Архимандрит Ефрем

Старец Ефрем (Мораитис)

Ефрем (Мораитис) (1928 — 2019), архимандрит, Афонский подвижник, пастырь, Северо-Американский миссионер

В миру Иоанн Мораитис (Ἰωάννης Μωραΐτης), родился 24 июня 1928 года в городе Волосе, Греция, в семье Димитрия и Виктории, впоследствии монахини Феофании. Имел братьев Николая и Хри́стоса. По его словам путь «к монашескому житию указала мне добродетельная и монахолюбивая моя мать» .

В первые годы немецкой оккупации Греции ему пришлось ради заработка оставить школу, окончив лишь два класса гимназии. В одном из приходских храмов Волоса повстречал иеромонаха-афонита, принадлежавшего ранее к братству Святогорского подвижника Иосифа Исихаста. По словам отца Ефрема:

«Я избрал его своим духовным отцом и, благодаря его беседам и советам, вскоре начал чувствовать, как сердце моё удаляется от мира и устремляется к Святой Горе. Особенно когда он мне рассказывал о жизни старца Иосифа, что-то зажигалось во мне и пламенными становились моя молитва и желание поскорее узнать его» .

26 сентября 1947 года он прибыл на Афон и был встречен у самого причала сподвижником старца Иосифа, отцем Арсением. К удивлению юноши отец Арсений приветствовал его по имени и рассказал, что вчера вечером святой пророк Иоанн Предтеча явился старцу Иосифу и велел принять молодого Иоанна, сказав: «Посылаю тебе одну овечку. Возьми её к себе в ограду» .

Так он оказался в числе ближайших учеников старца Иосифа Исихаста, среди которых был самым молодым. Жизнь в общине была суровой и мало утешительной с материальной точки зрения, но изобиловала утешениями духовными — в первую очередь общением с прославленным старцем. Отец Иосиф был снисходителен к ученикам в отношении постнического подвига, но в остальном, особенно в том что касалось послушания и исполнения монашеских обязанностей, был весьма строг. Главным деланием он полагал умную молитву. Отец Ефрем провёл при старце двенадцать лет, вплоть до кончины последнего, усердно впитывая его наставления и оказывая безмерное послушание. Проявил себя простым и незлобивым, смиренным и непорочным телесно. По словам сподвижника, старца Ефрема Катунакиота, «Отец Ефрем упокоил Старца и унаследовал его молитву» .

Стал духовным руководителем келии Благовещения Нового скита, затем келии святого Артемия в Провате и, наконец, был избран игуменом Святогорской обители Филофей. За время своего настоятельства там, с 1974 по 1990 год, прекрасно устроил внутреннюю жизнь монастыря. Постепенно его заботами из обители вышли несколько групп его учеников которые возродили монашескую жизнь в целом ряде афонских монастырей, включая обители Каракалл, Костамонит, Ксиропотам, скит Андрея Первозванного.

В 1972 году отец Ефрем впервые приехал в Канаду по приглашению своих духовных чад. Несколько лет спустя такие визиты в США и Канаду стали носить регулярный характер. Старец беседовал с людьми, наставлял, утешал, проповедовал… Постепенно всё более очевидной становилась потребность американцев в живом слове Евангелия и их искание настоящей духовной жизни.

Вверив Филофеевский монастырь одному из членов братства, старец Ефрем переселился в США для утверждения там монашеской жизни. Здесь он действовал под омофором Греческой Американской архиепископии Константинопольского Патриархата.

В 1995 году он основал монастырь Антония Великого в Аризонской пустыне близ городка Флоренция.

Затем под его надзором в США и Канаде были основаны ряд мужских и женских обителей, число которых к концу 2000-х годов достигло 19. К этому времени он также духовно опекал десятки тысяч чад во всем мире, являлся духовным руководителем четырех монастырей на Афоне и восьми женских монастырей в остальной Греции .

Американские монастыри старца Ефрема

Американские монастыри старца Ефрема :

  1. Саксонбургский Богородице-Рождественский (Saxonburg, Пенсильвания — женский)
  2. Каледонский Косминский (Caledon, Онтарио — женский)
  3. Браунсбург-Чэтэмский Богородицкий (Brownsburg-Chatham, Квебек — женский)
  4. Плезэнт-Прейрийский Иоанно-Златоустовский (Pleasant Prairie, Висконсин — женский)
  5. Уайт-Хэйвенский Покровский (White Haven, Пенсильвания — женский)
  6. Данлэпский Богородицкий (Dunlap, Калифорния — женский)
  7. Голдендэйлский Иоанно-Предтеченский (Goldendale, Вашингтон — женский)
  8. Флорентийский Антониевский (Florence, Аризона — мужской)
  9. Кендалийский Архангельский (Kendalia, Техас — мужской)
  10. Уиллистонский Влахернский (Williston, Флорида — мужской)
  11. Реддикский Благовещенский (Reddick, Флорида — женский)
  12. Смитс-Крикский Троицкий (Smith’s Creek, Мичиган — мужской)
  13. Троянский Прусский (Troy, Северная Каролина — женский)
  14. Лосонвилльский Богородицкий (Lawsonville, Северная Каролина — мужской)
  15. Росковский Нектариевский (Roscoe, Нью-Йорк — мужской)
  16. Гарвардский Преображенский (Harvard, Иллинойс — мужской)
  17. Вашингтонский Параскевинский (Washington, Техас — женский)

Старец учил что непорочность и нелицемерное послушание духовному руководителю приносит со временем дар умной молитвы Иисуса Христа. Согласно его учению, без этого дара, совмещённого со смирением, покаянием и частым участием в Таинствах, человек не может очиститься от всех своих душевно-телесных страстей .

Скончался 8 декабря 2019 года после продолжительной болезни в США .

Труды

Литература

  • Иосиф Афонский, старец, Изложение монашеского опыта, Троице-Сергиева Лавра, 1998, 3-4.

Использованные материалы

Иосиф Афонский, старец, Изложение монашеского опыта, Троице-Сергиева Лавра, 1998, 3.

Иосиф Афонский, старец, Изложение монашеского опыта, Троице-Сергиева Лавра, 1998, 3-4.

Иосиф Афонский, старец, Изложение монашеского опыта, Троице-Сергиева Лавра, 1998, 4.

Старец Ефрем Катунакский, Москва, 2002, 122.

Страница сайта Гарвардского Преображенского греческого монастыря,

Ефрем, архиепископ Биробиджанский и Кульдурский (Просянок Роман Васильевич)

Дата рождения: 27 июня 1977 г.

Дата хиротонии: 28 января 2012 г. Дата пострига: 26 марта 2004 г. День ангела: 10 февраля

Страна: Россия Биография:

Родился 27 июня 1977 г. в г. Гуково Ростовской обл. в семье рабочих. В 1994 г. окончил среднюю школу № 5 г. Гуково. С 1993 г. начал регулярно посещать храм и участвовать в богослужении, пел и читал на клиросе, помогал в алтаре.

В 1994-1998 гг. обучался в Ростовской государственной экономической академии на факультете менеджмента и информационных систем.

С августа 1998 г. по август 1999 г. трудился вахтером и рабочим пекарни при Московской духовной академии.

В августе 1999 г. был зачислен на I курс Московской духовной семинарии.

26 марта 2004 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры ректором Московских духовных школ архиепископом Верейским Евгением пострижен в монашество с именем Ефрем в честь преподобного Ефрема Сирина.

2 мая 2004 г. в Покровском храме МДА архиепископом Верейским Евгением рукоположен в сан иеродиакона.

В августе 2004 г. зачислен на I курс Московской духовной академии.

5 марта 2006 г. в Покровском храме МДА архиепископом Верейским Евгением рукоположен в сан иеромонаха.

В июне 2006 года окончил экстерном Московскую духовную академию и был направлен на административно-преподавательскую деятельность в Хабаровскую духовную семинарию, где исполнял послушания заведующего семинарской библиотекой, штатного клирика Спасо-Преображенского кафедрального собора и ключаря Успенского собора г. Хабаровска.

21 сентября 2006 г. удостоен права ношения набедренника и наперсного креста. К дню Святой Пасхи 2007 г. во внимание к миссионерским трудам в Хабаровской епархии награжден медалью святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.

В мае 2008 г. в Киевской духовной академии защитил кандидатскую диссертацию на тему «Идейный смысл молитвословий и история праздника Благовещения Пресвятой Богородице», получив степень кандидата богословия. Диссертация явилась продолжением трудов профессора Киевской духовной академии М.Н. Скабаллановича (1871-1931), запечатленных в серии «Христианские праздники» (Книги 1-6. Киев, 1915-1916).

В марте 2009 г. назначен секретарем Ученого совета Хабаровской духовной семинарии, в ноябре переведен на должность проректора по научной работе.

К празднику Святой Пасхи 2009 г. по благословению Святейшего Патриарха Кирилла архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком возведен в сан игумена.

С 2009 г. — автор и ведущий телевизионной передачи о Православии «Благовест» на телеканале правительства Хабаровского края «Первое краевое телевидение».

8 марта 2010 г. назначен на должность первого проректора Хабаровской духовной семинарии. Вошел в Совет ректоров вузов Хабаровского края и Еврейской автономной области.

В ноябре 2010 г. выступил автором еженедельной радиопередачи о Православии «Неделя» (в прямом эфире) (совместный проект Хабаровской духовной семинарии и местной радиостанции).

В 2010 г. во внимание к трудам в Хабаровской духовной семинарии удостоен Патриаршей грамоты.

С сентября 2010 г. по август 2011 г. состоял в Общественном совете при УВД по Хабаровскому краю и экспертной группе при Антинаркотической комиссии Хабаровского края по выработке прогнозов и оценке эффективности мероприятий, направленных на противодействие наркомании.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 137) избран епископом Николаевским, викарием Хабаровской епархии.

30 октября 2011 г. возведен в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 148) назначен епископом Бикинским, викарием Хабаровской епархии.

31 декабря 2011 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя наречен, 28 января 2012 г. за Божественной литургией в храме прп. Пимена Великого в Новых Воротниках в Москве хиротонисан во епископа Бикинского. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. (журнал № 10) назначен Преосвященным Биробиджанским и Кульдурским.

4 декабря 2017 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.

Образование:

1998 г. — Ростовская государственная экономическая академия.

2004 г. — Московская духовная семинария.

2006 г. — Московская духовная академия (экстерн).

2008 г. — Киевская духовная академия.

Епархия: Биробиджанская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:

  • Слово архимандрита Ефрема (Просянка) при наречении во епископа Бикинского, викария Хабаровской епархии.
  • Традиции отечественной педагогики в воспитании духовности: доклад на Межрегиональной научно-практической конференции «Воспитание духовности как процесс обретения смысла жизни ребенком». Хабаровск, 25-26 октября 2007 г. // Воспитание духовности в контексте современных проблем воспитания: сборник научных статей по материалам краевой научно-практической конференции «Воспитание духовности как процесс обретения смысла жизни ребенком» / под общей ред. В.Н. Андреева, К.Г. Столыпиной. — Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2008. — 118 с. — С. 57-61.
  • Тропарь, кондак и молитва святому мученику Иоанну (Попову) // Труды Хабаровской духовной семинарии: Ежегодник. 2007 год. — Хабаровск: Хабаровская духовная семинария, 2008. — 864 с. — С. 42-48.
  • Благовещение Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии: событие Священной Истории и название праздника // Труды Хабаровской духовной семинарии: Ежегодник. 2007 год. — Хабаровск: Хабаровская духовная семинария, 2008. — 864 с. — С. 49-56.
  • Современная церковно-научная литература в региональном библиотечно-информационном пространстве: доклад на IV региональной научно-практической конференции «Развитие библиотечно-информационного пространства на Дальнем Востоке и высшее библиотечное образование». Хабаровск, 24-27 апреля 2007 г. // Вестник ДВГНБ. — 2007. — № 2 (35). — Апрель-июнь. — С. 205-208.
  • Учебно-методический комплекс по дисциплине «Церковнославянский язык»: 1-2 курс // Труды Хабаровской духовной семинарии: Ежегодник. 2007 год. — Хабаровск: Хабаровская духовная семинария, 2008. — 864 с. — С. 741-770.
  • Учебно-методический комплекс по дисциплине «Литургика»: 3 курс. — В надзаг.: Православная религиозная организация — учреждение высшего профессионального религиозного образования Русской Православной Церкви «Хабаровская духовная семинария». — Хабаровск, 2008.
  • Вклад Православной Церкви в созидание библиотек на Руси // Вестник ДВГНБ. — 2008. — № 3 (40). — С. 62-73.
  • Идейный смысл богослужебных молитвословий и история праздника Благовещения Пресвятой Богородице: диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Киев, 2008 .
  • Святыни приходят в Хабаровск // Православный вестник Приамурья. 2009. № 2 (97). С. 2-3.
  • Икона «нестеровского» круга в Хабаровской духовной семинарии // Словесница искусств. 2009. № 23. С. 67-68.
  • Хабаровская духовная семинария // Время и события: календарь-справ. по Дальневост. федер. окр. на 2010 г. / Дальневост. гос. науч. б-ка; — Хабаровск: ДВГНБ, 2009. — С. 149-151.
  • Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практическое руководство для пастырей»: 4 курс. — В надзаг.: Православная религиозная организация — учреждение высшего профессионального религиозного образования Русской Православной Церкви «Хабаровская духовная семинария». — Хабаровск, 2009.
  • Новая школа и вечные ценности // Новой школе — новое качество: материалы по итогам I Международного конгресса. Хабаровск: МАУ ЦРО, 2010. С. 47-55.
  • Православные ресурсы сети Интернет как источник знаний о семье, здоровье и воспитании // Не попадись в паутину. Из опыта работы по профилактике девиантного поведения подростков. — В надзаг.: Администрация города Хабаровска. — Хабаровск, 2010. — С. 71-75.
  • Научная информация о православной культуре в сети Интернет // Библиотеки в современном мире образования: материалы регион. науч.-практ. конф., 20-21 окт. 2009 г. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т, Хабар. краев. ин-т развития образования ; гл. ред. И.А. Сочелина. — Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2010. — 152 с.
  • О задачах духовно-нравственного воспитания в условиях реализации новых образовательных стандартов // Образование на Дальнем Востоке: теория и практика. 2010. № 2 . — Электрон. статьи. — Хабаровск: Хабаровский краевой институт развития образования, 2010. 1 DVD-ROM.
  • «Блаженное чрево»: история Хабаровской иконы Божией Матери // Словесница искусств. 2011. № 1 (27). С. 64-68.
  • Взаимодействие государства и религиозных организаций в образовательной сфере // Духовно-нравственное воспитание в системе образования и в семье: сборник статей научно-практической конференции. Хабаровск, 26 апреля 2011 г. / под общ. ред. О.В. Авдошкиной, Е.А. Дидур.- Хабаровск: ХК ИРО, 2011. — С. 62-68.
  • Повышение роли воспитания студенческой молодежи в условиях реализации новых образовательных стандартов // Проблемы высшего образования: материалы международной науч.-метод. конф., Хабаровск, 16-18 марта 2011 г. / под ред. Т.В. Гомза. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2011. — С. 17-20.
  • Ефрем (Просянок), епископ. Взаимодействие государства и религиозных организаций в образовательной сфере // Аргументы времени . 2012. № 3 (16). С. 60-62.
  • Ефрем (Просянок), еп. Бикинский. К вопросу о сотрудничестве людей веры и людей науки // Проблемы высшего образования: материалы международной науч.-метод. конф., Хабаровск, 10-12 апреля 2013 г. / под ред. Т.В. Гомза. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. С. 35-36.
  • Ефрем (Просянок), еп. Бикинский. Приобщение подрастающего поколения к культурной традиции в системе образования // Образование на Дальнем Востоке: теория и практика. 2013. № 1 . Электрон. публикации и статьи. Хабаровск: Хабаровский краевой институт развития образования. С. 77-81. 1 DVD-ROM.
  • Ефрем (Просянок), еп. Бикинский. Солидарное общество и будущее российского народа // Аргументы времени . 2013. № 4 (21). С. 45-47.
  • Ефрем (Просянок), еп. Бикинский. Взаимодействие государственных и религиозных образовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания // Законность, правопорядок, духовность — парадигма XXI века : материалы международной научно-практической конференции (Хабаровск, 6 декабря 2012 г.) / науч. ред. В.В. Кулыгин ; РПА Минюста России, Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал. М.: РПА Минюста России, 2013. С. 33-40.

Награды:

Церковные:

  • 2007 г. — медаль свт. Иннокентия Московского;
  • 2010 г. — Патриаршая грамота.

Отца Ефрема называют апостолом Америки. Он сравнивал людей с цветами, за каждым из которых нужен свой, особый уход. Память 24 июня

Старец Ефрем Филофейский. Фото с сайта imverias.blogspot.ru

Известный подвижник Ефрем Филофейский (Мораитис), автор книги «Моя жизнь со старцем Иосифом», ставшей событием в духовной жизни греков, в 19 лет ушел на Афон, где стал учеником преподобного Иосифа Исихаста – очень сурового. Никто не верил, что маленький, худенький парень задержится у него больше месяца (многие пробовали, но не получалось), а Яннакис (так звали до монашества о. Ефрема) прожил с ним 12 лет – до смерти преподобного.

Стоит ли указывать близким на их недостатки

«Исправлять ли своего ближнего, который неблагодарен, несправедлив и так далее, или ради награды терпения не исправлять? Если ты считаешь, что через твои слова брат получит пользу, мы должны это сделать, предпочитая пользу брата своей собственной».

Не умничать, а сострадать

«Не будем вникать, за что человек страдает, будем лишь видеть его страдание и боль и стараться сострадать, сколько можем».

Богу дорог самый пропащий

«Бог ищет никчемные души: Пойдите по переулкам и улицам и, кого найдете: нищих, увечных, больных и слепых, — всех убедите наполнить дом Мой. Званные же, почитаемые за безупречных, не вкусят вечери».

Смысл боли

Аризона. Монастырь святого Антония, один из монастырей основанных старцем, где он сейчас и пребывает. Фото: Екатерина загуляева

«Все прекрасное связано с болью, но и боль ведет к радости. Роза производит шипы, а из шипа вырастает роза. Радуга обычно появляется после грозы. Буря должна пройти, чтобы на небе стали видны звезды».

Внутреннее и внешнее

«Человек двояк: он состоит из внешнего и внутреннего, из тела и души. Он одевается и снаружи и внутри. И обнажается снаружи и внутри. И питается вещественной пищей и духовной. Если человек не изменится внутренне, то наружность — это ничто. Наведи порядок внутри себя, в мыслях и во всем остальном – и увидишь, что и внешние твои действия будут правильными».

Наш Иордан – покаяние

Храм прп.Антония Великого и прп.Нектария Эгинского в монастыре, где пребывает старец Ефрем. Фото: Екатерина Загуляева

«Многие христиане стремятся попасть на реку Иордан и омыться в ней. Но сколько бы раз мы ни купались в Иордане, сколько бы ни выпили бутылок святой воды, если не покаемся, не спасемся. Иордан рядом. Это – покаяние».

Как и кому помогать

«Бог хочет, чтобы ты благотворил тем, что у тебя есть; Ему не нужно больше того, что ты имеешь. Есть одна рука? Твори милостыню одной. Две — двумя. Милостыня бывает разной».

Взаимопомощь

Старец Ефрем у себя в келье. Аризона. Фото с сайта apantaortodoxias.blogspot.ru

«Когда человек хочет переплыть море и достичь противоположного берега, где ожидает его избавление, он задумывается, рассчитывает свои силы и, уверившись в том, что может это сделать, бросается в море и плывет. Когда плывет, начинает уставать, волны кажутся более свирепыми, чем вначале. В сердце его начинает вкрадываться страх.

Страх еще больше отнимает телесные и душевные силы. Если он отбросит страх и подумает, что выход один — собрать все свои силы, чтобы оказаться на том берегу (ведь иначе страх потопит его), то, поступив так, он выплывет на другой берег и спасется. Если же плывущих двое и один испугается и начнет тонуть, то ему придаст мужества второй, и так тот в конце концов спасется».

Осуждение – это болезнь

«В больнице все люди болеют, но никто не пеняет соседу: «Ты — больной!» — потому что человек видит, что и сам болен. А мы, хотя все равно больны душой, — уязвляем друг друга. Это все равно, что у кого-то болел бы глаз, а он стал бы осуждать того, у кого болят легкие. Вот что делаем мы, несчастные, и ведь и сами того не замечаем».

Не говорите лишнего

«Премудрый Соломон говорит, что лучше упасть с высоты, чем пасть (погрешить) от невоздержанного языка».

Благословение за милостыню

Афон. Монастырь Филофей. Рисунок паломника, 2005 год. Фото с сайта agionoros.ru

«Человек, который творит милостыню и постоянно дает взаймы, и сам приобретает благословение Божие, и его потомки. Потому что, когда человек творит милостыню, то дает взаймы Богу, и Бог, Который берет у него взаймы, вернет долг по обетованию стократно, то есть в сто раз больше уже в этой жизни, а уж в будущей удостоит Своего Царствия».

Рак греха

«Если мы больны раком и станет известно, что на Северном полюсе есть врач, который может нас исцелить, то мы бросим все, преодолеем все препятствия — только бы добраться до целителя и избавиться от болезни. Нас не испугают ни трудности, ни финансовые затраты: оставляем все и идем. Смиряем душу ради своего здоровья.

А когда рак греха угрожает смертью нашей душе — тем более нужно бросить все и бежать, невзирая на препятствия. Придем, встанем на колени, признаем свой грех, получим лекарство и исцелимся!»

О прощении

Старец Ефрем с братией монастыря Филофей. Афон. Фото с сайта pravoslavie.ru

«Любое зло, сделанное кем бы то ни было — соседом, братом, товарищем по работе, родственником, — не так велико, как кажется. Оно преходяще. Это значит, что, сколько бы оно ни длилось — пусть даже всю жизнь — все равно когда-нибудь кончится. Оно не может продолжаться и действовать вечно. Но зло, которое мы причиняем сами себе, не прощая ближних, не имеет конца».

Любовь к человеку

Старец Ефрем Филофейский. Фото с сайта pravoslavie.ru

«Да, теперь все чаще проповедуется любовь к человеку «каков он есть»: надо, мол, любить его просто, без прикрас, любить его со всеми изъянами и странностями. Но это не любовь к человеку! Это на самом деле — холодное безразличие к его судьбе и, еще глубже — сокровенная, насмешливая ненависть к нему!»

Мир – это театр

«Будь осторожен с театром, который называется миром, ибо оборванцы и обыватели на его сцене одеваются в одежды царей и владык. Некоторые кажутся таковыми истинно и обманывают воображение зрителей. Когда же представление заканчивается, маски снимаются, и тогда все являются такими, какие есть на самом деле».

Страдания

Старец Ефрем Филофейский. Фото с сайта agionoros.ru

«Тот, кто смотрит на страдания сквозь призму вечности, уже победил».

С 1979 года о. Ефрем живет в Америке, где основал 19 монастырей (в США и Канаде). Сейчас он проживает в одном из них — обители святого Антония в Аризоне.

Старец Ефрем умер в 2019 году в возрасте 91 год. Почти до последних месяцев, несмотря на возраст и физическую слабость, он не только принимал людей у себя в монастыре, но и часто ездил на «охоту»: взяв с собой в машину пакеты с продуктами и деньги, батюшка отправлялся искать нищих. Если он помог тридцати человекам, то возвращался довольным, а, если только двум, то считал «охоту» неудачной.

«Важен каждый человек. И дворники, и президенты — все паства», — объясняет старец Ефрем. Фото: Анна Майорова © URA.RU статья из сюжета Битва за храм Святой Екатерины

В уральской столице несколько дней прожил самый авторитетный из духовных отцов святой горы Афон (Греция) — архимандрит Ефрем. Ватопедская обитель, которую он возглавляет, была основана больше тысячи лет назад.

В четверг, 26 октября, он по приглашению владельца РМК Игоря Алтушкина был в Москве, где встретился с президентом России Владимиром Путиным и еще сотней человек. Следующие два дня он общался с полными залами мирян, а также посетил службу в Александро-Невском Ново-Тихвинском монастыре.

Архимандрит Ефрем сегодня улетел — в аэропорту его провожали губернатор Евгений Куйвашев и уральские VIP Фото: Анна Майорова © URA.RU

«URA.RU» получило уникальную возможность пообщаться со старцем Ефремом и узнать, что ищут власть предержащие на горе Афон и какие советы получают от того, чьему слову беспрекословно верят.

Стоит отметить, что у старца Ефрема манера говорить размеренно, четко и очень негромко. Но оттого и по-настоящему эмоциональным вышел его ответ, когда разговор зашел о соборе Святой Екатерины, который намереваются возвести на Октябрьской площади.

— Вы, я знаю, к нам прилетели через Москву, где успели пообщаться с сотней человек. Не простыми людьми — государственниками, бизнесменами, другими важными людьми…

— Мне важен каждый человек, и мы с ними со всеми разговариваем. И дворники, и президенты, и олигархи, и чиновники — они все паства, которая нуждается в духовном общении. Раз есть у них желание общаться духовно — мы идем к ним.

— За какими советами, с какими вопросами сильные мира сего обращаются к вам?

— Они простые люди — первое, что интересует всех — это спасение души. Это люди верующие, у которых, как и у всех людей, есть свои проблемы. В этот визит мы подарили господину президенту икону — передали от наших братьев. Он к этой иконе с большим благоговением приложился. И в целом его обращение к святыням — явный показатель, что этот человек верит в Бога. И наше знание о его жизни, родителях и происхождении нам свидетельствует о том, что сие есть чудо.

— Какие ответы и советы вы даете обращающимся к вам высшим чиновникам и бизнесменам, как советуете им жить, учите их жесткости или мягкости?

Храм Екатерины должен быть — не важно, на какой поверхности он будет расположен Фото: Владимир Жабриков © URA.RU

— Говорим обо всем и о разном, но с каждым разговор отдельный, и это, конечно же, личное для каждого. Одно могу сказать: эти люди с большой радостью, любовью и уважением нас принимают всегда.

— Ни в коем случае не претендую на чьи-то секреты и тайны, поэтому спрошу иначе. В последнее время РПЦ упрекают в некоторой агрессии и излишнем напоре — отсюда и интересна ваша позиция за мир или за войну в широком смысле этих слов.

— Церковь всегда за мир. Сколько раз на литургии молимся о мире во всем мире. Никогда церковь не учит войне. Единственная война, на которую может благословить церковь, — это война оборонительная. Но ваш президент — очень миролюбивый человек, и то, что до сих пор мировая война не разразилась, не началась с Сирии или с других конфликтов, по большей части благодаря ему. Человек он очень разумный, и со всем тем, что возложил на него божий промысел, справляется очень хорошо.

— Вы в курсе ситуации с собором Святой Екатерины — было много споров…

— Никакого спора быть не может в той части, что храм Екатерины в Екатеринбурге должен быть. Святая Екатерина — покровительница города — даже название у него теперь прежнее. Я и раньше говорил это вашим людям — убедил их, что должны обязательно построить храм покровительницы, чтобы снизошло благословение святой на город. Дискотеки и публичные дома строить можно, можно строить все, что развращает человека — и вы молчите, а когда начинают строить храм — поднимается шум.

Церковь всегда за мир. Война — только ради обороны Фото: Анна Майорова © URA.RU

— Сначала спорили, на суше или на воде его строить. В итоге перенесли с воды на сушу. Все равно частично сохраняется недовольство.

— Все равно, на какой поверхности построят — просто хочется видеть храм святой Екатерины, где будут почитать покровительницу города.

— Приедете к нам снова, когда храм достроят?

— Обязательно. Бог хочет, чтобы храм был!

— В чем ваш секрет вашей мудрости?

— А я что? Я простой монах. Не более и не менее. (после этого старец Ефрем пригласил журналистов «URA.RU» посетить гору Афон, добродушно засмеялся и тепло обнял).

Главная / Все авторы

архимандрит Ефрем Святогорец

Наш современник архимандрит Ефрем (Мораитис) — подвижник, пастырь и миссионер, трудами которого возрождена монашеская жизнь в ряде афонских монастырей, а также основано несколько обителей в Америке и Канаде. Отец Ефрем — духовное чадо, послушник и спостник известнейшего афонского старца Иосифа Исихаста, сумевший вполне воспринять богатый духовный опыт своего великого учителя.

Господь призвал отца Ефрема на стезю монашества еще в юности и с самого начала особым образом засвидетельствовал Свое попечение об этом новоизбранном воине Христове. «Мне было девятнадцать лет, — пишет старец в своих воспоминаниях, — когда вступил я на путь к уделу Богородицы, ко Святой Горе. Путь этот к монашескому житию указала мне добродетельная и монахолюбивая моя мать, ныне монахиня Феофания».

В первые годы немецкой оккупации Греции, когда Иоаннису (таково было мирское имя отца Ефрема) пришлось ради заработка оставить школу, в одном из приходских храмов города Волоса ему посчастливилось встретить иеромонаха-афонита, принадлежавшего прежде к братству прославленного подвижника Иосифа Исихаста. Этот иеромонах стал для молодого человека наставником и советчиком, помощником в его духовном возрастании. «Я избрал его своим духовным отцом и, благодаря его беседам и советам, — говорит отец Ефрем, — вскоре начал чувствовать, как сердце мое удаляется от мира и устремляется к Святой Горе. Особенно когда он мне рассказывал о жизни старца Иосифа, что-то зажигалось во мне и пламенными становились моя молитва и желание поскорее узнать его. Когда наконец подошло время — 26 сентября 1947 года, утро, — кораблик потихоньку перенес нас из мира к святоименной Горе: так сказать, от берега временности к противоположному берегу вечности».
Будущий старец оказался в числе ближайших учеников Иосифа Исихаста — выдающегося наставника монашествующих, скоро возводившего предавшихся его руководству от земли к небу.
В общине старца Иосифа Яннакис оказался самым молодым. Жизнь в ней была суровой и мало утешительной с материальной точки зрения, зато изобиловала утешениями духовными. И первым из них было само общение со старцем: «Я познал его как истинного богоносца. Превосходный духовный стратег, опытнейший в брани против страстей и бесов. Невозможно было человеку, каким бы страстным он ни был, пробыть рядом с ним и не исцелиться. Только бы он был ему послушен».
Главным деланием монаха старец Иосиф полагал умную молитву, соединяющую человека с Богом, просвещающую его Божественным светом. Сам он был великим делателем ее, непревзойденным «богословом опыта» и своих чад воспитывал в том же духе, преподавая им в совершенстве постигнутую науку внутреннего делания. И какие еще примеры, и какие «стимулы» нужны были братиям, часто видевшим своего Cтарца после многочасовой молитвы в состоянии благодатного изменения, когда лицо его зримо осиявалось неземным, нетварным светом?
Рядом со своим наставником отец Ефрем провел двенадцать лет — столько, сколько отец Иосиф прожил с момента их первой встречи, — в буквальном смысле впитывая в себя его учение и наставления. Господь сподобил послушника послужить своему геронде до самого его последнего вздоха.
Избранный игуменом святогорской обители Филофей и прекрасно устроивший ее внутреннюю жизнь, он не остановился на этом: постепенно его заботами и по его благословению от нее «отпочковались» несколько групп его учеников, возродивших монашескую жизнь еще в целом ряде афонских монастырей (в частности, в таких обителях, как Каракал, Костамонит, Ксиропотам, скит святого апостола Андрея Первозванного).
А затем, по особому указанию Божию, отец Ефрем, вверив Филофей одному из членов своего братства, покинул «Сад Пресвятой Богородицы» и переселился в… США, где в штате Аризона, в пустыне, основал обитель в честь преподобного Антония Великого. Всего же его попечением в Америке и Канаде на сегодняшний день устроено восемнадцать мужских и женских монастырей.

Книги автора:

архимандрит Ефрем Святогорец

Жемчужины подвижнической мудрости. Главы о молитве и послушании

Настоящая брошюра является переводом части сборника слов и писем…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *