Архимандрит венедикт оптина пустынь

25 ноября 2018 года на подворье Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь в Санкт-Петербурге состоялась воскресная духовная беседа памяти преподобного Паисия (Величковского) в преддверии дня блаженной кончины великого старца († 15/28 ноября 1794 г.).

Мероприятие возглавил настоятель подворья игумен Арсений (Мосалев). На встрече присутствовали П.Б. Жгун, автор-составитель книг «Преподобный Паисий (Величковский). Житие и избранные творения» (Серпухов, 2014), «Каталог славянских рукописей монастыря Нямц» (Серпухов, 2017), и В.Г. Подковырова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, главный хранитель Отдела рукописей Библиотеки российской академии наук Санкт-Петербурга.

В начале встречи были кратко представлены самые ценные сведения и новейшие изыскания о прп. Паисии, но большая часть беседы была посвящена чтению с комментированием «Повести о святом соборе» – автобиографии старца.

Представляя гостей всем собравшимся прихожанам, отец Арсений сказал, что на подворье готовится к изданию «Добротолюбие» в переводе прп. Паисия (Величковского), составителем которого является известный исследователь Петр Борисович, поддерживается тесное сотрудничество и с Верой Григорьевной и что живое общение и совместное чтение жизнеописания старца очень значимы для всех сегодня собравшихся.

Говоря о важности встречи, отец Арсений отметил, что на духовных беседах о житиях разных святых говорится всегда достаточно много и эти рассказы современным человеком порой воспринимаются отстраненно как некая былина, но обращение к жизнеописанию старца Паисия – его детским годам, привязанности к матери, учебе в Киеве, любви к чтению, болезненности, терпению скорбей и немощей, преодолению трудностей – и его заветам, отвечающим на все вопросы духовной жизни, как никогда актуально.

«Преподобный Паисий (Величковский) – человек, который предстает нам живым, настоящим, с которым можно, действительно, как-то и свою жизнь попробовать сообразовать, – так начал свое сообщение Петр Жгун, – для этого старец и пишет «Повесть о святом соборе», свою автобиографию, чтобы показать молодым послушникам и монахам, что он был вполне обычным человеком, болезненным, и вообще удивительно, что Бог ему дал столько лет прожить и совершить такой подвиг.

Он с самой юности основывается на том, что жить надо так, как сказали святые отцы нашей православной Церкви, и считает, что умное делание доступно и в наше время. Безусловно, и мы с вами можем в какой-то мере быть сопричастными этому.

Преподобный Паисий – человек своего времени, Нового времени, как оно называется в истории, то есть это уже не позднее Средневековье, а век Просвещения. Будучи юношей, он учился в Киевской духовной академии, тогда академия была не такой, какой мы ее сейчас представляем. Это было такое учебное заведение, сопоставимое с институтами в Европе, преподавание в академии было всестороннее. Неслучайно прп. Паисий пишет, что его утруждали различные пассажи из древнегреческих мифов и античных поэтов, ему же хотелось читать больше святых отцов.

Но в дальнейшем эта эрудиция помогла подойти прп. Паисию как человеку Нового времени к творениям святых отцов, писавших в более ранние эпохи. Он благодаря своему образованию является систематизатором святоотеческих мнений, анализирует, синтезирует их опыт; подчиняясь особому плану, разбору, он преподает или, проще скажем, разжевывает как детям духовную пищу и подает ее в нужном количестве и виде, в котором мы готовы ее принять. Прп. Паисий подходит с научными критериями к переводу святых отцов, он считает важным каждое слово, даже артикли, «арфы» как он их называет, и он очень сетует, что их нет в церковнославянском языке, в то же время считает, что он один из самых близких к древнегреческому, на который можно и нужно переводить отцов Церкви. Он делает это очень тщательно, дословно, использует и оригинал, и несколько рукописей-списков, и известные ему печатные книги того времени. Издатели творений ему присылали свои книги: о старце Паисии знали и издатели греческого «Добротолюбия» свт. Макарий Нотара и прп. Никодим Святогорец, знали о нем и в Греции, и в Восточной Европе – например, архиепископ Никифор (Феотокис) прислал ему свой перевод прп. Исаака Сирина.

Так, используя всё это системно, он старается донести до нас неповрежденное наследие святых отцов и в то же время много комментирует, прежде всего, для своих учеников. Он составляет послания, которые писались им не только конкретным адресатам, что видно по красивому языку, точному стилю, определенному жанру; старец рассчитывал, что ими воспользуются и другие люди, что они помогут в изучении святых отцов. Его творений, действительно, много и на церковнославянском, и на молдавском языках. «Повесть о святом соборе» (автобиография) написана в самом конце жизни, и старец ее не дописал».

О наименовании автобиографической «Повести о святом соборе» уточнила Вера Григорьевна, сказав, что даже при переводе на русский язык название произведения решили не переводить, чтобы не потерять красоту слова «собор». «Собором» преподобный называл своих братьев и учеников, которые его окружали. И вынося в заголовок своей автобиографии наименование «Повесть о святом соборе…», он говорил о том, что он пишет не о себе, а о братии, о том, как создалось братство вокруг него, как была сформирована та духовная общность, возродившая духовную жизнь в России с конца XVIII века.

По поводу того, что юный Петр Величковский покидает Россию, Вера Григорьевна отметила, что он не может жить в России, поскольку идет синодальный период, и в силу вступают определенные законы по ограничению монашеской жизни и просвещения в обителях. «Он бы не смог приступить ни к написанию своих произведений, ни к работе над переводами, поэтому он ищет какую-то духовную точку, где может жить духовной жизнью по заветам святых отцов, – поясняет Вера Григорьевна. – И если мы будем отталкиваться от этого положения, то нам станут понятны многие вещи из его биографии».

На вопрос, на церковнославянском ли языке написана «Повесть о соборе», Вера Григорьевна ответила, что переводил тексты святых отцов прп. Паисий на церковнославянский, а писал письма, послания на мове – это так называемый разговорный язык, но он отличается от той мовы, на которой говорили на Украине и России, это особый язык старца, включающий в себя много слоев. Прп. Паисий свободно говорил на нескольких языках, его окружали ученики разных национальностей. «Когда мы говорим о христианах, то мы должны понимать, что это не замкнутая система, которая принадлежит определенной национальной культуре; отец Паисий это осознавал, и вокруг него были не только славяне – реально братия была многонациональна. Это очень важно для нас сегодня», – ответила Вера Григорьевна.

О том, почему рукопись автобиографии не дописана до конца, было сказано, что вначале считалось, что часть рукописи утеряна, но в то время, когда готовилось первое издание автобиографии, был найден автограф самого старца, заканчивающийся на тех же словах, и тогда стало ясно, что прп. Паисий именно столько успел написать до своей кончины. Тем не менее в «Повести о святом соборе» написано самое главное, так как о событиях и духовных исканиях старца до 1744 года, которыми заканчивается произведение, никто не мог бы рассказать. Его житие писалось уже на основе «Повести о святом соборе». А начиная с 1744 года, были монахи, которые его знали, и событийная канва могла быть изложена с их рассказов.

В перерывах между чтением отрывков из «Повести о святом соборе» речь шла не только о прп. старце и его братстве. Особенности монашеской жизни, уставы и традиции обителей, распорядок дня монашествующего – об этом и многом другом велась духовная беседа.

На вопрос, почему складываются разные порядки в монастырях или они меняются у иноков с течением времени, отец Арсений, в частности, пояснил, что у новоначальных есть «перегибы», особенно у молодых, в плане соблюдения внешних порядков как в древности. «Вспомним, например, как в следованной псалтири написано, сколько четок вычитывается за вечерню, повечерие, за междучасие, часы и т.д., и добавлено: если вы готовите обед, то меньше, если вы трудитесь на огороде – еще меньше, поэтому в результате остается на Иисусову молитву меньшее время. Одно дело, когда подвизается пустынник один, другое дело – скитская жизнь, где двое или трое (малое число братии), третье – общежительный монастырь (большое число братии), как и было уже в Нямце у старца Паисия (Величковского). Есть настоятель, вокруг него – братия, все на разных послушаниях, и он определяет, кому и когда телесное делание полезно, кому «умное благочестие» и другое».

На вопрос о причинах приезда братства прп. Паисия в благоустроенный Нямецкий монастырь подробно ответил Петр Борисович: «О переходе в Нямц рассказывается в одном из посланий самого старца. По политическим причинам братство перешло из Драгомирны в Секул, потому что Драгомирна была передана Австрии после русско-турецкой войны; прп. Паисий не захотел оставаться под властью католиков и перешел в Молдовлахию, ему предоставили Секул. А так как монастырь Секул был очень мал, он стал просить молдавского князя, чтобы братству дали строительного материала и денежных средств для устройства помещений братии. Но князь со своим советом решил дать им монастырь Нямц, потому что наслышанный много о паисиевском братстве князь захотел, чтобы община старца была образцовым монастырем для Молдавии, что и получилось. Не желая переходить в богатую известную и многолюдную обитель, старец очень расстроился, много месяцев игнорировал указание князя, посылал князю духовников, чтоб просить его отменить решение. Но всё-таки князь настоял на своем, и его поддержал правящий митрополит. В монастыре Нямц общине прп. Паисия по прошению старца митрополиту разрешили жить по своему монашескому уставу (по сути, афонскому; свой устав старец несколько подкорректировал для условий новой обители)».

Говоря о сложности чтения на церковнославянском языке, отец Арсений отметил, что трудностей бояться не надо, и хорошо, когда у нас с первого раза что-то не получается, – это нас подвигает к ревности.

«Господь зрит на сердце и видит нашу ревность, и, если мы стараемся, тогда Господь и людей посылает, и условия создает для нас… Как вот сегодня произошла наша очередная встреча и чтение для взаимной духовной поддержки. Если мы делаем во славу Божию, ради Бога, то Он устраивает наше дело. Так возник и устраивается теперь проект по изданию переводов прп. Паисия, это дело нас объединило. Господь говорит: «Аз есмь путь и истина и живот: никто же приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14:6), – на вопрос Филиппа о поиске пути. Всё учение прп. Паисия (Величковского) приводит нас, прежде всего, ко Христу, и, погружаясь в чтение его посланий, творений и переводов, мы начинаем духовно оживать», – подытожил отец Арсений.

Краткая справка

С духовным наследием святого Паисия (Величковского) особенно связана Оптина пустынь: первые оптинские старцы – преподобные Лев, Макаpий, Моисей – были прямыми учениками учеников прп. Паисия. Также именно в Оптиной пустыни велась издательская работа по подготовке и публикации переводов святоотеческой литературы, осуществленных старцем и его учениками. Это «Лествица» прп. Иоанна Синайского (Лествичника), «Восторгнутые класы в пищу души», «Варсануфия и Иоанна руководство к духовной жизни» и многое другое. В XIX веке в Оптиной пустыни было выпущено впервые в свет «Житие и писания старца Паисия».

Годом ранее на подворье прошли научные Паисиевские чтения.

Братия Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, отслужив литию, молитвенно почтила память архимандрита Венедикта (Пенькова), наместника Свято-Введенской Оптиной пустыни, который отошел ко Господу сегодня, 22 января, на 79-м году жизни.
Будем вместе молиться об упокоении отца Венедикта, ведь соборная молитва помогает как в земной жизни, так и на пути к Богу, к жизни вечной, к вечной радости! И сегодня все православные, искренне верящие в Господа, знают, что нет повода к унынию и что наша Святая Церковь воспринимает земную жизнь как приуготовление к вечной.
***

Постриженик Троице-Сергиевой лавры архимандрит Венедикт был назначен наместником Оптиной пустыни в 1990-м году и прослужил братии монастыря на этом поприще более 27 лет. На время его управления обителью пришлись годы восстановления прославленного монастыря, который государство, тогда еще Советский Союз, вернуло Русской Православной Церкви в 1987 году.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что архимандрит Венедикт сделал многое «для восстановления былого благолепия» Оптиной пустыни, «уделяя особое внимание сохранению преемственности иноческих традиций, просвещению и нравственному воспитанию наших современников».

Все свои силы, духовный опыт, знания и таланты отец-наместник отдавал Церкви и народу Божию. Люди относились к нему с искренней любовью и почтением. Итог жизненного пути его можно подвести словами святого апостола Павла: «Подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь ему готовится венец правды, который даст …Господь, праведный Судья” (2 Тим. 4, 7-8).

Имя архимандрита Венедикта, наместника, строителя, духовника, будет вписано не только в летопись монастыря, но и в историю монашества в России.

Свято-Введенская Оптина пустынь потеряла любимого пастыря, насельники и монашествующие, клир и паства скорбят о почившем отце-наместнике.

Вера и молитва — дар, который все мы можем принести к Алтарю Господа Славы об упокоении новопреставленного архимандрита Венедикта. Христос-Спаситель да примет душу его в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная”.

Царство Небесное новопреставленному архимандриту Венедикту! Вечная память!

Братия Спасо Преображенского Валаамского ставропигионального монастыря.

***

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь

Дата создания: начало XV века.

История

Основание Козельской Введенской Оптиной пустыни относится к началу XV в. По преданию, обитель основал раскаявшийся разбойник по имени Опта, в иночестве — Макарий.


Всероссийская слава обители начинается с 1820-х гг., когда по благословению святителя Филарета (Амфитеатрова) в обители был устроен скит во имя Собора св. Иоанна Предтечи, в котором стали жить старцы. В лике святых почитается 14 прпп. старцев Оптинских: прп. Лев (1768-1841), прп. Макарий (1788-1860), прп. Моисей (1782-1862), прп. Антоний (1795-1865), прп. Иларион (1805-73), прп. Амвросий (1812-91), прп. Анатолий (Зерцалов) (1824-94), прп. Исаакий I (1810-94), прп. Иосиф (1837-1911), прп. Варсонофий (1845-1913), прп. Анатолий (Младший) (1855-1922), прп. Нектарий (1853-1928), прп. Никон, исповедник (1888-1931), прп. Исаакий II, сщмч. (1865-1938).

В феврале 1918 г. монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие из них арестованы, сосланы, погибли в лагерях. 17 ноября 1987 г. Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви.

Храмы

В настоящее время в Оптиной пустыни действуют 7 храмов: Введенский, Владимирский и Казанский на территории монастыря; храм во имя Илариона Великого у ворот обители; храм во имя Иоанна Предтечи в скиту. Заново возведен на месте разрушенного храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 2000 г. на территории подсобного хозяйства был построен храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

***

В 1990-2018 гг. наместником обители был архимандрит Венедикт (Пеньков) (+2018 год).

НАМЕСТНИК МОНАСТЫРЯ ОПТИНА ПУСТЫНЬ АРХИМАНДРИТ ВЕНЕДИКТ (ПЕНЬКОВ)

Родился 24 июня 1939 г. в городе Москве в семье рабочих.

В 1956 г. окончил среднюю школу г. Москвы. В 1958 г. окончил строительную школу г. Москвы.

В 1964–1973 гг. — окончил Московскую Духовную Семинарию, затем Академию.

В 1968 г. был зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Нес послушания: заведующим библиотекой, второго помощника казначея, на клиросе, духовника мирян, скитоначальника Черниговского скита.

25 августа 1969 г. пострижен в мантию в честь преп. Венедикта Нурсийского (тезоименитство 27 марта)

8 октября 1969 г. рукоположен в сан иеродиакона

9 октября 1972 г. рупоположен в сан иеромонаха

20 января 1991 г. назначен наместником Введенской Оптиной пустыни

Награды:

1985 г. — палица

1986 г. — Крест с украшением

1991 г. — сан архимандрита

1995 г. — право служения с жезлом

1980 г. — медаль преп. Сергия Радонежского 1-й степени

1987 г. — орден преп. Сергия Радонежского 3-й степени

1995 г. — орден преп. Серафима Саровского 2-й степени

22 января 2018 г. — день кончины.

22 января 2018 года на 79-м году жизни после тяжелой болезни отошел ко Господу наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков).

Архимандрит Венедикт последние годы мучился от тяжелой болезни. При этом он находил силы укреплять и поддерживать своих братьев и мирян, проявляя искреннюю христианскую доброту и заботу. Батюшка до последних дней радел о судьбе нашего общего Отечества, не оставался равнодушным к происходящему на Донбассе и Украине.

В начале января архимандрит Венедикт перенес сложную операцию на ноге, спустя неделю после операции всё еще находился в реанимации – начались послеоперационные осложнения. 19 января здоровье батюшки резко ухудшилось, и 22 января он оставил этот мир…

Отец наместник Оптиной пустыни навсегда останется в памяти и сердцах братии обители, духовных чад, друзей и близких.

Господь да упокоит душу почившего в Своих Небесных селениях!

Владычица наша Царица Небесная да ходатайствует перед Своим Сыном о даровании милости к новопреставленной душе!

* * *

Архимандрит Венедикт (в миру Владимир Андреевич Пеньков) родился 24 июня 1939 года. Окончил Московскую духовную семинарию, а в 1973 году – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1970-е годы был насельником Троице-Сергиевой лавры.

В 1990 году пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре с наречением имени Венедикт в честь прп. Венедикта Нурсийского.

В 1990 году назначен настоятелем Оптиной пустыни с возведением в сан архимандрита.

Оптина пустынь – один из центров Православия, мужской монастырь Русской православной церкви в Калужской области. Главной святыней обители были Оптинские старцы. Во все времена в Оптину приезжали за умиротворением, бывали в обители и многие известные личности: Жуковский, Тютчев, Аксаков, Гоголь, Достоевский; здесь гостили Чайковский, Чижевский и Соловьев.

В 2016 году написал прошение о почислении на покой, которое не было удовлетворено.

9 января 2018 года перенес операцию по ампутации нижней конечности на фоне развивающегося сахарного диабета.

Архимандрит Венедикт получил широкую известность в православной среде как бескомпромиссный ревнитель, защитник святого Православия, решительный противник церковного модернизма, экуменизма, электронных средств порабощения личности.

Архимандрит Венедикт оказывал помощь движению «За жизнь», которое борется с абортами. Его Высокопреподобие считал справедливо аборты тяжким грехом и участвовал в деле профилактики прерываний беременностей и был единственным из наместников, оказывающих подобную помощь общественникам .

Все верные ныне возносят молитвы ко Господу о упокоении души отца Венедикта. Вечная память и Царство Небесное новопреставленному архимандриту Венедикту!

Теги: архимандрит Венедикт Пеньков Оптина пустынь вечная память

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

От издателей.
Монахиня Евфимия (Аксаментова). Жизнь как великая тайна.
Д у х о в н ы е б е с е д ы
Беседы в Оптиной пустыни
Беседа в 1907 году. Батюшка Варсонофий о себе.
28 декабря 1908 года. Святки.
Декабрь 1908 года. Святки.
6 января 1909 года. Крещение Господне.
14 июня 1909 года.
Июнь 1909 года.
2 августа 1909 года.
4 августа 1909 года.
б августа 1909 года. Преображение Господне. На пути из церкви в скит.
11 августа 1909 года. О молитве Иисусовой.
22 декабря 1909 года.
26 декабря 1909 года. Святки.
27 декабря 1909 года. Святки.
28 декабря 1909 года.
2 января 1910 года. Святки.
18 апреля 1910 года. Пасха Христова.
30 мая 1910 года.
2 июня 1910 года.
30 июля 1910 года.
23 декабря 1910 года.
27 декабря 1910 года.
29 декабря 1910 года. Святки.
2 января 1911 года. Святки.
Январь 1911 года.
11 апреля 1911 года. Понедельник Светлой седмицы.
12 апреля 1911 года. Вторник Светлой седмицы.
13 апреля 1911 года. Среда Светлой седмицы.
19 июня 1911 года. О молитве Иисусовой.
25 июля 1911 года.
26 июля 1911 года.
30 июля 1911 года.
22 октября 1911 года. Праздник Казанской иконы Божией Матери.
21 ноября 1911 года.
26 декабря 1911 года.
28 декабря 1911 года.
1 января 1912 года.
Беседы перед отъездом в Старо-Голутвин монастырь
3 января 1912 года. Святки. Слово, сказанное на общем благословении во время пребывания в Оптиной епископа Серафима.
3 января 1912 года.
5 февраля 1912 года. Прощеное воскресенье.
5 февраля 1912 года. Беседа с монахинями в тот же день.
23 февраля 1912 года.
26 февраля 1912 года.
18 марта 1912 года. Вербное воскресенье.
26 марта 1912 года. Светлый понедельник.
29 марта 1912 года. Четверг Светлой седмицы.
2 апреля 1912 года. По дороге из скита на напутственный молебен.
2 апреля 1912 года. В день отъезда батюшки Варсонофия из Оптиной пустыни, после речи архимандрита Ксенофонта.
Беседы в Старо-Голутвином монастыре
23 апреля 1912 года.
2 мая 1912 года.
19 мая 1912 года. Накануне праздника святителя Алексия, митрополита Московского.
24–27 мая 1912 года.
1 июня 1912 года.
5 июля 1912 года.
15 июля 1912 года.
17 июля 1912 года.
30 июля 1912 года.
1 августа 1912 года.
6 августа 1912 года.
12 августа 1912 года.
25 декабря 1912 года. Рождество Христово.
27 декабря 1912 года. Святки.
30 декабря 1912 года. Святки.
1 января 1913 года. Слово на Новый год. После литургии.
6 января 1913 года. Крещение Господне.
Недатированные беседы
Беседа 1.
Беседа 2.
Беседа 3.
22 февраля 1913 года. Последняя беседа.
Духовное завещание преподобного Варсонофия Оптинского.
К е л е й н ы е з а п и с к и
А
Ахтырская икона Божией Матери.
Воскресение. 8 мая. Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого Арсения Великого.
Сон об отце Анатолии.
Б
Безмолвие.
Благодать.
Богомыслие.
В
Видения.
Вера.
Д
Добро и зло.
Духовный человек.
Дух Святый.
Духовный возраст.
Дети, заклятые родителями.
Е
Евангелие.
З
Заклятые дети.
Законы природы.
И
Из наставлений архимандрита Агапита, настоятеля Нило-Столобенской пустыни.
Инок.
Искусство.
Искушения.
К
Келлия.
Колдуны.
Л
Любовь Божия.
Благослови венец лета благости Твоей, Господи!
М
Мудрость. Молитва.
Младенцы некрещеные.
Отец архимандрит Моисей Оптинский.
Н
Наказание.
О
Откровение.
П
Природа.
16 февраля 1892 года. Пост.
Помысл.
Пустыня.
Поминовение усопших.
Предвидение.
Предсказания.
Подвижничество.
Послушания.
Постриг.
Псалмы.
Предположение.
Притча. О разлучении души от тела.
Прелесть.
С
Страдания.
Страхования.
Скорби.
Сны.
Страхования.
Страхования от бесов.
Самодержавная власть.
Скит.
X
Художники.
Ч
Чтение.
Чудесное избавление от смерти.
Чудесный случай с отцом Стефаном.
Ю
Юродивые.
Я
Явления во сне.
Явление домового.
Явление беса.
Явления усопших.

22 января, на 79-м году жизни, после тяжелой болезни отошел ко Господу наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков). Он был созидателем и хранителем монастырской жизни, а также чутким духовным отцом. Вот что рассказывают о новопреставленном архимандрите Венедикте знавшие его архипастыри и пастыри.

Архимандрит Венедикт (Пеньков)

«Отец Венедикт, как апостол Павел, всех своих чад носил в сердце»

Гурий, епископ Арсеньеский и Дальнегорский:

‒ Когда я пришел к вере, я сначала пошел по московским священникам, исповедовался у них, потом поехал в Свято-Троицкую лавру. Помню, захожу в Иоанно-Предтеченский храм, а там отец Венедикт проводит общую исповедь. Я послушал его и тут же встал к нему в очередь, очередь была огромной, и я к нему в первый раз так и не попал. Но уже целенаправленно стремился попасть именно к этому духовнику на исповедь. Приезжаю в следующий раз, выслушал общую исповедь, и тогда уже Господь сподобил меня, видимо, за мою неотступность, поисповедоваться лично батюшке.

Я потянулся к нему, как к своему духовному отцу

А после, побывав у него на духовной беседе, я уже понял, что его образ мне лег на сердце, я потянулся к нему, как к своему духовному отцу. Стал часто к нему приезжать, обращался с вопросами.

Батюшка проводил удивительные беседы, причем не только с самими духовными чадами, – мы к нему приезжали и со своими родителями. Причем с неверующими родителями! Моя мама благодаря общению с ним уверовала. Конечно, Господь к Себе приводит, но многих на моих глазах и из моего близкого окружения Он призвал через отца Венедикта.

Батюшка мне постоянно говорил:

– Сходи к отцу Кириллу, сходи к отцу Науму.

Когда я оказался у отца Наума, тот спросил, у кого я исповедуюсь. Я сказал.

– Отец Венедикт, как апостол Павел, всех своих чад носит в сердце, – сказал тогда старец.

Все трое – отцы Кирилл (Павлов), Наум (Байбородин) и новопреставленный отец Венедикт – ушли один за другим. Царствие Небесное!

Отблеск рая

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель московского подворья Оптиной пустыни:

Архимандрит Венедикт (Пеньков) ‒ Наместник Введенской Оптиной пустыни архимандрит Венедикт ушел на Небо в час ночи 22 января 2018 года. Оптину пустынь он возглавил 27 лет назад, 20 января, и покинул врученное ему тогда поприще почти день в день. Интересно, что его отец, раб Божий Андрей, почил 33 года назад 17 января. Может быть, находясь на Небе, он позвал сына к себе. Это наблюдения за Промыслом Божиим, действующим из рода в род от семьи усопшего, с которой мы в последние дни очень тесно общались.

Главное дело наместника – это созидание братства, которое живет Евангельской жизнью, по крайне мере искренне и самоотверженно старается так жить. Ничего никому не доказывая, а просто любя Бога, собранные отцом Венедиктом братия уже не могут жить иначе. Люди чувствуют подвиг. Им даже тогда не надо ничего особо внушать, говорить. Они видят пример Евангельского жития и вдохновляются также следовать в своей жизни Евангелию. Не обязательно себя то и дело называть христианами, монахами: лучше не называться навязчиво, но быть, чем называться и не быть. Книга ценится не за количество слов и не за толщину корешка, а за содержание. Вот так и люди просто видят, сколько в Оптиной пустыни уже собрано смиренных, кротких, духоносных отцов, для которых во главе всего любовь к Богу и ближнему, – и стремятся в эту святую обитель. Кто-то и сам, глядишь, уже ищет иночества.

В Оптиной пустыни отцы являют эту золотую середину царственного христианского пути: и Богу угождать, и людей не забывать. А то иногда бывает так, что людей любят, а до Бога и дела нет, в храм не ходят. Или наоборот: одна только служба на повестке дня, а про ближнего забывают. Нет, отец Венедикт давал понять, насколько все это взаимосвязано, он просто жил по принципу: когда Бог на первом месте, все остальное – на своем. Также научил жить и всю оптинскую братию.

В современном расслабленном мире должен быть какой-то стержень, а людям нужны твердые примеры исповедания веры. Старец Паисий Святогорец говорил: «Монахи – это не фонарные столбы, которые светят под ноги людям, чтобы те не споткнулись в суете, продолжая и дальше метаться по своим делишкам, а это одинокие маяки, которые стоят в бушующем море и указывают путь могущим быть потопленными кораблям».

Еще Ф.М. Достоевский говорил: «Ничего так русский человек не ищет, как святыни и святого. Он говорит: «У меня неправда, ложь, грех, но должен же быть кто-то святой и должна быть где-то правда, и должна быть где-то святыня”. Вот этой святыни он жаждет, найдет ее и поклонится ей, и восславит Бога». Поэтому важно являть этот образ святого жития, чтобы люди в миру понимали: «Да, у нас раздрай и неправда, но вот в монастырях живут по-евангельски, они познали Истину». Вот эту правду жизни по заповедям Евангелия, как и в прежние века, и в наше время Оптина пустынь являет. Там есть, конечно, величайшие святыни: чудотворные иконы, мощи старцев, – но главное ‒ продолжение духовной жизни современными монахами.

Этот воевода оставил 200 человек монахов, воинов Христовых

Вся православная Москва давеча стекалась на московское подворье Оптиной пустыни ко гробу отца наместника. Этот воевода оставил 200 человек монахов, воинов Христовых. Архимандрит Венедикт оставил для православной России множество духовников, монахов-молитвенников. Нет ничего дороже молитвы. Не в крепком подсобном хозяйстве монастыря дело. Кто-то из великих людей сказал об Оптиной пустыни: «Скольких она сделала, и скольких еще сделает небожителями».

Старец Варсонофий Оптинский об обители слагал такие строки:

Ясней здесь небеса и чище их лазурь…
Мирской ярем нося и скорбный совершая
Средь мрака и стремнин тернистый жизни путь,
Сподобился я видеть отблеск рая…

На сегодняшний день Оптина пустынь и являет собой этот отблеск рая – благодаря подвигу, трудам, личному примеру отца Венедикта.

К чему он чаще всего призывал? Читайте Священное Писание, запоминайте Священное Писание, исполняйте Священное Писание ‒ и спасетесь! Помолимся о нем. Вечная ему память.

Восстановленная святыня

Братская панихида по архимандриту Венедикту 23 янв. 2018 г.

Протоиерей Александр Тихонов, настоятель храма пророка Божия Илии на Воронцовом поле:

‒ Я учился в семинарии вместе с племянником архимандрита Венедикта – отцом Алексеем Пеньковым, ныне он служит в храме Живоначальной Троицы в Конькове. Для него, конечно, дядя был образцом христианина и пастыря. Он часто сам сверялся с ним, и нам в разговорах мог привести в пример. Хотя сам был очень скромен. Когда он нам сказал: «Моего дядю назначили наместником в Оптину пустынь», – мы, его однокурсники, не поверили. Но потом действительно оказалось, что его дядя возглавил этот важнейший для России монастырь.

Первым наместником возрождающейся Оптиной пустыни был нынешний Владимирский и Суздальский митрополит Евлогий. Скорее всего, когда владыка Евлогий, назначенный на Владимирскую кафедру, уходил из Оптиной пустыни, он сказал свое веское слово в пользу назначения вместо себя отца Венедикта, который, еще будучи насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, зарекомендовал себя.

Помню, я был в Оптиной пустыни 30 лет назад – мы, как школу окончили, приехали туда потрудиться во славу Божию. В каких же там тогда лишениях все жили! Владыка Евлогий очень многое сделал, но до восстановления тогда, когда его переводили, было еще далеко…

Ничего там не было: ни стен в полуразрушенных церквях, ни колокольни. Храм преподобной Марии Египетской вообще бутафорией был – четыре стены из фанеры сооружены были. Со стороны смотришь: вроде храм, – а подойдешь: из фанеры сколочен, просто покрашен снаружи! Там, где башня с Ангелом, обустроили быстренько тогда единственный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, – там и служили. Но народу всегда в нем, как селедки в бочке, набивалось. Казанский собор при советской власти в гараж обратили. Сводов не было. Четырехскатная шиферная крыша, а в алтаре ворота пробиты, сквозь которые в храм заезжали грузовики, – страшное зрелище… Восточной монастырской стены не было, да и южной боковой. Куда ни глянь, – там раньше одни развалины были.

А какие жильцы там жили! Некоторые из них были просто пьяницы, матершинники, драчуны и хулиганы. Там жил один такой учитель физкультуры. Мы, мальчишки, пытались там что-то уже разгребать. Помню, меня из иконописной мастерской отправили воду принести. Я ополоснул ведро и вылил воду на травку, – так он бросился на меня с кулаками. Сильно им там претило восстановление святыни. Вот с таким контингентом отцу Венедикту приходилось иметь дело.

В Иоанно-Предтеченском скиту тоже мирские люди жили. Поначалу, при отце Евлогии, только разве что хибарку преподобного Амвросия освободили, а все остальное – это уже отец Венедикт радел, добивался. Жуть, что было. А теперь – слава Божия! Восстановлена святыня. Собрано монашеское братство.

Вечная память верному служителю Христову!

СПРАВКА:

Архимандрит Венедикт (в миру Владимир Андреевич Пеньков) родился 24 июня 1939 года. Окончил Московскую духовную семинарию, а в 1973-м году ― Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1970-е годы был насельником Троице-Сергиевой лавры.

В 1990-м году пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре с наречением имени Венедикт в честь преподобного Венедикта Нурсийского.

В 1990-м году назначен наместником Оптиной пустыни с возведением в сан архимандрита. Отец Венедикт руководил жизнью обители на протяжении 27 лет, начиная с 1990 года.

9 января 2018 года перенес тяжелую операцию. Спустя неделю после операции отец Венедикт все еще находился в реанимации – начались послеоперационные осложнения. 19 января здоровье батюшки резко ухудшилось, и 22 января он оставил этот мир…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *