Архитектура петровской эпохи

Содержание

Учреждение в России в конце XVI в. патриархии означало существенное укрепление авторитета русской православной церкви во внешнем мире. Однако внутри страны церковь все более подчиняется государству. В XVIII в. церковь продолжает обладать громадными богатствами, в том числе землями и крестьянами, но государство принимает меры к ограничению роста церковного землевладения. Делаются попытки ограничить церковь в ее судебных правах, что имело и политическое, и экономическое значение. Попытки патриарха Никона поставить вопрос о равенстве церковной власти со светской и даже о приоритете церкви над государством привели к его низвержению. Цари и до этого ставили на патриарший престол нужных им лиц, хозяйничали на церковных соборах и т. д.

С именем Никона связано и такое важное событие в русской православной церкви, как ее раскол. Деятельность патриарха Никона по реформе церкви соответствовала интересам государства. Переписка церковных книг в соответствии с греческими канонами означала централизацию культовой сферы, введение единства и единообразия в по­рядок богослужения и вообще в церковный порядок. До этого в разных русских землях накопились свои местные искажения церковных книг и порядков, которые сохранялись как пережиток феодальной раздробленности. Инициаторами раскола явились рядовые священники, в большой массе полуграмотные, которым переучиваться по исправленным книгам было просто не по силам. Но к расколу примкнули и самые разнородные силы: древние боярские роды, теснимые дворянством, посадское население, положение которого ухудшалось преимущественно по причине конкуренции иностранных купцов, а главное, крестьянство, закрепощение которого завершилось и положение которого продолжало ухудшаться. Именно участие в расколе широких народных масс сделало его серьезной и опасной силой, с которой государству пришлось активно бороться.

Подчинение церкви государству усилилось в XVIII в. Петр I, воспользовавшись смертью патриарха Адриана, решил вообще не избирать нового патриарха, а учредил лишь должность местоблюстителя патриаршего престола, назначив на этот пост верного ему человека — молодого рязанского епископа Стефана Яворского. Вслед за тем был вновь учрежден Монастырский приказ, созданный, а затем упраздненный еще Алексеем Михайловичем. Но теперь Монастырский приказ получил более широкие полномочия. Он стал управлять всем хозяйством русской православной церкви, причем часть доходов от громадных церковных имуществ шла на содержание церкви, а остальное — на государственные нужды. Больше того, церковь была обложена разного рода государственными повинностями и податями.

При Петре I была создана и духовная коллегия, названная затем Синодом и подчиненная Сенату. Она стала государственным органом управления церковью. При преемниках Петра Великого статус и экономическое положение церкви неоднократно менялись в ту и другую сторону, но при Екатерине II церковь была полностью поставлена под контроль государства, стала по существу государственным органом, а ее имущество было отобрано в пользу казны. Все церковные иерархи были посажены на государственное жалованье, которое платилось из доходов от бывших церковных имуществ. На это тратилась примерно треть доходов, а больше половины их просто шло в казну. Для заведования церковными землями и крестьянами была создана Коллегия экономии, а такие крестьяне стали именоваться экономическими. Екатерина II и Павел I не стеснялись раздавать часть бывших церковных земель своим приближенным.

В конце XVIII в. одновременно с губернской реформой был пересмотрен состав епархий, при этом территория епархии стала совпадать с губернской.

В эпоху абсолютизма церковь сделала следующий шаг и в признании богопомазанности монархов. Теперь царь признавался наместником бога на земле и главой православной церкви.

Юридический статус духовенства( стоит на следующей после дворянства ступени).

Духовенство, которое по-прежнему подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество), пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел «по слову и делу государеву”). По своей социально-классовой характеристике духовенство, точнее церковь, относилось к классу феодалов, так как патриаршему двору, архиерейским домам и монастырям принадлежали на вотчинном праве огромные земли и до 5% всего крестьянства в стране. Экономическое могущество церкви обеспечивало ей определенную независимость от власти, что являлось основой для притязаний на вмешательство в государственные дела и оппозиционности петровским реформам.

Петропавловский собор с монументальной колокольной и великолепным иконостасом — подлинным шедевром русского декоративного искусства — один из немногих в Санкт-Петербурге хорошо сохранившихся памятников зодчества начала XVIII века.
Первая деревянная церковь в Петропавловской крепости была построена в 1703 году. Закладка каменного собора состоялась 8 июня 1712 года. Постройка велась по проекту Д. Трезини и под его руководством, причем в первую очередь была возведена многоярусная колокольня, увенчанная шпилем, обитым медными вызолоченными листами. Шпиль завершался флюгером в виде фигуры летящего ангела и крестом. Постройка и отделка собора затянулись и были закончены только в 1732 году. Собор был открыт 29 июня 1733 года.

Архитектурное решение и иконостас Петропавловского собора

Композиция плана собора имеет мало общего с традиционными плановыми решениями русского культового зодчества: оно прямоугольное в плане сооружения «зального» типа. Внутреннее пространство собора разделено на три нефа мощными пилонами, обработанными пилястрами коринфского ордера. Крестовые своды, перекрывающие помещение, декорированы филенками и орнаментальной росписью.

Иконостас выполнен группой московских резчиков в 1722–1726 годах по проекту и под руководством выдающегося зодчего и скульптора И. П. Зарудного. В 1727 году иконостас доставили в Петербург. Сборкой и установкой его в соборе руководил московский столяр Трифон Иванов. Образа для иконостаса писали московский иконописец Л. М. Поспелов к его помощники. Настенные живописные панно на библейские сюжеты исполнили Андрей Матвеев, Александр Захаров, живописец Партикулярной верфи И. М. Никитин, В. А. Ерошевский и др.
Величественный и пышный иконостас решен с большой смелостью и размахом и близок по замыслу и формам к триумфальным сооружениям, которые возводились в петровское время в дни торжеств в честь побед русского оружия. Он является одним из непревзойденных образцов русской резьбы, в котором продолжены традиции московской школы резчиков XVII века.

В 1725 году внутри собора, возведенного вчерне, была сооружена деревянная церковь, впоследствии разобранная. В ней отпевали скончавшегося Петра I. В дальнейшем собор стал усыпальницей русских царей и членов царской фамилии.
В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года, соборная колокольня была повреждена ударом молнии. Загоревшийся шпиль рухнул. Пожар охватил чердаки и деревянный купол. Иконостас был поспешно разобран и вынесен. Кладка стен колокольни дала многочисленные трещины. В 1760 году колокольню разобрали до окон первого яруса. В 1761 году началась подготовка к её восстановлению под руководством архитектора Семена Волкова.

Тогда же был разработан ряд проектов перестройки собора и восстановления колокольни. Ни один из проектов колокольни не получил одобрения, и в 1766 году приняли решение «делать оную точно так, какова прежняя была, понеже все прочие планы не столь красивы». В связи с восстановительными работами М. В. Ломоносов выдвинул проект украшения собора монументальными мозаичными панно.

Восстановление ангела – флюгера Петропавловского собора. Подвиг Петра Телушкина

В 1830 году сильная буря повредила фигуру ангела на шпиле собора. Кровельщик Петр Телушкин поднялся на шпиль без лесов и отремонтировал флюгер. В 1857–1858 годах деревянные конструкции шпиля заменены металлическими, изготовленными на Боткинском заводе по проекту выдающегося инженера Д. И. Журавского. Высота шпиля при этом несколько увеличилась (общая высота колокольни от земли до конца креста 122,5 м). Сооружение этого уникального шпиля явилось замечательным достижением русской строительной техники.
В 1864–1866 годах деревянные резные царские врата иконостаса заменили литыми из меди на железном каркасе.
В 1875–1876 годах архитектор А. А. Пуаро возобновил лепные украшения сводов и верхней части стен собора. В 1891–1893 годах деревянные полы заменены несгораемыми. Большие работы по реставрации интерьеров собора велись в 1908 году.

Усыпальница Петропавловского собора

В 1896–1908 годах Л. Н. Бенуа возвел здание усыпальницы близ собора по эскизному проекту архитектора Д. И. Гримма. Во внутренней её отделке широко применены мраморная облицовка и золоченая бронза. Благодаря умело найденным пропорциям здание усыпальницы, завершенное куполом и луковичной главкой, и собор воспринимаются как единое целое.
В годы Великой Отечественной войны шпиль колокольни был замаскирован, в 1947 году выполнена демаскировка шпиля. В 1952 году закончен ремонт фасадов, а затем осуществлены работы по реставрации интерьеров собора и золочению шпиля. В 1962 году воссоздана существовавшая ранее роспись пилонов под мрамор. Работами руководила архитектор И. Н. Бенуа.

Художественная ценность здания собора чрезвычайно велика. Оно играет важнейшую роль в городском пейзаже и является одним из ведущих сооружений в панораме берегов Невы в центре города. Многоярусная колокольня, завершенная уходящим ввысь острым вызолоченным шпилем, доминирует в ансамбле крепости. Мотив волют на западном фасаде колокольни усиливает впечатление стройности и пирамидальности её силуэта.

Посмотреть: Петропавловская крепость на карте Санкт-Петербурга

См. также:

• Главные достопримечательности Петербурга: Петропавловская крепость

• Архитектурный ансамбль Петропавловской крепости

• Крепостные стены, бастионы и куртины Петропавловской крепости

• Петровские ворота Петропавловской крепости

• Кронверк Петропавловской крепости

Прогулки по Петербургу:

• Прогулка по Петропавловской крепости

• Площадь перед Петропавловским собором

• Трубецкой бастион в Петропавловской крепости

• Тюрьма Трубецкого бастиона

• Алексеевский равелин Петропавловской крепости

• Время работы Петропавловской крепости

• Как добраться до Петропавловской крепости

История Петербурга:

• Основание Петербурга: Петропавловская крепость

• Основание Петербурга: освоение Петроградского острова

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический

университет им. Н.Г.Чернышевского»

Русская православная культура

Реферат

Русское искусство в эпоху Петра I

Выполнила: студентка 2 курса ЗабГГПУ Кривякина А.А.

Проверила : к.п.н. Бурунова Н.Д.

Чита 2009

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………….3

§1. Петр I : биография……………………………………………………….5

§2. Зарождение нового искусства при Петре I………………………….11

§3.Развитие живописи в петровскую эпоху……………………………19

§4. Графика начала XVIII века………………………………………….25

§5.Освоение новых методов в скульптуре…………………………….28

Заключение………………………………………………………………..33

Список литературы…………………………………………………….. 34

Введение.

Эпоха Петра I (1672–1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Несомненно, многое из того, что ознаменовало смену эпох, было подготовлено ходом истории и давало себя знать еще в XVII в.

По мнению С. Ф. Платонова, разделяемому большинством историков, «Петр проводил свои реформы без четкого плана, отзываясь на первоочередные потребности. Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого — наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной» .

Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий — автор «Арифметики…». В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа.

Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь — 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.

В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты «Ведомости» — первой русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра.

Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство «по образу и подобию» европейского. В 1717 г. выходит книга «Юности честное зерцало» — своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи — дворянские собрания по образцу европейских .

Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

§1.Петр I: биография.

Пётр Алексеевич Романов (Пётр I, Пётр Великий) — первый император всероссийский, родился 30 мая 1672 года, от второго брака царя Алексея
Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А.С.Матвеева. Пётр был четырнадцатым ребёнком царя Алексея и первым от его второго брака. Первая жена царя, дочь И.Д. Милославского Марья Ильинична, умерла, оставив ему двух сыновей Фёдора и Ивана, и много дочерей. Таким образом, при царе Алексее в царском семействе два враждебных друг другу круга родных: старшие дети царя с Милославскими и Наталья Кирилловна с сыном и роднёй. Дело в том, что царевичи Фёдор и Иван не отличались физической крепостью и не подавали надежды на долголетие, а младший царевич Пётр цвёл здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был самым младшим из братьев, именно ему было суждено стать царём. На это и надеялись Нарышкины, но этого очень боялись Милославские, и только страх перед царём Алексеем сдерживал проявления семейной вражды.

Со смертью царя Алексея Михайловича глухая борьба Милославских и
Нарышкиных переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги. Боярин А.С. Матвеев, стоявший тогда во главе всех дел был сослан на север в Пустозёрск. Положение матери Петра стало очень затруднительно.

Обучение Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его начали учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын
Зотов, человек учёный, но любящий выпить. Впоследствии Петр назначил его князем-папой шутовской коллегии пьянства.

Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол. Так же начинали своё учение и царь Алексей, и его старшие сыновья.
Зотов касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском.
Впоследствии Пётр не терял интереса к истории, придавал ей большое значение для народного образования.

До смерти своего отца, царя Алексея, Пётр жил баловнем в царской семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Фёдор был крёстным отцом своего маленького брата и очень любил его. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении.

«Учился ли Пётр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным; сохранилось предание о том, что Зотов показывал царевичу много «потешных листов”, то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых в Москву из-за границы. За обучением у Зотова должна была следовать схоластическая наука, с которой знакомились старшие братья и даже сёстры
Пётра под руководством киевских монахов. Петру предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого обучения царь Фёдор умер, и началась смута 1682 года. Из-за этого Пётр остался без систематического образования. До конца жизни он игнорировал грамматику и орфографию «.

Царь Фёдор Алексеевич умирает, не оставив наследников престола. По общему мнению, наследовать престол должен был его брат Иван. Но 15-летний Иван был очень болезненным и малоумным и, конечно, не мог принять власти. Зная это, любимцы царя Фёдора (Языков, Лихачёв и др.) устроили дело так, что сразу после смерти Фёдора патриарх Иоаким и бояре провозгласили царём младшего царевича Петра. Однако, права царевича Ивана были нарушены и его родные не могли примириться с происшедшим. Самыми умными и решительными среди них были царевна Софья Алексеевна и боярин Иван Михайлович
Милославский. Против своих врагов (Языкова и Нарышкиных) они подняли стрелецкое войско.

Стрельцам дали знать, что царевич Иван задушен и в руки стрельцов дали список «изменников-бояр”. Стрельцы поверили и начали открытый мятеж. 15 мая 1682 года они, вооружившись, пришли в Кремль. Царица Наталья Кирилловна вывела на Красное крыльцо дворца царя Петра и царевича Ивана и показала их стрельцам. Однако стрельцы не успокоились, вломились в царский дворец и на глазах членов царской семьи зверски убили боярина Матвеева и многих родственников царицы Натальи. Пётр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление твёрдостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце он не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и его сторонников. Но майские ужасы неизгладимо врезались в память Петра, вероятно, отсюда берут начало и известная нервность, и его ненависть к стрельцам. Через год 11-летний Пётр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей.

Через неделю после начала бунта (23 мая) победители потребовали от правительства, чтобы царями были назначены оба брата; ещё неделю спустя (29- го), по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление было вручено царевне Софье. Партия Петра была отстранена от всякого участия в государственных делах.

За всё время регентства Софьи Наталья Кирилловна приезжала в Москву лишь на несколько зимних месяцев, проводя остальное время в подмосковном селе Преображенском. Около молодого двора группировалась значительная часть знатных фамилий, не решавшихся связать свою судьбу с временным правительством Софьи. Предоставленный самому себе, Пётр разучился переносить какие-то стеснения, отказывать себе в исполнении какого бы то ни было желания. Царица Наталья, женщина «ума малого”, по выражению её родственника князя Куракина, заботилась, по-видимому, исключительно о физической стороне воспитания своего сына.

«Огненный, гениальный ребёнок не может сидеть в комнате без дела; он рвётся из печального опального дома на улицу, собирает около себя толпу молодёжи из придворных служителей: забавляется, играет с ними: как все живые дети любит играть в войну, в солдаты. На берегу Яузы у села
Преображенского он построил себе «потешную” крепость — Пресбург и около неё собрал целую дюжину «потешных” воинов. Сначала это был сплошной сброд «преображенские конюхи”, как выражалась Софья. Потом этой компании Пётр придал форму двух солдатских полков (Преображенского — в селе Преображенском и Семёновского — в соседском селе Семёновском), и понемногу из «потешных” полков у Петра образовались настоящие полки, положившие впоследствии начало гвардии. Полевая забава Петра получила широкие размеры и серьёзное значение. Пётр понял важность военного дела и стал учиться инженерному и артиллерийскому искусству» .

«Для математики, фортификации, токарного мастерства и огней артифициальных” появляется при Петре учитель-иностранец Франц Тиммерман. Сохранившиеся тетради Петра свидетельствуют о его настойчивых усилиях усвоить прикладную сторону арифметической, астрономической и артиллерийской премудрости: те же тетради показывают, что основания этой премудрости так и остались для Петра тайной. Зато токарное искусство и пиротехника всегда были любимыми занятиями Петра. Широко известна страсть Петра к лодкам и кораблям. После того, как Пётр нашёл в селе Измайлове заброшенный мореходный ботик («дедушку русского флота”) и научился плавать на нём, он весь ушёл в это дело и начал строить суда на большом Переяславском озере.
Многим это казалось пустой забавой. Осуждали в Петре и его близость к немцам. Пётр часто бывал в немецкой слободе, ведь именно там он мог найти объяснения многим непонятным для русских людей вещам, например астролябии.
Пётр особенно сблизился с шотландцем Гордоном, генералом русской службы, учёным, и со швейцарцем Лефортом, полковником, человеком очень способным и весёлым. Под влиянием Лефорта Пётр привык к шумным пирам и разгулу. К сожалению, ни князь Борис Алексеевич Голицын — воспитатель Петра, ни его воспитатель Никита Зотов не могли удержать молодого царя от кутежей и шумных пирушек.

Петровское барокко — архитектурный и художественный стиль, одобренный Петром I и широко используемый для проектирования зданий в новой столице России — Санкт-Петербурге. Это направление ограничено условными рамками 1697—1730 гг. И возникло на фоне увлечения Петра Великого и его непосредственных преемников западноевропейской стилистикой строительства зданий.

Чем примечательно петровское барокко

Этот архитектурный стиль ориентировался на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры, представленной, в частности, Тессинами. Здания петровского барокко, выполненные по западноевропейским прообразам — во многом выполнены в эклектичном стиле, в них ощущается влияние «интернационального» барокко Бернини, которое смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины.

Сводить всё многообразие архитектурных решений архитекторов в период правления Петра I к барокко можно только с известной долей условности. Архитектуре петровского времени свойственны следующие черты:

  • простота объёмных построений,
  • чёткость членений и сдержанность убранства,
  • высокие кровли «с переломом» голландского типа,
  • башни со шпилями,
  • двуцветная окраска штукатурки (красное с белым или синее с белым),
  • плоскостная трактовка фасадов с упрощённым использованием ордерной системы за счёт кирпичной кладки «с напуском».

А. И. Некрасов, историк русской архитектуры, назвал «пилястровым» этот период развития русской архитектуры. В это время в Москве было распространено нарышкинское барокко, и в отличие от него петровское барокко представляло собой отказ от византийский традиций, главенствующие в российской архитектуре около 700 лет.

Вместе с тем петровское барокко отличается от голицынского барокко, которое черпало вдохновение в образцах итальянских и австрийских мастеров.

Первые архитекторы и строения петровского барокко

Первыми архитекторами петровского барокко Санкт-Петербурга были Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Эти мастера приехали в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих строителей привнёс в облик сооружаемых зданий архитектурные и художественные традиции своей родины, той архитектурной школы, которую он представлял.

Традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов и другие мастера, которые курировали осуществление их проектов. Первыми сооружениями петровского барокко можно считать здания, возведённые в Москве до начала планомерной застройки новой столицы России.

Это Лефортовский дворец в Москве 1697—1699 годов постройки по проекту архитектора Д. В. Аксамитова, перестроенный в 1707—1709 годах Дж. М. Фонтана, и церковь Архангела Гавриила, в народе прозванная Меншиковой башней. Её возвели в 1701—1707 годах по проекту архитектора Ивана Зарудного. В этих сооружениях элементы московского барокко сочетались с ордерными деталями в оформлении фасадов. Прихотливым сочетанием элементов московского и петровского барокко отмечено и пришедшее ему на смену аннинско-елизаветинское барокко.

Образцы петровского барокко в Петербурге

Если в период правления Петра I и Анны Иоанновны отечественное барокко было достаточно скромным, то любившая развлечения императрица Елизавета Петровна, взойдя на престол, сполна воплотила в архитектуре пристрастие к роскоши.

Главным архитектором государыни был Франческо Бартоломео Растрелли, который тяготел к исполинским масштабам, пышности внутреннего убранства и обильному использованию позолоты. В интерьерах елизаветинских строений использовались сказочные мотивы, обилие лепнины и резных украшений, массивных зеркал и хрустальных предметов. К первым зданиям петровского барокко можно отнести:

Летний дворец Петра I — самое старое каменное здание, сохранившимся в Петербурге. Двухэтажный дворец был построен по проекту Доменико Трезини и является одним из самых ярких представителей петровского барокко.

Петропавловский собор начали строить 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Архитектором проекта выступил также Доменико Трезини.

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец стал первым каменным зданием в новой столице России — Санкт-Петербурге. Его строительство длилось 4 года и было завершено к 1714 году. Проект дворца создали архитекторы Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель.Церковь Симеона и Анны

Церковь Симеона и Анны

Церковь была постро6на в 1731 — 1734 годах архитектором Михаилом Земцовым и его помощником Иваном Бланком. В строении были соединены черты русского церковного зодчества с приёмами западноевропейской архитектуры.

Палаты Кикина — один из старейших частных домов Санкт-Петербурга. Свое название он получил по имени первого владельца — Александра Кикина, соратника Петра I. При Кикине палаты были одноэтажными, позже был надстроен второй этаж. Сейчас же палаты выглядят так же, как и при Кикине, — после окончания Великой Отечественной войны здание, сильно пострадавшее от обстрелов, реконструировали в формах петровского барокко.

Большой Екатерининский дворец

Екатерининский Дворец в Царском Селе — самый яркий памятник барочной архитектуры. Его строили по проекту Бартоломео Растрелли в 1752—1756 годах. Архитектор приложил все усилия для того, чтобы резиденция стала одним из самых впечатляющих и грандиозных построек в России, и в 1756 году состоялась торжественная презентация 325-метрового дворца перед российскими вельможами и иностранными гостями.

Смольный собор

Собор возводился знаменитым архитектором Растрелли по велению императрицы Елизаветы в 1748 году. Смольный собор сторон стал символом нарушения европейских барочных традиций. Если в Европе было принято делать барочным только главный фасад здания, то Смольный стал нарядным, объёмным и трёхмерным строением. Архитектор Джакомо Кваренги, автор Смольного института, когда проходил мимо собора, неизменно восклицал, снимая шляпу: «Вот это храм!».

Александро-Невская лавра

Александро-Невская лавра была заложена еще в 1710 году на том месте, где Александр Невский одержал победу над шведами. Эта символичность была очень важна для Петра Великого. Автором проекта стал Доменико Трезини. Он построил прямоугольное в плане здание, фасад которого сдержанно украшен пилястрами и лепниной. Завершает храм граненый купол, установленный на световом фонаре.

Дворец Марли

Небольшой двухэтажный дворец расположен в западной части Нижнего парка Петергофа. Марли стало первым русским зданием с коридорной системой планировки — системой изолированных комнат, связанных одной галереей. Он получил свое название в честь резиденции Людовика XIV Марли ле Руа.

Павильон Эрмитаж

Павильон возвели по бытовавшей в то время моде на так называемые приюты отшельника. Автором проекта стал Иоганн Браунштейн, начавший строительство в 1721 году и завершивший его уже после смерти Петра I.

Здание государственных коллегий

Здание Двенадцати коллегий расположено на Университетской набережной Васильевского острова. Его построили в 1722—1742 годах для размещения петровских коллегий. Крупнейший по размерам памятник петровского барокко состоит из 12 идентичных трёхэтажных секций. Общий проект составил Доменико Трезини; верхние этажи проектировал Теодор Швертфегер.

Кунсткамера

Кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) — первый музей России, учреждённый императором Петром Великим и находящийся в Санкт-Петербурге. Ныне существующее здание возводилось с 1718 по 1734 годы. Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. С 1719 по 1724 год, начиная с уже исполненных фундаментов, строительство вёл Гербель. Архитектор внёс ряд изменений в проект Маттарнови.

Монплезир

Пётр I слыл непритязательным характером и отличался порой даже презрением к роскоши. Его дворец в Петергофе, получивший название «Монплезир», или «Мое удовольствие», имеет мало общего с дворцами других европейских монархов. Дворец был построен по личному указанию Петра I в 1714—1723 годы архитекторами Андреасом Шлютером, Иоганном Фридрихом Браунштейном, Жаном-Батистом Леблоном, Николо Микетти.

Если внешне дворец выглядит очень сдержанно и скромно, то в создании интерьеров Петр I отошёл от своих аскетичных правил. Монплезир ни разу не был перестроен, его внутренняя отделка не менялась — дворец сохраняли как память о первом российском императоре, который его очень любил за прекрасный вид на Финский залив, открывающийся с террасы.

1. Архитектурные памятники Петербурга Петровской эпохи.

Презентацию подготовила ученица 7 класса Толстикова Анастасия.

2. Основные памятники, сохранившиеся до наших дней в Санкт-Петербурге.

1.Летний Дворец Петра I.
2. Дворец Меншикова.
3. Петропавловские ворота Петропавловской
крепости.
4. Кикины палаты.
5.Здание Кунсткамеры.
6. Зимний дворец Петра Первого.
7. Строгановский дворец .

3. Летний дворец Петра 1.

Летний дворец Петра́ I — название
сохранившейся до наших дней в
первозданном виде резиденции Петра
I в Летнем саду Санкт-Петербурга.
Используется как музей
(филиал Русского музея). В настоящее
время закрыт на реставрацию для
посещения не доступен. Летний дворец
был построен в стиле барокко по
проекту Доменико Трезине в 1710—
1714 годах. Это одно из старейших
зданий города. Двухэтажный дворец
достаточно скромен и состоит всего из
четырнадцати комнат и двух кухонь

4. ДВОРЕЦ МЕНШИКОВА.

До сегодняшнего дня
сохранился дворец
Меншикова, одно из первых
каменных строений СанктПетербурга, подлинный
памятник архитектуры
петровского времени. Это
жилое здание было
одновременно и
административным центром
новой столицы в ранний
период ее строительства.

5. Петропавловские ворота Петропавловской крепости.

Петровские ворота —
триумфальные
ворота Петропавловской
крепости в Санкт-Петербурге,
находящиеся в Петровской
куртине между Государевым и Мен
шиковым бастионами.
Памятник петровского барокко.
Деревянные Петровские ворота с
резным убранством были
построены в 1708 году (в 1716—1717
годах перестроены в камне) по
проекту Доменико Трезини

6. Кикины палаты.

Ки́кины пала́ты — памятник
архитектуры петровского барокко,
находящийся в Санкт-Петербурге. Это
единственный сохранившийся до нашего
времени дом адмирала-советника и
одного из сподвижников Петра I —
Александра Кикина. Он был построен
в 1714—1720 годах неизвестным
архитектором недалеко
от Смольного(возможно, Андреасом
Шлютером). В 1718 году Кикин был казнён
за организацию побега из России
царевича Алексея Петровича, а его дом
взят в казну.

7. Здание Кунсткамеры.

Кунсткамера — кабинет редкостей, в
настоящее время —
Музей антропологии и этнографии имени П
етра Великого Российской академии наук —
первый музей России, учреждённый
императором Петром Первым и находящийся
в Санкт-Петербурге. Кунсткамера— в прошлом
название различных исторических,
художественных, естественно-научных и
других коллекций редкостей и места их
хранения.

8. Зимний дворец Петра Первого.

Зимний дворец Петра Первого,
возведенный под личным руководством
императора, был его личной
резиденцией. Сейчас интерьеры этого
здания, превращенные в музей, могут
рассказать о вкусах, привычках и
характере великого правителя.
У Зимнего дворца непростая длинная
история. Место для строительства
выбиралось тщательно: Петр Первый
хотел видеть из окна Стрелку
Васильевского острова, Заячий остров и
уходящую в море Малую Неву.

9. Строгановский дворец .

Строгановский дворец .
Строгановский дворец был построен
за два года (в период с 1752 по 1754
год). Это здание — один из
ярчайших образцов русского
барокко.
Внешний вид здания
характеризуется особой
выдержанностью стиля и
строгостью композиции. В
центральной части выделены
парные колонны и фронтон с
гербом Строганова.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *