Апостол Иаков брат

В день памяти святого апостола Иакова 5 ноября на Архиерейском подворье — в храме в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином была совершена Литургия этого святого. Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили преподаватели и студенты Саратовской Православной Духовной Семинарии, среди них – и священник нашего храма о. Максим Плякин. Храм с трудом вмещал всех желающих участвовать в богослужении, берущем свое начало в глубокой древности – времен первых христиан.

Каждый православный христианин множество раз молился за литургией святого Иоанна Златоуста и, значительно реже, – за литургией святого Василия Великого или Григория Двоеслова. Но далеко не каждый знает о литургии святого апостола Иакова, брата Господня.

Апостол Иаков в Священном Писании называется «братом Господним», поскольку он был сыном Иосифа Обручника, а значит, сродным братом по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Об апостоле Иакове нам повествует не только Священное Писание, но и многие дошедшие до нас исторические свидетельства очевидцев. Все они говорят о том, что апостол Иаков еще при жизни пользовался большим уважением не только среди простых уверовавших во Христа людей, но и среди пастырей Церкви, и даже среди иудеев. Он был первым епископом Иерусалимской Церкви – Матери всех христианских церквей. Апостол Павел, повествуя о своем посещении Иерусалима, упоминает, что «другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня», (Гал., 2:19), т.к. все апостолы проповедовали Евангелие в разных странах, апостол же Иаков нес свое служение в Иерусалиме.

В первые годы христианства литургия совершалась не по устоявшемуся образцу, а была плодом молитвенного горения предстоятеля, который по выражению святого Иустина Мученика, возносил молитвы и благодарения «так долго, как мог» и «сколько позволяло время». Благодатных сил у первохристиан было в избытке, и литургия продолжалась многие часы. Постепенно обретенный опыт – последование молитв и священных действий – закреплялся и складывался в устойчивый чин богослужения. Таким образом, сложились чинопоследования литургий, носящих имена апостолов: например, литургия апостола Иакова, апостола Марка, антиохийская литургия 12-ти апостолов и многие другие.

Литургия апостола Иакова и ныне продолжает свою церковную жизнь: вплоть до недавних времен она ежегодно совершалась в Иерусалимской и в Александрийской Церквах. Она знакома верующим Русской Зарубежной Церкви. В 1970 году служение этой литургии, благодаря усердию митрополита Никодима (Ротова), было возобновлено в стенах Ленинградской Духовной академии и совершалось на протяжении долгого времени в день памяти святого апостола Иакова.

Многое в богослужении показалось удивительным. Например, обращение диакона при произнесении ектений не к алтарю, а к молящимся; чтение книг не только Нового, но и Ветхого Завета; незнакомые молитвы, непривычное звучание известных молитв и ектений: «Гори будем иметь ум и сердца» или «Паки и паки, и непрестанно Господу помолимся».

Это богослужение, сохранившее структуру древних литургий, несколько отличается от чинопоследований поздних литургий византийского типа, к каким относятся привычные для нас литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.

В литургии апостола Иакова чтение Священного Писания совершается в центре храма. Особенным для данной литургии также является причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовыми. Такой порядок был характерен и для византийских литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоустого вплоть до VIII века.

Выразительность молитвословий литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, обращается вспять, и воззвания на литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этого богослужения, оживляет ощущение близости к ним, единства с ними в Боге: «Не яко убо мы достойни есмы поминати их блаженство, но яко предстоящих страшному и трепетному престолу Твоему молящихся о нашем окаянстве».

Подготовлено иереем Михаилом Поликаровским

Собор 12 Апостолов Христовых является древним праздником. Церковь отмечает его 13 июля. Указания на совершение этого празднования встречаются в IV веке. Святые 12 апостолов — Петр и брат его Андрей Первозванный, Иаков Зеведеев и брат его Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Фома Близнец, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда, брат Господень или Фаддей, Симон Зилот и Матфий — поминаемые в разное время года, с давних времен также чествуются Церковью в общем праздновании на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла.

Собор 12-ти Апостолов

Жития 12 Апостолов

Греческое слово «апостол» означает «посланник, слуга», то есть апостолы были посланниками, слугами Христа. Еще они назывались учениками Христовыми, потому что были ближе всех к Нему и более всех слушали Его святое учение. Спаситель избрал их на служение людям, когда Сам выступил на служение роду человеческому – за три года до Своей крестной смерти. Чтобы открыть міру Свое всемогущество Христос избрал и наделил чудесною силою почти всех апостолов из бедных, незнатных родов. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания.

Читайте также — Что бы сказали апостолы, увидев сегодняшних православных?

Имена 12 апостолов в Евангелиях перечислены в рассказе об их избрании и послании на проповедь (в Деян 1:13–26 этот список повторяется, за исключением имени Иуды Искариота, который заменяется жребием на Матфия).

Однако выделение учеников из числа постоянно окружавшего Христа народа происходило достаточно длительное время. Первыми к апостольству были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон (нареченный Петром), Филипп и Нафанаил (Ин. 1:35–49), из которых по крайней мере Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя (Ин. 1:35–40). Хотя пребывание со Христом уже пробудило в них веру в Него (Ин. 2:11), после первой встречи с Учителем они еще на некоторое время возвращаются к своим привычным делам. Продолжая заниматься рыболовством, будущие апостолы, как и прочие ученики, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь (Лк. 4:31–5:1). Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков», явился чудесный улов рыбы (Лк. 5:2–12). Они решили «оставить всё» и следовать за Учителем. Из множества учеников Господь позже пополнил число Своих первых апостолов до двенадцати, которые вплоть до ареста Христа уже не отлучались от Господа, от Которого обучались и готовились к последующему выходу на проповедь.

Окончательное избрание апостолов произошло, когда устами ап. Петра (Мф. 16:16) была исповедана их общая вера в Христа как Сына Божия. Однако и после этого Спаситель должен был укреплять их веру. В Евангелиях описаны примеры маловерия апостолов (Мф. 14:25–31; 16:8; 17:20; Мр. 4:37–40), непонимания ими слов и дел Христа (Мф. 15:15–16; 26:7-13; Лк. 9:45; 18:34; Ин. 12:16). Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве Израиля (Мр. 10:32–37), они ставят вопрос о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом (Мф. 20:20–24; Мр. 9:33; Лк. 9:46). Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют Мессию (Мф. 26:56; Ин. 16:32), а Петр трижды отрекается от Него (Мф. 26:69–75). Один из двенадцати даже стал предателем. Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневаются (Мф. 28:17), продолжают по земному понимать учение о Царствии (Деян 1:6). И эти указания Священного Писания на несовершенства и человеческую слабость даже избранных учеников Господа говорят о том, что только с Божией помощью и силою Духа Святаго человеку дано побеждать свою греховную природу и обретать истинное знание Бога.

Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную» (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа, Который «научил их всему» (Ин. 4:26). Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти. Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях.

Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых.

Выше шла речь о первых 12 апостолах, которым посвящен сегодняшний Собор 12 Апостолов. Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти» (Лк. 10:1). Причина появления этого круга избранных учеников приводится в следующем стихе: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Лк. 10:2). Церковь чествует их 4/17 января как Собор 70 апостолов.

Читайте также — Святые апостолы Петр и Павел

Еще позже, через несколько лет после Вознесения Господа, Им был призван на служение Савл, ставший апостолом Павлом. Но несмотря на столь позднее призвание и на исключительность обстоятельств, при которых он стал благовестником, апостол Павел вместе с Петром именуется Церковью как первоверховный.

Не так уж много было в первое время учеников Христовых (два «взвода» в армейском понимании), но, при помощи Божией, они своим учением победили весь мір и утвердили основанную Господом Церковь. «Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их». Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовествовали святые апостолы (а позже их преемники). Палестина, Сирия, Месопотамия, Италия, Греция, Армения, Индия, Персия, Британия, Египет, Эфиопия и многие другие страны были оглашены их учением, подкрепляемым чудесами. В этом ряду стоит и Русская земля, которую посетил и благословил апостол Андрей Первозванный, особо чтимый за это Русской Церковью. В этом можно видеть и особый Божественный знак будущего особого призвания России.

Вспоминая близость апостолов ко Господу, их великие труды и страдания во славу Божию ради нашей святой веры, многие святые последователи старались подражать им, если не в просветительской апостольской деятельности, которая не для всех была доступна, то, во всяком случае, в жертвенном служении Богу. Особо мы чтим святых, которых Церковь величает равноапостольными – в их числе св. равноапостольного Владимира, Крестителя Руси.Святой благоверный царь Константин Великий(306 — 337) построил в Царьграде храм во имя святых Двенадцати апостолов.

Иконы 12 Апостолов

Собор 12-ти Апостолов

Двенадцать апостолов (книжная миниатюра, XIII век)

Иисус Христос и 12 апостолов (фреска XII века, Каппадокия)

Фреска церкви Двенадцати Апостолов в Капернауме

Собор Двенадцати Апостолов (новгородская икона, XV век)

Собор апостолов ( Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)

Молитвы 12 Апостолам

Тропарь

глас 4

Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак апостолов

глас 2

Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.

Молитва святым апостолам

Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно. Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие! Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Проповеди о 12 Апостолах

Проповедь Патриарха в праздник Собора апостолов в храме Двенадцати апостолов Патриарших палат Московского Кремля 13 июля 2011 года.

Дни памяти: 4 января (70 ап.), 23 октября, 31 декабря
Иаков брат Господень, апостол

Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава). Это обстоятельство имеет важное значение, ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за Римским папой.

Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.

Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деян. 21, 20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X. ) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.

Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о распятом?» — «Вы спрашиваете меня об Иисусе? — громко сказал праведник. — Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», — закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь, наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания — утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, — мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.

Берег Галилейского озера во времена Христа. Только что призваны первые апостолы — Андрей и Петр. И вот Спаситель увидел других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф 4:21—22).

Два брата: Иоанн (Богослов) и Иаков. Иоанн — юноша, Иаков — человек зрелый и состоявшийся. Бросая свои сети, они следуют за Иисусом и навсегда становятся Его учениками, самыми близкими — двумя из Двенадцати.

Иисус назвал братьев «Воанергес», что в переводе с арамейского значит «Сыны грома». Вероятно, такое прозвище они получили из-за своего порывистого характера.

Было в них что-то, что позволило Христу выделить их среди других апостолов. Только этих братьев, да еще Петра, Христос делает участниками самых таинственных моментов Своего служения.

И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова (Мк 5:22) — это в рассказе о воскрешении девочки, дочери Иаира. Только этих апостолов Он делает свидетелями чуда Преображения. Их Спаситель позвал с Собой разделить молитву в Гефсиманском саду.

Преображение. Джованни Беллини, 1480-1485

Богословы много думали над тем, почему именно их? Петр, положим, — первенствующий из апостолов. Но почему — Иоанн и Иаков? По пламенности их натуры и потому, что им надлежало особым образом послужить делу проповеди христианства? Очень возможно. Во всяком случае, Иоанн и Иаков были незаурядными и решительными людьми и в своем апостольском рвении опережали других.

Однажды Христа не пустили в одно селение. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк 9:54—56). Братья не могут понять: как это можно не пустить Христа?

После Воскресения Христова они проповедуют в Иерусалиме и в Палестине. По прямому указанию Спасителя, Иоанн берет к себе в дом Божию Матерь и заботится о Ней. Имя Иакова как неутомимого миссионера и свидетеля о Христе гремит по всей Иудее. Поэтому в 44 году, желая прекратить проповедь о Воскресшем и уничтожить семена христианства, царь Ирод приказывает убить именно Иакова. В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян 12:1—2). Первый апостол — мученик Церкви, чья пролитая кровь становится свидетельством вражды зла против Церкви и Истины. Но, как спустя полтора столетия скажет Тертуллиан, «кровь мучеников — семя христианства». Вера, которая больше и прекрасней, чем жажда земной жизни, все больше и больше распространялась по земле.

Автор — редактор сайта «Азбука веры»

В продолжение темы номера «12 апостолов» читайте:

  • 4 вопроса о 12 апостолах
  • Апостол Варфоломей
  • Апостол Филипп
  • Апостол Фома, называемый Близнец
  • Апостол Матфей мытарь, он же Левий Алфеев
  • Апостол Иаков Алфеев
  • Апостол Симон Кананит
  • Апостол Иоанн Богослов
  • Апостол Фаддей, он же Иуда Иаковлев, или Леввей
  • Андрей Первозванный
  • Апостол Петр
  • Иуда — один из двенадцати

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *