Архиепископ иоанн шаховской

Архивное собрание ДРЗ постоянно пополняется. Уже сформировано около 400 архивных фондов, прошли научно-техническую обработку и открыты для исследователей более 250 архивных поступлений. Документальный массив по истории русского зарубежья включает документальные материалы российского происхождения (комплексы документов организаций и учреждений, материалы и коллекции документов частных лиц, опубликованные документы и периодические издания, относящиеся к этим фондам и коллекциям, а также уникальные и особо ценные издания) по истории Русского зарубежья, находившиеся по различным причинам за пределами Российской Федерации, а также значимые для русской культуры документы зарубежья, переданные на постоянное хранение в Дом русского зарубежья. В архивохранилищах ДРЗ сосредоточены материалы по истории литературы, философии, театра, по военной истории, мемуары русского зарубежья.

В 1975 году А.И. и Н.Д. Солженицыны начали собирать мемуары русской эмиграции. Присланные им материалы, дополненные впоследствии воспоминаниями советских и российских граждан, были объединены во Всероссийскую Мемуарную библиотеку (ВМБ), рукописный фонд которой составляет основу фонда № 1 архивного собрания ДРЗ. В настоящее время ВМБ включает в себя более 2 тыс. рукописей и ежегодно пополняется. Здесь представлены мемуары М.В. Родзянко, П.Н. Милюкова, Э.Б. Кригер-Войновского, Ю.И. Лодыженского, Ю.К. Старка, В.В. Мусина-Пушкина, А.С. Лукомского, Татищевых, А.А. и М.А. Стаховичей, А.Е. Мейендорфа, Ф.П. Рерберга и др. Часть рукописей опубликована издательствами «YMCA-PRESS» и «Русский путь» в серии «ВМБ».

Материалы по истории Первой мировой и Гражданской войн, Русской армии в изгнании и русских общественных организаций за границей содержатся в фондах архива Н.Л. Оболенского — начальника Общей канцелярии Великого князя Николая Николаевича, в объединенном архивном фонде Северо-Западной армии, в фондах ВМБ, в коллекции Н.Н. Рутыча (Рутченко), в фондах князя Гавриила Константиновича Романова, адмирала С.В. Евдокимова, генерала Н.Н. Клембовского, М.А. Деникиной-Грей, В.В. Звегинцова, Плаутиных, в семейном фонде Шатовых и др. Здесь собраны статьи, выступления, приказы, политические проекты и письма генералов А.И. Деникина, Н.Н. Юденича, П.Н. Врангеля, М.В. Родзянко; записки и письма генералов А.П. Кутепова, Е.К. Миллера, Н.Н. Головина, адмирала В.К. Пилкина, полковников П.Н. Богдановича и П.В. Колтышева, дневники и письма известного общественно-политического деятеля Н.В. Савича, его переписка с Н.И. Гучковым, А.В. Карташевым, М.М. Федоровым.

В архиве хранится множество мемуаров, принадлежащих политическим, общественным, религиозным деятелям, военачальникам и рядовым Белой армии, ученым и деятелям культуры, волею истории и судеб, оказавшихся в эмиграции, в частности, воспоминания генералов М.И. Пестржецкого, Ф.П. Рерберга, М.А. Фостикова, адмиралов В.К. Пилкина и С.В. Евдокимова, И.И. Лютера, полковника П.В. Колтышева, Г.А. Малахова, Ю.Н. Рейтлингер, С.Д. Боткина, Н. Хвоинского, В. Гусева и др. Фонды учреждений русского зарубежья представлены материалами Центрального комитета по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей («Федоровский комитет») из архива Общества охранения русских культурных ценностей, документами Российского общенационального народно-державного движения (РОНДД), Российского торгово-промышленного и финансового союза, Всероссийского национального центра (ВНЦ), архива «Белое дело», «Кавалергардской семьи», издательства «YMCA-Press» и др. В фондах архива содержатся материалы, связанные с деятельностью Союза борьбы за освобождение народов России (СБОНР), радиостанции «Свобода», Российской ассоциации преподобного Силуана Афонского, детских организаций за рубежом (скауты, «Русские соколы», «Витязи», «Восход»).

Каталожный номер: 0316

(Ф.316); 1926–1993; оп. 1, 74 ед. хр.

Архиепископ Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской; 1902, Москва — 1989, Санта-Барбара, США) — епископ Православной Церкви в Америке, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский, проповедник, богослов; поэт, прозаик, публицист; автор многих литературных и богословских трудов, бесед, проповедей, переведенных на разные языки. Стихи и художественную прозу он начал писать еще в юности и продолжал публиковать всю жизнь под литературным псевдонимом Странник. На протяжении сорока лет владыка Иоанн (Шаховской) был автором и ведущим постоянной рубрики «Беседы с русским народом» на радиостанции «Голос Америки».

Дмитрий Шаховской — представитель тульской ветви древнего рода Шаховских, учился в Императорском Александровском лицее, доброволец в Белой армии ген. А.И. Деникина. В 1920 г. эмигрировал в Константинополь, затем во Францию. Учился в Свободной школе политических наук в Париже. В 1922 г. переселился в Бельгию, где окончил историко-филологический факультет Лувенского университета (1926). В 1926 г. редактировал в Брюсселе литературный журнал «Благонамеренный». В 1926 г. в Пантелеимоновом монастыре на Афоне по благословению епископа Вениамина (Федченкова) был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь апостола Иоанна Богослова. 1 ноября того же года вернулся во Францию, где поступил в парижский Свято-Сергиевский богословский институт. В 1926 г. в Александро-Невском кафедральном соборе в Париже рукоположен митрополитом Евлогием (Георгиевским) в сан иеродиакона. В начале 1927 г. он выехал в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев к еп. Вениамину (Федченкову), 6 марта 1927 г. был рукоположен в сан иеромонаха в юрисдикции РПЦЗ, после чего состоял помощником настоятеля храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви. С 1 сентября 1927 г. настоятель Георгиевского храма и законоучитель в кадетском корпусе.

В 1930 г. отец Иоанн вернулся в Париж, где перешел в юрисдикцию Западноевропейского экзархата, возглавляемого митрополитом Евлогием (Георгиевским). С 1931 г. по 1 апреля 1932 г. первый настоятель церкви Всемилостивого Спаса в Аньере. С 1932 г. — настоятель Свято-Владимирского храма в Берлине. 18 мая 1935 г. возведен в сан игумена. С 26 мая 1936 г. благочинный приходов Экзархата митрополита Евлогия в Германии, со 2 мая 1937 г. — архимандрит. В 1937 г. был духовным руководителем добровольческой русской роты в рядах армии ген. Ф. Франко во время гражданской войны в Испании.

В 1946 г. по приглашению своего духовного сына, известного авиаконструктора и предпринимателя, изобретателя вертолетов И.И. Сикорского о. Иоанн переехал в Америку. Три года служил в Лос-Анджелесе. В 1947 г. хиротонисан во епископа Бруклинского Американской Православной Церкви. В 1947-1950 гг. ректор Св.-Владимирской семинарии, с 1950 г. — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский, с 1961 г. — архиепископ.

Умер архиепископ Иоанн (Шаховской) 30 мая 1989 г. в Санта-Барбаре (Калифорния), похоронен на сербском кладбище.

Оп. 1. — Иоанн (Шаховской), архиепископ Сан-Францисский

Рукописи архиеп. Иоанна (статьи на русском и английском языках и беседы, прочитанные на радио «Голос Америки», в переводе на английский язык);

Письма;

Материалы об архиеп. Иоанне (газетные статьи и заметки, некрологи, воспоминания);

Печатные издания (бюллетень под редакцией архиеп. Иоанна «За Церковь», журналы «The Burrswood Herald» и «The Russian Orthodox Journal» со статьями архиеп. Иоанна);

Изобразительные материалы (фотографии владыки Иоанна — бытовые, портретные, групповые — всего 26 фотографий, открытка с фотографией архиеп. Иоанна).

Передано в 2010 г. Л. С. Флам (США).

Открыт для исследователей.

(Шаховской Дмитрий Алексеевич; 23.08.1902, Москва — 30.05.1989, Санта-Барбара, шт. Калифорния, США), архиеп. Сан-Францисский и Западноамериканский Православной Церкви в Америке, духовный писатель. Происходил из древнего княжеского рода, отец был действительным статским советником. В 1912 г. поступил в Царскосельскую школу Левицкой. В 1915 г. принят в Императорский Александровский лицей, где учился до 1917 г. С лета 1918 г. находился в белых добровольческих частях, был контужен в боях под Царицыном. В 1919 г. назначен радистом на крейсер «Алмаз». Летом 1920 г., как не достигший 18-летнего возраста, переведен радистом в Русское об-во пароходства и торговли. В том же году эвакуирован в К-поль, затем выехал в Париж. Жил у родственницы, кнг. М. А. Шаховской. В 1921 г. И. поступил в парижскую Свободную школу политических наук (École Libre des Sciences Politiques). В том же году познакомился с И. А. Буниным, Б. К. Зайцевым и М. А. Алдановым. В 1922 г. стал студентом экономического фак-та Лёвенского (Лувенского) ун-та в Бельгии, но вскоре перевелся на историческое отд-ние философско-словесного фак-та. Прихожанин ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Брюсселе, настоятелем к-рой был прот. Петр Извольский.

Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Фотография. 60-е гг. ХХ в.
Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Фотография. 60-е гг. ХХ в.

По словам Д. Шаховского, «в этот последний период моей светской жизни со мной стали происходить не бывшие ранее значительные явления и пневматологические феномены, смысл и религиозную важность которых я понял только позже. Эти мистические реальные феномены были внутренним отделением меня от моего всецело отданного литературе пути». Он стал духовным сыном еп. Вениамина (Федченкова; впосл. митрополит), исполнявшего в 1925 г. обязаности преподавателя и инструктора Православного богословского института преподобного Сергия Радонежского в Париже. 5 сент. 1926 г., в день своего 24-летия, по благословению еп. Вениамина Д. Шаховской принял монашеский постриг в Русском великомученика Пантелеимона монастыре на Афоне с именем Иоанн в честь св. ап. Иоанна Богослова. В том же году, по возвращении с Афона, И. поступил в парижский Сергиевский ин-т. Здесь он познакомился с прот. Сергием Булгаковым, под руководством к-рого написал работу «Об Именах Божьих», посвященную имяславию. 2 дек. 1926 г. митр. Евлогием (Георгиевским) в парижском соборе св. блгв. Александра Невского И. был рукоположен во диакона.

В нач. 1927 г. он выехал в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия) к еп. Вениамину, назначенному Предстоятелем Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митр. Антонием (Храповицким) на должность начальника богословско-пастырских курсов и настоятеля рус. прихода в г. Бела-Црква. Некоторое время И. жил в серб. мон-ре Петковица близ г. Шабац. 6 марта рукоположен еп. Вениамином во иерея. Состоял 2-м священником храма во имя вмч. Георгия при Крымском кадетском корпусе в г. Бела-Црква. После ухода еп. Вениамина на покой в Петковицкий мон-рь И. стал с сент. 1927 г. настоятелем Георгиевского храма и законоучителем кадетского корпуса. Не одобрил решение еп. Вениамина о переходе в каноническое подчинение Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому; впосл. Патриарх Московский и всея Руси); написал письмо митр. Сергию, в к-ром защищал отмежевание от него зарубежного духовенства.

С 1928 г. И. одновременно являлся директором Православно-миссионерского изд-ва в Бела-Цркве. По воспоминаниям современников, ежедневно совершал богослужения, навещал больных и нуждающихся, которым оказывал посильную помощь. На Пасху, Рождество и Крещение беседовал с прихожанами о вере, проповедовал. Был организатором строительства и первым настоятелем рус. храма во имя св. ап. Иоанна Богослова в Бела-Цркве, преподавателем в Пастырской школе и детском приюте. В 1928 г. И. посетил Охридского еп. св. Николая (Велимировича), который стал для И. образцом «служения апостольства наших дней, пастырем, чуждым условностей, стремящимся к непосредственности веры». Дружба И. с еп. Николаем продолжалась до конца его дней.

И. пропагандировал идею «белого иночества» — тайные пострижения в монашество женщин, к-рые оставались жить в миру. Для расширения миссионерской деятельности он организовал книгоиздательство «За Церковь!», к-рое называл православно-миссионерским. В изд-ве были опубликованы избранные тексты творений св. отцов, отрывки из дневника св. прав. Иоанна Кронштадтского, детская церковная лит-ра, богослужебные книги и др. На ротаторе (механическом копировальном аппарате) И. печатал для паствы миссионерские «Белоцерковские листки». Вскоре вышел 1-й сборник его статей «Церковь и мир» (Белая Церковь, 1929), публиковавшихся ранее в выпусках одноименной рус. газеты в Белграде. И. также издал 2 выпуска газ. «Борьба за Церковь» (подзаголовок «Однодневная газета борьбы за Русское Духовное Восстановление»).

Проводившиеся И. тайные пострижения не были одобрены Архиерейским Синодом РПЦЗ. В 1931 г. митр. Антоний (Храповицкий) запретил И. печататься в парижских журналах «Путь», «Вестник Русского студенческого христианского движения», «Сергиевские листки», а также писать рецензии на книги, издававшиеся YMKA-Press. В июне 1931 г. И. перешел в юрисдикцию главы Западноевропейского Экзархата рус. приходов К-польского Патриархата митр. Евлогия (Георгиевского). Причины перехода И. изложил в брошюре «Почему я ушел из юрисдикции митр. Антония» (П., 1931). Митр. Евлогий благословил И. заниматься миссионерством на Сергиевом подворье в Париже. В кон. июля 1931 г. И. по поручению митр. Евлогия служил разъездным священником походной церкви: он ездил на автомобиле окормлять рус. общины, удаленные от храмов; стал одним из организаторов правосл. прихода в пригороде Парижа Аньере, первым настоятелем аньерской ц. во имя Всемилостивого Спаса. Первые богослужения совершались в зале музея лейб-гвардии Казачьего полка в Аньере.

В февр. 1932 г. И. был назначен благочинным рус. приходов в Германии, находившихся в юрисдикции Западноевропейского Экзархата. С 1 апр. того же года он стал настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине. В это время русская диаспора увлекалась оккультными науками, И. объяснял прихожанам несовместимость Православия с ложными учениями, прочитал цикл лекций с критикой эзотерических взглядов, веры в переселение душ, перевоплощение и др. Активно вел миссионерскую деятельность, издавал миссионерский бюллетень «За Церковь: Борьба (затем «Бюллетень борьбы») за православное духовное восстановление» (Берлин, 1932-1936), печатал проповеди, беседы, избранные тексты из творений св. отцов. и др. правосл. лит-ру. И. часто ездил с проповедями по Европе, совершал поездки с лекциями в Латвию и Эстонию. В 1935 г. возведен в сан игумена, в 1937 г.- в сан архимандрита. В 1937 г., во время гражданской войны в Испании, И. посещал с целью пастырского окормления рус. добровольцев, служивших в армии ген. Франко. С кон. 30-х гг. нем. власти негативно относились к деятельности правосл. приходов Западноевропейского Экзархата в Германии, считали их недостаточно лояльными к нацизму. И. неоднократно вызывали на допросы в гестапо. Под давлением нем. властей он был вынужден перейти в юрисдикцию Берлинского еп. Серафима (Ляде), с 1942 г. входил в состав епархиального совета Германской епархии РПЦЗ. В нач. 1941 г. И., несмотря на запрещение властей, издал в Лейпциге полный текст Библии, а также Нового Завета и Евангелия от Марка, сославшись на то, что это необходимо для богослужений.

С началом Великой Отечественной войны И. решил, что нем. оккупация СССР положит конец коммунистическому режиму, и выступил с соответствующими заявлениями, но позже он изменил т. зр. В своем приходе И. организовал общину сестер милосердия, детский приют, амбулаторию, сбор и отправку теплых вещей на оккупированные территории. Тайно от нацистских властей в Россию пересылались свечи, иконы, крестики, вино для причастия, правосл. лит-ра. По воскресеньям в Свято-Владимирском храме совершались венчания — до 25 пар и крещения — до 80 чел. за день. Также И. часто проводил отпевания умерших советских военнопленных и депортированных на работы в Германию, к-рых, как правило, хоронили в общих могилах. В 1942 г. И. посещал лагерь для военнопленных близ г. Бад-Киссингена. Вместе со свящ. Александром Киселёвым, служившим с 1941 г. с И. в Свято-Владимирской ц., он исповедовал и причащал советских военнопленных. В годы войны И. обращался к нем. лютеран. и католич. епископам с просьбой помочь в прекращении уничтожения советских военнопленных и истребления правосл. сербов в Хорватии. Был связан с герм. церковным сопротивлением, участвовал в проведении тайных христ. собраний на квартире берлинского пастора Унгнада. В нач. 1943 г. гестапо произвело обыск на квартире И., а также на книжном складе миссионерского изд-ва «За Церковь!». Вещи, книги, бумаги и письма И. были опечатаны или конфискованы. С И. взяли подписку о невыезде из Берлина, запретили посылать религ. лит-ру и вести издательскую деятельность.

В 1945 г. нек-рое время И. жил в имении герцогов Лейхтенбергских в Баварии, позже переехал во Францию. В янв. 1946 г., получив приглашение от авиаконструктора И. И. Сикорского, прибыл в США, присоединился к неканонически объявленной самоуправляющейся Православной Американской митрополии (с 1970, после дарования РПЦ автокефалии, Православная Церковь в Америке). В том же году митр. Сан-Францисским и всея Америки и Канады Феофилом (Пашковским) назначен настоятелем Свято-Богородицкого храма в Лос-Анджелесе. 11 мая 1947 г. в Нью-Йорке Архиерейским Собором Американской митрополии хиротонисан во епископа Бруклинского с назначением деканом Свято-Владимирской правосл. богословской академии в Нью-Йорке. Активно выступал за автокефальность Американской митрополии. Постановлением Свящ. Синода РПЦ от 12 дек. 1947 г. вместе с митр. Феофилом и др. епископами неканонической митрополии запрещен в священнослужении и определен быть преданным архиерейскому суду «за упорное противление призывам Матери-Церкви к общению: за вовлечение своей паствы в раскол» (ЖМП. 1948. № 1. С. 11). С 1948 г. (с 1953 еженедельно) в течение 40 лет вел пастырскую радиопередачу «Беседы с русским народом» на радиостанции «Голос Америки».

С 1950 г. епископ Сан-Францисский и Западноамериканский. Посещал русские приходы в странах Юж. Америки, заведовал заграничными делами Американской митрополии. Во время войны в Корее в июле 1953 г. совершил визит в Сеул с целью передать благословение правосл. воинам, находившимся в амер. частях в составе войск ООН, а также посетить разрушенную в ходе боев Корейскую духовную миссию. В 1961 г. И. возведен в сан архиепископа. В 1954-1968 гг. представлял Православную Американскую митрополию в Центральном комитете Всемирного Совета Церквей.

И.- автор многочисленных трудов, в к-рых тесно переплетались вопросы христ. веры, всемирной и рус. культуры, судьбы России и ее народа в ХХ в. Как духовный писатель обращался гл. обр. к жанрам апологетических бесед, адресованных широкому кругу читателей, и лит. портрету; размышлениям о выдающихся рус. писателях, о влиянии их творчества на духовную жизнь страны. Эссе, написанные И., опираются на традиции агиографии и пастырских поучений, обращенных к верующим, на авторитет Свящ. Писания, они кратки и имеют нравственно-проповедническую направленность. Цель автора — показать в действии силу заповеди: «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6. 33). Работы И. издавались на рус., англ., нем., серб., итал. и япон. языках.

Похоронен на серб. правосл. кладбище Санта-Барбары.

Арх.: РГВА. Ф. 500. Оп. 3. Д. 450, 453; Ф. 1470. Оп. 1. Д. 17.

Соч.: Собр. избр. трудов: В 5 т. Н.-Й.; П., 1965-1977; Слава Воскресения. Белая Церковь, 1928; Церковь и мир: Очерки. Белая Церковь, 1929. Таллин; Берлин, 1934; О назначении человека и о путях философа // Путь. П., 1931. № 31. С. 53-69; Почему я ушел из юрисдикции митр. Антония. П.; Нови Сад, 1931; Белое иночество. Берлин, 1932, 1937; О перевоплощении: Диалог. Брюссель, 1932; Притча о неправедном богатстве. Берлин, 1932; Благословляй Бога за все. Берлин, 1933. Калистога (Калиф.), 1971; Рождение света: (Мистическая пьеса) // За Церковь. Берлин, 1933. № 20; Возможно ли братство религий? П., 1934; Иудейство и Церковь по учению Евангелия. Берлин, 1934; Жизнь: (Созерцание). П., 1935; Разговор семи православных о Софии. Берлин, 1936; Воля Божия и воля человеческая. Берлин, 1937; О прославлении о. Иоанна Кронштадского. Берлин, 1938; Правило духа. П., 1938; Пророческий дух в рус. поэзии: Лирика Алексея К. Толстого. Берлин, 1938; Путь на север. Берлин, 1938; Размышления о религиозности Пушкина. Берлин, 1938; Философия правосл. пастырства: Путь и действие. Берлин, 1938. СПб., 1996; Испанские письма. Берлин, 1939; Семь слов о стране Гадаринской. Берлин, 1939; Толстой и Церковь. Берлин, 1939; Сирены. Брюссель, 1940; О семи горячностях духа. Мюнхен, 1946; Слово при наречении во еп. Бруклинского в Кафедральном Свято-Покровском соборе в г. Нью-Йорке 11-го мая 1947 г. New York, ; Тайна Церкви. Н.-Й., 1947; Человек и страх: Опыт пневматологич. этики. Н.-Й., ; Десять слов о вере. Буэнос-Айрес, 1950; Вера и ответственность. Н.-Й., 1954; Время веры. Н.-Й., 1954, 1988; Еще нек-рое прикосновение к ранам. Н.-Й., 1956; Русская Церковь в СССР. Н.-Й., 1956; Апокалипсис мелкого греха: . Беркли, 1957. СПб., 1997. М., 2006; Сеть: Слова первых лет пастырства. Беркли, 1957; Записи о любви к Богу и человеку. Н.-Й., 1959; Письма о вечном и временном. Н.-Й., 1960; Странствия: (Лирический дневник). Н.-Й., 1960 (псевд.: Странник); 80-летие о. Василия // ВРСХД. 1961. № 61. С. 4-5; Письма к верующим. Сан-Франциско, 1962; Лев Церковный: Памяти Л. А. Зандера // ВРСХД. 1964. № 75. С. 36-37; Листья древа: (Опыт правосл. духоведения). Н.-Й., 1964; Религия в Америке. Сан-Франциско, 1964; Книга свидетельств. Н.-Й., 1965; Книга лирики. П., 1966 (псевд.: Странник); Памяти святителя собрата // Новое рус. слово. 1966. № 19515. С. 5; Диалог с церковной Россией. П., 1967; Упразднение месяца: (Лирическая поэма). Н.-Й., 1968 (псевд.: Странник); Нескучный сад. Сан-Франциско, 1970 (псевд.: Странник); Избрание тишины. Сан-Франциско, 1971 (псевд.: Странник); Созерцания. Сан-Франциско, 1971; Московский разговор о бессмертии. Н.-Й., 1972; Избранная лирика. Стокгольм, 1974 (псевд.: Странник); Иронические письма: . П., 1975 (псевд.: Странник); К истории рус. интеллигенции: (Революция Толстого). Н.-Й., 1975. М., 2003; Биография юности: Установление единства. П., 1977; Поэма о рус. любви. П., 1977 (псевд.: Странник); Переписка с Кленовским. П., 1981; Вера и достоверность. П., 1982; Удивительная земля. , 1983; Избранное. Петрозаводск, 1992; Философия игры // Просветитель. 1995. № 2/3. С. 182-191; Беседы с рус. народом: (По мат-лам кн. «Время веры»). М., 1998; Гимн малому добру // АиО. 1999. № 2(20). С. 300-303; Избранное: В 2 т. Н. Новг., 1999; О тайне человеческой жизни. М., 1999; Записи голоса чистого: Как жить по Евангелию. СПб., 2002; Установление единства: . М., 2006.

Лит.: Бердяев Н. А. О гордости смиренных: Ответ иером. Иоанну // Путь. 1931. № 31. С. 70-75; Назначение архим. Иоанна Шаховского в Лос-Анджелес // Новая заря. 1946. 16 апр.; Зеньковский В. В. Рецензия на кн. «Записки о любви к Богу и человеку» // ВРСХД. 1959. № 53; Чиннов И. Памяти архипастыря и поэта: (Об архиеп. Иоанне Шаховском) // Новый журнал. 1989. № 176. С. 286-293; Переписка между архиеп. И. (Шаховским) и о. А. Менем (1979-1980) // Вестн. РХД. 1990. № 160. С. 285-292; Линник Ю. В. Философ будущего: Архиеп. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) // Иоанн Сан-Францисский, архиеп. Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 5-11; Архиеп. Иоанн Сан-Францисский (1902-1989) // Север. 1991. № 10. С. 131-143; Сапов В. В. Шаховской Дмитрий Алексеевич // Лит. энциклопедия Рус. Зарубежья, 1918-1940: Писатели Рус. Зарубежья. М., 1997. С. 447-449; Архиеп. Иоанн (Шаховской) и его корреспонденты: (Мат-лы к биогр. архиеп. Иоанна) // ЦИВ. 1998. № 1. С. 64-92; Александров Е. А. Иоанн (Шаховской), архиеп. // Рус. американец: Обзорный вып. 2000. № 22. С. 77-78; Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Правосл. Церковь. М., 2002. Passim; Езова Л. Д. Кн. Дмитрий Шаховской, архиеп. Иоанн Сан-Францисский // Россия и современный мир. 2003. № 4(41). С. 196-206; Харченко Н. П. Архиеп. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской): О вечных духовных ценностях и антиценностях, отраженных в понятиях, образах и дефинициях // Рос. соотечественники в азиатско-тихоокеанском регионе: Перспективы сотрудничества. Владивосток, 2003. С. 267-274; Дарьялова Л. Н. Архиеп. Иоанн Сан-Францисский: «Слово пастыря» и портреты-жития // Кирилл и Мефодий: Духовное наследие. Калининград, 2005. С. 143-161; Нивьер А. Правосл. священнослужители, богословы и церк. деятели рус. эмиграции в Зап. и Центр. Европе, 1920-1995: Биогр. справ. М.; П., 2007. С. 231-233.

К. В. Бирюкова

«Уходят люди. Каждому черёд…»

https://cdn.radiovera.ru/wp-content/uploads/2017/12/Stihi-Uhodyat-lyudi_-Kazhdomu-chered—.mp3

Уходят люди. Каждому черёд.
Вся наша жизнь в простом вопросе этом:
Кого Господь к ответу позовёт,
Кого утешит Сам Своим ответом.

Не могут уберечься берега
От волн, стремящихся к покою.
Так наша жизнь течёт к Его рукам,
Благословенная Его рукою.

«Земля»

https://cdn.radiovera.ru/wp-content/uploads/2017/08/Stihi-Zemlya.mp3

Шар такой чудесной выточки,
А висит на чём – не знаю.
Может, он висит на ниточке
Меж несчастием и раем,
Между слабостью и силою,
И висеть до срока надо, –
Полюбите эту милую
Землю, пахнущую садом.

«Здравствуй старость, утро жизни новой…»

https://cdn.radiovera.ru/wp-content/uploads/2017/08/Stihi-Zdravstvuy-starost_-utro-zhizni-novoy—.mp3

Здравствуй старость, утро жизни новой,
Запах зимней зелени еловой.
Здравствуй старость, малое оконце,
Где сияет жизни вечной солнце.
Здравствуй, старость – снег, летящий к раю.
Я тебя уже люблю и знаю…

«Мы ходим средь ужасной высоты…»

https://cdn.radiovera.ru/wp-content/uploads/2017/08/Stihi-Myi-hodim-sred-uzhasnoy-vyisotyi—.mp3

…Мы не увидим дома своего,
Не отдохнём ни на мгновенье.
Мы призваны пройти среди всего,
Соединив любовью мир творенья…

И только после, в наш последний час,
Когда сойдёт благоволенье,
Мы вдруг увидим, что… любили нас.
И вдруг услышим ангельское пенье.

«Сад»

https://cdn.radiovera.ru/wp-content/uploads/2017/08/Stihi-Sad.mp3

Рыба смотрит из пруда
На кусты сирени,
Но мешает ей вода
Видеть их цветенье.
Так и души: каждый день
Из своей ограды
Видят в мире только тень,
Только отсвет Сада.

«Жизни сладостные тайны…»

https://cdn.radiovera.ru/wp-content/uploads/2017/01/Stihi-ZHizni-sladostnyie-taynyi—_-1.mp3

Жизни сладостные тайны
Обнимают все творенье.
Этот мир – стихотворенье
Об одной любви бескрайней.

Но так часто мы бываем
В этом мире не такими.
Я слезами обливаюсь
Над объятьями людскими.

Баллада о крохах
«И псы едят крохи, которые падают со стола”. (Мф. 15, 27)

Крошку белую со стола
Мне сама любовь принесла.
Я хожу под столом вокруг,
Нет ни слов у меня, ни рук.
За столом сидят господа,
Перед ними большая еда.
А я под столом все хожу,
Крошку малую нахожу.
Есть у пса своя благодать
Крошки малые собирать!
Я лишь пес, но я пес с душой,
Мне не нужно крошки большой,
Мне не нужно больших наград,
Жизнь идет светлей, веселей,
Каждой крошке своей я рад.
И над всею жизнью моей
Крошки неба летят, летят.

Ожидание

Все мы в мире идем
Незаметной своей дорогой.
И какой-то мы радости ждем
От людей и от Бога —
Отовсюду хороших вестей
И удобных по всюду путей.
Ждем особых земных часов
Без тревог и забот о хлебе,
Ждем прозрачных своих вечеров
И закатов на новом небе.
Ждем любви неизбывной — во всем, —
Не умеем и жить иначе.
С ожиданьем любовь несем,
Без нее умираем и плачем…
И когда посетит нас Бог
И откроет свою дорогу, —
Все мы знаем, что путь не далек,
И осталось нам ждать не много.

Обреченный город

Сквозь усталость и жалость,
Вижу свет неживой,
И так мало осталось
Тихих звезд надо мной.
И все тот же поток
Через улицу переходящих,
Друг на друга совсем не глядящих
Усталых людей и строк.

Иночество

Ничего я больше не хочу, —
Только дай мне, Господи, свечу,
Этот малый, тихий огонек,
Чтоб его до смерти я берег.
А когда, средь раннего утра,
Мне в Твой Дом идти придет пора,
В тишине Своей, не пред людьми,
Сам из рук моих свечу возьми.

Другу во Христе

Мы с тобою мало говорили,
Мы почти с тобою не встречались.
Но под этим небом жили,
Никогда не расставаясь.
Разлучало нас, как будто время,
Разделяло нас жилище.
Но одно мы в мир бросали семя,
И одну вкушали пищу.
Жизнь идет в своем веленьи строгом,
В сладостном своем труде-покое —
Нас ведет к любви одна дорога,
Только ангелов крылатых двое.

* * *

Мир лежит, как далекий дым,
И дорога уже одна —
Ничего не считать своим,
Эта радость тебе дана.
Подчинись же ты ей навек,
Этой новой своей судьбе, —
Все, чем может быть человек,
Отдано навеки тебе.

Крестная стихира

В небесную не вознесенный твердь,
Но чуть поднявшийся над прахом,
Христову жизнь, Христову смерть
Пою с веселием и страхом!
Земля неплодна и суха,
Но пенье в Божьем винограде:
Страшась, поем — из-за греха,
И веселясь — спасенья ради.

Белое иночество

Всю душу предать Господу,
В молчании пламенея строгом.
И, идя по полю или по городу,
Молиться — говорить с Богом.
Любить равно святого и грешного,
Смотреть на людей взором открытым.
Не иметь плача неутешного,
Не иметь трапезы сытой.
О грядущем никогда не ведать.
Смеяться тихо и не много.
Поминать молитвою соседа
За трапезой, в храме, на дорогах.
Ничего не считать неважным,
Всякое сердце стеречь от гнева.
И, бросая слово своего сева,
Затаить дыхание над каждым.
Перед Господом молитвы и пенье
Да будут речью совсем простою.
Лучше с любовию малое моленье,
Чем великое с тяготою.
Труд земной возможен без раздела.
Пусть тогда в нем одном вниманье.
Послушание и земному делу —
Перед Господом послушанье.
Лишь бы сердце о земном не пело,
Но несло бы Богу все мгновенья.
И вокруг него все было бело
От цветов благодаренья.

Жалость и нежность

Острая нежность и острая жалость
Рядом вошли в мой дом.
Жалость и нежность, нежность и жалость
Ходят всегда вдвоем.
Ни оправдать, ни понять другого
Люди не могут еще.
Только жалеют. И нежное слово
Другу кладут на плечо.
Жалость и нежность сплелись, как умели.
Нежность глядит вперед,
Жалость все делает в мире белым,
С жалостью нежность идет.

Молитва о молитве

Молитву, Боже, подай всем людям.
Мы так немудры, а — всех мы судим.
В нас нет молитвы и нет виденья,
Нет удивленья и нет прощенья.
Нас неба мудрость найти не может,
И наша скудость нас мучит, Боже.
Дай из пустыни нам выйти ныне,
Мы алчем, жаждем в своей пустыне.
Мы дышим кровью и рабским потом,
А смерть за каждым, за поворотом.
Любовь и веру подай всем людям,
В нас нету меры, но мы не будем
Ни жизни сором, ни злом столетий —
Прости нас, Боже, Твои мы дети!

* * *

Мы ходим средь ужасной высоты,
Залито небо красной кровью.
И — всюду пропасти… И всюду есть мосты,
Соединяющие все любовью.
Мы не увидим дома своего,
Не отдохнем ни на мгновенье.
Мы призваны пройти среди всего,
Соединив любовью мир творенья.
Среди людей, средь глада и меча,
Должны пройти мы жизнью верной,
Не опустив усталого плеча,
Неся свой крест любви безмерной…
И только после, в наш последний час,
Когда сойдет благоволенье,
Мы вдруг увидим, что… любили нас.
И вдруг услышим ангельское пенье.

* * *

Стрела стремиться пасть на землю,
Ладья — уйти в свои моря;
И море новый плеск подъемлет,
Целуя берег и бия.
Все устремленней, все теснее,
Творя созвучий новых ряд,
Предметы сблизиться хотят,
Подняться к небу не умея.

* * *

Начинаю все с тишины,
Где молитвы разрешены,
Но слова еще не слышны.
Начинаю едва-едва,
Говорю простые слова.
Тишина напрягает лук,
И стрела вылетает вдруг.

* * *

Кто истинно в Бога верит,
Сердце того в раю.
Он жизнь Христовой мерит
Бедную жизнь свою.
Терпка дорога земная,
И нет иного пути,
Как только к двери рая
Сердце свое нести.

* * *

Мы безумно молимся подчас
И хотим того, чего нельзя нам.
И душа идет у нас туманом,
Вера есть, а света нет у нас.
Ночь цветет последними огнями.
Утаясь меж бдением и сном.
Подари нам, Боже, это пламя,
Огненный язык в саду ночном.

Щенки

Щенки слепые ползают в корзине,
Им хочется куда-то уползти.
Но так темно значение уйти;
И жалко ползают они доныне,
Корзины малой нет уже давно,
А есть большое в целый мир окно.

Баллада о трудности дружбы

В счастье друзей не надо,
В счастье мы сами — счастье.
В боли надо участье
Мужа, друга и сада.
Все это очень ясно,
Вывод отсюда скромный:
Другу нужен бездомный,
Друга ищет несчастный.
Ну а все-таки, если
Мы гуляем свободно,
Не катаемся в кресле
И совсем не голодны,
Землю имеем, службу,
Даже поем в эфире, —
Как же найти нам дружбу
Настоящую в мире?

Взаимозависимость

Все Архипы и Онисимы
Друг от друга зависимы!
И Фаддеи и Иваны
Помогать друг другу званы,
Чтобы сделались хитры
Еремеи и Петры.
Кто ударит в бок Семена,
Тот поранит Агафона.
Кто Андрея не почтит,
Ерофею досадит.
Человечества сыны
В тесный круг заключены —
Мудрецам на поученье,
А глупцам на разоренье.

Благословение счастья

Правой рукой крещу левую,
Левой — благословляю правую.
Расцвети земля силой хлебною,
Не отравами, а травами.
Открывайся счастье не мерою,
Вечностью, не забавою, —
Я крещу тебя, счастье, верою,
Левой рукою и правою.

В гостях у Иова

Эти маски, эти роли
Так препятствуют блаженству!
Тело нам дано для боли,
Как душа для совершенства.
Иов старый мыслил быстро
И имел большое знанье:
«Мы приходим не страданье,
Чтоб стремиться вверх, как искры”.

Утренние звезды

Белеют звезды над моим окном
И умирают легким, звездным сном,
В луче рассветном, солнечном цветеньи,
Холодной синевы прикосновеньи.
Кленовый лист несет земле свой тлен,
И трещина идет средь старых стен,
Несовершенств печальная забота,
И плачет, и поет над миром кто-то.

У порога

У порога рая
мы лежим умирая
Горюем, сердимся,
Что с раем не встретимся,
Что жизнь у нас другая
И нету рая.
А рай совсем у порога,
Только ступить немного.

Лотова жена

Душа подобна Лотовой жене,
Не остается долго в вышине.
Оглядываясь на Содом,
Отыскивает там свой дом,
И, каменея, смотрит в ту юдоль,
Где смерть свою оставила и боль.

Тихость

Обиженные тишиной стоят леса,
В каких-то ветках дальних скрылись птицы,
Коричневатая и желтая оса
На стебельке упрямом копошится,
И в неподвижном полумраке хвой
Земля пьянится тихостью земной.

Баллада о пересадке сердца

Я малое сердце отдал,
Его мне вырезал Врач,
И стало оно навсегда
Началом больших отдач.
Оживился сердцем другой,
А после него — еще
Всаживал Врач быстрой рукой
Сердце в живое плечо.
И сердце пошло кочевать
В безмерности без потерь.
Как любовь, как сестра и мать,
Открытая в небо дверь.
А я невредимо хожу,
Стряхнувший сердце, как прах.
Отдавайте сердце ножу,
Отдавайте Врачу сердца!
Его и свое острие,
Врачу отточил я сам,
Чтоб вырезал сердце мое
И дал неживым сердцам.
Человек, над сердцем не плачь,
Земных врачей не тревожь,
Есть для всякого сердца Врач
И молний чудесных нож.

* * *

Уступчивость и непреклонность,
Как две сестры передо мной идут.
Я вижу, как они меня зовут,
Одна — своей улыбкой сонной,
Другая — не давая отдохнуть,
Все к новым звездам открывая путь.
Нежны глаза одной, другой — строги,
Мне эти сестры равно дороги,
Мне вожделенны эти два огня,
Что звезд сильнее и мудрей меня.

Укрощение величия

Человек на свет родился
Музыкантом и поэтом.
Ростом он остановился,
Милосердье вижу в этом.
Знают меру все таланты,
Мед они едят с акридом;
Утомляют нас гиганты
Разных светлостей и видов.

Последний шум

Тихо мы живем и умираем,
Голову на левый бок склоня,
Словно сердце задышало раем,
Шумами последними звеня.
В наше сердце эта жизнь приходит
Поцелуем ангела в тиши.
Отойди душа от всех бесплодий,
Воздухом бессмертности дыши.

Чистый воздух

Гуляешь своей дорогой,
Счастьем идешь опять,
Хочется небо потрогать,
Погладить, поцеловать.
Изменяйся доброе небо,
Синей, бледней, голубей,
От земли непутевой требуй
Ласточек и голубей.

Василек

Стучится кровь к сердцам ленивым,
Летит земля сквозь тьму орбит,
А василек на белых нивах
О небе с нами говорит.
И открывая нам несмело
Дорогу к радостным слезам,
Он прячет худенькое тело
И васильковые глаза.

Смерть короля

Умирал старый король,
Тронный был заперт зал.
Короля обступила боль,
Король, как мертвый, лежал.
Было трудно жить королю;
Трудно и умирать —
Неудобной была кровать,
И никто не шептал: люблю.
А шептались только врачи,
Как бы сон короля продлить,
Но продлить его не могли
И умер король в ночи.
А дело было не в том…
В мир приходила заря,
И всем открылось потом —
Умер король не зря.
Он умер для всех стихий,
Стал выше горных снегов,
И время слагало стихи
Добрые про него.
Он стал большим королем,
Стал он большим, чем был.
А ветер плакал о нем,
И дождь над могилой лил.

* * *

Синие цветы на горе

Отсвет неба в свете синем,
В лепестках неосторожных.
Скоро этот мир покинем,
Где беседа невозможна.
Только сердцем, еле-еле,
Узнавать мы сердце в силах,
А слова давно истлели
В затерявшихся могилах.

* * *

Последних птиц медлительная стая
Замешкалась в оставленном лесу.
Холодный день, как ясень, умирает,
С собой уносит позднюю красу.
Недогоревшими ее огнями
Еще живет лесная глубина,
Но ветер слёз — в моей оконной раме,
И небом слёз моя земля полна.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *