Архимандрит софроний сахаров

архимандрит Софроний (Сахаров)

Архимандрит Софроний (в миру Сергей Семенович Сахаров) родился в Москве в верующей, состоятельной и просвещенной семье. Няня его, Екатерина, была человеком глубокой и сильной молитвы. Она подолгу молилась в церкви, а маленький Сергей сидел иногда у ее ног. В такой обстановке и у него возникала естественная потребность молиться. В первые годы жизни Сергей был очень слаб и много болел, но постепенно, под влиянием прогулок с няней и молитв здоровье его стало поправляться.

Молитва сопровождала Сергея до семнадцати или восемнадцати лет. Он увлекся живописью и многие отмечали его талант художника. В этот период, не отвергая христианства, он интересовался мистической литературой. В 1921 г. Сергей Сахаров эмигрировал из России; несколько месяцев провел в Италии, затем – Берлин и Париж. В этот период он получает приглашение на крупные художественные выставки. Но душа Сергея устремляется к Богу. В 1924 г. на Пасху он пережил благодатное посещение – видение Нетварного Света.

Сергей не может больше спокойно заниматься живописью и решает посвятить свою жизнь Богу. В 1925 г. он поступает в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. Однако учась в богословском институте, он не находит того, что искал: он узнавал имена, даты, кто что говорил; узнавал об исторических трудностях Церкви и так далее, а ему хотелось слышать только о том, как достигнуть вечности. Он почувствовал, что у него нет иного выхода, как пойти в монастырь, где люди отдают весь день и всю ночь только служению Богу. Отец Софроний – ученик старца Силуана. Сравнительно скоро представилась возможность поехать в Югославию, а оттуда – на Афон.

Через некоторое время он принимает монашеский постриг с именем Софроний в русском монастыре святого великомученика Пантелеимона.

Весной 1930 г. произошло одно из наиболее важных событий в жизни отца Софрония – встреча со старцем Силуаном Афонским, ныне канонизированным и внесенным в месяцеслов Русской Православной Церкви. Преподобный Силуан стал духовником молодого монаха, и через духовника отцу Софронию открылись ответы на многие, как называл их сам отец Софроний, «отчаянные» духовные вопросы, которые волновали его все предшествующие годы. Наставления преподобного Силуана стали для отца Софрония первой и главной опорой всей его дальнейшей жизни. 30 апреля 1932 г. отец Софроний рукоположен во иеродиакона.

В 1935 г. иеродиакон Софроний тяжело заболел. Он оказался на грани смерти. Многие, в том числе и сам отец Софроний, были уверены, что ему осталось жить совсем немного, но по Божиему милосердию и по молитвам преподобного Силуана отцу Софронию было даровано еще много лет жизни.

24 сентября 1938 г. отошел ко Господу старец, духовник и сотаинник отца Софрония преподобный Силуан. Перед смертью старец передал отцу Софронию сделанные им записи, которые после значительного редактирования стали основой самого известного творения о.Софрония – книги «Старец Силуан». Отец Софроний также написал первую часть этой книги – жизнеописание Старца Силуана.

После смерти своего духовника отец Софроний с благословения настоятеля монастыря уходит в «пустыню». Он подвизается в Карульском и в некоторых других афонских скитах.

В феврале 1941 г. он рукоположен во иеромонаха, и с этого времени начинается его духовническое служение на Афоне. Вскоре он становится духовником монастыря св. Павла.

После войны вместе с группой афонских монахов русского происхождения по политическим соображениям его высылают с Афона. В 1947 г. иеромонах Софроний приезжает во Францию, где ему поручается служение в Свято-Успенской кладбищенской церкви в Сен Женевьев де Буа.

Через год, в 1948 г. отец Софроний публикует первое, ронеотипное ручное издание книги «Старец Силуан» в количестве 500 экземпляров (В настоящее время это издание стало библиографической редкостью. В России с этим изданием можно познакомиться в Религиозном центре Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы в собрании Н.М.Зернова).

В 1952 г. в Париже выходит первое типографское издание книги «Старец Силуан», а через несколько лет – первое издание этой книги на английском языке (несколько сокращенное).

Постепенно вокруг отца Софрония собирается круг духовных детей и учеников, стремящихся к монашеской жизни. В 1956 г. по благословению церковной иерархии он создает во Франции, на ферме Колара, монашескую общину. Архимандрит Софроний (Сахаров)

Отец Софроний мечтает об основании православного монастыря, в котором могли бы реализовываться на практике заповеди преподобного Силуана. Основать такой монастырь во Франции не представлялось возможным, и в ноябре 1958 г. отец Софроний с некоторыми своими духовными детьми переезжает в Великобританию, в графство Эссекс, где было приобретено имение, которое легло в основу монастыря Святого Иоанна Предтечи. Основанный им монастырь стал одним из наиболее почитаемых православных мест в Великобритании. Сюда съезжаются люди со всего мира – от Японии до Канады, – чтобы припасть к духовному источнику преподобного Силуана.

В этом монастыре отец Софроний подвизается до конца своих дней, сначала – в качестве настоятеля, а затем, с сентября 1974 г., – в качестве старца монастыря.

Архимандрит Софроний тихо скончался 11 июля 1993 г. в монастыре Святого Иоанна Предтечи в Эссексе.

Книги архимандрита Софрония переведены на многие языки мира, и тысячи людей во всем мире через них обретают веру. Русскому читателю хорошо знакома книга «Старец Силуан», которую многие имели возможность прочесть еще в «самиздате». Среди других наиболее важных творений отца Софрония можно упомянуть книги «О молитве» и «Видеть Бога как Он есть». Относительно последней он свидетельствует: «…я там писал целую мою исповедь за всю мою жизнь. Там приведено все самое важное из моей жизни в Боге…».

В простых словах архимандрит Софроний рассказывает о своей жизни в Боге так, чтобы сделать это понятным даже тем людям, которые считают себя неверующими. Движимое огнем «любви Христовой», которая «есть любовь, объемлющая весь мир» и каждого человека, его свободное слово о Боге не знает каких бы то ни было ограничений религиозного, философского или политического порядка, поскольку, как он сам пишет, «всякое ограничение, всякое самозамыкание, всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу». Эта беспредельность любви его «к каждому человеку как неповторимой вечной ценности» наполняет всякое его слово, к кому бы оно ни было обращено. Своим живым примером архимандрит Софроний показывает, как «мы стоим перед необходимостью «раскрыть» себя для «всего» и всех, чтобы самим стать христианами».

Патриарх Варфоломей объявил о канонизации архимандрита Софрония (Сахарова)

22 октября 2019 года на Святой Горе Афон Константинопольский патриарх Варфоломей объявил о канонизации схиархимандрита Софрония (Сахарова). Об этом сообщило интернет-издание общества друзей Священной Великой Обители Ватопед «Пемптусия».

Ранее, 20 октября 2019 года, патриарх Варфоломей сообщил о канонизации еще 4 святых – Иеронима Сименопетрского (+ 1957 г.), Даниила Катунакинского (+ 1929 г.), Иосифа Исихаста (+ 1959 г.) и Ефрема Катунакийского (+ 1998 г.)

Напомним, Сергей Семенович Сахаров, будущий архимандрит Софроний, родился 22 сентября 1896 года в Москве в православной купеческой семье. В детстве очень любил читать Гоголя, Толстого, Достоевского и Пушкина. Во время Первой мировой войны служил унтер-офицером в инженерных войсках, а в 1915 году поступил в Академию художеств, где учился до 1917 года. В 1918 году органы ВЧК дважды арестовывали Сахарова. В 1921 году он был вынужден эмигрировать из России. Жил в Италии и Берлине, а в 1922 году переехал в Париж, где работал художником и выставлял свои картины в парижских салонах.

В 1924 году на Пасху у него было видение Нетварного Света, после чего он решил посвятить свою жизнь служению Богу. На следующий год поступил в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, оттуда уехал сначала в Югославию, а после – на Святую Гору.

8 декабря 1925 года поступил в Пантелеимонов монастырь, где 18 марта 1927 года его постригли в монашество с именем Софроний. Спустя 3 года инок Софроний познакомился с преподобным Силуаном Афонским и стал его духовным чадом, а позднее – и автором жизнеописания этого святого.

Сербский епископ Жичский Николай (Велимирович) 13 мая 1930 года рукоположил иеромонаха Софрония во иеродиакона, а спустя 5 лет иеродиакон Софроний тяжело заболел, был на грани смерти, но выжил, и 1 декабря 1935 года удостоился пострига в великую схиму. После смерти духовного отца он ушел в «пустыню», в 1941 году стал иеромонахом. В следующем году – духовником афонского монастыря святого Павла, а с 1943 по 1947 годы – входит в число братии Троицкой кельи в Новом Скиту.

После войны пережил выселение с Афона – его и группу других русских иноков выслали по политическим соображениям. Тогда перешел в клир Западно-Европейского Экзархата Московского Патриархата, а 25 апреля 1954 года его возвели в сан архимандрита. В 1956 году учредил на ферме Колара (близ Сент-Женевьев-де-Буа) во Франции монашескую общину, однако основать полноценный монастырь не смог.

4 марта 1959 года переехал в Великобританию, где основал монастырь Святого Иоанна Предтечи в графстве Эссекс в юрисдикции Константинопольского патриархата. Вплоть до 1974 года был первым настоятелем. По словам иеромонаха Петра (Прутяну), архимандрит Софроний там осуществил «наиболее радикальную литургическую реформу XX века» – заменил утреню, вечерню и часы Иисусовой молитвой, которая совершается примерно по два часа утром и по два часа вечером. В 1974 году стал духовником обители.

Старец Софроний тяжело страдал от онкологического заболевания. 11 июля 1993 года в монастыре Святого Иоанна Предтечи в Эссексе после продолжительной и изнурительной болезни он отошел ко Господу.

Ниже СПЖ опубликовал найденную на YouTube-канале Александра Иванова видеозапись, на которой архимандрит Софроний (Сахаров) молится Иисусовой молитвой.

Ранее стало известно, что найдено письмо архимандрита Софрония, в котором тот ответил на 3 вопроса о вере. В документе афонский старец призвал даже «до исповедничества, до смерти» оставаться в каноничной Православной Церкви, так как только в ней есть спасение, несмотря на все возможные недостатки. Через остальные вероучения, по его мнению, «придет только раскол, ненависть, гибель общая».

«Жизнь без Христа безвкусна, грустна и беспросветна»

11 июля отошел ко Господу известный подвижник и духовный писатель старец Софроний (Сахаров). Почтим память старца, вспомнив его наставления.

Архимандрит Софроний родился в Москве, в православной купеческой семье, и прожил долгую жизнь, вместившую в себя почти весь XX век с его трагическими событиями, научными открытиями и техническими достижениями. Старец дожил почти до 97 лет и был горящим светильником для всех, кто встретился ему на жизненном пути.

Обер-офицер инженерных войск в Первую мировую войну и талантливый студент Академии художеств, он пережил два ареста ЧК и Лубянку, был успешным художником в Париже, а затем уехал на Афон. Подвизался в русском монастыре святого Пантелеимона, а потом и как отшельник на «страшной» Карулии – в суровом месте подвигов афонских аскетов. Жил в полной нищете, когда сокровищем становилась пустая консервная банка – из нее можно было пить воду.

Архимандрит Софроний (Сахаров) Отец Софроний стал учеником преподобного Силуана Афонского, находился при нем неотлучно с 1930 по 1938 год – до кончины преподобного – и написал книгу «Старец Силуан». Эта книга в кратчайший срок нашла отклик у широкого круга читателей – от новоначальных до ученых-богословов и монашествующих. Также известны его книги «О молитве» и «Видеть Бога как Он есть».

В 1959 году старец основал монастырь святого Иоанна Предтечи в юрисдикции Константинопольского Патриархата в графстве Эссекс в Великобритании. Будучи настоятелем этого монастыря, он приобрел известность как выдающийся духовник, стяжавший дар духовного рассуждения. Тысячи людей из разных стран приезжали к нему за духовным советом. Было много случаев исцелений по молитвам старца и при его жизни, и после его смерти.

Почтим память старца, вспомнив его наставления.

Обстоятельства жизни

«В зависимости от того, как человек живет, складываются и внешние обстоятельства его жизни. Иногда по причине наших внутренних ошибок или, наоборот, исправлений изменяются к худшему или лучшему и внешние условия жизни…»

«Прежде чем совершить что-либо, нужно ждать, пока Господь даст на это силы. Например, если у нас есть желание уйти на Святую Гору, но нет сил на этот шаг, то, даже и исполнив его, мы не получим никакой пользы».

«Если Бог ожидает чего-либо от нас, то дает нам энергию, и благодать, и силу на совершение этого».

О семейной жизни

О выборе спутника жизни старец говорил: «Чтобы сделать выбор, необходима молитва. Чтобы сделать правильный выбор и для того, чтобы Бог дал подходящего человека, нужна сильная молитва».

«Благословение и молитва матери играет большую роль в жизни ребенка, поскольку обычно мать молится с болью. А молитва, творимая с болью, имеет особую силу».

«Великое значение имеет тот факт, если в ребенке течет кровь молящихся родителей и если мать молилась, когда ребенок был еще в утробе».

«Когда люди вступают в брак и Бог дарует им детей, они должны прославлять Бога. Если Бог не дает детей, они должны принять этот факт в мире и не удручаться».

Одна женщина спросила старца, каким молоком ей кормить свое дитя: своим или коровьим. Старец ответил: «Кто его родил: вы или корова?».

О пище

«Пища дает энергию телу. Мы нуждаемся в ней, чтобы трудиться и иметь силы для молитвы. У молящихся энергия пищи преобразуется в духовную энергию. У тех, кто молится немного, избыточная энергия пищи преобразуется в страсть и чревоугодие».

Общение с другими людьми

«Если кто искушается при общении с нами, предпочтительнее удаляться от таковых».

«Дерзость часто бывает пожигающим огнем. Поэтому требуется простота, а не дерзость».

«Если хочешь кого-нибудь погубить, скажи ему, что у него прекрасный голос или похвали его за какую-нибудь его добродетель».

«Даже совершенные претерпевают вред, когда слышат похвалу».

«Мы должны уважать свободу другого человека. То, что делается по принуждению, не пребудет ни во времени, ни в вечности».

Благодать Божия

«Когда к нам приходит благодать Божия, мы уже здесь живем в измерении вечности».

«Самое главное в духовной жизни – стремиться получить благодать Святого Духа. Она изменит нашу жизнь (прежде всего внутренне, а не внешне). Мы будем жить в том же доме, в той же обстановке и с теми же людьми, но жизнь наша будет уже другой. Но возможно это только при определенных условиях: если мы будем находить время молиться пламенно, со слезами на глазах. С утра просить благословения Божиего, чтобы молитвенный настрой определил весь наш день».

«Жизнь без Христа безвкусна, грустна и беспросветна».

О молитве

«Мы сможем полюбить других через молитву о них. Чтобы понять, чем живет другой человек, следует молиться за него от всего сердца. Тогда мы сможем увидеть и его нужды, ища способ, как облегчить их».

«Помыслы, приходящие во время молитвы, выявляют самые сильные из одержащих нас страстей. Затем нам предлежит подвиг и решительная борьба за исцеление от сих страстей. Прежде всего для этого необходимо исповедаться духовному отцу и искать наставления. Так молитва обнаруживает страсти, а покаяние по благодати исцеляет их».

Один брат пожаловался старцу, что плохо понимает книги святых отцов. Старец ответил: «Когда мы читаем сочинение какого-нибудь святого отца, мы должны молиться этому святому отцу, чтобы понять его слово так, как понимал его сам автор».

Мир в сердце

«Лучше предпочесть малый духовный труд, но с миром в сердце, чем стремиться ко многому и потерять сердечный мир».

«Лучше быть духовно на уровень ниже, но с миром в душе, чем выше с треволнениями».

«Простые люди приходят в умиление от малого, и это придает им силу. Но они также жалуются и ропщут от пустяков и легко изматываются ими».

Многословие

«Святые отцы не искали многих слов. Получив единое духовное слово, они уходили в пустыню и жили многие годы, питаясь этим единым словом и стараясь исполнять его. Мы же говорим и слышим многие слова, но ничего не делаем, чтобы их исполнить. Многословие ослабляет духовно».

«Беседуя о вещах, не познанных лично и превосходящих наше разумение, мы воздвигаем перед собой непреодолимую преграду (стену), не позволяющую нам затем пережить это опытно».

Духовное рождение и смерть

«Духовное рождение человека сотрясает весь мир, подобно тому, как сотрясается всё вокруг, когда самолет преодолевает звуковой барьер».

«Человек, идущий к Богу, после упокоения и выхода из своей физической телесной оболочки, подобно запуску космического корабля, взлетит в мощнейшем порыве к Богу. Если человек постоянно стремится к Богу, то и по смерти он, как ракета, понесется к Богу».

«Увлеченная любовью к Богу, покинув тело, душа пойдет к Богу; или, обратное сему: оттолкнувшись от Бога, она двинется “во тьму внешнюю” – к нескончаемым терзаниям противоположного любви состояния».

«Читал я об одном несчастном случае на авиационном заводе. Один инженер испытывал работу одного реактивного мотора. Двигаясь кругом пущенной машины, он, по неосторожности, попал в поток воздуха, который захватил его и, оторвав от земли, понес в направлении мощного двигателя. Ассистент инженера, увидев эту сцену, немедленно остановил мотор. Подбежав к упавшему на пол коллеге, он нашел его мертвым.

Ищущий молитву тоже может быть захвачен ее стремлением и оказаться вырванным из этого мира. Возвратившись, он также бывает “мертв” для страстных интересов и материальных стяжаний: он не будет искать никакой карьеры; он не слишком печалится, будучи отвергаем, и не гордится хвалимый; он забывает о прошлом, не прилепляется к настоящему, не заботится о земном будущем. Новая жизнь, исполненная Света, открылась ему и в нем; детские развлечения, занимающие огромное число людей, перестают интересовать его».

Константинопольский Патриарх канонизировал популярного русского архимандрита Софрония (Сахарова) — ученика старца Силуана

афанасий Добавлено Октябрь 26, 2019 в 21:01

Старец Софроний не заканчивал институт в Париже. Ответ в Кожеезерский монастырь и автору статьи от 8 февраля 2019 года.

Автор статьи пытается бросить тень на преподобного Силуана Афонского и старца Софрония (Сахарова). Правда » ревностный борец за чистоту православия» сам для этого использует нечистые аргументы и богатое воображение.

Прошу простить меня за краткость, да не покажется она грубостью. Мы пройдемся бегло по статье и отметим ее несостоятельность.

1. Силуана » …которого мы почитаем как русского православного монаха — подвижника, каких на Афоне было множество – и раньше и в его время».

Мы бы лучше сказали немало, но и это никак не унижает святость Силуана Афонского, которого заслуженно почитает вся Православная Церковь как преподобного. Как и Оптинских старцев, скрывать их учение и жизнь никто и не думает. Они едины т.к. Оптинские, но у каждого есть свои личные особенности и это вполне понятно.

Пойдем далее.

2. По поводу современных подвижников. Про старца Софрония нам сказал приснопамятный архимандрит Адриан (Кирсанов) в 2007 году, назвав его своим духовным отцом.

3. Эмблема – символ монастыря. Ясно и понятно, черным по белому написано » Крест символически представляет Христа, стоящего на земле, на земном шаре, и заполняющего небесное пространство, три ветви символизируют сферы вокруг земли» ( стр.125 » В поисках совершенства в мире искусства: …» м. Гавриила). За две тысячи лет христианства символов было немало. Приписывать монастырь в Эссексе к жидо-провокаторам смешно.

4. Святитель Николай Сербский очень любил и почитал старца Силуана, а также совершил рукоположение отца Софрония. Благодаря изданию старца Софрония мир узнал о преподобном Силуане Афонском.

5. Книга » Видеть Бога как Он есть» – духовная исповедь, а не учебник катехизиса.

6. Духовный наставник старца Софрония – В. Кандинский !? И даже если это для «красного словца», то тогда апостол Павел был фарисеем и гонителем, а о. Серафим (Роуз) буддистом.

7. Кенозис Христа, » Камень, егоже небрегоша зиждищий, сей есть во главу угла» смешали с тесофией !?

8. Молитву плача и слез автор посчитал медитацией. Тогда Слово 5 преподобного Иоанна Лествичника » о покаянии … и о темнице» – вообще о мазохистах. Прости Господи.

Выдумывать о молитве не надо. Есть книга «О МОЛИТВЕ» все там сказано. Есть книга » Одна ночь в пустыне Святой Горы» написанная владыкой Иерофеем (Влахосом) после бесед со старцем Софронием.

9. О фашистах. Старец Софроний во время войны был в пустыни по благословению Собора монастыря. СССР в 1939 году вели переговоры с Германией о Польше. На оккупированных территориях Украины и Белоруссии кто тогда молился в храмах?! Святитель Иоанн Шанхайский вел переговоры и не простые с правительством США и что тогда дальше исходя из этой логики?!

10. На Афон отец Софроний как раз и уехал потому что, не был удовлетворен в Париже институтом, который позже не желал иметь дело со старцем из-за того, что он молился за Россию и МП. На Афоне он был духовником нескольких монастырей.

11. Нигде не видно, что отец Софроний разделяет личные богословские мнения отца Сергия Булгакова.

12. Отец Софроний стал инвалидом, ему удалили почти весь желудок, но он все таки смог издать книгу о преподобном Силуане Афонском.

13. Старец Силуан жил в традиционной среде и на послушании. А у праведного отца Иоанна Кронштадтского кто тогда был наставник?

14. Если рассмотреть росписи Васнецова и Некрасова, то даже при всех их возможностях, образы старца Софрония, при его возможностях, гораздо ближе к традиции.

В статье присутствует душок хамвста и осуждения, причина пока нам не понятна и автор тоже.

Ответить

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *