Архимандрит зинон теодор

Биография

Родился в 12 октября 1953 года в городе Первомайске Николаевской области в семье известного чабана, Героя Социалистического Труда Михаила Николаевича Теодора. С детства был приобщён к церкви. По собственным воспоминаниям: «ещё в раннем детстве бабушка водила меня в наш деревянный храм. Я прекрасно помню, как там причащали, какой необычной казалась обстановка — не встречал такой больше нигде: тихо, красиво и необъяснимо таинственно. Даже строгость казалась мне там особой: она усмиряла мальчишеский нрав, но при этом совсем не пугала».

Окончил 8 классов Первомайской средней школы № 4. В 1969 года в возрасте 15 лет поступил в Одесское художественное училище, на отделение живописи. На втором курсе впервые взял в руки Евангелие. По собственным воспоминаниям, «где-то со 2-го курса я понял, что советским художником я не стану, потому что мне это совершенно претило; вообще, вся советская действительность у меня вызывала самое сильное отторжение — во всём». «Начинал с копий старых икон: когда по подлиннику, а больше — по репродукциям. В Одессе, как и в целом на юге, старые иконы — редкость, в церквах их практически нет, а провинциальные музеи весьма бедны и однообразны. Учителей иконописи в те времена не было, и потому технику иконы, каноны, художественные приемы и другие секреты иконописного ремесла приходилось осваивать самостоятельно». Задуманный им дипломный проект, триптих «Андрей Рублёв», не нашёл поддержки у руководителя, потребовавшего сменить тему.

В 1973 году окончил окончил Одесское художественное училище, и ушёл в армию. Проходил военную службу в Одессе, работая по специальности: «Художники в армии всегда нарасхват! Кого мне только не довелось изображать: бравые воины, грозная техника, портреты военачальников. Но даже тогда, тайком, я умудрялся писать иконы».

Демобилизировавшись в 1975 году, выполнял художественные работы в Успенском кафедральном соборе Одессы.

5 сентября 1976 года, в возрасте 23 лет, поступил послушником в Псково-Печерский монастырь, где уже 30 сентября того же года был пострижен в монахи наместником обители архимандритом Гавриилом (Стеблюченко). Через 3 дня был рукоположён в сан иеродиакона, а 8 ноября того же года — в иеромонаха.

Прожил там два с половиной года, затем Патриарх Пимен забрал его в Троицке-Сергиеву лавру. В Троицкой лавре отец Зинон написал иконостасы приделов в крипте Успенского собора, создал множество отдельных икон.

Прожив 7 лет в лавре, запросился обратно в более тихий Псков. После первого прошения архимандрита Зинона патриарх отправил его в 1983 году в Даниловский монастырь, где мастер работал ещё год, участвуя в восстановлении и украшении монастыря. Затем его отпустили в Печерский монастырь.

«Еще работая в Даниловом монастыре, архимандрит Зинон приобрёл известность как один из ведущих иконописцев России, и его стали активно приглашать в другие страны — он работал во Франции, в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, в Крестовоздвиженском монастыре Шеветонь в Бельгии, преподавал в иконописной школе в Сериате, в Италии и т. д.»

В начале 1990-х годов архимандрит Зинон получил известность как сторонник обновления православного богослужения, в частности замены церковнославянского языка в богослужении. Подписал Обращение от 10 апреля 1994 года с призывом к дискуссии по вопросу богослужебного уклада.

Является членом попечительского совета Свято-Филаретовского православно-христианского института, созданного священником Георгием Кочетковым

По словам протоиерея Павла Адельгейма:

Отец Зинон был замечательным мастером иконописи. Как все талантливые люди, он был одарён не только живописным даром. Он хорошо говорит, умеет увлечь собеседника силой мысли и глубиной видения проблемы, изложенной сильным и красивым голосом. Начитан и эрудирован. Несколько раз он приходил в нашу школу, беседовал с учителями. Они были в восторге от этих встреч. Все его работы удивительно органичны и цельны. Он построил несколько храмов. В каждом из них архитектура органично сочетается с интерьером и живописью. Каждая деталь тщательно продумана и занимает принадлежащее ей место. О качестве икон я не буду говорить. Они совершенны.

Инцидент в Мирожской иконописной школе

Был главой иконописной школы Мирожского монастыря Пскова с момента её передачи Русской православной церкви в 1994 году под условием, что там должна быть создана школа. Братство восстановило надвратную церковь во имя святого Стефана Первомученика (1996), в ней совершались богослужения. Зинон создал здесь оригинальный каменный иконостас и написал для него образы Спасителя, Богородицы и святых в медальонах.

Надвратная церковь во имя святого Стефана Первомученика в Мироже

Школа оказалась в центре церковной дискуссии, когда Зинон разрешил католическому протоиерею Романо Скальфи, директору Центра «Христианская Россия» из Италии, отслужить мессу в неосвящённой часовне Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, а в конце литургии причастился вместе с католиками, чего не дозволяют православные каноны.

В 1996 году киностудия «Леннаучфильм» сняла научно-популярный фильм «Лик», посвящённый деятельности архимандрита Зинона (режиссёр — Валентина Матвеева, оператор — Виктор Петров)

Указом № 880 от 28 ноября 1996 года архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий (Саввин) наложил прещения на иконописца и монахов монастыря Иоанна и Павла. «Я ему заявил, что раз он действует в нарушение своей присяги и не советуется с правящим епископом, то я не могу считать его клириком своей епархии. Виной всему — гордость», — пояснил своё решение архиепископ Евсевий. Архимандрит Зинон неоднократно подчеркивал, что терпеливо будет ждать, когда запрет будет отменён. Школу возглавил отец Алипий, у которого и обучались псковские художники. Около 2001 года в связи с отъездом отца Алипия художники покинули школу.

Дальнейшая жизнь

Поселившись после наложения прещения в деревне Гверстонь, расположенной на границе Псковской области с Эстонией, под руководством иконописца, небольшая община, сложившаяся вокруг архимандрита Зинона, в течение 5 лет построила небольшой каменный храм в романском стиле. Также были оборудованы столярная мастерская и мастерская иконописца.

21 декабря 2001 года патриарх Алексий II подписал указ о снятии прещений, наложенных на архимандрита Зинона. Но возвращение отца Зинона в обитель не состоялось, как не смогли продолжить работу над иконами в стенах монастыря и художники. Им сообщили, что прием православных мирян для обучения иконописи прекращен. В начале февраля 2002 г. о. Зинон получил официальный документ из РПЦ МП о снятии с него всех дисциплинарных прещений — и прежде всего запрета на священническое служение, наложенного архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием (Саввиным).

В 2005 году Портал-Credo.Ru писал о «фактическом запрете известного иконописца иеромонаха Зинона (Теодора), который не может официально выезжать из построенного им монастыря с иконописными мастерскими в деревне Гверстонь; о запрете в служении священника Владимира Андреева, единственная вина которого состояла в том, что он выразил в обращении на имя главы епархии РПЦ МП своё несогласие с преследованием отца Зинона». (В 1997 году псковский священник Владимир Андреев был выведен за штат с формулировкой «за порицание архиерея»).

Летом 2005 года отец Зинон выехал в Австрию, где намеревался провести около трёх лет. Два монаха, проживающие в отведённом под монастырь домике в деревне Гверстонь Псковской области, а также небольшая община, сложившаяся вокруг отца Зинона, остались предоставлены сами себе. В 2006—2008 году под его руководством выполнены росписи Никольского собора в Вене.

В 2008 году отец Зинон работал в греческом монастыре Симонопетра на Афоне, где расписывал храм.

Отношение к работам мастера

24 сентября 2008 года «Псковская губерния» опубликовала статью Елены Ширяевой «Беседы без иконописца. Псковская епархия хранит тайну: кто, где и как „реставрирует“ иконостас работы архимандрита Зинона из Серафимовского придела Троицкого собора». В частности, она писала: «Если подтвердятся худшие опасения тех, кто тревожится за судьбу иконостаса Серафимовского придела, то запечатленная в книге пятнадцать лет назад псковская иконопись отца Зинона останется единственным свидетельством того, что эти иконы были».

5 ноября 2008 года в малом зале Псковского областного Собрания депутатов состоялся «круглый стол», на котором обсуждался вопрос о постановке на государственную охрану икон работы архимандрита Зинона. По решению участников «круглого стола», государственный комитет Псковской области по культуре приступил к формированию экспертной комиссии по оценке иконописного наследия архимандрита Зинона — с целью дальнейшей постановки его наследия под государственную охрану. Представители епархии это собрание проигнорировали. Доступа к иконам экспертная комиссия так и не получила. 15 января 2009 года Серафимовский придел открылся, и стало возможным увидеть иконостас. Он оказался «поновленным» — то есть записанным заново, живопись отца Зинона оказалась уничтоженной. Такое поновление связывают со стремлением главы епархии искоренить память о наказанном иконописце. Также имеется информация, что работы отца Зинона уничтожаются в трех храмах Псково-Печерского монастыря, в настоящий момент закрытых для посещения.

Творчество

Икона «Преображение», 1997 год

Ранние работы Зинона (1970 — нач. 1980-х гг.) выполнены в традициях древнерусской иконописи XV — нач. XVI веков, заметно влияние монахини-иконописицы Иулиании (Соколовой). В середине 1980-х годов Зинон, изучая псковскую иконопись XIV—XV вв., стал использовать в своих работах образы домонгольской русской живописи и византийские традиции. С середины 1990-х годов он обратился к раннехристианскому искусству Рима, Синая, Равенны.

Кроме темперной живописи Зинон работает в технике мозаики и энкаустики. Занимается проектированием храмов, эскизов утвари и облачений, оформлением книг.

Архимандрит Зинон считается одним из продолжателей византийских традиций иконописания.

Когда ко мне приезжают и изъявляют желание овладеть церковным искусством, я говорю, что в наше время этому нужно учиться самое малое пятнадцать лет, независимо от уровня художественной подготовки, — говорит архимандрит Зинон. — Художник, у которого деньги на первом месте, уже не художник.

Работы

  • Данилов монастырь: иконостас в традициях XV—XVI веков для храма Отцов Семи Вселенских соборов (нижний Покровский придел).
  • В 1985 году расписывал церковь святой Параскевы Пятницы во Владимирской области.
  • в Псково-Печерском монастыре: им были созданы иконостасы храмов преподобномученика Корнилия (1985 год), Покрова над Успенским собором (1990 год) и Печерских святых на горке (1989—1991 годы).
  • В 1988 году о. Зинон написал для древнего Троицкого собора Пскова иконостас нижнего храма, освященного во имя преподобного Серафима Саровского.
  • Участвовал в росписи трапезной Ново-Валаамского монастыря в Финляндии
  • в Крестовоздвиженском монастыре Шеветонь в Бельгии (en:Chevetogne Abbey)
  • церковь св. Стефана в Мирожском монастыре
  • роспись храма во имя преподобного Сергия Радонежского на подмосковной станции «Семхоз», воздвигнутого в память убитого в этом месте Александра Меня. Зинон расписывал храм в течение двух лет.
  • роспись Никольского собора в Вене, Австрия.
  • росписи в монастыре Симонопетра на Афоне.
  • нижний храм Феодоровского собора в Санкт-Петербурге.

Выставки

  • Русская икона конца XX — начала XXI в. (Псков, 2003)
  • Современные иконописцы России (Москва, 10 декабря 2015 − 19 января 2016).

Ссылки

  • «Мирожский урок» — статья Антона Жоголева в газете «Благовест» об обстоятельствах доноса на о. Зинона после католической мессы
  • Фотопортреты о. Зинона
  • «Бог шёл на риск, создавая человека» — из беседы об иконописи о. Зинона с С. Ямщиковым
  • Фрески собора святителя Николая в Вене
  • Иконостас Серафимовского предела Троицкого кафедрального собора г. Пскова

интервью

  • По рецептам древних // «Российская газета», 14 мая 2009
  • Свет и тени церковной эстетики // pravmir.ru, 2 января 2011

архимандрит Зинон (Теодор)

в миру Владимир Михайлович Теодор (1953) – модернист, экуменист, представитель модернистского «богословия иконы».

Иконописец. Учась на втором курсе Одесского художественного училища, стал копировать иконы. Возглавлял иконописные работы в Свято-Даниловом монастыре во время подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Работал в Пскове, в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, в Шеветоньском монастыре в Бельгии. В середине 90-х гг. возглавил иконописную мастерскую в Спасо-Мирожском монастыре в Псковской епархии.

Сторонник обновленческих изменений Православного Богослужения, замены церковнославянского языка в Богослужении. Подписал Обращение от 10 апреля 1994 г. с призывом к дискуссии по вопросу богослужебного уклада.

Член попечительского совета СФИ (секта о. Г. Кочеткова).

архимандрит Зинон (Теодор) и о. Георгий Чистяков

15 августа 1996 г. в день католического Успения Божией Матери по благословению о.З. в Спасо-Мирожском монастыре была отслужена месса католическим священником Романо Скальфи, за которой причастился о.З. и некоторые братия монастыря. Свидетелями совершения католической литургии в православном монастыре стали прихожане Русской Зарубежной Церкви из Аргентины — Беликовы Владимир Георгиевич и Светлана Ивановна.

После разразившегося скандала на о.З. и братию были наложены дисциплинарные прещения (Указ архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия о запрещении в священнослужении о.З. от 28 ноября 1996 г.). Тем же указом запрещенному архимандриту сообщается, что клириком Псковской епархии он больше не является.

О. З. покинул монастырь и проживал со своими единомышленниками в деревне Гверстонь на границе с Эстонией.

В феврале 2002 г. с о.З. сняты все дисциплинарные прещения (запрет на священническое служение).

Летом 2005 г. о.З. выехал в Австрию. В 2006-2008 гг. под его руководством выполнены росписи Николаевского собора в Вене. В 2008 г. о.З. работал в греческом монастыре Симонопетра на Афоне, где расписывал храм.

Лауреат Государственной премии 1995 г.

Цитаты

Ив Аман — наверно, вы его знаете, он близок с отцом Александром (Менем), и в своей книге ещё в самом начале 90-х годов он отца Александра называет пророком, апостолом и мучеником, и это очень верное определение и характеристика его миссии в этом мире. Мне кажется, что христианство современным людям надо проповедовать именно так, таким языком. Потом, отец Александр — это явление совершенно уникальное и выдающееся. Это был титан. Я его очень почитаю и надеюсь, что придёт время, когда он будет причислен к лику святых. Вот для меня две таких фигуры — это Мать Мария Скобцова и отец Александр Мень.

Митрополит Никон возглавил Литургию в Задонском Рождество-Богородицком монастыре в день своего тезоименитства и получил церковную награду

5 апреля 2017 года, в день памяти преподобного Никона, игумена Киево-Печерского, митрополит Липецкий и Задонский Никон возглавил Божественную литургию во Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря. В этот день глава Липецкой митрополии отмечает память своего Небесного покровителя, имя которого Владыка получил при монашеском постриге.

Перед началом богослужения митрополит Никон поклонился мощам святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, и иконе праздника.

По случаю торжества была совершена Литургия святителя Иоанна Златоуста.

Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Елецкий и Лебедянский Максим; викарий Липецкой епархии епископ Усманский Евфимий, секретарь Липецкой епархии протоиерей Василий Бильчук; благочинный Рождество-Богородицкого мужского монастыря г. Задонска архимандрит Трифон (Голубых) и духовенство обители; благочинный 1-го Липецкого церковного округа протоиерей Константин Гришин; благочинный 2-го Липецкого церковного округа протоиерей Павел Зобов; благочинный Грязинского церковного округа протоиерей Георгий Гостилин; благочинный Тербунского церковного округа протоиерей Роман Максимчук; благочинный Добринского церковного округа протоиерей Александр Адоньев, благочинный Добровского церковного округа архимандрит Герман (Ледин); благочинный Задонского церковного округа иерей Вадим Голев, благочинный Хлевенского церковного округа протоиерей Владимир Силантьев; благочинный Усманского церковного округа, руководитель Епархиальной комиссии по взаимодействию с исправительно-трудовыми учреждениям протоиерей Олег Парахин; руководитель Епархиальной комиссии по социальному служению и благотворительности протоиерей Владимир Сельцов; руководитель Епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации протоиерей Виталий Диесперов и духовенство Липецкой епархии.

За богослужением молились: настоятельница Задонского Свято-Тихоновского Преображенского женского епархиального монастыря игумения Зинона (Деева) с сестрами, настоятельница Задонского Богородице-Тихоновского (Тюнина) женского монастыря игумения Арсения (Семенова) с сестрами, настоятельница Алексиево-Акатова монастыря г. Воронежа игумения Варвара (Сажнева), настоятельница Елецкого Знаменского женского монастыря игумения Антония (Поликарова), сотрудники Липецкого епархиального управления, представители светской власти, руководители организаций и предприятий региона, благотворители обители, многочисленные верующие и духовные чада владыки Никона из Москвы, Ростова-на-Дону, Липецка, Воронежа и других городов России, собравшиеся прославить преподобного Никона Киево-Печерского, поздравить архипастыря с днем тезоименитства и разделить с Владыкой радость молитвенного и евхаристического общения.

Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Задонского монастыря под управлением Сергия Погорелова.

После сугубой ектении Преосвященнейший епископ Евфимий вознес молитву о мире в Украине.

Проповедь перед Таинством Евхаристии произнес иеромонах Гавриил (Мельников), кандидат богословия, главный редактор монастырского альманаха «Задонский паломник». Священнослужитель напомнил житие преподобного Никона и сказал слово о благословенных плодах христианского послушания.

По окончании Божественной литургии перед праздничной иконой был совершен торжественный молебен с возглашением многолетия правящему архиерею.

Поздравив присутствующих с праздником, владыка Никон отметил, что святые угодники являются нашими заступникам пред Господом. «Мы прибегаем к ним с молитвами о помощи в несении креста, о терпении скорбей и испытаний, об избавлении от всяких зол и бед, наносимых врагом спасения. В этот день мы пришли прославить преподобного Никона Киево-Печерского и поблагодарить Бога за Его великие и богатые милости. Духовная жизнь христианина в том и заключается, чтобы благодарить Бога, молиться Ему и славословить Его. Соборная молитва особенно благоприятна Богу. Великую силу имеет и предстательство пред Господом святых, когда мы обращаемся к ним с молитвами», – подчеркнул Владыка.

Его Высокопреосвященство поблагодарил пришедших в святую обитель поздравить своего архиерея с днем Ангела за внимание и любовь. «Мы всегда будем молиться за вас», – сказал Владыка и призвал на всех Божие благословение.

На молитвенную память о празднике митрополит Никон вручил епископу Максиму и епископу Евфимию архиерейские панагии.

В поздравительном слове епископ Максим поблагодарил митрополита Никона за отеческое попечение о вверенной Богом пастве и преподнес главе Липецкой митрополии церковную награду Елецкой епархии, утвержденную Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, – медаль священномученика Сергия, епископа Елецкого, пострадавшего за веру Христову в годы гонений XX века.

Епископ Евфимий, обращаясь с поздравлением к владыке Никону, отметил, что более двадцати лет подвизается под его архипастырским омофором. Поблагодарив за радость совместного совершения Божественной литургии, владыка Евфимий преподнес в подарок духовному отцу богослужебную утварь из евхаристического набора с пожеланием многих лет служения Богу.

С днем тезоименитства митрополита Никона поздравил первый заместитель главы Администрации Липецкой области Ю.Н. Таран. Юрий Николаевич поблагодарил Владыку за труды на ниве духовного просвещения, подчеркнув, что Липецкая Православная гимназия имени преподобного Амвросия Оптинского признана на сегодняшней день одним из лучших образовательных учреждений Российской Федерации.

Слова поздравления в адрес Владыки прозвучали также от начальника Управления внутренней политики региона А.М. Грушихина, главы администрации Задонского муниципального района Г.И. Мосолова, а также от руководителей предприятий и организаций, принимающих активное участие в возрождении святынь липецкой земли.

С поздравительным словом от лица насельников обители и духовенства Липецкой епархии к правящему архиерею обратились благочинный Задонской Рождество-Богородицкой обители архимандрит Трифон (Голубых) и настоятель Никольского храма с. Каменное Грязинского района игумен Зинон (Романенко), преподнеся в дар архипастырю выполненную в каноне старинного письма икону его Небесного покровителя.

В этот день правящего архиерея поздравили директор Липецкой Православной гимназии имени преподобного Амвросия Оптинского М.С. Щурко и руководитель детского митрополичьего хора С.И. Сингур. Учащиеся гимназии и дети митрополичьего хора порадовали Владыку исполнением духовных песнопений и произведений о любви к России.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *