Архиерейские службы в Москве

27 сентября 2018 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в Москве прошли архиерейские богослужения.

***

Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили архимандрит Дамиан (Цветкович) (Сербская Православная Церковь), клирики храма, учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в священном сане.

На богослужении присутствовали участники Международной конференции «Евангелие от Матфея: исторический и теологический контекст», которая открылась 24 сентября в актовом зале ОЦАД. Конференция проводится ОЦАД совместно с международным Обществом новозаветных исследований (Studiorum Novi Testamenti Societas), а также Высшей школой экономики (ВШЭ).

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения было совершено поклонение Кресту Христову.

Затем владыка обратился к молившимся в храме с проповедью:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Сегодня мы слышали евангельский рассказ о том, как был распят на кресте Господь наш Иисус Христос. Каждый раз, когда мы слышим эту историю, как она изложена евангелистом Иоанном, наш ум переносится в Иерусалим, в ту эпоху, когда жил, проповедовал и был предан на распятие Сын Божий. И всякий раз мы спрашиваем себя: почему эта история для нас так важна и что значит для нас крест Господень?

Святая Церковь учит, что крест Господень — это источник нашего спасения. Неслучайно крест Господень изображен в наших храмах. Мы поклоняемся кресту и лобызаем его. Неслучайно на себе мы носим крест, ибо знаем, что крест обладает чудотворной силой, он способен прогонять демонов, защищать нас от всякого зла и укреплять на христианском пути.

Но сила, присущая кресту Господню, — не какая-то магическая сила, ведь крест — это не амулет, не какой-то предмет, который мы носим на себе, дабы защититься от бесовских козней. Крест — это прежде всего символ нашего спасения. И сила, которую источает крест, — сила Самого Господа Иисуса Христа, распятого на кресте. Господь оставил нам крест для того, чтобы через него, во-первых, напоминать нам о Своей искупительной смерти, а, во-вторых, давать нам силы на несение нашего креста. Ибо мы помним слова Спасителя: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10.38).

Наш крест никогда не будет таким же тяжелым и страшным, каким был крест Господа Иисуса Христа. Тем не менее Бог всегда помогает нам нести наш крест и всегда облегчает наши страдания Своей благодатью. Господь хочет, чтобы в наших страданиях мы подражали Ему, сохраняли Ему верность, и те скорби, болезни и испытания, которые Он нам посылает, несли так же безропотно и смиренно, как Он нес Свой крест.

В праздник Воздвижения Креста Господня мы вспоминаем не только событие, произошедшее в IV веке, когда чудесным образом был обретен крест Господень. В этот день мы также вспоминаем и кончину святителя Иоанна Златоуста, одного из великих отцов Церкви. Иоанн Златоуст оставил нам полный комментарий на Евангелия от Матфея и Иоанна, и он не случайно вошел в историю Церкви с прозвищем «Златоуст», ведь его проповеди имеют исключительное значение для понимания Евангелия и церковного учения. Если кто из вас еще не прочитал толкования Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея и Евангелие от Иоанна, обязательно прочтите, вы получите огромную пользу.

Иоанн Златоуст был архиепископом Константинопольским, но из-за ненависти к нему со стороны царского двора за то, что святитель обличал пороки знати, он был низложен с архиепископского престола и отправлен в ссылку. Долгие месяцы он, будучи уже немолодым человеком, в сопровождении стражников шел к месту своей ссылки пешком. Во время своего гонения Иоанн Златоуст оставил удивительный литературный памятник — письма к Олимпиаде диакониссе. Олимпиада была духовно близка святителю и глубоко страдала, переживая его изгнание. И он, претерпевая тяжелые страдания на пути к своей смерти, окруженный стражниками как львами, не просит у нее утешения, а сам утешает ее в своих письмах. Иоанн Златоуст пишет ей: не скорби, не унывай, не падай духом, потому что все происходит для нашей пользы.

Этот удивительный пример духовной стойкости Церковь сегодня приводит нам потому, что святитель Иоанн Златоуст умер в праздник Воздвижения Креста Господня. Он умер не в почете, не в чести и не в славе, а в изгнании, истощенный и изможденный. И как повествует его житие, последнее, что он сказал перед смертью, были слова: «Слава Богу за все». Эти слова произнес человек, служивший Господу Иисусу Христу всей своей жизнью и всем даром своего удивительного слова, которое и сейчас, полторы тысячи лет спустя, проникает в глубины нашего сердца. Он понес крест Христов так, как заповедал Христос. С этим крестом на плечах он прошел долгие месяцы к месту своей ссылки и на территории нынешней Абхазии, там, где Господь судил ему, предал свой дух в руки Божии.

Будем поклоняться сегодня кресту Христову, будем лобызать крест Господень как символ нашего спасения. Будем просить, чтобы Господь Своим крестом оградил нас от всякого зла, помог нам нести наш собственный крест, и чтобы по пути, ведущему в Царство Небесное, Он довел нас до конечной цели. Аминь».

Далее митрополит Иларион кратко побеседовал с иностранными студентами ОЦАД. Затем в приходском доме состоялась встреча председателя ОВЦС с участниками Международной конференции «Евангелие от Матфея: исторический и теологический контекст».

Служба коммуникации ОВЦС

***

26 сентября, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами митрополит Истринский Арсений совершил всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Гурий (Шалимов); епископ Иероним (Чернышов); протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; иерей Иоанн Нефедов, иерей Сергий Куксов, клирики Храма Христа Спасителя; иерей Димитрий Кельманов, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках; иерей Сергий Правдолюбов, клирик храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове; протодиакон Николай Филатов, протодиакон Дионисий Пряхин, диакон Иоанн Клинцов, клирики Храма Христа Спасителя; диакон Анатолий Гольдман, студент Сретенской духовной семинарии; диакон Леонид Михейчик, клирик храма Живоначальной Троицы г. Мельбурна (Австралия).

Богослужебные песнопения исполнили два хора Храма Христа Спасителя под управлением Ильи Толкачева и Светланы Соколовской.

27 сентября митрополит Арсений возглавил в Храме Христа Спасителя Божественную литургию. Архипастырю сослужили протоиерей Михаил Рязанцев, иерей Иоанн Нефедов, иерей Димитрий Кельманов, иерей Сергий Правдолюбов, протодиакон Николай Филатов, протодиакон Дионисий Пряхин, диакон Иоанн Клинцов, диакон Анатолий Гольдман, диакон Леонид Михейчик.

Проповедь перед причастием произнес клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках протоиерей Александр Кочубеев. Пел хор Храма Христа Спасителя под управлением Ильи Толкачева.

По окончании богослужения было совершено поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню.

Владыка Арсений передал духовенству и мирянам Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Кирилла и обратился к ним со словом назидания.

Центральное викариатство

***

27 сентября председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий возглавил Божественную литургию в храме Успения Божией Матери в Вешняках, настоятелем которого он является.

За Литургией были вознесены молитвы о единстве Святого Православия и о мире на Украине.

Его Высокопреосвященству сослужили руководитель аппарата Синодального отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Александр Прытков, руководитель информационной службы ОРОиК иеромонах Геннадий (Войтишко), духовенство храма.

По окончании богослужения владыка Меркурий обратился к верующим с проповедью:

«Сегодня мы вспоминаем торжество Воздвижения Креста Господня. Удивительно, как орудие казни, поношения могло стать для человечества орудием спасения через страдания Господа и Спасителя Иисуса Христа! И если мы взглянем на жизнь церковную, то увидим исполнение слов библейских «камень, которым пренебрегли строители, сей стал во главу угла, в основу лег всякого строительства» (Пс. 117:22). И это очень верное, и правильное, и нужное напоминание всем нам в жизни, о том как правильно относиться ко всему тому, что в нашей жизни происходит.

Вот встречаемся мы с скорбями, встречаемся с болезнями, встречаемся с человеческой неправдой, обманом, предательством и многими другими негативными явлениями, которые в христианской Церкви называются пороком или грехом, и жизнь наша, кажется, рассыпается под тяжестью этих скорбей и напастей, выпавших на нашу долю. И оно было бы все так, если бы не было бы в нашей жизни Господа нашего и Спасителя, Который через Свои страдания, через Свое воскресение даровал нам и спасение, и жизнь вечную.

И потому, когда в нашу жизнь приходят скорби, болезни напасти, мы должны вспоминать, что все это есть ни что иное как орудие нашего спасения. И с благодарностью Господу будем принимать это все в жизни: не отвечать злом на зло, а молиться за своих обидчиков, воспринимать болезнь как вразумление, как повод для того, чтобы помолиться побольше, исправить свою жизнь. Потому что зачастую, не всегда, но зачастую, болезнь является следствием греховности нашей жизни. А скорби и обидчики, которые посылаются нам Господом, посылаются для того, чтобы избавить нас от греха гордости. А обман и неправда — для того, чтобы взглянуть на свою жизнь: не обманываем ли Бога и близких наших и так далее. По духовному рассуждению, всякая тяжесть, возлагаемая нам на плечи, становится для нас Крестом Христовым, спасительным орудием страдания, через которое мы обретаем жизнь вечную и делаемся сопричастниками общего воскресения.

И потому сегодня мы воздвигаем Крест Христов, мы выносим его посередине храма, поклоняемся ему, целуем его. Мы просим Господа силою Честнаго и Животворящего Креста сохранить нашу жизнь. Этой Божественной Небесной силой обновить наше понимание, сделать его подлинно христианским, ни мирским, ни секулярным, ни лишенным присутствия Бога, но спасительным для нас, спасительным для нашей жизни. Аминь».

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации

***

26 сентября управляющий Северо-Восточным и Западным викариатствами архиепископ Егорьевский Матфей совершил всенощное бдение в храме священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, в Свиблове. Его Высокопреосвященству сослужили: иерей Александр Колокольчиков, клирик храма Живоначальной Троицы в Свиблове; протодиакон Василий Куфлик, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском.

27 сентября владыка Матфей совершил Божественную литургию в храме Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве.

Архиерею сослужили: протоиерей Анатолий Алефиров, благочинный Сергиевского округа, настоятель храма святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине; протоиерей Кирилл Шевцов, второй секретарь Епархиального совета города Москвы, настоятель храма Воздвижения Креста Господня; протоиерей Александр Смедюк, протоиерей Николай Аникеев, иерей Александр Майстер, клирики храма Воздвижения Креста Господня; иеромонах Тихон (Батурин), заштатный клирик Ивановской епархии, направленный на временном служении в храм Воздвижения Креста Господня; протодиакон Александр Киреев, протодиакон Андрей Тараканов, клирики храма Воздвижения Креста Господня; протодиакон Василий Куфлик; диакон Богдан Мошура, клирик Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Северо-Восточное викариатство

***

Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе совершил епископ Дмитровский Феофилакт, управляющий Юго-Западным викариатством, наместник Андреевского монастыря. Владыке сослужило духовенство собора.

После сугубой ектении была вознесена молитва о мире на Украине.

По окончании Литургии владыка и сослужившее духовенство поклонились Кресту Господню.

Затем епископ Феофилакт поздравил верующих с праздником и передал всем благословение Святейшего Патриарха Кирилла.

Юго-Западное викариатство

***

27 сентября наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, управляющий Юго-Восточным викариатством и викариатством Новых территорий епископ Домодедовский Иоанн совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне

Его Преосвященству сослужили благочинный Влахернского округа, настоятель храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине протоиерей Анатолий Родионов, клирики храма Рождества Пресвятой Богородицы настоятель протоиерей Димитрий Медведев, протодиакон Сергий Куранов, диакон Николай Кузнецов.

По окончании богослужения епископ Иоанн обратился к верующим с архипастырским словом. Владыка обратил внимание собравшихся, что 14 сентября с церковного новолетия начался новый церковный год. Первым двунадесятым праздником было Рождество Пресвятой Богородицы, и уже через пять дней Святая Церковь празднует Воздвижение Креста Господня. «Все в Церкви исполнено глубокого смысла. Начало нашего спасения произошло с появлением на свет Той, Которая на свет произведет Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. И тут же Церковь указует, в чем будет спасение, как оно будет осуществляться — через Крест», — пояснил архиерей.

Епископ Иоанн напомнил слова святителя Иоанна Златоуста о том, что путь христианина всегда сопряжен с несением креста, который заключается в терпении скорбей: «Иногда человек уже не имеет сил свой крест нести. Но Сам Христос терпел, и тем самым указал нам путь, через который нам даруется спасение. В этом наша радость, надежда и упование. Потому что спасение — это не только некая метафизическая в вечности достижимая цель, оно осуществляется уже и в этой жизни. И таких примеров достаточно много. Люди, которые живут, перенося терпеливо все скорби этой земной жизни, спасаются, и уже здесь входят в Божие Царство».

Владыка также пояснил, что несение креста будет спасительным, когда люди будут воспринимать все скорби и болезни как из десницы Божией, не будут унывать. «Каждому из нас Господь дает то, что важно для нашего спасения. Будем нести свой крест, как нам заповедано Святыми Отцами, имея перед собой величайший пример, превосходящий все человеческое, — Самого Господа, несущего Крест на Голгофу», — заключил епископ Иоанн.

Протоиерей Димитрий Медведев от лица клира и прихожан приветствовал викария Святейшего Патриарха. В своем слове священнослужитель отметил, что Капотня — практически «забытый» уголок на карте Москвы. Однако, в приходской общине есть костяк прихожан, которые не оставляют храм, и здесь непрестанно совершается молитва.

Епископ Иоанн в свою очередь предложил отцу-настоятелю помощь молодежных отделов Юго-Восточного викариатства и Новоспасского монастыря в организации внебогослужебного досуга молодых прихожан храма в Капотне.

«Приходской советник»

Да просветится свет твой пред человеки

Наша очередная беседа с заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии Алексеем Кашкиным посвящена особенностям архиерейского богослужения. Архиерейские службы любимы прихожанами, они привлекают в храм очень многих, в этом выражается любовь и традиционное уважение народа к своему владыке, а еще мы чувствуем некую особую значимость священнодействия, совершаемого архипастырем.

— Алексей Сергеевич, начнем с вопроса: кто такой архиерей, иначе говоря, епископ? Мы привыкли воспринимать его как начальника, руководителя, как, если угодно, лидера. Но ведь так его воспринимают и люди, по отношению к Церкви внешние. Кто есть епископ в Церкви, коль скоро она — Тело Христово? Заодно поясните, пожалуйста, почему, говоря «епископ», мы имеем в виду не только собственно епископа, но и архиепископа, и митрополита, и Патриарха?

— С первых лет христианства епископ (в переводе с греческого — «видящий сверху» или «надзиратель») в общине верующих — символический представитель Самого Иисуса Христа. Ведь первой общиной были апостолы, собравшиеся непосредственно вокруг Него. А затем апостолы исполняли заповеданное Им — рукополагали епископов (см.: 1 Тим. 3, 1–5), и епископы становились представителями Воскресшего для окормляемых ими верующих. Первое время только епископы совершали Евхаристию; затем, по мере увеличения количества верующих и открытия новых приходов в крупных городах, епископы стали назначать себе помощников, так возникло священство. И сегодня без епископа нет Церкви, и священник совершает Таинство лишь постольку, поскольку епископ это ему позволяет. А Таинство священства, то есть рукоположение, совершает только епископ.

Церкви присуща кафоличность, этот термин означает «по всему целому»: Церковь не ограничена ни временем, ни пространством, ни земными законами; в применении к каждой отдельно взятой общине это означает, что в ней присутствует вся полнота благодатных даров, и Христос в этой общине совершает Таинство руками архиерея — Своего представителя. Это отражено в устройстве храма: горнее место в алтаре — символический престол Иисуса Христа, и на это место восходит только архиерей.

Архиерей и епископ — по сути, синонимы, но нужно различать два связанных между собой значения слова «епископ»: архиерей вообще (т. е. и архиепископ, и митрополит, и Патриарх) и определенная, младшая ступень архиерейства. Различия в титулатуре среди епископов возникли с развитием христианской Церкви; они не означают разницы в благодатных дарах, но лишь в административных полномочиях.

— Итак, мы пришли в храм на архиерейское богослужение. И первое, на что мы обращаем внимание — возвышение посреди храма, на которое встанет владыка после того, как войдет в храм. Что это такое?

— Архиерейский амвон. Иногда его не совсем правильно называют кафедрой. В древней Церкви с этого возвышения епископ или священник читали Евангелие и произносили проповедь, и сегодня архиерейский амвон напоминает нам об учительной роли епископа.

— Архиерея в храме всегда встречают торжественно…

— В русской традиции было даже такое: архиерея встречали у его дома и с пением сопровождали до храма. Сейчас этого нет, но, когда архиерей подходит к дверям храма, его встречают колокольным звоном, а когда он переступает порог, настоятель храма на специальном блюде, покрытом воздухом, выносит ему навстречу крест. Архиерей целует крест, дает его для целования духовенству, затем священник возвращает крест в алтарь. Дальше, если это вечерня, то архиерей поднимается на амвон, целует иконы, благословляет народ и входит в алтарь. Если это Литургия, то епископ входит в алтарь не сразу. Протодиакон читает входные молитвы. Они те же, что и на обычном богослужении, но если пресвитер перед входом в алтарь читает их тайно, то в данном случае протодиакон — возгласно. Архиерей поднимается на амвон, на амвоне читается главная молитва из входных: «Господи, ниспосли руку Твою…» — и затем владыка, как всегда перед совершением Литургии, просит у духовенства и народа прощения. Протодиакон отвечает: «Бог да простит тя, владыка святый, прости нас и благослови». Далее архиерей возвращается на архиерейский амвон, и начинается облачение.

— Почему облачение епископа происходит иначе, чем облачение священника — не в алтаре, а у всех на глазах?

— Так бывает не всегда, архиерей вправе облачиться и в алтаре. Но облачение на середине храма соответствует торжественности архиерейского богослужения. Кроме того, вход архиерея в алтарь — это кульминация богослужения. Поэтому в большинстве случаев архиерей облачается до входа в алтарь. Так было и в древности. Только на архиерейском богослужении мы можем непосредственно увидеть, как совершается облачение духовенства вообще.

— Чем облачение архиерея отличается от облачения священника?

— Такие предметы собственно архиерейского облачения, как митра и панагия, вторичны, они появились достаточно поздно в истории Церкви. Главное и древнейшее отличие — омофор. Без омофора архиерей не может совершать богослужение. Слово «омофор» в переводе с греческого означает «носимый на плечах». Символически омофор означает ту самую овцу, которую пастырь поднимает на плечи (см.: Лк. 15, 5): архиерей призван подражать Христу в попечении о каждой овце, о каждой душе в отдельности. При возложении на архиерея омофора протодиакон произносит: «На рамех, Христе, заблуждшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь». Остальные молитвы на облачение архиерея совпадают с иерейскими. Только первое лицо заменяется вторым, потому что произносит их вслух другой человек — не сам облачаемый. Например, вместо «Да возрадуется душа моя…» (надевание иереем подризника или подсаккосника на архиерея) — «Да возрадуется душа твоя о Господе…». Конечно, добавляются молитвы на те элементы облачения, которых нет у священника. Надевание митры, например — «Положи Господь на главу твою венец от камений драгих…». По окончании облачения протодиакон торжественно возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь» (это — парафраз Мф. 5, 16).

— А когда же архиерей входит в алтарь, если он совершает Литургию?

— За Литургией архиерей входит в алтарь только после малого входа (входа с Евангелием). Почему так? Часть Литургии, предшествующая малому входу, появилась относительно поздно, и примерно до Х века воспринималась как нечто необязательное — ее могли и опустить. Для ранних христиан Литургия начиналась с момента входа священнослужителей с Евангелием в алтарь. Поэтому сейчас архиерей входит в алтарь в тот момент, который является древним началом Литургии.

— Таким образом архиерейское богослужение возвращает нас в первые века христианской Церкви?

— Можно сказать, в V–VII век. До малого входа Литургия идет обычным чином: архиерей находится на архиерейском амвоне и тайно читает молитвы антифонов. Вход архиерея в алтарь совершается более торжественно, чем вход на обычной Литургии, входный стих («Приидите поклонимся и припадем ко Христу») поется несколько раз. Сразу после малого входа архиерей совершает каждение. С V по VII век именно с этого начиналась служба: епископ входил и совершал каждение. Именно в это время хор поет «Исполла эти деспота» — в переводе «На многие лета, владыко». Немаловажная подробность: именно чинопоследование архиерейского богослужения включает песнопения на греческом языке. (На обычном иерейском богослужении пение по­гречески не обязательно, это выбор настоятеля храма). Перед чтением Апостола на греческом поется Трисвятое («Агиос о Феос, агиос Исхирос…»). Трисвятое поется не три раза, как обычно, а семь раз; после первых трех архиерей выходит на амвон и говорит слова: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя» (см.: Пс. 79, 15–16), благословляя народ крестом и дикирием. Виноград — народ Божий, в псалме эти слова относятся к ветхозаветному Израилю, а для нас — к Церкви. По завершении облачения архиерея поется «Тон деспотин кэ архиереа…» — молитва за архипастыря. Пение на греческом объясняется тем, что Русская Церковь долго была митрополией, и до середины XV века ею управляли греческие митрополиты.

— Когда епископ входит в алтарь, проскомидия священниками уже совершена, предложение Честных Даров находится на жертвеннике: а что такое архиерейская проскомидия?

— Это довольно поздняя греческая особенность архиерейской Литургии — вторая проскомидия: архиерей вынимает частицы из просфор, совершая поминовение живых и усопших. Лишь после этого совершается покровение Святых Даров на жертвеннике. Происходит это во время Великого входа.

— А почему архиерей не выходит вместе с духовенством во время Великого входа, почему он остается в алтаре?

— Это тоже отголосок древней практики, согласно которой Дары освящались в отдельном помещении («предложении»; по-гречески оно именовалось скевофилакион — «сосудохранительница»), и диаконы приносили их оттуда в алтарь, где уже находился епископ: он сам в скевофилакион не заходил. Поэтому и сегодня епископ принимает вносимые дары в алтаре, а не вносит их в него.

Перед чтением Символа веры в алтаре происходит целование мира: архиерей говорит каждому подходящему священнику: «Христос посреди нас», а священник отвечает: «И есть и будет», целуя при этом плечи и правую руку архиерея. Затем аналогичный диалог с целованием друг друга в плечи и руку происходит между священниками (такое целование бывает на каждой Литургии, просто на Литургии архиерейским чином выглядит более торжественно). Евхаристический канон и причащение духовенства и мирян в данном случае не имеют никаких отличительных особенностей. Однако есть практика — архиерей во время канона читает тайные молитвы так, что их слышат, по крайней мере, все, находящиеся в алтаре.

Газета «Православная вера» № 8 (532)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *