Архимандрит лазарь грех и покаяние последних времен

Вступление

Глава I. Таинство покаяния Глава II. О грехах Маловерие Суеверие Кощунство и божба Пренебрежение к церковной службе Немолитвенность Духовная прелесть Гордость и тщеславие Человекоугодие Гневливость, раздражительность Грех осуждения Уныние Празднословие Ложь Воровство Сребролюбие Чревоугодие Пьянство Убийство Грех блудодеяния Глава III. Советы готовящемуся к исповеди Глава IV. Краткий разбор наиболее распространенных в наше время греховных увлечений Увлечение рок-музыкой Наркомания Современная магия Восточные культы 1. Индуизм 2. Йога 3. Дзен-буддизм 4. Каратэ, кунфу и т.п. Глава V. Маловерие и нецерковность Глава VI. Рассказ о мытарствах преподобной Феодоры Цареградской Глава VII. Пьянство Глава VIII. Поучения о покаянии св. отцов Церкви А. Об исправлении сердца Б. О страстях и пагубных пороках и о том, какие от каких рождаются В. Что есть истинное покаяние Г. Как должно каяться

Вступление

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом.

Православный катехизис

…Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших… Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух…

Иез. 18,30–31

Мы обращаем здесь речь свою к тем, которые живут духовной жизнью и деятельно ищут преуспеяния в ней, всячески избегая грехов смертных. Для тех же, которые живут не строго, а как случится, не тревожась, если и смертным грехом оскорбят Бога, потребно другое слово. Им надлежит глубоко скорбеть и горько плакать, строго всегда обсуждать свою совесть, и исповедовать без сожаления себя все грехи свои, и никаких не должны они по нерадению лишать себя средств, необходимых к уврачеванию и спасению их.

Бояться ли ада «ревностным» христианам?

Христианин, избрав неверный путь внутренней жизни, основанный не на истинном покаянии, а на некоторой тайной гордыне и с ней на других страстях, — далеко не всегда может заметить это сам; даже все признаки этой болезни могут быть так глубоко сокрыты, что только опытный духовник сумеет обнаружить ее.

В таком случае, надо заметить, — окружающие всегда скорее примечают в действиях обольщенного человека что-то больное, чем он сам; так что, когда нас обличают, надо всегда призадуматься и много раз приложить, примерить это обличение к себе, — вполне возможно, что оно не случайно.

Святые отцы говорят, что злые духи применяют и такой прием: забирают свои орудия, которыми растравляли наши страсти и как бы удаляются от человека; таким образом, все брани затихают и душевные недуги совсем не замечаются; когда же он расслабится и почтет себя в безопасности, тогда-то враг и вонзает свою отравленную стрелу в самую какую-нибудь уязвимую часть души, возжигает в ней самую жгучую какую-нибудь притаившуюся страсть, накопившую новых сил и жаждущую насыщения.

Как же избегать этого зла? Дело в том, что истинное добро в нас должно иметь основание только на заповедях евангельских, совершаться из-за страха или послушания, или же любви к Богу (смотря по духовной высоте нашей жизни), но никак не ради чего-либо иного: не ради самого подвижничества, или «духовности», или отделенного от Евангелия «добра», или «нравственности», или «святости», или даже «совершенства» — и других громких добродетелей, понимаемых отвлеченно; но стремиться совершать дела наши надо так, чтоб этим исполнить волю Божию, имея одну цель — угодить Богу.

Что бы человек хорошее ни делал, он не может ни на что из этого надеяться, должен всегда говорить: «Я раб ничего нестоющий, сделал то, что должен был сделать, и сделал слабо и нерадиво» (Лк. 17, 10).

Когда настало время кончины святого аввы Агафона, братия, заметив в лице его страх, сказали: «Отец! неужели и ты боишься?» Он отвечал: «Хотя я старался всеусиленно исполнять заповеди Божии, но я человек, — и не знаю, угодны ли дела мои Богу». Братия спросили: «Неужели ты не уверен, что дела твои благоугодны Богу?» Старец сказал: «Невозможно удостовериться мне в этом прежде, нежели предстану Богу: потому что иной суд Божий и иной человеческий».

Когда настало для аввы Арсения время кончины, тогда братия, бывшие при нем, увидели, что он плачет. Братия сказали ему: «Отец! неужели и ты страшишься?» Он отвечал: «Страшусь! Страх, ощущаемый мною в настоящий час, пребывал со мною с того времени, как я сделался монахом».

Пимен Великий говаривал братии своей: «Уверяю вас: куда ввергнут сатану, туда ввергнут и меня».

Много лет старец Силуан нес высокие подвижнические труды, много претерпел мучительных борений с бесами. Так, однажды ночью, во время молитвы старца, злые духи усиленно стужали ему и не давали чисто молиться. Он в скорби, с болезнью сердца, возопил ко Господу, прося научить его, как ему молиться и что делать, чтоб бесы не мешали ему. И услышал ответ в душе: «Гордые всегда так страдают от бесов». «Господи, — говорил старец, — научи меня, что должен делать я, чтоб смирилась моя душа.» И снова в сердце ответ от Бога: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». После этого старец Силуан познал, что весь подвиг должен быть направлен на стяжание смирения. С того дня его «любимою песнью», как он сам выражался, стало: «Скоро я умру, и окаянная душа моя снидет в тесный черный ад, и там один я буду томиться в мрачном пламени и плакать по Господе: «Где Ты, Свет души моей? Зачем Ты оставил меня? Я не могу жить без Тебя».

«Ныне, во время земной жизни, часто нисходи умом в ад, чтоб не низойти туда навечно душею и телом», — поучал св. епископ Тихон Задонский

Только этот путь — самоосуждения, неверия себе, почитания себя худшим из грешников, достойным всяких мук, — святые отцы признавали спасительным и безопасным.

Избрав правильный путь духовной жизни, никак невозможно не пройти стезею страха и трепета за свою душу; все, кто спасался, — шли ею.

Из книги «Грех и покаяние последних времен»

О книге

Святитель Игнатий (Брянчанинов), причисленный Русской православной Церковью к лику святых, стал в XX веке духовным наставником многих верующих: мирян, монашествующих, священнослужителей. Издаются труды Святителя, его письма, проповеди. Владыка Игнатий указывает единственно возможный путь Спасения – путь покаяния. «Те наставники похвальны, которые приводят не к себе, а к Богу», – повторял Святитель слова Митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова). Поучителен и назидателен жизненный путь самого Архипастыря. Данное жизнеописание не только подробно и обстоятельно представляет земной путь Святителя Игнатия, но и показывает этапы его духовного становления.

В Новое издание книги включены Дополнения, в которых повествуется о известных исторических личностях, находившихся в духовной связи и переписке со Святителем Игнатием и Приложение, где кратко рассказывается о сегодняшнем дне Толгского монастыря – месте последнего упокоения Святителя, предоставленное его насельницами.

Читайте онлайн полную версию книги «Учитель покаяния. Жизнеописание святителя Игнатия (Брянчанинова)» автора Галины Чиняковой на сайте электронной библиотеки MyBook.ru. Скачивайте приложения для iOS или Android и читайте «Учитель покаяния. Жизнеописание святителя Игнатия (Брянчанинова)» где угодно даже без интернета.

Подробная информация

Дата написания: 2015

Год издания: 2018

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *