Апологетика в философии

Апологеты. Защитники христианства И.П. Реверсов

***

Апологе́ты – (от греч. ἀπολογέομαι – защищаться, оправдываться) — 1) собирательное обозначение раннехристианских писателей, главным образом, действовавших во II–III вв. (в период гонений на Церковь со стороны римского государства), защищавших христианство от нападок и критики со стороны нехристианских правителей, философов и представителей простонародья; 2) лица, активно занимающиеся апологией христианства; 3) специалисты в области христианской апологетики.

Наиболее значительные из Апологетов: восточные (писавшие на греческом языке) – Кодрат, Аристид, Юстин Мученик, Татиан, Афинагор, Феофил Антиохийский, Мелитон Сардский, Ориген; западные (писавшие на латинском языке) – Тертуллиан, Минуций Феликс.

Апологеты внесли существенный вклад в развитие христианского богословия. В частности, Феофил Антиохийский ввел в богословский оборот термин «Троица». С переходом христианства на положение государственной религии (IV в.), когда его защита от язычества стала не столь актуальной, апологетическая литература стала уступать место полемической, направленной против еретиков.

***

М.В. Никифоров, статья из III тома «Православной энциклопедии»:

Апологеты раннехристианские, христианские писатели II–III вв., выступавшие с обоснованием и защитой христианской веры.

Распространение христианства ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало реакцию со стороны языческого мира. С юридической т. зр. христианство оказалось в положении «недозволенной религии» (лат. religia illicitia), общины христиан подпадали под категорию «незаконных собраний» (collegii illiciti), а отказ от участия в языческих культах рассматривался как «преступление против религии». В этот период появляются первые нападки на христиан со стороны образованных язычников. Главными оппонентами христианства во II в. были Фронтон (наставник имп. Марка Аврелия) и Цельс, автор направленного против христиан соч. «Истинное слово» (ок.178). Эти авторы рассматривали христианство исключительно как учение, полное предрассудков и фанатизма и угрожающее античному миросозерцанию. Кроме того, о христианах распространялись клевета и сплетни, отчасти вызванные закрытостью их собраний (см. Disciplina arcana). Задача апологетов состояла в том, чтобы продемонстрировать языческому миру приемлемость христианства с самых разных сторон – гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и т. д. (о развитии апологетического жанра см. ст. «Апологетика»).

Прежде всего, раннехристианские апологеты старались опровергнуть возводимую на христиан клевету и дать ответ тем, кто обвинял Церковь в том, что она является угрозой государству. Подчеркивая высокие нравственные качества своих единоверцев, они заверяли, что их вера способствует сохранению мира и благосостоянию как императора и государства, так и общества в целом. Во-вторых, раннехристианские апологеты раскрывали абсурдность и безнравственность язычества, его мифологии и божеств и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире. Они не просто опровергали аргументы философов, но показывали, что сама их философия, имея единственным обоснованием человеческий разум, не может достичь истины. Отмечая параллели между языческой философией и христианской мыслью, мн. раннехристианские апологеты в то же время представляли философию как предшественницу христианства, а христианство – как откровение того, что философия лишь предчувствовала. Кроме того, раннехристианские апологеты опровергали обвинения в чудовищных преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и пр.), возводимые на христиан, доказывая их невозможность и абсурдность. Наконец, раннехристианские апологеты раскрывали перед языческим миром христ. понимание Священного Писания, при этом отмежевываясь от «ветхого Израиля» – иудейства.

Деятельность раннехристианских апологетов отчасти уже была подготовлена эллинистическим иудаизмом: Филону Александрийскому принадлежали такие сочинения (не сохранившиеся), как «Основания» и «Апология в защиту иудеев». Иосиф Флавий написал апологию «О древности иудейского народа, против Апиона», оказавшую влияние на некоторых , раннехристианских апологетах. Апологетическая тематика присутствует в Новом Завете (см. напр. Деян. 14:15–17; 17. 22–31; Рим 1. 18–32) и в творениях мужей апостольских. Однако в отличие от мужей апостольских, которые обращались преимущественно к христианам, А. р. адресовали свои творения языческой аудитории, что наложило отпечаток на круг рассматриваемых ими проблем.

Наиболее древними из греч. раннехристианских апологетов считаются Кодрат и Аристид, которые обратились с апологиями в защиту христ. веры к имп. Адриану (117–138) (Евсевий. Церк. Ист. IV 3). Ок. 140 г. был записан «Диспут Иасона с Паписком о Христе», автором которого считают Аристона из Пеллы. Это произведение, фрагменты которого сохранились в апологии Оригена «Против Цельса», является наиболее ранним из дошедших до наст. времени сочинений, целиком посвященных антииудейской полемике.

Самый известный из греч. раннехристианских апологетов II в.— мч. Иустин Философ († 165-166). Родившись в Палестине в языческой семье, он обратился в христианство после долгих поисков истины. Мч. Иустин, после обращения продолжавший «носить плащ философа», открыл в Риме одну из первых частных христианско-философских школ. Евсевий Кесарийский приписывает ему 8 сочинений (Церк. Ист. IV 18), из которых сохранились и достоверно принадлежат ему только 3: 1-я и 2-я «Апологии» (ок. 150 и 161) и «Диалог с Трифоном Иудеем» (ок. 135). 1-ю «Апологию» св. Иустин адресовал императорам Антонину Пию (138–161) и Марку Аврелию (161–180, соправитель с 147), 2-ю – рим. сенату. Основной целью обоих произведений является защита христиан от преследования «за одно лишь имя» (nomen ipsum), а также попытка представить христианство достойным более внимательного и объективного взгляда со стороны просвещенных рим. самодержцев. 1-я «Апология», кроме того, содержит изложение христ. вероучения и первое описание таинств Крещения и Евхаристии в древней Церкви. «Диалог с Трифоном Иудеем» представляет собой запись диспута мч. Иустина с ученым раввином Трифоном. В этой первой обширной апологии против иудаизма выражены 3 основные идеи: временное значение Ветхого Завета в отличие от вечного и непреходящего смысла заповедей Нового Завета; оправдание поклонения Христу как Богу; богоизбранность христ. народов, составивших Новый Израиль. Апологетический характер носит также речь мч. Иустина, сохранившаяся в составе его Мученичества.

У Евсевия (Церк. Ист. IV 26. 1; 27. 1) имеется свидетельство об Аполлинарии Иерапольском, обратившемся с речью к имп. Марку Аврелию. Ему же принадлежали и др. апологетические сочинения: «К эллинам» в 5 кн., «Об истине» в 2 кн. и 2 кн. «К иудеям». Ритор Мильтиад также в царствование Марка Аврелия написал 2 кн. против эллинов, 2 кн. против иудеев и апологию христианской философии (Там же. V 28. 4; 17. 5). Ученик мч. Иустина Татиан (ок. 120–185) до своего уклонения в ересь написал «Речь против эллинов» (LТgoj prХj `/Ellhnaj, после 165), в которой подверг уничижительной критике всю языческую культуру. Несмотря на резкость суждений, Татиан стремился к тому, чтобы добиться терпимости и уважения к новой вере. Проблема взаимоотношений Церкви и государства на примере связи судеб Римской империи с христианством была развита св. Мелитоном Сардийским в «Апологии» (др. название – «Книжка к Антонину», ок. 170, сохранилась только в отрывках), адресованной Марку Аврелию. Современником Татиана и Мелитона был Афинагор, христ. философ из Афин. Ему принадлежит «Прошение о христианах» (ок. 177), направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию, в котором он стремился доказать, что преследование христиан неразумно. В правление имп. Коммода (180–192) св. Аполлоний произнес апологетическую речь, сохранившуюся в мученических актах.

Среди раннехристианских апологетов были и такие, которые адресовали свои произведения частным лицам. Из них прежде всего следует упомянуть последнего из греч. апологетов II в. св. Феофила Антиохийского, автора 3 кн. «К Автолику» (ок. 182), написанных для образованного и влиятельного язычника, имеющего предубеждения против христианства. Анонимное «Послание к Диогнету» (ок. 200) представляет собой апологию, составленную в форме письма для знатного язычника, желающего познакомиться с христ. религией.

В III в. апологии пишут Климент Александрийский и Ориген. В отличие от предыдущих апологий, «Протрептик» («Увещание к эллинам», нач. III в.) Климента Александрийского создан уже не столько для защиты христианства от нападок и преследований, сколько ради привлечения язычников к истинной вере. К жанру «Протрептика» близко и сохранившееся на сир. яз. «Слово к Антонину» Псевдо-Мелитона (нач. III в.). Самым значительным произведением раннехрист. греч. апологетики является соч. Оригена «Против Цельса» (сер. III в.). Цельс был одним из наиболее серьезных критиков христианства из среды язычников. Долгое время его сочинение против христиан не имело достойного опровержения и только в лице Оригена, спустя ок. 75 лет, получило надлежащую отповедь.

Стимулом для дальнейшего написания апологий было появление в 260 г. 15 кн. «Против христиан» неоплатоника Порфирия. Ныне утерянное, сочинение содержало критику Ветхого Завета и Нового Завета, жизни и учения Церкви. Первым ответом на него стал труд Евсевия Кесарийского «Евангельское приуготовление» в 15 кн. (312–322). Ему же принадлежит трактат «Против Иерокла» (311–313), неоплатоника, написавшего антихрист. соч. «Правдолюбец» об Аполлонии Тианском, в котором он доказывал преимущества этого мага и философа перед Христом.

Лат. раннехристианские апологеты появляются гораздо позднее греч.— в кон. II в. Их список открывают рим. адвокат Минуций Феликс диалогом «Октавий» (Octavius) и Тертуллиан (160–220) соч. «К язычникам» в 2 кн. (Ad nationes, 197). Минуций Феликс многое заимствует из трактата Цицерона «О природе богов», а Тертуллиан, взяв за основу книгу Варрона «Antiquitates rerum divinarum» (Божественные древности), в которой содержится критика рим. религии, показывает суетность и ложность политеизма, призывая уверовать в единого Бога. Самым значительным апологетическим произведением Тертуллиана является его «Апологетик» (Apologeticum, ок. 197), адресованный рим. наместникам в Африке. В этой апологии Тертуллиан помимо критики языческой религии утверждает, что вера в единого Бога естественна для человека, поскольку человеческая душа «по природе христианка» (17. 6). В заключении Тертуллиан свидетельствует, что никакие гонения не могут уничтожить настоящую веру: «Кровь мучеников есть семя христианства» (50. 13). Тему, затронутую в «Апологии» о душе как «христианке по природе», продолжает трактат Тертуллиана «О свидетельстве души» (De testimonio animae; 197). В отличие от греч. раннехристианских апологетов II в. Тертуллиан считает ненужным апеллировать к философии для доказательства истинности христ. веры, поскольку сама душа является лучшим свидетелем Истины. Из др. апологетических сочинений Тертуллиана выделяются послание «К Скапуле», проконсулу Африки (Ad Scapulam; 212), а также трактат «Против иудеев» (Adversus Iudaeos; между 198 и 206), написанный под влиянием «Разговора с Трифоном Иудеем» св. Иустина Философа. В сер. III в. св. Киприан Карфагенский написал «Книгу о суетности идолов» (De idolorum vanitate), в которой он доказывает, что языческие божества – не что иное, как цари, которым после смерти начали воздавать поклонение. В «Книге к Деметриану» (Ad Dimetrianum, ок. 252), направленной против некоего Деметриана, обвинявшего христиан в том, что они являются причиной войн и стихийных бедствий, св. Киприан утверждает, что идолослужение и в особенности гонения против христиан вызывают гнев Божий. Антииудейской полемике св. Киприан посвятил «Три книги свидетельств» (Testimoniorum Libri III, ок. 249).

Среди поздних лат. А. р. следует упомянуть Арнобия (ум. ок. 330), автора 7 кн. «Против язычников» (Adversus gentes; кон. III – нач. IV в.), из которых первые две апологетические, остальные – полемические, и Лактанция (ок. 250–330), ученика Арнобия, создателя апологии «Божественные установления» в 7 кн. (Divinae institutiones; 304–313). Последняя, помимо собственно апологетического материала, содержит древнейшую на Западе систему христ. вероучения. К ней примыкает соч. «О гневе Божием» (De ira Dei; ок. 303), написанное против язычников (особенно стоиков и эпикурейцев). В ней Лактанций защищает возможность применения к Богу слова «гнев». Апологетические темы развиваются и в др. сочинении Лактанция – «О смертях преследователей» (De mortibus persecutorum; ок. 314).

Несмотря на то что деятельность раннехристианских апологетов видимым образом мало способствовала ослаблению гонений на христиан, она, без сомнения, подготовила постепенную эволюцию сознания греко-рим. языческого общества в сторону принятия христ. религии. Раннехристианские апологеты выступили во всеоружии совр. религ. и философских систем, используя их понятийный аппарат и некоторые идеи (напр., учение стоиков о Логосе) для обоснования христ. веры перед лицом своих языческих современников. Одновременно они сделали первые шаги в формировании христ. богословской терминологии.

Отношение к языческой культуре среди раннехристианских апологетов было различным: от полного неприятия: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» (Тертуллиан. Опроверж. ерет. 7) – до осознания себя наследниками того лучшего, что было когда-либо посеяно Божественным Логосом в мире: «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Иустин. Апол. II 13). На фоне критики языческой религии и философии складывались собственно христ. представления о Боге, мире и человеке. Политеизму противопоставлялось учение о едином, вечном Боге, обладающем по преимуществу такими апофатическими свойствами, как нерожденность, беспредельность, бесстрастность, непознаваемость (ср. Иустин. Апол. II 6; Татиан. Речь. 4; Афинагор. Прошение. 10). Против философского учения о совечности Бога и материи некоторые раннехристианские апологеты (Афинагор, Феофил Ан-тиохийский) утверждали идею творения мира «ex nihilo» (из ничего). Вместо представления о роке и предопределении раскрывалось учение о Промысле Божием (Афинагор. Прошение. 24; Минуций Феликс. Октавий. 18). А. р. впервые начали развивать христ. учение о Пресв. Троице, используя филоновское и стоическое учение о Логосе.

Христологическим вопросам уделялось меньше внимания по причине внешней ориентации богословия раннехристианских апологетов (исключение составляет лишь мч. Иустин). Из остальных тем, затрагиваемых раннехристианских апологетов, можно выделить проблему образа и подобия Божия в человеке (Татиан. Речь 7–11), вопросы о первородном грехе (Феофил Антиохийский. К Авт. II, 17), о воскресении, опровержение античного представления о судьбе и др.

В целом сочинения раннехристианских апологетов имели исключительно важное значение для самосознания христ. Церкви. Будучи во мн. вопросах первопроходцами, раннехристианские апологеты проложили путь для дальнейшей христианизации эллинизма и формирования целостной системы христ. богословия (см. также Богословие доникейское).

Седмица. Ru

***

См. АПОЛОГЕТИКА

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. апологети́ческий апологети́ческое апологети́ческая апологети́ческие
Рд. апологети́ческого апологети́ческого апологети́ческой апологети́ческих
Дт. апологети́ческому апологети́ческому апологети́ческой апологети́ческим
Вн. одуш. апологети́ческого апологети́ческое апологети́ческую апологети́ческих
неод. апологети́ческий апологети́ческие
Тв. апологети́ческим апологети́ческим апологети́ческой апологети́ческою апологети́ческими
Пр. апологети́ческом апологети́ческом апологети́ческой апологети́ческих

апологети́ческий

Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 3a✕~.

Корень: -аполог-; суффиксы: -ет-ическ; окончание: -ий .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. книжн. связанный, соотносящийся по значению с существительным апологетика ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. свойственный апологетике, содержащий апологетику, являющийся апологетикой ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: апологетика

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: apologetic
    • Белорусскийbe: апалагетычны
    • Идоиio: apologiala, apologiatra
    • Испанскийes: apologético
    • Итальянскийit: apologetico
    • Каталанскийca: apologètic
    • Немецкийde: apologetisch
    • Португальскийpt: apologético
    • Украинскийuk: апологетичний
    • Французскийfr: apologétique
    • Шведскийsv: apologetisk

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      На днях в Интернете появился новый апологетический сайт «Православный апологет» (www.apologet.spb.ru), созданный усилиями Интернет-содружества преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений.

      «Наш коллектив существует уже много лет в форме дружеского общения людей имеющих непосредственно отношение к духовному образованию в России, а теперь уже и братских Греции и Сербии. Они приезжают и учатся у нас, а мы посещаем их университеты, духовные школы и монастыри. Естественно накопилось много материала: интересные и редкие статьи и источники, а также наши мысли, дискуссии, которые вылились в свою очередь в разнообразном виде в печать, некоторые ещё не опубликованы и читатели этого сайта будут иметь возможность познакомиться с ними впервые», — говорится в сообщении главного редактора нового сайта кандидата богословия иеромонаха Сергия (Троицкого).

      По словам главного редактора сайта, авторы нового интернет-проекта, стремятся «в первую очередь следовать Священному Преданию Церкви Христовой». «Мы исповедуем необходимость принадлежности к Русской Православной Церкви Московской Патриархии как к канонической Поместной Церкви, без чего невозможно иметь правильного богословского видения, понимания Священного Писания и Священного Предания. При этом мы не отрицаем возможности появления, особенно в наше время, таких ситуаций, когда внутри Церкви появляются взгляды, несоответствующие учению Церкви. Но такие ситуации были в истории Церкви всегда, и они могут быть исправлены, как мы убеждены, только терпеливым стоянием в истине и осознанием необходимости находясь в Церкви разделять Её скорби и радости, а не уходить из Неё».

      «Мы посвящаем этот апологетический проект памяти великого отца нашей Церкви, столпа Православия — святителя Марка митрополита Эфесского. Он единственный из всех православных епископов не подписал позорную Унию с римо-католиками во Флоренции в 1337 г. Римский папа, увидев, что в документе Унии не было подписи свт. Марка на вероопределении, как тогда его называли, «Вселенского собора», с горечью и досадой воскликнул: «Мы ничего не сделали!». В 2007 г., 19 января (1 февраля по гражданскому календарю), исполнилось 550 лет со дня его блаженной кончины. Надеемся, что этот проект будет способствовать продолжению борьбы за сохранение чистоты Православия, которую вёл святитель Марк Эфесский», — отмечает иеромонах Сергий.

      «Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью», — именно эти слова свт. Марка Эфесского, открывают новый православный интернет-проект.

      Русская линия/Патриархия.ru

      14 Мая 2009

      Известный православный апологет и исследователь сектантства Виталий Питанов обвиняет «сектоведа» Александра Дворкина в плагиате и призывает всех православных исследователей сект объявить ему бойкот, сообщает пресс-служба Славянского правового центра.

      Виталий Питанов объявил об этом на сайте «В контакте», где он отвечает на вопросы всех интересующихся о сектах. Исследователь открыл тему «Дворкин-вор» и написал следующее: «Эта тема открыта не для обсуждения, а как информационное сообщение. Прошу в ней ничего не писать. Все комментарии буду стирать.
      Господин Дворкин занимается плагиатом. Он не является автором книги: «Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным».
      Оригинал: Hassan, S. Combatting Cult Mind Control: The #1 Best-selling Guide to
      Protection, Rescue and Recovery from Destructive Cults. Park Street Press, 1990, Rochester, Vermont
      Дворкин перевел оттуда только главу. На русский язык вся книга была переведена под таким названием: Хассен С. Противостояние сектам и контролю над сознанием. — М.: АСТ, 2006.
      Книга Дворкина основана на части шестой главы «Оценка культа: как защитить себя», параграф «Как задавать вопросы: Ключ к защите себя от деструктивных культов».
      Специалистов по сектоведению, которым дорого свое честное имя, я советую прервать сотрудничество с этим человеком. Он позор сектоведения!
      P.S. Меня постоянно попрекают Дворкиным и его делами. Я никогда не имел никаких дел с этим человеком. Никогда не сотрудничал с ним и не планирую этого делать.
      После обнародования этой информации Дворкин и его компания начнут мою травлю. Я буду предавать огласке все их шаги».

      Виталий Юрьевич Питанов известен как православный апологет и добросовестный сектовед, рассматривающий религиозные течения с позиций православия.

      Виталий Питанов — научный сотрудник Православного института религиоведения и церковных искусств, создатель сайта «Православная апологетика» (http://apologet.orthodox.ru/), автор книги «Введение в сектоведение».

      Напомним, что 22 апреля 2009 года в России стартовала общероссийская бессрочная акция против присутствия радикальных «сектоведов» в новом составе Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ — «Инквизиторам — нет!». Акция проводится по инициативе Института религии и права. Основу акции составляет сбор подписей под Открытым обращением к министру юстиции РФ Александру Коновалову, копии которого будут посланы президенту РФ Дмитрию Медведеву и премьер-министру России Владимиру Путину.
      Мы приглашаем к сотрудничеству и к участию в этой акции научную и религиозную общественность со всей страны, общественных деятелей, юристов и правозащитников. Ваши голоса и мнения будут опубликованы на нашем сайте. Открытое обращение к министру юстиции РФ А.В. Коновалову нужно и можно посылать напрямую, как от религиозных организаций и научных центров, так и от рядовых граждан России, не согласных с тем, что их деятельность будут оценивать «инквизиторы» — Дворкин и его помощники. Более того, членство в этом Совете при Минюсте РФ уже используется и будет использоваться «сектоведами» для влияния на чиновников и правоохранительные органы и пропаганды своих «антисектантских» требований – на внеправовой основе ограничить деятельность «нетрадиционных» религиозных организаций в России.

      Акция «Инквизиторам — нет!» является возможностью открыто и во всеуслышание заявить свой протест против того, чтобы «инквизиторы» пытались насильно спасти наши души помимо нашей воли, против дискредитации светской науки, самой религиоведческой экспертизы, а также заявить протест против клерикализации общества и разрушения основ правового и светского государства в России.

      Напомним, что Приказом Минюста России от 3 марта 2009 г. № 61 образован Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ, который обладает полномочиями советского Совета по делам религий. В его состав, помимо признанных ученых и экспертов, в частности, вошли: Александр Дворкин, глава сектоведческого Центра Св. Иринея Лионского; Александр Кузьмин — руководитель Саратовского отделения сектоведческого Центра Дворкина, автор материала, на котором основана антисектантская листовка, признанная судом экстремистской; Евгений Мухтаров, ярославский журналист-сектовед; священник Русской православной церкви Лев Семенов, сотрудника Центра Дворкина, а также Андрей Васильченко, ярославский сектовед, специалист по немецкому фашизму, автор целого ряда популярных книг по истории Третьего Рейха, один из основателей вместе с Евгением Мухаторовым в 1990-х годах организации националистического толка «Лига патриотической молодежи».

      Общественная акция «Инквизиторам — нет!» будет проводиться до тех пор, пока ученые, юристы и верующие не добьются своей цели. Поддержите Открытое обращение к министру юстиции РФ А.В. Коновалову – покажите, что в России есть гражданское общество.
      Открытое обращение к министру юстиции РФ Александру Коновалову по поводу ситуации вокруг нового состава Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ
      Все присланные подписи
      Как присылать подписи и комментарии?

      — по электронной почте (просто написав, что Вы поддерживаете и кто вы): inkvisitoramnet@mail.ru

      — или по обычной почте: 115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5 (Институт религии и права)

      — по факсу: Факс (495) 953-75-63

      Просьба присылать подписи под обращение, в поддержку акции, свои комментарии и отзывы, указывая фамилию, имя, отчество, если это возможно, принадлежность к какой-либо вере, конфессии или организации, учебному заведению (научные степени и звания, если есть), город, область, населенный пункт.
      Если Вы можете собрать подписи от Вашей церкви, любой организации, вуза, предприятия, то можно прислать подписи на каком-либо бланке и оформить также в произвольной форме: указать фамилию, имя, отчество, если это возможно, принадлежность к какой-либо вере, конфессии или организации, учебному заведению (научные степени и звания, если есть), город, область, населенный пункт.

      Огромное спасибо за Вашу поддержку, за Ваш голос и за Ваш отзыв!

      Следующим этапом в развитии философской мысли является средневековая философия. Средние века охватывают огромный тысячелетний период истории (У-ХУ вв). В. Западной. Европе условным началом этого периода считаю ют год падения. Римской империи (476) ‘Для. Средневековья в социально-экономическом плане характерно господство феодального уклада, в идеологическом — утверждение христианства как господствующей религии. Она пр оникла во все сферы общества, жизни и сознания. Поэтому неудивительно, что философии этой эпохи характерна значительная зависимость от религиозного мировоззрения ее представителей. В своей основе она теоцентрична, то бы то фактором, определяющим все существующее, здесь не природа ли. Вселенная, а. Бог, его воля. Мир воспринимался как двойное бытие: настоящий (божественный, небесный) и ложный (земной, грешный) мир. Этот события л проходит через всю средневековую философию. В развитии философии. Средневековья можно условно выделить следующие этапы: апологетика (II-III ст) патристика (III-VIII вв) схоластика (IX — конец XIII в) мы стыка (конец XIII-XV вв) XIII-XV ст.)2.

      Апологетика

      Начинается становление философии. Средних веков периодом так называемой апологетики (от греч apologia — защита). В условиях, когда христианство составляло преследуемую меньшинство. Римской империи, когда только ового учения смеялись, представители апологетики обращались к римских императоров или широкой общественности с посланиями в защиту христиан. В таких обращениях апологеты начали рассматривать и разрабатывать ва жливи мировоззренческие идеи, такие как понимание сущности. Бога, характера и содержания божественного творения, природы и сущности веры, соотношение веры и знанияння.

      Изначально апологетика разделилась на два направления в вопросе отношения к предыдущей языческой (античной) мудрости: положительный и отрицательный

      Сторонники позитивного отношения -. Юс плетень. Мученик (около 100-165),. Афинагор (II в),. Климент. Александрийский (150-215),. Ориген (около 185-254) — считали, что греческие философы шли путем истины, но не мог глу достичь ее, потому что она еще не проявила себя в лице. Христа. Поэтому философию надо использовать, подчиняя ее теологии, поскольку христианское мировоззрение более истинный, чем предыдущиедній.

      Сторонники негативного отношения к античной философии — выдающимся их представителем был. Квинт. Тертуллиан (около 155-220 pp) — не только осуждали античную философию, но и считали, что греко-римская кул льтура вообще испортила и извратила человека, задавила ее природные наклонности, выстроила в сознании целый мир искусственных ценностей. Среди таких ценностей, по мнению. Тертуллиана, есть и бесплодна в своей. Витона чености наука, и слишком изнеженными искусство, и до края распущена мораль, и аморальная религия. Единственный выход из положения заключается в упрощении и возвращении к естественному — христианского состояния мудрствования же ученых и философов на этом пути не только лишние, но и вредные. Достичь цели можно через аскезу, самопознания и, самое главное, через веру в. Иисуса. ХристаХриста.

      Патристика

      Изменения в общественном состоянии христианства не могли не отразиться на характере его идеологии: отпала необходимость защищаться и доказывать свое право на жизнь, пора указывать путь и вести мир что разрушался, к спасиння1. На изменение активности апологетов пришла деятельность отцов церкви, начался этап патристики (от те pater — отец). Одним из прославленных ее представителей считается. Аврелий й. Августин, или, в отечественной традиции,. Августин. Блаженный (354-430). В своих трудах»О граде. Божием»,»Исповедь»,»О. Троице»Августин разработал философское учение о свободную волю и считал, что люди на как своеобразный микрокосм сочетает в себе природу материальных тел — растений и животных, разумную душу и свободную волю. Душа нематериальна, бессмертна, свободна в своих решениях. Философ предпочитал во. Лев характеристикам человеческой души перед умственными. Отсюда выводилась неоспоримое первенство веры перед разумом (вера предшествует пониманию) и, наконец, утверждался безоговорочный авторитет церкви как ос. Танну инстанции в утверждении любой истины. Итак, свобода воли, по. Августину, не абсолютна. Она ограничена божественным предвечным решением, которым. Бог одних избрал для спасения и блаженства в. Майбах утньому жизни, а других обрек на вечные пытки (в этом суть христианского учения о божественном предопределении). Подобным образом. Августин разграничил науку и мудрость. Наука подчинена мудрости, ибо н авчае только умению пользоваться вещами, тогда как мудрость ориентирует на познание божественных дел и духовных объектеня божественних справ і духовних об’єктів.

      Августин дал принципиально новое, линейное толкование времени в отличие от циклического его толкования, присущего античном мировоззрения. Понятие о времени, как движение от прошлого к будущему, а не как постоянное е повторения уже когда-то было, стало основой формирования исторического сознания. Но для. Августина история — это еще короткий промежуток между двумя»вечности»- созданием мира. Богом и»тысячелетние м»Царства. Божия на. Земле. Такое понимание времени было характерно для всей средневековой культурсередньовічної культури.

      Существенную роль в утверждении христианского свитомислення сыграли. Иероним. Блаженный (345-420), что перевел. Библию латыни; римский писатель V в. Марциал. Капелла, выдвинувший идею»семи свободных мисте ецтв», среди которых основой всех знаний выступают первые три — грамматика, риторика и диалектика;. Аниций. МАТИ. Северин. Боэций (480-524), произведения которого»О музыке»,»О. Святой. Троице»,»О католическую веру»,»Утешение философией»достаточно органично сочетали греческую философию с христианским мировоззрением;. Флавий. Магн. Касиодр (477-570), который в своем мажущуюся на юге. Италии основал школу, где начались с истематични переводы и переписывание книг и текстов, важных для христианской образованностик і текстів, важливих для християнської освіченості.

      В период раннего сформированного. Средневековья существовал еще один интересный философ и богослов. Иоанн. Скот. Эриугена (ок 810-877 гг). В своем известном сочинении»О распределении природы»он писал, что все бытие п делится на четыре»природы»: первая — природа не создана, но способна сама творить-Бог, вторая-природа создана и сама способна творить-совокупность першоформ (в платоновском смысле) и действующих причиной н, третья — природа создана и способна творить — мир чувственных вещей. Существование мира вещей. Эриугена связывает с грехопадением человека, которое и привело к тому, что этот мир отошел от. Бога. В конечном итоге (на основе расчета) чувственный мир вернулся к. Богу, и это состояние бытия характеризует, как указывает. Эриугена, четвертую природу -. Бога как конечную цель всего, как субстанцию, к которой все повертаеть с до якої все повертається.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *