Архиерейская служба ноты

Устав всенощного бдения для хора:
На встрече по возгласе протодиакона: “Премудрость”, хор поет:
1. “От восток солнца до запад…” (Пс. 112:3-2);
2. Сразу за этим хор поет тропарь праздника (или храма, если праздника большого нет). Скорость пения такова, чтобы Архиерей успел дать всем священникам Крест для целования, приложиться к праздничному образу и взойти на амвон. Если в храме имеется какая-либо чтимая святыня и предполагается, что архиерей будет к ней прикладываться, в этот момент поется тропарь данному святому, чьи святые мощи (или чтимый образ и т.д.) находится в храме.
Можно тропарь повторить два раза.
3. Когда Архиерей взойдет на амвон, развернется и начнет благословлять народ, то хор поет: “Тон Дэспотин”.
4. По возгласе протодиакона: “Восстаните”, хор поет: “Преосвященнейший (или Высокопреосвященнейший) Владыко, благослови”.
Такой же ответ хор поет в конце утрени и 1-го часа.
Далее вся Всенощная идет обычным чином.
После отпуста утрени поется: “Ис полла” (краткое), далее поется многолетие: “Великого Господина…” и еще раз: “Ис полла” (краткое).
Если окончание утрени совершал не Архиерей, а священник, то хор поет: “Великого Господина…” и “Ис полла…” (краткое).
По отпусте 1 часа и возможном слове Архиерея и других лиц хор поет:
– тропарь или величание праздника (не спеша);
– “Утверждение на тя надеющихся…”;
– “Ис полла” большое (как после трио на Литургии).
Устав Божественной литургии для хора:
Протодиакон: “Премудрость”. Хор: “От восток солнца до запад…” (Пс 112:3-2) (от Пасхи до Отдания – “Христос Воскресе”) и далее сразу без перерыва начинает пение: “Достойно есть” (или в двунадесятые праздники, их попраздненства и в Преполовение – задостойник). Петь “Достойно” надо медленно, так, чтобы Архиерей успел полностью совершить входные молитвы.
Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам Спасителя и Богоматери, читает перед Царскими вратами молитву и одевает клобук. К этому моменту пение “Достойно” надо закончить.
Архиерей поворачивается, испрашивает у всех прощения и благословляет народ на три стороны. Хор поет: “Тон дэспотин кэ архиэрэа имон Кирие филаттэ. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота” (Господина нашего и Архиерея, Господи, сохрани на многая лета). После этого песнопения сразу поется ирмос 5-й песни канона недели Ваий: “На гору Сион…”. По Уставу его надо петь только на Патриаршем богослужении, но по современной практике его поют и на любом архиерейском богослужении.
Архиерей снимает с себя клобук, мантию, панагию, четки и рясу. Первая пара диаконов берет благословение на кадило, и протодиакон возглашает: “Да возрадуется…”. Хор начинает петь: “Да возрадуется…”, глас 7. Пение должно закончиться к моменту, когда Архиерей начнет одевать на себя митру.
Ориентир для регента. Порядок облачения Архиерея таков: подсаккосник, епитрахиль, пояс, палица, поручи, саккос, омофор, крест, панагия, (еще подается гребень для волос), митра.
Протодиакон: “Тако да просветится… И во веки веков. Аминь”. Трио поет: “Тон Дэспотин”. Весь хор поет: “Ис полла эти дэспота” три раза. Далее до малого входа Литургия идет обычным чином.
Малый вход: по возгласе протодиакона: “Премудрость, прости” духовенство поет “Приидите, поклонимся”. По практике служения митрополита Ювеналия, духовенство допевает это песнопение до конца. Хор сразу после духовенства поет: “Спаси ны Сыне Божий…” тем же напевом (греческим). После хора духовенство повторяет: “Спаси ны…”. После духовенства трио из состава певчих хора или иподиаконов (кому петь, нужно договориться до начала службы) начинает петь: “Ис полла эти дэспота”. Закончить пение надо в тот момент, когда Архиерей начнет кадить клиросы и народ. Весь хор отвечает Архиерею на каждение пением так называемого большого “Ис полла”. Если на Литургии поет два хора, то отвечает сначала правый хор, а потом левый. После хора большое “Ис полла” поет духовенство. Далее хор поет тропари и кондаки по Уставу (регент до службы должен согласовать с настоятелем и с архиерейским протодиаконом количество и порядок пения тропарей и кондаков). Последний кондак на “И ныне”, по традиции, поет духовенство в алтаре.
Порядок пения Трисвятого: мелодия Трисвятой песни может быть или “Болгарского напева”, или “Агиос…” напева Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры по изложению архимандрита Матфея (Мормыля), или “Архиерейская”. Любая другая музыка должна быть согласована с регентом, управляющим пением духовенства в алтаре.
1-раз поет хор, 2-раз поет духовенство, 3-раз поет хор. В некоторых пособиях для регентов можно встретить указание, что 3-раз Трисвятое надо петь на одной ноте. Это нецелесообразно по той причине, что Архиерею надо за время третьего пения успеть принять у священника крест, поклониться духовенству, повернуться и выйти из алтаря на амвон. Поэтому лучше петь тем же напевом, что и в первые два раза.
Архиерей: “Призри с небесе…” и осеняет всех на четыре стороны с чтением Трисвятого. 4-й раз Трисвятое поет трио. Петь надо так, чтобы на каждое из трех осенений было пропето по одному “Святый…”, а на осенение Алтаря пришлись слова: “помилуй нас”. Музыка пения трио может быть отличной от основной мелодии. 5-й раз поет хор, как и в третий раз, обычным напевом. 6-й раз поет духовенство. “Слава, И ныне” и “Святый Бессмертный” поет хор. 7-й раз поет хор.
После прочтения Евангелия “Слава Тебе…” петь надо несколько медленнее, чтобы протодиакон успел с кафедры принести Евангелие к Архиерею, стоящему на амвоне. После “Слава Тебе…” в ответ на благословение Архиереем народа хор поет краткое “Ис полла”.
На Сугубой ектении после поминовения диаконом служащего Архиерея духовенство в алтаре троекратно поет: “Господи, помилуй”. Сразу после них “Господи, помилуй” трижды поет хор (если возможно, то тем же киевским распевом).
Великий вход. Существует мнение, что великий вход на архиерейском богослужении занимает значительно больше времени, чем на иерейском. Это верно лишь отчасти. Некоторые Архиереи долго совершают поминовение на проскомидии, некоторые нет. Регенту лучше еще до начала службы выяснить этот вопрос у членов архиерейской свиты.
Особенностей для хора на великом входе две. Первая состоит в том, что “Аминь” после Херувимской песни поется дважды: в первый раз после поминовения Архиереем Патриарха и сослужащих епископов (петь надо на одной ноте), и во второй раз после “вас и всех…” – по нотам. После окончания пения: “Яко да Царя” сразу в ответ на осенение Архиереем народа хор отвечает кратким “Ис полла”.
Если предполагается иерейская хиротония, то вышеуказанное краткое “Ис полла” отменяется и переносится на конец хиротонии (после возложения на ставленника священных одежд с пением: “Аксиос”).
Пение во время чинов иерейской и диаконской хиротоний:
Для хора чины этих хиротоний по структуре одинаковы. Разница заключается лишь во времени совершения Таинства. Иерейская хиротония совершается после великого входа, а диаконская после Евхаристического канона, после возгласа: “И да будут милости…”.
После возгласа: “Повели, Высокопреосвященнейший Владыко” духовенство поет тропари: “Святии мученицы”, “Слава Тебе, Христе Боже”, “Исаие ликуй”. Каждый тропарь, после пения его духовенством, пропевает хор (в той же тональности). После пения духовенством троекратного “Господи, помилуй”, хор поет: “Кирие элейсон” три раза. На каждый возглас Архиерея: “Аксиос”, это же слово троекратно поет духовенство, а затем, в той же тональности – хор. После окончания Таинства Хиротонии Архиерей осеняет народ трикирием и дикирием. Хор поет: “Ис полла…” (краткое).
После пения на Евхаристическом каноне: “Достойно есть”, протодиакон возглашает: “И всех, и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”
Архиерей: “В первых помяни, Господи…”. 1-й священник (сразу, без перерыва на пение): “В первых помяни, Господи…”. Протодиакон (также сразу) читает длинное прошение: “Господина … приносящаго … и о всех, и за вся”. Хор поет: “И о всех, и за вся”.
Если предполагается диаконская хиротония, то после последнего “Аксиос” хор отвечает на благословение Архиерея коротким: “Ис полла”.
Время причастия священнослужителей заполняется или проповедью священника, или пением хора, можно с народом.
После причастия мирян Архиерей: “Спаси Боже…”. Хор: “Ис полла”(короткое) и далее: “Видехом свет…”.
После отпуста, совершенного Архиереем, хор поет короткое “Ис полла”, потом: “Великого Господина… (с поминовением Патриарха, правящего и служащего Архиереев)” и далее: “Ис полла” (короткое).
Если после Литургии предполагается крестный ход, то хору лучше во время причастия мирян перейти на середину храма, чтобы не получилось ситуации, что духовенство вышло на крестный ход, а хор, оттесненный народом, остался в храме. Если народу в храме мало, то это указание можно не выполнять.

Церковная жизнь каждого православного христианина состоит из череды богослужений. Мы ходим на вечерние службы, литургии, молебны. Но эти службы могут существенно отличаться в зависимости от того, кто их проводит.

Зачастую новоначальному христианину сложно понять, что богослужение какое-то особенное. Для того, чтобы видеть разницу в происходящем, нужно стараться как можно чаще бывать в храме. Сегодня рассмотрим особенности службы, которую ведет архиерей.

Чем архиерейская служба отличается от обычной

Для большинства простых прихожан, которые не очень сильны в богослужебных тонкостях, архиерейская служба будет отличаться только лишь длительностью и громкостью пения. К сожалению, даже смысл привычной многим литургии понимают не все.

Архиерейское служение в храме Илии Пророка, Москва

Что же говорит об архиерейском служении, на которое попасть можно не так уж и часто, особенно прихожанам отдаленных храмов, небольших церквей? Тем временем, такое богослужение наполнено глубоким смыслом и символизмом.

Кто вообще такие архиереи в современной Церкви? Можно сказать, что это люди, которые по цепочке переняли благодать Божью и священнический сан от самих апостолов. В древности апостолы проповедовали Слово Божие во время своих путешествий по разным землям, а епископы же имели постоянное место служения.

Дальнейшая же иерархия в нашей Церкви начала образовываться тогда, когда приходы расширялись и возможностей одного епископа становилось недостаточно. Тогда стали появляться более низкие иерархические чины, служение которых благословлялось уже епископами.

Итак, зайдя в храм, как же можно определить, что вы попали на архиерейскую службу? Рассмотрим некоторые отличительные моменты.

Переоблачение

Традиционно приехавшего на службу архиерея торжественно встречают в притворе, а далее облачают в центре храма. При этом во время одевания каждого элемента священнической одежды поются специальные молитвы.

Одним из элементов такой одежды является так называемый саккос — аналог фелони у священников. По форме саккос похож на тунику, которая не сшивается по бокам, имеет вырез для головы и небольшие широкие рукава.

Переоблачение священнослужителя

В нашей Церкви саккос известен примерно с 15 века, он символично связан с ризой Христа, с великим смирением. Когда архиерей облачается посреди храма в саккос — это момент воспоминания страданий Господа. Помогают совершить это переодевание иподиаконы.

Орлецы

Отличить необычную службу можно по специальным круглым коврикам на полу храма. Они носят необычное название «орлецы», поскольку на них изображается орел. Традиция их использования относит нас к далекому 13 веку. Изначально орлец был почетным даром византийского императора патриархам.

На орлеце символично изображается город и парящий над ним орел. Становясь на это изображение, епископ как бы принимает высочайшую ответственность своего сана. Он должен так же стремиться от низшего к высшему, духовному, как орел взлетает ввысь. Кроме того, орел часто используется как символ высшей твари, небесных чинов.

Особенные свечи

Торжественным и очень красивым является епископское благословение, ниспосылаемое на всех присутствующих в храме. Для этого архиерей использует специальные свечи в подсвечнике — дикирий или трикирий. На дикирии укрепляется сразу две больших свечи, а на трикирии — три.

Благословение свечами дарует всем присутствующим особую благодать

Две свечи знаменуют собой двойственную природу Господа — Божественную и человеческую одновременно. Три свечи символизируют Святую Троицу и исходящий от Нее нетварный свет благодати. Благословение такими свечами дарует всем присутствующим особую благодать, если люди искренне стремятся жить христианской жизнью.

Омовение рук

Интересный момент можно увидеть во время чтения ектеньи на архиерейской служе — мытье рук епископом. Эта древняя традиция сохранилась еще с 5 века, когда все участники богослужения мыли руки перед тем, как готовить Святое Причастие — Тело и Кровь Христовы. Тогда подобное омовение носило исключительно практический и гигиенический характе.

В современной Церкви перенесение будущих Тела и Крови Христовых отображается во время Великого Входа. Традиция омовения рук сохранилась только на архиерейском служении, в качестве воспоминания о древней практике богослужений. Несмотря на то, что практической цели такое омовение не несет, подобные традиции подчеркивают связь веков, единство современной и древней Церкви во Христе.

Место для сидения

Когда в алтаре совершается проскомидия, епископ в это время восседает посреди храма на специальном архиерейском амвоне. Раньше такие возвышения были практически повсеместной практикой, не связанной с архиерейской службой.

Архиерейский амвон (седалище)

С таких амвонов читали Священное Писание, произносились просительные ектении, пелись особые торжественны песнопения. Сейчас такие амвоны в каждом храме не стоят, а их можно увидеть лишь там, где епископы служат постоянно.

Чтение Символа Веры

Именно на архиерейском богослужении есть место, когда епископ преклоняет голову подле престола, а остальные присутствующие священники как бы веют воздухом над священной утварью, стоящей на престоле. Один из священнослужителей в это время читает Символ Веры. При этом практически все богослужение подле Врат стоит служитель, который держит жезл архиерея — древний символ высшей церковной власти.

Омофор

Один из особенных элементов архиерейского облачения является омофор — широкая лента, которая спускается на грудь и на спину епископа.

Интересно! Эта лента характеризует те дарования Божественной благодати, которые епископ получает вместе со своим рукоположением и должен пронести через всю жизнь.

Также епископ с надетым омофором символизирует Пастыря Доброго, который на своих плечах должен вынести каждую пропащую овцу. Также и епископ или любой другой служитель Церкви должен заботится о каждом человеке.

Специальные опахала

Во время чтения Священного Писания с архиерейского амвона, над ним стоят помощники (иподиаконы), которые держат специальные веера. Они носят название рипиды. Об их использовании есть указание в Апостольских постановлениях, где говорится, что служители должны держать веера из тонкой кожи, перьев или другого материала, и отгонять насекомых.

Рипиды символизируют крылья херувимов и серафимов

Возможно, такая традиция идет еще со времен, когда на древних алтарях закалали жертвенных животных. В условиях восточной жары вокруг жертвенников очень быстро собирались полчища насекомых. В современной Церкви рипиды символизируют крылья херувимов и серафимов, которые находятся на каждом богослужении в храме.

Полнота богослужения

Множество моментов церковного богослужения совершенно невозможны без участия архиерея. К ним относится:

  • освящение мира, необходимого для Таинства Миропомазания;
  • антиминс, который используется для проведения Евхаристии, также освящается исключительно архиереем;
  • рукоположение во священники совершает архиерей во время служения Литургии.

Можно сказать, что архиерей имеет право и благодать совершать все Церковные Таинства, и это право унаследовано от самих святых апостолов. Конечно же, служба, которую ведет епископ, будет отличаться особой торжественностью и величием. Стоит немного разобраться в сути происходящего в храме, и тогда каждая служба будет восприниматься нами как реальное соприкосновение с Богом.

Праздничная архиерейская литургия

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *