Апостол чтение на литургии

Схема чтения прокимена, Апостола и аллилуария

Во время пения Трисвятого (или песнопения, заменяющего Трисвятое) чтец получает благословение от священника на чтение Апостола, после чего выходит северной дверью из алтаря на солею, спускается по ступеням амвона, держа при этом Апостол в обеих руках немного впереди себя над головой. Спустившись, он становится перед амвоном (между амвоном и аналоем с иконой праздника), лицом к царским вратам. Затем чтец открывает книгу и дожидается окончания пения Трисвятого.

Обычная схема чтения одного Апостола (вместе с одним прокименом и аллилуарием) за литургией такова:

Диакон: «Вонмем».

Священник: «Мир всем».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец:»Прокимен, глас…(называет глас и говорит текст прокимена)».

Хор поет прокимен.

Чтец говорит стих прокимена.

Хор поет прокимен.

Чтец говорит 1-ю половину прокимена.

Хор допевает 2-ю половину прокимена.

Диакон: «Премудрость».

Чтец произносит надписание апостольского чтения в зависимости от того, из какой книги берется зачало:

«Деяний святых Апостол чтение».

«Соборнаго послания Иаковля чтение».

«Соборнаго послания Петрова чтение».

«Соборнаго послания Иоаннова чтение».

«Соборнаго послания Иудина чтение».

«К Римляном послания святаго апостола Павла чтение».

«К Коринфяном послания святаго апостола Павла чтение».

«К Галатом послания святаго апостола Павла чтение».

«Ко Ефесеем послания святаго апостола Павла чтение».


«К Филипписием послания святаго апостола Павла чтение».

«К Колоссаем послания святаго апостола Павла чтение».

«К Солуняном послания святаго апостола Павла чтение».

«К Тимофею послания святаго апостола Павла чтение».

«К Титу послания святаго апостола Павла чтение».

«К Филимону послания святаго апостола Павла чтение».

«Ко Евреем послания святаго апостола Павла чтение».

Диакон: «Вонмем».

Чтец читает текст апостольского зачала.

Священник (по окончании чтения): «Мир ти».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец:»Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец говорит 1-й стих аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец говорит 2-й стих аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Если читается два (или три) Апостола и поется два прокимена, то схема будет следующей:

Диакон: «Вонмем».

Священник: «Мир всем».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец: «Прокимен, глас…(называет глас и говорит текст 1-го прокимена)».

Хор поет 1-й прокимен.

Чтец говорит стих 1-го прокимена.

Хор поет 1-й прокимен.

Чтец «Прокимен, глас…(называет глас и говорит текст 2-го прокимена)».

Хор поет полностью 2-й прокимен.

Диакон: «Премудрость».

Чтец произносит надписание 1-го апостольского чтения в зависимости от того, из какой книги берется первое зачало:

Диакон: «Вонмем».

Чтец читает текст сначала первого, затем второго апостольского зачала, в обоих случаях начиная с вводных фраз. Если читается три зачала, то чтение, которое полагается по Уставу «под зачало», не имеет вводной фразы и присоединяется к одному из двух других чтений; полученное составное чтение выглядит как зачало с преступкой.

Священник (по окончании чтения): «Мир ти».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа» и сразу говорит 1-й стих 1-го аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец говорит 2-й стих 1-го аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец говорит 1-й стих 2-го аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Приведенная нами схема чтения двух Апостолов и пения двух прокименов и аллилуариев выглядит наиболее обоснованной, хотя в точности не приводится ни в одной богослужебной книге. М. Скабалланович высказывает мнение, что само молчание Устава «предполагает, что каждый из… прокимнов и аллилуиариев должен петься полностью; а то обстоятельство, что в некоторых из таких случаев… при втором прокимне дается и стих его, решает вопрос в направлении, совершенно противном принятой практике, т<о> е<сть> при двух прокимнах нельзя петь второй без стиха, а нужно 1-й и 2-й петь со стихом, след<овательно>, 1-й два раза, а второй 2½раза; аллилуиа же при 4 стихах 5 раз, и каждый раз по трижды». Очевидно, что приведенное мнение основано на том, что в некоторых случаях второй прокимен дается со стихом и второй аллилуарий имеет два стиха (например, память святых отцов VII Вселенского Собора, 11 октября). Однако гораздо больше праздников, в которые второй прокимен приводится без стиха, а второй аллилуарий имеет только один стих (1 сентября, 26 октября, 1 августа), что свидетельствует в пользу установившейся практики, приведенной нами выше.

Также необходимо сказать, что в некоторых храмах на практике в случае чтения трех стихов на «Аллилуиа» имеют место отступления от приведенной нами схемы, когда вместо двух стихов первого аллилуария и одного стиха второго читают только по одному стиху от каждого аллилуария. Иногда такие нарушения объясняются элементарным незнанием, иногда же практической трудностью, связанной с тем, что неудобно сразу после окончания чтения Апостола открыть аллилуарий, тогда как хор, не дожидаясь чтеца, начинает петь «Аллилуиа». Такая практика ничем не может быть оправдана, так как противоречит явным указаниям Устава, зафиксированным в тех службах, когда в один день случается два праздника и приводятся два стиха первого аллилуария и один стих второго (см. Типикон, 1 сентября, 1 и 26 октября, 27 ноября, 1 августа). Можно посоветовать в таких случаях чтецу постараться запомнить первый стих первого аллилуария, а хору проявить терпение.

Устав чтения Апостола

В начале каждого зачала помещается звездочка (если на одной странице два зачала, то в начале второго стоят две звездочки), которая играет роль ссылки и соотносится с подстрочником. Внизу страницы в подстрочном аппарате указывается день чтения данного зачала, и здесь же приводится вводная фраза, которой следует начинать чтение зачала. Чаще всего используются следующие вводные фразы: в книге Деяний — «Во дни оны», в соборных посланиях — «Возлюбленнии», в посланиях апостола Павла — «Братие» (в пастырских — «Чадо Тимофее» и «Чадо Тите»).

Таким образом, при чтении Апостола за богослужением следует, во-первых, в приложениях найти прокимен и аллилуарий, также с помощью приложений определить номер зачала, которое назначается для чтения в этот день. Затем, открыв нужное зачало, следует сразу убедиться на основании подстрочника в том, что оно действительно предназначено для чтения в данный день. Далее необходимо полностью взять вводную фразу из подстрочника и затем читать с тех самых слов, которые стоят после звездочки (то есть слова, стоящие перед звездочкой в основном тексте Апостола, в этом случае опускаются). Заканчивается же чтение не там, где начинается следующее зачало, а только в том месте, которое обозначено словами «конец…» (например, «конец великомучеником» или «конец недели»). Если же в середине чтения одного зачала встречается начало другого чтения, то в этом случае необходимо следовать основному тексту, не обращая внимания на подстрочник.

Некоторые апостольские чтения, как и евангельские, имеют разрыв в тексте, или преступку, когда определенный отрывок в середине данного зачала опускается. В этом случае необходимо, дойдя до отметки «преступи…», пропустить следующий отрывок, найти заметку «чти…» и сразу продолжить чтение с этого места. В качестве иллюстрации приведем апостольское чтение с «преступкой», которое полагается на праздник Богоявления — к Титу зачало 302-е (Тит. 2, 11–14; 3, 4–7):

Чадо Тите, явися благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно, и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Иже дал eсть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония и очистит Себе люди избранны, ревнитeли добрым делом.

Преступи Крещению.

Чти Крещению:

Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Eго милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, Eгоже излия на нас oбильно Иисус Христом, Спасителем нашим, да оправдившеся благодатию Eго, наследницы будем по упованию жизни вечныя.

Конец Крещению.

Семинария

Книга Апостол содержит:

а) Деяния святых апостолов;
б) семь Соборных посланий
в) четырнадцать Посланий св. ап. Павла и (в некоторых изданиях)
г) Апокалипсис.

Все указанные новозаветные книги имеют свое деление на главы и стихи и зачала, но счет последних общий.
Все зачала идут непрерывным порядком; от 1-й главы Деяний до 13-й главы Послания к евреям всего 335 зачал, и отступлением от него служит лишь наличие двух 50 и 51-го зачал: одни из них относятся к Деяниям Апостольским, а другие к Посланию св. ап.Иакова. 50 и 52-е зачала являются последними в книге Деяний, а в Послании св. Иакова 50 и 51-е зачала первыми.
Причина такой нумерации зачал такова: книга Деяний разделена на 51 зачало, но из них 33-е и 49-е не читаются по ряду, а употребляются за богослужением в особые дни года (33 зач. 29-го августа — в день Усекновения главы св.Иоанна Предтечи, а 49-е зачало — 21 мая в день памяти св.равноап.Константина Великого).
Итак, рядовых зачал в Деяниях без двух оказыается фактически не 51. а 49, и поэтому следующие рядовые зачала в Послании св.Иакова обозначены цифрами 50 и 51.

В книге Деяний есть и такие зачала. которые читаются в дни особых святых, но они же включены и в число рядовых зачал. в Апостоле, точно также как и в Евангелии, уставные чтения имеют киноварные обозначения и подстрочники. кроме деления Апостола на зачала, в нем имеется особое разделение на известные отделы. Перед началом каждого такого отдела стоит особый знак ( в виде медальона) в середине которого пишется название дня седмицы: «неделя», «понедельник», «вторник» и т.д.

Разделение на указанные отделы сделано для келейного чтения и того чтения, которое по Уставу должно быть на всенощном бдении после благословения хлебов, когда положено читать Деяния. Послания и Апокалипсис. (Типикон, гл.2). Число таких отделов близко к числу бдений в году, назначаемых Типиконом в 6-й главе. Бдений положено около 70-ти, а отделов — 72.

В начале и в конце Богослужебного Апостола имеются статьи,подобные евангельским, в которых дается ряд вводных сведений и проч.

Перед книгою Деяний Апостольских и перед каждым Посланием, находятся следующие «статьи»:

1)»Знамения». В этой статье находится указание предметов новозаветной книги. Черными (иногда малыми) цифрами обозначается предмет, а красными (иногда большими)некоторые детальные дополнения к предмету.

2)»Сказания». Здесь говорится о месте, поводе и цели написания Послания.

В конце Апостола помещены:

1. Указатель апостольских чтений начиная с Пасхи и кончая Великой Субботой, с прокимнами. антифонами, тропарями, кондаками, аллилуариями и причастными праздничных дней.

2. Месяцеслов

3. Воскресные прокимны восьми гласов.

4. Прокимны седмичных дней.

5. Указатель чтений «Общих святых» и «На всякую потребу».

6. Антифоны вседневные.

Указания для чтения Апостола

Чтец должен получить благословение от служащего священника на облачение в стихарь и для четния Апостола, после чего он выходит на указанное место для четиня положенного Апостола.

После того как хор пропоет «Трисвятое» и священник возгласит «Мир всем»,
чтец произносит: «И духови твоему».
Диакон: «Премудрость»,
чтец произносит прокимен.
Хор поет прокимен. Затем чтец произносит стих, а хор второй раз поет прокимен.
Далее чтец произносит первую часть прокимна, а хор поет вторую часть.
По окончании пения диакон возглашает «Премудрость», а чтец произносит надписание апостольскогочтения, например: «Деяний святых Апостол чтение», «Соборного послания Иоаннова чтение», «к Галатам послания Святаго Апостола Павла чтение».
Диакон: «Вонмем», чтец читает положенное зачало Апостола.

по окончании чтения Апостола священник тихо произносит: «Мир ти»,
чтец отвечает ему в таком же тоне «и духови Твоему».
Диакон «Премудрость». Чтец сразу жепросле произнечения «И духови Твоему», сразу же произносит «Аллилуия»(трижды).
Хор поет «Аллилуия»(трижды).
Чтец произносит стих «Аллилуия»,
Хор поет второй раз «Аллилуия»
Затем чтец произносит второй стих, а хор поет в третий раз «Аллилуия».
Чтец, перекрестившись, входитв алтарь южными дверями, берет благословение от служащего священника и затем разоблачается.

В некоторые дни положено два апостольских чтения и два прокимна. Порядок пения прокимнов таков:
чтец произносит первый прокимен
хор поет этот прокимен,
затем чтец произносит стих прокимна, а хор поет второй раз прокимен.
Далее чтец вместо первой половины прокимна проиносит второй прокимен. Хор также поет второй прокимен.

Некоторые прокимны имеют вставные слова, например — прокимны Богородичных праздников: «Песнь Богородицы», прокимен в недели свв. Отцев:»Песнь Отцев».

Аллилуарий всегда поется только три раза. В некоторых аллилуариях имеется один стих вмместо двух; в таком случае его нужноразделить на две части или повторить. Если положено два аллилуария, следует взять первый стих из одного, второй стих из другого.

На Литургии не читается более двух апостольских чтений, двух зачал. Если в какой либо день приходится читать по три апостольских зачала, то они читаются как два, т.е. одно зачало читается «под зачало» с другим.

Примечание: Выражение «под зачало» означает то, что два Апостола читаются так, как будто они составляют одно зачало, т.е. между чтением двух зачал небывает большой остановки.

При чтении двух апостольских зачал соблюдается следующий порядок:

1. сначала читаются зачала дневные, затем святым:
а) во все седмичные дни кроме субботы,
б) в субботы от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых
в) во все воскресные дни (кроме недель перед Воздвижением и по Воздвижении, недели после Рождества Христова).
г) в дни отданий Богородичных праздников сначала читается рядовое зачало, а потом Богородице

2. Читается апостол сначала святому, а потом рядовой по субботам с Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее.

Примечание: В Апостоле встречаются зачала, обозначенные словом «от полу», т.е. от половины.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *