Апологеты, что это?

аскетизм

88.Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

Креационизм

89.Учение о спасении души

Сотериология

90.Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека

Креационизм

91.Главная задача христианских апологетов состояла в:

В обосновании преимуществ христианства перед язычеством

92.Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:

патристика

93.Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»

Августин

94.»Шестоднев» — это книга, в которой излагались:

Христианская онтология и космогония

95.Схоластика – это:

тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем

96.Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:

схоластике

97.Представитель средневековой философии:

Фома Аквинский

98.Представитель средневековой западноевропейской философии:

Ф.Аквинский

99.Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья

Экзегетика

100.Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для

Фомы Аквинского

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

101.Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

Возрождение

102.Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

103.Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

104.В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия?

Флоренции

105.Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

антропоцентризм

106.Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:

человек

107.Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

гуманизм

108.Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:

индивидуализма

109.Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:

индивидуализм

110.Автор «Речи о свободе и достоинстве человека»

Пико делла Мирандола

111.Представитель философии эпохи Возрождения:

Дж.Бруно

112.Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:

Дж.Бруно

113.Итальянский поэт, автор сонетов к Лауре, основоположник гуманизма, критик схоластики

Петрарка

114.Для философии эпохи Возрождения характерна

ностальгия по античной культуре

115.Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»

Пантеизм

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17-18 вв.

116.Освобождение от церковного влияния

Секуляризация

117.Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

Рационализм

118.Основное утверждение рационализма заключается в том, что

Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека

119.Особенности рационализма XVII в. обусловила

Математика

120.Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии

Р. Декарт

121.Дуалистическая философия характерна для

Р.Декарта

122.В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался

Дуализма

123.Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал

Р. Декарт

124.Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как «cogitoergosum»?

если я мыслю, следовательно, я существую

125.Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит:

Р.Декарту

126.Основное утверждение эмпиризма

Всё знание человека основывается на опыте

127.Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт

Сенсуализм

128.Основоположник эмпиризма, автор первой технократической утопии «Новая Атлантида», автор лозунга «Знание – сила»

Ф. Бэкон

129.Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать

Индукция

130.Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на:

Чувственное и рациональное

131.Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:

опираться на опыт и двигаться от единичного к общему

132.Философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabularasa

Дж. Локк

133.»Война всех против всех» есть естественное состояние, считал

Т. Гоббс

134.Теории «общественного договора» придерживался

Т. Гоббс

135.Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»

Г. Лейбниц

136.Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу

Монада

137.Представителем субъективного идеализма является:

Дж.Беркли

138.Центральная философская проблема Д. Юма

Познание

139.Центральная проблема в философии французского Просвещения

Человека

140.Основная идея философии французского Просвещения

Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества

141.К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести

Идею равенства всех людей

142.Сущность деизма состоит в

Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку

143.Представитель философии Французского Просвещения

Ж.-Ж. Руссо

144.»Человек рожден быть свободным, — а между тем везде он в оковах», — утверждал

Ж.-Ж. Руссо

145.Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал

Собственность

146.Французский философ, сторонник сенсуализма

Локк

147.Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была

Франция

148.Идея правового государства включает в себя положение о

Разделении властей

149.Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями

Гоббс

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

150.Хронологические рамки немецкой классической философии

XVIII – XIX вв.

151.Философ, автор «Критики чистого разума»:

И.Кант

152.Важнейшее философское произведение Иммануила Канта

«Критика практического разума»

153.Предметом теоретической философии по И.Канту должно быть исследование:

законов разума и его границ

154.По И.Канту, для того чтобы знание было достоверно, оно должно:

быть всеобщим и необходимым

155.И.Кант считает, что пространство и время:

есть врожденные, доопытные формы чувственности

156.В философии И. Канта «вещь в себе» — это

То, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано

157.В философии И.Канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются делать заключения о:

мире «вещей самих по себе»

158.Смысл категорического императива И.Канта можно раскрыть таким образом: поступай по отношению к другим так, как:

ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе

159.Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит

И. Канту

160.По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет

Нравственный долг

161.Философ, автор «Феноменологии духа», «Науки логики», «Философии истории», «Философии права»:

Г.В.Ф.Гегель

162.Философии Г.Гегеля присущ:

панлогизм

163.Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:

диалектика

164.Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:

Абсолютная идея

165.Представитель немецкой классической философии:

Л.Фейербах

166.Кто из нижеперечисленных мыслителей не относится к представителям немецкой классической философии?

Ф. Ницше

167.Представителем материализма является

Л. Фейербах

168.Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»

Кант

169.Не является характерной особенностью немецкой классической философии

Отрицание трансцендентного, божественного бытия

170.Мыслитель, проживший всю жизнь в Кенигсберге, преподававший в тамошнем университете

Кант

171.Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является

Мировой Дух

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 вв.

172.Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию

Иррационализм

173.Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания

Философия жизни

174.К представителям «философии жизни» относится

Ф. Ницше

175.Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал

А. Шопенгауэр

176.Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира

Волю к жизни

177.Центральное понятие философского учения А.Бергсона – жизненный порыв (élanvital). Его познание возможно с помощью:

интуиции

178.Кто является автором следующих произведений: «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком человеческое»?

Фридрих Ницше

179.Родоначальник позитивизма

Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.

Ранне христианские апологеты.

После Мужей Апостольских непосредственных преемников св. Апостолов, идет период деятельности апологетов. Апологеты (от греч. apologia — защита) — это целый ряд людей, защищавших Церковь от нападок язычников, которые в христианах видели опасность. По сравнению со многими языческими культами жизнь христиан была настолько странной и таинственной, что язычники в чем только не подозревали их. Так как в первые века на таинство Евхаристии допускались лишь те, кто был крещен с одной стороны, а с другой Христианство было объявлено религией недозволенной, то христиане собирались тайно по ночам для совершения Евхаристии. Это вызывало подозрение у людей, непринадлежащих к Церкви. Из -за того, что христиане отказывались приносить жертвы богам империи и гению императора, их к тому же считали и безбожниками, атеистами. Отказ от поклонения императору и богам приравнивался в Римской империи к измене государству, бунту против имератора, понятно что могло ждать христиан в этих условиях. Наименование братья и сестры, молва о том, что христиане пьют кровь и собрания по ночам в потаенных местах, наводило на следующие мысли: «они занимаются оргиями, а незаконорожденных детей от этих оргий убивают и едят их плоть и кровь».
В предыдущем периоде, когда Церковь только появилась и начала разрастаться в нее, по преимуществу входили простые, необразованные люди. Наиболее образованным из деятелей Церкви 1-го столетия, был апостол Павел. Но со временем ситуация стала меняться, в Церковь стали приходить образованные и высокопоставленные в Римской империи лица. Видя нападки язычников на Церковь, они стали писать сочинения (апологии) с целью показать необоснованность нападок язычников.
Наиболее ярким из апологетов можно назвать Иустина мученика, его ученика Татиана из Ассирии, Мелитона Сардийского, Афинагора Афинянина, Феофила Антиохийского, Минуция Феликса, а также Иринея Лионского.

  • Аристид Философ
  • Иустин Мученик
  • Татиан Ассирианин
  • Афинагор Афинянин
  • Феофил Антиохийский
  • Минуций Феликс
  • Ириней Лионский

  • Во время карантина из-за пандемии коронавируса власти использовали административные статьи, чтобы подавить протестную активность — участников акций штрафовали на более крупные суммы. К такому выводу пришли правозащитники проекта «Апология протеста», их доклад опубликовал РБК.

    Акции во время пандемии

    Юрист проекта Анна Бочило проанализировала сообщения СМИ и соцсетей о штрафах для активистов, данные системы «Правосудие» и дела, которые вели юристы «Апологии протеста».

    Она пришла к выводу, что введенная в апреле административная статья 20.6.1 привела к тому, что протест стал рассматриваться как угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. На карантин ссылались сотрудники силовых структур, которые заводили уголовные и административные дела из-за протестов во Владикавказе и акций солидарности с жителями Хабаровска.

    Статья 20.6.1 предусматривает штраф от 1 до 30 тысяч рублей. Обычных граждан штрафовали по нижней планке, а активистов, выходивших на пикеты — от 10 до 20 тысяч рублей.

    Одиночные пикеты
    С марта 2020 года по всей России прошло не менее 775 пикетов, одиночных пикетов и пикетных «очередей». Это в том числе акции против поправок в Конституцию. В апреле—мае, когда во многих регионах действовал режим самоизоляции, протестных акций было многократно меньше, чем в предыдущие или последующие периоды (30 акций в апреле против 180 в марте или 240 в июне). По данным «ОВД-Инфо», только за первое полугодие 2020 года в Москве на одиночных пикетах задержали 269 человек. «Это больше, чем за два предыдущих года вместе взятых», — сказано в докладе.

    Одиночные пикеты не требуют согласования с властями. Но на активистов часто составляли протоколы за нарушение режима самоизоляции, а в Москве к нему чаще всего добавлялся протокол онарушении правил проведения публичного мероприятия одновременно. Соблюдение защитных мер вроде ношения маски и перчаток во время акции для полиции значения не имело, пришли к выводу в «Апологии протеста».

    В мероприятии участвовали государственные и общественные деятели, поэты, писатели и журналисты. Ректор КазНУ Галимкаир Мутанов зачитал телеграмму Президента Казахстана КасымЖомарта Токаева. «Жизнь, которую прожил Какимжан Казыбаев, является примером для молодого поколения. Он усердно трудился во благо людей, его вклад в духовное становление нации никогда не будет забыт. Я хочу пожелать его семье здоровья, счастья и благополучия», – говорится в телеграмме.

    СМЕЛЫЙ СЫН ВЕЛИКОЙ СТЕПИ

    Для меня мерилом хорошего воспитания в человеке и полученного в детстве достойного примера является простота и отсутствие кичливости в поведении. Будучи знакомой на протяжении многих лет со своим коллегой, ныне руководителем холдинга «Алаш Медиа Групп» Батыром Казыбаевым, всегда выделяла в нем скромность и благородство. Просмотрев документальный фильм о его отце «Кәкімжан Қазыбаев: «Ақиқатқа ар серік», поняла, что такие качества родители воспитывают в своих сыновьях исключительно на собственном примере.

    Какимжан Казыбаев в трудные для Казахстана годы не боялся отстаивать интересы своего Отечества и народа, где бы он ни работал – на ниве казахстанской журналистики, писательства или чиновничества. Журналист не боялся поднимать неудобные для власти темы. Так, он первым в Казахстане рассказал о подвиге Рахымжана Кошкарбаева и Григория Булатова. В годы расцвета СССР написать о том, что казаx Рахымжан Кошкарбаев первым поднял знамя Победы над Рейxстагом, было сродни подвигу.

    Та статья способствовала сближению двух смелых казахов – Казыбаева и Кошкарбаева. Они стали друзьями не разлей вода. Дочь Рахымжана Кошкарбаева, Алия, вспоминает: «Какимжан Казыбаев был невероятно смелым, мужественным и интеллигентным человеком. Мой отец был эмоциональным, а вот Какимжан-ага, наоборот, все держал в себе, и они прекрасно дополняли друг друга. Я помню, как Какимжан-ага говорил отцу, что его подвиг признают – нужно лишь время. И оба они знали, что Казахстан станет независимым. И оба не дожили до этого момента совсем чуть-чуть».

    Роман «Сұрапыл» – первое литературное произведение о голодоморе в Казахстане – Какимжан Казыбаев написал в 1988-1989 годах. В нем не просто описываются, но и осмысливаются социальные последствия коллективизации и массовой гибели казаxов. Писатель долгие годы собирал материалы об этих трагических годах, когда казахскую степь заполонил голод и заполнили трупы скончавшихся от голодной смерти степняков.

    «Я НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ, КОГДА ЗАДЕВАЮТСЯ ЧЕСТЬ И СОВЕСТЬ МОЕГО НАРОДА»

    Какимжан Казыбаев был очень скромным человеком, не стремился к власти и не раз отказывался от высоких должностей. Его супруга Орынша Карабалина поделилась: «Журналисту и писателю предложили должность секретаря ЦК Компартии Казахстана по идеологии. Динмухаммед Кунаев через неделю спросил его: «Какимжан, ну, что скажешь? Мне нужно отправить тебя наверх». На что он ответил: «Димеке, спасибо вам за высокое доверие, но, может, я все же не пойду на эту работу?» – «Тогда оставь свой партбилет!» – услышал он в ответ. В те времена остаться без партбилета означало остаться без работы и без возможности прокормить свою семью. Выхода не было, и он согласился».

    При идеологе Какимжане Казыбаеве на центральном телевидении начали показывать национальное искусство казахов – айтыс и появилась популярная передача «Тамаша». На мировом уровне, под эгидой ЮНЕСКО, он смог провести мероприятие, посвященное 150-летнему юбилею Шокана Валиханова: была снята серия художественных фильмов, в Академии наук прошел международный научный симпозиум. Таким образом, был внесен большой вклад в мировое признание гордости нашей нации – Шокана Валиханова. Кроме того, были проведены научные работы по наследию Шокана Валиханова и Кенена Азербаева.

    Примечательный факт: Какимжан Казыбаев отстоял появление большего количества казахских отделений в образовательных учреждениях страны. Как известно из истории, в 1979 году был раздут так называемый немецкий вопрос. Правящая верхушка СССР инициировала создание немецкой автономии со столицей в Целинограде. Идею Кремль вновь озвучил в 1985 году. На закрытом совещании ЦК КПСС в Москве интересы Казахстана отстаивал Какимжан Казыбаев.

    Он дал принципиальную оценку искусственно возбуждаемой идее, которая могла бы обострить общественно-политическую ситуацию в республике, накалить атмосферу взаимоотношений между людьми различных национальностей и, по сути, стать миной замедленного действия. В своем докладе он заявил: «…нам не нужна автономия ради автономии».

    Позже в своей записной книжке Какимжан Казыбаев написал: «Я долго был приговорен силами тихой машины давления к молчанию. Я не могу молчать, когда задеваются честь и совесть моего народа».

    Тема была закрыта. Больше вопрос немецкой автономии не поднимался. Но ему не простили принципиальности и сняли с занимаемой должности. С этого момента в его жизни началась тяжелая полоса: не было работы, а многие двери перед ним просто закрылись. Но он ни разу не пожалел о своем решении.

    – Когда смотришь на современные карты некоторых стран и видишь, как они раздроблены и вовлечены в межнациональные конфликты, то понимаешь, какую роль в будущем Казахстана сыграл отец, приняв на себя удар в Москве. На кону тогда стояла не только его карьера, но и жизнь – ведь всего через четыре года его не стало. А преследовали его до конца жизни. Я помню его задумчивую фигуру, когда он долго сидел в молчании в своем кабинете, и я боялся туда зайти… В начале 1989 года он сказал своей сестре, что в этом году уйдет. А в октябре действительно ушел, – вспоминает сын писателя Батыр Казыбаев.

    ПОД НАСТАВНИЧЕСТВОМ БАУЫРЖАНА МОМЫШҰЛЫ

    Думаю, Какимжан Казыбаев, даже если бы сильно захотел, не смог поступить по-другому. Потому что он – воспитанник народного батыра Бауыржана Момышұлы, жил в его семье и наравне с его сыном Бахытжаном получил достойные пример и воспитание.

    Когда Какимжан Казыбаев решил жениться на любимой девушке – дочери врага народа, крупного политического деятеля Узакбая Кулумбетова – Орынше Карабалиной, то привел свою избранницу в дом Момышұлы. Так как мама Какимжана Казыбаева рано ушла в лучший из миров, то свекровью для молодой келин стала супруга Бауыржана Момышұлы. Сам легендарный полководец был для него не просто наставником, он по-отечески ласково называл Какимжана Казыбаева «Қара бала».

    – Мама запрещала входить в кабинет отца, когда он работал над рукописями. Я сначала подглядывал в щелочку, а затем все же заходил в святая святых. Папа прерывал творческий процесс и брал меня на колени. От него исходила энергетика мыслящего человека. Для меня запах детства – это запах бумаги, ручки, книг. Запомнил трудовую писательскую мозоль на пальце отца. Это был целый мир. И отец мне преподал, прежде всего, урок духовности, – говорит Батыр Казыбаев.

    К юбилею писателя, помимо фильма, также был презентован официальный сайт Kazybaev.kz. На портале размещены биографические данные Какимжана Казыбаева, его произведения, высказывания о нем известных людей.

    6.4. Апологеты христианства. Отцы церкви

    Уже во второй половине II в. начался процесс не только административного, но и теоретического оформления новой религии: появляются богословы, которые резко высказываются против иудаизма и язычества, защищая и обосновывая претензии христианской религии на мировое господство. Этот период (II–III вв.) получил название апологетического, а наиболее выдающиеся христианские мыслители этого времени стали называться апологетами.

    Греческая школа апологетов (Юстин, Тациан, Аристид) сделала акцент в своих произведениях на синтезе положений христианского вероучения с античной мудростью – Платоном и Аристотелем. Юстин (ум. 165) утверждал, что все предшествующие философские системы претендовали лишь на частичное открытие истины, в то время как христианство позволяет открыть истину целиком благодаря тому, что задействует не только рациональные методы, но и религиозную веру. Христа представители греческих апологетов отождествляют с Логосом – словом Божьм, обращенным к миру и служащим гарантией того, что этот мир, погруженный в пороки, имеет все-таки шанс на спасение. Другая идея Юстина заключается в том, что душа человека, в противоположность тому, что утверждали античные мыслители, не является вечной и неизменной, поскольку принадлежит сотворенному существу. Вечным и неизменным является только Бог: «Душа живет, но не она есть жизнь сама, она участвует в жизни. Таким образом, участвующее отлично от того, в ком и в чем участвует. Душа участвует в жизни, ибо Бог желает того». Временное совмещение души и тела, которое и называется жизнью, может прерваться, если не наполнено божественным содержанием.

    Несмотря на то что христианская вера к этому времени уже получила достаточно широкое распространение, официальной религией Римской империи по-прежнему считался культ языческих богов, поэтому Юстину пришлось поплатиться за свои смелые высказывания – он был казнен. Продолжателем Юстина выступил его ученик Тациан, который добавил к основным категориям своего учителя – душе и телу – новое понятие Дух. Именно Дух является порождением Бога, и его присутствие обеспечивает существование человека и является залогом его бессмертия.

    Другой вариант разработки христианского вероучения был предложен Александрийской школой апологетов в лице ее главных представителей – Климента Александрийского и Оригена. Климент Александрийский обратился к проблеме соотношения веры (pistis) и знания (gnosis), которая решалась представителями гностической ереси однозначно в пользу разведения этих понятий и сосредоточении усилий на достижении истинного знания. Климент придерживается иной точки зрения: вера и знание неотделимы друг от друга, но главенствует в их связи именно вера, а разум играет вспомогательную роль, подкрепляя рациональными доводами ту истину, которую вера позволяет постичь на интуитивном уровне. Александрийский мыслитель также обращается в своих рассуждениях к понятию Логоса, но Логос у него является неоднозначным понятием, поскольку присутствует в мире в виде трех основных проявлений: 1) творящее начало мира; 2) божественный импульс, служащий основой провозглашаемой мыслителями и богословами истины; 3) источник спасения, проявившийся в рождении Иисуса.

    Взгляды Оригена (185–253), воплотившего в своих произведениях («Начала», «Против Цельса») зачатки формирования Триединого догмата, стали вершиной развития ранней апологетики. Именно он сформулировал различие катафатического (познание бога путем перечисления его основных качеств) и апофатического (признание ограниченности человеческого разума и сосредоточение на интуитивном пути богопознания) путей познания, сделав свой выбор в пользу второго. Бог не может быть выражен через материальные категории, поскольку его сущностью является мысль, но мысль не человеческая, несовершенная и противоречивая, а мысль божественная, обладающая творящей силой. Бог-Сын равнозначен Богу-Отцу потому что его происхождение также имеет не физическую природу, а природу духовную – Христос является эманацией мыслительной активности Бога. Различие бога и Христа заключается в том, что первый воплощает собой абсолютное единство, второй же соединяет в себе две различных природы – божественную и человеческую, которые слиты воедино, но тем не менее служат залогом промежуточного расположения Иисуса между миром творящим и миром сотворенным.

    Богословие IV в. развивалось совершенно в иных условиях. Христианство к тому времени уже было признано в качестве государственной религии, поэтому представители христианской мудрости могли не опасаться преследований и угрозы физической расправы. Этот период в развитии христианского вероучения получил название патристики, поскольку его основные представители носили титул отцов (patris) церкви. Наиболее значительным среди богословских направлений того времени явилась Каппадокийская школа, в частности, в лице Григория Нисского (335–394), Василия Великого (331–379) и Григория Назианзина (330–390). Ее представители считали, что разум имеет тенденцию всегда дробить окружающий мир, но только вера способна сообщить целостность как миру, так и самому человеку. Любое положение разума должно находить себе подтверждение в Священном Писании – так звучит основной вывод каппадокийцев. Человек обладает уникальной способностью к познанию не потому, что он является микрокосмом (уменьшенным подобием внешнего мира), как учили представители античной философской мысли, но потому, что он сотворен Богом по своему образу и подобию.

    Наиболее выдающимся представителем латинской патристики, которая в отличие от каппадокийцев развивалась в западной части бывшей Римской империи, стал Аврелий Августин (354–430), знаменитый благодаря своим произведениям «О Троице», «О Граде Божьем» и т. д., более известный под своим почетным прозвищем «Блаженный». Троица, по мнению Августина, не является умозрительным понятием, поскольку отражает внутреннюю структуру человеческой души. Для обращения к Богу не нужно познавать окружающий мир, для этого достаточно лишь обратиться к своей собственной душе, чтобы найти в ней ответы на все вопросы. Человек способен к постижению истины, которая не содержится ни в конкретных материальных вещах, ни в самой человеческой природе. Истина есть порождение Божественной воли, но не каждый человек просто способен отделить абсолютную Божественную истину от человеческих мнений, которые могут быть ошибочными. Существование бога Августин подтверждает с помощью трех основных доводов: 1) миру необходим творец, которым не мог быть никто, кроме бога; 2) присутствие идеи бога в душах всех людей свидетельствует о его существовании; 3) наличие отдельных благ в земном мире заставляет предполагать наличие абсолютного блага, которым и является бог. Для обычного человека благо заключается в безграничной любви к богу, который отвечает ему своей любовью и благодатью.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.
    Читать книгу целиком
    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *