на Алексея Ильича Осипова хочется сказать.

Не туда вы направляете свои силы, куда бы следовало.

Обвиняя Алексея Ильича в ереси апокатастасиста , вам также придется признать еретиками:

Св. Григория Нисского, св. Максима Исповедника, св. Григория Богослова и всех других святых отцов которые высказали надежду на возможность спасения грешников из ада.
Да и канон Великой субботы и огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста придется убрать.

Но, самое главное не в этом.

Увлекаться идеями Апокатастасиста не полезно, т.к. это расслабляет душу.

Иоанн Златоуст сказал:
«Итак, не будем отвергать геенны, чтобы нам не попасть в нее, ибо неверующий делается беспечным, а беспечный непременно попадет в нее, но будем несомненно верить и часто говорить о ней, и тогда мы нескоро станем грешить. Ибо память об этом, как некоторое горькое лекарство может истребить всякий порок, если она будет постоянно жить в нашей душе».

Но нельзя лишать людей веры и надежды. Нужно все предоставлять на милость и человеколюбие Божье.

Отвергая возможность спасения из ада:

Во первых.
Мы присваиваем себе суд Божий.

Во вторых.
Скажите, как жить тем людям, у которых разрывается сердце при одной лишь мысль об вечных, нескончаемых муках в аду их близких, которые по какой-то причине оказались при земной жизни не в лоне Божьей Церкви!

Что вы им скажете? О каком Боге Любви вы будете им проповедовать?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *