Архимандрит мелхиседек

Воскресные беседы. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Издательство: Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, 2015 г. 560 стр. Переплет твердый, бумага офсетная. Размеры: 243 x 173 x 39 мм. Вес: 860 гр.

Воскресные беседы. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

В книгу вошли беседы архимандрита Мелхиседека (Артюхина) на ТВ ЮЗАО за 2005-2008 годы. В беседах приоткрывается смысл церковных таинств, праздников, традиций; даются ответы на простые и сложные вопросы церковной и будничной жизни человека; предлагаются советы по выбору жизненного пути, по выбору жениха, невесты, по выбору духовника и т.д. В беседах на библейские темы архимандрит Мелхиседек просто рассказывает о сотворении человека, о его падении, о жизни первых людей после грехопадения и определении жизненных ценностей в начале человеческой истории. Беседы будут интересны для широкого круга читателей.

Предисловие – 7

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВОСКРЕСНЫЕ БЕСЕДЫ

НАЧАЛО – 11
Цикл II. Выпуск 15. Беседа 1. Введение основ православной культуры – 11
Цикл II. Выпуск 15. Беседа 2. Бог и мир – 19
Цикл I. Выпуск 1. Беседа 1. О вере – 28
Цикл II. Выпуск 2. Беседа 3. О Священном Писании – 39

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ – 48
Цикл II. Выпуск 2. Беседа 4. О призвании человека – 48
Цикл II. Выпуск 2. Беседа 1. О смысле жизни. Часть первая – 56
Цикл II. Выпуск 2. Беседа 2. О смысле жизни. Часть вторая – 65

О ЧЕЛОВЕКЕ – 75
Цикл I. Выпуск 12. Беседа 2. О душе и теле – 75
Цикл I. Выпуск 3. Беседа 1. О страданиях – 83

О ХРАМЕ – 93
Цикл I. Выпуск 1. Беседа 2. О храме – 93
Цикл I. Выпуск 1. Беседа 3. О центральной части храма – 104
Цикл I. Выпуск 2. Беседа 1. Об иконостасе – 110
Цикл I. Выпуск 6. Беседа 2. Об иконе «Святая Троица» – 116
Цикл I. Выпуск 2. Беседа 2. Об алтаре – 123
Цикл I. Выпуск 2. Беседа 3. Литургические облачения духовенства – 129
Цикл I. Выпуск 12. Беседа 1. О церковном этикете, о требах – 135
Цикл I. Выпуск 13. Беседа 3. Церковь и дети – 144

О ПОСТЕ И ПОКАЯНИИ – 153
Цикл I. Выпуск 4. Беседа 1. О подготовке к Великому посту – 153
Цикл I. Выпуск 4. Беседа 2. О Великом посте и покаянии – 163
Цикл I. Выпуск 17. Беседа 3. О прощении – 174
Цикл I. Выпуск 12. Беседа 3. Об исповеди – 183
Цикл I. Выпуск 9. Беседа 1. О покаянии – 194

О МОЛИТВЕ – 206
Цикл I. Выпуск 6. Беседа 3. О молитве. Часть первая – 206
Цикл I. Выпуск 6. Беседа 4. О молитве. Часть вторая – 215
Цикл I. Выпуск 7. Беседа 3. О чтении святых отцов – 225

О ПРАЗДНИКАХ – 232
Цикл I. Выпуск 4. Беседа 3. Пасха – 232
Цикл I. Выпуск 9. Беседа 3. О Воскресении Христовом – 240
Цикл I. Выпуск 11. Беседа 1. О неделях после Пасхи – 250
Цикл I. Выпуск 11. Беседа 2. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. О расслабленности души – 260
Цикл I. Выпуск 3. Беседа 3. Праздник Рождества Христова – 272
Цикл I. Выпуск 6. Беседа 1. Праздник Пресвятой Троицы – 280
Цикл I. Выпуск 5. Беседа 3. Праздник святых апостолов Петра и Павла – 289
Цикл I. Выпуск 18. Беседа 3. Праздник преподобной Евфросинии Московской – 296

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ – 306
Цикл I. Выпуск 15. Беседа 1. Просто о сложном. Часть первая – 306
Цикл I. Выпуск 15. Беседа 2. Просто о сложном. Часть вторая – 315
Цикл I. Выпуск 15. Беседа 3. Просто о сложном. Часть третья – 324
Цикл I. Выпуск 16. Беседа 4. Просто о сложном. Часть четвертая – 333
Цикл I. Выпуск 16. Беседа 5. Просто о сложном. Часть пятая – 342
Цикл I. Выпуск 16. Беседа 6. Просто о сложном. Часть шестая – 351
Цикл I. Выпуск 5. Беседа 1. О выборе жениха, невесты. Часть первая – 361
Цикл I. Выпуск 5. Беседа 2. О выборе жениха, невесты. Часть вторая – 371
Цикл I. Выпуск 11. Беседа 3. «Не заботьтесь о том, что вам есть и пить» – 379

О СТАРЧЕСТВЕ – 390
Цикл I. Выпуск 7. Беседа 1. Об Оптиной пустыни – 390
Цикл I. Выпуск 3. Беседа 2. О духовничестве – 397
Цикл I. Выпуск 7. Беседа 2. О преподобном Амвросии Оптинском – 406
Цикл I. Выпуск 10. Беседа 1. О старце Иоанне (Крестьянкине) – 413
Цикл I. Выпуск 10. Беседа 2. О старице Сепфоре – 422
Цикл I. Выпуск 14. Беседа 3. О схиархимандрите Христофоре (Никольском) – 432
Цикл I. Выпуск 14. Беседа 2. О епископе Василии (Родзянко) – 442

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

О ТВОРЕНИИ И ПАДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА – 457
Цикл II. Выпуск 3. Беседа 1. О днях творения – 457
Цикл II. Выпуск 3. Беседа 2. О сотворении человека. Часть первая – 464
Цикл II. Выпуск 3. Беседа 3. О сотворении человека. Часть вторая – 475
Цикл II. Выпуск 4. Беседа 1. О сотворении первой семьи – 485
Цикл II. Выпуск 4. Беседа 2. О грехопадении. Часть первая – 493
Цикл II. Выпуск 4. Беседа 3. О грехопадении. Часть вторая – 501

БИБЛЕЙСКИЕ ТЕМЫ – 512
Цикл II. Выпуск 5. Беседа 1. Каин и Авель – 512
Цикл II. Выпуск 5. Беседа 2. Сифиты и каиниты – 521
Цикл II. Выпуск 5. Беседа 3. Потоп – 531
Цикл II. Выпуск 6. Беседа 2. Вавилонское столпотворение – 540
Цикл II. Выпуск 6. Беседа 3. Благословение Иакова – 548

О своей госпитализации с диагнозом «двусторонняя пневмония» написал в Facebook настоятель подворья Оптиной пустыни в Москве архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

«В больнице с двусторонней пневмонией! Отвечать на звонки и СМС пока не могу», — написал архимандрит Мелхиседек.

В среду также стало известно о кончине иеромонаха оптинского подворья Онисима (Мальцева). Ему было 58 лет.

«Сегодня он родился для вечности! У батюшки было много хронических заболеваний, которые обострились в это непростое время», — написал настоятель.

24 апреля у главы рабочей группы при патриархе Кирилле по координации действий в условиях распространения коронавируса митрополита Дионисия (Порубай) диагностировали коронавирус.

44-летний митрополит по совету врачей лечится в стационаре. Состояние его здоровья не вызывает опасений, он продолжает исполнять рабочие обязанности.

18 апреля стало известно, что у ректора Московской духовной академии, епископа Звенигородского Питирима подтвердился COVID-19. Священник рассказал, что у него болезнь проходит в легкой форме и он уже идет на поправку. По его словам, он получил вирус во время службы в храме, при соблюдении всех гигиенических мер. Таким образом, отметил он, те, кто говорит, что в храме заразиться нельзя, неправы.

Проповеди игумена Мелхиседека (Артюхин)
Год выпуска: 2000-2006
Игумен Мелхиседек (Артюхин) настоятель Храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево (Подворье Оптиной пустыни)
Исполнитель: Игумен Мелхиседек (Артюхин) настоятель Храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево (Подворье Оптиной пустыни)
Жанр: Православные проповеди
Издательство: Храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в ЯсеневоЖИТЬ НЕ ВО СНЕ, А НАЯВУ
На вопросы читателей отвечает игумен МЕЛХИСЕДЕК (Артюхин), настоятель подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни в Москве.Что такое «девство Христа ради»? Почему вообще в христианстве девственности придается такое значение?
Максим
Монашескую жизнь в мире называют «девством ради Христа». Это значит, что человек посвящает свою жизнь Богу, принимает обеты верности Христу. Но прежде чем принять монашество, желательно испытать себя. В таких случаях молодой человек или молодая девушка могут жить в миру, работать, жить церковной жизнью, прислуживать в храме и иметь друзей, не теряя своей чистоты и пытаясь услышать, к чему их призывает Господь, к монашеству они призваны или к семейной жизни. Ведь можно жить чисто и не принимать монашеских обетов, потому что есть такая замечательная пословица – «лучше не называться и быть, чем называться и не быть».
Да, отчасти это может быть подготовкой к монашеской жизни – ведь со временем может возникнуть желание уйти в монастырь. Но даже если монашеством дело не кончится, человек совершенно ничего не потеряет. Всякая праведная жизнь благословлена Богом, и неважно, ведет человек семейную жизнь, хранит девство из любви ко Христу и его заповедям или становится монахом.
Девство, чистота всегда почитались в христианстве, да и вообще девство является для человека более естественным и гармоничным состоянием, чем связи без брака или до брака. Ведь почему важно «донести» себя до брака в чистоте? Чистота отношений влюбленных до брака обычно становится надежным фундаментом семейной жизни (а чем еще проверить верность, если не воздержанием?). А память о прошлых связях, мне кажется, со временем способна разрушить любые отношения. Конечно, покаяние в изначальном понимании этого слова (метанойа по-гречески – буквально «перемена разума») может многое исцелить и исправить, но память ничем не очистишь. Человеку по мере усиления его духовной борьбы будут приходить яркие соблазнительные воспоминания, которые волей-неволей станут отравлять его жизнь. От этого очень сложно уйти, и нецеломудренных людей по-хорошему очень жаль, потому что они сами, кирпич за кирпичом разбирают фундамент своей будущей семейной жизни. А ведь от правильно заложенного фундамента зависит устойчивость всего здания…
Современные девушки часто под влиянием мнения своих подруг и телевидения боятся не того, что могут утратить девственность, а того, что могут ее не утратить, бывают и такие мысли – а вдруг меня больше никто не полюбит?.. Но это же просто безумие. На что в итоге купится тот человек, которому она отдаст свою чистоту? На тело. А душа? Где будет душа в этот момент?.. Потом, после расставания, люди говорят – мы просто не сошлись характерами. Но ведь с этого-то как раз и нужно было начинать!
Да, Господь исцеляет все сердца, и настоящее покаяние способно исправить любую ошибку. Но надеяться на то, что потом хватит сил на такое глубокое изменение себя – все равно что прыгать с самолета с зонтиком вместо парашюта и надеяться приземлиться живым. Да, иногда может повезти, и упадешь в сугроб, но такие случаи никогда не станут правилом. Так что лучше себя не доводить до состояния, когда для возврата к чистоте тела и души понадобится такая сила воли, которая далеко не у каждого может найтись.Бывают ли вещие сны?
Ольга
Чаще всего бывает, что, если верить в сны, особенно в дурные – то они и сбудутся. А если их забывать – не сбудутся. Почему так? Никакой мистики тут нет, просто если человек находится под впечатлением от дурного сна, то часто попадает именно в ту ситуацию, которой боится, потому что от страха теряет трезвомыслие. К примеру, человеку приснилась авария. Он уже едет неуверенно, нервничает, и эта его нервозность как раз и приводит к аварии. А он потом говорит: «Сон в руку!». Но если бы он спокойно отнесся к ночному кошмару, разве его сон сбылся бы? Нужно жить трезво и спокойно. Спокойно утром помолиться Богу, выпить чашку кофе и забыть.
Больше всего люди боятся негативных снов, и тогда страх отравляет им жизнь, негатив продолжается и наяву. Святые отцы, например, Иоанн Лествичник, советуют после пробуждения как можно скорее забыть тот сон, который приснился, потому что мы живем не снами, а явью, это кредо христианской жизни.
И не надо бояться «пропустить» какую-то весть от Бога, не поверив какому-то «вещему» сну. Бог все равно сумеет донести до нас Свою волю. Он хочет от нас трезвомыслия. Преподобный Амвросий Оптинский так говорил: «Ничего не желай во сне видеть, а то с рожками увидишь». Так что даже если человеку все время снятся «вещие» сны «от Бога», где гарантия, что это именно Бог подает ему знаки, и что завтра тому же человеку не приснится сон совсем иного порядка?.. Тот же преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Не должно вспоминать прошедшее и сны, и сны не надо рассказывать». Поэтому откровениям во сне доверять никогда не стоит. А все «сонники» и гадания по снам – лишь шарлатанство или коммерция, и ничего больше.

Игумен Мелхиседек (Артюхин)

Мелхиседек (Артюхин) (род. 1962), архимандрит, настоятель Московских храмов в Ясеневе: подворья Оптиной пустыни — апостолов Петра и Павла и Покрова Пресвятой Богородицы, пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

В миру Артюхин Павел Дмитриевич, родился 2 мая 1962 года в городе Москве.

В 1984 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1988 году.

29 ноября 1986 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь Мелхиседека, царя Салимского наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Алексием (Кутеповым) в Троицком соборе лавры.

30 ноября 1986 года рукоположен в сан иеродиакона в Троице-Сергиевой лавре ректором МДАиС архиепископом Дмитровским Александром (Тимофеевым).

19 декабря 1987 года рукоположен в сан иеромонаха тем же архиереем в Смоленском храме лавры.

С 1988 по 1992 год обучался заочно в Московской духовной академии.

В 1988 году был переведён в Оптину пустынь. Нёс послушание эконома монастыря, несколько лет был благочинным монастыря.

15 апреля 1990 года возведён в сан игумена.

30 января 1997 года был назначен настоятелем в храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе города Москвы.

18 декабря 1997 года в дополнение к несомому послушанию, был назначен настоятелем домового храма Воскресения Христова при Московском пансионате №6 ветеранов труда по улице Островитянова, дом 10, приписного к Петропавловскому храму в Ясеневе .

С 20 декабря 1999 года в связи с переводом Московского подворья Оптиной пустыни из храма Живоначальной Троицы в Останкине в Петропавловский храм в Ясеневе был назначен настоятелем подворья.

2 декабря 2005 года был назначен настоятелем проектируемого храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе города Москвы. Строительство храма было начато в 2008 году.

22 мая 2013 года возведён в сан архимандрита патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального монастыря .

С 9 апреля 2014 года упоминается пресс-секретарём Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви .

9 марта 2017 года включён в состав комиссии по организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви .

Награды

  • набедренник (26 марта 1988, указ от 11 мая 1988)
  • медаль прп. Сергия Радонежского (6 июня 1988)
  • золотой наперсный крест (23 октября 1988)
  • наперсный крест с украшениями (2 мая 1992, указ от 20 июня 1992)
  • палица (8 апреля 1995, указ от 10 апреля 1995)
  • право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до «Херувимской песни» (21 апреля 2019)

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Московского Покровского храма в Ясеневе:

День тезоименитства в Неделю святых праотец, в предпоследнюю неделю перед Рождеством (в воскресенье приходящееся между 11 и 17 декабря) по старому стилю.

«Храм Воскресения Христова при пансионате №6 для ветеранов труда и инвалидов», официальный сайт Параскево-Пятницкого благочиния города Москвы,

«Святейший Патриарх Кирилл удостоил богослужебных наград ряд насельников и клириков ставропигиальных монастырей», официальный сайт Московского Патриархата, 22 мая 2013,

«В Даниловом монастыре Москвы состоялось совещание информационной службы Синодального отдела по монастырям и монашеству», официальный сайт Московского Патриархата, 14 апреля 2014,

Журнал №3 заседания Священного Синода от 9 марта 2017 года, официальный сайт Русской Православной Церкви,

«В праздник Входа Господня в Иерусалим Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Стефана (Привалова) во епископа Клинского», сайт «Патриархия.ру», 21 апреля 2019, –

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *